Введение 3
Глава 1. Сущность местного самоуправления, его роль в жизни общества 7
1.1. Теоретические подходы к вопросам организации муниципальной власти 7
1.2. Концепции «нового менеджеризма» и «партиципаторной демократии» как
основа управления муниципальными образованиями в зарубежных странах 22
Глава 2. Основные модели организации муниципальной власти в зарубежных странах 34
2.1. Особенности организации муниципальной власти в Германии 34
2.2. Особенности организации муниципальной власти в современной Франции . 43
2.3. Современная муниципальная система Великобритании 52
Заключение 60
Список использованных источников и литературы 68
Приложение
Актуальность темы исследования. На современном этапе в Российской Федерации дальнейшее развитие института местного самоуправления во многом зависит от эффективности функционирования местных органов власти. В связи с этим особую актуальность приобрело исследование концепций и подходов к организации муниципальной власти в зарубежных странах, в которых муниципалитеты функционируют при сравнительно небольших организационных затратах. В то же время нельзя переоценивать значение зарубежного опыта: национальные особенности, специфика правовой и политической систем предопределяют существенные различия в моделях. В связи с этим продолжает оставаться актуальным изучение зарубежных европейских систем муниципального управления и самоуправления, их не поверхностное, а глубокое понимание и критическая оценка через призму допустимой или недопустимой рецепции в собственной национальной системе.
В современных зарубежных странах местное самоуправление представляет систему децентрализованной организации местного управления, сложившуюся в результате длительного, преимущественно эволюционного, развития. Становление централизованных государств привело к разделению публичной власти на государственную и муниципальную. На основе взаимодействия различных уровней публичной власти обеспечивается достижение эффективного управления делами общества, при этом особенно ценным является увеличение возможностей оценивать и удовлетворять базовые потребности населения, так как другим аспектом реформирования местного самоуправления является перенос на этот уровень исполнения части социальных функций государства, требующих большей «близости» к населению.
Вторая половина с 1980-х до середины 1990-х годов явилась важной вехой на пути интенсивного поиска оптимальных моделей государственного управления. В этот период в западных странах был предложен рецепт реорганизации государства в соответствии с лозунгом «сделать управление разновидностью бизнеса», позднее оформившийся в виде концепции нового государственного менеджмента. Интернациональная практика «рыночного» реформирования административных систем распространилась на Северную Америку, Европу, Австралию и Азиатско-Тихоокеанский регион, отдельные страны Африки. В 2000-х годах глобальное реформаторское движение в сфере государственного управления охватило также Россию. Все это потребовало трансформации подходов к государственному и муниципальному управлению с позиций усиления: ориентации на активность, приверженности действию и изменению, а не устойчивости, определенной нормой, соответствия принципу субсидиарности современной организации системы публичного управления, которая должна быть ближе к своему клиенту - населению, характеризоваться децентрализацией и относительной свободой всех звеньев системы.
При становлении местного самоуправления в России необходимо учитывать богатый опыт характер функционирования зарубежного местного самоуправления, накопленный в зарубежных странах, особенно постиндустриальных таких как: Германия, Великобритания, Франция, США. На территории этих государств местное самоуправление как институт существует более века. Все это позволит избежать в нашей стране проблем, с которыми столкнулись другие государства. Особенно интересен опыт ФРГ, чья история в XX веке очень похожа на российскую, и где местное самоуправление функционирует очень эффективно.
Степень разработанности темы. Проблемы формирования и
функционирования местного самоуправления исследованы в работах следующих правовоедов: С.А.Авакьяна, С.А.Авакьяна, С.М. Байрамкулова, В.Э. Комова,
B. И. Фадеева, А.И. Казанника, А.Н. Костюкова,. Н.В. Постового,
C. А.Старостина .
Анализ российского опыта местного самоуправления проведен в работах: А.А. Васильчикова, Л.А. Велихова, А.Д. Градовского, А.А. Кизеветтера, Н.М. Коркунова, Н.И. Лазаревского, Б.Н.Чичерина, и других.
Теоретические основы моделей организации местного самоуправления за рубежом рассмотрены в научных работах: В.Е.Чиркина, А.А.Ларичева, О. Лаваль, Д.С.Михеева, Н.Н. Мусинова, О.В.Пашкова, А.И.Черкасова.
