Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности развития внимания в младшем дошкольном возрасте (Психология развития и возрастная психология, Новосибирский Государственный Педагогический Университет)

Работа №87498

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольное образование

Объем работы26
Год сдачи2021
Стоимость450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа носит методический характер.
Есть приложения (методические материалы).

Введение 2
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей развития внимания в младшем дошкольном возрасте 4
1.1 Современное состояние психологического понимания внимания 4
1.2 Общепринятые виды внимания и их свойства 7
Глава 2. Эмпирическое исследование развития функции внимания у детей младшего дошкольного возраста 13
2.1 Организация и ход эмпирического исследования 13
2.2 Результаты эмпирической работы 15
2.3 Анализ результатов эмпирической части исследования 17
Заключение 20
Библиографический список 22
ПРИЛОЖЕНИЕ А 25
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 26


Окружающий нас мир, мы воспринимаем органами чувств, а именно смотрим, слушаем, чувствуем, все это вызывает у нас внимание к предмету или объекту, с которым мы взаимодействуем. Все это позволяет активировать и усилить нашу познавательную деятельность в процессе наблюдения и восприятия чего либо. Поэтому, в первую очередь, внимание является направленным и сосредоточенным сознанием на существующем объекте. Кроме этого, следует понимать, что внимание подразумевают некую активность, что вызывает процесс осознанного или бессознательного восприятия информации через органы чувств.
Главной особенностью внимания является человеческие предпочтения, потребности, цели или его направления.
Восприятие, какого либо объекта вызванного вниманием, делает его более ярким и отчетливым. Известно, что чем активнее сознательная деятельность, тем отчетливее проявляется объект в сознании и интенсивнее самосознание. Данная связь между сознанием и создающимся в нем объекте есть внимание.
Наличие или отсутствие внимания сопровождается практической или теоретической деятельностью. Это значит, что внимание человека проявляется только тогда, когда направление его мыслей сопровождается направлением его деятельности, и оба направления совпадают.
Так понятием внимание можно описать любой психический процесс человека. Данный фактор обеспечивает избирательность в ходе любой умственной деятельности, как простой, так и сложной. Проблема внимания – одна из самых сложных проблем психологии. В истории изучения этой проблемы были разные периоды. Внимание рядом авторов трактуется как

сенсорное явление, т.е. как фактор, способствующий только избирательному потоку приема и обработки различной информации.
Таким образом, актуальностью данного исследования является то, что одним из условий успешного обучения является развитие произвольного, осознанного внимания в раннем дошкольном возрасте.
Объект исследования: развитие внимания.
Предмет исследования: внимание в младшем дошкольном возрасте.
Цель исследования: выявить особенности развития внимания в младшем дошкольном возрасте.
В соответствии с целью исследования, нами были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить современное психологическое понимание внимания.
2. Рассмотреть свойства и виды внимания.
3. Исследовать психологическую характеристику детей младшего дошкольного возраста.
4. Организовать и провести эмпирическое исследование особенностей развития внимания в младшем дошкольном возрасте.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исходя, из изученных отечественных источников литературы, следует выделить несколько основных функционирующих способностей внимания окружающей среды и деятельности детей младшего возраста.
С помощью изученных функций возможно:
 создать условия для продолжительной и выборочной работы;
 стимулировать и приостанавливать излишний психологический процесс;
 содействовать в выборе необходимой информации с условиях ее актуализации.
В ходе эксперимента было установлено, что дети младшего возраста обладают непроизвольным вниманием, при котором тяжело добиться концентрации и часто находится во взаимодействии с внешними впечатлениями. Это приводит к быстрому переключению внимания и неспособностью сконцентрироваться на чем-то одном.
Однако, с истечением времени возможно развить произвольное внимание детей при помощи интенсивного воздействия взрослых людей. Постепенное развитие индивидуальных функционалов детей, связанных с концентрацией, распределение и изменение устойчивости, помогает развить произвольное внимание.
Основной задачей формирования внимания как отдельного психологического процесса и личностных качеств, является достижение перехода произвольного внимания в непроизвольное. При этом происходит формирование чувства ответственности за проделанную работу, мотивации к высокому уровню выполнения задач; развитие интереса, дисциплинарной организации выполнимой деятельности.
Во многих случаях у детей младшего возраста зачастую неразвита, либо нарушена функция внимания, в связи, с чем это затрудняет

взаимодействие с обществом, ухудшает работоспособные качества, и, следовательно, затрудняет организацию учебного процесса педагогу.
Следовательно, актуальным является разработка методических решений для развития внимания у детей.



