Введение
Г лава 1 Организационно-управленческие инновации как фактор повышения конкурентоспособности компании 14
1.1 Сущность, признаки и классификация организационно-управленческих
инноваций 14
1.2 Зарубежный и отечественный опыт разработки и внедрения
организационно-управленческих инноваций 23
Глава 2 Организационно-управленческие инновации в строительной компании
35
2.1 Диагностика системы управления ООО «Х» 35
2.2 Моделирование бизнес-процессов ООО «Х» 47
2.3 Рекомендации по совершенствованию системы управления строительной
компании 53
2.4 Оценка эффективности организационно-управленческих инноваций в
ООО «Х» 73
2.4.1 Потенциальные риски проекта 73
2.4.2 Расчет экономической эффективности 73
Глава 3. Социальная ответственность ООО «Х» 91
3.1 Определение стейкхолдеров организации 35
3.2 Определение структуры программ КСО 35
3.3 Определение затрат на программы КСО 35
3.4 Оценка эффективности программ и выработка рекомендаций 35
Заключение 99
Список публикаций студента 102
Список использованных источников 103
Приложение А Раздел ВКР, выполненный на английском языке 108
Приложение Б Организационная структура до оптимизации 122
Приложение В Организационная структура ОП 123
Приложение Г Карта процессов организации 124
Приложение Д Сетевой график 125
Приложение Е Организационная структура после оптимизации 126
Приложение Ж Сетевой график подготовительных мероприятий 127
Приложение И Сумма штрафов 129
Реферат
Выпускная квалификационная работа содержит: 107 страниц, 13 рисунков, 15 таблиц, 52 источника, 8 приложений.
Ключевые слова: организационно-управленческие инновации, бизнеспроцесс, оптимизация, строительная организация, автоматизация.
Объектом исследования является система управления строительной компании.
Предметом исследования являются организационно-управленческие инновации.
Цель работы - разработка рекомендаций для внедрения организационно - управленческих инноваций в строительной компании.
Напряженная экономическая ситуация порождает острую конкуренцию между отечественными предприятиями. Подобные условия стимулируют компании осуществлять поиск новых методов и инструментов повышения конкурентоспособности. Конкурентоспособность организации напрямую зависит от результативности и эффективности ее деятельности. Организационно-управленческие инновации являются широко используемым инструментом оптимизации системы управления компании и повышения ее эффективности. Внедрение организационно-управленческих инноваций является важным средством обеспечения высоких конкурентных позиций
В результате исследования были выявлены области для улучшения и разработаны рекомендации по совершенствованию бизнес-процессов при помощи организационно-управленческих инноваций.
Научная новизна данной работы заключается в разработке уникальной трехуровневой системы сетевого планирования, ранее не применявшейся в строительной компании.
Область применения: разработанные рекомендации по оптимизации бизнес-процессов были приняты руководством Общества для совершенствования существующей системы управления.
Определения, обозначения, сокращения, нормативные ссылки
В настоящей работе использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ ISO 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования;
ГОСТ Р ИСО 10014-2008 Менеджмент организации. Руководящие указания по достижению экономического эффекта в системе менеджмента качества;
В данной работе применены следующие термины с соответствующими определениями:
Анализ: определение пригодности, адекватности или результативности объекта для достижения установленных целей.
Аудит: систематический, независимый и документируемый процесс получения объективных свидетельств и их объективного оценивания для установления степени соответствия критериям аудита.
Высшее руководство: лицо или группа людей, осуществляющих руководство и управление организацией на высшем уровне.
Информация: значимые данные.
Контроль: определение соответствия установленным требованиям.
Модель бизнес-процесса «как есть»: модель существующего состояния организации.
Модель бизнес-процесса «как надо»: модель, отражающая целевое состояние, которое в дальнейшем предполагается претворить в жизнь.
Несоответствие: невыполнение требования.
Нормативная и техническая документация: документы, устанавливающие требования.
Процесс: совокупность взаимосвязанных и (или) взаимодействующих видов деятельности, использующих входы для получения намеченного результата.
Результативность: степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.
Эффективность: соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами
В данной работе применены следующие обозначения и сокращения:
Введение
Напряженная экономическая ситуация порождает острую конкуренцию между отечественными предприятиями. Подобные условия стимулируют компании осуществлять поиск новых методов и инструментов повышения конкурентоспособности. Конкурентоспособность организации напрямую зависит от результативности и эффективности ее деятельности. Организационно-управленческие инновации являются широко используемым инструментом оптимизации системы управления компании и повышения ее эффективности. Внедрение организационно-управленческих инноваций является важным средством обеспечения высоких конкурентных позиций предприятия. Это обусловлено тем, что организационно-управленческие инновации носят индивидуальный характер для каждой компании. Особую актуальность вопросы обеспечения высокой конкурентоспособности приобретают для строительной сферы, обеспечивающей значительную часть доходов федерального бюджета, возможности социально-экономического развития страны в целом и экономический фундамент преобразований в других отраслях.
