Введение
Раздел I. Генезис понятия «ритуал» в истории социальных наук 6
Раздел II. Социальная роль ритуала 28
Раздел III. Семейный ритуал на примере исследования типичного случая
Заключение 53
Список использованной литературы 56
Приложения 60
Роль ритуала в жизни общества, его коммуникативно-игровая природа и символичность, которые затрагивают глубины человеческого «Я» как на индивидуальном, так и на коллективном уровнях, - тема, не теряющая актуальности, несмотря на исследование ее различных аспектов; тема настолько многообразная, что всякий раз обращается к исследователю новыми сторонами.
Понимание роли ритуала в различные исторические периоды изменяется настолько, насколько, соответственно, важным или не важным становится осознание значимости свободного личностного и общественного развития. Зачастую представителю современного десакрализованного общества ритуал видится как своего рода заученная механическая последовательность формул - движений, жестов, слов, интонаций; а выполнение ритуалов с такой точки зрения жестко детерминировано обстановкой, будь то праздник в языческом обществе древности или семейный ужин.
Степень научной разработанности темы исследования.
Изучая работы Э. Дюркгейма, К. Леви-Стросса, В. Тэрнера, и других ученых, исследовавших феномен ритуала мы понимаем, что суть ритуала заключается в сакральности, повторяемости и почти жизненно важной необходимости присутствия ритуала и ритуальных символов в их жизни. О ритуальном поведении, мимике, эмоциях, взаимодействии (интерактивный ритуал) в современных обществах более детально пишут в своих работах И. Гоффман и продолжатель его концепции Р.Коллинз. Современное понимание ритуала наиболее полно отражается в работах немецкого ученого Кристофа Вульфа. М. Морваль и многие авторы, подчеркивают позитивную роль
семейных ритуалов в их воздействии как на семейную структуру, так и на каждого из ее членов.
Объектом исследования является современная нуклеарная семья г.Казани.
Предметом исследования является ритуал в повседневных семейных практиках, а именно семейная трапеза.
Цель работы: подтвердить важность и необходимость следования повседневным ритуалам в современной нуклеарнной семье г. Казани.
Задачи исследования:
- Описать категорию ритуала в социальных науках;
- Теоретическое описание социальной роли ритуалов;
- Практическое доказательство важности следования повседневным ритуалам для сохранения благоприятной атмосферы в семье. (Посредством проведения эксперимента).
Гипотеза исследования: повседневные семейные ритуалы являются неотъемлемой частью существования семьи, а их нарушение ведет к усилению напряженности в семье.
Методологической основой исследования выступают функционалисткий подход.
Эмпирическая база исследования: Эксперимент по уклонению от выполнения повседневного семейного ритуала одним из членов семьи.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, трех разделов и заключения.
Итак, нужно сказать, что эксперимент прошел удовлетворительно. Все его
участники предоставили необходимую нам информацию.
По итогам эксперимента, мы смогли сделать следующие выводы:
Во - первых, все семьи, которые были нами отобраны, считают важным проводить семейный ужин, т.к. в этот момент все ее члены собираются вместе. Это - ритуал единения социальной группы. Ее члены общаются друг с другом, делятся переживаниями, что является необходимостью как индивидуальной, так и социальной.
Во вторых, факт, того, что один из членов семьи уклоняется от присутствия за общим столом, становится очевидной проблемой для окружающих не всегда сразу. Т.е. в некоторых случаях члены семьи не придают этому факту большого значения в первые дни эксперимента. Как это выяснилось позже, они интерпретируют это как занятость по урокам или какие-то важные неотложные дела на текущий момент.
В третьих, в 7 семьях активная деятельность по выяснению причин подобного поведения, начинается на 4 день эксперимента. В 2ух на третий. Исключением является 1 случай, когда мать одной из участниц эксперимента, отреагировала моментально. Она всячески пыталась выяснить, в чем же дело и интерпретировала ситуацию как реакцию на внешние раздражители (друзья, школа и т.д.). Что важно, ее подход носил позитивную окраску, и выражал всяческое участие.
