Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Паранаучные и квазирелигиозные дискурсы в СМИ: на примере газеты «Аргументы и факты»

Работа №87375

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы45
Год сдачи2012
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
143
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Раздел I. Становление и развитие паранаучных и квазирелигиозных дискурсов: краткий обзор 10
Раздел II. Паранаучные и квазирелигиозные дискурсы в постсоветской России 19
Раздел III. Представление паранаучного и квазирелигиозного дискурсов в
СМИ: пример газеты «Аргументы и факты» 29
Заключение 41
Список использованных источников и литературы


Категория рациональности, о значении которой для становления современного западного капиталистического общества, впоследствии распространившего соответствующую культуру поведения и, шире, мировоззрение на другие страны, изначально существовавшие в совершенно другом культурном пространстве (в числе которых и Россия), подробно писал ещё Макс Вебер, вплоть до сегодняшнего дня сохраняет своё авторитетное положение в сознании человека. Ориентация на квантификацию, логическую аргументацию поведения, стройность и непротиворечивость суждений, поиск эмпирических подтверждений лежат в основе функционирования основных социальных институтов, правовой системы, официальной медицины, системы образования и, в качестве апофеоза рациональности, науки. Суждения, высказываемые от лица науки, приобретают особый вес в глазах современного человека, зачастую не требуется дополнительного обоснования истинности того или иного высказывания при наличии оговорки на его научное подтверждение. Иными словами, научный дискурс занимает в настоящее время доминирующее положение при формировании картины мира не только специалистов, вовлечённых в функционирование данного социального института, но также и обывателей, не располагающих глубокими знаниями в данной сфере.
Однако обозначенная выше ситуация — это, скорее, тот вид, который открывается наблюдателю в первом приближении. П. Бергер и Т. Лукман в своей работе по социологии знания отмечали, что в обыденном сознании людей содержится множество «до - и квазинаучных интерпретаций повседневной жизни, которые воспринимаются само собой разумеющимися», и обращали внимание на важность изучения соответствующих интерпретаций с учётом, однако, их идеальной природы. Таким образом, хотя в настоящее время генеральной объяснительной схемой выступает именно научный дискурс, трактуемый как соответствующая здравому смыслу и естественная объяснительная модель, о чём уже говорилось в предыдущем абзаце, наряду с научным дискурсом функционируют и другие дискурсы, занимающие периферийное, а зачастую и маргинальное положение. Ярким примером тому являются паранаучные и квазирелигиозные дискурсы, которые, в силу особенностей и принятого к их истолкованию подхода, можно рассматривать совместно, поэтому в данной работе для удобства мы иногда будем обозначать их как паранаучный / квазирелигиозный дискурс.
Нам представляется, что в настоящее время существует противоречие между направленностью общественного развития в целом к технизации, информатизации, превращению окружающей действительности во все более управляемую, рационально организованную и предсказуемую, сопровождающуюся и обеспечивающуюся массовым образованием светского характера, и существованием иррациональных, квазирелигиозных и паранаучных представлений среди населения, или соответствующих дискурсов.
М. Йоргенсен и JI. Филлипс определяют дискурс как особый способ общения и понимания окружающего мира или какого-либо аспекта мира. Поскольку объяснительная модель, используемая индивидом, определяет его поведение, изучение содержания и распространения паранаучных и квазирелигиозных дискурсов приобретает важность, а также имеет и практический интерес, так как в некоторых случаях поступки, которые совершают, руководствуясь подобными иррациональными мотивами, приводят к причинению ущерба психическому и физическому здоровью или материальному благосостоянию людей, жертв некомпетентных лиц либо мошенников.
Особая роль в распространении дискурсов, в том числе обозначаемых как паранаучные и квазирелигиозные, принадлежит средствам массовой информации, которые с достаточным успехом, благодаря большой численности аудитории, яркому и доступному изложению материала, зачастую представляемого без необходимой критической оценки, популяризируют данные идеи. Потому нам хотелось бы сосредоточить внимание на изучении представленности паранаучного и квазирелигиозного дискурсов в массовом издании, примером которого стала еженедельная газета «Аргументы и факты». Таким образом, данная работа имеет характер исследования кейса.