Исследованием вопросов внедрения управленческих инновационных технологий как фактора повышения конкурентоспособности предприятия занимались как отечественные, так и зарубежные ученые, в частности Амосов А., Литовченко С.Е., Федоров А., Войнаренко М., Ерофеев П.Ю, Олейникова Л.Г., А.В. Череп, Д. Биркиншоу, Ф. Даманпур, Дж. Сталкер, Д. Миллер, Я. Фагерберг, Дж. Кимберли и другие.
Цель данной работы заключается в разработке рекомендаций для внедрения организационно-управленческих инноваций в строительной компании. Предполагается, что внедрение организационно-управленческих инноваций повышает эффективность деятельности компании.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать литературу по вопросам разработки и внедрения организационно-управленческих инноваций;
- провести диагностику системы управления в строительной компании;
- спроектировать модели бизнес-процессов «как есть» и «как надо»;
- предложить рекомендации по совершенствованию системы управления с помощью организационно-управленческих инноваций;
- оценить эффективность (прогноз) предложенных рекомендаций.
Объектом исследования настоящей работы являются организационноуправленческие инновации.
Предмет исследования - система управления строительной компании, являющейся дочерним обществом ведущей строительной организации в России. Компания выполняет полный комплекс работ в рамках инфраструктурных проектов нефтегазовой отрасли. Ключевые направления деятельности компании: проектирование, прокьюремент, строительство, реконструкция, ремонт и обслуживание объектов нефтегазовой инфраструктуры.
В ходе исследования были использованы следующие методы: изучение и анализ научной литературы по вопросам исследования организационноуправленческих инноваций, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики разработки и внедрения организационно-управленческих инноваций; интервьюирование сотрудников строительной компании; моделирование - проектирование моделей бизнес-процессов «как есть» и «как должно быть», карты процессов и видов деятельности предприятия; системный анализ - для определения связей между основными, обеспечивающими и управленческими бизнес-процессам компании.
Научная новизна данной работы заключается в разработке уникальной трехуровневой системы сетевого планирования, ранее не применявшейся в строительной компании.
Практическая значимость результатов выпускной квалификационной работы - предложенные рекомендации и методические указания по применению организационно-управленческих инноваций находятся на стадии внедрения в основные, обеспечивающие и управленческие процессы строительной компании.
В современных условиях центральным направлением развития отечественной экономической политики выступает инновационная модернизация, предполагающая широкое использование организационно - управленческих инноваций в деятельности различных отраслей национальной экономики.
Исследованием вопросов внедрения организационно-управленческих инновационных технологий как фактора обеспечения конкурентоспособности компании занимались многие отечественные и зарубежные ученые. Осознание важности проблемы конкурентоспособности организации как проблемы выживания в абсолютно новой, конкурентной среде, а организационноуправленческих инноваций как способа повышения конкурентоспособности пришло к российским предприятиям сравнительно недавно.
Особую актуальность вопросы обеспечения высоких конкурентских позиций приобретают для строительной сферы, обеспечивающей значительную часть доходов федерального бюджета, возможности социально-экономического развития страны в целом и экономический фундамент преобразований в других отраслях. Как показали результаты исследования Ассоциации Менеджеров, без внедрения организационно-управленческих инноваций современным компаниям в условиях жесткой глобальной конкуренции невозможно достичь коммерческого успеха в своем бизнесе.
В результате диагностического аудита деятельности строительной компании были выявлены проблемные области в системе процессов, системе планирования и процессах жизненного цикла организации. После диагностики были спроектированы модели бизнес-процессов «как есть», отражающие сложившуюся в Обществе технологию выполнения работы и «как должно быть», представляющие желаемое состояние процессов компании в будущем. Итогом стало формирование карты процессов и видов деятельности, отражающей взаимодействие процессов и четкие границы ответственности всех владельцев процессов.
Для решения идентифицированных проблем были разработаны рекомендации по внедрению организационно-управленческих инноваций в деятельность строительной компании, включающие: оптимизацию
организационной структуры, внедрение многоуровневой системы планирования проектов (сетевое планирование), а также автоматизацию системы управления компании.
Оптимизация организационной структуры предприятия будет способствовать повышению эффективности деятельности сотрудников, исключению дублирования функциональных обязанностей и зон безответственности, усилению внутренней конкуренции персонала.
