ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ 7
1.1. Психолого-педагогический аспект развития продуктивного мышления 7
1.2 Организация художественно-конструкторской деятельности на уроках трудового обучения 20
Выводы по первой главе 36
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТРУДА 37
2.1 Выявление начального уровня развития элементов
дизайнерского мышления у младших школьников на констатирующем этапе эксперимента 37
2.2 Система работы по развитию элементов дизайнерского
мышления на формирующем этапе эксперимента 48
Выводы по второй главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
ГЛАВА 1 НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ 7
1.1. Психолого-педагогический аспект развития продуктивного мышления 7
1.2 Организация художественно-конструкторской деятельности на уроках трудового обучения 20
Выводы по первой главе 36
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТРУДА 37
2.1 Выявление начального уровня развития элементов
дизайнерского мышления у младших школьников на констатирующем этапе эксперимента 37
2.2 Система работы по развитию элементов дизайнерского
мышления на формирующем этапе эксперимента 48
Выводы по второй главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Рассматривая человека и окружающую среду в диалектическом единстве, следует подчеркнуть, что его духовная жизнь неразрывно связана с природой и с "миром вещей", который он сам для себя создал.
Духовно-эстетическая значимость предметной среды заметно возрастает в современных условиях и оказывает огромное влияние на формирование художественно-оценочного сознания и мировоззрения человека в целом. Это объясняется тем, что даже природа начинает эстетически восприниматься современным ребенком гораздо позднее, чем вещи, среде которых он проводит большую часть жизни. На ранних этапах развития воспитательное воздействие среды осуществляется в значительной степени стихийно, но к младшему школьному возрасту это влияние так или иначе осмысливается.
В современных условиях требуется дать детям определенную подготовку в той области человеческой деятельности, к которой относится разработка гармонической предметной среды в области технической эстетики (дизайна).
В свете современных требований к образованию преимущественная установка на вооружение учащихся некоторыми унифицированными практическими умениями, которые от класса к классу совершенствуются, уже недостаточно. Ручные умения и владение технологиями могут выступать лишь в качестве средства, но никак не цели обучения, особенно в младшем школьном возрасте. Ручной труд должен являться средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил - т.е. общего развития ребенка. Формирование элементов дизайнерского мышления может быть наиболее успешно реализовано именно в рамках предметно-практической деятельности на материале художественного конструирования. Введение элементов дизайна также позволит наметить и реализовать единую образовательную линию от начальной школы к средней и далее. При этом, начиная со среднего звена, профиль дизайнообразования может постепенно локализоваться в зависимости от ориентации учреждения: в отдельных школах могут функционировать программы, например, по дизайну одежды, прически, бытовых приборов, интерьера.
В целях локализации предмета исследования и определения его научно - теоретических основ мы предприняли анализ печатных источников по проблеме. Анализ источников приводит нас к выводу, что существуют достаточные основы для дальнейшего изучения проблемы воспитания человека, способного к эмоционально-оценочной и творчески созидательной деятельности, направленной на организацию гармонической предметной среды, т.е. проблемы дизайнерского образования учащихся.
Исходя из анализа теоретической разработанности, практического осуществления и значимости проблемы дизайнерского образования, можно утверждать, что логика педагогической теории и практики на современном этапе выдвигает в повестку дня совершенно специфическую задачу: формирование у детей особого типа мышления, которое можно назвать «дизайнерским мышлением».
Именно руководствуясь им как комплексом, состоящим из особой установки сознания, оценочных суждений и способов творческой деятельности, человек может формировать в себе эстетическое отношение к миру вещей. Художественное конструирование-это процесс рационального проектирования изделий с учетом законов гармонии и красоты. Эстетическая выразительность должна достигаться как результат последовательного осуществления конструкторского замысла.
Все вышеизложенное и определило проблему: при каких эстетико-педагогических условиях обеспечивается формирование элементов дизайнерского мышления у младших школьников на уроках трудового обучения?
Объект: Художественно-конструкторская деятельность младших школьников на уроках труда.
Предмет: Процесс формирования элементов дизайнерского мышления в процессе решения художественно-конструкторских задач.
Цель исследования: Выяснить при каких эстетико-педагогических условиях обеспечивается формирование элементов дизайнерского мышления у младших школьников на уроках трудового обучения.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
2. Определить содержание понятий "элементарное дизайнерское мышление", понимая под последним возможный уровень его развития для учащихся начальных классов.
3. Отобрать комплекс понятий, практических умений и навыков, наиболее важных для формирования элементарного дизайнерского мышления и доступных учащимся начальных классов.
4. Обосновать эстетико-педагогические условия формирования дизайнерского мышления у младших школьников на начальном этапе обучения.
5. Разработать методические рекомендации, направленные на формирование дизайнерского мышления на базе действующих программ по трудовому обучению.
