Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения социального настроения 8
§ 1.1 Психологический подход к изучению социального настроения 8
§ 1.2. Индивидуальное и социальное в природе настроения 19
§ 1.3. Социологический аспект изучения социального настроения 25
Глава 2. Социальное настроение в контексте современной эмпирической социологии в России
§ 2.1. Количественная и качественная стратегии исследования социального настроения
§ 2.2. Многообразие индикаторов социального настроения 40
§ 2.3. Сравнительный анализ процедур измерения социального настроения российскими социологическими службами (ФОМ, ВЦИОМ, Левада- центр)
Заключение 61
Список использованной литературы и источников
Социальное настроение способно выступать мощным регулятором общественных отношений, индикатором грядущих перемен, оно может влиять на действия людей.
Социолог должен понимать, каким образом формируется социальное настроение, что влияет на его изменение в большей степени, а что в меньшей. К примеру, можно увидеть, что «улучшение» социального настроения коррелирует с ростом рейтинга доверия действующему президенту. Но корреляция сама по себе еще не является доказательством причинно-следственной связи. Изменение настроения общества может быть связано и с окончанием морозов, и с приближением выходных, и с другими факторами, которые социологи просто не пытались зафиксировать в ходе исследования.
Изучение социального настроения необходимо потому, что оно в значительной мере влияет на то, как действуют люди. Соответственно, чем больше мы знаем об этом феномене, тем выше вероятность того, что наше знание послужит на благо общества. Понимание процессов формирования и функционирования социального настроения позволит не только «вовремя» принимать управленческие решения на различных уровнях организации власти, но и улучшить общую «психологическую атмосферу» в стране.
Верно «измерив» социальное настроение, можно получить представление о процессах, происходящих в обществе. Но для начала нужно понять, что представляют собой социальное настроение и его «измерения» в социологии.
Прежде всего, стоит указать на сложности в определении социального настроения, которые обусловлены его иррациональным характером. Социальное настроение находится на стыке двух научных дисциплин - социологии и психологии. Поэтом при изучении данного феномена с позиции социологического подхода необходимо обращаться к знаниям, накопленным по этой теме и в смежных науках.
Разные группы социологов по-разному трактуют и изучают социальное настроение. Одни ученые пользуются такими индикаторами, как: «уровень социальной тревожности», «протестные настроения», «самооценка материального положения», другие принимают в расчет только «взгляд в будущее» и «взгляд в прошлое». Но даже в случае совпадения названий индикаторов они могут отличаться по своему содержанию. Если совпадает и название, и содержание индикатора, то различаются методы исследования. И, наконец, используя один и тот же метод (например, опрос), социологи могут по-своему задавать вопросы и, соответственно, получать совершенно разные данные, не сопоставимые друг с другом. Такие расхождения связаны с тем, что при изучении социального настроения ученые опираются на различные теоретические подходы.
В социологической науке, как известно, приветствуются дискуссии и различия во взглядах. Не претендуя на разработку универсального подхода, мы постараемся обобщить уже имеющиеся и выработать свою точку зрения относительно изучения феномена социального настроения.
Итак, мы задаем следующие вопросы: Каковы основные концепции феномена социального настроения в отечественной социологии? Как российские
социологические службы изучают социальное настроение? Как они понимают этот феномен? Нас интересуют исследования, проводимые крупными социологическими службами: ФОМ, ВЦИОМ, Левада-центр. Решение сосредоточить внимание именно на этих организациях обосновано их большой популярностью и высоким уровнем доверия к ним.
В отечественной социологии есть немало работ, посвященных социальному настроению. Однако при анализе литературы мы столкнулись с проблемой отсутствия целостного понимания этого феномена. С одной стороны - теоретические разработки, базирующиеся на предположениях, связь которых с реальностью не совсем очевидна, либо неочевидна вовсе, то есть ясно, о чем пишет автор, но непонятно, «как это можно измерить». С
другой стороны — данные конкретных социологических исследований, где есть цифра, но не понятно, что именно скрывается за ней. Такие расхождения приводят к разрывам в понимании сути феномена социального настроения и, соответственно, разработке множества не связанных между собой индикаторов для его фиксации. Это затрудняет интерпретацию полученных данных и их использование при решении практических задач.
Объект исследования - социальное настроение.
Предмет исследования - методы изучения и процедуры измерения социального настроения в современной российской социологии.
Цель данного исследования - сравнить имеющиеся подходы к изучению социального настроения в современной российской социологии.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать понятие «социальное настроение»;
2. Определить взаимосвязь понятий «социальное настроение» и «социальное самочувствие»;
3. Рассмотреть структуру социального настроения;
4. Выявить суть феномена социального настроения;
5. Выявить особенности применения качественной и количественной стратегий исследования в изучении социального настроения;
6. Проанализировать основные характеристики и индикаторы, используемые при изучении социального настроения российскими социологическими службами (ФОМ, ВЦИОМ, Левада-центр, PR Эксперт).
