ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
|
Введение 3
Глава I. Теоретический анализ особенностей социально - педагогической работы с детьми из неблагополучных семей 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей из
неблагополучных семей 6
1.2. Особенности социально - педагогической работы с детьми из
неблагополучных семей 11
1.3. Неблагополучная семья как объект социально - педагогической деятельности 19
Выводы по I главе 25
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей социально - педагогической работы с детьми из неблагополучных семей 27
2.1. Описание организации, выборки и методов экспериментального
исследования 27
2.2. Проведение исследования 30
2.3. Социально-педагогические направления работы с детьми из
неблагополучных семей 43
Выводы по II главе 52
Заключение 55
Список использованной литературы 58
Приложения
Глава I. Теоретический анализ особенностей социально - педагогической работы с детьми из неблагополучных семей 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей из
неблагополучных семей 6
1.2. Особенности социально - педагогической работы с детьми из
неблагополучных семей 11
1.3. Неблагополучная семья как объект социально - педагогической деятельности 19
Выводы по I главе 25
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей социально - педагогической работы с детьми из неблагополучных семей 27
2.1. Описание организации, выборки и методов экспериментального
исследования 27
2.2. Проведение исследования 30
2.3. Социально-педагогические направления работы с детьми из
неблагополучных семей 43
Выводы по II главе 52
Заключение 55
Список использованной литературы 58
Приложения
Актуальность исследования. На сегодняшний день такое явление нашей действительности, как социально-неблагополучная семья, стало явлением весьма распространенным. Какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучие семьи, оно в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребенка. Подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни именно в неблагополучии семьи. В такой семье уходит на второй план или исчезает совсем главная функция семьи - воспитательная. Дети смещаются на одно из последних мест в системе ценностей родителей. Нарушение семейных отношений и отклонения в воспитании приводят к возникновению и развитию отклонений в психике детей. Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни, приводит к нарушению ценностных ориентаций, ведет к психической травматизации детей, агрессивности, дисбалансу в сфере общения, педагогической запущенности. Проблемы воспитания ребенка в семье, в том числе и в неблагополучной, нашли отражение в работах таких ученых, как Ю.П. Азарова, М.И. Буянова, Е.М. Волковой, И.В. Гребенникова, И.Ф. Дементьевой и др. Исследователи А.Е. Личко, С.Г Саготовская описывали типы родительских отношений к детям. А.И. Антонов, А.Я. Варга, В.М. Целуйко - изучали детско- родительские отношения, их влияние на развитие ребенка, на его дальнейшее отношение к окружающему миру.[12, с. 43-44]
Переживание психологической травмы обесценивает усилия ребенка: зачем хорошо учиться, стараться быть хорошим человеком, ходить в школу, если это не дает защищенности, если ты никому не нужен. В такой ситуации оказать действенную помощь и поддержку ребенку из неблагополучной семьи социальному педагогу поможет использование в работе ситуации успеха. Используя ситуацию успеха как фактор решения проблем ребенка из неблагополучной семьи можно достигнуть улучшения социального самочувствия ребенка и приобретения опыта целесообразного саморегулирования, повышения уровня мотивации к успеху во всех видах деятельности и уровня самореализации и самоутверждения в семье, коллективе сверстников и более широком социуме.
Объект исследования - учащиеся из неблагополучных семей..
Предмет исследования - особенности социально - педагогической работы с детьми из неблагополучных семей и ее влияния на их общее развитие.
Цель исследования - изучить особенности социально - педагогической работы с детьми из неблагополучных семей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературные источники по проблеме исследования.
2. Составить и апробировать программу социально-педагогической работы по формированию мотивации успеха детей из неблагополучных семей.
3. Исследовать влияние социально-педагогической работы на формирование мотивации успеха у детей из неблагополучных семей.
4. Провести статистический анализ результатов исследования и обобщить данные результатов исследования.
Гипотеза исследования: учёт особенностей социально-педагогической работы с детьми из неблагополучных семьи положительно влияет на общее развитие учащихся и повышает эффективность работы в формировании познавательной, эмоциональной сферы личности.
