Исследование читательского спроса на букварь с фольклорными элементами (Программа социологического исследования, Социология и психология чтения, Тверской государственный университет)
Если говорить о фольклоре чисто с педагогической точки зрения, то, например, пословицы и поговорки, по мнению педагогов, за счёт насыщенности их образами, сравнениями, поэтичности самого языка оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека, а сами поучения, заложенные в них, легко воспринимаются детьми , что обуславливает их употребление в букваре. Сказки же, в свою очередь, отличаются подчеркнутой установкой на вымысел, т. е. «в них не только изображаются фантастические лица и предметы, но и реальные явления представления в фантастическом аспекте» . Помимо этого, сказки отражают мечты о будущем, отношение к действительности, эстетические идеалы, мировоззрение народа . Всё это при грамотном подходе может служить отличным средством для развития у ребёнка воображения, что, в свою очередь, может сформировать у него тягу к творчеству, а также позволит познакомить его с культурой, в рамках художественного творчества, своего народа.
Следовательно, из всего выше сказанного, не может не возникнуть вопрос при подготовке такого учебного издания: а как отнесутся к этому непосредственно сами родители? Таким образом, цель данного исследования — анализ целевой аудитории, выявление степени её заинтересованности в издании букваря с фольклорными элементами.
Объектом исследования является: русский фольклор, в частности, сказки и загадки; букварь как вид издания.
Предмет исследования: читательский спрос на издания букваря с фольклорными элементами.
Для достижения заявленной цели были поставлены следующие задачи:
• составление анкеты для исследования читательского спроса;
• проведение анкетирования;
• подсчёт и анализ полученных результатов;
• сделать выводы.
Аудитория социологического исследования: мужчины и женщины разнообразных возрастных групп.
Метод исследования — социологический опрос.
Материал исследования — результаты анкетирования (опроса).
Если говорить о фольклоре чисто с педагогической точки зрения, то, например, пословицы и поговорки, по мнению педагогов, за счёт насыщенности их образами, сравнениями, поэтичности самого языка оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека, а сами поучения, заложенные в них, легко воспринимаются детьми , что обуславливает их употребление в букваре. Сказки же, в свою очередь, отличаются подчеркнутой установкой на вымысел, т. е. «в них не только изображаются фантастические лица и предметы, но и реальные явления представления в фантастическом аспекте» . Помимо этого, сказки отражают мечты о будущем, отношение к действительности, эстетические идеалы, мировоззрение народа . Всё это при грамотном подходе может служить отличным средством для развития у ребёнка воображения, что, в свою очередь, может сформировать у него тягу к творчеству, а также позволит познакомить его с культурой, в рамках художественного творчества, своего народа.
Следовательно, из всего выше сказанного, не может не возникнуть вопрос при подготовке такого учебного издания: а как отнесутся к этому непосредственно сами родители? Таким образом, цель данного исследования — анализ целевой аудитории, выявление степени её заинтересованности в издании букваря с фольклорными элементами.
Объектом исследования является: русский фольклор, в частности, сказки и загадки; букварь как вид издания.
Предмет исследования: читательский спрос на издания букваря с фольклорными элементами.
Для достижения заявленной цели были поставлены следующие задачи:
• составление анкеты для исследования читательского спроса;
• проведение анкетирования;
• подсчёт и анализ полученных результатов;
• сделать выводы.
Аудитория социологического исследования: мужчины и женщины разнообразных возрастных групп.
Метод исследования — социологический опрос.
Материал исследования — результаты анкетирования (опроса).
На основании полученных результатов, можно сделать вывод о том, что букварь с фольклорными элементами будет востребован на российском книжном рынке, в частности, в Тверской области (поскольку опрос проводился преимущественно среди жителей области). Причинами может послужить как то, что в целом у большинства опрошенных положительное отношение к русскому фольклору (36,7 % хорошо относятся к русскому фольклору,
а 26,7 % — очень хорошо), так и то, что 70 % считает, что сегодня необходимо формировать у ребёнка представление о русском устном художественном народном творчестве, обучая его чтению по подобным текстам, и ещё то, что в сумме купило бы данное издание 60 % из прошедших опрос.
Также при дальнейшей работе над данным изданием необходимо учесть то, что часть опрошенных (26,7 %) высказалась за комбинированный вариант (печатный вариант + приложение), и направить процесс работы также на проработку дополнительного цифрового контента.
1. Колесникова, Н. Д. Использование фольклора в работе с деть-ми дошкольного возраста [Электронный ресурс] : методическая разработ-ка для младших групп дет. сада / Н. Д. Колесникова. — URL : https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/02/02/obrazovatelnyy-proekt-ispolzovanie-folklora-v-rabote-s-detmi
2. Померанцева, Э. В. Русская устная проза : учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» / сост. В. Г. Смолицкий. — М. : Просвещение, 1985.