Объектом исследования является организация муниципальной власти в зарубежных странах.
Предметом исследования является изучение опыта построения
муниципальной власти в Германии, Франции и Великобритании, достигших уровня постиндустриального развития.
Целью работы является изучение особенностей организации муниципальной власти в зарубежных странах на примере Германии, Франции и Великобритании.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
1) изучить сущность местного самоуправления, его роль в жизни общества, рассмотреть теоретические подходы к вопросам организации муниципальной власти;
2) определить концепции «нового менеджеризма» и «партиципаторной демократии» как основу управления муниципальными образованиями в зарубежных странах;
3) рассмотреть модель организации муниципальной власти в зарубежных странах в Г ермании
4) выявить особенности организации муниципальной власти в современной Франции;
5) изучить современную муниципальную систему Великобритании.
В качестве информационных источников в работе были использованы материалы монографий, коллективных работ, публикаций в периодической печати, материалов научно-практических конференций, информационные ресурсы всемирной сети Интернет и др.
Нормативно-правовую базу представляют законодательные акты и подзаконные документы по вопросам регулирования деятельности местного самоуправления в зарубежных странах.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе были рассмотрены теоретико-методологические подходы к вопросам организации муниципальной власти, концепции «нового менеджеризма» и «партиципаторной демократии» как основа управления муниципальными образованиями в зарубежных странах.
Во второй главе проанализированы современные организационные модели организации муниципальной власти в зарубежных странах, на примерах: Германии, Франции и Великобритании.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования полученных результатов в разработке организации эффективной системы местного самоуправления в России, основываясь на изучении и использовании положительного зарубежного опыта Германии, Франции и Великобритании.
На основе всего вышеизложенного, сделаем выводы по работе.
Местное самоуправление - это установленная государством в законах местная публичная власть, реализуемая в рамках закона на территории соответствующего муниципального образования путем управления, осуществляемого жителями муниципального образования, органами и должностными лицами местного самоуправления на основе реальной материально-финансовой базы, в целях решения задач местного значения и выполнения значительной части государственных дел с учетом интересов населения». Начиная с конца XIX - начала XX века происходит сближение местного самоуправления с системой государственного управления через повышение участия населения в решении государственных вопросов, поэтому местное самоуправление становится одним из уровней публичного управления, на основании чего муниципальная власть рассматривается как разновидность публичной власти в обществе и государстве, реализующая собственную компетенцию. Эволюция местного управления и муниципальная политика государств находят отражение в теориях местного управления, получивших распространение в современном государствоведении. Разработаны различные теории, отражающие подчинение муниципалитетов государственной администрации. Концепции дуализма местного управления предполагает вторжение центральной администрации в местную жизнь, что объясняется тем, что ряд местных дел приобрел общегосударственное значение. Согласно этой теории муниципалитет, осуществляя соответствующие управленческие функции, выходит за рамки местных интересов и, следовательно, должен действовать как инструмент государственной администрации. Вместе с тем муниципалитеты сохраняют самостоятельность в чисто местных делах. Теория дуализма муниципального управления не раскрывает социальных причин, породивших наступление центральной власти на самостоятельность и права муниципалитетов. Так, причиной вмешательства центра в муниципальные дела объявляется необходимость обеспечить единообразные высокие стандарты в управлении отраслями, получившими общегосударственное значение. Контроль центральной власти над муниципалитетами служит, прежде всего, обеспечению ее интересов в области просвещения, коммунального хозяйства и в других отраслях местной жизни. Появились муниципальные концепции, связанные с теорией государства всеобщего благоденствия. Муниципалитеты объявляются инструментом социального обслуживания, обеспечивающим и охраняющим в равной мере интересы всех классов и слоев общества.
Теория социального обслуживания трактует функции муниципалитетов как одно из проявлений сущности «государства всеобщего благоденствия». Однако в настоящее время за счет расширения частного предпринимательства свертываются муниципальные социальные программы - жилищные, здравоохранения и др. Соответственно, сокращается материальная база социальных функций органов местного управления.
