Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ У МАТЕРЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №87482

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2013
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
232
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
РОДИТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ У МАТЕРЕЙ
1.1. Понятие родительской позиции в психолого-педагогической науке 7
1.2. Типы родительских позиций 18
1.3 Психолого-педагогические условия формирования родительской
позиции у матерей, имеющих детей дошкольного возраста 31
Выводы 37
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РОДИТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ У МАТЕРЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и содержание констатирующего эксперимента 40
2.2 Анализ полученных результатов 43
2.3 Организационные формы работы по формированию родительской
позиции у матерей детей дошкольного возраста 45
2.4 Анализ контрольного этапа эксперимента 47
Выводы 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 61

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Родители играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, - это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка.
Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов: и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Многие родители, находясь под прессом множества проблем, считают возможным выплеснуть свои негативные эмоции на маленького ребенка, который не может противостоять психологической, а часто и физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей. Именно таким образом дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на психическом состоянии детей, установках в общении и поведении на этапе взросления. В целом же психологи и социологи характеризуют современные детско-родительские отношения как отличающиеся общей тенденцией к пренебрежению родительскими обязанностями и повсеместным проявлением жестокости и в физическом, и в психологическом аспекте [51].
Согласно современным представлениям о движущих силах, источниках и условиях развития психики и личности человека, психическое развитие ребенка опосредовано общением и взаимодействием с взрослым, в первую очередь, с родителем. Семья как ближайшее социальное окружение ребенка, удовлетворяет потребность ребенка в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении (Э. Эриксон, А. Фрейд, М. Клейн, Д. Винникотт, Э. Бронфенбреннер, Дж. Боулби, М. Эйнсворт, П. Криттенден, А. Бандура, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, М.И. Лисина). В семье ребенок приобретает первый опыт социального и эмоционального взаимодействия. Эмоциональный климат в семье, где воспитывается ребенок, оказывает существенное влияние на формирование мировосприятия ребенка. В общении ребенка с взрослым создается «зона ближайшего развития», где сотрудничество со старшим партнером позволяет ребенку реализовать свои потенциальные возможности. Специфика самой потребности в общении состоит в стремлении к познанию и к оценке других людей, а через них - к самопознанию и самооценке (Э. Фромм, Э. Эриксон, Р. Бернс, Л.И. Божович, М.И. Лисина, А.М. Прихожан,).
В процессе воспитания ребенка в семье особое значение приобретает родительская позиция, включающая такие компоненты, как особенности эмоционального отношения к ребенку, мотивы, ценности и цели родительства, стиль взаимодействия с ребенком, способы разрешения проблемных ситуаций, социальный контроль и находящая выражение в типе семейного воспитания (Х. Джайнот, Д. Баумринд, А.Е. Личко, А.Я. Варга, А.А. Бодалев, В.В. Столин, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.С. Спиваковская, О.А. Карабанова). В психолого-педагогической литературе описана обширная феноменология стилей семейного воспитания. Разработкой критериев выделения типов воспитания занимались многие отечественные и зарубежные исследователи (Д. Баумринд, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, Г.Т. Хоментаускас, А.Я. Варга и др.).
Цель работы: выявление и обоснование психолого-педагогических условий, влияющих на формирование родительской позиции у матерей, имеющих детей дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование родительской позиции у матерей, имеющих детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования родительской позиции у матерей, имеющих детей дошкольного возраста.
Гипотеза: процесс формирования родительской позиции матерей, имеющих детей дошкольного возраста будет эффективным при соблюдении психолого-педагогических условий:
- процесс формирования и совершенствования отношений
родителей имеет системный и непрерывный характер;
- родители проявляют волевые, эмоциональные усилия для
повышения своей психологической и педагогической компетентности,
- родители имеют духовно-нравственные установки, соответствующие ценностные ориентации с целью преодоления неадекватных форм поведения и стиля взаимодействия с ребенком, ломки системы стереотипов воспитания;
- родители настроены и готовы получать помощь и поддержку со стороны специалистов в области педагогики и психологии, прилагают все свои силы для выполнения их рекомендаций.
Мы считаем необходимым решение следующих задач в процессе исследования:
- изучить понятия родительской позиции в психологии и в педагогике; -выявить и охарактеризовать типы родительских позиций;
- выявить и обосновать психолого-педагогические условия
формирования родительской позиции;
- организовать и провести опытно-экспериментальную работу;
- проанализировать и обобщить результаты опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования:
-анализ психолого-педагогической литературы;
-психологическое тестирование (методика «Опросник принятия родительской позиции» Е.И. Захаровой и А.И. Строгалиной);
-метод математической статистики (критерия Фишера).
База исследования: исследование проводится с родителями детей, посещающих детский сад № 14 «Звездочка», г. Елабуга
Количество родителей, принимавших участие в исследование - 25 человек.
