Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности религиозной социализации и социальных установок шакирдов Российского исламского университета (г. Казань)

Работа №87288

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы72
Год сдачи2012
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
164
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Раздел 1. Социологическое изучение религиозности, религиозной идентичности и религиозного поведения (традиционные и постмодерные интерпретации) 7
Раздел 2. Религиозное поведение и социальные установки шакирдов РИУ (сравнение традиционных и постмодерных тенденций). 25
Заключение. 64
Приложения. 72
Список использованной литературы.

В течение нескольких последних десятилетий в мире наблюдается возрождение религиозности и увеличением роли религии, а социологи говорят о «религиозном ренессансе», «религиозном возрождении» и «десекуляризации». Еще нет четкого однозначного толкования этих понятий, но очевидно, что изучение религиозности и ее составляющих сегодня требует нового подхода, так как существует расхождение между меняющейся социальной реальностью и устоявшейся «классической» интерпретацией религиозности.
Наблюдается рост уровня религиозности среди молодежи. Религиозность молодежи формируется различными путями. Традиционный вариант - религиозное воспитание в семье, в условиях первичной социализации, когда ребенок получает религиозные знания и усваивает навыки выполнения религиозных предписаний от родителей. Однако все большее распространение получает вторичная религиозная социализация с помощью таких агентов, как СМИ, мечеть, исламские образовательные учреждения, круг друзей (т.е. агенты вне семьи). Во втором случае опыт, полученный в процессе вторичной религиозной социализации, накладывается на знания, ценностные ориентации и установки, которые были сформированы в условиях первичной социализации, которая не являлась религиозной. В связи с этим необходимо выяснить различия характеристик шакирдов, религиозность которых сложилась в условиях первичной и вторичной социализации.
Необходимо выяснить также профессиональные установки шакирдов: то, как они собираются реализовать себя в современном обществе, на рынке труда, где гуманитарные профессии востребованы в узких сферах социальной жизни.
Степень разработанности. Основоположниками социологии религии были такие классики, как М. Вебер и Э. Дюркгейм.
Э. Дюркгейм [5], Б. Малиновский [15], А.Р. Редклиф-Браун заложили основы функционального подхода; религия с этой точки зрения представляет с собой социальный институт, удовлетворяющий определенные социальные потребности. Значительный вклад в социологию религии внесла веберовская школа. М. Вебер [3] рассматривал субъективный аспект религии, те смыслы, ценностные ориентации и нормы, которые содержит та или иная религиозная система. В соответствии с данной установкой М. Вебером, а затем Э. Трельчем, была построена типология религий и социальных форм организации религии. Важную роль в обосновании социальной природы религии внес К. Маркс. Он отожествлял религию с идеологией определенных социальных групп, классов и их социально-экономических интересов. В рамках сравнительнотипологического направления (И. Вах и Г. Меншинг) были рассмотрены такие вопросы, как роль религии в интеграции и дезинтеграции общества, типы отношения религии к различным светским институтам в зависимости от господствующих социально-психологических установок той или иной религии. Проблемой секуляризации и десекуляризации в модерном обществе анализировали представители феноменологической школы - П. Бергер и Т. Лукман[7].
Проблема отношений между различными конфессиями в современном обществе (прежде всего российском) разрабатывается в работах таких исследователей, как А. Крымин, Г. Энгельгардт [9], 3. Абдул агатов, И. Кузнецова, Т. Чемикосова и др.
Процесс конфессиональной социализации и ценностные ориентации мусульманской молодежи РТ были исследованы Г. Гариповым [12], Р. Нугаевым[26], J1. Сагитовой[31], Г. Гузельбаевой[11]. Типы религиозности (на основе изучения религиозности татарской молодежи) были выявлены в работах Е. Хаджаевой и Е. Шумиловой[34].
Особенности религиозности в эпоху постмодерна были изучены П. Бергером, Ч. Блоком, Б. Дубиным, С. Лебедевым, Г. Гузельбаевой и др.[6], [11], [18].
Эмпирических исследований религиозности, в которых проверялись бы положения нового подхода к религиозности крайне мало.
Поэтому мы решили социологическими методами изучить и попытаться зафиксировать новые тенденции вероятных носителей постмодерном религиозности - исламскую молодежь, причем наиболее глубоко верующую ее часть - учащихся высшего исламского учебного заведения.
Объект - шакирды, обучающиеся в Российском Исламском Университете г. Казани. Предмет - религиозная идентичность и религиозное поведение шакирдов РИУ.