Во многих странах имеет хождение концепция внеполитического местного управления, которая провозглашает, что муниципалитеты должны стоять в стороне от политики, быть служебным аппаратом, специализированным на оказании обществу определенных услуг. Иногда концепция «муниципалитеты - вне политики» служит обоснованию запрещения забастовок муниципальных служащих. Доказывается необходимость насаждения в муниципалитетах форм и методов деятельности, присущих частным корпорациям. Поскольку муниципальные советники испытывают определенное влияние избирателей, они объявляются плохими администраторами. Смысл призыва держать муниципалитеты вне политики состоит не в изоляции этих органов от политической жизни (это и невозможно), а в том, чтобы сделать местное управление послушным инструментом проведения правительственной политики.
По уровню взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти различают четыре основные системы местного самоуправления: англосаксонскую, французскую, или континентальную,
иберийскую и систему советов, для которых основным критерием для типологизации являются принципы взаимоотношений и разделения компетенции между центральными и местными органами. Все государства прошли сложный исторический путь развития, на котором происходит непрерывная эволюция системы местного самоуправления, одни тенденции сменяются другими. В последние четыре десятилетия в международной теории и практике го¬сударственного и муниципального управления осуществляется переход к кон¬цепции «Нового менеджеризма». Господствовавшее первоначально в теории самоуправления партиципаторное направление впоследствии было потеснено новыми трактовками, выдвинутыми представителями правового позитивизма и выразившимися в юридическом учении о корпоративном самоуправлении.
Процесс реформирования системы местного самоуправления в зарубежных странах имеет следующие основные тенденции:
1. в практику муниципального управления внедряются инструменты со-временного менеджмента;
2. из ведения муниципалитетов изымаются некоторые хозяйственные и социальные службы, не способные к эффективному управлению;
3. происходит поиск наиболее оптимального сочетания принципов централизации и децентрализации управления;
4. стремление к повышению качества жизни граждан, составляющих местное сообщество на основе предоставления широкого спектра высоко-качественных муниципальных услуг.
Деятельность органов местного самоуправления, направленная на удовлетворение потребностей граждан, оценивается посредством таких критериев качества жизни населения как: критерий качества предоставляемых услуг и степень влияния местных органов власти на сферы, непосредственно за-трагивающие интересы граждан и т.д. Государственные услуги в зарубежных странах постоянно развиваются в сторону открытости, повышения качества и гибкости, расширения числа провайдеров и переходу на современные информационные технологии, обеспечению прозрачности деятельности органов местного самоуправления в целях повышения степени общественного контроля над их деятельностью, делегирования функций государства частным предприятиям. Одновременно современные страны стараются повышать открытость, удобство и доступность государственных услуг, используя для этого все современные средства и технологии.
Управление государственными делами в административно-территориальных единицах, осуществляемое представителями центральной администрации, именуется местным управлением. Во всех странах в административно - территориальных единицах действуют периферийные органы центральных министерств и ведомств - департаменты, отделы, управления. В странах континентальной правовой семьи на места назначаются также представители правительства (префекты, супрефекты, бургомистры), призванные обеспечивать выполнение государственных функций и надзирать за законностью в деятельности органов местной власти.
Для системы публичного управления и коммунального самоуправления в Германии характерны:
1) два типа государственного управления - федеральное и земельное, каждое из которых представляет собой относительно самостоятельную и организационно обособленную систему.
2) Важнейшей особенностью немецкого федерализма является система земельного управления с наделением большим объемом полномочий земель.
Базовым уровнем местного самоуправления в Германии являются поселения или общины, которые пользуются гарантией всеохватывающей компетенции в соответствии с принципом субсидиарности, в то время как объединения общин имеют лишь усеченную гарантию самоуправления в пределах установленной для них законом компетенции. Выработанные в немецких землях варианты территориальной и функциональной оптимизации коммунального самоуправления охватывают различные формы межмуниципального сотрудничества и промежуточные типы муниципальных единиц среднего звена.
