Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Ритуал в повседневных семенных практиках (На примере изучения типичного случая г. Казани)

Работа №87341

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы65
Год сдачи2012
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Раздел I. Генезис понятия «ритуал» в истории социальных наук 6
Раздел II. Социальная роль ритуала 28
Раздел III. Семейный ритуал на примере исследования типичного случая
Заключение 53
Список использованной литературы 56
Приложения 60

Роль ритуала в жизни общества, его коммуникативно-игровая природа и символичность, которые затрагивают глубины человеческого «Я» как на индивидуальном, так и на коллективном уровнях, - тема, не теряющая актуальности, несмотря на исследование ее различных аспектов; тема настолько многообразная, что всякий раз обращается к исследователю новыми сторонами.
Понимание роли ритуала в различные исторические периоды изменяется настолько, насколько, соответственно, важным или не важным становится осознание значимости свободного личностного и общественного развития. Зачастую представителю современного десакрализованного общества ритуал видится как своего рода заученная механическая последовательность формул - движений, жестов, слов, интонаций; а выполнение ритуалов с такой точки зрения жестко детерминировано обстановкой, будь то праздник в языческом обществе древности или семейный ужин.
Степень научной разработанности темы исследования.
Изучая работы Э. Дюркгейма, К. Леви-Стросса, В. Тэрнера, и других ученых, исследовавших феномен ритуала мы понимаем, что суть ритуала заключается в сакральности, повторяемости и почти жизненно важной необходимости присутствия ритуала и ритуальных символов в их жизни. О ритуальном поведении, мимике, эмоциях, взаимодействии (интерактивный ритуал) в современных обществах более детально пишут в своих работах И. Гоффман и продолжатель его концепции Р.Коллинз. Современное понимание ритуала наиболее полно отражается в работах немецкого ученого Кристофа Вульфа. М. Морваль и многие авторы, подчеркивают позитивную роль
семейных ритуалов в их воздействии как на семейную структуру, так и на каждого из ее членов.
Объектом исследования является современная нуклеарная семья г.Казани.
Предметом исследования является ритуал в повседневных семейных практиках, а именно семейная трапеза.
Цель работы: подтвердить важность и необходимость следования повседневным ритуалам в современной нуклеарнной семье г. Казани.
Задачи исследования:
- Описать категорию ритуала в социальных науках;
- Теоретическое описание социальной роли ритуалов;
- Практическое доказательство важности следования повседневным ритуалам для сохранения благоприятной атмосферы в семье. (Посредством проведения эксперимента).
Гипотеза исследования: повседневные семейные ритуалы являются неотъемлемой частью существования семьи, а их нарушение ведет к усилению напряженности в семье.
Методологической основой исследования выступают функционалисткий подход.
Эмпирическая база исследования: Эксперимент по уклонению от выполнения повседневного семейного ритуала одним из членов семьи.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, трех разделов и заключения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, нужно сказать, что эксперимент прошел удовлетворительно. Все его
участники предоставили необходимую нам информацию.
По итогам эксперимента, мы смогли сделать следующие выводы:
Во - первых, все семьи, которые были нами отобраны, считают важным проводить семейный ужин, т.к. в этот момент все ее члены собираются вместе. Это - ритуал единения социальной группы. Ее члены общаются друг с другом, делятся переживаниями, что является необходимостью как индивидуальной, так и социальной.
Во вторых, факт, того, что один из членов семьи уклоняется от присутствия за общим столом, становится очевидной проблемой для окружающих не всегда сразу. Т.е. в некоторых случаях члены семьи не придают этому факту большого значения в первые дни эксперимента. Как это выяснилось позже, они интерпретируют это как занятость по урокам или какие-то важные неотложные дела на текущий момент.
В третьих, в 7 семьях активная деятельность по выяснению причин подобного поведения, начинается на 4 день эксперимента. В 2ух на третий. Исключением является 1 случай, когда мать одной из участниц эксперимента, отреагировала моментально. Она всячески пыталась выяснить, в чем же дело и интерпретировала ситуацию как реакцию на внешние раздражители (друзья, школа и т.д.). Что важно, ее подход носил позитивную окраску, и выражал всяческое участие.
