Социальные проблемы работающего населения в сфере сервиса (на материалах салопов красоты г. Казани)
|
Введение 2
Глава 1. Работающее население в сферы услуг, как социальная категория людей
1.1 Понятие сервиса и услуг в сервисной деятельности 7
1.2 Анализ развития сферы сервиса в России и г. Казани 15
1.3 Работающее население в сфере сервиса 31
Глава 2. Изучение проблем социального характера в сфере сервиса (на материалах салонов красоты г. Казани) 51
2.1 Методика и описание характеристики выборки исследования 51
2.2 Результаты исследования 54
Заключение 64
Список литературы 67
Приложение
Глава 1. Работающее население в сферы услуг, как социальная категория людей
1.1 Понятие сервиса и услуг в сервисной деятельности 7
1.2 Анализ развития сферы сервиса в России и г. Казани 15
1.3 Работающее население в сфере сервиса 31
Глава 2. Изучение проблем социального характера в сфере сервиса (на материалах салонов красоты г. Казани) 51
2.1 Методика и описание характеристики выборки исследования 51
2.2 Результаты исследования 54
Заключение 64
Список литературы 67
Приложение
Актуальность. Стабильное функционирование социально-трудовой сферы и ее устойчивое развитие во многом определяют направленность социальных процессов. Социально-трудовая мобильность зачастую тесно связана со стратификационной системой в сфере труда. Общественное разделение труда, как известно, предполагающее различное вознаграждение для разных социально-трудовых групп, объясняет существование трудовой стратификации.
Стремительные и кардинальные социально-экономические преобразования в России вызвали упадок в большинстве отраслей, снижение реальной заработной платы, сокращение производства, увеличение социальной дифференциации. В свою очередь, все это стало причиной мобильности, связанной не только со сменой места работы, но и профессии.
Как правило, представители различных социальных групп, как в трудовом, так и
в социальном плане перемещались вниз по социальной лестнице. Реформы современного российского общества непосредственно коснулись и системы сервиса.
Бытовое обслуживание населения - часть сферы обслуживания, где населению оказываются непроизводственные и производственные услуги. Бытовое обслуживание характеризуется общественно-организованными способами и формами удовлетворения непосредственных материальных и духовных потребностей людей вне их профессиональной и общественно- политической деятельности [1].
Каждый современный человек нуждается в получении определенных бытовых услуг, эта необходимость возникает в процессе повседневной жизнедеятельности, когда речь идет об оценке условий среды обитания, о благоустроенности быта, о нормальном и комфортном существовании. Тем не менее, ведение домашнего хозяйства включает в себя не только ремонт и обслуживание бытовой техники, стирку и глажение белья, пошив и ремонт одежды или обуви, то есть теми видами деятельности, на которые направлены услуги предприятий сферы сервиса (бытовые услуги в узком смысле) [55].
В настоящее время парикмахерские услуги можно отнести к сфере бытовых услуг и, стоит отметить, что они принадлежат к числу наиболее востребованных в повседневном жизни людей, и поэтому являются самыми обширными в России. Данный сектор услуг занимает наибольшее место на рынке бытового обслуживания населения и представлен такими учреждениями как парикмахерские, салоны, косметические кабинеты и другими негосударственными предприятиями.
Весь объем работающих в этой сфере людей также является подавляющим среди всех подотраслей этого направления услуг. Кроме того, парикмахерские услуги оказывают парикмахеры и косметологи - индивидуальные мастера, которым для осуществления своей деятельности не обязательно регистрироваться в государственных учетных органах. Все это указывает на действительно серьезные масштабы развития данной формы обслуживания населения
В настоящее время, несмотря на то, что существует множество проблем и противоречий, касающихся функционирования и развития профессиональной группы работающего населения в сервисной сфере, практически не проводятся серьезные социологические исследования по этой теме.
