ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 6
1.1 Определение способностей 6
1.2 Организаторские способности и особенности коммуникативной
сферы 15
1.3 Психологическая характеристика студенческого возраста 29
Выводы по первой главе 32
ГЛАВА 2. ЭМПИРМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 34
2.1 Организация и проведение эмпирического исследования 34
2.2 Результаты исследования 35
Выводы по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
Список использованной литературы 48
Приложения
Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать.
Проблема развития коммуникативной сферы личности является одной из наиболее актуальных в современной психологии. В периоды интенсивного изменения экономической и политической жизни общества всегда обостряется интерес к проблеме главных движущих сил человеческой жизни, возможностям приспособления личности к окружающей ее социальной среде. В связи с этим, вопросы становления, развития и функционирования коммуникативной сферы человека напрямую связаны с проблемами общения, межличностного взаимодействия и профессиональных отношений.
К проблеме психодиагностики коммуникативных и организаторских способностей мы обратились по той причине, что формирование коммуникативной компетенции человека является актуальной проблемой в психологии, решение которой имеет важное значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
Актуальность темы обусловлена тем, что вопросы развития коммуникативной сферы личности являются чрезвычайно важными в системе профессиональной подготовки студентов. Именно в ходе этапа первичного «освоения» профессии, который приходится на время обучения в вузе, осуществляется процесс самоопределения молодого человека в жизни, формируются его жизненная и мировоззренческая позиции, осваиваются индивидуальные способы и приемы его деятельности, поведения и общения.
Необходимость изучения данной проблемы в системе профессионального образования продиктована рядом обстоятельств теоретического и практического характера. В условиях быстро обновляющейся жизни современного общества проектирование профессионального образования любого типа и уровня предполагает всестороннее знание начального этапа профессиональной коммуникативной культуры, закладывающейся в вузе. Успеваемость студентов является важным фактором обучаемости в ВУЗе.
Целью дипломной работы является выявление коммуникативных и организаторских способностей у студентов педагогического вуза.
Объектом исследования студенты ЕИ КФУ
Предмет исследования - коммуникативные и организаторские способности студентов педагогического ВУЗа.
Гипотеза исследования заключается в том, что существует взаимосвязь между коммуникативными и организаторскими способностями у студентов и целенаправленно организованная работа по развитию коммуникативно-организаторской сферы студентов в процессе обучения может оказать позитивное влияние на успеваемость студентов и совершенствование профессионально важных качеств будущего специалиста.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
- провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- выявить взаимосвязь между коммуникативными и организаторскими способностями студентов ВУЗа;
- провести эмпирическое исследование.
В ходе исследования использовались теоретический метод (анализ литературы по проблеме исследования), эмпирический метод (методика Федоришина Б.А. и Синявского В.В.).
В качестве объекта исследования выступили коммуникативные и организаторские способности студентов факультета татарской и сопоставительной филологии I и II курсов Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования материалов исследования в учебной деятельности студентов, а также в практической работе психологов.
Структура выпускной квалификационной работы включает: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложений. В работе имеются две таблицы и одна диаграмма. Список использованной литературы представлен 51 источником.
Способности - это совокупность таких свойств личности, которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней. По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности человека выступают как некоторая возможность.
Выделяют виды способностей по их направленности, или специализации (общие и специальные способности).
Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности.
Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т.п.
Обязательным условием полноценного развития общих способностей является постоянное решение разнообразных, достаточно сложных задач, а также систематическое наблюдение за тем, как решают подобные задачи другие, более способные люди.
Организаторские способности - это, во-первых, способности организовать коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу. Организаторские способности включают такие составляющие, как целеустремленность, гибкость, работоспособность.
Коммуникативная сфера, наряду с эмоционально-волевой, когнитивной, мотивационной сферами, участвует в становлении и развитии личности, регулирует ее отношение к себе и к окружающим. Являясь основополагающим фактором, управляющим системой межличностных отношений, коммуникативная сфера влияет на систему установок, ориентации, стереотипов и других диспозиций, через которые личность воспринимает и оценивает других людей.
