Введение 3
Глава I. Становление и развитие технических интересов школьников 6
1.1 Интерес как мотив учения 6
1.2 Технический интерес и особенности его формирования 9
1.3 Мотивация технического интереса школьников 15
1.4 Источники возникновения и стимулы развития технических
интересов учащихся 18
1.5 Взаимосвязь технических интересов и способностей 19
Глава II. Формирование технических интересов школьников на
уроках технологии 27
2.1 Машиноведение и металлообрабатывающие станки 27
2.2 Методика изучения обрабатывающих станков 33
2.3 Назначение и классификация фрезерных станков 35
2.4 Широкоуниверсальный консольно-фрезерный станок 40
2.5 Методические рекомендации при работе на фрезерных
станках 48
Заключение 51
Список использованной литературы
Актуальность исследования. В современный период развития общества, характеризующийся коренными изменениями социально-экономической, политической жизни страны, целью общеобразовательной школы становится формирование творчески мыслящих молодых людей, что требует формирования и развития технических интересов обучаемых, сотрудничества учителей и школьников в учебном процессе.
Понимание того, что от технического развития, внедрения современных технологий и производство напрямую зависит благосостояние нашей страны, определяет пристальное внимание учителей к преподаванию технических дисциплин.
Обучение школьников на уроках технологии предполагает их вооружение знаниями устройства обрабатывающих станков, способов обработки материалов, отдельных видов обрабатывающего оборудования.
Эти знания должны хорошо состыковываться с элементами общей теории обработки, знанием этапов технологического процесса.
Важную роль в обучении школьников играет понимание способов воздействия на предмет труда и характерные движения механизмов станков, обеспечивающих эти движения.
Кроме того, учащимся должны быть известны простейшие способы наладки и регулировки станка на выполнение данной операции. Это невозможно без осознанного понимания устройства и взаимодействия узлов обрабатывающего станка.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно заметить, что формирование и развитие технических интересов играет важную роль в обучении школьников.
Объект исследования: учебный процесс на уроках технологии.
Предмет исследования: изучение металлообрабатывающих станков на уроках технологии на примере изучения фрезерного станка.
Цель исследования: исследование некоторых аспектов формирования и развития технического интереса учащихся.
Задачи исследования.
1. Изучить теоретическую и методическую литературу по исследуемой теме.
2. Разработать подходы, формирующие технические интересы школьников при изучении фрезерных станков с использованием кинематических схем на уроках технологии.
Основная идея исследования. Использование кинематических схем при изучении фрезерных станков способствует развитию технических интересов школьников.
Методы исследования.
1. Анализ литературы по психолого-педагогическим, техническим и методическим аспектам.
2. Педагогическое наблюдение.
Выпускная квалификационная работа выполнена на кафедре общей инженерной подготовки инженерно-технологического факультета Елабужского института К(П)ФУ и состоит из двух глав и 9 параграфов общим объемом 54 страницы.
В первой главе рассматриваются вопросы, касающиеся технических интересов и особенностей их развития. В частности рассматривается структура технических интересов, исходя из анализа различных видов технической деятельности, и дается подробная характеристика компонентов технических интересов.
Во второй главе рассматриваются вопросы, касающиеся развития технических интересов школьников на базе изучения фрезерных станков. Приводится методика чтения кинематических схем механизмов фрезерных станков. Предлагаются методические рекомендации для эффективного изучения станков.
Практическая значимость заключается в следующем. Разработана методика построения и чтения кинематических схем механизмов фрезерных станков, что в свою очередь способствует развитию технических интересов школьников.
Одной из важных задач учителя в современной школе является развитие технических интересов школьников на базе школьного оборудования (станков, механизмов и т.д.), что в свою очередь является необходимым звеном технологической подготовки учащихся элементам машиноведения на уроках технологии в системе технического образования.
В выпускной квалификационной работе рассматривались вопросы касающиеся технических интересов и особенности их развития. Рассматриваются также методические аспекты обучения школьников технологии, в частности использование кинематических схем при изучении фрезерного станка.
Разрабатываемые в выпускной квалификационной работе материалы были использованы на уроках технологии. Результаты педагогического наблюдения привели к выводу, что использование кинематических схем при изучении работы фрезерных станков позволяет детально изучить взаимодействие механизмов станка.
В результате исследования можно сделать вывод, что умение правильно читать кинематические схемы механизмов способствует развитию технических интересов школьников.
Практическая значимость. Учителя технологии могут использовать материалы выпускной квалификационной работы на уроках технологии в процессе формирования технических интересов школьников.
1. Артемьева, Т.И. Методологический аспект проблемы способностей./ Т.И. Артемьева. - М.: Наука. - 1977. - 136 с.
2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. - Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение. - 1984. - 257 с.
