Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Субкультура футбольных фанатов на примере фанатов ФК «РУБИН» г. Казани

Работа №87344

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы57
Год сдачи2013
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Раздел I. Молодежная субкультура: теоретический аспект 8
Раздел II. Футбольные фанаты Европы и России 22
Раздел III. Казанские фанаты ФК «Рубин» 43
Заключение 56
Список литературы и интернет-источников 60
Приложение. Топик-гайд экспертного интервью 63

В настоящее время феномен футбольного хулиганства распространен во многих странах и во многих культурах, и создает серьезные вызовы существующему общественному порядку, приводит к распространению субкультуры футбольных хулиганов, как особой субкультуры, ориентированной на насилии.
Тема в течении длительного времени представляет большой интерес для широкого круга социологов. В современном мире - футбол это неотъемлемая и очень значительная часть жизни общества, а также объект вокруг которого складывается определенная движущая сила - фанаты. В связи с приближающимися спортивными событиями в нашем городе - Казань, можно рассматривать это исследование как необходимое и актуальное.
Субкультура футбольных фанатов далеко неоднородна. Большинство из тех, что собираются на стадионах поддержать любимую команду, составляют так называемые неорганизованные болельщики, которых профессиональные фанаты презрительно называют «кузьмичами». Организованные же, в свою очередь, делятся на «ультрас» - организаторов шоу на трибунах, которых легко распознать по одежде с символикой любимой команды, шумовыми инструментами, флагами, баннерами и другой фанатской атрибутикой, и хулиганов - организованные структуры, с четкой дисциплиной и соответствующей иерархией, которые отвечают за порядок на своей территории, ведут статистику побед и поражений в драках с фанатами соперника, разрабатывают тактику и стратегию таких внефутбольных войн.
Внутренняя противоречивость личности футбольного фаната имеет ряд особенностей. Главная из них заключается в том, что противоречия духовного мира оказываются в несовместимом сочетании, казалось бы, в рамках одной личности социальной направленности: положительной и отрицательной. А это значит, что в системе побуждений фаната, как правило, ярко выраженная внутренняя конфликтность между нравственным отношением к социальным ценностям и полезной активности, с одной стороны, и аморальным, циничным отношением к нормам и правилам, что выражается в антиобщественной активности, - с другой. Вторая особенность заключается в том, что внутренний конфликт личности решается в конкретных, наиболее напряженных жизненных ситуациях на пользу негативной направленности антиобщественных устремлений.
Актуальность проблемы заключается в том, что антиобщественные черты и качества личности всегда переплетаются и взаимодействуют с ее положительными чертами и качествами. Абсолютно отрицательных личностей нет даже среди самых закоренелых преступников. Во взглядах футбольных фанатов всегда есть элементы позитивных начинаний, опираясь на которые, возможно предупредить нарушение социальных норм, исправить и перевоспитать их. Наиболее распространенными среди футбольных фанатов есть такие положительные качества, как любовь к родителям, патриотизм и т.д.
Футбольные фанаты г. Казани ранее некогда не изучались социологами. Между тем, успехи казанского футбольного клуба «Рубин» расширяют границы и повышают уровень и численность футбольного фанатизма в городе. Противоречивость научного знания по вопросам о фанатах предполагает наличие субъективизма и штампов применительно к казанским фанатам. Если к этому добавить отсутствие знания о формах и особенностях фанатского движения в г. Казани, то достоверного научного знания о них социология не имеет. Отсутствие этого знания лишает возможности посмотреть на футбольных фанатов с объективной точки зрения для поиска путей решения проблемы насилия и других сторон девиантности этой субкультуры.
В данной работе поставлены для изучения важные для социологического знания аспекты: возникновение футбольного фанатизма в общей мировой и российской эволюции;
• возникновение фанатского движения ФК «Рубин» в г. Казани: состояние, проблемы и перспективы.
Футбольные фанаты как субкультура мало исследованы в России, гораздо больше работ по этой теме было сделано на Западе. И это неудивительно, ведь данная субкультура, как и многие другие, пришли к нам из-за границы в период своего расцвета.
Работы западных исследователей можно условно поделить на два направления. Первое, собственно, социологическое. А второе ближе к публицистическому исследованию, в большинстве случаях носящих исключительно повествовательный характер в историческом аспекте.
