ВВЕДЕНИЕ 3
1. Порядок формирования и структура Государственного Совета РТ 8
1.1 Понятие и структура Государственного Совета РТ 8
1.2 Порядок формирования и нормативно-правовая основа деятельности
Государственного Совета РТ 12
1.3. Органы и организации при Государственном Совете РТ 41
2. Компетенция Государственного Совета РТ 45
2.1. Основы деятельности Государственного Совета РТ 45
2.2. Задачи Государственного Совета РТ 46
2.3. Порядок работы Государственного совета РТ 47
3. Организация деятельности Государственного Совета РТ 52
3.1. Состав Государственного совета Республики Татарстан 52
3.2. Проблемы деятельности Государственного совета Республики
Татарстан 55
3.3. Разработка рекомендаций по усовершенствованию деятельности
государственного совета Республики Татарстан 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность. С начала 90х годов ХХ века Российская Федерация находится в состоянии существенных преобразований своей государственности. В настоящее время в ее развитии наступает новый этап, суть данного этапа заключается в демократизации общественной жизни, согласно Конституции единым источником власти является народ, учет мнение, и следование законных интересов, независимо от политических, религиозных убеждений, это обязанность демократического государства, данная обязанность является критерием эффективности любого государства.
Структура и политическое многообразие определяет многопартийность системы, которая стабильно функционирует, и является важным инструментов, обеспечивающим фундаментальными правами свободами народа государства, не исключает данное право и власть.
Аспекты политической жизни подвергаются критике со стороны общества, отмечаются проблемы в организации выборов, дефицит проработанных альтернативных предложений по вопросам социально-экономического развития1.
Медведев Д.А., намечая пути совершенствования политической системы, предложил работу по усовершенствованию качества народного представительства, создания условий для справедливой, свободной, цивилизованной конкуренции между партнерами.
Послание Федеральному Собранию 12 ноября 2009 года включало в себя: введение единого критерия установления численности депутатов в органах законодательной власти субъектов Российской Федерации, все партии, представленные в региональных парламентах, получают возможность формировать фракции; партии, за которые проголосовало более 5 % на региональных выборах, получают гарантии представительства в законодательном органе субъекта Федерации; партии, представленные в Государственной Думе, освобождаются от сбора подписей для участия в региональных выборах в соответствующих регионах; органы законодательной власти посвящают обсуждению и заслушиванию сообщений, предложений одно заседание в году; законы о выборах Президента, депутатов, ограничивают сроки процедуры, во всех субъектах Российской Федерации; приняты законы о гарантии освещения в средствах массовой информации деятельности партии, которые представлены в региональных парламентах, конституции, уставы субъектов Российской Федерации включают в себя статьи о ежегодном отчете руководителей исполнительной власти перед местным парламентом; в представительные органы переход к выборам осуществляется по партийным спискам2.
Анализ данных процессов на уровне субъектов Российской Федерации является актуальной и политически важной задачей. Исследование парламентаризма актуально в связи с меняющимся законодательством в данной области. За последние годы политические партии получили дополнительные возможности влияния на формирования органов власти в субъектах федерации, муниципалитетов, также смягчены формальные требования по ряду вопросов партийного строительства, облегчены условия выдвижения кандидатов, установлены гарантии равного доступа к государственным средствам массовой информации парламентских парий.
Для основательного и оперативного изучения процессов совершенствования государственного механизма в Российской Федерации , ее субъектах. Широкое изучение опыта демократического государства является стрежнем в механизме противовесов и сдержек, выражают интересы широких слоев общества.
Все это делает актуальным изучение правового статуса, основных направлений деятельности представительных органов власти.
Особого внимания заслуживает анализ опыта функционирования представительных органов власти в республиках, входящих в состав Российской Федерации.
В Конституции Российской Федерации предусмотрено существование 6 субъектов Российской Федерации, республик, в составе Российской Федерации - 21 республика, краев - 9, областей - 46, городов федерального значения - 2, автономной области - 1, автономных округов - 4.
Республика, в составе Российской Федерации обладает особым статусом:
- республика в составе Российской Федерации является государством (ч.2 ст. 5),
- республика имеет свою Конституцию, другие субъекты - уставы (ч.2.ст.5, ч.1 и 2 ст.66),
- республики устанавливают свои государственные языки ( ч.2 ст. 68).
Степень разработанности. В данной работе два аспекта, один связан с развитие федеративных отношений, другой парламентского права .
Объект исследования - складывающиеся в современной Российской Федерации, Республике Татарстан общественные отношения, связанные с функционированием и строительством представительного органа государственной власти.
Предмет исследования - совокупность правовых ном, регулирующий процесс структурирования, формирования, функционирования
Государственного Совета Республики Татарстан.
