Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Жанрово-стилистические особенности журнала по нефтегазовому делу (на материале русского и английского языков)

Работа №8725

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы74стр.
Год сдачи2017
Стоимость6400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
991
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 8
1 Теоретические основы исследования отраслевого журнала 12
1.1 Специфика научного стиля 12
1.2 Особенности официально-делового стиля 18
1.3 Журнал как гипержанровая форма публицистического стиля 19
1.4 Методика анализа гипержанра 24
Выводы по первой главе 26
2 Жанрово-стилистические особенности российского журнала
по нефтегазовому делу 27
2.1 Структура российского журнала по нефтегазовому делу 27
2.2 Содержательные компоненты модели жанра на русском языке 29
2.3 Стилистические особенности российского журнала
по нефтегазовому делу 39
Выводы по второй главе 45
3 Жанрово-стилистические особенности американского журнала
по нефтегазовому делу 47
3.1 Структура американского журнала по нефтегазовому делу 47
3.2 Содержательные компоненты модели жанра на английском языке... 49
3.3 Стилистические особенности американского журнала
по нефтегазовому делу 57
Выводы по третьей главе 62
Заключение 63
Список публикаций 67
Список используемых источников 68

Реферат
Выпускная квалификационная работа 74 с., 67 источников.
Ключевые слова: РЕЧЕВОЙ ЖАНР, МЕДИАДИСКУРС, ОТРАСЛЕВОЙ ЖУРНАЛ, РУССКИЙ ЯЗЫК, АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Объект исследования - отраслевой журнал как сложная (гипержанровая) форма медиадискурса.
Предмет - жанрообразующие параметры отраслевого журнала.
Цель работы - выявить жанрово-стилистическую специфику российского и американского отраслевых журналов.
Методы и приемы: описательный метод (наблюдение, описание, обобщение), лингвостилистический анализ, жанровый анализ, сопоставительный анализ.
Материал: 6 номеров российского журнала «Нефтегазовая вертикаль», 6 номеров американского журнала «Oil&Gas Journal».
В процессе исследования рассмотрены особенности научного, делового и публицистического стилей русского и английского языков; дана общая характеристика публицистического жанра «журнал»; рассмотрены структура и жанрово-стилистические особенности российского и американского отраслевых журналов по нефтегазовому делу.
В результате исследования представлена жанровая модель отраслевого журнала по нефтегазовому делу, сделаны выводы о различиях реализации данной модели в российском и американском медиадискурсе.
Практическая значимость: применение результатов исследования российскими журналистами, учеными, специалистами сферы нефти и газа, желающими публиковать свои работы в зарубежных отраслевых журналах или готовящими англоязычные версии своих отраслевых изданий.
Перспективы исследования: дальнейшее сопоставление отраслевых журналов сферы нефти и газа с отраслевыми журналами других сфер экономики (на разных языках), с целью уточнения полученной жанровой модели.

Введение
Изучение речевых жанров разных стилей и дискурсов представляет собой одно из актуальных направлений современной лингвистики.
Проблему жанров речи поставил М.М. Бахтин в 50-х гг. XX в. Он дал определение речевому жанру, описал признаки высказывания и отличия его от предложения. Исследователь считал, что жанр является посредником между индивидуальным и коллективным, единичным и общим, выступает как коллективно-индивидуальный регулятор сложного процесса человеческого общения. М.М. Бахтин рассматривал речевой жанр как единственную первичную форму существования языка и утверждал, что любое лингвистическое исследование должно учитывать специфику жанровых разновидностей речи [1, с. 252]. В дельнейшем идея М.М. Бахтина о необходимости изучения речевых жанров как стилистических, композиционных, тематических типов высказывания была актуализирована в конце XX в. и легла в основу теории речевых жанров.
Современная теория речевых жанров является актуальным направлением лингвистики. На сегодняшний день в круг задач теории речевых жанров входит рассмотрение взаимосвязи жанра и концепта, жанра и языковой личности, жанра и культуры, жанра и стиля и т. п. [2].
В современном зарубежном языкознании жанры речи, в продолжение западной традиции теории речевых актов, исследуются в первую очередь как дискурсивные жанры, при этом внимание концентрируется на проявлении в жанре национальных [3], религиозных [4], исторических [5] традиций. Новейшие зарубежные жанроведческие исследования отличаются практикоориентированным характером: ученые изучают различные жанры речи - студенческий отчет [6], судебный отчет [7], студенческая научная статья [8] и т. п. - с целью дальнейшего улучшения речевых практик в данной сфере.