Методологической основой нашего исследования являются работы Р. Бернса, работы отечественных психологов Б. Г. Ананьева, И. С. Кона, А. А. Реана о психологических особенностях детей группы риска. Также в написании работы опирались на работы таких исследователей как В.К. Бабайцевой, Г.И. Марасанова, В.В. Петрусинского, В.Г. Пузикова, в чьих трудах отражена проблема организации социально - психологической работы с детьми.
Методы:
- теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение,
прогнозирование;
- эмпирические: анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности, создание ситуаций выбора;
- методы обработки данных: количественный и качественный анализ экспериментальных данных;
- методы презентаций данных: таблицы, диаграмма.
Новизна состоит в том, что разработана программа социально-педагогического развития младших подростков из неблагополучных семей и апробирована на учащихся одной из школ.
Теоретическая значимость заключается в том, что материалы исследования расширяют знания об особенностях личности детей из неблагополучных семей.
Практическая значимость: составлена и апробирована программа для работы с детьми, из неблагополучных семей. Материалы и результаты исследования могут быть использованы в работе специалистов, занимающихся данной проблемой. Также полученные данные могут учитываться в диагностической и коррекционной работе психологической службы школах, школах-интернатах, социальной защите при разработке моделей психолого-педагогического сопровождения детей из
неблагополучных семей.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение СОШ № 13 и Муниципальное бюджетное образовательное СОШ № 5 г. Бугульма.
Структура дипломной работы: состоит из введения, двух глав, списка литературы, приложений.
Переживание психологической травмы обесценивает усилия ребенка: зачем хорошо учиться, стараться быть хорошим человеком, ходить в школу, если это не дает защищенности, если ты никому не нужен. В такой ситуации оказать действенную помощь и поддержку ребенку из неблагополучной семьи социальному педагогу поможет использование в работе ситуации успеха. Используя ситуацию успеха как фактор решения проблем ребенка из неблагополучной семьи можно достигнуть улучшения социального самочувствия ребенка и приобретения опыта целесообразного саморегулирования, повышения уровня мотивации к успеху во всех видах деятельности и уровня самореализации и самоутверждения в семье, коллективе сверстников и более широком социуме.
Объект исследования - учащиеся из неблагополучных семей..
Предмет исследования - особенности социально - педагогической работы с детьми из неблагополучных семей и ее влияния на их общее развитие.
Цель исследования - изучить особенности социально - педагогической работы с детьми из неблагополучных семей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературные источники по проблеме исследования.
2. Составить и апробировать программу социально-педагогической работы по формированию мотивации успеха детей из неблагополучных семей.
3. Исследовать влияние социально-педагогической работы на формирование мотивации успеха у детей из неблагополучных семей.
4. Провести статистический анализ результатов исследования и обобщить данные результатов исследования.
Гипотеза исследования: учёт особенностей социально-педагогической работы с детьми из неблагополучных семьи положительно влияет на общее развитие учащихся и повышает эффективность работы в формировании познавательной, эмоциональной сферы личности.
Методологической основой нашего исследования являются работы Р. Бернса, работы отечественных психологов Б. Г. Ананьева, И. С. Кона, А. А. Реана о психологических особенностях детей группы риска. Также в написании работы опирались на работы таких исследователей как В.К. Бабайцевой, Г.И. Марасанова, В.В. Петрусинского, В.Г. Пузикова, в чьих трудах отражена проблема организации социально - психологической работы с детьми.
Методы:
- теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение,
прогнозирование;
- эмпирические: анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности, создание ситуаций выбора;
- методы обработки данных: количественный и качественный анализ экспериментальных данных;
- методы презентаций данных: таблицы, диаграмма.
Новизна состоит в том, что разработана программа социально-педагогического развития младших подростков из неблагополучных семей и апробирована на учащихся одной из школ.
Теоретическая значимость заключается в том, что материалы исследования расширяют знания об особенностях личности детей из неблагополучных семей.
Практическая значимость: составлена и апробирована программа для работы с детьми, из неблагополучных семей. Материалы и результаты исследования могут быть использованы в работе специалистов, занимающихся данной проблемой. Также полученные данные могут учитываться в диагностической и коррекционной работе психологической службы школах, школах-интернатах, социальной защите при разработке моделей психолого-педагогического сопровождения детей из
неблагополучных семей.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение СОШ № 13 и Муниципальное бюджетное образовательное СОШ № 5 г. Бугульма.