В четвертых, в двух случаях, эксперимент был завершен досрочно. В одном случае, описанном выше, мать одной из участниц эксперимента, обратилась к матери подруги своей дочери т.к. хотела разобраться, а дочь ей ничего не объясняла. В результате, вокруг ситуации стали разрастаться слухи и версии в классе, где учатся девочки. Подобной ситуации она не выдержала, и эксперимент был свернут. В другом случае, так же мать, одной из девушек стала проявлять сильный интерес к сложившейся ситуации, только в этот раз, она взяла вину на себя, решив, что дочь обиделась на нее. Девушка раскрыла тайну эксперимента.
В пятых, произошло 2 серьёзных конфликта. В обоих случаях, участниками эксперимента были молодые люди. В первом случае, напряжение в семье постепенно росло. В итоге к концу недели, был созван «семейный совет», на котором участнику эксперимента пришлось держать ответ. По его словам это было «чтение морали» о том, что родители стараются и работают, а он не ценит этого и даже не ужинает вместе с ними. В итоге стали всплывать старые воспоминания и недопонимания - взаимные нападки и агрессия. По окончании эксперимента напряженность пришла в норму. Во втором случае, основной претензией было именно отсутствие общения в традиционный момент трапезы. В итоге, это было выяснение отношений. Последствием оказался длительный процесс восстановления отношений.
Что касается динамики изменения уровня напряженности в семье, то наглядно ее можно увидеть в приложениях 1 и 2. В сравнении с контрольной группой, напряженность в семьях экспериментальной, носит затяжной характер. Длительность пребывания на одном уровне может быть в районе 3- 4 дней. Динамика, характеризуется однонапрвленностью - либо в сторону повышения, либо в сторону понижения. Разница межу нижними и верхними максимумами достигает 7-8 пунктов.
4. Можно отметить, что вспышки напряженности в контрольной группе появляются стремительно, и так же стремительно возвращаются в норму, тогда как в экспериментальной группе эти движения более плавные. Мы объясняем это тем, что в ходе эксперимента были затронуты глубинные нормы жизни, поэтому они отражаются на графиках длительными переходами. Важный момент заключается в том, что по окончании эксперимента, уровень напряженности в экспериментальных семьях пошел на спад. В контрольных семьях, динамика была несколько иной и не пересекалась с нашими действиями.
В ходе эксперимента мы выяснили, что в современной нуклеарной семье повседневные семейные ритуалы играют свою роль. Мы не знаем, какова роль семейной трапезы по сравнению с другими ритуалами, но знаем, что важность ее весьма значительна. Наличие ритуала обязует члена социальной группы следовать ему. Отклоняющееся поведение неминуемо оказывается замечено и имеет последствия. Соблюдение типичных семейных ритуалов влияет на уровень эмоциональной сплоченности и напряженности в семье.
Изучая работы Э. Дюркгейма, К. Леви-Стросса, В. Тэрнера, и других ученых исследовавших феномен ритуала, в точности описывая его форму, можем увидеть, что ритуалы для разных культур сохраняют смысл, но богаты на разнообразие форм, чем они кардинально и отличаются друг от друга. Суть ритуала для различных культур заключается в сакральности, повторимости и почти жизненно важной необходимости присутствия ритуала и ритуальных символов в их жизни.
Не смотря на развитие цивилизации, ритуалы продолжают активно присутствовать в нашей жизни и более того, играть очень важную роль. Так называемая функция сплоченности по-прежнему действенна и важна. Изменилась только форма. Если вспомнить о каких-то современных субкультурах, то там могут присутствовать и рисунки на теле (татуировки), которые присущи именно определенной группе. Также это может быть одежда, цвета, значки, и т.д. Не нужно забывать и об определенном ритуальном поведении. Последнее присутствует в социальной реальности любой группы: от маленькой - семья, к большим -этносы, нации. В этом случае примерами могут служить особые, характерные именно для этой группы приветствия, манеры общения и т.д.