Большая часть работ представлена английскими авторами, что тоже неслучайно, т.к. футбольный фанатизм берет свое начало именно в Англии. Учитывая, что для российских фанатов более близок английский путь развития футбольного фанатизма, то можно использовать знания об английском типе фанатизма для прогнозирования и коррекции российского пути развития.
Среди английских авторов мы выделяем Билла Буффорда и его книгу «Английская болезнь», Дуга Бримсона «Бешеная армия» и «Фанаты». В последней книге есть несколько глав посвященных российским клубам и их фанатам. Но о фанатах ФК «Рубин» он не пишет, т.к. среди российских фанатов, да и среди всех остальных, это довольно молодая группа субкультуры футбольных фанатов.
Также в исследовании использованы статьи российских журналов и газет, посвященных теме футбольного фанатизма в России и в г. Казани. Они будут проанализированы, а выводы будут учитываться при составлении инструментария для проведения исследования.
Что касается теории субкультуры, то на наш взгляд, лучшими работами по этой теме являются книги Елены Омельченко «Молодежь» и «Молодежные культуры и субкультуры», а также диссертация Светланы Левиковой «Феномен молодежной субкультуры».
Объектом исследования этой работы являются футбольные фанаты как представители молодежной субкультуры. Предметом исследования являются их взаимоотношения внутри своих групп и с обществом, а также проблемы движения и перспективы.
Цель дипломной работы - изучить особенности и специфику субкультуры футбольных фанатов, взяв в качестве примера исследования футбольных фанатов ФК «Рубин» г. Казани.
Задачи:
• доказать что футбольные фанаты являются субкультурой;
• проанализировать пути развития футбольного фанатизма фанатов Европы, России и ФК «Рубин» г. Казани;
• выявить особенности стилей российских фанатов;
• определить основные девиации футбольных фанатов;
• проанализировать отношения различных фанатов между собой;
• раскрыть проблемы фанатского движения ФК «Рубин» г. Казани.
Гипотезы
• предполагаем, что казанским фанатам ФК «Рубин» присущ «английский» тип футбольного фанатизма;
• предполагаем, что казанский футбольный фанатизм переживает проблемы роста своего движения;
Диплом состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы. В первом разделе рассматривается понятия субкультуры, ее основные компоненты. Во втором разделе описывается возникновение и развитие феномена футбольного фанатизма в Европе, анализируется данное явление в России. В третьем разделе исследуется субкультура футбольных фанатов ФК «Рубин» в г. Казани ее особенности, проблемы и перспективы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Футбольные фанаты стали неотъемлемой частью нашей жизни. Так как футбол это увлечение миллионов людей, он смог объединить их вокруг себя, создавая субкультуру. Современный футбол не мыслим без болельщиков и фанатов. Существует определенное различие между понятиями «фанат» и «болельщик». На наш взгляд фанат, это доведенная до крайности преданность команде. Фанат всегда посещает все домашние матчи и старается выезжать с командой в другие города. Большая часть болельщиков предпочитает посещать матчи вместе с людьми, с которыми находятся дружеских отношениях. В основном, болельщики это люди старшего возраста, имеющие семью и постоянную работу. Для них футбол не смысл жизни, а вид времяпрепровождения. Основная масса фанатов - подростки из крайне неблагополучных семей, из обездоленной части общества, но конечно есть и исключения. Среди фанатов существует особая часть, вызывающая неоднозначное мнение общества — футбольные хулиганы. Их действия носят специфический характер. Их изучение привлекают не только социологов, но и психологов, политологов. Например, особое место в жизни хулиганов занимает охота на атрибутику противника. Отнятый стяг или другой атрибут становится настоящим боевым трофеем в руках фанатов. Это не только доставляет им удовольствие, но повышает их авторитет среди группы.
Футбольный фанатизм, явление интернациональное. Оно объединяет людей имеющих разные взгляды на мир и политику, систему ценностей и мораль. Футбольный шарфик одного клуба носят люди разных национальностей и вероисповеданий, с разных городов и стран. Футбол может стать той силой способной объединить народы и поколения. Ежегодно проводятся множество благотворительных и товарищеских матчей.
Футбольные фанаты постепенно становятся все более многочисленной силой. Поэтому обществу приходится считаться с ними. В том, что определенная группа людей «больна фанатизмом» общество не усматривало бы опасности, если бы не хулиганская сторона субкультуры. Конфликты затрагивают не только членов движения, но систему охраны правопорядка и простых граждан. Боязнь перерастания околофутбольных событий в настоящие фанатские войны, заставляет государство пресекать любые активные действия субкультуры.
