Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛОЖЬ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Работа №87443

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы85
Год сдачи2013
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЖИ В
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ 6
1.1. Ложь как особый психологический феномен 6
1.2. Место лжи в межличностных отношениях 16
1.3. Функция лжи в межличностных отношениях 27
Выводы по первой главе 33
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЖИ В
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ 35
2.1. Организация, выборка и методики исследования 35
2.2. Отношение ко лжи в межличностных отношениях у исследуемых
групп 37
2.3. Установка на ложь в межличностных отношениях 48
Выводы по второй главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что в современных условиях межличностные взаимодействия все более расширяются, а вместе с ними, растет число последствий этих взаимодействий. Ложь в сфере этих расширяющихся взаимодействий может отразиться на их последствия. Изучение природы лжи в межличностных коммуникациях помогает осознать ее роль и границы использования при общении людей, которые не нарушают комфортность взаимодействия.
Рассмотрение лжи как феномена поведения предполагает устойчивое, сознательное проявление лжи в психике индивида, закрепленность и повторяемость в структуре личности.
Ложь рассматривается как компонент общения, присущий человеческому обществу, при этом она является преднамеренным актом.
Анализ проблемы лжи в отечественной и зарубежной литературе свидетельствует о недостаточной разработанности данной проблемы, ограниченности как теоретических, так и экспериментальных исследований проявления феномена лжи. Это касается и понимания понятия лжи, причин ее возникновения, определения методов диагностики и взаимосвязи с другими характеристиками личности.
Человечество использует ложь миллионы лет, начиная с первобытного общества. Возникновение лжи в первобытном обществе было связано с выживанием в борьбе за существование. Индивид, утаивший пищу от сородичей, мог спасти себя от голода, только четко отдавая себя отчет в последствиях обмана. Некоторые ученые полагают, что способность обманывать людей имеет такой же возраст, что и членораздельная речь.
Общение - процесс непосредственного установления межиндивидуальных связей и взаимодействий людей, определяется системой конкретных общественных отношений. Оно всегда соответствует определенным, исторически сложившимся и социально необходимым формам коммуникаций и регулируется нормами общественного поведения. Общение современного человека неразрывно связано с ложью.
Возрастание информационного потока, возрастание коммуникативных взаимодействий, объема общения с параллельным ростом частоты использования лжи в межличностном общении, с одной стороны, и небольшой объем теоретических и эмпирических исследований в изучении феномена лжи, с другой, говорят о необходимости дальнейшей разработки проблемы лжи.
Целью работы служит исследование лжи в межличностных отношениях.
Объектом исследования является ложь в межличностных отношениях.
Предметом исследования являются особенности проявления феномена лжи в межличностных отношениях.
Гипотеза исследования:
Специфика профессиональной деятельности приводит к тому, что лживость по разному проявляется в межличностных отношениях у педагогических работников и работников торговли, при том, что существуют статистически значимые различия между группами различных видов деятельности по коэффициенту лживости в межличностных отношениях.
Задачи исследования:
1. Исследовать ложь как особый психологический феномен.
2. Установить место лжи в межличностных отношениях.
3. Установить функции лжи в межличностных отношениях.
4. Провести эмпирическое исследование лжи в межличностных отношениях.
5. Проанализировать и интерпретировать полученные результаты эмпирического исследования.
Методологической и теоретической базой исследования выступили работы П. Экмана, В.В. Знакова, Ф.Н Тарасова, Ж. Дюпра, К. Мелитана и других исследователей.
Для решения поставленных задач использовались методы теоретического исследования (анализ, синтез, обобщение и т. д.); изучение психологической литературы; эмпирические методы сбора информации; тестовые опросы (опросник «Склонность к типу лжи» Е.В. Никитиной, опросник «Отношение к применению лжи в межличностных взаимодействиях», шкала «Установка на ложь в отношениях»), методы статистической обработки эмпирических данных.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что его выводы можно использовать при дальнейшем изучении межличностных отношениях и исследовании вопросов, связанных с правдой и ложью в коммуникационных взаимодействиях.
Структура данной дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В введении к дипломной работе обосновывается выбор темы работы, приводятся методы исследования, определяются цель и задачи, выдвигается гипотеза исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Ложь - это сообщение недостоверной, по мнению лжеца, информации, направленной на достижение какой-либо его цели посредством введения в заблуждение адресата данного сообщения.
Ложь является результатом работы мышления, воображения, речи и других познавательных процессов лжеца, поскольку именно этим путем он создает в своем и чужом сознании более или менее отчетливый и более или менее правдоподобный образ искаженной им реальности.
Характер и содержание лжи в какой-то мере связаны с отдельными качествами личности и другими индивидуальными особенностями лжеца.
В качестве наиболее распространенных мотивов лжи выступают такие побуждения, как: избегание наказания; стремление добыть нечто, недостижимое иным образом; самозащита или защита другого человека; стремление завоевать признание и интерес со стороны окружающих; желание не создавать неловкую ситуацию; избегание стыда; самоутверждение и другие.
Существует тесная связь феномена лжи с ситуацией общения конкретных индивидов, а также несомненно влияние процесса лжи на переживания самого лжеца и о последствиях разоблачения последнего для дальнейших взаимоотношений партнеров.
Ложь в межличностном общении - это, прежде всего, процесс скрытого конфликтного взаимодействия людей, началом которого является момент доведения до человека ложной информации, а завершением - либо разоблачение, либо такое изменение взаимоотношений данных партнеров, при котором содержание сообщенной ложной информации и сам факт лжи утрачивают для них свой негативный смысл.
Эмпирическая часть исследования проводилась на 100 респондентах. 50 человек из них являлись педагогическими работниками.
