Введение
ГЛАВА I ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ
ПО ТЕХНОЛОГИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Современные проблемы оценивания учебных достижений учащихся в
школе
1.2 Технологическая компетентность: определение, критерии и
показатели оценки
Выводы по первой главе
ГЛАВА II ОСНОВЫ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
ШКОЛЬНИКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ
2.1 Подходы к оценке результативности образования
2.2 Методы оценивания школьников
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность исследования заключается в объективной необходимости пересмотра системы оценивания результативности учащихся по технологии. Современные требования к результату технологической подготовки школьников привели нас к осознанию важности восприятия результата такой подготовки как определенного уровня сформированное™ компетентности ученика.
Однако, учителя не владеют современными методиками, оценивающими уровень компетентности.. Об этом свидетельствуют результаты опросов учителей и наблюдений. Составленные учителями анкеты, тестовые задания содержат множество ошибок, которые можно избежать, при наличии понятных рекомендаций по разработке диагностических методик. Однако, таких рекомендаций для оценивания результативности учащихся по технологии нет.
Таким образом, нами выявлено противоречие между необходимостью оценивания результативности учащихся по технологии с позиции компетентностного подхода и недостаточной разработанностью методик оценивания такой результативности.
Проблема исследования состоит в необходимости самостоятельного исследования, посвященного выделения и обоснования системы оценивания результативности школьников по технологии.
Объект исследования: оценивание учебных достижений школьников по технологии.
Предмет исследования: система оценивания результативности школьников по технологии.
Цель исследования: составить рекомендации по разработке методик оценивания результативности учащихся по технологии.
Задачи исследования:
- рассмотреть проблемы оценивания результативности учащихся в современной школе;
- выделить методы оценивания успеваемости учащихся, эффективные для определения технологической компетентности школьников.
В исследовании использован комплекс методов, соответствующий природе изучаемого явления и адекватный поставленным задачам: теоретические методы (анализ состояния проблемы исследования в психолого-педагогической литературе, сравнение, синтез, прогнозирование): эмпирические методы (наблюдение, беседа, изучение документов).
Практическая значимость: результаты, полученные в настоящей работе, могут быть предложены преподавателям дисциплины «Теория и методика обучения технологии и предпринимательству», а также практикующим учителям технологии.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов.
заключения, списка использованных источников и приложения.
На основе вышеизложенных обобщенных положений мы считаем целесообразным сделать вывод о том. что, несмотря на выделенный нами целый ряд негативных особенностей современной системы оценивания, ее субъективизм, мы отмечаем, что она обладает рядом специфических функций, необходимых для педагогического процесса.
Для выявления технологической компетентности у школьников, мы разработали группу критериев и показателен для её оценки: основные операции и концепции, социальные и этические аспекты, инструменты технологии, технологии средств связи, исследовательские инструменты технологии, технологии решения проблем и технологии принятия решений. Формирование технологической грамотности у школьников является, по нашему мнению залогом успешной подготовки качественного специалиста.
Количественные методы оценки результативности учащихся по технологии представлены в нашей работе, главным образом, методами анкетирования и неформального тестирования. При составлении анкет и тестовых заданий необходимо придерживаться определенных правил, обеспечивающих качество диагностического материала и объективность оценки. Так, в разработке неформальных тестов мы выделили следующие этапы: подготовительное планирование, анализ плана учебного содержания, конкретизация учебных целей, написание тестовых заданий, проверка теста.
Качественные методы оценки в отличие от количественных фокусируются не на статистических измерениях, а опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных наблюдения, портфолио, интервью. Полученные качественными методами данные не подлежат количественному анализу. Этот лил исследований очень хорошо помогает в ситуации, когда необходимо получить информацию по плохо изученной проблеме. Такие методы, на наш взгляд, имеют потенциал для диагностики результативности старшеклассников по технологии, поскольку интересы таких школьников не однозначны, занятия по технологии для них не ведутся, уровень технологической компетентности обусловлен накопленным опытом в ходе самостоятельной технологической деятельности.
1. Акулова, О. В. Изменения школьного процесса обучения в условиях перехода к информационному обществу / О. В. Акулова. - СПб., 2003.
2. Ахаян, А. А. Структура, диагностика и средства развития информационной компетентности учащихся. Научно-методические материалы / А. А. Ахаян. - СПб.: Книжный Дом, 2008.
3. Белкин, А. С. Вопросы диагностики отклонений в нравственном развитии учащихся / А. С. Белкин // Сов. педагогика. - 1976. - № 17. - С. 50-55.
4. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М., 1989.
5. Воробьева, Е. И. Диагностика как вид познавательной деятельности: дис. на соис. учен, степени канд. филос. наук / Е. И. Воробьева. - Воронеж, 1975.
6. Голубев, Н. К. Введение в диагностику воспитания ■ Н. К. Голубев, Б. П. Битинас. - М., 1989.
7. Гузеев, В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии / В. В. Гузеев. - М.: НИИ школьных технологий, 2004.
8. Гутник, И. Ю. Гуманитарные технологии педагогической технологии в междисциплинарном контексте: Исучно-метч сея,'скос пособие / Под ред. Тряпицыной А. П. - СПб.: Книжный Дом, 2008.
9. Гутник, И. Ю. Диагностика как специфический вид познания:
гносеологические аспекты: автореф. дис. на соис. учен, степени канд. филос. наук / И. Ю. 1 утник. - М., 1991.
10. Гутник, И. Ю. Развитие учебных умений и навыков школьников / И. Ю. Гутник // Воспитание школьников. - 1984. - № 14. - С. 64-69.