В качестве основного метода исследования выступает дискурс-анализ номеров еженедельной газеты «Аргументы и факты» за 2011 год. Мы проводим анализ еженедельного печатного издания, так как оно имеет значительную по численности аудиторию и при этом представляет содержательные материалы, в которых приводится отчетливая авторская оценка, соотносимая с тем или иным дискурсом. Издание «Аргументы и факты» было выбрано в силу его эклектичности, которая представляется нам весьма выразительной в свете проблематики нашей работы. С одной стороны, данная газета позиционирует себя как серьезное издание, посвященное общественно-политическим вопросам и осуществляющее 4 анализ соответствующих проблем. С другой стороны, в данной газете часто
выходят материалы, содержание которых соответствует суждениям, сформулированным в рамках паранаучного / квазирелигиозного дискурса.
Нужно отметить, что проблема, составляющая предмет нашего интереса в отечественной социологической науке не является достаточно исследованной. Методология дискурс-анализа практически не находит применения при изучении данной проблемы. Как правило, вопросам к I влиятельности квазирелигиозных и паранаучных дискурсов посвящаются небольшие статьи о результатах статистических исследований немногочисленных социальных групп, таких, как студенчество.
Так, вопросам структуры и динамики квазирелигиозных представлений в обыденном сознании студенческой молодежи посвящена статья В. Г. Немировского и П. А. Старикова «Тенденция «квазирелигиозности» в среде Красноярского студенчества» [49]. Авторы в динамике показывают изменения интенсивности верований и представлений парарелигиозного характера у студентов, при этом уделяют особое внимание концепциям смысла жизни.
В. В. Юдин в статье «Вера в колдовство — проявление обыденного сознания молодёжи» [77] приводит результаты социологического исследования, проведенного в начале двухтысячных годов в Беларуси, сосредоточивая внимание на представлениях молодежи с? колдовстве и субъектах его практикующих. Причиной существования подобных представлений автор видит дезадаптацию индивидов в социальной реальности в результате политических преобразований конца 1980-х - начала 1990 -х годов, сопровождавшихся крушением господствовавшей идеологии.
Ю. Ю. Синелина в статье «Воцерковленность и суеверное поведение жителей Ярославской области» [71] приводит результаты исследования, посвященного измерению уровня религиозности населения и выявлению 4 поведенческого аспекта веры в сверхъестественные и оккультные явления, а также определению активного либо пассивного отношения населения к ним.
Изучение суеверных, квазирелигиозных и паранаучных представлений традиционно является частью исследований религиозности. К примеру, К. Каариайнен и Д. Е. Фурман в статье «Религиозность в России на рубеже XX - XXI столетий» [27], в которой приводятся результаты совместного российско-финского масштабного лонгитюдного исследования трансформации религиозного сознания в постсоветской России, представляют динамику изменения представлений россиян о сверхъестественном. Авторы фиксируют синкретичность и парадоксальность сознания постсоветского человека в области религиозных представлений, отмечая при этом, что непоследовательность и иерархия верований в целом свойственны современным людям независимо от страны проживания.
Л. В. Фесенкова в статье «Сциентизация эзотерики и псевдонаука» [73] рассуждает о причинах популярности эзотерических учений и опасных дезорганизующих последствиях, к которым они могут привести, будучи представленными в научной литературе с апелляцией к псевдонаучной аргументации.
Философ В. М. Розин в статье «Мистические и эзотерические учения и практики в средствах массовой информации» [69] анализирует причины распространения в постсоветской России изданий, посвящённых эзотерической проблематике, и роста интереса к ним со стороны населения. Автор указывает на слабость либеральных традиций, сильные иррациональные компоненты в отечественной духовной культуре, тенденцию к поиску простых, гипертрофированных естественнонаучных объяснений явлений окружающего мира. Коммерческий интерес средств массовой информации к обнародованию информации эзотерического характера оценивается им как определяющий. Автор приводит результаты анализа публикаций одного из журналов, посвящённых оккультной тематике, отмечает опасность такого рода публикаций для неподготовленного читателя, обращает внимание на необходимость правовой защите уязвимых социальных групп от представляющих опасность оккультных практик и регулирования содержания текстов в средствах массовой информации посредством корпоративных норм и санкций.