Цель - выявление установок, мнений и особенностей религиозной социализации шакирдов РИУ г. Казань Задачи:
1) определить основные социологические подходы к изучению религии;
2) определить понятия религиозная социализация, религиозное сознание, религиозная идентичность, религиозное поведение, профессиональная установка;
3) выяснить социальное происхождение шакирдов, обучающихся в РИУ;
4) выявить разницу во мнениях и установках шакирдов, у которых религиозность сложилась в процессе первичной социализации, и шакирдов, пришедших в ислам в процессе вторичной социализации;
5) выяснить профессиональные установки шакирдов обучающихся в РИУ;
6) определить особенности первичной и вторичной социализации шакирдов.
Нами было выдвинуто три гипотезы:

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Религиозность представляет собой субъективный аспект религии, ее проявление в сознании и поведении индивида.
Степень и характер религиозности формирует типологию верующих в соответствии с критериями религиозного сознания, религиозного поведения, роли в религиозной группе, активности в распространении религиозных взглядов, места религиозной ориентации в структуре ценностных ориентаций индивида.
Религиозная социализация - это процесс освоения индивидом догматов, норм, правил, ценностей конкретной религиозной общности, формирование на этой основе собственной духовной культуры и способности реализовать себя в качестве члена религиозной общины.
Социальная установка — это субъективное отношение человека к некоторому социальному объекту, обусловливающее определенные способы его поведения. Различаются два вида установок: общая и дифференцированная. Общая установка возникает в отношении больших классов явлений, дифференцированная - по отношению к отдельным объектам. Разновидность социальной установки - профессиональная установка.
Профессиональные установки - система ориентаций субъекта профессионального развития на социальные требования по присвоению профессиональной деятельности, психологическая готовность к решению задача вхождения в мир профессий.
В данном исследовании мы изучаем установки шакирдов на брак с представителями своей или другой конфессии, на общение с людьми другой веры или неверующими, на принятие неофитов и людей, сменивших ислам на другую религию, на работу по полученной в РИУ специальности (в том числе имамом), на получение дополнительного светского образования, на изучение языков и пр.
Нами был проведено эмпирическое социологическое исследование методом количественного опроса учащихся Российского исламского университета (РИУ), г. Казани с целью изучить особенности их религиозности. Выборка составила 118 чел. (генеральная совокупность - 180 чел.) Анкета состояла из 54 вопросов (см. Приложение)
В социологическом смысле религиозность измеряется через такие показатели как вера в Бога, приверженность определенной религии, принятие ее доктрин, принятие и исполнение религиозных предписаний и пр.
«Классический» подход предполагает, что религиозный человек помимо того, что верит в Бога, обязательно принадлежит к определенной конфессии, молится, ходит в храм, совершает и/или участвует в религиозных обрядах/ таинствах/ ритуалах, читает духовную литературу, является членом религиозной общины, ведет определенный образ жизни, придерживается определенного комплекса взглядов.
Новая концепция изучения религиозности не предполагает отказа от классических показателей - внешние проявления остаются значимыми признаками религиозного поведения (молитвы, посещение храма, поклонение святыням, обряды, знание основ вероучения, соблюдение поста и пр.). Однако эти показатели и индикаторы перестают играть определяющую роль в понимании религиозности. Акцент смещается с внешних проявлений на внутреннюю направленность сознания.
Религиозность в период после модерна (постмодерна) обязательно включает в себя рефлексивный момент. Обычные признаки религиозности не являются постоянной величиной, потому что они усвоены не в процессе первичной социализации, а вторичной, и следовательно, процесс их усвоения и интернализации (опривычивания) может растягиваться на долгие годы, при том что нет понятия о норме, нет обязательного для всех индивидов перечня признаков религиозности. Кроме того, традиционные показатели ничего не говорят о мотивации человека в его обращении к вере и религии, о ее силе и качественных характеристиках. Основной критерий религиозности - внутренняя установка, вера, религиозная направленность сознания.
Религиозность в эпоху постмодерна характеризуется обретением религиозности или углублением в вере в результате вторичной социализации, на базе собственных размышлений, рефлексии над вероучениями, сопоставлением религиозных канонов различных конфессий и религий, меньшим соотнесением различных индикаторов религиозности друг с другом.
В данном исследовании традиционная религиозность на эмпирическом уровне определяется прежде всего через приобщение к религии в результате первичной социализации в семье, в то время как постмодерная - в результате вторичной социализация, через обращение ко внешним источникам получения информации в раннем возрасте, продолжающееся выяснение вопросов веры и религии, анализ и рефлексия на тему религии.