В отечественной лингвистике в последнее время активизируется интерес к исследованию сложных жанровых форм, таких как, например, буклет [9], каталог [10], веб-сайт [11] и т. д. Анализируются сложные жанры различных стилей и разных институциональных дискурсов [12]. Так, в настоящее время одной из наиболее популярных сфер письменной речевой коммуникации является сфера массовой информации (медиадискурс). В медиатекстах, адресованных широкой аудитории и посвященных важным социальным и политическим событиям, общественным проблемам культурного или нравственного характера, используется особый язык - язык СМИ, изучение которого не теряет своей актуальности, т. к. именно СМИ отражают современное состояние языка и оказывают на него активное влияние [13]. Одним из аспектов исследования языка СМИ / медиадискурса / публицистического стиля является описание специфики жанров медиасферы: изучению данного объекта посвящены работы как специалистов в области журналистики (см., например, [14-16]), так и специалистов в области языка ([17-19] и др.). В частности, большое количество современных работ направлены на выявление жанровых особенностей различных журналов: журнала моды [20], научно-популярного журнала [21], глянцевого журнала [22], журнала «для профессионалов» (отраслевого, профильного журнала) [23; 24] и т. п. Исследователи рассматривают структуру и жанровое наполнение журналов, функции и цели жанра, языковые и стилистические особенности.
Объектом нашего исследования является отраслевой журнал как сложная (гипержанровая) форма медиадискурса, предметом исследования выступают жанрообразующие параметры отраслевого журнала.
Целью работы является выявление жанрово-стилистической специфики российского и американского отраслевых журналов.
Для реализации данной цели были выполнены следующие задачи:
1) дать общую характеристику научного стиля русского и английского языков и его научно-популярной разновидности;
2) рассмотреть стилистические особенности делового стиля русского и английского языков;
3) охарактеризовать жанровые особенности публицистического стиля русского и английского языков;
4) выявить структурные, жанровые и стилистические особенности российского журнала по нефтегазовому делу;


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, американский журнал имеет три коммуникативные цели. Первое место занимает информативная цель: журнал информирует о современном состоянии нефтегазовой сферы, о новых технологиях и научных открытиях. На втором месте находится императивная цель, т. к. в журнале содержится большое количество рекламных текстов, в которых используются средства выражения побуждения. Третье место отведено оценочной цели, причем она часто не выступает на первое место в текстах. Этикетная цель в американском журнале не выявлена.
Авторами журнала являются корреспонденты журнала (для которых важна их специализация в журнале и занимаемая должность), специалисты сферы нефти и газа и ученые из разных стран. Журнал ориентирован в первую очередь на аудиторию, интересующуюся технологическими, коммерческими и научными вопросами сферы нефти и газа. В журнале ярко проявляется интерес редколлегии как к авторам публикаций (подробная характеристика автора), так и к адресатам (обращения, побуждения).
Содержание журнала включает события, открытия и достижения в мировой нефтегазовой промышленности. Наиболее актуальными темами журнала являются тема науки, экономики, политики, защиты окружающей среды и угрозы нефтегазовой промышленности окружающему миру.
Американский отраслевой журнал «Oil&Gas Journal» обладает следующими чертами научного стиля: научная тематика, логичность и связность изложения, безличность, терминология, аббревиатуры. К чертам публицистического стиля относятся: социальная значимость, образность, средства выразительности, воздействующая функция языка. Преобладающим в журнале является научный стиль речи и его научно-популярная разновидность. Также ярко видны черты публицистического стиля. Черты делового стиля практически не проявляются.
Заключение
Настоящая работа посвящена выявлению жанровых и стилистических особенностей российского и американского отраслевых журналов сферы нефти и газа. В результате проведенного анализа российского и американского отраслевых журналов составлена жанровая модель речевого жанра «отраслевой журнал» на примере журнала сферы нефти и газа.
Отраслевой журнал представляет собой особый речевой жанр медиадискурса, печатное издание крупной формы (около 100 страниц), с нечастой периодичностью выхода, сопровождающийся ярким иллюстративным материалом. Отраслевой журнал сферы нефти и газа имеет четкую структуру, состоит из нескольких разделов, включающих статистику, аналитику, отчеты, прогнозы и рекламу в сфере нефти и газа.
Основными жанрами отраслевого журнала являются аналитическая статья, обзор рынка, вопрос-ответ, статистика, объявление, реклама, новостная статья, экономический отчет, аналитический отчет. Г лавная цель журнала заключается в информировании аудитории и привлечении внимания к проблемам отрасли.