Теоретическая значимость: в ходе изучения психолого-педагогической литературы обобщить понятия об особенностях родительской позиции при воспитании детей, о стилях воспитания детей дошкольного возраста и о психолого-педагогических условиях, влияющих на формирование родительской позиции матерей, имеющих детей дошкольного возраста.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в работе воспитателя детского сада, для оптимизации семейного воспитания путем выработки рекомендаций для родителей.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В теоретической части настоящей работы были раскрыты аспекты понятия «родительские позиции» в психологии и педагогике, типы родительских позиций, причины и возможные нарушения в формировании родительской позиции, психолого-педагогические условия формирования родительской позиции.
Анализ литературы по данному вопросу позволяет еще раз убедиться в том, насколько неоспоримо велика роль семьи, а именно родителей, в становлении здоровья и психики ребенка. Поэтому представляется важным рассмотреть то, как могут складываться родительские позиции и отношения родителей с детьми.
Выбираемый же стиль отношения к ребенку зависит от жизненного стиля личности родителя, т.е. от значения, которое человек придает миру и самому себе, его целей, направленности его устремлений и тех подходов, которые он использует при решении жизненных проблем. А стиль родительского отношения в свою очередь оказывает непосредственное влияние на формирование стиля жизни ребенка, т.к. жизненный стиль формируется очень рано.
Становление родительского поведения, приспособление к роли родителя - одно из главных направлений личностного развития взрослого человека. Трудность этой задачи в том, что она не может быть решена раз и навсегда: по мере роста, взросления ребенка родительская роль многократно видоизменяется, наполняется все новым и новым содержанием.
Одной из наиболее частой причины нарушения родительской позиции являются личностные проблемы родителя, например: 1) воспитательная неуверенность; 2) родительская тревога за жизнь и здоровье ребенка; 3) предпочтения женских качеств в воспитании; 4) расширение сферы родительских чувств; 5) проекция на ребенка собственных нежелательных качеств.
Есть множество форм работы с родителями по созданию условий для формирования родительской позиции. Несмотря на различия этих форм, их объединяет одно назначение - дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.
Непринужденная форма общения, обсуждение актуальных проблем воспитания, учет пожелания родителей, использование методов их активизации способствуют формированию активной родительской позиции.
Уровень родительской позиции формируется при выполнении ряда психолого-педагогических условий.
Это происходит в том случае, если:
- процесс формирования и совершенствования отношений родителей имеет системный и непрерывный характер;
- родители проявляют волевые, эмоциональные усилия для повышения своей психологической и педагогической компетентности,
- родители имеют духовно-нравственные установки, соответствующие ценностные ориентации с целью преодоления неадекватных форм поведения и стиля взаимодействия с ребенком, ломки системы стереотипов воспитания;
- родители настроены и готовы получать помощь и поддержку со стороны специалистов в области педагогики и психологии, прилагают все свои силы для выполнения их рекомендаций.
Для создания в семье благоприятных условий воспитания детей родителям, прежде всего, необходимо овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.
В опытно-экспериментальной части исследования описан ход исследования, анализ результатов исследования, проведена работа с родителями и соотнесены результаты с гипотезами исследования.
Для проведения исследования родительской позиции матерей, имеющих детей дошкольного возраста были использованы следующие методики:
- психологическое тестирование (методика «Опросник принятия родительской позиции» Е.И. Захаровой и А.И. Строгалиной);
-метод математической статистики (критерий Фишера).
На констатирующем этапе работы были получены такие результаты:
В шкале «отношение к зависимости положения родителя» были набраны самые высокие баллы, что составило 15 родителей и 10 родителей набрали низкий балл.
В шкале «отношение к ответственности родителя» 14 родителей набрали высокий балл и 11-низкий балл.
В шкале «эмоциональное отношение к ребенку» 12 родителей набрали высокий балл и 13- низкий балл.
В шкале «отношение к необходимости поддерживать ребенка»- 8 родителей - высокий балл и 17- низкий балл.
В шкале «отношение к руководству ребенком» высокий балл набрали 6 родителе, низкий балл- 19.
В шкале « отношение к заботе о ребенке, удовлетворению его потребностей» высокий балл набрали всего 3 родителя и низкий балл- 22 родителя.
На контрольном этапе работы, после проведенной работы с родителями, нами было получены такие результаты:
В шкалах «отношение к ответственности родителя» баллы были набраны самые высокие, что составило 21 родителей и 4 родителей набрали низкий балл.
В шкалах «отношение к зависимости положения родителя» 18 родителей набрали высокие баллы и 7- низкий балл.
В шкале «эмоциональное отношение к ребенку» 17 родителей набрали высокий балл и 8- низкий балл.
В шкале «отношение к необходимости поддерживать ребенка» - 15 родителей - высокий балл и 10-низкий балл.
В шкале «отношение к руководству ребенком» высокий балл набрали 9 родителе, низкий балл - 16.
В шкале «отношение к заботе о ребенке, удовлетворению его потребностей» высокий балл набрали всего 5 родителя и низкий балл - 20 родителя.