В ФРГ сложились три системы местного самоуправления: 1) собственное федеральное управление (bundeseigene Verwaltung), при котором происходит исполнение законов в рамках реализации собственных полномочий. 2)Управление земель по поручению Федерации, или делегированное управление (Auftragsverwaltung). 3) Собственное федеральное управление (bundeseigene Verwaltung) в случаях, предусмотренных Конституцией или принятым на ее основе законом. В Германии существует запрет, «смешанного управления». В связи с этим в области задач федеральных земель принципиально недопустимы «...полномочия совместного планирования, управления и вынесения решений любого типа, если только Конституцией ФРГ не предусмотрена передача федерации соответствующей компетенции»
В уездах и общинах Федеративной Республики Германии имеются выборные органы местного управления - уездные и общинные советы. В уездах руководящими административными органами являются избираемые уездными советами управы в составе 5 - 12 советников во главе со старостами. В общинах с населением менее 200 человек наряду с советами функционируют собрания избирателей. В округах выборные органы управления отсутствуют. В некоторых землях муниципальные органы объединяются в союзы для совместного выполнения отдельных задач. В городах-землях Берлине, Бремене и Гамбурге городские собрания являются органами власти этих земель и вместе с тем органами городского управления. В Германии бургомистр избирается прямыми выборами и одновременно возглавляет два органа власти - представительный и исполнительный.
Во Франции различаются:
1) государственное управление, которое осуществляется назначаемыми правительством чиновниками общей компетенции - комиссарами республики (префектами) в регионах и в департаментах Франции,
2) органы собственно «территориальных коллективов» - избираемые муниципальные советы, их председатели, как органы (должностные лица) общей компетенции исполнительной ветви власти местного самоуправления в департаментах и регионах, а также мэры, которые являются также органами исполнительной власти местного самоуправления в городских (городах) и сельских коммунах, всего коммун 36766 и его заместители, которые избираются муниципалитетным советом из числа советников сроком на 6 лет. Мэр возглавляет исполнительный аппарат муниципалитета, к его ведению относится назначение и смещение муниципальных служащих, составление и исполнение местного бюджета, проведение решений муниципального совета, председательствование на заседаниях совета. Как представитель правительства мэр осуществляет регистрацию актов гражданского состояния, отвечает за проведение в жизнь законов и других общегосударственных актов, за обеспечение безопасности и порядка в коммуне, ведает муниципальной полицией. Исполнение тех или иных своих функций мэр может поручать своим помощникам, которых у него может быть от одного до 12.
Генеральный совет департамента избирает из своего состава бюро и председателя совета сроком на 3 года. Главой департаментской администрации и исполнительным органом генерального совета является председатель. Он ведает исполнением решений генерального совета, осуществляет управление департаментским имуществом, распоряжается доходами департамента, руководит департаментской полицией. В регионах исполнительными органами региональных советов являются председатели региональных советов, а также бюро, избираемые соответствующими советами на 6 лет. Зависимость муниципалитетов от правительственного аппарата обеспечивается и системой государственных дотаций выборному местному управлению.
В Великобритании местная власть представлена органами местного самоуправления, к которым относятся советы, избираемые населением, а также избираемый мэр и исполнительный кабинет либо управляющий от совета. Законодательство Соединенного Королевства определяет компетенцию органов местного самоуправления каждого уровня административно-территориального деления: советы графств занимаются вопросами транспортного развития,
дорожного движения, охраны порядка (полиции), образования, социального обслуживания и пожарной безопасности. Советы округов занимаются здравоохранением, местным планированием, жилищным строительством; советы приходов или общие собрания избирателей (в тех приходах, где население насчитывает менее 150 избирателей, советы создаваться не могут) решают все те вопросы, которые не входят в компетенцию вышестоящих органов. Ответственность за положение дел в области образования, здравоохранения и охраны порядка делится между центральными и местными органами власти.
Формы взаимодействия органов местного управления и самоуправления в зарубежных странах зависят от практики муниципального строительства конкретного государства, от реализованной правовой системы местного самоуправления. Несмотря на закрепленные в Конституции Российской Федерации принципы децентрализованной англосаксонской системы местного самоуправления, на практике получена относительно централизованная континентальная система с назначаемыми государственными чиновниками на местах. Неоднозначные оценки проводимых в России реформ свидетельствуют о наличии неразрешенных проблем и необходимости совершенствования институциональных основ местного самоуправления с учетом положительного опыта развитых демократических государств.
