Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Политическая активность и электоральное поведение студентов (на примере Казанского федерального университета)

Работа №87325

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы78
Год сдачи2012
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
174
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Раздел 1 Теоретико-методологические основы изучения политического поведения: политическая культура, политическая активность,
электоральное поведение 8
Раздел 2 Основные тенденции и показатели политической активности молодежи в современной России 20
Раздел 3 Социологическое исследование политической активности и электорального поведения студенческой молодежи (на примере Казанского Федерального Университета) 32
Заключение 48
Список литературы 54
Приложение

В настоящее время большое внимание уделяется вопросам и проблемам, связанным с молодежью. Это можно объяснить тем, что молодое поколение составляет около четверти населения страны. Кроме того, положение молодежи, ее установки и воззрения определяют будущее государства, ведь именно от этой группы через несколько лет будет зависеть развитие экономической, политической, социальной сфер жизнедеятельности, а также страны в целом. Современная молодежь в скором времени будет воспроизводить и передавать следующим поколениям ценности, в том числе и политические. Поэтому вопрос об уровне политической активности, культуры является очень важным.
Активное участие граждан в политической жизни страны - один из основных факторов развития государства, становления гражданского общества. К сожалению, сегодня можно наблюдать тенденцию к снижению политической активности, особенно среди молодого поколения. Данному вопросу посвящено множество исследований, которые подтверждают подобную степень политического участия: от низкой политической активности до абсентеизма. Проблема пассивной политической позиции российской молодежи на сегодня является одной из самых острых и актуальных.
Интенсивному развитию политической деятельности в настоящее время противоречит политическая активность молодежи, а также умением и желанием эффективно в ней участвовать. Речь идет не только о явке на избирательные участки, а об осознанном выборе и сознательном выборе и способности использовать выборы как инструмент защиты прав и интересов. Исследуя тенденции, показатели политической активности, степени вовлеченности в политическую жизнь, электорального поведения молодежи, мы изучаем и особенности молодежной избирательной культуры, определяем основные пути ее развития. Это позволяет сформировать ясное представление о молодежи как субъекте политики в современном российском обществе.
Однако одновременно с суждением о низкой политической активности существует противоположная точка зрения, которая говорит о росте интереса со стороны молодежи к политическим событиям, происходящим в стране. Речь идет о последних выборах в Государственную Думу и выборах президента РФ. Возросло протестное движение и активность в социальных сетях. Именно поэтому очень важно изучить, в какой степени активна молодежь сегодня.
Особую актуальность имеет изучение политической активности и электорального поведения студенческой молодежи, так как студенты считаются наиболее продвинутой группой среди молодого поколения. Именно среди студентов должно идти формирование лидеров, будущих деятелей, в том числе политических, от активности которых зависит будущее страны, а именно решение задач, стоящих перед государством.
Студенты пополняют квалифицированные кадры и интеллигенцию, они связаны между собой общей деятельностью, а значит, формируют определенную социально-профессиональную группу. Рассматривая студентов как субъект социально-политической активности, необходимо принять во внимание, что их статус является временным, а значит, студенческая молодежь не занимает самостоятельного места в системе производства. Если говорить о положении студенческой молодежи в обществе, а также трудностях, которые возникают в процессе социализации, в том числе и политической, то они зависят от уровня развития страны, социально-экономического, политического, включая культурные особенности и развития высшего образования.
Изучению проблем политической активности посвящено множество работ как зарубежных, так и российских исследователей. Из зарубежных ученых особо можно выделить следующих авторов: JI. Милбрайт, Г.А. Алмонд, С.Верба. В работах большое внимание уделяется определению понятий, классификациям политического поведения и политической активности. Также большой интерес для написания курсовой работы представляют труды российских политологов. В трудах Д.В. Ольшанского, О.М. Карпенко, И.А. Ламанова, О.Г. Щениной, А.И. Ковлер3 представлены определения, характеристики и классификация типов политической активности. В учебниках А.В. Миронова, Г.А. Цыганкова4, Ю.В. Ирхина, В.Д. Зотова, Л.В Зотовой, Т.Н. Алисовой, З.Т. Голенковой, В.Н. Иванова очень хорошо представлены основные теории политического поведения, культуры, активности и участия. Кроме того, отдельно стоит отметить исследования, посвященные проблеме политической активности российской молодежи. Большой вклад в изучение данной проблемы внесли такие организации как ФОМ и ВЦИОМ.
