Период изготовления: июнь 2022 года.
Учебное заведение: .
Есть доклад и презентация к защите.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МАЛОИМУЩИХ ГРАЖДАН 6
1.1 Понятие и сущность социальной поддержки малоимущих граждан 6
1.2 Адресное социальное пособие 12
2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ МАЛОИМУЩИМ ГРАЖДАНАМ 17
2.1 Виды государственной социальной помощи и категория получателей 17
2.2 Условия предоставления государственной социальной помощи 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
Цель исследования – на основе комплексного анализа современных мер государственной поддержки малоимущих граждан определить наиболее актуальные и проблематичные вопросы в данной сфере.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
исследовать понятие и сущность социальной поддержки малоимущих граждан;
проанализировать адресное социальное пособие;
охарактеризовать виды государственной социальной помощи и категории ее получателей;
исследовать условия предоставления государственной социальной помощи.
Методы основы исследования. В процессе написания данной работы использовались формально-логический метод, сравнительный метод, метод анализа, синтеза и иные методы научного познания.
Теоретическая и практическая значимость исследования. На основе комплексного анализа в рамках написания настоящей выпускной квалификационной работы были выявлены наиболее актуальные проблемы правового регулирования и правоприменения в части государственной социальной помощи, получение которой гарантировано в России.
Результаты настоящего исследования могу быть использованы в качестве основы для проведения углубленного изучения проблематики государственной социальной политики в части определения круга лиц, оснований и условий предоставления государственной социальной помощи населению.
Структура работы определена, исходя из поставленных задач. Работа включает в себя введение, основную часть, разделенную на две главы, включающих четыре параграфа, заключение и список использованных источников.
Социальные пособия в России имеют адресный характер, хотя правовое регулирование не предполагает выделение конкретных получателей. Специфика адресных социальных пособий проявляется в том, что определенный обязательный минимум гарантируется на уровне федерального законодательства всем гражданам государства. Регионы наделены самостоятельного определения размера, условий, порядка назначения и выплаты адресных социальных пособий с учетом проблем регионального характера, а также с учетом возможностей соответствующих бюджетов. Кроме того, возможность установления дополнительных видов социальных пособий существует для местного уровня, то есть отдельные муниципальные образования также вправе, исходя из возможностей местных бюджетов, определять адресные выплаты для отдельных категорий населения.
Действующее российское законодательство предусматривает несколько видов государственной социальной помощи, которая может оказываться в виде денежных средств по тем или иным основаниям или в предоставлении помощи в натуральном виде. Изменение государственной социальной политики в последние годы стало причиной смещения акцент при определении круга лиц, получающих государственную социальную помощь.
Основной акцент государство делает на лиц с детьми и на развитие системы социального контракта, как способа стимулирования населения к получению дохода.
Анализ действующего законодательства и судебной правоприменительной практики позволил сделать вывод, что критерии определения нуждаемости в получении государственной социальной помощи, нуждаются в пересмотре применительно к пенсионерам, чем размер пенсии ниже прожиточного минимума. Во-первых, следует изменить подход к определению состава расходов, учитываемых при определении прожиточного минимума, сделав его более адекватным и обеспечивающим возможность жить, а не выживать.
Во-вторых, применительно к выплате доплаты к пенсии следует исходить из стабильности получаемого дохода, а также его размера. Временное трудоустройство, трудоустройство на условиях неполного рабочего дня, неполной заработной платы и тому подобное, позволят лишь временно получить дополнительный доход. Регистрация в качестве индивидуального предпринимателя вообще не гарантирует получение дохода, тем более стабильного. Все эти обстоятельства следует учитывать при решении вопроса о возможности получения государственной социальной помощи. При повышении размера прожиточного минимума до адекватного, вторая проблема также будет решена.
Условия, определяющие наличие права на получение государственной социальной помощи, могут существенной отличаться в зависимости от характера помощи и категории получателя. В целом подобная дифференциация оправдана.
Однако в некоторых случаях условия предоставления государственной помощи дифференцированы необоснованно, что может стать причиной нарушения прав граждан. Следовательно, законодательство в данной части нуждается в совершенствовании, чего можно достигнуть за счет максимально возможной унификации условий, определяющих наличие права на получение государственной социальной помощи.
Проведенное исследование также позволило выявить проблему недостаточной проработанности норм права, регламентирующих определение объективных условий, препятствующих гражданину в возможности осуществления деятельности, приносящей доход, что позволило обеспечивать достойный уровень жизни. В данной части законодательство нуждается в совершенствовании за счет разработки и нормативного закрепления оснований, наличие которых рассматривается, как позволяющее признавать гражданина нуждающимся в получении государственной социальной помощи. В число данных оснований следует включить наличие нетрудоспособных иждивенцев и наличие социально значимых заболеваний, в частности, сахарного диабета.