На основе проведенного анализа системы организации муниципальной власти в Германии, Франции и Великобритании автором ВКР выработаны следующие рекомендации по совершенствованию местного самоуправления в Российской Федерации:
1) городское местное самоуправление в РФ строить на основе принципа субсидиарности, отраженного в Европейской хартии местного самоуправления, согласно которой принцип субсидиарности применяется как к надмуниципальным урбанизированным территориям, управление в которых должно основываться на власти избирателей на основе всеобщего избирательного права, так и к внутримуниципальным территориям (кварталам, округам, районам), в которых должны быть собрания выборных лиц, собственные средства и полномочия по решению вопросов местного значения;
2) Интересен опыт зарубежных государств континентальной системы права, например, Франции и Германии, которые развивают идею «сквозного управления», согласно которой государственные чиновники действуют параллельно с органами местного самоуправления либо совмещают свой статус со статусом должностного лица местного самоуправления, решая определенный круг вопросов. При этом органы местного самоуправления самостоятельны в принятии решений, однако их деятельность находится практически под постоянным административным контролем государства. Важное значение имеет право на обжалование решений и действий представителей государства в судебном порядке.
3) Предлагаем при построении местного самоуправления в Российской Федерации использовать опыт Федеративной Республики Германии, в которой вопросы местного самоуправления относятся к компетенции федеральных земель и Федерация не вправе вмешиваться в политику федеральных земель в отношении местного самоуправления. При этом модель местного самоуправления с профессиональным управленцем (директором) практически не используется в ФРГ. Наиболее широкое распространение здесь получила южногерманская система,
предусматривающая безусловную выборность глав муниципальных образований посредством прямых выборов (принцип прямых выборов подкреплен механизмом «противовеса» - процедурой досрочного отзыва). Указанная модель заслужила высокую положительную оценку в ходе реализации и смогла утвердиться «естественным путем», без участия Федерации.
Поиск оптимальной организационно-правовой модели местного самоуправления в России нельзя считать завершенным.
1. Европейская хартия местного самоуправления ETS N 122 (Страсбург, 15 октября 1985 г.). Хартия вступила в силу для Российской Федерации 1 сентября 1998 г.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.09.2003; действующая редакция от 29.12.2014).
3. Конституция ФРГ (Основной закон) (принята Парламентским советом 8 мая 1949 г., одобрена ландтагами в период с 16 мая по 22 мая 1949 г.) // Федеральный вестник Федерального министерства юстиции Германии. 24 мая 1949 г.
Учебная литература:
4. Байрамкулов С.М., Комов В.Э. Современные особенности местного самоуправления. -М.: Юстицинформ. 2015.418с.
5. Гельман В.Я. Реформы местного самоуправления и «вертикаль власти» // Местное самоуправление в современной России. -М.: ИСРМО «Малые города»; Владимир, 2007. С. 138 - 139.
6. Евдокимов В.Б., Старцев Я.Ю. Местные органы власти зарубежных стран: правовые аспекты. -М.: Спарк, 2011. 345с.
7. Институт государственных и муниципальных услуг в современном праве Российской Федерации: Монография» / Отв. ред. В.И. Фадеев.- М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2016.-208с.
8. Конституционное право: университетский курс: В 2 т.: Учебник. Том 2./ Под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова.- М.: Проспект, 2015.
9. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов. 17-е издание. -М.: Статут, 2013. 560с.
10. Муниципальное право России: Учебник. 4-е издание, переработанное и дополненное/ Н.В.Постовой,В.В.Таболин, Н.Н.Черногор. Под ред. Н.В. Постового.- М.: Юриспруденция, 2016.
11. Опыт организации местного самоуправления в зарубежных странах: учебное пособие для магистров / А.С. Чуева, П.М. Курдюк, И.Н. Иваненко - Краснодар, 2013. - 94 с.
12. Правовое обеспечение государственного управления и исполнительная власть: Учебник для магистров / Под ред. С.А. Старостина.- М.: Проспект, 2017.