Шакирды, обучающиеся в РИУ, представляют наиболее религиозный слой мусульманской молодежи в РТ; религия в их жизни имеет гораздо большее значение, чем для остальных мусульман. Они получают высшее исламское образование и специальность, связанную с религией, около трети из них намереваются стать имамами, они соблюдают предписания ислама (совершают 5-кратный намаз, посещают мечеть, изучают арабский язык и Коран, держат пост и пр.).
По вопросу «Считали ли вы себя верующим, кода вам было 10 лет?» и ряду других вопросов, шакирды условно были разделены на две группы: 1) шакирды, которые обрели религиозность в процессе первичной социализации
2) шакирды, которые обрели религиозность в процессе вторичной социализации (основа такого деления - пример опросов международной службы World Values Survey).
По данным нашего исследования, шакирды первой группы являются носителями многих черт, которые можно отнести к традиционной религиозности. В то время как шакирды второй группы по преимуществу проявляют черты религиозности, которые уверенно можно назвать постмодерной.
Первая гипотеза получила подтверждение. Доля лиц с первичной социализацией среди шакирдов выше, чем среди молодых мусульман Республики Татарстан (55% против 30% соответственно).
При этом, несмотря на то, что они обрели религиозность в результате семейного воспитания, их религиозную социализацию отличают некоторые признаки, характерные для постмодерной религиозности: более 18% шакирдов научились читать намаз не в семье, а самостоятельно, в мечети, медресе или у друзей, у более 40% шакирдов родители не являются соблюдающими мусульманами (выполняют религиозные предписания лишь частично), более 28% шакирдов обрели религиозную веру не только благодаря семейному воспитанию, но и благодаря обучению в медресе, мечети, друзьям, а также самостоятельно пришли к вере.
Вторая гипотеза также подтвердилась - доля шакирдов, религиозность которых сформировалась в условиях вторичной социализации, значительна (и составляет 45%).
Подавляющее большинство шакирдов придерживаются мнения, что современный человек имеет право личного выбора религии и веры (несмотря на тот факт, религиозность большинства из них была сформирована в детстве, родителями). Таким образом, данные свидетельствуют о том, что для значительной части шакирдов приход в ислам и углубление в вере преимущественно осуществляется на основе самостоятельных религиозных поисков, выбора, рефлексии над вероучением, а не под давлением социального окружения.
С учетом того, что приведенные выше гипотезы получили подтверждение, можно утверждать, что характер религиозности шакирдов в большей мере соответствует тому типу религиозности, которое характерно для общества постмодерна. Вторичная религиозная социализация предполагает формирование религиозности в институциональных условиях, углубление в вере с помощью посещения мечети, обучения в религиозных учебных заведениях, чтения религиозной литературы, посещения религиозных сайтов. Религиозные организации, сообщества формируют социальные группы приверженцев какой-либо конфессии или религии, между членами которых в дальнейшем устанавливаются неформальные, дружеские отношения, и общение в этих группах также является составляющей вторичной религиозной социализации. Однако и те индивиды, у которых основы религиозности сложилась в первичной социализации, совершенствуют ее также вне семьи, в религиозных организациях и учреждениях, и дальнейшее углубление в вере определяется их собственными религиозными потребностями. Все это отличается от складывания религиозности в традиционном обществе, где в качестве субъектов религиозной социализации выступают члены семьи, религия тесно вплетена в этнокультурные традиции, а религиозная принадлежность передается от родителей к детям и предписывается социальным окружением. При этом религиозное вероучение принимается некритически, элементы рефлексии, анализа религии не поощряются, а напротив, осуждаются.
Третья гипотеза подтвердилась частично. Результаты исследования показывают, что формирование религиозной идентичности в результате первичной социализации или вторичной социализации действительно влияет на мнения и установки шакирдов в отношении межконфессиональных браков, отношении к представителям других этнических и религиозных групп, в отношении неверующих.
Шакирды со значительными чертами традиционной религиозности высказывают меньшую терпимость к представителям других религий и неверующим.
По сравнению с шакирдами первичной социализации, среди шакирдов вторичной социализации, больше тех, кто относится к межконфессиональным бракам положительно и кто допускает возможность заключения брака с приверженцем другой конфессии.
Различия в установках в отношении межконфессиональных браков, вероятно, связаны с тем, что среди шакирдов, религиозность которых сформировалась в условиях вторичной социализации, в большей мере распространено мнение, что приход в новую религию супруга/супруги, приобщению его/ее к религиозному образу жизни являются возможными.
Среди шакирдов с большими чертами традиционной религиозности выше доля тех, кто относится нетерпимо к представителям других религий.