Также очень важны исследования, М. Фроловой, М.М. Акулич, посвященные электоральному поведению молодежи.
Объектом изучения дипломной работы является студенческая молодежь. Предмет изучения - политическая активность студенческой молодежи.
Целью работы стал анализ характера и особенностей политической активности и электорального поведения студенческой молодежи. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи:
1. Охарактеризовать основные теоретико-методологические подходы к исследованию категории политической активности;
2. Определить особенности и тенденции политической активности студенческой молодежи на примере социологических исследований;
3. Провести исследование политической активности студентов КФУ, определить их отношение к выборам как к одной из необходимых демократических процедур;
В соответствии с поставленными целью и задачами работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы.
В первом разделе даны определения понятиям «политическая активность», «политическое поведение», «политическая культура», «электоральное поведение», указана взаимосвязь дефиниций. Также раскрыто содержание основных подходов теории политической активности. Кроме того, в разделе особое внимание уделено факторам, влияющим на участие индивида в политике, а также рассмотрены уровни политических ориентаций и классификация политического поведения и политического участия.
Второй раздел посвящен политической активности современной российской молодежи. Здесь представлен анализ результатов различных исследований, уделяющих внимание данной проблеме, а также выделены тенденции участия студенческой молодежи в политической жизни страны. В качестве основных работ для анализа были взяты как статистические данные известных социологических центров (ФОМ, ВЦИОМ), так и региональные исследования политической активности и электорального поведения студентов (г. Тюмень, г. Кемерово)
Третий раздел представляет собой описание результатов проведенного автором дипломной работы социологического исследования, посвященного изучению политической активности студентов Казанского Федерального Университета. К анализу представлены данные социологического опроса, в ходе которого было опрошено 360 студентов дневного отделения КФУ.
В заключении представлены основные выводы, к которым мы пришли в результате проведенного исследования и изучения имеющейся литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе написания курсовой работы были выполнены цель и задачи, поставленные в начале исследования. Для анализа характера и особенностей политической активности и электорального поведения российской молодежи в первом разделе были охарактеризованы основные теоретико-методологические подходы к исследованию категории политической активности. Общественно-политическую активность следует рассматривать как комплексный феномен, предполагающий анализ основных ресурсов, факторов, влияющих на нее, культурных установок, мотивов личности, форм включения институциональных зависит от технологий ее активизации1. Основными категориями для рассмотрения понятия политической активности являются «политическое поведение», «политическое участие», «политическая культура», «электоральное поведение», которые тесно связаны между собой. Рассмотрением данных дефиниций занимались как российские, так и зарубежные исследователи. Глубокое рассмотрение данного вопроса позволило ученым выделить модели, классификации политического участия, политической активности и электорального поведения, которые очень важны для анализа различных исследований посвященных участию граждан в политической жизни
Во втором разделе, в соответствии с одной из задач, определены особенности и тенденции политической активности студенческой молодежи на примере социологических исследований ВЦИОМ, ФОМ, а также региональных опросов. Проведенные исследования важны с точки зрения понимания политической ситуации в молодежной среде и прогнозирования электорального поведения. Они показали, что многие аспекты электорального поведения молодежи не вполне соответствуют сложившимся стереотипам. В частности, результаты исследования в г. Тюмени опровергли тезис об абсолютной политической пассивности молодежи и их преимущественно негативному отношению к выборам. Однако, что касается общероссийских исследований, то политическая активность здесь немного ниже. Политика, безусловно, не является приоритетной сферой интересов сегодняшней молодежи. Интерес молодежи к политике в целом и к избирательному процессу в частности обусловлен в основном получением информации.