Гипотеза: В процессе специально организованных занятий возможно формировать у детей элементы дизайнерского мышления, для которого характерно понимание основных критериев гармонической вещи, чувства стиля, эстетическое отношение к миру вещей.
Методы исследования:
- теоретический анализ философской, психологической, искусство-ведческой, педагогической литературы, освещающей состояние изучаемой проблемы.
- изучение учебных программ и методической литературы по трудовому обучению
- изучение передового педагогического опыта;
- наблюдение за процессом трудового обучения в начальных классов;
- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий)
- диагностические методы (индивидуальная беседа, психологическое тестирование, срезы)
- обобщение теоретических и экспериментальных выводов и создание методических рекомендаций.
Практическая значимость: разработанная методика существенно повышает эффективность процесса художественно-эстетического воспитания в школе. Предложенный подход к организации занятий с младшими школьниками на уроках трудового обучения позволяет приблизить их к требованиям времени, делая возможным формирование у детей эмоционально-оценочного отношения к гармонии окружающей предметной среды, а также творческих созидательных качеств личности.
Структура ВКР. Дипломная работа состоит из двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Духовно-эстетическая значимость предметной среды заметно возрастает в современных условиях и оказывает огромное влияние на формирование художественно-оценочного сознания и мировоззрения человека в целом. Это объясняется тем, что даже природа начинает эстетически восприниматься современным ребенком гораздо позднее, чем вещи, среде которых он проводит большую часть жизни. На ранних этапах развития воспитательное воздействие среды осуществляется в значительной степени стихийно, но к младшему школьному возрасту это влияние так или иначе осмысливается.
В современных условиях требуется дать детям определенную подготовку в той области человеческой деятельности, к которой относится разработка гармонической предметной среды в области технической эстетики (дизайна).
В свете современных требований к образованию преимущественная установка на вооружение учащихся некоторыми унифицированными практическими умениями, которые от класса к классу совершенствуются, уже недостаточно. Ручные умения и владение технологиями могут выступать лишь в качестве средства, но никак не цели обучения, особенно в младшем школьном возрасте. Ручной труд должен являться средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил - т.е. общего развития ребенка. Формирование элементов дизайнерского мышления может быть наиболее успешно реализовано именно в рамках предметно-практической деятельности на материале художественного конструирования. Введение элементов дизайна также позволит наметить и реализовать единую образовательную линию от начальной школы к средней и далее. При этом, начиная со среднего звена, профиль дизайнообразования может постепенно локализоваться в зависимости от ориентации учреждения: в отдельных школах могут функционировать программы, например, по дизайну одежды, прически, бытовых приборов, интерьера.
В целях локализации предмета исследования и определения его научно - теоретических основ мы предприняли анализ печатных источников по проблеме. Анализ источников приводит нас к выводу, что существуют достаточные основы для дальнейшего изучения проблемы воспитания человека, способного к эмоционально-оценочной и творчески созидательной деятельности, направленной на организацию гармонической предметной среды, т.е. проблемы дизайнерского образования учащихся.
Исходя из анализа теоретической разработанности, практического осуществления и значимости проблемы дизайнерского образования, можно утверждать, что логика педагогической теории и практики на современном этапе выдвигает в повестку дня совершенно специфическую задачу: формирование у детей особого типа мышления, которое можно назвать «дизайнерским мышлением».
Именно руководствуясь им как комплексом, состоящим из особой установки сознания, оценочных суждений и способов творческой деятельности, человек может формировать в себе эстетическое отношение к миру вещей. Художественное конструирование-это процесс рационального проектирования изделий с учетом законов гармонии и красоты. Эстетическая выразительность должна достигаться как результат последовательного осуществления конструкторского замысла.
Все вышеизложенное и определило проблему: при каких эстетико-педагогических условиях обеспечивается формирование элементов дизайнерского мышления у младших школьников на уроках трудового обучения?
Объект: Художественно-конструкторская деятельность младших школьников на уроках труда.
Предмет: Процесс формирования элементов дизайнерского мышления в процессе решения художественно-конструкторских задач.
Цель исследования: Выяснить при каких эстетико-педагогических условиях обеспечивается формирование элементов дизайнерского мышления у младших школьников на уроках трудового обучения.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
2. Определить содержание понятий "элементарное дизайнерское мышление", понимая под последним возможный уровень его развития для учащихся начальных классов.
3. Отобрать комплекс понятий, практических умений и навыков, наиболее важных для формирования элементарного дизайнерского мышления и доступных учащимся начальных классов.
4. Обосновать эстетико-педагогические условия формирования дизайнерского мышления у младших школьников на начальном этапе обучения.
5. Разработать методические рекомендации, направленные на формирование дизайнерского мышления на базе действующих программ по трудовому обучению.
Гипотеза: В процессе специально организованных занятий возможно формировать у детей элементы дизайнерского мышления, для которого характерно понимание основных критериев гармонической вещи, чувства стиля, эстетическое отношение к миру вещей.