Конституционно-правовые основы деятельности Государственного Совета Республики Татарстан и региональная нормативно-правовая база, регулирующая различные аспекты деятельности Государственного Совета Республики Татарстан являются предметом изучения.
Методологическая основа совокупность идей разных теоретиков права, Философов, юристов, социологов, политологов, историков, чьи работы посвящены проблемам народного представительства в системе
государственной власти в роли Государственного Совета Республики Татарстан. В работе использовались исторический, диалектический, системный, сравнительно-правовой, системный и другие методы.
Теоретическая база - литература по общей теории государства и права, конституционного права, труды ученых по проблемам разделении властей, истории и практики парламента Государственного Совета, теории государственного управления.
Основные источники. Нормативная база - Конституция Российской Федерации от 1993 года, Конституция республики Татарстан от 1992 года, федеральные законы республики Татарстан, Указы Президента Российской Федерации, постановления Конституционного Суда Российской Федерации и республики Татарстана, Кабинета министров Татарстана и другие нормативные акты.
Цель - изучить роль Государственного Совета Республики Татарстан на современном этапе.
Задачи:
1) проанализировать теоретическую основу функционирования и создания Государственного Совета Республики Татарстан в системе государственной власти,
2) охарактеризовать конституционные основы организации Государственного Совета Республики Татарстан,
3) изучить законодательные основы организации государственно власти Государственного Совета Республики Татарстан,
4) выявить основные этапы развития Государственного Совета Республики Татарстан,
5) исследовать эволюцию законодательства по формированию Государственного Совета Республики Татарстан,
6) определить структуру Государственного Совета Республики Татарстан, ее провой статус,
7) проанализировать роль Регламента Государственного Совета Республики Татарстан в организации работы.
Научная новизна заключается в том, что на основе научного анализа правовой базы, практики функционирования, формирования
Государственного Совета Республики Татарстан выносится на защиту содержащие выводы и положения, а именно:
- обосновывается понятие регионального уровня представительной власти,
- социально-юридический феномен представительной власти подготовлен историческим развитием и сочетанием тенденций централизации и децентрализации власти,
- формированием политико-правовых взглядов и идей.
Практическая значимость заключается в том, что материалы данной работы могут быть использованы в законодательной практике, в научно-исследовательской работе, в ученом процессе при преподавании конституционного права.
Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы.
Изучение представительных органов власти субъектов Российской Федерации позволяет сделать вывод о формировании данных органов как политической системы. Государственный Совет Республики Татарстана
формирует законодательную базу, создает законодательную власть в становлении органов государственной власти в целом. Создание
Государственного Совета свидетельствует о качественно новом этапе развития России, так как в ней действуют принципы федерализма, демократии, разделения властей.
Государственный Совет Республики Татарстан - это парламент Республики Татарстан, он является постоянно действующим высшим законодательным, представительным органом государственной власти Республики Татарстан. Согласно статье 82 Конституции Республики Татарстан, Председатель Государственного Совета Республики Татарстан возглавляет Государственный Совет, представляет его на заседаниях, организует его работу, представляет в других органах государственной власти органов местного самоуправления, общественных объединениях и т.д. Аппарат Государственного Совета Республики Татарстан осуществляет организационное, правовое, аналитическое, документационное,
информационное, материально-техническое, социально-бытовое, финансовое обеспечение деятельности Государственного Совета Республики Татарстан, его органов, депутатов и депутатских объединений.
Порядок формирования деятельности Государственного Совета Республики Татарстан определяется Конституцией Республики Татарстан, законами, федеральными законами Республики Татарстан, Регламентом Государственного Совета Республики Татарстан.
Формой работы Государственного Совета Республики Татарстан являются сессии, где решаются вопросы Государственного Совета, традиционными формами деятельности Государственного Совета Республики Татарстан являются выездные заседания комитетов, совместные заседания комитетов .
Организации и органы при Государственном совете Республики Татарстан является Общественная молодежная палата при Государственном совете Республики Татарстан, образованной в 2004 году как совещательный консультативный орган при Государственном совете Республики Татарстан, в соответствии с положением о ней.
Состав Общественной молодежной палаты при Государственном Совете Республики Татарстан вошло 2 депутата Государственного Совета Республики Татарстан, 40 представителей республиканских общественных организаций, 45 представителей муниципальных городских округов и районов.
Действующий состав Государственного Совета Республики Татарстан в количестве 100 человек избран 1 марта 2009 года сроком на пять лет на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права. По состоянию на 1 июля 2014 года количество избранных депутатов составляет 98. 20 депутатов избраны для работы в парламенте на постоянной основе. Остальные совмещают депутатские обязанности с основной работой. Органом Государственного Совета Республики Татарстан, обеспечивающим организацию его работы, является Президиум, в который входят 13 депутатов.