Мы определяем ритуал: во-первых, как специфическое наличественно и уникальное качественно онтологическое измерение; а во-вторых, как матричную плоскость, проецирующую социальные и экзистенциальные составляющие на сакральные и профанные пространства, тем или иным образом коррелирующие с физической реальностью и являющиеся адекватными тем или иным сферам человеческой жизнедеятельности.
Ритуал в качестве основы социальности, вне зависимости от нашего осознания того, повсеместно проявляется в современной жизни. Даже спонтанное стремление отдельного человека повторять поступки, посещать одни и те же места и т. д., — эти спонтанные стремления и явления обладают символическим характером и относятся к ритуализованным действиям. Символический характер ритуалов затрагивает глубинные связи между членами общества. Здесь на поверхности оказывается эмоциональная привязанность членов
социальной группы к друг другу и к их общим ценностям.
Мы смогли подтвердить важность и необходимость следования повседневным ритуалам в современной нуклеарной семье г. Казани, что являлось целью исследования. Мы определили, что эмоциональная напряженность зависит от соблюдения принятых в социальной группе норм, а отклоняющееся поведение без разъяснений его причин вызывает рост уровня напряженности. Так же в ходе эксперимента нами было обнаружено, что резкий уход от исполнения принятого ритуала не остается не замеченным. Т.о. подтвердилась гипотеза исследования - повседневные семейные ритуалы являются неотъемлемой частью существования семьи, а их нарушение ведет к усилению напряженности в семье.
В ходе исследования, мы выяснили, что в современной нуклеарной семье повседневные семейные ритуалы играют важную роль.
Отклоняющееся поведение неминуемо оказывается замечено и имеет последствия. Соблюдение типичных семейных ритуалов влияет на уровень эмоциональной сплоченности и напряженности в семье. Ведь ритуалы по своей сути имеют глубинную природу и необходимы в процессе взаимодействия членов социальной группы.
Ритуалы создают социальное; они формируют сообщества, в рамках которых люди развиваются. Ритуалы выполняют функции не только сохранения, но и изменения и даже инновации. Интенсивность возникающих в ходе ритуала эмоций способствует тому, чтобы инсценированное событие лучше запомнилось. Это знание о взаимосвязи ритуала, эмоций и воспоминаний ведет, например, к повторяющейся инсценировке религиозного ритуала. Благодаря ритуальному повторению и возникающим при этом эмоциям эти события сохраняются от забвения; одновременно благодаря повторению оживляется и укрепляется идентификация с фундаментальным событием. Повторяющийся характер ритуала гарантирует, что событие вспоминается и актуализируется, чтобы подрастающее поколение могло идентифицировать себя с этим событием. С помощью возникающих при этом эмоций подрастающее поколение интегрируется в созданное ритуалом сообщество. Для некоторых особых, но постоянных повседневных ритуалов верно то, что с помощью миметического процесса в них приобретается знание о том, как действовать.
1. Анализ фреймов: Эссе об организации повседневного опыта.— М.: Ин-т социологии РАН, 2004.
2. Вахштайн В. С. [Рец.] Книга о «реальности» социальной реальности: И. Гофман Анализ фреймов. Эссе об организации повседневного опыта. ИС РАН, ФОМ, 2003. // «Социологический журнал». — 2004. — № 3/4.
3. Вульф К. К генезису социального. Мимезис, перформативность, ритуал/Не р. с нем. Г. Хайдаровой. СПб.: Интерсоцис, 2009. 164 с.
4. Вульф Кристоф. Производство социального: ритуал, эмоции, воспоминания. // «Журнал социологии и социальной антропологии». - 2010. Т. 13. №3. С. 23-50.
5. Гирц К Г. Интерпретация культур / Пер. с англ. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. — 560 с.
6. Глебкин В.В. Ритуал - режим доступа: otimk.ru/files/Ritual.doc
7. Гоффман Ирвинг. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. и вступ. статья А. Д. Ковалева — М.: “Канон- пресс-Ц”, “Кучково поле”, 2000. — 304 с.
8. Ковалев Е. М., Штейнберг И. Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999. С. 55-79.