В основе своей это учителя школ, воспитатели в детских садах. Остальные 50 человек можно отнести к работникам торговли. Это продавцы и консультанты, работники рынка, представители торговых сетей города Лениногорска.
Педагогические работники расценивают ложь в межличностных отношениях как способ избежать конфликтов для поддержания благоприятного психологического климата в отношениях. Работники торговли чаще используют ложь в межличностных отношениях как способ добиться с помощью неё желаемого результата, затрачивая минимум усилий.
Респонденты, отвергающие ложь как возможный способ межличностных отношений (26,8% среди педагогических работников и 14,7 среди работников торговли) обосновывают свою позицию следующим образом: использование лжи приводит к непониманию, увеличивает дистанцию между людьми (особенно, при ее использовании в манипулятивных целях); сам факт использования лжи создает барьер между людьми; использование лжи способствует появлению всё большей и большей неискренности в отношениях; межличностные отношения должны быть построены на доверии, а ложь портит эти взаимодействия, следовательно, доверие и ложь несовместимы. В данном случае в исследуемых группах не наблюдается разница в оформлении мотивировки отказа от лжи.
Большая склонность работников торговли к использованию социально отвергаемой лжи, приводит к более частому использованию лжи в межличностных отношениях.
Были выявлены статистически значимые различия между группами по коэффициенту лживости в межличностных отношениях, что подтверждает правильность гипотезы. Торговые работники чаще прибегают ко лжи в межличностных отношениях, причем их отношение ко лжи существенно отличается от отношения педагогических работников ориентацией на межличностное взаимодействие.



1. Аксененко С.Е., Соковнина В.М. Проблемная ситуация общения // Вопросы психологии общения. Вып. 1, 2009.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. М., 2007.
3. Андреева Г.М. Закономерности общения и взаимодействия людей // Социальная психология. М., 2008.
4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб., 2009.
5. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 2008.
6. Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. психологические труды. М., 2007.
7. Бодалев А.А. Психология общения. Воронеж, 2010.
8. Брушлинский А.В. Психология субъекта. СПб., 2009.
9. Гоффман Э. Представление себя другим // Современная зарубежная социальная психология /Под ред. Андреевой Г.М., Богомоловой Н.П., Петровской Л.А. М., 2010.
10. Грачев А.А. Влияние общения на выбор цели // Проблема общения в психологии / Под ред. Ломова Б.Ф. М., 2007.
11. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью. М., 2010.
12. Гусейнов Г.И. Ложь как состояние сознания // Вопросы философии. 2009.
13. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 2007.
14. Дубровский ДМ. Обман. Философско-психологический анализ. М., 2008.
15. Дюпра Ж. Ложь. Пер. с фр. Саратов, 2009.
16. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии: Учебник для вузов. М, 2009.
17. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М, 2008.
18. Знаков В.В. Послесловие. Западные и русские традиции в понимании лжи: размышления российского психолога над исследованиями Пола Экмана // Экман П. Психология лжи. СПб., 2009.
19. Знаков В.В. Правда и ложь в сознании русского народа и современной психологии понимания. М., 2008.
20. Знаков В.В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. М., 2010.
21. Кант И. О мнимом праве лгать из человеколюбия // Трактаты и письма. М., 2008.
22. Кон И.С. Социология личности. М., 2007.
23. Кони А.Ф. Психология и свидетельские показания // Новые идеи в философии, 2008.
24. Красников М.А. Феномен лжи в межличностном общении // Общественные науки и современность. 2009.
25. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону, 2009.
26. Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 2008.
27. Липманн О. Психология лжи. Харьков, 2009.
28. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 2009.
29. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М, 2008.
30. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии // Проблема общения в психологии. М, 2007.
31. Лурия А.Р. Психология в определении следов преступления. 2008.
32. Лурия А.Р. Сопряженная моторная методика // Проблемы современной психологии, 2008.
33. Лурия А.Р. Экспериментальная психология в судебно-следственном деле.
2007.
34. Льюис М. Развитие обмана // Исследуем ложь. Теория, практика обнаружения / Под ред. М. Льюиса. СПб., 2009.
35. Мелитан К. Психология лжи. Пер. с фр. ML, 2010.
36. Никитина Е.В. Социальная психология и психология отношений // Проблемы общественной психологии. М., 2009.
37. Орловский Н.Н. Межличностные отношения. СПб, 2009.
38. Панферов В.Н. Восприятие человека в межличностном общении // Проблемы психологического воздействия. М., 2008.
39. Петровский А.В. О некоторых новых подходах к феноменам межличностных отношений // Психол. журн. 2009. Т. 2.
40. Петропавловский С. К философии лжи. СПб., 2006.
41. Пословицы. Поговорки. Загадки / Сост., авт. предисл. и коммент. Мартынова А.Н., Митрофанова В.В. М., 2008.
42. Сафонов B.C. О психологии доверительного общения // Проблемы общения в психологии. М., 2007.
43. Соломон Р.К. Запутанная паутина: обман и самообман в философии // Исследуем ложь. Теории, практика обнаружения / Под ред. М. Льюиса. СПб., 2009.
44. Тарасов А.Н. Психология лжи. М., 2010.
45. Фрай О. Детекция лжи и обмана. СПб., 2010.
46. Цуканова Е.В. Влияние ме'жничностных отношений на процесс общения в условиях совместной деятельности // Проблема общения в психологии. М., 2007.
47. Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 2009.
48. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М., 2009.
49. Шорохова Е.В. Социальная психология (проблемы и задачи) // Методологические проблемы социальной психологии. М., 2008.
50. Штерн В. Изучение свидетельских показаний // Проблемы психологии. Ложь и свидетельские показания. СПб., 2007.
51. Штерн В. Психология свидетельских показаний // Вестник права. Кн. 3.
2008.
52. Экман П. Психология лжи. СПб., 2009.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