3. Атутов, П.Р. Политехническое образование школьников: сближение общеобразовательной и профессиональной школы./ П.Р. Атутов. - М.: Просвещение. - 1986. - 298 с.
4. Ахметов, Л.Г. Методика творческого изучения техники на реальных технических устройствах./ Л.Г. Ахметов., Е.М. Шабашвили. - Елабуга. - 2005. - 81 с.
5. Бабанский, Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе./ Ю.К. Бабанский. - М., 2001. - 186 с.
6. Батышев, С.Я. Производственная педагогика./ С.Я. Батышев. - М.: Машиностроение. - 1984. - 672 с.
7. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребностей к самообразованию./ В.Б. Бондаревский. - М.: Просвещение. - 1985.
8. Василевский, С.М. Технические способности и условия их развития как предпосылки технического новаторства./ С.М. Василевский. - Сб. Проблемы способности. Отв.ред. Мясищев В.Н. - М.: Издательство АПН РСФСР. - 1962. - с. 35-41.
9. Галперин, П.Я., Эльконин, Д.И. К исследованию интеллектуального развития./ П.Я. Гальперин, Д.И. Эльконин.// Вопросы психологии. - 1969. - 179 с.
10. Гальперин, П.Я. Формирование умственных действий//Хрестоматия. Познавательные психические процессы/ Сост. и общ.ред. А. Г. Маклакова. — СПб.: Питер, 2001. - 451с.
11. Давлетшин, М.Г. Формирование технических интересов учащихся 5-7 классов средней школы./ М.Г. Давлетшин. - Уч.зап. Ташкентского госпединститута им. Низами, вып.5. - 1956. - с. 67-72.
12. Давлетшин, М.Г. Психология технических способностей./ М.Г. Давлетшин. - Ташкент: фил.Уз.ССР. - 1971. - 131 с.
13. Иванов, П.И. О конструктивно-техническом мышлении и его активизация в процессе трудового обучения./ П.И. Иванов.// Вопросы активизации мышления и творческой деятельности учащихся. - М. - 1964. - 58 с.
14. Кругликов, Г.И. Теоретические основы методики преподавания технологии./ Г.И.Кругликов. - Курск: Издательство Курского госпед- университета, 1998. - 252 с.
15. Кудрявцев, Т.В. Психология технического мышления./ Т.В. Кудрявцев. - М.: Педагогика. - 1975. - 304 с.
16. Ковалев, А.Г., Мясищев, В.Н. Психические особенности человека./ А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев. - Изд. ЛГУ, 1960. - т.2 «Способности».
17. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения./ И.Я.Лернер. - М., 2001. - 254 с.
18. Лында, А.С. Методика трудового обучения./ А.С. Лында. - М.: Просвещение. - 1977. - 256 с.
19. Менчинская, Н.А. Некоторые вопросы применения знаний на практике./ Н.А. Менчинская. //Вопросы психологии. - 1985, №5. - с. 14-19.
20. Методика обучения учащихся технологии. Книга для учителя./ под.ред. педагогического института. НМЦ «Технология». Брянск. - 1998. - 175с.
21. Муравьев, Е.М., Симаненко, В.Д. Общие основы методики преподавания технологии./ Е.М.Муравьев, В.Д.Симаненко. - Брянск: БГПУ, НМЦ Технология, 2000. - 235 с.
22. Платонов, К.К. Вопросы психологии труда/ К.К. Платонов. - М.: Медгиз, 1970. - 157 с.
23. Платонов, К.К. Проблемы способностей./ К.К. Платонов. - М.: Наука, 1972. - 183 с.
24. Половникова, Н.А. О теоретических основах воспитания познавательной самостоятельности в процессе обучения./ Н.А. Половникова. - Казань: Татарское книжное издательство, 1968. - 243 с.
25. Разумовский, В.Г. Развитие способностей учащихся в процессе обучения физике./ В.Г. Разумовский. - М.: просвещение, 1975. - 285 с.
26. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии./ С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002 - 720 с.
27. Сейтешев, А. Развитие технических интересов учащихся./ А. Сейтешев. - Фрунзе: Мектеп, 1967. - 153 с.
28. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий./ Б.М. Теплов. - М.: 1961. - 87 с.
29. Шадриков, В.Д. Проблемы профессиональных способностей./ В.Д. Шадриков. // Психологический журнал. - 1982. - №5. - т.3.
30. Шадриков, В.Д. Структура познавательных способностей./ В.Д. Шадриков. // Психологический журнал. - 1985. - №3. -т.6.
31. Щукина, Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике./ Г.И. Щукина. - М.: педагогика, 1971. - 189 с.
32. Эсаулов, А.Ф. Психология решения задач./ А.Ф. Эсаулов. - М.: Высшая, 1972. - 170 с.