Введение 3
Глава I. Теоретический анализ особенностей социально - педагогической работы с детьми из неблагополучных семей 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей из
неблагополучных семей 6
1.2. Особенности социально - педагогической работы с детьми из
неблагополучных семей 11
1.3. Неблагополучная семья как объект социально - педагогической деятельности 19
Выводы по I главе 25
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей социально - педагогической работы с детьми из неблагополучных семей 27
2.1. Описание организации, выборки и методов экспериментального
исследования 27
2.2. Проведение исследования 30
2.3. Социально-педагогические направления работы с детьми из
неблагополучных семей 43
Выводы по II главе 52
Заключение 55
Список использованной литературы 58
Приложения
Актуальность исследования. На сегодняшний день такое явление нашей действительности, как социально-неблагополучная семья, стало явлением весьма распространенным. Какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучие семьи, оно в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребенка. Подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни именно в неблагополучии семьи. В такой семье уходит на второй план или исчезает совсем главная функция семьи - воспитательная. Дети смещаются на одно из последних мест в системе ценностей родителей. Нарушение семейных отношений и отклонения в воспитании приводят к возникновению и развитию отклонений в психике детей. Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни, приводит к нарушению ценностных ориентаций, ведет к психической травматизации детей, агрессивности, дисбалансу в сфере общения, педагогической запущенности. Проблемы воспитания ребенка в семье, в том числе и в неблагополучной, нашли отражение в работах таких ученых, как Ю.П. Азарова, М.И. Буянова, Е.М. Волковой, И.В. Гребенникова, И.Ф. Дементьевой и др. Исследователи А.Е. Личко, С.Г Саготовская описывали типы родительских отношений к детям. А.И. Антонов, А.Я. Варга, В.М. Целуйко - изучали детско- родительские отношения, их влияние на развитие ребенка, на его дальнейшее отношение к окружающему миру.[12, с. 43-44]
Переживание психологической травмы обесценивает усилия ребенка: зачем хорошо учиться, стараться быть хорошим человеком, ходить в школу, если это не дает защищенности, если ты никому не нужен. В такой ситуации оказать действенную помощь и поддержку ребенку из неблагополучной семьи социальному педагогу поможет использование в работе ситуации успеха. Используя ситуацию успеха как фактор решения проблем ребенка из неблагополучной семьи можно достигнуть улучшения социального самочувствия ребенка и приобретения опыта целесообразного саморегулирования, повышения уровня мотивации к успеху во всех видах деятельности и уровня самореализации и самоутверждения в семье, коллективе сверстников и более широком социуме.
Объект исследования - учащиеся из неблагополучных семей..
Предмет исследования - особенности социально - педагогической работы с детьми из неблагополучных семей и ее влияния на их общее развитие.
Цель исследования - изучить особенности социально - педагогической работы с детьми из неблагополучных семей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературные источники по проблеме исследования.
2. Составить и апробировать программу социально-педагогической работы по формированию мотивации успеха детей из неблагополучных семей.
3. Исследовать влияние социально-педагогической работы на формирование мотивации успеха у детей из неблагополучных семей.
4. Провести статистический анализ результатов исследования и обобщить данные результатов исследования.
Гипотеза исследования: учёт особенностей социально-педагогической работы с детьми из неблагополучных семьи положительно влияет на общее развитие учащихся и повышает эффективность работы в формировании познавательной, эмоциональной сферы личности.
Методологической основой нашего исследования являются работы Р. Бернса, работы отечественных психологов Б. Г. Ананьева, И. С. Кона, А. А. Реана о психологических особенностях детей группы риска. Также в написании работы опирались на работы таких исследователей как В.К. Бабайцевой, Г.И. Марасанова, В.В. Петрусинского, В.Г. Пузикова, в чьих трудах отражена проблема организации социально - психологической работы с детьми.
Методы:
- теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение,
прогнозирование;
- эмпирические: анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности, создание ситуаций выбора;
- методы обработки данных: количественный и качественный анализ экспериментальных данных;
- методы презентаций данных: таблицы, диаграмма.
Новизна состоит в том, что разработана программа социально-педагогического развития младших подростков из неблагополучных семей и апробирована на учащихся одной из школ.
