ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ПРЕДМЕТАМ В ВУЗЕ 7
1.1 Общая классификация методов обучения в вузе 7
1.2 Организационные формы обучения студентов в вузе 12
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА II РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ: «РЕМЕННАЯ ПЕРЕДАЧА» В КУРСЕ «ДЕТАЛИ МАШИН» 21
2.1 Методика проведения лабораторно-практических занятий по курсу
«Детали машин» 21
2.2 Дидактические особенности обучения студентов теме «Ременная
передача» 30
2.3 Средства наглядности и их применение при обучении теме «Ременная
передача» 33
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Технологическая революция XXI века, связанная с интенсивным развитием и использованием робототехники, биотехнологий и других перспективных технологий, требует формирования в нашей стране научно-технологического потенциала, адекватного современным вызовам мирового технологического развития.
Подготовка кадрового потенциала для решения научно-практических задач, стоящих перед нашей страной, должна начинаться с изучения образовательной области «Технология» в общеобразовательной школе и продолжаться в начальных, средних и высших профессиональных учебных заведениях.
Перемены в обществе отражаются на деятельности современной высшей школе, активно воздействуют на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на задачи нового исторического этапа.
В современном мире, наполненном техническими устройствами, изучение технических предметов важно для студентов. Эта образовательная область формирует технологическую культуру студентов - культуру преобразующей деятельности, необходимую любому специалисту, тем более что в современных условиях рыночной экономики ведущую роль в ускорении научно-технического прогресса призвано сыграть машиностроение, которое в кратчайшие сроки необходимо поднять на высший технический уровень.
В этой связи первостепенной задачей высших учебных заведений является подготовка специалиста владеющего приемами и способами работы на современном высокотехнологичном оборудовании, т.е. предусматривается осуществить переход к экономике высшей организации и эффективности, со всесторонне развитыми силами, зрелыми производственными отношениями, отлаженным хозяйственным механизмом.
Решение этой задачи соотносится с личностной направленностью процесса обучения и подразумевает такое использование педагогических средств (содержания, форм, методов обучения), которое, обеспечивая усвоение студентами программного объема знаний, умений и навыков, способствует формированию и развитию профессиональных качеств личности.
К профессионально значимым качествам личности, формируемым в процессе изучения технических предметов, конкретно курса «Детали машин» можно отнести: понимание роли различных деталей, их соединений, механизмов и машин в развитии различных отраслей экономики страны; приобретение студентами знаний, умений и навыков, необходимых для успешного усвоения ими основной сути дисциплины; умение найти соответствующий поставленной задаче способ ее решения в литературе или другом источнике информации; умение анализировать результаты, сравнивать различные способы решения одной и той же задачи, проявлять инициативу и активность; умение адекватно оценивать свою деятельность и т. д.
В связи с этим, в настоящее время имеют место следующие противоречия:
- между уровнем профессиональной подготовки студентов и требованиями рынка трудовых ресурсов к подготовке выпускников;
- между стремительно развивающимися педагогическими и информационными технологиями, позволяющими эффективно решать проблему профессионального самообразования студентов и традиционной практикой преподавания в вузе, когда решение этой проблемы идет нецеленаправленно, спонтанно.
Таким образом, актуальность темы исследования подтверждается следующими факторами:
- недостаточностью развития творческой и познавательной активности студентов в рамках профессионального самообразования;
- необходимостью использования современных методических средств обучения при освоении различных технических предметов в вузе.
Выявленное нами противоречие позволяет определить проблему нашего исследования: необходимо разработать учебно-методическое сопровождение для эффективного обучения студентов теме «Ременная передача» в курсе «Детали машин».
Исходя из выше изложенного, приходим к выводу, что тема дипломной работы «Методическое обеспечение преподавания курса «Детали машин» (на примере темы «Ременная передача») для студентов педвуза является актуальной
Объект исследования: технологическая подготовка студентов вуза.
Предмет исследования: учебно-методическое сопровождение обучения теме «Ременная передача» в курсе «Детали машин».
Цель исследования: разработать методическое обеспечение изучения темы «Ременная передача» в курсе «Детали машин».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Изучить и проанализировать опыт преподавания технических
предметов в педагогических вузах.
2. Выявить основные методы и формы, используемые в процессе преподавания технических предметов.
3. Определить основные подходы, используемые для успешного изучения темы «Ременная передача».
4. Определить методы наглядности, сопровождающие изучение темы «Ременная передача» в курсе «Детали машин».
5. Разработать методические рекомендации по выполнению лабораторных работ на установке «Детали машин - передачи ременные»
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- принцип профессиональной направленности (С.И. Федорова, Г. А. Бокарева, С. В. Плотникова и др.);
- деятельностныйподход в обучении (П.Я. Гальперин, З.А. Решетова, Н.Ф. Талызина и др.);
- профессиональная направленность как средство мотивации учебной деятельности студентов (Е. В. Василевская, С. В. Плотникова, А. Б. Каганов, Р. М. Зайкин и др.);
- личностная направленность процесса обучения (Н. Р. Жарова, Р. А. Жаренкова, Р. А. Исакова и др.).