Если сравнить результаты исследований политической активности молодежи с показателями населения в целом, то молодежь реже участвует в политических мероприятиях, в том числе и в выборах, чем взрослое поколение. Однако, в то же время, Исследования показали, что отношение молодежи к выборам нельзя назвать строго отрицательным или же безразличным. Для большинства студентов характерно понимание важности выборов как демократической процедуры. Рассмотрев исследования разных лет, выраженную динамику политической активности молодежи проследить сложно. Можно отметить, что наряду с устойчивыми показателями протестной активности молодого поколения в целом, наблюдаются явления, позволяющие говорить о формировании очагов молодежного радикализма.
Кроме того, было проведено исследование политической активности и электорального поведения студентов КФУ, в том числе рассмотрено их отношение к выборам как к одной из необходимых демократических процедур.
Исследование показало такие аспекты политической активности молодежи как интерес к политике, политическим событиям, мнение студентов об аполитичности современной молодежи, протестный потенциал молодежи, отношение к выборам, оценка их эффективности, электоральный опыт, избирательные планы и мотивы электорального поведения.
В целом, по итогам исследования можно сделать вывод о том, что студенты, в основном, интересуются политикой от случая к случаю, юноши проявляют больший интерес, чем девушки, аналогично положение студентов гуманитарных направлений по сравнению с естественнонаучными и физико- математическими. При этом обсуждают политические события со сверстниками большинство опрошенных. Также многие признают тенденцию аполитичности среди молодежи и предлагают возможные пути и преодоления сложившейся ситуации, главные из которых - это повышение политической культуры путем пропаганды политического участия в СМИ, введения специальных занятий в университетах, создание кружков, проведение специальных акций и мероприятий.
Участие в массовых выступлениях против падения уровня жизни, в защиту своих прав считают для себя возможным меньше четверти респондентов, среди которых в основном юноши, которые,-кстати, чаще, чем девушки, согласны на не конвенциональные виды действий. Студенты гуманитарных и социальных специальностей также в большей степени согласны встать на защиту своих прав, причем, в основном в рамках закона, в отличие от студентов-физиков.
Самым эффективным способом защиты интересов молодежи было признано участие в массовых акциях протеста, наименее эффективным - создание общественно-политических партий и организаций. Стоит отметить, что участие в выборах как действенный способ защиты интересов признала только половина респондентов.
Очень интересно то, что представляют собой выборы, по мнению молодежи. Лидирующую позицию занимает точка зрения, что выборы - это политический спектакль с заранее предрешенным исходом. Чуть меньше студентов видят в них форму участия граждан в политической жизни общества. Лишь некоторые считают, что участие в выборах представляет собой способ выражения и защиты людьми своих интересов. Однако, несмотря на такое распределение мнений, необходимость выборов признаются большинством опрошенных студентов.
Что касается электорального опыта, то в выборах президента России, а также депутатов Государственной Думы России принимало участие чуть меньше половины опрошенных студентов. Участие в выборах Казанской городской Думы ниже в два раза. Однако что касается выборов президента 4 марта 2012 года, то голосовало почти две трети респондентов. В основном респонденты, которые не явились на выборы, не верят в «честные выборы» или проживали на другой территории, чуть меньше респондентов считали, что их голос ничего бы не решил. Также четверти не голосовавших студентов на момент выборов не было 18 лет. Возможно, именно поэтому данные опроса показали низкий процент электоральной активности. Основной причиной участия в выборах является желание реализовать свой гражданский долг. Среди тех, кто не голосовал, многие не верят в честные выборы. Стоит отметить, что степень доверия избирательным комиссиям очень низкая. Можно проследить логическую связь между доверием и вероятностью участия в выборах.
Электоральные планы студентов показывают, что больше половины респондентов пойдет на следующие выборы.
В целом, позицию опрошенных студентов нельзя назвать пассивной. Теоретически молодые люди заинтересованы в повышении политической культуры, политической активности. Зачастую пассивное политическое, электоральное поведение говорит не столько о безразличном отношении, сколько о неудовлетворенности молодежью некоторыми аспектами политической жизни, в том числе институтом выборов.