Теоретическая значимость заключается в том, что материалы исследования расширяют знания об особенностях личности детей из неблагополучных семей.
Практическая значимость: составлена и апробирована программа для работы с детьми, из неблагополучных семей. Материалы и результаты исследования могут быть использованы в работе специалистов, занимающихся данной проблемой. Также полученные данные могут учитываться в диагностической и коррекционной работе психологической службы школах, школах-интернатах, социальной защите при разработке моделей психолого-педагогического сопровождения детей из
неблагополучных семей.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение СОШ № 13 и Муниципальное бюджетное образовательное СОШ № 5 г. Бугульма.
Структура дипломной работы: состоит из введения, двух глав, списка литературы, приложений.
В соответствии с целью нашего исследования, был проведён анализ теоретической основы проблемы в психолого-педагогической литературе. В результате чего можно заключить следующее.
Психика ребенка, его душевный склад, восприятие и отношение к окружающему миру, другим людям и к себе формируются с самого раннего детства в родительской семье под влиянием той атмосферы, которая царит в родном доме.
Дети из неблагополучных семей, которые в силу различных причин оказались вне активного педагогического влияния - родительского и школьного, приобретают такие качества, которые их характеризуют с негативной, асоциальной стороны. Они отличаются неприятием общественных норм морали, негативным отношением к учебе, нежеланием подчиняться родителям, учителям, старшим в семье. Нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (личностный, межличностный, социальный, физиологический, психологический, соматический и т.д.), приводят к стойким личностным изменениям.
Проблемы неблагополучной семьи, как фактора риска для развития ребенка, корректируются целенаправленной работой школы или других государственных учреждений и структур. Школа осуществляет социально - психологическое и социально-педагогическое сопровождение конкретного ребенка, живущего в семье, находящейся в социально-опасном положении.
В результате работы, было проведено экспериментальное исследование проходило на базе МБОУ СОШ № 13 и МБОУ СОШ № 5 г. Бугульма. Для этого сформированы две группы: экспериментальная и контрольная. Группы состояли из детей, которые считались из неблагополучных семей. Данные семьи находились на особом учете в школе, как неблагополучные.
Экспериментальная группа собрана из 10 детей младшего подросткового возраста школы № 13 из неблагополучных семей (11-12 лет), из них 6 мальчиков и 4девочки. Контрольная группа состояла также из 10 младших подростков школы № 5 (5 мальчиков и 5 девочек).
В ходе изучения позиции, которую занимает подросток из неблагополучной семьи в классном коллективе, мы провели социометрическое исследование (Р.В. Овчарова). Далее в рамках констатирующего эксперимента был составлен социально-психологический портрет ученика, из неблагополучной семьи (составлялся на основе наблюдений учителей, классных руководителей, на основе опроса учителей, классных руководителей, одноклассников). Таким образом, в результате проведенного первого этапа следования, мы видим, что обе группы и контрольная, и экспериментальная примерно одинаковые в своих характеристиках. Дети из неблагополучных семей в основном плохо учатся, не участвуют в общественной жизни и трудно идут на контакт, кроме этого достаточно часто возникают конфликты с их участием.
В ходе формирующего эксперимента работа проводилась только в экспериментальной группы. Для такой работы с экспериментальной группой мы разработали программу «Лестница успеха», предназначенную для работы с младшими подростками.
На этапе контрольного эксперимента были проведены все те же методики и исследования, что и на констатирующем этапе в контрольной и экспериментальной группах.
Таким образом, в результате проведенного первого этапа следования, мы видим, что обе группы и контрольная, и экспериментальная примерно одинаковые в своих характеристиках были на констатирующем этапе эксперимента. После проведения формирующего этапа, на котором была апробирована разработанная программа для учеников экспериментальной группы из неблагополучных семей результаты изменились в лучшую сторону значительно. Изменения у контрольной группы незначительные.
Итак, в экспериментальной группе произошли значимые изменения, в контрольной же группе таких сдвигов выявлено не было. Результаты контрольного эксперимента подтвердили эффективность проведенной работы.