13. Современные проблемы организации публичной власти. Монография/ Рук. Авт. колл. и отв. редактор Авакьян С.А.- М.: Юстицинформ», 2014.
14. Социально-политическая активность муниципальных образований в
современной России: монография/ Под ред. В.А.Колесникова //
Волгоградский филиал ФГБОУ ВПО РАНХиГС. Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2012. 240 с.
15. Шугрина Е.С. Организационные модели местного самоуправления: от
земских до современных реформ.- Омск.: Издательство Омского
государственного университета им. Ф.М. Достоевского, 2015.
Периодические издания:
16. Белоусова Е.В. Возникновение и развитие публичной власти на местах: историко-теоретический аспект // Евразийский юридический журнал. -2015. № 7 (38). -с. 131 - 135.
17. Белоусова Е.В. Становление местного самоуправления как разновидности публичной власти в зарубежных странах // Международное публичное и частное право. - 2016.- № 1.- с.31-34.
18. Васильев В.И. Местное самоуправление: конституционные идеи и практика // Журнал российского права.- 2013.-№ 9.
19. Винников А.А., Пархоменко А.Г. Конституционные принципы и гарантии местного самоуправления в Российской Федерации// Новый юридический журнал.- 2014.- № 4.- с.22-32.
20. Глава муниципального образования в системе органов местного
самоуправления: современные тенденции развития / Е.Н.Селютина, Е.Ю.Тихалева, В.А.Холодов // Муниципальная служба: правовые вопросы, 2016, №1.
21. Гриценко Е.В. В поисках утраченных идеалов: российская муниципальная реформа и опыт Германии// Сравнительное конституционное обозрение.-
2014. -№ 6. С.17-43.
22. Гриценко Е.В. Местное самоуправление в системе публичного управления федеративного государства: Значение опыта ФРГ для России. Иркутск: Изд- во ИГЭА, 2001.
23. Духновская З.А. Проблемы взаимодействия федеральных органов
исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации в России и за рубежом // Право и современные государства. 2012. N 4.
24.Зенин С.С. Стабильность и динамизм конституционного принципа
народовластия: теоретические основы // История государства и права. -
2015. - №22. С.3-9.
25. Кодина Е.А. Развитие законодательства о местном самоуправлении. Анализ актуальных правовых вопросов. Местное самоуправление: организация, экономика и учет. 2013. № 2. С. 13-22.
26. Кокотова М.А. Решения органов конституционного контроля как основание
для изменения законодательства: опыт Франции и России //
Конституционное и муниципальное право. 2015. № 2 с.54-57.
27. Конышева Е.Г. Организационно-правовая модель местного самоуправления: современные тенденции// Государственная власть и местное самоуправление.- 2015.-№ 11 с.36-40.
28. Костюков А.Н. Контрреформа местного самоуправления как
государственная политика унижения городских округов// Конституционное и муниципальное право.- 2015.-№ 2. С.42-46.
29. Лаваль О. Административная прозрачность и развитие партиципаторной демократии //Lex russica. 2016.-№1.с.68-74.
30. Ларичев А.А. Реформирование территориальной организации и управления городскими округами в Российской Федерации: обоснованность изменений и учет зарубежного опыта (на примере Канады) // Конституционное и муниципальное право.- 2015.-№ 6. С.61-64.
31. Ларичев А.А. Феномен «муниципальной корпорации»: к вопросу о правовой природе муниципалитетов в США и Канаде //Конституционное и муниципальное право.- 2016.-№7.-с.71-74.
32. Малярчук О.А. Особенности германского федерализма на примере
конституционного статуса Баварии // Дипломатический вестник Приднестровья. -2011. -№ 4 (6). С.44 -48.
33. Маркварт Э. Организация местного самоуправления в Германии и применимость немецкого опыта к российским реалиям // Вопросы государственного и муниципального управления. 2006. N 3. С. 64 - 68.
34. Миронов Н. Местное самоуправление во Франции // Муниципальная власть. 2014. № 2. С. 46 - 56.
35. Михеев Д.С. Гласность как основа взаимодействия местной власти с населением в американских муниципалитетах // Государственная власть и местное самоуправление.- 2016.- №1. С.3-6.
