Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ
РУКОПАШНОГО БОЯ В ШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ 6
1.1. Возрастные особенности старших школьников 6
1.2. Элементы рукопашного боя в системе школьного образования 20
Выводы по I главе 28
ГЛАВА II. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ РУКОПАШНОГО БОЯ У ДЕВУШЕК СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1 Организация экспериментальной работы 29
2.3. Характеристика экспериментальной программы для девушек старшего
школьного возраста 37
2.3 Динамика показателей экспериментальной и контрольной группы в
процессе эксперимента 41
Выводы по II главе 48
Заключение 49
Актуальность. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности. Социальная среда и реальная практика свидетельствуют об ухудшении здоровья населения нашей страны. Озабоченность вызывает то обстоятельство, что болезни стали широко распространяться среди школьников. Согласно исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых заложены в детстве. Если двадцать пять лет назад рождалось 20-25 % ослабленных детей, то сейчас число "физиологи-чески незрелых" новорожденных утроилось.
Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз (Т.Я. Чертюк, З.С. Макарова, М.Н. Белова, Б.Н. Капустян и др.). Только 10 % детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Среди отстающих детей 85-90 % отстают не из-за лени или недоразвитости, а вследствие плохого состояния здоровья.
Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают "двигательный дефицит", то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы [5-9]. Не секрет, что и в школе, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столом, у телевизора, за компьютером и т.д.). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движения, выносливости, гибкости и силы, то есть усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением. Так, по данным большинства исследований, 30¬40 % наших детей имеют избыточный вес.
Использование современных средств физического воспитания обществом забывается, что для детей игра - это основной вид деятельности ребенка, это средство общения, накопления опыта, выражения эмоций и формирования отношений [1-4, 10, 11].
Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать эффективность программы основанной на элементах рукопашного боя у девушек старшего школьного возраста.
На основании аналитического обзора литературы, исходя из гипотезы, для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Определить исходные показатели девочек экспериментальной и контрольной групп.
Разработать программу основанной на элементах рукопашного боя и апробировать ее в условиях педагогического эксперимента.
3. Изучить изменение показателей экспериментальной и контрольной групп за период исследования.
Объектом исследования учебно-воспитательный процесс девушек старшего школьного возраста
Предметом нашего исследования эффективность применения экспериментальной программы основанной на элементах рукопашного боя у девушек старшего школьного возраста.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы; тестирование уровня физического здоровья; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Гипотеза исследования - предполагается, что разработанная программа будет способствовать повышению уровня физического развития девушек старшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что апробированная в ходе педагогического эксперимента программа основанной на элементах рукопашного боя у девушек старшего школьного возраста, может представлять определённый интерес для учителей физической культуры и использована в практической деятельности.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, обзора литературы, методов исследования, результатов исследования и их обсуждения, выводов, списка использованной литературы и приложений. Работа изложена на 50 страницах, включая 17рисунков, 4 таблицы и приложения. Библиографический раздел содержит 52 наименования.
1. На основе анализа психолого-педагогической и медицинской литературы по проблеме исследования было выявлено:
- в последние 20 лет становится достаточно серьезной ситуация с заболеваемостью детей, наблюдается рост хронических заболеваний, недостаточно используются в системе физического воспитания «древне русские подвижные игры». Русская лапта используется как вид спорта, направленного на достижение высоких спортивных результатов.
2. В рамках констатирующего педагогического эксперимента установлено, что старший школьный возраст имеет уровень средний или ниже среднего.
3. Разработанная программа физического воспитания с применением русской лапты имеет следующую структуру: базовая часть и вариативная. В базовую часть входили разделы предусмотренную общегосударственным стандартом, а вариативная состояла из применения подвижной игры «Русская лапта»
4. Внедрение программы в процесс физического воспитания для данного возраста способствовало:
- значительному приросту показателей физического развития в индексах Робинсона, Скибински, Шаповаловой, Руфье. При этом уровень здоровья подростков в экспериментальной группе значительно улучшился.