Интересующие нас вопросы требуют также квалифицированного и аргументированного ответа, который можно получить только опираясь на социологическое изучение мнений, ориентаций и установок работающего населения в сфере сервиса.
Таким образом, теоретическая неразработанность проблемы и ее практическая значимость указывают на актуальность и новизну избранной темы исследования.
Степень разработанности проблемы исследования.
Анализ проблем работающего населения в сфере сервиса базировался на методологических положениях, нашедших отражение в работах Э. Буткявичене [38], Ю.Е. Волкова [11], Э. Гидденса [14], Т.И. Заславской [27], Г. Е. Зборовского [28], Р. Мертона [48], И. В. Мостовой, JL Ринкявичуса [38], В.А. Ядова [79] и др.
Вопросы социальной и профессиональной стратификации, престижа профессий нашли отражение в исследованиях Р.Н. Абрамова [32], З.Т. Голенковой [15], Т.И. Заславской [26], Е.Д. Игатханян [15] и т.д.
Социальная проблема исследования заключается в том, что имеются противоречия между реальным положением и потребностями работников.
Объект исследования - работники салонов красоты сети «Виртуоз» (в количестве 50 человек).
Предмет исследования - Социальное положение и уровни удовлетворения потребностей работающего населения в салонах красоты сети «Виртуоз».
Цель исследования: Дать характеристику социальным проблемам работающего населения в сфере сервиса и определить причину их возникновения.
Реализация поставленной цели потребовала постановки и решения следующих задач:
1. Изучить социальное положение работников в сфере сервиса.
2. Изучить потребности работников в сфере сервиса.
3. Определить социальный состав работников сферы сервиса.
4. Выявить социальные проблемы работников в сфере сервиса.
Гипотеза: Социальными проблемами работающего населения в сфере услуг являются: жилищные, материальные проблемы. Препятствием является также отсутствие перспектив в карьерном росте и проблемы содержания самого труда.
Методологические и теоретические основания исследования.
Методологическими и теоретическими основаниями исследования явились работы зарубежных социологов Э. Буткявичене, Э. Гидденса, Р. Мертона, Т, Л. Ринкявичуса, труды современных отечественных авторов Ю.Е. Волкова, Т.И. Заславской, Г. Е. Зборовского, В.А. Ядова и др
Эмпирической базой исследования послужили результаты исследований Р.Н. Абрамова, З.Т. Голенковой, Т.И. Заславской, Е.Д. Игатханяна, и т. д.
При написании работы использовались как общенаучные методы - анализ и синтез, единство исторического и логического, системный метод, так и специальные социологические методы сбора и анализа информации: опрос (экспертное интервью, анкетирование).
Структура работы отражает логику решения поставленных задач в достижении цели исследования и состоит из введения, двух глав с пятью параграфами, заключения и списка использованных источников и литературы. В введении представляется актуальность данной исследовательской проблемы, определяются объект, предмет, цели и задачи исследования. В первой главе - «Работающее население в сфере услуг, как социальная категория людей» дается описание сферы сервиса и услуг в сервисной деятельности, анализируется развитие сферы сервиса в России и г. Казани, рассматривается работающее население в сфере сервиса с позиции социального состава представленной группы. Вторая глава - «Изучение проблем социального характера в сфере сервиса (на материалах салонов красоты г. Казани)» содержит социологическое исследование, направленное на проведение провести анализа проблем социального характера в сфере сервиса (на материалах сети салонов красоты г. Казани «Виртуоз»). В заключении подводятся итоги проделанной работы, формулируются выводы по данной исследовательской проблеме.
Стремительные и кардинальные социально-экономические преобразования в России вызвали упадок в большинстве отраслей, снижение реальной заработной платы, сокращение производства, увеличение социальной дифференциации. В свою очередь, все это стало причиной мобильности, связанной не только со сменой места работы, но и профессии.
Как правило, представители различных социальных групп, как в трудовом, так и
в социальном плане перемещались вниз по социальной лестнице. Реформы современного российского общества непосредственно коснулись и системы сервиса.