Объектом нашего исследования выступают паранаучный и квазирелигиозный дискурсы.
Предметом исследования является представленность паранаучного / квазирелигиозного дискурса в средствах массовой информации, в данном 4
случае нами рассматриваются публикации в еженедельной газете «Аргументы и факты».
Цель нашего исследования состоит в том, чтобы определить, насколько широко представлен в российской прессе паранаучный / квазирелигиозный дискурс, и выявить дискурсы, с которыми он наиболее часто вступает в отношения взаимной поддержки либо конкуренции.
Основная гипотеза данного исследования следующая: паранаучные и квзирелиозные дискурсы представлены в современных средствах массовой информации наряду с религиозным и научным дискурсом. При этом паранаучные / квазирелигиозные дискурсы часто апеллируют к поддержке научного дискурса, тогда как с религиозным дискурсом состоят в отношениях конкуренции.
Еще одна гипотеза состоит в том, что паранаучный / квазирелигиозный дискурс функционирует наряду с политическим дискурсом, при этом первый дискурс получает негативную оценку.
Задачи данного исследования:
определить, каким образом оценивается паранаучный / квазирелигиозный дискурс в публикациях, позитивно, негативно либо нейтрально;
выявить, с какими дискурсами сопряжено представление паранаучного / квазирелигиозного дискурса в публикациях;
выявить, каковы отношения между паранаучным / квазирелигиозным, религиозным и политическим дискурсом в прессе.
Дипломная работа состоит из введения, трёх разделов и заключения. В первом разделе, «Становление и развитие паранаучных и квазирелигиозных дискурсов: краткий обзор», даётся определение основных понятий, используемых в данной работе, вкратце прослеживается история развития дискурсов квазирелигии и паранауки в их взаимодействии с научным и религиозным дискурсами в различные исторические периоды.
Второй раздел, «Паранаучные и квазирелигиозные дискурсы в 4
постсоветской России», посвящён описанию состояния дискурса сверхъестественного в период после распада СССР. В данном разделе приводятся результаты социологических исследований научной и религиозной компетенции современных россиян, их осведомлённости в области паранаучного / квазирелигиозного дискурса. Также приводится обзор состояния рынка эзотерической периодики.
В третьем разделе, «Представление паранаучного и квазирелигиозного дискурсов в СМИ: пример газеты «Аргументы и факты», обосновывается и описывается методика проведённого нами исследования публикаций на квазирелигиозную и паранаучную тематику в еженедельной общественно-политической газеты «Аргументы и факты» и приводятся результаты данного исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В социологической науке существует большое количество 4 объяснительных подходов к проблеме распространённости иррациональных идей в современном обществе, организованном по принципам рациональности. В дипломной работе мы концентрируем внимание на проблеме влияния средств массовой информации на сознание аудитории и распространении паранаучного / квазирелигиозного дискурса посредством массовой коммуникации.
Согласно некоторым современным социальным концепциям, вера в сверхъестественные силы и явления выступает результатом развертывания глобального процесса информатизации и является неотъемлемой частью синкретичного сознания человека информационной эпохи. В России популярность паранаучного / квазирелигиозного дискурса связывается с изменениями, произошедшими в стране в середине 1980 - 1990 гг., то есть определяется исторической и национальной спецификой, крушением существовавшей ранее идеологии и образованием идеологического вакуума, когда у россиян возникла потребность в восстановлении «контуров мирв», потерявших прежнюю чёткость.
В итоге, мировоззрение россиян отличается большой неоднородностью, оно эклектично и противоречиво, включает в себя как элементы научного дискурса, так и компоненты религиозного вероучения, а также архаические, традиционные представления иррационального характера.
Поскольку рост суеверных представлений, наблюдавшийся с начала девяностых годов был вызван резкими социальными изменениями, по мере стабилизации ситуации произошел спад интереса к ним со стороны людей, непосредственно заставших данные события. В то время как увлечение молодежи сверхъестественной проблематикой чаще всего объясняется усилением информационных процессов и активным влиянием средств массовой коммуникации, располагающих большим мифотворческим потенциалом.