Для нашего исследования оказались полезны труды и социологов- теоретиков, и социологов-практиков. Так, при анализе понятия «социальное настроение» мы опирались на работы Тощенко Ж.Т., Харчева С.В. «Социальное настроение», Тощенко Ж.Т. «Социальное настроение - феномен современной социологической теории и практики», Парыгина Б.Д. «Анализ феномена и природы социального настроения» и др.
Анализ методов конкретно-социологических исследований социального настроения и их результатов осуществлен на основе трудов таких социологов, как Петрова Л., Тощенко Ж., Харченко С., Шуметов В.и др.
Также были использованы работы классиков психологии и социальной психологии - Сигеле С., Вундт В., Рубинштейна С.Л., Арансона А., в которых описываются механизмы подражания и влияния, составляющие основу феномена социального настроения.
Для анализа методов процедур измерения социального настроения ведущими социологическими службами России была использована информация с сайтов ФОМ, ВЦИОМ, Левада-центра.
Результаты нашего исследования, в котором анализируются теоретические основы изучения социального настроения и примеры из практики его изучения, могут быть полезны социологической науке как некий свод теорий о социальном настроении и их связи с прикладной социологией.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых состоит из трех параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.
Первая глава посвящена теоретическим основам изучения феномена социального настроения. Здесь мы даем определение терминам «настроение», «социальное настроение», «социальное самочувствие» и проводим разграничение между ними. Социальное настроение рассматривается через призму психологии, социологии, социальной психологии. В этой части работы наше внимание сосредоточено на соотношении индивидуального и социального в природе настроения, на основных характеристиках социального настроения.
Во второй главе сделана попытка анализа феномена социального настроения как объекта конкретных социологических исследований в России. Здесь анализируются основные исследовательские стратегии и подходы к изучению социального настроения, применяемые такими социологическими службами как ФОМ, ВЦИОМ, Левада-центр. В этой части работы описывается многообразие индикаторов, применяемых в отечественной эмпирической социологии для измерения социального настроения. Также, во второй главе мы рассуждаем о необходимости применении количественной и качественной стратегий в изучении социального настроения.
В заключении представлены выводы, к которым мы пришли в ходе исследования.
В ходе исследования было установлено, что в отечественной социологии не существует единого определения социального настроения. По крайней мере, мы не обнаружили такого толкования, которым можно было бы свободно пользоваться при «реальных измерениях».
Рассуждая о социальном настроении, мы попадаем в одну из двух ситуаций: либо это «чистая теория», в которой феномен социального настроения определяется очень широко и включает в себя почти все составляющие жизни человека; либо это «чистая эмпирика», где существует множество индикаторов социального настроения, ни один из которых, на наш взгляд, не способен отразить «реальное» положение вещей. То есть, в случае с феноменом социального настроения, мы можем говорить об очевидном разрыве теоретического и эмпирического.
Социальное настроение можно определить как итоговое, результирующее, доминантное чувство (состояние чувств), проявляющееся с разной степенью интенсивности («разлитое» или «сосредоточенное») и с различной степенью устойчивости (длительное или кратковременное) в различных социальных общностях.
Социальное настроение - феномен, находящийся на стыке двух наук - психологии и социологии. Поэтому, на наш взгляд, при его изучении необходимо помнить о таких чисто «психологических» свойствах социального настроения как: степень осознанности и «зараженность». Социальное настроение относится к эмоционально-чувственной сфере, 61 поэтому не может быть изучено без применения психологии и социальной психологии.
Социальное настроение можно рассматривать как некий общий фон, который не осознается индивидами, но оказывает значительное влияние на их повседневную жизнь, мысли и действия.
Можно сказать, что тема изучения феномена социального настроения в отечественной социологии недостаточно разработана. Доминирующей и, пожалуй, самой содержательной концепцией социального настроения является концепция, разработанная Тощенко Ж.Т. и Харченко С.В., разработанная в 1998 г.
На наш взгляд, эта концепция несовершенна потому что в ней феномен социального настроения понимается слишком широко. Тем не менее, именно взгляды Тощенко и Харченко ложатся в основу многих исследований социального настроения. Теоретических разработок по этой теме недостаточно, к тому же, они зачастую мало связаны с эмпирической социологией.
В ходе исследования было установлено, что в настоящее время российские социологи применяют множество индикаторов для измерения социального настроения. В их числе и достаточно емкие по своему содержанию (например, самооценка материального положения семьи) и «расплывчатые» (например, социальный оптимизм/пессимизм).