1. Аксенова М.Н., Некрасова К.А. Об уровне развития устойчивости произвольного внимания у детей, поступающих из детского сада в школу// Ученые записки Горьковского пединститута. Вып.117, 1971. с. 3-12.
2. Аладжанова Н.А., Слотинцева Т.В., Хомская Е.Д. Соотношение между динамикой произвольного внимания и сверхмедленными минутными колебаниями потенциалов мозга// Вопросы психологии. 1976. – №3. –С.111- 118.
3. Вишневская В.П. Особенности развития внимания в условиях автоматизированной обучающей системы (АОС): Автореф. дис.канд. психол. наук. Минск, 1991. – 22с.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Деятельность и внимание// А.Н.Леонтьев и современная психология/ Под ред. А.В.Запорожца и др. М.: Изд-во Моск. Ун- та, 1983. – С.165-177.
5. Горохова Е.Н. Внимание учащихся в условиях групповой и индивидуальной формы организации обучения: Дис.канд. психол. наук. М., 1987. –146с.
6. Гулина М.А. Проявление характеристик внимания в индивидуальном стиле деятельности при различных свойствах темперамента: Автореф. дис.канд. психол. наук. Л., 1987. – 20с.
7. Дубровинская Н.В., Чеснокова В.Д. Характеристики процесса внимания у детей 6–7 лет // Новые исследования по возрастной физиологии. 1978. –№1.–С.17–21.
8. Заремба В.Б., Трофимов В.Е. О влиянии непроизвольного переключения внимания на устойчивость произвольного при воспроизведении двух синхронно звучащих текстов // Вопросы психологии познавательной деятельности. М., 1977. – С. 28-35.
9. Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания: Автореф. Дис.канд. психол. наук. Иваново, 1970. – 18с.

10. Коробов Е.Т. Внимание как условие познавательной активности// Сред, спец. образование. 1988. – №7. – С.37-39.
11. Кузнецов А.И., Кореневский Н.А. Прибор для исследования свойств внимания и памяти// Вопросы психологии. 1991. – №2. – С. 23-25.
12. Лаптева Р.Г. Психологические особенности переключения внимания в мыслительной деятельности: Дис.канд. психол. наук. М., 1985. – 173с.
13. Лукомская С.А. Этапы развития внимания и его психофизиологическая характеристика: Автореф. дис.канд. психол. наук. Л., 1979. – 19с.
14. Макогонова А.А. Распределение внимания в связи с особенностями нервной деятельности:. Автореф. дис.канд. психол. наук. М., 1954. –14с.
15. Маликова В.А. О некоторых особенностях динамики распределения внимания // Вопросы психологии познавательной деятельности. М., 1980. – С.61-73.
16. Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Бонк И.А. Как развить внимание и память вашего ребенка: Кн. для детей и их родителей. М.: Эйдос, 1995. – 156с.
17. Мельничук Т.Н. К вопросу о формировании внимания у детей// Новое в психологии. Вып.2. М., 1977. – 140-145.
18. Нетопиная С.А. Колебательные изменения функции внимания как закономерность в деятельности мозга // Вопросы психологии. 1984. – №5.
–С. 22–25.
19. Петухова Т.В. Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста: Автореф. дис.канд. психол. наук. –М., 1951. 14с.
20. Рутман Э.М. Исследование развития внимания в онтогенезе // Вопросы психологии. 1990. – №4. – С. 161-167.

21. Степанский В.И., Прыгин Г.С. Измерение переключаемости внимания в сенсомоторной деятельности // Вопросы психологии. 1989. – №1.
–С.31-34.
22. Страхов И.В. О психологической структуре внимания // Вопросы психологии внимания. Вып.8. Саратов, 1976. – С. 4-9.
23. Угарова Г.М. Возрастная динамика свойств внимания дошкольников и младших школьников.: Автореф. дис.канд. психол. наук. М., 1994. –21с.
24. Якобсон С.Г., Сафонова Н.М. Анализ формирования механизмов произвольного внимания у дошкольников // Вопросы психологии. 1999. –№5.
– С.3–10.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