Авторами отраслевого журнала выступают журналисты, специализирующиеся в соответствующей сфере, и собственно специалисты данной сферы - представители промышленности, бизнеса. Отраслевой журнал адресован, в первую очередь, специалистам соответствующей сферы и людям, интересующимся данными вопросами.
Содержание отраслевого журнала отражает основные экономические, технические и политические вопросы, связанные с соответствующей отраслью хозяйства. С точки зрения языковых средств отраслевой журнал объединяет элементы публицистического, научного и делового стилей.
Сопоставление российского и американского журналов сферы нефти и газа показало различия по всем жанровым параметрам.
В российском журнале представлены жанры «экспресс-оценка», «блицопрос» и «поздравление», не встречающиеся в американском журнале. Американский журнал содержит жанры «мини-обозрение», «научная статья», «научно-популярная статья», «календарь», не характерные для российского журнала. Кроме того, в американском журнале отмечено большее количество рекламных материалов и большая их призывность.
С точки зрения параметра «коммуникативная цель» отмечено, что в российском журнале преобладает оценочная цель (за счет большого количества аналитических, проблемных публикаций), в американском на первом плане находится информативная цель, в том числе научно-информативная, обусловленная стремлением авторов сообщить актуальную информацию о новых научных открытиях в данной сфере.
Образ автора в российском журнале представлен в большей степени как коллективный автор: не важна должность журналиста, иногда не указываются имена авторов публикаций, в образе автора не-журналиста важна в первую очередь его принадлежность к высшим кругам управления нефтегазовой сферы. В американском журнале, напротив, отмечен индивидуализм образа автора: о каждом авторе, не являющемся членом редколлегии, дается подробная информация в сопровождении фотографии; у авторов-журналистов указывается их конкретная должность, специализация в данном журнале.
Спецификой образа адресата российского журнала является его ориентация на широкий круг читателей, интересующихся различными аспектами данной отрасли (не только специалисты, но и простые потребители, а также люди, интересующиеся проблемами общества в целом). Американский журнал ориентирован в большей степени на специалистов в данной области и представителей бизнеса. При этом отмечена большая ориентированность на читателя, проявляющаяся с помощью соответствующих языковых средств.
Центральное место в тематическом наполнении российского журнала занимают вопросы нефтегазовой сферы, связанные, в первую очередь, с экономикой страны. В американском журнале большое значение придается вопросам защиты окружающей среды и новым технологиям, научным достижениям в сфере нефти и газа.
С точки зрения стилистической принадлежности публикаций в российском журнале отмечено преобладание элементов публицистического стиля, в американском - преобладание элементов научного стиля.
Выявленные жанрово-стилистические различия российского и американского журналов, по всей видимости, объясняются как сложившимися в данных странах традициями медиадискурса, так и особенностями сопоставляемых культур.
Так, например, для русской культуры характерны коллективизм, соборность, ориентированные на мнение коллектива или мнение посторонних, что отразилось в проявлении образа автора в журнале. Языковое оформление публикаций российского журнала отражает искренность и душевность, стремление и способность устанавливать личные отношения на любом уроне социальных отношений. В то время как американскому народу присуща сдержанность в официальной коммуникации, в российском журнале отражается интерес к спорам о глобальных и философских вопросах и эмоциональность общения. В целом коммуникативное поведение американских авторов отраслевого журнала «Oil&Gas Journal» можно оценить как более эмоционально сдержанное в сравнении с коммуникативным поведением авторов российского отраслевого журнала «Нефтегазовая вертикаль».
Как жанр медиадискурса отраслевой журнал отражает современное состояние общества, в связи с чем российский журнал носит более общественнополитический характер, американский - профессиональный, научный и коммерческий.
Нефтегазовая сфера является одной из самых востребованных отраслей экономики, науки и техники в современном обществе и объединяет специалистов разных стран. Полученные в данной работе результаты могут быть полезны российским журналистам, ученым, специалистам сферы нефти и газа, желающим публиковать свои работы в зарубежных отраслевых журналах или готовящим англоязычные версии своих отраслевых изданий.
Перспективы настоящего исследования видятся в возможности дальнейшего сопоставления отраслевых журналов сферы нефти и газа с отраслевыми журналами других сфер экономики (на разных языках), с целью уточнения полученной жанровой модели.


1. Таминдарова Р.Д. Жанрово-стилистические особенности российского отраслевого журнала (на материале журнала «Нефтегазовая вертикаль») // Инновационные процессы в научной среде: сб. ст. Международной научно-практической конференции. - В 3 ч. - Ч. 1. - Уфа: АЭТЕРНА, 2017. - С. 228-233.
