Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование религиозной идентичности (на примере эмпирического исследования католиков г. Казани)

Работа №87374

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы50
Год сдачи2012
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
173
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Раздел I. Основные социологические подходы к изучению религии 7
Раздел II. Формирование религиозной идентичности католиков (на основе
глубинного интервью) 24
Заключение 50
Список использованной литературы

Актуальность темы. Современное общество переживает религиозный ренессанс, который проявляется в усилении значимости социального института религии, в увеличении уровня и степени религиозности социальных групп и слоев. В качестве факторов, способствующих десекуляризации, выступили отмирание прежней идеологии, усиление социальной нестабильности, сопутствующая резким социальным изменениям аномия.
На фоне возрождения религии в российском обществе религиозная идентичность населения приобрела массовый характер, однако религиозная идентичность большинства населения сегодня выступает как маркер определенной этнической идентичности, и не сопровождается воцерковлением. В то же время в настоящее время наблюдается и обратное явление - обращение в религии и конфессии представителей этнических групп, которые традиционно их не исповедуют. Актуальным является вопрос о том, каким образом происходит формирование религиозной идентичности в условиях семейного религиозного воспитания и в ситуации неофитов, которые обретают религиозность в результате собственных поисков, в противовес традициям семьи и этнической группы. Представляет интерес выяснение особенностей формирования религиозной идентичности неофитов в условиях доминирования в общественном сознании представления о религиозной идентичности как маркере этнической принадлежности.
Процесс формирования религиозной идентичности можно рассмотреть на примере формирования религиозной идентичности католиков, сравнить процессы формирования католической идентичности неофитов и католиков, которые являются приверженцами католицизма на протяжении всей жизни. Актуально выяснить особенности обретения идентичности католика в условиях первичной и вторичной социализации: каким образом трансформируется сознание и поведение в условиях обретения
религиозности в результате вторичной социализации. Необходимо также выяснить, как выстраиваются взаимодействия католиков-неофитов с социальным окружением, каковы реакции социального окружения на их религиозный выбор.
Степень разработанности. В качестве основоположников социологического подхода к исследованию религии выступили Э. Дюркгейм и М. Вебер.Э. Дюркгейм Б. Малиновский, А.Р. Редклиф-Браун рассматривали религию как социальный институт, выполняющий определенные функции и удовлетворяющий социальные потребности [6, с.ЗО]. В рамках интерпретативной парадигмы религия была исследована в работах М. Вебера, в которых акцентировалась роль религиозных идей, ценностей, этических предписаний в мотивации социального поведения. С учетом данного методологического принципа Э. Трельчем и М. Вебером была сконструирована типология религий и их форм социальной организации. Согласно марксистскому подходу, религия представляет собой одну из форм идеологии, которая служит легитимизации социального неравенства и выражает классовые интересы [6, с. 36]. Представители сравнительно-типологического направления (И. Вах и Г. Меншинг) в социологии религии исследовали, как различается отношение религии к светским институтам в зависимости от того, какие социально-психологические установки в ней доминируют [5, с.36]. Тенденции развития религии в обществе модерна исследованы представителями феноменологической школы - П. Бергером.и Т. Лукманом.
Эволюция религии в ходе исторического развития была исследована Р. Белла. Вклад в разработку типологий верующих, типов религиозности внесли Ч. Глок, Мидова 3. М.
Специфика религиозности в обществе позднего модерна была выявлена в работах Лебедева С. Д.
Среди исследователей, которые изучали собственно приверженцев католицизма, можно выделить Моравицкого Я. Б., который исследовал явление конверсии и отношения соперничества за различные капиталы в католической общине между когортой священнослужителей и неформальной группой конвертистов [15, с. 102-119].
Объект исследования религиозная идентичность католиков, проживающих в г. Казани.
Предмет - особенности формирования религиозной идентичности католиков, проживающих в г. Казани.
Цель исследования - выявить особенности формирования религиозной идентичности католиков, проживающих в г. Казани.