Бытовое обслуживание населения - часть сферы обслуживания, где населению оказываются непроизводственные и производственные услуги. Бытовое обслуживание характеризуется общественно-организованными способами и формами удовлетворения непосредственных материальных и духовных потребностей людей вне их профессиональной и общественно- политической деятельности [1].
Каждый современный человек нуждается в получении определенных бытовых услуг, эта необходимость возникает в процессе повседневной жизнедеятельности, когда речь идет об оценке условий среды обитания, о благоустроенности быта, о нормальном и комфортном существовании. Тем не менее, ведение домашнего хозяйства включает в себя не только ремонт и обслуживание бытовой техники, стирку и глажение белья, пошив и ремонт одежды или обуви, то есть теми видами деятельности, на которые направлены услуги предприятий сферы сервиса (бытовые услуги в узком смысле) [55].
В настоящее время парикмахерские услуги можно отнести к сфере бытовых услуг и, стоит отметить, что они принадлежат к числу наиболее востребованных в повседневном жизни людей, и поэтому являются самыми обширными в России. Данный сектор услуг занимает наибольшее место на рынке бытового обслуживания населения и представлен такими учреждениями как парикмахерские, салоны, косметические кабинеты и другими негосударственными предприятиями.
Весь объем работающих в этой сфере людей также является подавляющим среди всех подотраслей этого направления услуг. Кроме того, парикмахерские услуги оказывают парикмахеры и косметологи - индивидуальные мастера, которым для осуществления своей деятельности не обязательно регистрироваться в государственных учетных органах. Все это указывает на действительно серьезные масштабы развития данной формы обслуживания населения
В настоящее время, несмотря на то, что существует множество проблем и противоречий, касающихся функционирования и развития профессиональной группы работающего населения в сервисной сфере, практически не проводятся серьезные социологические исследования по этой теме.
Интересующие нас вопросы требуют также квалифицированного и аргументированного ответа, который можно получить только опираясь на социологическое изучение мнений, ориентаций и установок работающего населения в сфере сервиса.
Таким образом, теоретическая неразработанность проблемы и ее практическая значимость указывают на актуальность и новизну избранной темы исследования.
Степень разработанности проблемы исследования.
Анализ проблем работающего населения в сфере сервиса базировался на методологических положениях, нашедших отражение в работах Э. Буткявичене [38], Ю.Е. Волкова [11], Э. Гидденса [14], Т.И. Заславской [27], Г. Е. Зборовского [28], Р. Мертона [48], И. В. Мостовой, JL Ринкявичуса [38], В.А. Ядова [79] и др.
Вопросы социальной и профессиональной стратификации, престижа профессий нашли отражение в исследованиях Р.Н. Абрамова [32], З.Т. Голенковой [15], Т.И. Заславской [26], Е.Д. Игатханян [15] и т.д.
Социальная проблема исследования заключается в том, что имеются противоречия между реальным положением и потребностями работников.
Объект исследования - работники салонов красоты сети «Виртуоз» (в количестве 50 человек).
Предмет исследования - Социальное положение и уровни удовлетворения потребностей работающего населения в салонах красоты сети «Виртуоз».
Цель исследования: Дать характеристику социальным проблемам работающего населения в сфере сервиса и определить причину их возникновения.
Реализация поставленной цели потребовала постановки и решения следующих задач:
1. Изучить социальное положение работников в сфере сервиса.
2. Изучить потребности работников в сфере сервиса.
3. Определить социальный состав работников сферы сервиса.
4. Выявить социальные проблемы работников в сфере сервиса.
Гипотеза: Социальными проблемами работающего населения в сфере услуг являются: жилищные, материальные проблемы. Препятствием является также отсутствие перспектив в карьерном росте и проблемы содержания самого труда.
Методологические и теоретические основания исследования.