В настоящее время наблюдается тенденция к сциентизации квазирелигиозных и паранаучных мифологем, к примеру, представление изданий, посвященных парарелигиозной или паранаучной тематике как научных или научно-популярных, апелляция к авторитету той или иной науки при изложении антинаучных по существу тезисов. Такая практика, по всей видимости, оказывает дезориентирующее влияние на потребителей, не настроенных критически или недостаточно информированных.
Проведённый нами анализ текстов, опубликованных в 2011 году в одном из наиболее востребованных и авторитетных российских изданий, общественно - политической газеты «Аргументы и факты» показал, что паранаучный / квазирелигиозный дискурс находит широкое представление в прессе, что, однако, связано, по всей вероятности, со стремлением издания привлекать к себе большое число читателей, относящихся к различным социальным группам, потворствуя их интересам к популярной тематике.
Гипотезы, выдвинутые нами перед началом исследования подтвердились частично. Существуют пересечения между паранаучным / квазирелигиозным, научным и политическим дискурсами, однако соотношение между ними неодинаково. В статьях, посвящённых сверхъестественной тематике для поддержания аргумента авторы либо апеллируют к престижу науки, либо, наоборот, ссылаются на слабые места и проблематичные области научного
дискурса. Похожим образом обстоит ситуация с дискурсом политики.
Паранаучная и сверхъестественная тематика оценивается, фактически, как легкомысленная, «самодостаточная» в публикациях, посвящённых сугубо вопросам сверхъестественного, если при этом не затрагиваются общественные интересы.
Однако когда в публикации поднимаются значимые темы, то дискурсу сверхъестественного отводится вспомогательная роль средства опровержения оппозиционных аргументов в случае использования приёма иронии, при этом данное средство не является единственным, к которому прибегает автор. В свою очередь» национальный религиозный вопрос вовсе не смешивается с паранаучным и квазирелигиозным дискурсом, так как представляет собой не рационализированную проблему, однако значимую эмоционально.
Предположительно, наличие в средствах массовой информации дискурса сверхъестественного является признаком его востребованности у довольно многочисленных социальных групп, однако за ним в неспециализированных изданиях сохраняется функция развлечения, познавательным инструментом этот дискурс не выступает.



1. Barker, V. Postmodernism and the Logic of Esoteric Thought.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ojs~
prod.library.usyd.edu.au/index.php/SSR/aiticle/view/270 . (05.05.2012)
2. Voicu, C.-G. From self to other: esotericism as discourse of alterity in Jean Rhys’s Wide Sargasso sea. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://webbut.unitbv.ro/Bulletin/Series%20IV/BULETIN%201V%20PDF/10%20VOiCU.pdf .115.05.2012J
3. Балагушкин, Е. Г., Шохин, В. К. Религиозный плюрализм в современной России: Новые религиозные движения на постсоветском этапе // Мир России. -
2006.- № 2. - С. 62 - 78.
4. Баранников, В. П.,Матронина, Л. Ф.
Динамика религиозности в информационном обществе // Социологические исследования. - 2004. - № 9. - С. 102 - 107.
5. Бекарюков, В. В.
Социокультурный феномен эзотерики. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://izvestia.asu.ru/2010/2-
2/phis/TheNewsOfASU-2010-2-2-phls-02.pdf. (05.05.2012)
6. Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование 4
реальности. Трактат по социологии знания / Питер Бергер, Томас Лукман; пер. с англ. - М: «Academia - Центр» «МЕДИУМ», 1995. - 334 с.
7. Владимиров, Д. Тайны Луны. Кто прячется на её тёмной стороне? / Дмитрий Владимиров // Аргументы и факты. - 2011. - 2 марта.
8. Грачёв, С. Парк шаманского периода. Дорогами древних цивилизаций навстречу любви. / Сергей Грачёв // Аргументы и факты. - 2011. - 13 июля.