Задачи исследования.
1 .Определить основные социологические подходы к исследованию религии.
2.Определить основные понятия, включенные в проблематику социологии религии.
3.Определить мотивы принятия католицизма / углубления степени религиозности католиков.
4. Выявить реакцию окружения католиков на принятие католицизма / на углубление степени религиозности католиков.
5. Сравнить процессы формирования религиозной идентичности у католиков- неофитов и католиков, которые с детства являлись приверженцами католицизма. Гипотезы исследования :
1. У неофитов-католиков религиозная идентичность сложилась в условиях вторичной социализации. У католиков, которые с детства являлись приверженцами католицизма, религиозная идентичность сформировалась в процессе первичной социализации, а в процессе вторичной социализации происходило углубление степени их религиозности.
2. В сознании неофитов существует противопоставление жизни до и после
принятия католицизма, которые наделяются противоположными оценками.
3. Реакция социального окружения на принятие неофитами католицизма носила негативный характер и сопровождалась стереотипизацией римско- католической церкви и католиков.
4. Неофиты до обретения религиозной идентичности разделяли стереотипы о католиках, которые присутствовали в сознании лиц, составляющих их непосредственное социальное окружение.
5. В качестве одного из стереотипов в отношении католиков выступает стереотип, согласно которому представители русского этноса не могут быть католиками.
Структура работы. В первом разделе определяются основные теоретические подходы в социологии религии и понятия, включенные в сферу изучения религии и религиозных отношений. Во втором разделе определяются особенности формирования религиозной идентичности католиков. В частности, определяются мотивы перехода в католицизм неофитов и углубления степени религиозности католиков, которые всегда с детства исповедовали католицизм. Выявляется реакция социального окружения католиков на обретение ими религиозной идентичности. Во втором разделе также выявляются различия в процессах формирования католической идентичности неофитов и католиков, которые с детского возраста являлись приверженцами католицизма.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В социологической традиции религия рассматривается на различных уровнях социального континуума. В макросоциологических теориях религия представлена как социальный институт, который выполняет определенные социальные функции: интегративную, коммуникативную, компенсаторную, функцию социальной поддержки. Как социальный институт, религия связана определенными отношениями с другими социальными институтами - образованием, семьей, а также с масштабными социальными процессами. В рамках структурного функционализма, религия рассматривается как надклассовый институт, объединяющий общество, тогда как в конфликтологических теориях, прежде всего, в марксистской теории, религия - форма общественного сознания, выражающая интересы определенных классов и инструмент воспроизводства социального неравенства. В микросоциологических теориях фокус анализа направлен на субъективное измерение религии - религиозность индивидов и групп. Так, школа М. Вебера исследует роль религиозной мотивации социального поведения в преобразовании окружающей социальной действительности. Согласно данному подходу, религиозный этос определяет социальное поведение в различных сферах жизни - экономической, политической и др. Степень религиозности характеризует, насколько у ее носителя выражена религиозная вера, религиозное поведение, присутствуют религиозные знания, насколько сильна религиозная мотивация социального поведения, какое место в структуре ценностных ориентаций занимают религиозные ценности.
В зависимости от господствующей религиозной установки и типа социальных отношений М. Вебером и Э. Трельчем была построена типология социальных форм организации религии - церковь, секта, деноминация.
В условиях секуляризации, сопутствующей становлению общества модерна, происходит отделение религии от различных светских сфер жизни. Однако падение авторитета религиозной традиции актуализирует персональный религиозный опыт, мировоззренческие функции религии, ее роль в легитимации социальной реальности, что подчеркивалось представителями феноменологической школы - П. Бергером и Т. Лукманом.
Согласно результатам эмпирического исследования, формирование религиозной идентичности католиков протекало в различных условиях, с участием различных акторов. Для католиков, которые всегда являлись приверженцами данной конфессии, характерно обретение религиозной идентичности в процессе первичной социализации, в семье. При этом принятие католицизма было обусловлено стремлением соответствовать семейным и этническим традициям. Степень религиозности носила дифференцированный характер и определялась интенсивностью первичной религиозной социализации.