Изучение родительской позиции матерей, имеющих детей младшего дошкольного возраста позволяет статистически доказать, что при создании и соблюдении психолого-педагогических условий процесс формирования родительской позиции будет эффективна. По данным, полученные с помощью методики исследования «Опросник принятия родительской позиции» Е.И. Захаровой и А.И. Строгалиной и метод математической статистики (критерий Фишера), наиболее значимыми оказались родительские позиции такие как, отношение к ответственности родителя, отношение к необходимости поддерживать ребенка и эмоциональное отношение к ребенку.



1. Адлер А. Воспитание детей, взаимодействие полов.- Ростов на/Д., 1998.-256с.
2. Андреева Л.А. Психологические особенности детско-родительских отношений: Дис. канд. псих. наук. - М., 2000-413с.
3. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.- СПб.: Питер, 2001.
4. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения - М.: Союз,
2006. - 206 с.
5. Волкова Е.М. «Трудные дети или трудные родители?» - М.:
Профиздат», 2002.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 2001.
7. Гарбузов В.И. От младенца до подростка - М.: Проспект, 2006. - 196с.
8. Горшенина В.В., Самошкина И.В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания / В.В. Горшенина, И.В. Самошкина. - М.: Глобус, 2007.
9. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. -М., 1997
10. Жигалин С. С. Психологическая сущность и типология родительских
позиций //Наука и образование Зауралья. - 2003. - № 1. - С.124.
11. Жигалин С. С. Особенности материнской и отцовской родительской позиций в аспекте социально-ролевой адекватности семьи подростка //Международная конференция «Психология общения: социокультурный анализ». - Ростов-на Дону: Российское психологическое общество; Ин-т Психологии РАН и др., 2003. - С 249-250 (соавт.).
12.Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб., 2000.- 224с.
13. Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду .- 2008.- №1. - С.9-17.
14.Захарова Е. И. Особенности внутренней позиции родителя // Материалы Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи». - М., 2003. Т. 2. С. 142-144.
15.Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду. - М.:
Педагогическое общество России, 2006.
16.Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
17.Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания В ДОУ: метод. Пособие. - М.: Айрис-пресс, 2007.
18. Калинина P.P., Санева Р.И. Диагностика родительской позиции // Сборник научных статей преподавателей Псковского Вольного института. — Псков, 2004.
19. Ковалёв С.В. Психология современной семьи. - М., 2008. - 367 с.
20. Ковалёв А.Г. Психология семейного воспитания - М.: Проспект, 2006. - 354с.
21. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: ЭКСМО, 2006.
22. Лодкина Т. В., Тихомирова Е. Л. Семья как микромодель общества и социальный институт воспитания // Семейное воспитание: история и современность. Материалы XXIV Всероссийской научн.-практ. конференции. СПб., 2003. С.6-8.
23. Макаренко А.С. О воспитании. — М., 1988.- С.112
24. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. - М.: Айрис-пресс, 2006.
25. Милюкова Е. В. Формирование психологических компонентов родительской любви: Дис.... канд. психол. наук. - Курган, 2005.191 с.
26. Минахметова А.З. Статистические методы в психологии (практикум): Учебно-методическое пособие. 2-е изд., допол.- Елабуга: ЕГПУ, 2011.-115с.
27. Обухова Л. Ф., Шаграева О. А. Семья и ребёнок. - М., 1999
28. Овчарова Р. В. Психологической сопровождение семьи и семейного воспитания. - Курган, 2002. - 72 с.
29. Овчарова Р.В. Психология родительства. - М.: Академия, 2005. 35.
30. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: Союз. 2001.
31. Разумова А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей // Вестник Московского университета.- 2000. - №1.- С.88-93.
32. Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятия родителями своих детей // Вестник Московского университета.- 2002. - №2.- С.48-53.
33. Савина Е. А. Родительские представления и установки: понятие виды, структура //Семейная психология и семейная терапия, 2001. - №3. - С. 85-95.
34. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования/ Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
35. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-
родительских отношений. М., 2001.-118 с.
36. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии.- 2000.- №3. - С.3- 9.
37. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Динамика родительского отношения в онтогенезе ребёнка // Психолог в детском саду.- 2003. - №4. - С.102-108.
38. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М., 1989.- С.192-201.
39. Социальная педагогика: курс лекций/ Под. общей ред. М.А. Галагузовой.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- 416с.
40. Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватности родительских позиций / Семья и формирование личности. - М., 2001.
41. Спиваковская. А.С. Популярная психология для родителей . - СПб.,
2007.
42. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. - М., 2000.
43. Спирева Е. Н., Лидере А. Г. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя // Семейная психология и семейная терапия. - 2001.- № 4. - С.71-83.
44. Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. - М., 1996
-92 с.
45. Столин В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребёнка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики / под ред. А.А. Бодалёва, В.В. Столина. - 1999.
46. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по педагогике.- Ростов-на-Дону, 2001.
47. Филиппова Г. Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Вопросы психологии. - 2001.- №2. - С.27-86.
48. Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие. М., 2002.
49. Фридман Л.М. Психология воспитания: Книга для тех, кто любит детей. - М.: ТЦ Сфера, 2000. - 208с.
50. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. - М., 2000.
51. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи.
- СПб.: Питер, 2009.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