Что касается гипотез, выдвинутых в программе исследовании, то первая («студенты Казанского университета обеспокоены политической обстановкой в стране и в мире, они проявляют интерес и активность по отношению к сфере жизни, связанной с политикой») подтвердилась частично. Политическая активность студентов КФУ находится на среднем уровне, назвать молодежь активной нельзя, но и пассивной тоже. Если учесть все факторы, которые определяют степень вовлеченности студентов (интерес к политике, электоральная активность, протестный потенциал и т.д.) КФУ, то позицию студенчества можно скорее назвать наблюдательной.
Вторая гипотеза (Студенты гуманитарных и социальных специальностей больше интересуются политикой и активнее участвуют в политической жизни, чем студенты других направлений.) и третья (Молодые люди проявляют большую политическую активность, чем девушки) подтвердились. Студенты гуманитарных и социальных направлений больше вовлечены в политическую деятельность, чем студенты других направлений по всем параметрам. Юноши, в большей степени, чем девушки, интересуются и участвуют в политической жизни.
Вопрос о мерах по повышению политической активности молодежи является важным. Несомненно, первоочередные меры должны быть направлены, прежде всего, на правовое сознание молодых людей: низкий уровень электоральной активности этой части населения показывает низкий уровень их правовой культуры, поэтому его необходимо кардинально и качественно повышать.
Повышение общей культуры и воспитание вообще происходит при помощи восприятия информации извне, таким же образом происходит повышение и правовой культуры. Чтобы не сложилось искаженного представления, обучением и воспитанием должны заниматься профессионалы. Для этого необходимо создавать всевозможные юношеские организации, клубы, где рассказывать их участникам - о политической системе, системе выборов, проводить встречи с членами избирательных комиссий, политическими лидерами и другими людьми, которые непосредственно связаны с избирательным процессом.
Известно, что основную и ведущую роль в воспитании детей и подростков играют семья и школа. Именно поэтому признается необходимость проведения мероприятий, повышающих правовое воспитание родителей. Так, отвечал на вопрос о причинах, побудивших молодых людей прийти на избирательный участок и проголосовать, главным фактором респонденты назвали «участие в выборах по примеру родителей» (85% голосов респондентов), т. е. важным фактором политической социализации молодежи является пример родителей. Если старшее поколение участвует в политической жизни страны, то существует большая вероятность того, что и их дети тоже будут проявлять активную гражданскую позицию и будут участвовать в выборах.
Несомненно, важным институтом политической социализации является высшая школа. По сравнению с прошлым, в Российской Федерации ситуация такова, что студенческое движение в наши дни оказывает значительное влияние на политическую жизнь страны. Нельзя не учитывать того обстоятельства, что в настоящее время идет процесс изменения социальной структуры студенчества, что серьезно отражается и на политическом поведении молодого поколения.
Несомненно, приоритетом для государства должна быть молодежь. Повышение электоральной активности молодежи зависит от того, насколько быстро государство сумеет преодолеть сложившееся в молодежной среде отчуждение от властных и социальных институтов, сумеет создать реальные условия для активного включения молодежи в созидательный процесс реформирования во всех сферах общественной жизни страны. Задача должна состоять в том, чтобы не потерять то поколение российской молодежи, которое частично или полностью сформировалось в своем личностном потенциале.



1. Акулич М.М., Батырева М.В. Избирательный процесс и студенческая молодежь: по материалам социологического исследования // Вестник Тюменского государственного университета. 2009. - № 4. - С. 72-79
2. Алисова JI.H и .др. Политическая социология / J1.H. Алисова, З.Т. Голенкова, В.Н. Иванов. - М.: Мысль, 2000. - 377 с.
3. Алмонд Г, Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Политические исследования. - 1992. - № 4. - С. 122-134
4. Баталов, Э. Советская политическая культура (к исследованию распадающейся парадигмы) // Общественные науки и современность. - 1994,-№6.-С 60-70.
5. Бурлацкий Ф. М., Галкин А. А. Современный Левиафан. Очерки политической социологии капитализма. - М.: Политиздат, 1985 - 384 с.