Методы исследования:
- теоретический анализ философской, психологической, искусство-ведческой, педагогической литературы, освещающей состояние изучаемой проблемы.
- изучение учебных программ и методической литературы по трудовому обучению
- изучение передового педагогического опыта;
- наблюдение за процессом трудового обучения в начальных классов;
- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий)
- диагностические методы (индивидуальная беседа, психологическое тестирование, срезы)
- обобщение теоретических и экспериментальных выводов и создание методических рекомендаций.
Практическая значимость: разработанная методика существенно повышает эффективность процесса художественно-эстетического воспитания в школе. Предложенный подход к организации занятий с младшими школьниками на уроках трудового обучения позволяет приблизить их к требованиям времени, делая возможным формирование у детей эмоционально-оценочного отношения к гармонии окружающей предметной среды, а также творческих созидательных качеств личности.
Структура ВКР. Дипломная работа состоит из двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В результате проведенного исследования нам удалось показать, что путем целенаправленной работы можно прогнозировать формирование у учащихся элементов особого стиля мышления, которое мы назвали дизайнерским мышлением, для которого характерно понимание основных критериев гармоничной вещи (целесообразность и эстетическая выразительность), стилевое чутье, эстетическое отношение к миру вещей. Нам, также удалось обосновать, что в соответствии с первоначальным
предположением, формирование элементов такого мышления наиболее успешно протекает при соблюдении определенных эстетико-педагогических условий: учебно-дизайнерских, социально-эмоциональных, эвристико-дидактических, индивидуально-творческих, что подтверждает положения теоретической части исследования.
Постановка и решение дизайнерских проблемных ситуаций на основе специальных знаний, раскрытие в процессе обучения духовно-содержательного начала вещей через их дизайнерские качества, приобщение детей к активным самостоятельным наблюдениям природы, окружающей предметной среды способствовали активизации творческого потенциала личности, и перехода от алгоритмических к эвристическим способам решения задач..
Проведенная опытная работа подтверждает необходимость сообщения младшим школьникам в доступном виде законов композиции, элементов цветоведения, правил изображения различных форм предметов на плоскости и в пространстве. Усложнение содержания дизайнерских знаний влияет на переход детей от пассивного приобретения знаний к активному и творческому их применению в новых условиях, к решению других задач более глубоко и осознанно.
Т. о., в ходе экспериментального исследования нам удалось подтвердить выдвинутую в начале гипотезу.
Проведенное исследование в целом подтвердило правомерность избранного пути по формированию элементов дизайнерского мышления у учащихся младшего школьного возраста.
Среди перспективных вопросов, требующих дальнейшего исследования данной проблемы, можно назвать следующие:
- система формирования элементов дизайнерского мышления на последующих ступенях обучения;
- влияние работы по формированию элементов дизайнерского мышления на развитие личности ребенка в целом;
- система подготовки учителей для целенаправленной работы по формированию элементов дизайнерского мышления.
предположением, формирование элементов такого мышления наиболее успешно протекает при соблюдении определенных эстетико-педагогических условий: учебно-дизайнерских, социально-эмоциональных, эвристико-дидактических, индивидуально-творческих, что подтверждает положения теоретической части исследования.
Постановка и решение дизайнерских проблемных ситуаций на основе специальных знаний, раскрытие в процессе обучения духовно-содержательного начала вещей через их дизайнерские качества, приобщение детей к активным самостоятельным наблюдениям природы, окружающей предметной среды способствовали активизации творческого потенциала личности, и перехода от алгоритмических к эвристическим способам решения задач..
Проведенная опытная работа подтверждает необходимость сообщения младшим школьникам в доступном виде законов композиции, элементов цветоведения, правил изображения различных форм предметов на плоскости и в пространстве. Усложнение содержания дизайнерских знаний влияет на переход детей от пассивного приобретения знаний к активному и творческому их применению в новых условиях, к решению других задач более глубоко и осознанно.
Т. о., в ходе экспериментального исследования нам удалось подтвердить выдвинутую в начале гипотезу.
Проведенное исследование в целом подтвердило правомерность избранного пути по формированию элементов дизайнерского мышления у учащихся младшего школьного возраста.
Среди перспективных вопросов, требующих дальнейшего исследования данной проблемы, можно назвать следующие:
- система формирования элементов дизайнерского мышления на последующих ступенях обучения;
- влияние работы по формированию элементов дизайнерского мышления на развитие личности ребенка в целом;
- система подготовки учителей для целенаправленной работы по формированию элементов дизайнерского мышления.
Подобные работы
- Художественно-творческое развитие младших школьников во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОГО
ВООБРАЖЕНИЯ У ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ
ИСКУССТВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОРИГАМИ
Бакалаврская работа, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