Дальнейшее углубление степени религиозности сопровождалось совершенствованием религиозных знаний, увеличением приверженности религиозным ценностям, канонам, что поддерживалось значимыми другими, представляющими религиозное социальное окружение.
Формирование религиозной идентичности католиков-неофитов протекало в условиях вторичной социализации, и связано было, в отличие от другой группы католиков, с необходимостью преодоления сопротивления микросоциального окружения, которое наделяло католиков, преимущественно, негативными стереотипами. Содержание стереотипов состояло в том, что католиков воспринимают как сектантов, еретиков и пр. Один из основных стереотипов состоит в том, что представители русского этноса не могут быть католиками. Со стороны социального окружения предполагалось, что индивид должен исповедовать ту религиозную веру, которая традиционна, привычна для его народа. Негативная реакция микросоциального окружения преодолевается или приводит к разрыву социальных связей, в то же время как толерантное отношение значимых других, приобщение их к католицизму выступает в качестве поддержки религиозного выбора. Неофиты, также разделявшие ранее подобные стереотипы, активно развенчивают их среди своего социального окружения и изживают их в собственном сознании. Таким образом, действия неофитов содействуют утверждению нового типа религиозности и религиозной идентичности, базирующихся на свободном религиозном выборе в соответствии с личными потребностями, а не на традициях и ожиданиях окружения. Новый тип религиозности рассматривается как одна из черт общества постмодерна.
В отличие от других гипотез, которые подтвердились в исследовании полностью, гипотеза под номером два подтвердилась частично. Противопоставление жизни до и после принятия католицизма более характерно для неофитов, однако подобная установка присутствует и у формальных верующих - католиков, которые до углубления степени религиозности не соотносили свое поведение с требованиями христианства, в том числе католицизма. По мере увеличения степени религиозности происходит усиление значимости религиозных ценностных ориентаций, и в свете них прошлый стиль жизни, поведения наделяется негативными оценками.
Основные мотивы принятия католицизма и углубления веры в рамках католицизма — стремление получить духовную поддержку в кризисной жизненной ситуации, разочарование в единоверцах, стремление к получению более полных и достоверных теологических знаний, симпатия по отношению к духовенству и католикам-мирянам. Таким образом, принятие католицизма или углубление веры актуализировало такие функции религии, как моральное утешение, установление коммуникации, легитимацию страдания. Не является доминирующим, но тем не менее, присутствует такой мотив, как желание приблизиться к западной цивилизации: в основе подобного мотива лежит стремление «бегства» от российской социальной действительности.
Содержание формирования религиозной идентичности католиков состоит из таких действий, как чтение религиозных источников и литературы, получение религиозного образования в институциональных условиях, участие в богослужениях, других видах деятельности, связанных с католицизмом, выполнение религиозных предписаний, неформальное общение с глубоко верующими католиками. Таким образом, формирование религиозной идентичности католиков происходит в процессе религиозной социализации, где в качестве основных агентов выступают священники, монахини, и носители менее формализованных ролей - друзья, родственники - католики. Данные индивиды выступают в качестве значимых других, которые поддерживают новую субъективную реальность и идентичность католика. Общение с ними - социальный базис воспроизводства и поддержания католического мировоззрения.
Трансформация субъективной реальности и идентичности в ходе вторичной религиозной социализации сопровождается реинтерпретацией биографии, оценкой ее с позиции новых христианских (католических) ориентаций и ценностей. В результате этого жизненный путь в сознании неофитов делится на два этапа, первый из которых оценивается в негативном ключе, второй - в сугубо позитивном контексте.
Обретение религиозной идентичности католика определяет не только содержание образа прошлого, но и установки в отношении будущего. Религиозные предписания определяют социальное поведение в различных сферах жизни: к примеру, обусловливает брачное поведение.