Нельзя утверждать, что девиантные действия членов любых субкультур могут иметь место только в социально неблагополучных странах и городах. Уровень жизни английских фанатов «Челси» значительно выше, чем, например, фанов питерского «Зенита». Состав фанатских групп весьма разнообразен. Существуют фан-группы как из рабочих слоев общества, так и из весьма состоятельных.
Особое внимание сейчас уделяют проблеме расизма и ксенофобии в футболе. Не имея политической окраски, футбол привлекает людей тем, что на стадионе обычные люди могут выплеснуть свои эмоции и хорошо отдохнуть. Молодежь эта субкультура объединяет, дает очень важное - общение.
В некоторых странах, таких как Англия и Голландия, проводятся различные мероприятия с целью профилактики непристойных инцидентов. В других наоборот, существуют политики, оказывающие всестороннюю поддержку фанатским группировкам неонацистского и фашистского толка. Например, «Republikaner и Deutche Volksunion» в Германии или лидер «Народного Фронта» Франции Жан Мари Лэ Пен. Но фанаты, на наш взгляд руководствуются не попыткой достижения националистических идей, а своеобразной попыткой участия в жизни общества. Поэтому фанатов нельзя назвать неофашистами или экстремистами.
Европа, испытывающая на себе футбольный фанатизм последние 50 лет, принялась проводить серьезные меры. За футбольных фанатов серьезно взялись во Франции.
Теперь до двух лет тюрьмы может получить тот, кто захочет освистать государственный гимн - Марсельезу. Эта норма содержится в принятом Национальным собранием законе по борьбе с футбольным хулиганством.
Папа Римский Бенедикт XVI выступил с обращением к футбольным болельщикам всего мира. Он призвал их прекратить расовую дискриминацию на стадионах. Обращение понтифика было зачитано перед товарищеским матчем между сборными командами Италии и Германии. Эта игра была посвящена борьбе против расовой дискриминации.
Мы считаем, что для решения всех проблем связанных с футбольным фанатизмом требуется время и определенные усилия. Обычным запретом фан-формирований достигнуть целей невозможно. Во-первых, необходимо воспитывать подрастающее поколение, ведь оно будет являться наследником субкультуры. Во-вторых, следует организовать союзы и объединения фанатов и болельщиков, тем самым поставить под контроль их действия. Но не в плане корректировки развития движения, а в плане пресечения антиобщественных действий, способствующих дезорганизации общества.
Гипотезы работы о том, что казанским фанатам ФК «Рубин» присущ «английский» тип футбольного фанатизма и что казанский футбольный фанатизм переживает проблемы роста своего движения, подтвердились.
Агрессивный тип фанатизма стал нормой для казанских фанатов. На наш взгляд это стало следствием подражания более взрослым группировкам фанатов, преимущественно московским. Фанаты ФК «Рубин» пока не могут похвастаться таким же размахам и сейчас находятся на уровне выяснения отношений среди таких же молодых движений фанатов, например, «Амкар», «Крылья Советов» и «Кубань».
Тот факт, что за поведением фанатов все пристальнее начинает наблюдение правоохранительные органы говорит о том, что власти обеспокоены ростом популярности этой субкультуры в нашем городе и стараются как-то повлиять на ситуацию. В привычной для себя манере, они делают это по большей части репрессивно, выявляя лидеров движения и пытаясь их всячески изолировать от остальных.
Для решения проблем связанных с взаимодействием фанатского движения и общества мы предлагаем следующие шаги:
• наладить контакт клуба с лидерами фанатского движениями;
•четко определить права и обязанности фанатов и правоохранительных органов;
• проводить встречи между заинтересованными сторонами для решения проблем на ранней стадии.
Уже и в Казани футбол начинает ассоциироваться именно с футбольными хулиганами. Поэтому на всех людей, кто ходит на стадион поболеть за любимый клуб, общество может поставить определенное клеймо. На наш взгляд это большое заблуждение. Из-за того, что маленькая группа этой субкультуры привлекает всеобщее внимание на себя хулиганскими выходками, презрение падает на всю субкультуру. Проблемы девиантного поведения фанатов г. Казани, по нашему мнению, не являются только их проблемами, это проблема всего общества. Решать которую, надо не только методами запретов на что-либо, но и улучшением качества жизни всего общества.



1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. / Социологический словарь / Пер. с англ. под ред. С.А.Ерофеева. - 2- изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2004. - 620 с.