В состав Государственного Совета избираются представители всех сфер услуг, профессиональной деятельности, работники культуры, медики, журналисты, руководители разных отраслей промышленности, обязательным условие должно быть то, что гражданин должен быть дееспособным и достигать 21 года.
Залог доверия народа к Государственному Совету, является информированность населения.
Непосредственно порядок формирования Государственного Совета Республики Татарстан имеет ряд своих особенностей. Для рассмотрения полномочий представительного органа Государственного Совета, можно выделить три основные группы: контрольная, законотворческая, в сфере реализации кадровой политики.
Основным элементов формирования Государственного Совета Республики Татарстана являются законодательные полномочия, которые представляют собой Устав республики, Регламент, Конституция и т.д. Полномочия в Государственном Совете Республики Татарстан осуществляет Председатель, которого выбирают всеобщим голосованием, среди имеющихся кандидатур. Выделяют ряд направлений деятельности Государственного Совета Республики Татарстан: контроль за соблюдением законности в нормативных документах, финансовый контроль, внесение изменений и поправок в нормативные документы и т.д.
Однако в процессе анализа нормативной базы, регулирующей осуществление Государственным Советом Республики Татарстана своей компетенции, был выявлен ряд недостатков действующего законодательства, требующих скорейшего устранения.
На федеральном уровне необходимо сформулировать, закрепить определение Государственного Совета Республики Татарстана, его полномочия, предмет ведения для недопущения путаницы в нормативно - правовых актах.
1. Конституция Республики Татарстан, (в редакции законов Республики Татарстан от 19 апреля 2002 года № 1380, от 15 сентября 2003 года № 34-ЗРТ, от 12 марта 2004 года № 10-ЗРТ, от 14 марта 2005 года № 55- ЗРТ, от 30 марта 2010 года № 10-ЗРТ, от 22 ноября 2010 года № 79-ЗРТ, от 22 июня 2012 года № 40-ЗРТ).
2. Конституция Российской Федерации. Консультант Плюс. 1993. с. 123
3. Постановление Президиума Государственного Совета Республики Татарстан от 26 октября 2016 года № 1423-V ГС "О плане мероприятий Государственного Совета Республики Татарстан по реализации предложений Президента Республики Татарстан, содержащихся в послании Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан, на 2017 год"
4. Регламент Государственного Совета Республики Татарстан
Принят постановлением Государственного Совета Республики Татарстан от 26 февраля 2004 года № 2632,(в последней редакции постановлений
Государственного Совета Республики Татарстан от 3 ноября 2016 года № 1452-V ГС)
5. Абросимова Е.Л. Судебная власть в Республике Татарстан: система и принципы. — М., 2015. с 535
6. Абрамова Л.И. Парламентаризм. - М. 2014. с 437.
7. Арешкова Н.Е. Законодательная власть Республики Татарстан. - Р.Н.Дону. 2013. с 522.
8. Ардачева Е.Е. Законодательная деятельность Государственного Совета Республики Татарстана. Казань. 2015. с 133.
9. Баглай М.К. Конституционное право Учебник. 2013. с 232.
10. Выступление Президента РТ Р.Н.Минниханова на торжественном заседании Государственного Совета РТ, посвященном 90-летию образования ТАССР27 мая 2010 года
11. Государственное управление: основы теории и организации: учебник / Под ред. В.Л. Козбаненко. — М.: Статус, 2011. с 352
12. Голикова Н.Е. Государственный Совет Республики Татарстан в глазах населения. Казань, Альфа. 2013. с 414.
13. Гошуляк В.В. Теоретические и практические проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации. М,.2014.с 113
14. Горобец В.Н. Конституционно-правовой статус парламента РФ. Дис. доктора юрид.наук. -М., 2013. с 335
15. Гранкин К.И. О принципах формирования
деятельности законодательной власти. Наука. - М, 2014. №4-5. с 353
16. Гатиулин Н.Е. Государственный Совет Республики Татарстан. - Казань. 2015. с 415.
17. Гатауллин Л.П., Конституционный контроль в субъектах Российской Федерации.- Казань, 2011. с 85
18. Денисов Л.И. Советское государственное право. -М.,2010. с 234.
19. Ермаков О.М. Развитие законодательства субъектов по предметам совместного ведения.- Дис. канд. юрид.наук.- 2014.с 363
20. Железнов В.Л. В кн.: Правовой статус Республики Татарстан. Казань: Татар.кн.изд — во, 2015. с 764
21. Железнов В.Л. Компетенция РСФСР и ее субъектов. -Казань, 2014. с 366.
22. Жученко А.А. Соотношение конституций республик в составе
Российской Федерации с Конституцией России: Проблемы теории и
практики. М., 2001.