2. Таминдарова Р.Д. Жанровые особенности американского отраслевого
журнала (на материале журнала «Oil&Gas Journal») // Гуманитарные научные исследования. - 2017. - № 5. - URL:
http: //human. snauka. ru/2017/05/23706.
Список используемых источников
1. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. - СПб.: Азбука, 2000. - С. 249-299.
2. Дементьев В.В. Теория речевых жанров. - М.: Знак, 2010. - 600 с.
3. Peters S.K.H. Loaded Speech: Between Voices in Indigenous Public Speaking Events // Journal of Linguistic Anthropology. - 2016. - № 26 (3). - Р. 315334.
4. Eslami Z.R. Exploring discourse practices in American wedding invitations / Z.R. Eslami, A. Ribeiro, M. Snow, A. Wharton // Lodz Papers in Pragmatics. - 2016. - № 12 (2). - Р. 135-151.
5. Krieken K. Diachronic changes in forms and functions of reported discourse in news narratives / K. van Krieken, J. Sanders // Journal of Pragmatics. - 2016. - № 91. - Р. 45-59.
6. Parkinson J. The Student Laboratory Report Genre: A Genre Analysis // English for Specific Purposes. - 2017. - №. 45. - Р. 1-13.
7. Waterhouse-Watson D. News media on trial: towards a feminist ethics of reporting footballer sexual assault trials // Feminist Media Studies. - 2016. - № 16 (6). - Р. 952-967.
8. Bessa J.C.R. Speech cited in the textual macrostructure of scientific articles of young researchers // Ilha do Desterro. - 2016. - № 69 (3). - Р. 45-61.
9. Денисова Н.В. Рекламные жанры научно-образовательного дискурса: ав- тореф. дис. ... канд. филол. наук. - Томск, 2008. - 26 с.
10. Косицкая Ф.Л. Письменно-речевые жанры рекламного дискурса моды в аспекте межъязыковой контрастивности (на материале французских и русских каталогов моды): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Томск, 2005. - 22 с.
11. Вакку Г.В. Жанры интернет-коммуникации: веб-сайт (на примере сайта ГТРК «Чувашия») // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. - 2012. - № 2 (74). - Ч. 2. - С. 12-15.
12. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - Волгоград: Перемена, 2002. - 477 с.
13. Дускаева Л.Р. Языково-стилистические изменения в современных СМИ // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. - М.: Флинта: Наука, 2006. - С. 664-675.
14. Бичарова М.М. Система жанров современных печатных СМИ: принципы развития и пути трансформации // Основные вопросы педагогики, психологии, лингвистики и методики преподавания в образовательных учреждениях. Сб. ст. II Междунар. науч.-практ. конф. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2014. - С. 24-31.
15. Сафина А.Р. Особенности жанров интернет-СМИ // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2013. - № 3. - С. 19-24.
16. Тертычный А.А. Характер применения жанров в современных печатных СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. - 2012. - № 2. - С. 106-112.
17. Ковальчукова М.А. Анонс как речевой жанр (на материале интернетдискурса) // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - № 30. - С. 54-57.
18.Оломская Н.Н. К вопросу о жанровой классификации медиадискурса // Научный диалог. - 2013. - № 5 (17). - С. 250-259.
19.Чистякова И.Ю. Жанры СМИ: риторический аспект // Жанры русской словесности. Межвузовский сб. науч. тр. - Астрахань: Изд-во ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет», 2014. - С. 46-59.
20. Коньков В.И. Речевая организация журнала моды // Медиалингвистика. - 2014. - № 2 (5). - С. 51-57.
21. Морозова К.И. Современные тенденции развития научно-популярного журнала / К.И. Морозова, М.А. Ерёмин // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2016. - № 10. - С. 146-152.
22. Слепцова А. Глянцевый журнал как жанр современной массовой культуры / А. Слепцова, О.В. Ромах // Аналитика культурологии. - 2008. - № 12. - С. 247-250.
23. Тортунова И.А. Стилистические и жанровые особенности современных СМИ «для профессионалов» (на примере изданий для юристов) // Научный альманах. - 2016. - № 1-3 (15). - С. 439-443.
24. Шнетный К.И. Жанровая типология в профильном журнале (на материале Accountancy Age) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Образование и педагогические науки. - 2011. - № 614. - С. 96-114.
25. Кожина М.Н. Научный стиль // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. - М.: Флинта: Наука, 2006. - С. 242-248.
26. Klimova B. Scientific Prose Style and its Specifics // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2013. - №. 83. - Р. 52-55.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