Эмпирическое исследование было проведено на базе Елабужского филиала КФУ. В исследовании принимали участие студенты первого курса факультета психологии в возрасте 17-19 лет, в количестве 50 человек Для выявления коммуникативных и организаторских склонностей была использована методика Федоришина Б.А. и Синявского В.В. и методика тестирования. Эти методика предназначена для выявления коммуникативных и организаторских склонностей личности.
Коммуникативные и организаторские способности студентов первого и второго курсов факультета татарской и сопоставительной филологии соответствуют высокому уровню. После обработки данных по методике, выявляющую коммуникативные и организаторские склонности, нами было выявлено, что испытуемых, получивших оценку 5, 36 человек, что составляет 70%.
Результаты по методике тестирования было выявлено коммуникативные и организаторские способностей. Результаты данной методики, показывают, что у большинства средний уровень КОС, это означает, что студенты видят группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее «полезности» для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации.
Результаты по методике «Тест коммуникативных умений». По данному тесту, большинство студентов, получили 50%. Это говорит о среднем уровнем сформированности коммуникативных качеств. У студентов, получивших менее 40%, самооценка заниженная, неустойчивая, выраженная ориентировка на мнение значимых других. То есть можно сказать, что внутренний конфликт ведет к трудностям в общении, взаимодействии и проявлении социальных чувств к окружающим.
Итак, по проведенному исследованию можно сделать общий вывод, что для неуспешных студентов, характерна некоторая внутренняя неуверенность, робость, которые ведут к трудностям в общении. Для таких студентов характерен подчиненный тип отношений со сверстниками, что в конечном итоге отражается на их групповом статусе.
1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб., 2001. - 688 с.
2. Айнштейн В. Преподаватель и студент: практика общения: Учебное пособие / В. Айнштейн // Высшее образование в России. 2008. - №2. - с. 51-57.
3. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2006.- 376 с.
4. Белкин А.С. Ситуация успеха: как ее создать: Учебное пособие / А.С. Белкин. - М.: Просвещение, 2011.- 176 с.
5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии: Учебное пособие / В.П. Беспалько. - М.: Аст - Пресс, 2009. - 236 с.
6. Биби С.А. Обучение ценностям через содержание предмета «Коммуникативные исследования» // С.А. Биби. - Сибирь. Философия. Образование: Научно-публицистический альманах. — Вып.4. Новокузнецк: Институт повышения квалификации, 2010. - с.77-96.
7. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г.Мещирикова, В.П.Зинченю. - М.: ОЛМА-Пресс, 2004.- 620 с.
8. Гойхман О.Я. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. - М.: Инфра - М, 2007. - 272 с.
9. Горянина В.Д. Психология общения: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 272 с.
10. Дашкин М.Е. Коммуникативные умения специалистов системы «Человек-человек» как предметное содержание их подготовки: Учебник / М.Е. Дашкин: Дис. Канд. Пед. Наук: — М, 2009. — 134 с.
11. Джерелиевская М.Л. Установки коммуникативного поведения:
Учебник / М.Л. Джерелиевская. - М.: Смысл, 2010. - 459 с.
12. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения,
- М.: Просвещение, 2007.- 350 с.
13. Долгополова Н.Ф. Развитие коммуникативных умений студентов- менеджеров в условиях университета / Н.Ф. Долгополова: канд. Пед. Наук:— Оренбург, 2008. — 188 с.
14. Дьяченко М.И., Психология высшей школы: Учебное пособие для вузов / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - М.: Просвещение, 2009. - 235 с.
15. Жамбеева Э.Э. Индивидуальные различия в коммуникативных способностях / Э. Э. Жамбеева: Психологическая наука и образование. - 2007. - №4. - С. 4 - 12.
16. Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг / Ю.М. Жуков: — М.: Гардарики, 2008. — 223 с.
17. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учебное пособие для
университетов и вузов / Е.В. Клюев. - М.: Приор, 2008. - 224 с.
18. Коломинский Я.Л. Психология общения. М., «Знание», 2004. - 143 с.
19. Конецкая В.П. Социология коммуникации: Учебник / В.П. Конецкая
- М.: Международный университет бизнеса и управления, 2007. - 304 с.
20. Ларионова И.А. Ситуация успеха в учебной деятельности как фактор развития отношений сотрудничества в системе «учитель-ученик»: автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. / И.А. Ларионова. - Екатеринбург,2006. - 228 с.