23. Золотарева Е.Н.. Проект закона об органах судейского сообщества (взгляд из квалификационной коллегии). //Российская юстиция,
2012. №11. с 252
24. Исакова К.Б. Проблемы обеспечения единства законодательства в Российской Федерации. Законодательство, 2013.№4. с 636
25. Карапетянян А.Н. Федеративное устройство Российского государства. М,.-2011. с 255
26. Керимов Л.А. Понимание парламентаризма и перспективы его развития в России. //Гражданин и право, 2012 №7/8. с 155
27. Ким-Кимэна А.Е. Публично-правовая
ответственность федеративных отношений. Конституционно-правовая
ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран/. -М., 2011. с 255
28. Козакова А.П. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. // Журнал российского права, 2012. №5. с 113
29. Козлов В.К., Конституционное право Российской Федерации. Учебник.-М,. 2014. с 54
30. Киннера А.Л. Единство — в многообразии. // Журнал права, 2011. №1. с 252
31. Колосов Н.К. Конституционная ответственность—
самостоятельный вид юридической ответственности. //Государство и право, 2011. №2. с 255
32. Карасева М.Е. Основы системы государственной власти в Республике Татарстан. - Казань. 2014. с 245
33. Кокотова П.Л. Разграничение и согласование полномочий РФ// Журнал российского права, 2014. с 125
34. Кондратова Л.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов Федерации// Журнал российского права, 2015. №2.с 125
35. Кондрат А.П. Конституционно-правовая ответственность
субъектов Федерации. автореферат дис.канд.юрид наук. - М., 2013. с 141
36. Кочетков Л.К. Региональный законодательный процесс.- М.¬
2013.
37. Курманов М.Н. «Судебная система России: взгляд из
Татарстана». Казань, 22-23 июня 2001 года. Изд-е института федерализма, Университета Фрисбурга. 2015. с 525.
38. Кумышев М.Л. Законодательство Республики Татарстан и ее субъектов. -Казань.- 2011. с 252.
39. Кухтиков С.Н. Конституционно-правовые основы системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации.- Казань. -
2013. с 252.
40. Миронов Д.Н. Конституционно-правовой статус Республики Татарстан -М.,-2014. с 243.
41. Назаров Д.Е., Ответственность в конституционном праве. // Конституционное и муниципальное право, 2015. с 652
42. Урвачева И.А. Взаимодействие органов законодательной и
исполнительной власти субъектов РБ.- Казань.- 2011. с 252
43. Уварова У.В. Государственные органы государственной власти Республики Татарстан. - М. 2014. с. 474.
44. Павлушкин А.В. Компетенция законодательного органа государственной власти субъекта РБ. Казань. 2014. с 144.
45. Потапов П.К. Система норм права и система нормативных правовых актов субъекта Федерации. //Журнал российского права, 2011. с 155
46. Путин В.В. Компетенция суда распространяется на все дела государства. // Российская юстиция. 2011.№1. с 344.
47. Президент Татарстана Рустам Минниханов: «Мы заинтересованы в высоком качестве инвестиций»«Страна. Инвестиционные проекты ПФО» цветное приложение к общенациональной газете «Известия», 31 мая 2011 г.
48. УмноваК.А. Конституционные основы современного российского федерализма. Издательство «Дело». 2014. с 252
49. Филиппова Н.К. Институт федерального вмешательства как
форма конституционно-правовой ответственности федеральной власти. /Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт
зарубежных стран. / Под ред. С.А.Авакьяна. -М,. Изд-во МГУ, 2015. с 123
50. Чиркина К.Е. Предмет ведения Федерации и ее субъектов: разграничение, сотрудничество, субсидиарность. // Государство и право, 2014. с 1521
51. Чернова Е.В. Функционирование органов власти. - М. 2011. с 464.
52. Чкалова К.Е. Структура Государственного Совета Республики Татарстан. Казань. 2013. с 223.
53. Черкашин В.Е. Современное федеральное государство. - М. 2013. с 524.
54. Шестакова Н.Н. История Республики Татарстан. - К. Марка. 2014. с 87.
55. Шахов Е.Ю. Муниципальное право. Основы государственного строя. - Казать, РТ. 2015. с 235.
56. Шахрай О.Н. Развитие конституционного законодательства в Республике Башкортостан. / Материалы республиканской научно-практической конференции. Уфа,.2011. с 41
57. Шарандин О.Л. Конституционно-правовые основы
законотворчества субъектов РБ,- Казань.-2013. с 145.
58. Шугрина Е.О. Муниципальное право. - М.: Проспект, 2012. с 636
59. http: //gossov.tatarstan.ru/status/reglament/
60. Официальный сервер республики Татарстан.
(http: //www.tatar.ru/append 136.html)
61. ПОЛИТ.РУ (http://www.polit.ru/)
62. Поисковый сервер ЯНДЕКС (http://www.yandex.ru)