Методологическими и теоретическими основаниями исследования явились работы зарубежных социологов Э. Буткявичене, Э. Гидденса, Р. Мертона, Т, Л. Ринкявичуса, труды современных отечественных авторов Ю.Е. Волкова, Т.И. Заславской, Г. Е. Зборовского, В.А. Ядова и др
Эмпирической базой исследования послужили результаты исследований Р.Н. Абрамова, З.Т. Голенковой, Т.И. Заславской, Е.Д. Игатханяна, и т. д.
При написании работы использовались как общенаучные методы - анализ и синтез, единство исторического и логического, системный метод, так и специальные социологические методы сбора и анализа информации: опрос (экспертное интервью, анкетирование).
Структура работы отражает логику решения поставленных задач в достижении цели исследования и состоит из введения, двух глав с пятью параграфами, заключения и списка использованных источников и литературы. В введении представляется актуальность данной исследовательской проблемы, определяются объект, предмет, цели и задачи исследования. В первой главе - «Работающее население в сфере услуг, как социальная категория людей» дается описание сферы сервиса и услуг в сервисной деятельности, анализируется развитие сферы сервиса в России и г. Казани, рассматривается работающее население в сфере сервиса с позиции социального состава представленной группы. Вторая глава - «Изучение проблем социального характера в сфере сервиса (на материалах салонов красоты г. Казани)» содержит социологическое исследование, направленное на проведение провести анализа проблем социального характера в сфере сервиса (на материалах сети салонов красоты г. Казани «Виртуоз»). В заключении подводятся итоги проделанной работы, формулируются выводы по данной исследовательской проблеме.
Проведенное исследование общетеоретических и практических проблем функционирования сферы сервиса, как части сферы услуг, и конкретно бытового обслуживания населения, в условиях современных социально-экономических реформ в регионе, отражающее возможности и основные направления совершенствования системы регионального и местного управления этой сферой для создания условий экономического роста в экономике региона, позволило автору получить следующие результаты.
Развитие сферы услуг в новых экономических условиях сопровождается комплексом проблем, связанных с созданием условий функционирования предприятий, организацией процессов производства и оказания услуг, процессами самоорганизацией предпринимателей и рядом других. Со стороны предпринимателей требуются дополнительные материальные, физические и моральные усилия для решения новых проблем, что в целом влияет на величину производственных, непроизводственных и временных затрат, ухудшение результатов деятельности предприятий, увеличение загрузки управляющего звена предприятий. Если к этому прибавить нестабильный, неопределенный и агрессивный характер внешней среды, в которой происходит деятельность предприятий сферы услуг, отсутствие нужного опыта, информации, ресурсов, внешней поддержки, то становится понятным, в каких жестких условиях существует нарождающийся в сферы услуг частный бизнес. При всей значимости каждого отдельно взятого предприятия в развитии сферы услуг, повлиять на изменение общих условий деятельности одному предпринимателю не под силу.
Анализ деятельности ряда предприятий сферы услуг Казани показал, что большинство руководителей не имеют специального экономического образования, недостаточно четко определяют состав управленческих функций, решаемых в ходе хозяйственной деятельности и, практически, не применяют в своей практике современных методов организации и управления производства и обслуживания. Этот пробел восполняется предпринимателями либо путем самообразования, либо «методом проб и ошибок», что в целом сказывается на эффективности работы отдельных предприятий и в сфере услуг в целом.
Вновь возникшие и пытающиеся сохранить профиль деятельности предприятия сферы услуг сталкиваются с множеством проблем, связанных с поиском рынков сбыта, со снабжением, транспортом, арендой, юридической защищенностью, рекламной и маркетинговой деятельностью, защитой собственных интересов во властных структурах. Решение подобных вопросов хозяйственной деятельности требует от собственника (руководителя) предприятия огромных трудовых и финансовых затрат. Заметим, что круг решаемых задач практически одинаков для любого предпринимателя не зависимо от размера предприятия или формы собственности. Содержание таких задач определяется отраслевыми и внутриотраслевыми различиями видов хозяйственной деятельности.