9. Гуревич, П. С. Социально-исторические подходы к объяснению религиозности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.rU/data/262/648/l 219/razdva.doc. (01.02. 2012)
10. Гуревич, П. С. Социологический анализ нетрадиционной религиозности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ecsocirian.edu.ru/data/356/544/1216/razd3x20eJ2x20skanx20ok.doc.
(01.02.2012)
11. Делюмо, Ж. и др. Идентификация ужаса / Жан Делюмо, Джеймс Джордж Фрэзер; Пер. с фр. А. Александрова, Н. Епифанцевой, И. Иткина, С. Фокина; пер. с англ. М. Рыклина. - М.: Алгоритм, 2009. - 240 с.
12. Дискурсы эзотерики (Философский анализ) / Отв. ред. JI, В. Фесенкова. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 240 с.
13. Достоевского ещё при жизни называли пророком. // Аргументы и факты. - 2011. - 1 июня.
14. Дэвис, Э. Техногнозис: миф, магия и мистицизм в
информационную эпоху / Эрик Дэвис; пер. с англ. С. Кормильцева, Е. Бачининой, В. Харитонова. - Екатеринбург: Ультра. Культура, 2008. - 480 с.
15. Жалински, А. Э, Козловская, А. Э. О возможности правового регулирования деятельности по оказанию оккультных услуг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.juristlib.ги/book 2939.html. (02.02.2012)
16. Зотов, Г. 2012-й: конец света не состоится! Индейцы майя предсказали финансовый кризис / Георгий Зотов // Аргументы и факты. - 2011. - 28 декабря.
17. Зотов, Г. Города под землёй. Какими секретными знаниями
обладали жители Каппадокии? / Георгий Зотов // Аргументы и факты. — 2011. - 12
4 января.
18. Зотов, Г. Карлики во тьме. В подземных городах Турции могли жить... гномы? / Георгий Зотов // Аргументы и факты. - 2011. - 26 января.
19. Зотов, Г. Кролик прогнал Старика. В Китае идёт 15-дневное празднование «своего» Нового года. / Георгий Зотов // Аргументы и факты. - 2011.-9 февраля.
20. Зотов, Г. Пирамиды - атомные станции? «АиФ» побывал на сенсационных раскопках в Боснии. / Георгий Зотов // Аргументы и факты. - 2011.-13 июля.
21. Зотов, Г. «Пирамиды не были гробницами для фараонов». Эксклюзивное интервью для «АиФ» из подземелья. / Георгий Зотов // Аргументы и факты. - 2011 .
-6 июля.
22. Зотов, Г. Рай не может без ада? / Георгий Зотов // Аргументы и факты. - 2011. - 31 августа.
23. Зотов, Г. Сторожа рая. Сенсационный репортаж «АиФ» из иракского Курдистана. / Георгий Зотов // Аргументы и факты. - 201 1. - 24 августа.
24. Зотов, Г. Человек воскресал... 17 раз подряд! / Георгий Зотов // Аргументы и факты. - 2011. - 17 августа.
25. Ионин, J1. Г. Социология культуры: Учебное пособие / Леонид Нонин. -
М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. - 280 с.
26. Й оргенсен, Марианне В., Филлипс, Луиза Дж. Дискурс - анализ. Теория и метод Пер. с англ. - 2-е изд., испр. - Харьков: Изд-во «Гуманитарный центр», 200 8. - 352с.
27. К аариайнен, К., Фурман, Д. Е. Религиозность в России на
рубеже XX - XXI столетий // Общественные науки и современность. - 2007. - № Г¬
С. 103 - 119.
28. Каариайнен, К., Фурман, Д. Е. Религиозность в России на рубеже XX - XXI столетий // Общественные науки и современность. - 2007. - № 2.-С. 78-95.
29. Каргина, И. Г. Новые формы сакрализации светского и секуляризации сакрального в христианских обществах // Социологические исследования. - 2010. - № 6. - С. 52 - 62.
30. Кашницкий, С. Ванга жива? Её племянница Лверит: она не исчезла. / Савелий Кашницкий // Аргументы и факты. - 2011. - 10 августа.
Дар пришельцев. «Фужер» с Тунгуски
заряжает воду / Савелий Кашницкий // Аргументы и факты. - 2011. - 30 ноября.