2. Аршба, О.И. Современный правый экстремизм в Европе // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. - 2002. - №4. -С.3-11
3. Волков, А. Когда рождается ксенофобия или один на один с коллективом // Народное образование. - 2003. - №6. - С.242-247.
4. Где же родина футбола? // Знание сила. - 2004. - №7. - С. 106-107
5. Гуревич, П. Культура и контркультура // Свободная мысль. - 1994. - №11. - С.82-92
6. Дадиани, Л.Я. Фашизм в России: мифы и реалии // Социологические
исследования. - 2002. — №3. - С. 103-11
7. Драгунский, Д. Когда исчезнет нация // Новое время. - 2005. - №49. - С. 17-19
8. Дробижева, Л.М. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов / Л.М.Дробижева. - М.: Мысль, 1996. - 382 с.
9. Егорова, Т.В. Особенности поведения молодежи в неформальных объединениях экстремистской направленности (на материале Германии) // Актуальные проблемы современной науки. - 2004. - №4. - С.85-87
10. Карамов, Я. Британия. Родина футбола и футбольного хулиганства // Эхо планеты. - 2001. - №10. - С.46-47
11. Контексты современности 2: Хрестоматия / Пер. с англ.; сост. Л.Г.Егорова, С.А.Ерофеев, Т.М.Шатунов. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1998.- 152 с.
12. Косик, В.И. Молодая Россия // Славяноведение. - 2002. - №4. - С.21-31
13. Крысин, Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Эксмо, 2006. - 941 с.
14. Куликов, Л.М. Основы социологии и политологии / Л.М.Куликов. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 334 с.
15. Левикова С.И. Феномен молодежной субкультуры / Автореф. дис. д-ра фил-их наук. - М. 2002. - 32 с.
16. Омельченко, Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры / Е.Л. Омельченко. - М.: Институт социологии РАН, 2000. — 264 с.
17. Омельченко, Е.Л. Молодежь: открытый вопрос / Е.Л. Омельченко. - Ульяновск.: Симбирская книга, 2004. - 184 с.
18. Пятаков, Е. В чужой монастырь // Народное образование. - 2003. - №9. -С. 197¬206
19. Социологический словарь: Пер. С англ. / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер; под ред. С.А.Ерофеева. - 2- изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2004. - 620 с.
20. Теслер, П. А мы потуже зашнуруем гриндара, а мы "Динамо" раскидаем на дрова// Смена .- 2003. - №4.-С.63-66
21. Тишков, В.А. Забыть о нации // Вопросы философии. - 1998. - №9. - С.3-26
22. Умланд, А. Правый экстремизм в постсоветской России // Общественные науки и современность. - 2001. - №4. - С.71-84.
23. Уткин, А. Национализм и будущее мирового сообщества // Свободная мысль. - 1995. - №3. - С.79-86.
24. Французы решили успокоить своих болельщиков // Эхо планеты. - 2003. - №5. - С.З
25. Шелии, С. Нацисты на Неве // Новое время. - 2004. - №8. - С.8-9
26. Шмелев, А.А. Молодежные культурные и социальные движения в России // Социологические исследования. - 1998. - №8. - С. 103-109
27. http://www.rwh.ru/modules.php?name=Downloads&d op=viewdownload&cid=4 (07.01.2013)
28. http://www.rwh.ru/modules.php?name=Downloads&d op=viewdownload&cid=4 (11.02.2013)
29. http://www.rpk.len.ru/docs/2002/augl2002.html(02.02.13)
30. http://lcostya-rus.narod.ru/ideologia.html(02.02.13)
31. http://www.psyfactor.org/vershinin3.htm(3.03.13)
32. http://bd.fom.ru/report/map/themes/3349 2206/d021707(10.03.13)
33. http://bd.fom.ru/report/map/d061327(10.03.13)
34. http://bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dom0410/domt0410/domt041
0_4/d041030 (10.03.13)
35. http://www.r-hools.ru(22.02.2013)
36. http://www.hooligans.ru(22.02.2013)
37. http://www.fanats.ru(22.02.2013)
38. http://www.fcspartak.ru(25.02.2013)
39. http://www.un.fanats.ru(25.02.2013)
40. http://www.nordsideopros.narod.ru(22.02.2013)
41. http://www.rus-hool.narod.ru(25.02.2013)
42. http://www.rubin-kazan.ru(25.02.2013)
43. http://www.fcrubin.ru(25.02.2013)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