В четвертых, в двух случаях, эксперимент был завершен досрочно. В одном случае, описанном выше, мать одной из участниц эксперимента, обратилась к матери подруги своей дочери т.к. хотела разобраться, а дочь ей ничего не объясняла. В результате, вокруг ситуации стали разрастаться слухи и версии в классе, где учатся девочки. Подобной ситуации она не выдержала, и эксперимент был свернут. В другом случае, так же мать, одной из девушек стала проявлять сильный интерес к сложившейся ситуации, только в этот раз, она взяла вину на себя, решив, что дочь обиделась на нее. Девушка раскрыла тайну эксперимента.
В пятых, произошло 2 серьёзных конфликта. В обоих случаях, участниками эксперимента были молодые люди. В первом случае, напряжение в семье постепенно росло. В итоге к концу недели, был созван «семейный совет», на котором участнику эксперимента пришлось держать ответ. По его словам это было «чтение морали» о том, что родители стараются и работают, а он не ценит этого и даже не ужинает вместе с ними. В итоге стали всплывать старые воспоминания и недопонимания - взаимные нападки и агрессия. По окончании эксперимента напряженность пришла в норму. Во втором случае, основной претензией было именно отсутствие общения в традиционный момент трапезы. В итоге, это было выяснение отношений. Последствием оказался длительный процесс восстановления отношений.
Что касается динамики изменения уровня напряженности в семье, то наглядно ее можно увидеть в приложениях 1 и 2. В сравнении с контрольной группой, напряженность в семьях экспериментальной, носит затяжной характер. Длительность пребывания на одном уровне может быть в районе 3- 4 дней. Динамика, характеризуется однонапрвленностью - либо в сторону повышения, либо в сторону понижения. Разница межу нижними и верхними максимумами достигает 7-8 пунктов.
4. Можно отметить, что вспышки напряженности в контрольной группе появляются стремительно, и так же стремительно возвращаются в норму, тогда как в экспериментальной группе эти движения более плавные. Мы объясняем это тем, что в ходе эксперимента были затронуты глубинные нормы жизни, поэтому они отражаются на графиках длительными переходами. Важный момент заключается в том, что по окончании эксперимента, уровень напряженности в экспериментальных семьях пошел на спад. В контрольных семьях, динамика была несколько иной и не пересекалась с нашими действиями.
В ходе эксперимента мы выяснили, что в современной нуклеарной семье повседневные семейные ритуалы играют свою роль. Мы не знаем, какова роль семейной трапезы по сравнению с другими ритуалами, но знаем, что важность ее весьма значительна. Наличие ритуала обязует члена социальной группы следовать ему. Отклоняющееся поведение неминуемо оказывается замечено и имеет последствия. Соблюдение типичных семейных ритуалов влияет на уровень эмоциональной сплоченности и напряженности в семье.
Изучая работы Э. Дюркгейма, К. Леви-Стросса, В. Тэрнера, и других ученых исследовавших феномен ритуала, в точности описывая его форму, можем увидеть, что ритуалы для разных культур сохраняют смысл, но богаты на разнообразие форм, чем они кардинально и отличаются друг от друга. Суть ритуала для различных культур заключается в сакральности, повторимости и почти жизненно важной необходимости присутствия ритуала и ритуальных символов в их жизни.
Не смотря на развитие цивилизации, ритуалы продолжают активно присутствовать в нашей жизни и более того, играть очень важную роль. Так называемая функция сплоченности по-прежнему действенна и важна. Изменилась только форма. Если вспомнить о каких-то современных субкультурах, то там могут присутствовать и рисунки на теле (татуировки), которые присущи именно определенной группе. Также это может быть одежда, цвета, значки, и т.д. Не нужно забывать и об определенном ритуальном поведении. Последнее присутствует в социальной реальности любой группы: от маленькой - семья, к большим -этносы, нации. В этом случае примерами могут служить особые, характерные именно для этой группы приветствия, манеры общения и т.д.