32. Кашницкий, С. Неслышимый пророк. Ему не поверили
японцы, зато прислушались казахи. / Савелий Кашницкий // Аргументы и факты. - 2011. - 29 июня.
33. Кашицкий, С. Смертельное Останкино. Для кого оказались фатальными пророчества старухи Агафьи. / Савелий Кашницкий // Аргументы и факты. - 2011. - 29 июня.
34. Кашницкий, С. Тайны Коломенского. Знаменитое село
основали римляне? / Савелий Кашницкий // Аргументы и факты. - 2011. - 26 января.
35. Кашницкий, С. Школьник оказался прозорливее главнокомандующего... / Савелий Кашницкий // Аргументы и факты. - 2011. - 22 июня.
36. Кожемякин, В. Барсик вместо аспирина. Зачем они нас лечат? / Владимир Кожемякин // Аргументы и факты. - 2011. - 2 февраля.
37. Коклюшкин, В. Под небом голубым. / Виктор Коклюшкин // Аргументы и факты. - 2011. - 23 марта.
38. Коклюшкин, В. Эх, жизнь! / Виктор Коклюшкин // Аргументы и факты. - 2011. - 4 мая.
39. Кублицкая, Е. А. Традиционная и нетрадиционная
религиозность: опыт социологического изучения // Социологические
исследования. - 1990. - № 5. - С. 95 - 103.
40. Кудряшов, К. Комета Листа. Классик ломал на концертах по нескольку роялей. / Константин Кудряшов // Аргументы и факты. — 2011. — 19 октября.
41. Мартов, В. Как я лечился китайской медициной. Меня спасли поросёнок, набор игл и сушёная хризантема. / Виктор Мартов. - 2 011. - 9 марта.
42. Мулдашев, Э. А
были ли колдуны? / Эрнст Мулдашев // Аргументы и факты. - 2011. - 23 февраля. 4
43. Мулдашев, Э. Аэродромы для летающих тарелок могли построить нацисты на Кольском полуострове / Эрнст Мулдашев // Аргументы и факты. - 2011. - 16 февраля.
44. Мулдашев, Э. Битва за колдунов. Почему маги пошли на службу к нацистам, а не к НКВД / Эрнст Мулдашев // Аргументы и факты. - 2011. - 16 марта.
45. Мулдашев, Э. Волшебные камни. С их помощью нацисты пытались уничтожить Англию. / Эрнст Мулдашев. - 2011. — 2 февраля.
46. Мулдашев, Э. Дед — волк. Предки жителей Кольского полуострова были оборотнями. / Эрнст Мулдашев // Аргументы и факты. - 2011. - 19 января.
47. Мулдашев, Э. Транс от зомби. / Эрнст Мулдашев // Аргументы и факты. - 2011.-1 2 января.
48. Назаров, М. М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования / Михаил Назаров. — М.: Аванти плюс, 2003. — 428 с.
49. Немировский, В. Г., Стариков, П. А. Тенденция «квазирелигиозности» в среде красноярского студенчества//
Социологические исследования. -2003. - № 10. - С. 96 - 101.
50. Новикова, Л. Г. Основные характеристики динамики религиозности населения // Социологические исследования. - 1998. - № 9. —С. 93-98.
51. Оберемко, В. Знания со всего света. Как появились и составлялись знаменитые энциклопедии. / Валентина Оберемко // Аргументы и факты. - 2011. - 26 января.
52. Оберемко, В. Зовусь я «лозунгом по батюшке». Почему Римма 4
Казакова и Нонна Мордюкова сменили имена. / Валентина Оберемко // Аргументы и факты. - 2011. - 1 2 января.
53. Оберемко, В. «Мы вышли из рая». Чем красивее речь, тем больше шансов на лидерство. / Валентина Оберемко // Аргументы и факты. - 2011. - 2 февраля.
54. Оберемко, В. От колдуна до лжеучёного лишь десяток лет по шкале истории / Валентина Оберемко // Аргументы и факты. - 2011. - 16 ноября.
55. Осипов, С. К концу света будь готов! До 21 декабря 2012 года остался год.