36. Мусинова Н.Н. Децентрализация управления крупным городом: теория и практика. М.: ФГБОУ ВПО «ГУУ», Вестник университета. 2014. N 16. С. 131-134.
37. Пашков О.В. О формах контроля муниципального управления и местного самоуправления в зарубежных странах // Государственная власть и местное самоуправление -2014. -№9. С.19-24.
38. Родионова О.В Проблемы развития теории и практики современного социального государства //Lex russica. - 2015.- № 1. С.28-40.
39. Стародубцева И.А. Конституционные основы формирования гражданского общества в Российской Федерации и Французской республике // Гражданское общество в России и за рубежом. 2015.- № 2. С.31-33.
40. Стародубцева И.А. Особенности конституционной системы «сдержек и
противовесов» в России и Франции: от теории к развитию в
законодательстве // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 3. С. 30 - 34.
41. Таболин В.В. Проблемы осуществления местного самоуправления в условиях административно-командной системы государственного управления // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. N 6. С. 46 - 50.
42. Трыканова С.А. Сравнительный анализ опыта реформ местного самоуправления за рубежом в контексте эффективности использования в РФ // Государственная власть и местное самоуправление. -2014.-№ 1. С. 16 - 18.
43.Чепиль В.В. Проблемы организации местного самоуправления и его взаимодействия с центральной государственной властью // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. -2014. -№ 7. с. 246-250.
44.Черкасов А.А Некоторые аспекты европеизации местного управления// Государственная власть и местное самоуправление.- 2016.- №2. С.20-24.
45.Черкасов А.А. Кризис представительной демократии на местном уровне в зарубежных странах и механизмы его преодоления// Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2014.- № 1
46.Черкасов А.И. Местное управление в зарубежных странах: модели и тенденции эволюции // Государство и право. 2011. № 3. С. 85.
47.Чиркин В.Е. «Экономическая конституция» и управление «на местах» (российский и зарубежный опыт)//Гражданин и право.-2015.-№ 3. С.25-28.
48.Чиркин В.Е. Некоторые проблемы организации местного самоуправления в зарубежных странах //Конституционное и муниципальное право.- 2014.- №8.- С.66-71.
49.Чиркин В.Е. Некоторые теоретические основы организации местного самоуправления: российский и зарубежный опыт// Государственная власть и местное самоуправление. - 2014.- № 12.- с.23-27.
50.Чиркин В.Е. Публичное управление «на местах»: некоторые вопросы российского и зарубежного опыта // Журнал российского права. -2014. -№ 10. с. 40 - 46.
51.Чиркин В.Е. Территориальный публичный коллектив и власть народа // Гражданин и право. - 2015. - № 5. - с. 10-12.
52.Чихладзе Л.Т. Административная децентрализация в свете новых тенденций развития взаимоотношений между органами государственной и муниципальной власти // Образование и право.-2016.-№ 3.с. 33-36.
53.Чихладзе Л.Т., Поддубная О.С. Теоретические и практические проблемы реформирования территориальных основ местного самоуправления на современном этапе в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 12. С.72-76.
54. Шабаршова О.А. Конституционно-правовой анализ распределения полномочий между федеральными органами власти и органами власти земель Германии // Адывокат. 2015. №11. С.60-66.
55. Шугрина Е.С. Особенности организации местного самоуправления на отдельных территориях // Муниципальное право. - 2012. -№ 4. - с. 7-14.
Интернет-ресурсы:
56. Восскуле А. Организация исполнительной власти в федеративной системе Германии: Доклад // http://www.kazanfed.ru/actions/konfer5/doklad7/html.
57.Отчет Национальной статистической службы Великобритании за 2015 г. URL: http://www.ons.gov.uk/ons/dcpl71778292378.pdf (дата обращения:
16.02.2017).
58. Селезнев П. Здоровое соглашение. Количество проектов ГЧП в социальной сфере растет // URL: http://www.rg.ru/2015/09/08/gchp.html (дата обращения: 09.02.2017)
59. United Nations Department of Economic and Social Affairs. United Nations E¬Government Survey 2012 // URL:
http://unpanl.un.org/intradoc/groups/public/documents/un/unpan048065.pdf (дата обращения: 14.02.2017).