Структура дипломной работы: состоит из введения, двух глав, списка литературы, приложений.
В соответствии с целью нашего исследования, был проведён анализ теоретической основы проблемы в психолого-педагогической литературе. В результате чего можно заключить следующее.
Психика ребенка, его душевный склад, восприятие и отношение к окружающему миру, другим людям и к себе формируются с самого раннего детства в родительской семье под влиянием той атмосферы, которая царит в родном доме.
Дети из неблагополучных семей, которые в силу различных причин оказались вне активного педагогического влияния - родительского и школьного, приобретают такие качества, которые их характеризуют с негативной, асоциальной стороны. Они отличаются неприятием общественных норм морали, негативным отношением к учебе, нежеланием подчиняться родителям, учителям, старшим в семье. Нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (личностный, межличностный, социальный, физиологический, психологический, соматический и т.д.), приводят к стойким личностным изменениям.
Проблемы неблагополучной семьи, как фактора риска для развития ребенка, корректируются целенаправленной работой школы или других государственных учреждений и структур. Школа осуществляет социально - психологическое и социально-педагогическое сопровождение конкретного ребенка, живущего в семье, находящейся в социально-опасном положении.
В результате работы, было проведено экспериментальное исследование проходило на базе МБОУ СОШ № 13 и МБОУ СОШ № 5 г. Бугульма. Для этого сформированы две группы: экспериментальная и контрольная. Группы состояли из детей, которые считались из неблагополучных семей. Данные семьи находились на особом учете в школе, как неблагополучные.
Экспериментальная группа собрана из 10 детей младшего подросткового возраста школы № 13 из неблагополучных семей (11-12 лет), из них 6 мальчиков и 4девочки. Контрольная группа состояла также из 10 младших подростков школы № 5 (5 мальчиков и 5 девочек).
В ходе изучения позиции, которую занимает подросток из неблагополучной семьи в классном коллективе, мы провели социометрическое исследование (Р.В. Овчарова). Далее в рамках констатирующего эксперимента был составлен социально-психологический портрет ученика, из неблагополучной семьи (составлялся на основе наблюдений учителей, классных руководителей, на основе опроса учителей, классных руководителей, одноклассников). Таким образом, в результате проведенного первого этапа следования, мы видим, что обе группы и контрольная, и экспериментальная примерно одинаковые в своих характеристиках. Дети из неблагополучных семей в основном плохо учатся, не участвуют в общественной жизни и трудно идут на контакт, кроме этого достаточно часто возникают конфликты с их участием.
В ходе формирующего эксперимента работа проводилась только в экспериментальной группы. Для такой работы с экспериментальной группой мы разработали программу «Лестница успеха», предназначенную для работы с младшими подростками.
На этапе контрольного эксперимента были проведены все те же методики и исследования, что и на констатирующем этапе в контрольной и экспериментальной группах.
Таким образом, в результате проведенного первого этапа следования, мы видим, что обе группы и контрольная, и экспериментальная примерно одинаковые в своих характеристиках были на констатирующем этапе эксперимента. После проведения формирующего этапа, на котором была апробирована разработанная программа для учеников экспериментальной группы из неблагополучных семей результаты изменились в лучшую сторону значительно. Изменения у контрольной группы незначительные.
Итак, в экспериментальной группе произошли значимые изменения, в контрольной же группе таких сдвигов выявлено не было. Результаты контрольного эксперимента подтвердили эффективность проведенной работы.
Наша гипотеза о том, учёт особенностей социально-педагогической работы с детьми из неблагополучных семьи положительно влияет на общее развитие учащихся и повышает эффективность работы в формировании познавательной, эмоциональной сферы личности младшего подростка, подтвердилась.
Поставленная нами цель достигнута, задачи выполнены. Проведён статистический анализ результатов исследования.
Данное исследование дает материал для работы как непосредственно с данной группой детей, так и с другими, подобными группами младших подростков из неблагополучных семей. Материал данного исследования может быть полезен педагогам и психологам для работы с младшими подростками, он будет интересен и для родителей.