Что делать будем? / Сергей Осипов // Аргументы и факты. - 2011. - 14 декабря.
56. От Аэлиты до Чужого. 10 самых популярных инопланетных персонажей // Аргументы и факты. — 2011. - 6 апреля.
57. Писаренко, Д. Гнев Земли. Как связаны революции и землетрясения? / Дмитрий Писаренко // Аргументы и факты. - 2011. - 13 апреля.
58. Писаренко, Д. Загадки Арктики. Кто «квакает» во льдах и рисует на них странные линии? / Дмитрий Писаренко // Аргументы и факты. - 2011. - 9 ноября.
59. Писаренко, Д. Каменные «яйца». На Вятке в доисторический период обитали динозавры? / Дмитрий Писаренко // Аргументы и факты. - 2011. - 22 июня.
60. Писаренко, Д. Найти йети. / Дмитрий Писаренко // Аргументы и факты. — 201 1. — 17 августа.
61. Писаренко, Д. Охота на ящеров. На Вятке её ведут и НЛО, и «чёрные копатели». / Дмитрий Писаренко // Аргументы и факты. - 2011. - 24 августа.
62. Писаренко, Д. Плато ящеров. Какая связь между динозаврами и НЛО? / Дмитрий Писаренко // Аргументы и факты. - 2011 . - 20 июля.
63. Писаренко, Д. Полёт над Зоной. НЛО напускают странные туманы и... лечат от рака? / Дмитрий Писаренко // Аргументы и факты. - 20 11. - 31 августа.
64. Писаренко, Д. Спецы по тарелкам. / Дмитрий Писаренко //
Аргументы и факты. - 2011. - 4 мая. 4
65. Пресс-выпуск № 1134 «Жизнь под знаком Зодиака: в кого и во что верят россияне?». [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://wciorn.ru/index.php?id=515&uid= 11217 (22.03.2012).
66. Пресс-выпуск № 1404 «Телевизионные
чудотворцы вчера и сегодня».[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://wciom.ru/index.php?id=268&uid=13020. (22.03.2012)
67. Пресс-выпуск № 1461 «Верим ли мы в Бога?».
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=515&uid=
13365 (22.03.2012)
68. Пришельцы из моря. Исследования показывают, что Атлантид
было много . //Аргументы и факты. - 2011. - 27 апреля.
69. Розин, В. М. Мистические и эзотерические учения и практики в средствах массовой информации // Общественные науки и современность. - 1997. -№3 . - С. 44-54.
70. Русакова, О. Ф. Дискурс мифотворящий // Дискурс Пи. - 2006. - № 6. - С. 7¬
8.
71. Синелина, Ю. Ю. Воцерковленность и суеверное поведение жителей Ярославской области // Социологические исследования. - 2005. - № 3. - С. 96- 107.
72. Толстой, В. НЛО похищал... Ленина? Вселенная не спускает с нас глаз. / Владимир Толстой // Аргументы и факты. - 2011.-19 октября.
73. Фесенкова, Л. В. Сциентизация эзотерики и псевдонаука // Социологические исследования. - 2004. - № 1. - С. 92 - 98.
74. Фрэзер, Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Джеймс
Джордж Фрэзер; Пер. с англ. М. К. Рыклина. - М.: Эксмо, 2006. - 960 с.
75. Холтон, Дж. Что такое «антинаука»? [Электронный ресурс].
Режим доступа:http://sbiblio.com/biblio/archive/holton chto. (15.02.2012)
50
76. Элиаде, М. Оккультизм, колдовство и моды в
культуре. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Culture/El Kyl/index.php. (22.03.2012)
77. Юдин, В. В.
Вера в колдовство - проявление обыденного сознания молодежи // Социологические исследования. - 2007. - № 10. -С. 118-121. 17
78. Юревич, А. В. Наука и паранаука: столкновение на территории» психологии. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://psvfactor.org/lib/yurevich.htm. (05.05.2012)
79. Ярская-Смирнова, Е. Р., Романов, П. В. Социальная антропология / Елена
Ярская-Смирнова, Павел Романов. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 416 с. 4 л


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