Индикаторы социального настроения существенно разнятся по «широте охвата». Так, одни замеряют только «взгляд в будущее» и «взгляд в прошлое», а другие - строят многоуровневые схемы, состоящие из «удовлетворенности профессиональной жизнью», «отношения к власти», то есть предпринимают попытку понять социальное настроение в его целостности.
Крупнейшие социологические службы России (ФОМ, ВЦИОМ и Левада-центр) используют различные индикаторы для фиксации социального настроения россиян. Нам не удалось обнаружить ни одного устойчивого индикатора, так как они часто изменяются, что лишает возможности сравнивать друг с другом данные, полученные службами в разные моменты времени.
Проанализировав данные ФОМ, ВЦИОМ и Левада-центра, мы пришли к выводу, что чаще всего, при изучении социального настроения российские социологи используют количественную стратегию исследования, которая, как известно, отличается малоподвижностью. Результаты исследований представляются достаточно поверхностными и, на наш взгляд, не дают четкого представления о том, каково в «реальности» настроение россиян.
Иными словами говоря, на сегодняшний день мы наблюдаем включение в исследования бесчисленного количества индикаторов, глядя на которые далеко не всегда можно верно спрогнозировать как ситуация будет развиваться дальше.
«Социальным настроением» называют всё, что было зафиксировано. Но, как стало понятно из нашей работы, это неверный подход.
На наш взгляд, феномен социального настроения в социологии должен изучаться с помощью применения и количественных, и качественных методов. Они могут применяться одновременно или предшествовать друг другу на разных этапах. В любом случае, помимо получения количественных показателей, социологи должны стремиться получить и ту информацию, которая лежит не на поверхности, а это возможно в случае применения качественных методов. Однако на сегодняшний день, роль качественных методов в изучении столь тонких феноменов как социальное настроение, безусловно, недооценивается.
Качественные методы можно назвать «понимающими», а количественные - «фиксирующими». Очевидно, что указанные группы методов способны дополнять друг друга. На наш взгляд, о тесной связи «понимающих» и «фиксирующих» методов отечественные социологи нередко забывают.
Вероятно, что в случае с ФОМ, ВЦИОМ и Левада-центром, препятствием для включения качественных методов в процесс изучения социального настроения служит дороговизна этих методов, а также требование оперативности, которое предъявляется крупнейшим социологическим службам. Судя по всему, синтез двух групп методов сегодня просто не выгоден исследователям.
Итак, изучение социального настроения с позиции социологического подхода требует дальнейшего развития, причем как в теоретическом плане, так и в области разработки методологии для конкретных социологических исследований.
1. Аронсон Э. Большая психологическая энциклопедия. Почему человек ведет себя так, а не иначе. Психологические законы человеческого поведения/Э.Аронсон, Т.Уилсон, Р.Эйкерт. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.¬558 с.
2. Артемов В. Конспект лекций по психологии. Харьков: Ураина-Пресс, 1953.¬119 с.
3. Куликов JI. В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика. СПб.: Питер, 2000. - с. 12-15 с.
4. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб.: Феникс, 2003. - 492 с.
5. Рубинштейн C.JT. Основы общей ПСИХОЛОГИИ. СПб: Издательство "Питер", 2006. - 540 с.
6. Осипов Г.В. Социологический энциклопедический словарь, м.: Изд-во НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2003. — 216 С.
7. Тощенко Ж.Т., Харченко СВ. Социальное настроение. М.: Academia, 1998.
8. Хасбулатова О. А., Егорова JI. С. Социальное самочувствие женщин и мужчин в средних городах России // Социологические исследования. 2002. 48-50 с.
9. Яценко И.Н. Социальное настроение и социальное самочувствие населения малого северного города: социологический анализ. Тамбов: ТГУ, 2004- 164 с.
Источники
1. Белановский С.А. Глубокие интервью. (15.04.2013).
2. Вундт В. Проблемы психологии народов (4.05.2013).
3. Ольшанский Д. Психология масс. (4.04.2013).
4. Сигеле С. Преступная толпа (20.04.2013).
5. Чижевский A.JI. Земля в объятиях Солнца. (7.05.2013)
6. Как ОккупайАбай рисовал российское общество. Последнее
исследование в лагере. (19.05.2013).
7. Петрова Л.Е. Социальное самочувствие молодежи. (20.04.2013).
8. Психологический словарь (11.05.2013).
9. Каргаполова Е.В. Социальное самочувствие наеления: региональный аспект, (8.05.2013).
10. Индикаторы социального настроения. (6.05.2013).
11. Чего россияне ожидают от 2013 года? (22.04.2013).
12. Индексы социального самочувствия (1.05.2013).
И.Шуметов В.Г., Лясковская О.В. Методология анализа динамики факторной структуры социального самочувствия населения по данным социологических исследований // (14.05.2013).