Психика ребенка, его душевный склад, восприятие и отношение к окружающему миру, другим людям и к себе формируются с самого раннего детства в родительской семье под влиянием той атмосферы, которая царит в родном доме.
Дети из неблагополучных семей, которые в силу различных причин оказались вне активного педагогического влияния - родительского и школьного, приобретают такие качества, которые их характеризуют с негативной, асоциальной стороны. Они отличаются неприятием общественных норм морали, негативным отношением к учебе, нежеланием подчиняться родителям, учителям, старшим в семье. Нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (личностный, межличностный, социальный, физиологический, психологический, соматический и т.д.), приводят к стойким личностным изменениям.
Проблемы неблагополучной семьи, как фактора риска для развития ребенка, корректируются целенаправленной работой школы или других государственных учреждений и структур. Школа осуществляет социально - психологическое и социально-педагогическое сопровождение конкретного ребенка, живущего в семье, находящейся в социально-опасном положении.
В результате работы, было проведено экспериментальное исследование проходило на базе МБОУ СОШ № 13 и МБОУ СОШ № 5 г. Бугульма. Для этого сформированы две группы: экспериментальная и контрольная. Группы состояли из детей, которые считались из неблагополучных семей. Данные семьи находились на особом учете в школе, как неблагополучные.
Экспериментальная группа собрана из 10 детей младшего подросткового возраста школы № 13 из неблагополучных семей (11-12 лет), из них 6 мальчиков и 4девочки. Контрольная группа состояла также из 10 младших подростков школы № 5 (5 мальчиков и 5 девочек).
В ходе изучения позиции, которую занимает подросток из неблагополучной семьи в классном коллективе, мы провели социометрическое исследование (Р.В. Овчарова). Далее в рамках констатирующего эксперимента был составлен социально-психологический портрет ученика, из неблагополучной семьи (составлялся на основе наблюдений учителей, классных руководителей, на основе опроса учителей, классных руководителей, одноклассников). Таким образом, в результате проведенного первого этапа следования, мы видим, что обе группы и контрольная, и экспериментальная примерно одинаковые в своих характеристиках. Дети из неблагополучных семей в основном плохо учатся, не участвуют в общественной жизни и трудно идут на контакт, кроме этого достаточно часто возникают конфликты с их участием.
В ходе формирующего эксперимента работа проводилась только в экспериментальной группы. Для такой работы с экспериментальной группой мы разработали программу «Лестница успеха», предназначенную для работы с младшими подростками.
На этапе контрольного эксперимента были проведены все те же методики и исследования, что и на констатирующем этапе в контрольной и экспериментальной группах.
Таким образом, в результате проведенного первого этапа следования, мы видим, что обе группы и контрольная, и экспериментальная примерно одинаковые в своих характеристиках были на констатирующем этапе эксперимента. После проведения формирующего этапа, на котором была апробирована разработанная программа для учеников экспериментальной группы из неблагополучных семей результаты изменились в лучшую сторону значительно. Изменения у контрольной группы незначительные.
Итак, в экспериментальной группе произошли значимые изменения, в контрольной же группе таких сдвигов выявлено не было. Результаты контрольного эксперимента подтвердили эффективность проведенной работы.
Наша гипотеза о том, учёт особенностей социально-педагогической работы с детьми из неблагополучных семьи положительно влияет на общее развитие учащихся и повышает эффективность работы в формировании познавательной, эмоциональной сферы личности младшего подростка, подтвердилась.
Поставленная нами цель достигнута, задачи выполнены. Проведён статистический анализ результатов исследования.
Данное исследование дает материал для работы как непосредственно с данной группой детей, так и с другими, подобными группами младших подростков из неблагополучных семей. Материал данного исследования может быть полезен педагогам и психологам для работы с младшими подростками, он будет интересен и для родителей.
Подобные работы
- Анализ опыта социально - педагогической работы с детьми из неблагополучных семей в условиях образовательного учреждения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2016 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ ИЗ
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-
РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ: МУНИЦИПАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С
ДЕТЬМИ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ: МУНИЦИПАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Главы к дипломным работам, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ДОСУГА ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - Педагогическое сопровождение классным
руководителем младших школьников из
неблагополучных семей
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Использование технологии сотрудничества в работе с детьми из неблагополучной семьи
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015