Среди шакирдов первой группы в большей степени выражена дистанция по отношению к неверующим. Так, среди них больше тех, кто относится негативно к перспективе заключения брака с неверующим/неверующей. Такое различие можно обосновать тем, что семьи, из которых происходят шакирды, обретшие религиозность в условиях первичной социализации, характеризует более высокая степень религиозности, и родители или другие члены семей предъявляют более строгие требования относительно религиозности будущего супруга/супруги их детей.
Большинство шакирдов являются татарами по этнической принадлежности, около одной четверти (24,2%) - таджики, узбеки, киргизы и башкиры (этнические группы, традиционно исповедующие ислам), незначительную долю составляют руссие и украинцы.
Этнический состав первой и второй групп шакирдов несколько различается. Среди шакирдов, обретших религиозность в условиях первичной социализации, значительна доля выходцев выходцев из Средней Азии (35%). Практически все выходцы из Средней Азии - носители преимущественно традиционной религиозности. Вероятно, это связано с тем, что в обществах среднеазиатских государств устойчиво воспроизводятся традиции передачи религиозности из поколения в поколение, там более живучи традиции и традиционные модели поведения.
Среди шакирдов со вторичной социализацией выше доля татар, и присутствуют русские и украинцы - неофиты (последнее особо отчетливо говорит об осмыслении вопросов веры и религии и необязательном следовании традиционной для семьи религии).
У большинства шакирдов родители имеют средне-профессиональное образование, чуть ниже доля шакирдов, родители которых имеют высшее образование.
Если у большинства шакирдов, обретших религиозность в результате первичной социализации, родители имеют средне-профессиональное образование, то у большинства шакирдов, обретших религиозность в результате вторичной социализации, родители имеют высшее образование (что логично и ожидаемо - согласно данным социологов, люди с высшим образованием имеют тенденцию в большей степени разделять модерные (и как следствие постмодерные) ценности, а люди со средним образованием - традиционные).
В качестве наиболее распространенных причин поступления в РИУ выступили потребность в совершенствовании религиозных знаний и выполнении религиозных предписаний. Менее распространена такая причина как необходимость изучения арабского языка. Незначительна доля шакирдов, которые поступили в исламское учебное заведение, повинуясь воле родителей и для укрепления веры. Стоимость обучения в данном учебном заведении для абсолютного большинства шакирдов не имела значение.
Таким образом, доминирующей причиной поступления в РИУ являлась необходимость удовлетворения религиозных потребностей, что невозможно в условиях светских учебных заведений, и религиозные интересы преобладали над финансовыми интересами, соображениями выгоды обучения в РИУ (мотив материальной выгоды присутствует лишь у небольшой доли шакирдов).
Таким образом, результаты исследования по ряду пунктов показали, что среди шакирдов в целом имеет место постмодерная религиозность.
Преобладание традиционной или постмодерной религиозности влияет на мнения и социальные установки шакирдов в отношении межконфессиональных браков, отношении к представителям других этнических и религиозных групп, в отношении неверующих, а также лиц, которые «изменяют» исламу и переходят в другую религии. Но, наряду с этим, шакирды, условно обозначенные нами как носители значительных компонентов традиционной религиозности, признают право человека на личный выбор веры и религии! (всё-таки даже в случае с самой религиозной группой исламской молодежи мы сталкиваемся с элементами постмодерной религиозности!).
Итак, даже когда мы имеем дело с самой религиозной и глубоко верующей группой исламской молодежи, все равно сталкиваемся с проявлениями религиозности, которая характерна для общества постмодерна (т. е. есть тенденция обретения религиозности на основе самостоятельных религиозных поисков, собственного выбора, рефлексии над вероучением, а не под давлением ближайшего (внутрисемейного и внутриобщинного) социального окружения).



1 .Абдулагатов З.М. Ислам в массовом сознании дагестанцев. - Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, 2008. - 204 с.
2. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический Словарь. 2-е изд., перераб. и доп.
/ Пер. с англ. И.Г. Ясавеева под ред. С.А.Ерофеева. - М.: Экономика, 2004. - 620 с.
3. Атеизм // Большая советская энциклопедия — 2001 г.
4. Андреева JI. А. , Андреева JT. К. Религиозность студенческой молодежи. Опыт сопоставления с религиозностью россиян // Социологические исследования. - 2010. № 9. С. 95-98.
5. Батай Ж. Теория религии / Ж. Батай. - Минск: Современная литература, 2000. - 344с.
6. Бергер П. Религиозный опыт и традиция // Социологические исследования. - 2010. - С. 123-136.
7. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. - М.: Academia-Центр, Медиум. 1995. - 323с.
8. Г аврилов Ю. А., Шевченко А. Г. Русское мусульманство:история формирования идентичности // Религия в самосознании народа (религиозный фактор в идентификационных процессах) / Отв.