Мы определяем ритуал: во-первых, как специфическое наличественно и уникальное качественно онтологическое измерение; а во-вторых, как матричную плоскость, проецирующую социальные и экзистенциальные составляющие на сакральные и профанные пространства, тем или иным образом коррелирующие с физической реальностью и являющиеся адекватными тем или иным сферам человеческой жизнедеятельности.
Ритуал в качестве основы социальности, вне зависимости от нашего осознания того, повсеместно проявляется в современной жизни. Даже спонтанное стремление отдельного человека повторять поступки, посещать одни и те же места и т. д., — эти спонтанные стремления и явления обладают символическим характером и относятся к ритуализованным действиям. Символический характер ритуалов затрагивает глубинные связи между членами общества. Здесь на поверхности оказывается эмоциональная привязанность членов
социальной группы к друг другу и к их общим ценностям.
Мы смогли подтвердить важность и необходимость следования повседневным ритуалам в современной нуклеарной семье г. Казани, что являлось целью исследования. Мы определили, что эмоциональная напряженность зависит от соблюдения принятых в социальной группе норм, а отклоняющееся поведение без разъяснений его причин вызывает рост уровня напряженности. Так же в ходе эксперимента нами было обнаружено, что резкий уход от исполнения принятого ритуала не остается не замеченным. Т.о. подтвердилась гипотеза исследования - повседневные семейные ритуалы являются неотъемлемой частью существования семьи, а их нарушение ведет к усилению напряженности в семье.
В ходе исследования, мы выяснили, что в современной нуклеарной семье повседневные семейные ритуалы играют важную роль.
Отклоняющееся поведение неминуемо оказывается замечено и имеет последствия. Соблюдение типичных семейных ритуалов влияет на уровень эмоциональной сплоченности и напряженности в семье. Ведь ритуалы по своей сути имеют глубинную природу и необходимы в процессе взаимодействия членов социальной группы.
Ритуалы создают социальное; они формируют сообщества, в рамках которых люди развиваются. Ритуалы выполняют функции не только сохранения, но и изменения и даже инновации. Интенсивность возникающих в ходе ритуала эмоций способствует тому, чтобы инсценированное событие лучше запомнилось. Это знание о взаимосвязи ритуала, эмоций и воспоминаний ведет, например, к повторяющейся инсценировке религиозного ритуала. Благодаря ритуальному повторению и возникающим при этом эмоциям эти события сохраняются от забвения; одновременно благодаря повторению оживляется и укрепляется идентификация с фундаментальным событием. Повторяющийся характер ритуала гарантирует, что событие вспоминается и актуализируется, чтобы подрастающее поколение могло идентифицировать себя с этим событием. С помощью возникающих при этом эмоций подрастающее поколение интегрируется в созданное ритуалом сообщество. Для некоторых особых, но постоянных повседневных ритуалов верно то, что с помощью миметического процесса в них приобретается знание о том, как действовать.



1. Анализ фреймов: Эссе об организации повседневного опыта.— М.: Ин-т социологии РАН, 2004.
2. Вахштайн В. С. [Рец.] Книга о «реальности» социальной реальности: И. Гофман Анализ фреймов. Эссе об организации повседневного опыта. ИС РАН, ФОМ, 2003. // «Социологический журнал». — 2004. — № 3/4.
3. Вульф К. К генезису социального. Мимезис, перформативность, ритуал/Не р. с нем. Г. Хайдаровой. СПб.: Интерсоцис, 2009. 164 с.
4. Вульф Кристоф. Производство социального: ритуал, эмоции, воспоминания. // «Журнал социологии и социальной антропологии». - 2010. Т. 13. №3. С. 23-50.
5. Гирц К Г. Интерпретация культур / Пер. с англ. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. — 560 с.
6. Глебкин В.В. Ритуал - режим доступа: otimk.ru/files/Ritual.doc
7. Гоффман Ирвинг. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. и вступ. статья А. Д. Ковалева — М.: “Канон- пресс-Ц”, “Кучково поле”, 2000. — 304 с.