Теоретические методы исследования: изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы по педагогике, психологии; изучение и анализ практического опыта деятельности учреждений высшего образования; анализ структуры и содержания учебных планов и программ, учебных пособий по курсу «Детали машин».
Практическая значимость исследования заключается в следующем: Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности преподавателей технических дисциплин в высших и профессиональных учебных заведениях, а так же в деятельности учителей технологии при проведении занятий в профильных классах технологического направления.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Одной из основных целей технологического образования высших учебных заведений является подготовка специалиста владеющего приемами и способами работы на современном высокотехнологичном оборудовании.
Решению этой задачи способствует использование педагогических средств (содержания, форм, методов обучения), которые, обеспечивают лучшее усвоение студентами программного объема знаний, умений и навыков, способствуют формированию и развитию профессиональных качеств личности.
К профессионально значимым качествам личности, формируемым в процессе изучения технических предметов, можно отнести следующие качества: понимание роли различных деталей и их соединений; механизмов и машин в развитии различных отраслей экономики страны; приобретение студентами знаний, умений и навыков, необходимых для успешного усвоения ими основной сути дисциплины; умение найти соответствующий поставленной задаче способ ее решения в литературе или другом источнике информации; умение анализировать результаты, сравнивать различные способы решения одной и той же задачи, проявлять инициативу и активность; умение адекватно оценивать свою деятельность и т. д.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы мы решили поставленные задачи и сделали следующие выводы:
1. Умелое применение различных методов обучения не может сделать процесс подготовки специалистов оптимальным без хорошо организованной самостоятельной работы. При этом одной из основных задач обучения выступает овладение умениями и навыками самообразования и самоорганизации деятельности.
Методы обучения должны соответствовать реальным учебным возможностям учащихся; дидактическим принципам обучения; целям и задачам обучения, воспитания и развития учащихся; специфике содержания 47
обучения; избранным формам организации учебного процесса. Они должны способствовать развитию таких способов действий учащихся, как формулирование понятий, их систематизация, установление межпредметных связей, определение алгоритмов действий.
2. Организационные форм обучения должны обладать определенными особенностями, способствующими оптимизация процесса обучения. В процессе обучения курсу «Детали машин» целесообразнее использовать практические формы обучения, к которым относятся лабораторно - практические занятия.
3. Для успешного обучения студентов теме «Ременная передача» в курсе «Детали машин» целесообразно использование различных средств наглядности.
Применение наглядных и технических средств обучения способствует не только эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся; развивает у них способность увязывать теорию с практикой, с жизнью; формирует навыки технической культуры; воспитывает внимание и аккуратность; повышает интерес к учению и делает его более доступным.
4. В качестве средства наглядности при выполнении лабораторно - практических занятий по теме «Ременная передача», дающих более полное представление об изучаемой передаче, можно использовать следующие средства:
- лабораторная установка « Детали машин - передачи ременные»;
- электронные плакаты;
- методические рекомендации по выполнению лабораторно - практических работ;
- стенды с натуральными образцами элементов передачи.
5. Разработанные нами: содержание лабораторных работ выполняемых на установке «Детали машин - передачи ременные» и методические рекомендации по изучению темы «Ременные передачи»,
способствуют развитию благоприятных условий для реализации учебного процесса и более эффективному усвоению изучаемого материала студентами.
1. Адольф, В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя / В.А. Адольф // Педагогика. - 1998. - № 1. - С. 72.
2. Ачеркана, Н. С. Детали машин. Расчет и конструирование. Справочник. Том 1. Под ред.Н.С. Ачеркана. - М.: «Машиностроение», 1969. - 670 с.
3. Бабанский, Ю.К. Педагогика / Под ред.Ю.К. Бабанского Ю.К.- М.: «Просвящение», 1984.-366 с.
4. Батышев, С.Я. Производственная педагогика / С.Я. Батышев. - М.: Машиностроение, 1976. - 686 с.
5. Батышев, С.Я. Научная организация учебно-воспитательного
процесса / С. Я. Батышев. - М.: «Машиностроение», 1980. - 80 с.
6. Баташов, А.В. Теория и практика применения наглядных пособий и технических средств обучения в профессиональной школе / А. В. Баташов. - М.: Высшая школа, - 1990. - 159 с.
7. Беспалько, В.П. Программированное обучение (дидактические
основы) / В.П. Беспалько. - М.: «Высшая школа», 1970. - 300 с.
8. Берлев, С. В. Особенности применения видеоматериалов и учебных презентаций в преподавании технических дисциплин / С. В. Берлев // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. II. - Пермь: «Меркурий» , 2011. - С. 184-186.
9. Бокарева, Г.А. Дидактические основы совершенствования
профессиональной подготовки студентов в процессе обучения общенаучным дисциплинам: Автореф. дисс.докт. пед. наук. М., 1988. - 38 с.
10. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе / А.А. Вербицкий. - М.: «Высшая школа», 2001. - 207 с.
11. Гузеев, В.В. Методы и организационные формы обучения. М.: «Народное образование», 2001.
12. Гулиа, Н. В. Детали машин /Н.В. Гулиа, В.Г. Клоков, С.А. Юрков - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 416 с.
13. Данилов, М.А. Дидактика/М.А. Данилов, Б.П.Есипов. - М.: «Издательство Академии педагогических наук РСФСР», 1957. - 520 с.
14. Детали машин: Учебник для студентов машиностроительных и механических специальностей вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: «Машиностроение», 1989. - 496 с.
15. Джуринский, Л.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития: учеб.пособие для студентов пед. институтов / Л.Н. Джуринский. - М.: «Просвещение», 1993. - 192 с.
16. Долин, П.А. Основы техники безопасности в электроустановках: Учеб.пособие длявузов / П.А. Долин. - М.: «Энергия», 1979. - 408 с.
17. Егоров, М.Е. Технология машиностроения. Учебник для вузов. / М.Е. Егоров, В.И. Дементьев, В.Л. Дмитриев - М.: «Высшая школа», 1976 - 534 с.
18. Жингаровский, А.Н. Изучение механических передач. 2-е изд-е: Учебное пособие /А.Н. Жингаровский, Е.Л. Суровцев, Е.И. Кейн. - Ухта: «УГТУ», 1999. - 149 с.
19. Кабанова-Меллер, Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение / Е.Н. Кабанова-Меллер. - М.: «Знание», 1991. - 96с.
20. Каменский, Я.А. Великая дидактика / Я.А. Каменский. - М.: «Школа-Пресс», 2004. - 318 с.
21. Красильникова, В.А. Становление и развитие компьютерных технологий обучения / В.А. Красильникова. - М: «ИИО РАО», 2002. - 168 с.
22. Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Лернер. - М.: «Знание», 2004. - 66 с.
23. Литвинская, И. Г. К вопросу о формах организации обучения/ И.Г.Литвинская // Коллективный способ обучения: науч.-метод. журнал. 2007. № 9. С. 36-47.
24. Молочков, В.П. Наглядность как принцип обучения / В.П. Молочков // Информатика и образование. - 2004. - №3. - С.20-30.
25. Муравьев, Е.М. Общие основы методики преподавания технологии / Е.М. Муравьев, В.Д. Симоненко. — Брянск: Издательство брянского государственного педагогического университета им. акад. И.Г.Петровского, НМЦ «Технология», 2000. - 235 с.
26. Осмоловская, И.М. Наглядные методы обучения / И.М. Осмоловская. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.
27. Приходько, В. Подготовка преподавателей технических дисциплин в соответствии с международными требованиями / В. Приходько, А. Соловьев// Высшее образование в России - 2008 - №10. - С. 43-49.
28. Профессиональная педагогика: учебник для студентов,
обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. - М.: Ассоциация «Профессиональное направление», 1997. - 512 с.
29. Светлицкий, В.А. Передачи с гибкой связью/В.А.Светлицкий. - М.: «Машиностроение», 1967. - 155 с.
30. Семеноженков, В. С. Детали машин и основы конструирования. Расчёт ремённых передач. Расчёт цепных передач: методические указания к выполнению курсового проекта / В.С. Семеноженков, А.А. Платонов, В.Г. Мицкевич. - М.: Издательство: «РГОТУПС», 2005. - 63 с.
31. Симоненко, В.Д.Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических вузов /Под ред. В.Д.Симоненко.- М.: «Вентана-Граф», 2005.- 368 с.
32. Ситаров, В. А. Дидактика / В.А. Ситаров. - М.: «Академия», 2002.-368 с.
33. Скороходова, Е. А. Общетехнический справочник. /Под ред. Е.А. Скороходова - М.: «Машиностроение», 1982. - 416 с.
34. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагог.учебных заведений. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.М. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: «Школа-Пресс», 1998. - 512 с.
35. Сластенин, В.А.Педагогика профессионального образования: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /Под ред. В.А.Сластенина.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 368 с.
36. Столяренко, A.M. Психология и педагогика: Учеб.пособие /А.М. Столяренко. — М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2002.-423 с.
37. Талызина, Н.Ф. Психологические основы разработки модели специалиста /Н.Ф. Талызина. -М.: «Знание», 1986.-232 с.
38. Шадриков, В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения /В.Д. Шадриков. - М.: «Логос», 2003. - 136 с.
39. Шкерина, JI.B. Обновление системы качества подготовки будущего учителя в педагогическом вузе: монография. Красноярск: «РИО КГПУ»,
2005.- 274 с.
40. Чугунова, Э.С. Социально-психологические особенности
профессиональной мотивации в инженерной деятельности и проблемы творческой активности // Психол. журн.- 1985 - № 4. - С. 73- 86.