Введение 10
1 Теоретические основы процесса каталитического риформинга 11
1.1 Назначение процесса, характеристика исходных веществ и продуктов,
условия проведения 11
1.2 Физико-химические основы процесса каталитического риформинга 11
1.3 Катализатор и механизм его каталитического действия 14
1.4 Влияние технологических параметров на процесс каталитического
риформинга 15
1.5 Технологическое оформление процесса каталитического риформинга 17
2 Литературный обзор 21
2.1 Обзор современных разработок в области катализаторов 21
3 Объекты и методы исследования 28
3.1 Математические моделирование как метод исследования процесса
каталитического риформинга бензинов 30
5 Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсосбережение 38
5.1 Предпроектный анализ 38
5.1.1 Потенциальные потребители результатов исследования 38
5.1.2 Анализ конкурентных технических решений с позиции
ресурсоэффективности и ресурсосбережения 38
5.1.3 SWOT-анализ 39
5.1.4 Оценка степени готовности научного проекта к коммерциализации .... 40
5.2 Планирование научно-исследовательских работ 42
5.2.1 Определение трудоемкости выполнения работ 43
5.2.2 Разработка графика проведения научного исследования 44
5.2.3 Бюджет научно-технического исследования (НТИ) 47
Список публикаций студента 51
РЕФЕРАТ
Выпускная квалификационная работа содержит 90 с., 34 рис., 22 табл., 42 источника, 2 прил.
Ключевые слова: каталитический риформинг, катализатор, промышленная установка, компьютерно-моделирующая система, текущая активность, оптимальная активность.
Объектом исследования являются различные марки катализаторов - PR- 9, R-98 и РБ-33У/РБ-44У марки Ш.
Цель работы заключается в проведении исследований по повышению ресурса платиносодержащих катализаторов риформинга.
В работе использовался метод математического моделирования, который заложен в основу программы «Контроль активности катализатора».
В ходе работы был проведен сравнительный анализ Pt-Re катализаторов, которые эксплуатируются на установках каталитического риформинга ООО «РН-Комсомольского НПЗ» и АО «Ачинского НПЗ ВНК».
На основе выполненного мониторинга данных установок произведена оценка эксплуатационных характеристик катализаторов и предложены пути повышения эффективности их работы.
Основные технологические и технико-эксплуатационные характеристики представлены в 4 разделе.
Экономическая составляющая дипломной работы включает расчет затрат на выполнение научных исследований.
В будущем планируется исследование других катализаторов для выявления основных лимитирующих показателей их работы и составление общей базы данных по катализаторам риформинга.
Производство автомобильных бензинов является неотъемлемой частью в нефтепереработке. Одним из ключевых процессов для получения высокооктанового компонента данного вида топлива является каталитический риформинг. В настоящее время продолжает оставаться актуальным повышение селективности процесса и увеличение продолжительности эксплуатационного цикла катализатора.
При рациональном, а главное, эффективном использовании катализатора может быть достигнута максимальная эффективность процесса. В процессе каталитического риформинга используются достаточно дорогие катализаторы и, чтобы продлить срок их службы, необходимо исследовать и рассчитать, насколько эффективно они используется на том или ином нефтеперерабатывающем заводе.
В данной работе проводятся исследования по повышению ресурса платиносодержащих катализаторов риформинга различных марок - PR-9, R-98 и композиция отечественного производства - РБ-33У/РБ-44У марки Ш. Эти катализаторы эксплуатируются на установках каталитического риформинга ООО «РН-Комсомольского НПЗ» и АО «Ачинского НПЗ ВНК».
Мониторинг установок с помощью метода математического моделирования, заложенного в основу компьютерно-моделирующей системы позволит сделать вывод об эффективности эксплуатации катализаторов и сформулировать некоторые рекомендации для технологов по оптимальному ведению процесса.