По материалам анкетирования работники салонов практически не испытывают материальные трудности, связанные с приобретением продуктов питания.
Таким образом, общую тенденцию социальных проблем респондентов, несмотря на кризис 2008 г., можно оценить как удовлетворительную. Однако, несмотря на определенное материальное положение россиян, пока еще доминируют проблемы, которых по меркам развитых стран (используемым сегодня и нашими согражданами, активно включенными в информационное и социальное международное пространство) можно отнести к малообеспеченным слоям.
Важным показателем того, как люди относятся к своему будущему и будущему страны в целом, является выбираемая ими для себя система жизненного планирования. Чем выше личная уверенность в завтрашнем дне, положительной динамике развития семейных отношений, реальная степень
доверия руководству страны - тем дальше люди готовы заглядывать вперед, строить планы, разрабатывать жизненные стратегии длительного действия.
Развитие сферы услуг в новых экономических условиях сопровождается комплексом проблем, связанных с созданием условий функционирования предприятий, организацией процессов производства и оказания услуг, процессами самоорганизацией предпринимателей и рядом других. Со стороны предпринимателей требуются дополнительные материальные, физические и моральные усилия для решения новых проблем, что в целом влияет на величину производственных, непроизводственных и временных затрат, ухудшение результатов деятельности предприятий, увеличение загрузки управляющего звена предприятий. Если к этому прибавить нестабильный, неопределенный и агрессивный характер внешней среды, в которой происходит деятельность предприятий сферы услуг, отсутствие нужного опыта, информации, ресурсов, внешней поддержки, то становится понятным, в каких жестких условиях существует нарождающийся в сферы услуг частный бизнес. При всей значимости каждого отдельно взятого предприятия в развитии сферы услуг, повлиять на изменение общих условий деятельности одному предпринимателю не под силу.
Анализ деятельности ряда предприятий сферы услуг Казани показал, что большинство руководителей не имеют специального экономического образования, недостаточно четко определяют состав управленческих функций, решаемых в ходе хозяйственной деятельности и, практически, не применяют в своей практике современных методов организации и управления производства и обслуживания. Этот пробел восполняется предпринимателями либо путем самообразования, либо «методом проб и ошибок», что в целом сказывается на эффективности работы отдельных предприятий и в сфере услуг в целом.
Вновь возникшие и пытающиеся сохранить профиль деятельности предприятия сферы услуг сталкиваются с множеством проблем, связанных с поиском рынков сбыта, со снабжением, транспортом, арендой, юридической защищенностью, рекламной и маркетинговой деятельностью, защитой собственных интересов во властных структурах. Решение подобных вопросов хозяйственной деятельности требует от собственника (руководителя) предприятия огромных трудовых и финансовых затрат. Заметим, что круг решаемых задач практически одинаков для любого предпринимателя не зависимо от размера предприятия или формы собственности. Содержание таких задач определяется отраслевыми и внутриотраслевыми различиями видов хозяйственной деятельности.
По материалам анкетирования работники салонов практически не испытывают материальные трудности, связанные с приобретением продуктов питания.
Таким образом, общую тенденцию социальных проблем респондентов, несмотря на кризис 2008 г., можно оценить как удовлетворительную. Однако, несмотря на определенное материальное положение россиян, пока еще доминируют проблемы, которых по меркам развитых стран (используемым сегодня и нашими согражданами, активно включенными в информационное и социальное международное пространство) можно отнести к малообеспеченным слоям.
Важным показателем того, как люди относятся к своему будущему и будущему страны в целом, является выбираемая ими для себя система жизненного планирования. Чем выше личная уверенность в завтрашнем дне, положительной динамике развития семейных отношений, реальная степень
доверия руководству страны - тем дальше люди готовы заглядывать вперед, строить планы, разрабатывать жизненные стратегии длительного действия.