ред. М.П. Мчедлов - М.: Институт социологии РАН, 2008. С. 159-201.
9. Гараджа, В. И. Социология религии. - М.: Аспект-Пресс, 1996. - 239 с. Ю.Гараджа, В. И. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии для вузов. Ч. 1-2 / В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. - М.: Наука, 1994.- 131 с.
11. Гузельбаева Г. Новое измерение религиозности в период позднего модерна (на примере татарской молодежи) // Pax Islamica. - М., 2012. - №1.
12. Гарипов Я. 3., Нурулина Р. В. Мусульманская молодежь Татарстана: конфессиональная социализация и ценностные ориентации // Социологические исследования. - 2011. № 8. С. 123-131.
13. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Социология религии. Реферативный журнал. - 1991. - №4.
14. Ислам в России: Взгляд из регионов / науч. ред. А.В. Малашенко. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 158 с.
15. История религий в России: Учебник / Под общ.ред. д.ист.н., проф. О.Ю.Васильевой, д.фил.н., проф. Н.А.Трофимчука,- Изд. 2-е, доп.- М.: РАГС, 2004 .- 690 с.
16. Кравченко А. И. Социология. Парадигмы через призмы
социологического воображения. - М.: МСК Экзамен, 2002. - 750с.
http://window.edu.ru/window catalog/files/r42257/t9.pdf.
17. Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения // Вопросы психологии. 1983, N 2.
18. Лебедев С.Д. Парадоксы религиозности в мире позднего модерна // Социологические исследования. - 2010. № 12. С. 85-94.
19. Лебедев С.Д. Религиозный ренессанс: к демифологизации понятия // Социологический журнал. - 2007. - №2. - С. 24-36.
20. Малиновский Б. Магия и религия // Хрестоматия по социологии религии. М., 1996.-С. 23-39.
21. Мидова 3. М. Формирование понятийно-категориального аппарата социологической концепции религиозности молодежи // Научно-методический и теоретический журнал «Социосфера», адрес доступа:http://sociosphera.ucoz.ru/publ/konferencii 2010/sovremennye tendencii razvitija otechestvennoj
sociologii/formirovanie ponjatiino kategorialnogo apparata sociologicheskoj koncepcii religioz nosti molodezhi/9-l-0-218>.
22. Мистика. Религия. Наука. Классика мирового религиоведения, Антология / Пер. С англ., нем.,фр. Сост. и общ. ред. А. Н. Красникова. - М.: Канон +, 1998. - 400 с.
23. Мухаметшин Р. М. Татарский ислам. В поисках новой идентичности // Татары и ислам в XX веке (Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана) / P.M.
Мухаметшин. - Казань: Фэн, 2003. - С.64-65.
24. Мчедлова М.М. Роль религии в современном обществ // Социологические исследования. - 2009. - №12. - С. 77-84.
25. Новости мира религий. Общество и религия. СМИ и литература.
htttp://www.religio.ru/relisoc/l99.html
26. Нугаев Р. Религиозные и этнические ценности в структуре массового сознания: опыт социологического исследования в Республике Татарстан // Религиозная идентичность в России. -2003. - С. 240-247.
27. Профессиональные Установки
28. Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII—XV веках. - М.: Издательство Ленинградского университета, 1966. - 298 с.
29. Религии мира. Новейший словарь/А. И. Богомолов,- Ростов н/Д.: Феникс,2005. - 667 с.
30. Религия и идентичность в России / Сист. и отв. ред. М.Т. Степанянц. - М.: Вост. лит., 2003. - 279 с.
31 .Религия как фактор этнической социализации // Современные этнокультурные процессы в молодежной среде РТ: Язык. Религия. Этничность / Я.3.Гарипов, Р.И.Зиннурова, К.М.Миннуллин, Р.Н.Мусина, Р.М.Мухаметшин, Л. В. Сагитова. - Казань: Школа, 2002.-С. 111-115.
32. Сиверцев М. А. Межрелигиозный диалог в эпоху глобализации // Человек. - 2002. - №9,- С.76-87.
33. Социальный аспект религиозной идентичности
34. Хаджаева E. А., Шумилова E. А. Типы религиозности татарской молодежи РТ: по материалам массовых опросов первой половины 2000-х годов/ Е.А. Ходжаева, Е.А. Шумилова // Этносоциологические исследования в РТ/ Сост .и ред. Р.Н. Мусина, Л.В. Сагитова. - Казань, 2008,- С.192- 198.
35. Энциклопедия Кругосвет
36. Яблоков И.Н. Основы теоретического религиоведения: учебное пособие. - М.: Космополис, 1994. - 224 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