В отличие от католиков, которые с детства в большей или меньшей степени были приобщены к выполнению предписаний католицизма, неофиты испытывали затруднения, трудности адаптации к новой идентичности и новому образу жизни, так как нелегко было расставаться с устоявшимися образцами поведения и образом жизни.



1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический Словарь. 2-е изд., перераб. и доп. / Пер. с англ. И.Г. Ясавеева под ред. С.А.Ерофеева. - М.: Экономика, 2004. - 620 с.
2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Общ. ред. и предисл. П.С. Гуревича. — М.: Прогресс, 1992. — 608 с.
3. Бергер П. Религиозный опыт и традиция // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии для вузов. Ч. 1-2 / В. И. Гараджа, Е. д. Руткевич. - М.: Наука, 1994.-131с.
4. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. - М.: Academia-Центр, Медиум, 1995. - 323 с.
5. Вах И. Социология религии // Социология религии: классические подход / Сост. М.П. Тапочка, Ю.А. Кимелев. - М.: 1994.-С. 212-259.
6. Гараджа, В. И. Социология религии. - М.: Аспект-Пресс, 1996. - 239 с.
7. Гарипов Я. 3., Нурулина Р. В. Мусульманская молодежь Татарстана: конфессиональная социализация и ценностные ориентации // Социологические исследования. - 2011. № 8. С. 123-131.
8. Глок Ч. Социология религии // социология сегодня. Проблемы и перспективы. М.: Наука, 1965.-С. 184-193.
9. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Социология религии. Реферативный журнал. - 1991. - №4,- С. 3-78.
10. Католическая Россия.
http://wwvv. catholic. REmodules.php?n.ame=Encyclopedia&op'=content&tid=2411 .Култыгин В. П. Классическая социология. - М.: Наука, 2000. - 526 с.
12. Лебедев С.Д. Парадоксы религиозности в мире позднего модерна // Социологические исследования. - 2010. № 12. С. 85-94.
13. Малиновский Б. Магия и религия // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии для вузов. Ч. 1-2 / В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. - М.: Наука, 1994,-С. 23-39.
14. Мидова 3. М. Формирование понятийно-категориального аппарата социологической концепции религиозности молодежи // Научно¬методический и теоретический журнал «Социосфера», адрес доступа: http://sociosphera.ucoz.ru/publ/konferencii 2010/sovremennve tendencii razvitija otechestven not sociolouii/formirovanie poniatijno kategorialnouo apparata soeiolosdcheskoi koncepcii r eiiaioznosti molodezhi/9-1 -0-218>.
15. Моравицкий Я. Б. Католическая община Петербурга: явление конверсии и трансформация властных отношений // Журнал социологии и социальной антропологии.
2005. Т. VII. - №4,- С. 102-119.
16. Основы религиоведения: учебное пособие/ Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, М. П. Новиков, и др. / Под ред. И. Н. Яблокова.- М.: Высш. шк., 1994,-368 с.
17. Попков В. Д. Стереотипы и предрассудки: их влияние на процесс межкультурной коммуникации // Социология и социальная антропология. - 2002. Том V. -№3.- С. 178-191.
18.
Религиоведение/ Энциклопедический словарь- М.: Академический проект, 2006. - 1256 с.
18. Религиоведческий словарь. Католицизм.
19. Российская социологическая энциклопедия. / Под общей редакцией академика РАН Осипова Г.В,- М., Норма-Инфра-М, 1998. - 672 с.
20. Социальный аспект религиозной идентичности.
21. Трельч Э. Церковь и секта Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии для вузов. Ч. 1-2 / В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. - М.: Наука, 1994,- С. 140-156.
22. Хаджаева Е. А., Шумилова Е. А. Типы религиозности татарской молодежи РТ: по материалам массовых опросов первой половины 2000-х годов/ Е.А. Ходжаева, Е.А.
Шумилова // Этносоциологические исследования в РТ/ Сост. и ред. Р.Н. Мусина, JI.B.
Сагитова. - Казань, 2008,- С. 192- 198.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