6. Гайфуллин А.Ю.*, Рыбалко Н.В. Диагностика развития политической
активности молодежи // Вестник ВЭГУ. - № 6 (56). - 2011. - С. 21 -25.
7. Зарубежная политология: Словарь-справочник. / Под ред. А.В.
Миронова, Г.А. Цыганкова. — М.: Независимый открытый университет, 1998.-С. 239-241.
8. Захаров, С. Н. Политическое участие молодежи в условиях модернизации российского общества: Дис... канд. полит, наук. — М., 2001.- 165 с.
9. Ирхин Ю.В., и Др. Политология: Учебник / Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов, Л.В. Зотова. - М.: Юристъ, 2002. - 511 с.
10. Исследовательская группа ЦИРКОН, Социально-политическая
активность молодежи. Режим доступа:
свободный (25.03.2012)
11 .Карпенко О.М., Ламанов И.А. Молодёжь в современном политическом процессе в России. М.: Изд-во СГУ, 2006. - 361 с.
12.Кертман, Г. Политический потенциал и политическая активность молодежи
Режим доступа:
http://bd.fom.ru/report/cat/socium/soc gr/molodezh/ofD52101/printable/,свободный (15.02.2011). И.Ковлер А И., Смирнов В.А. Демократия и участие и политике. Критические очерки истории и теории. М: Экономика, 1986. - 192 с.
14. Конычев, Д.В. Политическое участие (на примере российского регионального политического процесса). Дис... канд. полит. Наук. - Саратов. 200. - 181 с.
15. Липсет, С. Политический человек. Социальные основы политики. М: Книжный дом «Университет»., 1998. - С. 47 - 48.
16. Малетин, С.С. Политическая культура. Режим доступа: http://www.sibupk.nsk. su/Public/Chairs/c history/Polit/Politl/t8.htm,свободный (05.02.2011).
17. Мелешкина, ЕЛО. Политическое поведение. Режим доступа свободный (03.02.2011).
18. Молодежь и политика. Режим доступа:
http://wciom.ru/index.php?id=268&uid=9047,свободный (21.02.2011).
19. Назаров, М.М. Политический протест: опыт эмпирического анализа // Социс. - 1995. - № 1. - с. 47-59
20. Неустроев И. Г. Воспитание политической активности и правовой культуры в молодежной среде современной России. - М.: Мысль, 2005
21.Общая и прикладная политология: Учебное пособие. / Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова. - М.: Союз, 1997. - 992 с.
22.Ольшанский Д.В. Политико-психологический словарь. М.: Деловая книга, 2002. - 576 с.
23. Политическая культура и политическое участие. - Режим доступа: http://www.old.kspu.ru/ffec/polit/pl4.html,свободный (05.02.2011).
24. Сысоева, Н.А. и др. Электоральное поведение: Американские теории и российская практика / Н.А. Сысоева, А.В. Новокрещёнов, А.З. Фахрутдинова. - Красноярск: Бахрах, 2001. - 258 с.
25. Типология политического участия, политический протест, абсентеизм. Режим
доступа: http://kulturoznanie.ru/politology/tipologiya-
politicheskogo-uchastiya-politicheskij-protest-absenteizm, свободный
(03.02.2011).
26. Фролова, М.И. К вопросу об электоральном поведении молодежи //
Вологдинские чтения. 2001. - № 21. - С. 19-20.
27. Хантингтон, С. Политический порядок в меняющихся обществах. — М.:
Прогресс-Традиция, 2004. — 480 с.
28.Чирун, С.Н. Политическая активность и политическое участие молодёжи:
проблемы и возможности // Вестник Томского
государственного университета. 2010. - № 332 - С. 50 - 54.
29. Шестопал, Е. Б. Психологический профиль российской политики 1990- х. - М.:
РОССПЭН, 2000. - 431 с.
30. Щенина О.Г. Формы участия молодёжи в политическом процессе современной
России: Дис. ... канд. полит, наук. М., 2005.
31 .Электоральное участие Режим доступа: http://www.lomonosov-
fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0126699:article, свободный.(04.02.2011)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