Внедрение многоуровневой системы планирования позволит компании спланировать строгую последовательность работ с учетом их взаимозависимости, определить критические работы, перенос сроков по которым будет приводить к процедуре перепланирования проекта, в том числе и изменения его ресурсного обеспечения. Применение сетевого планирования обеспечит своевременное выполнение и закрытие проектов, улучшение имиджа компании, сокращение числа выписываемых предписаний и штрафных санкций, позиционирование организации в качестве социально-ответственной компании, сохранение существующих и привлечение новых заказчиков.
Автоматизация систем управления с помощью таких программных комплексов, как Глонасс, Гранд-Смета и 1С:Управление строительной организацией, позволит компании повысить свою финансовую устойчивость: минимизировать риски убытков вследствие хищения и потери товарноматериальных ценностей, нецеленаправленных сливов горюче-смазочных материалов, простоев техники.
Целесообразность применения данных рекомендаций была определена путем расчета потенциальной эффективности каждой из предложенных организационно-управленческих инноваций. При расчете экономической
эффективности во внимание были приняты риски, реализация которых может оказать существенное воздействие на результат внедрения инноваций в строительной компании. При условии отсутствия влияния выявленных внутренних и внешних рисков внедрение рекомендованных организационных и управленческих нововведений существенно повысит результативность и эффективность деятельность компании.
Практическая значимость работы заключается в непосредственном применении строительной компанией разработанных рекомендаций для совершенствования процессов и системы управления в целом.
1. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 446 с.
2. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. Совместная публикация ОЭСР и СБЕС. 3-е изд. - М.: ЦИСН, 2010. - 107 с.
3. Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М.. Инновационный менеджмент. Учебник / Под ред. С. Д. Ильенковой, - М.: Юнити, 1997 г. - 195с.
4. Управление инновационными проектами: учеб. пособие / В.Л. Попов, Н.Д. Кремлев, В.С. Ковшов; Под ред. В.Л. Попова - М.: НИЦ ИНФРА- М, 2014. - 336 с.
5. Афонин И.В. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. - М.: Гардарика, 2005. - 224 с.
6. Асаул А. Н. Организация предпринимательской деятельности: учебник. - СПб.: АНО ИПЭВ, 2009. -336 с.
7. Забродин А. Ю. Стратегии и принципы инновационного управления компаниями инвестиционно-строительной сферы // Молодой ученый, 2011. - №8. - С. 130-132.
8. Асаул А.Н., Карпов Б.М., Перевязкин В.Б., Старовойтов М.К. Модернизация экономики на основе технологических инноваций. - СПб: АНО «ИПЭВ», 2008. - 606 с.
9. Шамина Л.К. Методология и методика инновационными процессами на предприятии: Монография / - СПб: Институт бизнеса и права, 2011 - 190 с.
10. Суслов В.И., Ибрагимов Н.М., Талышева Л.П., Цыплаков А.А. Эконометрия: учеб.пособие. - Новосибирск: Издательство СО РАН, 2005. - 744 с.
11. Ваганов П. И. Теоретические и методологические основы инновационного управления и управленческих инноваций [Текст] : автореф. дис. д-ра экон. наук / П. И. Ваганов. СПб., 2003. 39 с.
12. Хрищев, Е. И. Менеджмент фирмы : учебник / Е. И. Хрущев ; Молд. экон. акад. - Кишинев : Издательство МЭА, 1997. - 395 с.
13. Левитская А.П., Дьякон Н.П. Сущность и методы совершенствования организационно-управленческих инноваций // Экономический вестник университета. Сборник научных трудов ученых и аспирантов, 2013. № 21(1). С.18-35.
14. Амосов А. Вопросы перехода к инновационному типу воспроизводства / А. Амосов // Экономика. - Экономический вестник университета хмельницкого национального университета, 2010. № 5, T. 3- С. 23-32.
15. Национальный доклад «Организационно-управленческие инновации: развитие экономики, основанной на знаниях» / Под ред. С.Е. Литовченко. -М.: Ассоциация Менеджеров. -2008. -104 с.
16. Федоров О.В. Перспективы и условия внедрения новшеств / О.В. Федорова. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 324 с.
17. Войнаренко М.П. Инновационное развитие промышленных предприятий: анализ и оценки: монография / М.П. Войнаренко, А.В. Череп, Л.Г. Олейникова, О.В. Череп. - Хмельницкий : ХНУ, 2010. - 444 с.
18. Чечурина М.Н. Новые подходы к инновационному менеджменту. Вестник МГТУ, 1998. № 1, T. 1- С. 117-124
19. Пилипенко П.П. Конкурентоспособность отечественных промышленных предприятий в условиях их перехода на инновационный тип развития / Вестник Московского университета имении С.Ю.Витте, 2012. №1 . С.5.