21. Леонтьев А.А. Психология общения. - Тарту, 2004. - 44 с.
22. Лобанов А.А. Основы профессионально - педагогического общения:
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.:
Издательский центр "Академия", 2002. - 260 с.
23. Ломов Б.Ф. Проблемы общения в психологии. - М., 2001. - С.3-23.
24. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений - М: Издательский центр «Академия», 2001. - 178 с.
25. Маркова А.К., Формирование мотивации учения: Учебник /А. К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 2010. 334 с.
26. Матьяш О.И. Что такое коммуникация и нужно ли нам
коммуникативное образование // О.И. Матьяш. - Сибирь. Философия. Образование: Научно-публицистический альманах. Вып.6. — Новокузнецк: Институт повышения квалификации, 2008 (6). - с.36 - 47
27. Мудрик А.В. Психология и воспитание. - М., 2006. -180 с.
28. Немов Р.С. Психология в 3 кн.: учеб. для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений / Р.С. Немов: Кн. 1. М.: Владос, 2010. — 686 с.
29.Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. проф. М.А. Василика. - М.: Гардарики, 2003. - 615 с.
30. Павицкая З.И. Формирование коммуникативных умений студентов в условиях аудиторного обучения / З.И. Павицкая — Казань, 2009. — 175 с.
31. Парыгин Б.Д. Анатомия общения: Учебное пособие / Б.Д. Парыгин. - СПб: Изд-во В. А. Михайлова, 2009. - 301 с.
32. Пейсахов Н.М. Прикладная психология: Учебник / Н.М. Пейсахов, М.Н. Шевцов. - М.: Аст - Пресс, 2008. - 235 с.
33. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально¬
психологический тренинг / Л.А. Петровская: М., Просвещение, 2009. - 234 с.
34. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации: Учебник / Г.Г. Почепцов. - Рефл - бук, Ваклер, 2009. - 656 с.
35. Психология развития / под ред. Т.Д. Марцинковской. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 360 с.
36. Ратанова Т.А. Психодиагностические методы изучения личности: Учебник / Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. - М.: Просвещение, 2008. - 544 с.
37. Рубин Б. Студент глазами социолога: Учебное пособие / Б. Рубин, Ю. Колесников. - Ростов-на-Дону, изд-во Ростовского университета 2008 - 121 с.
38. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций / Е.В. Руденский. - М.: ИНФА-М; Новосибирск: ИГАЭиУ, 2007. - 224с.
39. Садовская B.C. От позитивного мышления к благоприятному общению: Учебник / В.С. Садовская. - М.: МГУКИ, 2010. - 322 с.
40. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко: — М.: Народное образование, 2008. — 256 с.
41. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие / А.В. Соколов. - М.: Аст-Пресс, 2012. - 345 с.
42. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие / Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д.: Изд. «Феникс», 2005. - 736 с.
43. Хараш А.У. К определению задач и методов социальной психологии в свете принципа деятельности / А.У. Хараш: В кн.: Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. — М., 2007. — 458 с.
44.Чурсина А.Д. Формирование коммуникативно - познавательных умений у студентов средствами новых информационных технологий / А.Д. Чурсина - Челябинск, 2012. — 207 с.
45. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании / Н.И. Шевандрин: — М.: ВЛАДОС, 2005. — 544 с.
46. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. - М., Аст - Пресс, 2010. - 554 с.
47. Якунин В.А. Влияние мотивации и интеллекта на уровень учебной активности студентов. // Вестник ЛГУ, 2007, с. 236
48. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов: Учебное пособие / В.А. Якунин. - М.: Логос, 2009. - 155 с.
49. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учебное пособие / В.А. Якунин. - Европ. Ин-т экспертов. - 2-е изд. - СПб.: Изд-во Михайлова, 2010. - 348 с.
50. Якушева Г.М. Коммуникативные способности как фактор развития профессиональных умений и навыков педагога // Приобщение к педагогической профессии: практика, концепции, новые структуры. - Воронеж, 2012. - С.122-124.
51. Ярошеский М.Г. Истории психологии, 2-е изд., - М.: Мысль, 2006.¬244 с.