8. Ковалев Е. М., Штейнберг И. Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999. С. 55-79.
9. Лисина Елена Александровна. Феномен ритуала в жизни общества
10. Леви-Строс К. Печальные тропики/ Пер. с фр. Г.А. Матвеевой; Науч. консультант и авт. предисловия Л.А. Файнберг. -М.: Мысль, 1984. -220 с., ил., карт., 12 л. ил.
И.Лотман Ю.М. Место киноискусства в механизме культуры//ТЗС. 1977. Выпуск 7
12.Мацковес М.С. (2004) Семья как ценность // Социологические исследования. №5.
13.Овчинников В.В. (2007) Духовные основы традиционной русской семьи.
М.
14. Риту ал взаимодействия: очерки поведения лицом к лицу. Пер. с англ. С. С. Степанов, JI. В. Трубицына. Под ред. Н. Н. Богомоловой и Д. А. Леонтьева — М.: Смысл, 2009. — 319 с.
15. Романов В.Н. Историческое развитие культуры. Психолого¬типологический аспект. М., 2003
16. Соколов Ю. Е. Архаический ритуал как коммуникация./ЛРелигия, культура, образование//2009 № 4 -189-194 с.
17. Стигма: Заметки об управлении испорченной
идентичностью (переведённые главы из Goffman Е. Stigma: Notes on the Management of the Spoiled Identity. — N.J., Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1963.)
18. Тернер В. Символ и ритуал. М., 1983
19. Ткачук Т.В. (2000) Семейные ритуалы и обычаи. М.
20. Топоров Ю., Левинтон А. (2005) Ритуал как культурный феномен. М.
21. Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988
22. Тэрнер В. Символ и ритуал (1983)
23. Шинкаренко В. Д.
Смысловая структура социокультурного
пространства: Игра, ритуал, магия. М.: КомКнига, 2005. -232 с.
24. Ядов В. А. Семенова В.В.
Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности.: Добросвет, 1998.-595
25. Ахмедова Р. И. Роль обычаев и ритуалов в повседневной жизни современной городской семьи - Режим доступа:http://lomonosov- msu.ru/archive/Lomonosov 2008/1913 .pdf (15.05.2012)
26. Вагин В. Социология города. Режим доступа:
http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Sociolog/Vagin/02.php(15.05.2012)
27. Дуглас М. Чистота и опасность. Анализ представлений об осквернении и
табу - режим доступа:
http://www. gumer.info/bogoslov Buks/Life church/Duglas index.php(15.05.2012)
28. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. - режим доступа:
http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Sociolog/Ionin/09 2.php(15.05.2012)
29. Исайя Берлин. Стремление к идеалу режим доступа http://bspu.unibel.by/pages/obschixxi/source/l109.html (15.05.2012)
30. Кле М. Психология подростка — режим
доступа:
http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Psihol/Article/kle psih.php(15.05.2012)
31. Малиновский Б. Магия, наука и религия - режим доступа: http://www. gumer.info/bogoslov Buks/Relig/malin/index.php
(15.05.2012) .
32. Павлов Александр Павлович Социальные проблемы коммуникативного порядка - режим доступа:http://ecsocman.hse.ru/text/17845971.html (15.05.2012)
33. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. Режим доступа:
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/bogoslov/SocRelig/jperson.php(15.05.2012)
34. Психология семейных ритуалов - режим доступа: http://gendocs.ru/v6895/%D0%BF%D1 %81 %D0%B8%D 1 %85%D0%B E%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81 %D0%B A%D0%B 8%D0%B9_%D0%B6%D 1 %83 %D 1 %80%D0%BD 
%D0%B0%D0%BB_2000,_5?page=10(15.05.2012)
35. Слуцкая Ю. Трансформация форм и функций социального ритуала в
современном обществе - Режим доступа:
http://iph.ras.ru/uplfile/root/biblio/School_young _ph/24_ Slutskaya.pdf (15.05.2012)
36. Смит У. Лекции о религии семитов - режим доступа:
http://www.gumer.info/bogoslov Buks/Relig/klass/07.php(15.05.2012)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