9. Лисина Елена Александровна. Феномен ритуала в жизни общества
10. Леви-Строс К. Печальные тропики/ Пер. с фр. Г.А. Матвеевой; Науч. консультант и авт. предисловия Л.А. Файнберг. -М.: Мысль, 1984. -220 с., ил., карт., 12 л. ил.
И.Лотман Ю.М. Место киноискусства в механизме культуры//ТЗС. 1977. Выпуск 7
12.Мацковес М.С. (2004) Семья как ценность // Социологические исследования. №5.
13.Овчинников В.В. (2007) Духовные основы традиционной русской семьи.
М.
14. Риту ал взаимодействия: очерки поведения лицом к лицу. Пер. с англ. С. С. Степанов, JI. В. Трубицына. Под ред. Н. Н. Богомоловой и Д. А. Леонтьева — М.: Смысл, 2009. — 319 с.
15. Романов В.Н. Историческое развитие культуры. Психолого¬типологический аспект. М., 2003
16. Соколов Ю. Е. Архаический ритуал как коммуникация./ЛРелигия, культура, образование//2009 № 4 -189-194 с.
17. Стигма: Заметки об управлении испорченной
идентичностью (переведённые главы из Goffman Е. Stigma: Notes on the Management of the Spoiled Identity. — N.J., Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1963.)
18. Тернер В. Символ и ритуал. М., 1983
19. Ткачук Т.В. (2000) Семейные ритуалы и обычаи. М.
20. Топоров Ю., Левинтон А. (2005) Ритуал как культурный феномен. М.
21. Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988
22. Тэрнер В. Символ и ритуал (1983)
23. Шинкаренко В. Д.
Смысловая структура социокультурного
пространства: Игра, ритуал, магия. М.: КомКнига, 2005. -232 с.
24. Ядов В. А. Семенова В.В.
Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности.: Добросвет, 1998.-595
25. Ахмедова Р. И. Роль обычаев и ритуалов в повседневной жизни современной городской семьи - Режим доступа:http://lomonosov- msu.ru/archive/Lomonosov 2008/1913 .pdf (15.05.2012)
26. Вагин В. Социология города. Режим доступа:
http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Sociolog/Vagin/02.php(15.05.2012)
27. Дуглас М. Чистота и опасность. Анализ представлений об осквернении и
табу - режим доступа:
http://www. gumer.info/bogoslov Buks/Life church/Duglas index.php(15.05.2012)
28. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. - режим доступа:
http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Sociolog/Ionin/09 2.php(15.05.2012)
29. Исайя Берлин. Стремление к идеалу режим доступа http://bspu.unibel.by/pages/obschixxi/source/l109.html (15.05.2012)
30. Кле М. Психология подростка — режим
доступа:
http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Psihol/Article/kle psih.php(15.05.2012)
31. Малиновский Б. Магия, наука и религия - режим доступа: http://www. gumer.info/bogoslov Buks/Relig/malin/index.php
(15.05.2012) .
32. Павлов Александр Павлович Социальные проблемы коммуникативного порядка - режим доступа:http://ecsocman.hse.ru/text/17845971.html (15.05.2012)
33. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. Режим доступа:
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/bogoslov/SocRelig/jperson.php(15.05.2012)
34. Психология семейных ритуалов - режим доступа: http://gendocs.ru/v6895/%D0%BF%D1 %81 %D0%B8%D 1 %85%D0%B E%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81 %D0%B A%D0%B 8%D0%B9_%D0%B6%D 1 %83 %D 1 %80%D0%BD
%D0%B0%D0%BB_2000,_5?page=10(15.05.2012)
35. Слуцкая Ю. Трансформация форм и функций социального ритуала в
современном обществе - Режим доступа:
http://iph.ras.ru/uplfile/root/biblio/School_young _ph/24_ Slutskaya.pdf (15.05.2012)
36. Смит У. Лекции о религии семитов - режим доступа:
http://www.gumer.info/bogoslov Buks/Relig/klass/07.php(15.05.2012)