11. Давыдова, Л. Н. Формирование у будущих учителей умений педаго¬гического диагностирования: дис. на соис. учен, степени канд. пед. наук / Л. Н. Давыдова. - Волгоград. 199э.
12. Ингенкамп. К. Педагогическая диагностика / К. Ингенкамп. - М., 1991.
13. Компетентностный подход в педагогическом образовании / Под ред. В. А. Козырева. Н. Ф. Радионовой. - М.. 2004.
14. Комплект контрольно-измерительных материалов для оценки компетентностей обучающихся. Учебно-методическое пособие / Под общей редакцией проф. В. 11. Соломина. - СПб.: Изд-во РГПУ нм. А. И. Герцена, 2008.
15. Кочетов. А. И. Педагогическая диагностика в школе / А. И. Кочетов. - Минск, 1987.
16. Кларин, М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педа¬гогических поисках / М. В. Кларин. - М., 1998.
17. Краевский, В. В. Общие основы педагогики : учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / В. В. Краевский. - М.: Академия, 2006.
18. Краевский. В. В. Умения и навыки как компоненты содержания общего и среднего образования / В. В. Краевский, С. И. Высоцкая. В. С. Шубинский // Советская педагогика. - 1971.- АГ 1 0.
19. Кругликов, Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: учеб, пособие для студентов высших учебных заведений / Г. И. Кругликов. - М.: Академия, 2007.
20. Максимова, В. Н. Образовательные стандарты и оценка: Материалы к международному семинар»'! В. Н. Максимова. - СПб., 19с>5.
21 .Максимова, В. Н. Диагностика обученности: Учебно-методическое пособие / В. Н. Максимова. - СПб.: НМЦ Приморского района, 1999.
22. Михайлычев, К. А. Методология и технология обеспечения качества исследовательского и диагностического инструментария в системе обра¬зования/ К. А. Михайлычев. - Таганрог, 2008,
23. Муравьев. Е. М. Общие основы методики преподавания технологии/ Е. М. Муравьев, В. Д. Симоненко. - Брянск: Изд-во Брянск, гос. пед. ун-та им. акад. И. Г. Петровского, .НМЦ «Технология». 2000.
24. Новая философская энциклопедия. Т.4. — М.: Мысль, 2001.
25. Новые технологии оценки результатов обучения (уровневое образование): Методическое пособие для преподавателей .- А. А. Внландеберк, Н. Л. Шубина. - СПб.: АПК, 2008.
26.Оконь, В. Введение в общую дидактику / В. Оконь. - М.. ] 990.
27. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения : учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / Т. С. Панина. Л. Н. Вавилова. - М. : Академия, 2006.
28. Пидкасистый, П. И. Педагогика / П. И. Пидкасистый. - М. 1996.
29. Полонский, В. М. Сло.-лрь ш сорачонан'ш ■ я ислагогике / В. М. Полонский. - М., 2004.
30. Проект НФПК «Разработка рекомендаций и учебных материалов для. подготовки специалистов в области образования, реализующих стратегические цели обновления школы».
31. Сборни к нормативно-методических материалов по технологии / сост. А. В. Марченко, И. А. Сасова, М. И. Гуревич. - М. : Вентаиа-Граф, 2002.
32. Сборник нормативных документен. Технология / с«ст. Э. Д. Днепров. А. Г. Аркадьев. - М. : Дрофа, 2004.
33. Симонов, В. П. Директору школы об управлении учебно-воспитательным процессом / В. П. Симонов. - М., i 987.
34. Симонов, В. П. Диагностика степени обученности учащихся: Учебно-справочное пособие / В. П. Симонов. - М., 1999. - С.! 0
35. Скакун, В. А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов (в схемах и таблицах): Учеб, пособие для нач. проф. Образования / В. А. Скакун. - М.: Академия, 20(6.
36. Сластенин. В. А. Общая мдагопш шее. ш . < : ; не ;уцентов высших учебных заведений : в 2 ч. 4.1 iВ. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - ML.: ВЛАДОС, 2003.
37. Тарасов, К. Е. Общая методология процесса диагностики как специфического вида познания: автореф. дис. на соис. учен, степени докт. фи- лос. наук / К. Е. Тарасов. - М„ 1969.
38. Творчество: теория, диагностика, технологии. Словарь справочник / Составитель Т. А. Барышева. - СПб.: Книжный Лом, 2008.
39. Титов, А. В. Построение системы понятий технологического образования как условие повышения качества знаний обучающихся : дис. ... канд. пед. наук / А. В. Титов. - Ижевск, 2005.
40. Толковый словарь иноязычных слов Под ред. Л. П. Крысина. - М. : Изд- во Эксмо, 2005.
41. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Под ред. С. И. Ожегова и И. IO. Шведовой. - М. : А Темп, 2004.
42. Хотунцев, Ю.Л. Наука технология. Материалы IX Международной научно¬
практической конференции «Технология. Творчество. Личность.» / Ю.Л. Хотунцев // Курск, 10-12 ноября 2003 г. — Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2003. - С. 3-5.
43. Хотунцев, Ю.Л. Программа «Основы технологической культуры» / Ю.Л. Хотунцев // Школа и производство, 2002. №17, 9- 1 2.
44. Хотунцев, Ю.Л. Программа «Основы i'cxhwiui ичсскои культуры» / Ю.Л. Хотунцев // Школа и производство. 2002, №7, 9-12.
45. Шилова, М. И. Изучение воспитанности школьников / М. И. Шилова. - М., 1982. С. 31.
46. Щукина, Г. И. Педагогика школы / П И. Щукина. - М., 1977
47.Энгельс, Ф. Диалектика природы Ф. Энгельс. - М., 1987.