20. Усик Н.И. Проблема модернизации управления российскими предприятиями./ Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты.Сборник научных статей. Вып.9/Под общей реакцией проф.В.В.Тумалева. - СПб.: НОУ ВПО Институт бизнеса и права, 2010. - с.217- 221
21. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: теория и практика: учебное пособие для вузов. - М: Аспект Пресс, 2008. - 415 с.
22. Чечурина М.Н. Управленческие инновации как неовеществленный фактор экономического развития общества [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://itc.mstu.edu.ru/ www/ntk2002.nsf/all/ (20 апреля 2015 г.).
23. Полякова И. Инновационная деятельность, или как увеличить прибыль предприятия в кризис [Электронный ресурс]. - 2015.- Режим доступа: http://fd.ru/articles/39396-innovatsionnaya-deyatelnost-iH-kak-uveHcbIt- pribyl-predpriyatiya-v-krizis#ixzz3MAW6powm.
24. Чуева З.И. О терминологии и классификации инноваций // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2014. - №16. - С.13-18.
25. Аметов В.А., Леонтьев K.M., Тешабаев А.Э., Усеинов С.Э. Проблемы и модели внедрения новых управленческих технологий // Вестник ТГАСУ. - 2006. -№>12. -С.16-17.
26. Обзор рынка: строительная отрасль. [Электронный ресурс]. - 2016- Режим доступа: http://www.openbusiness.ru/biz/business/obzor-stroitelnogo-rynka/.
27. Российский инновационный индекс/ Под ред. Л.М.Гохберга. - М.:Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» - 2015.
28. Российский статистический ежегодник, 2016:Стат.сборник. - М.:Росстат, 2016.
29. Румянцев А.А. Возможности инновационного развития в регионе / А.А. Румянцев. Экономист. - 2004. — 247 с.
30. Гилей Ю.М., Фотеев Ю.В. Портфельный подход в управлении инновационным развитием компании // Креативная экономика. — 2011. — № 8 (56). — с. 41-47.
31. Бетилгириев М.А., Дацаева Р.Ш. Концептуальные подходы обеспечения устойчивого развития предприятия как хозяйствующего субъекта экономики региона [Электронный ресурс]. - 2016.- Режим доступа: http://www.uecs.ru/uecs-37-372012/item/ 982-2012-01-26-08-56-08.
32. Гурков И. Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность. Очерки развития российских предприятий. - М.: ТЕИС, 2003. - 236 с
33. Вертакова Ю.В., Симоненко Е.С. Управление инновациями: теория и практика:учеб.пособие. — М.: Эксмо, 2008. — 432 с.
34. Инновационная Россия 2020. Стратегия инновационного развития РФ. [Электронный ресурс]. - 2016.- Режим доступа: http://cluster.hse.ru/cluster.
35. Медынский В.Г., Ильдеменов С.В. Реинжиниринг инновационного предпринимательства: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. В.А. Ирикова. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 414 с.
36. Киселева В.Н. Особенности организационно-управленческих инноваций на отечественных предприятиях // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. - 2015. - № 2 (64). - С. 13-18.
37. Создание системы управления и моделирования бизнес-процессов
(базовый функционал) в ОАО «Газпром Нефть» [Электронный ресурс]. - 2016- Режим доступа: http://www.i-love-bpm.ru/files/event/2014/forum2014/b2-
forum2014-process-office-gazprom-antonov.pdf
38. Горевая Е.С. Организационно-управленческие аспекты инновационной деятельности промышленных предприятий. Мир экономики и управления. .- М: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет. - 2006. - №1. - С. 13-18.
39. Официальный сайт компании Laing O’Rourke [Электронный ресурс]. - 2016.- Режим доступа: http://www.laingorourke.com/
40. Официальный сайт компании HOCHTIEF [Электронный ресурс]. - 2016.- Режим доступа: http://www.hochtief.com/hochtief en/Q.jhtml
41. Роберт Б. Такер. Инновации как формула роста. Новое будущее ведущих компаний. - М.: Олимп-бизнес, 2006. - 224 с.
42. Damanpour F., Aravind D. Managerial Innovation: Conceptions, Processes, and Antecedents. Management and Organization Review. - 2001. - Vol. 8, №2. - P. 423 - 454.
43. Birkinshaw, J., Hamel, G., & Mol, M. Management innovation. Academy of Management Review. - 2008. - Vol. 33, №4. - P. 825 - 845.
44. Angle, H. L., Van de Ven, A. H. Suggestions for managing the innovation journey. Research on the management of innovation. - Oxford: Oxford University Press, 2000. - P.663-697.
45. Burns, T., & Stalker, G. M. The management of innovation. London: Tavistock Publications, 1961. - P.193-199.