Наша гипотеза о том, учёт особенностей социально-педагогической работы с детьми из неблагополучных семьи положительно влияет на общее развитие учащихся и повышает эффективность работы в формировании познавательной, эмоциональной сферы личности младшего подростка, подтвердилась.
Поставленная нами цель достигнута, задачи выполнены. Проведён статистический анализ результатов исследования.
Данное исследование дает материал для работы как непосредственно с данной группой детей, так и с другими, подобными группами младших подростков из неблагополучных семей. Материал данного исследования может быть полезен педагогам и психологам для работы с младшими подростками, он будет интересен и для родителей.
1. Алексеева Л.С. Зависимость отклоняющегося поведения несовершеннолетних от типа неблагополучной семьи. - М.: Социс, 2002. - 352 с.
2. Аристова Н.Г. Влияние структуры семьи на успешность выполнения воспитательных функций // Семья как объект социальной политики: Сб. науч. тр. - М.: ИСИАН СССР, 1986. - 225 с.
3. Беличева CA. Проблемы научно-методического обеспечения социальной работы с детьми и семьями группы риска // Проблемы семьи и детства в современной России. Ч. 2. - М.: Прометей, 1999. - 312 с.
4. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека [Текст]/Ф. Б. Березин. - Л., 1989. - 197 с.
5. Богуцкая, Т В. Компенсация негативных влияний микросреды на младших школьников: Дис. канд. пед. наук/Т. В. Богуцкая. — Барнаул, 2005. - 183 с.
6. Божович, Л.И. Избранные психологические труды: Психология формирования личности [Текст] /Л. И. Божович.- М., 1997. - 196 с.
7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] /Л. И. Божович. - М., 1998. - 212 с.
8. Бочарова В. Г. Основные требования к развитию теории в области
социальной педагогики и социальной работы / Материалы международной научно-практической конференции - М., Издательство Тюменского
государственного университета, 2008. - 151 с.
9. Буянов, М.И., Ребенок из неблагополучных семей [Текст] / М.И. Буянов - М., 1999. - 147с.
10. Варвенко Т.К. Алгоритм работы социального педагога с
неблагополучной семьёй. // Педагогический вестник ЕАО.- 2009.- №2.- С. 15.
11. Васильев И.А., Магомед-Эминов А.Ш. Мотивация и контроль за действиями [Текст] /И. А. Васильев, А. Ш. Магомед-Эминов. - М., 1999. - 234 с.
12. Волгина М.Н. Психологическое сопровождение подростка из неполной семьи. // Воспитание и развитие личности. - М.: Институт развития личности РАО, 1999. - С. 43-44.
13. Вологодина Н.В. Сказкотерапия, или как стать победителем [Текст]/ Н.В. Вологодина. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009.-256с.
14. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах [Текст]/Л. С. Выготский. Т.3, 4. - М., 1989. - 278 с.
15. Ганишина И. С. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних: Учеб. пособие / И. С. Ганишина, А. И. Ушатиков. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. — 288 с.
16. Говор Т Помощь трудному подростку /Т Говор // Школьный психолог. Газета изд. дома «Первое сентября».- 2009.-№21.-С.11-13
17. Гончарова Т Неблагополучные семьи и работа с ними. Рекомендации социальным педагогам. //Народное образование. 2007.- №6. - С.161 - 169.
18. Дементьева И.Ф. Неблагополучные семьи как социальная проблема. Семья в России. Семья и права ребёнка. М., 2008. - С.80-95.
19. Дементьева И.Ф.Работа школы с детьми группы риска. // Воспитание школьников.- 2008.- №7. С. 21-28.
20. Диагностика школьной дезадаптации: научно-методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов / под ред. С.А. Беличевой, И.А. Коробейникова, Г.Ф. Кумариной. М., 1998 - С.20.
21. Дивицына, Н.Ф., Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками [Текст]: Конспект лекций. / Н.Ф. Дивицына - Ростов на Дону, 2009. - 216 с.
22. Долгих Н. Показатели успеха в работе с трудными подростками /Н. Долгих //Первое сентября.- 2011.- №17.- С.13.
23. Дружинина Н.Н. Педагогическая поддержка подростков из неполных семей как фактор их успешной социализации.: Дисс. канд. пед. наук. М., 2008. - 220 с.
24. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба [Текст]/И. В. Дубровина. - М., 1993. - 227 с.
25. Жилякова Е.Н. Организация работы школы с трудными детьми: Распределение обязанностей /Е.Н. Жилякова //Справочник классного руководителя.- 2012.-№1.- (вкладыш)
26. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков [Текст]/А. И. Захаров. - Л., 1990. - 205 с.
27. Зотова Л.Э. Стратегия работы с «трудными» школьниками: методические рекомендации для учителей и родителей / Л.Э. Зотова // Классный руководитель.- 2009.- №4.-С.53-62
28. Иванова Н. Неблагополучные семьи как причина трудной
жизненной ситуации детей. // Социальная педагогика. 2009.- №2. - С. 25.
29. Игошев, Б.М., Профессиональная и личностная готовность социального педагога к работе с подростками девиантного поведения [Текст] / Б.М. Игошев, О.С. Тоистева // Педагогическое образование и наука - 2011, - № 3, - С.10- 19.
30. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии. М, 2007. - 189 с.
31. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. - М.: Просвещение, 1994. - 214 с.
32. Кле М. Психология подростка [Текст]/М. Кле - М., 1999. - 126 с.
33. Кожурина, Л. Работа с трудными детьми // Первое сентября.- 2008.- №09.- С. 7-8
34. Комлев Ю.Ю. Социология девиантного поведения: доп. учеб. пособие по дисциплинам Социология, Криминология и профилактика преступлений. М-во внутр. дел РФ, Казан, юрид. ин-т. Изд. 2-е, перераб. и доп. - Казань: КЮИ МВД России, 2009.- 378 с.
35. Кумарина Г.Ф. Школьная дезадаптация и способы предупреждения. // Социальная педагогика.- 2009.- №3. С. 79.
36. Литвяк Е. Отрочество вполсилы: Почему сегодняшние
четырнадцатилетние так боятся сделать лишнее движение - физическое, интеллектуальное, душевное / Е. Литвяк // Первое сентября . - 2011. - № 8. - С. 18.
37. Макаренкова И.В., Мисько А.В. Социальная дезадаптация детей и
подростков (психолого-педагогические основы коррекционно¬
профилактической работы). М., 2006. - С. 44-47.
38. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами развития.- СПб.: Речь,2005. - 356 с.
39. Морозова Е. Типы проблемных учеников /Е. Морозова //Воспитательная работа в школе.- 2010.- №9.-С. 135-144.
40. На ринге с трудным детством.- Мн.: Изд. ООО «Красико - Принт», 2004 - 176с. - (Деятельность классного руководителя)
41. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 480 с.
42. Олиференко Л. Я., Социально-педагогическая поддержка детей группы риска [Текст]: Учеб. пособие для студентов высших педагогических заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. - М., Издат. Центр «Академия», 2006. - 312 с.
43. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: учеб. Пособие [Текст]/Э. В. Островский, Л. И. Чернышова. Под ред. Э.В. Островского.- М.: Вузовский учебник, 2009. - 384с.
44. Поталова Л.М. Некоторые проблемы и особенности организации социально-педагогической работы с детьми из неблагополучных семей.: Автореф. диссертации канд. пед. н.- М. - 126 с.
45. Психологический тренинг с подростками [Текст]/Под ред. Л.Ф. Анн. - СПб., 2006. - 176 с.
46. Пятаков Е. Агрессия: лечение через осмысление: [педагогические методы работы с агрессивными подростками] / Е. Пятаков // Школьный психолог. - 2010. - № 13. - С. 17-32.
47. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология [Текст]/Л.Д. Столяренко - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 544с.
48. Титаренко Т.М. Возрастные и индивидуальные особенности дисгармоничности развития личности учащихся // Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся. - Киев: 1989 - 126 с.
49. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] /О. В. Хухлаева - М.: Академия, 2007. - 208с.
50. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2007. — 349 с.
51. Шнайдер Л. Б. Основы консультативной психологии: Учеб. Пособие
[Текст]/Л. Б. Шнайдер. - М.: Издательство Московского психолого¬
социального института; Воронеж: НПО МОДЕК, 2005.-352с.