Введение 3
Глава I. Общие положения о ненадлежащей рекламе.
§1. Понятие, признаки, виды и система правового регулирования рекламы... 5
§2. Понятие, правовая и экономическая характеристика ненадлежащей рекламы 19
Глава II. Виды ненадлежащей рекламы.
§1. Особенности недобросовестной рекламы 33
§2. Особенности недостоверной рекламы 40
Глава III. Ответственность за ненадлежащую рекламу.
§1.Гражданско-правовая ответственность за ненадлежащую рекламу 49
§2. Публично-правовая ответственность за ненадлежащую рекламу 52
Заключение 68
Список использованных нормативно - правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 70
В современное время эффективное осуществление экономической деятельности и нормальное существование конкуренции практически невозможно без рекламы. Реклама является одним из важнейших рычагов продвижения товаров, работ и услуг от изготовителя или продавца к потребителю путем информирования последнего о качествах и преимуществах рекламируемого объекта. Реклама привлекает внимание потребителя, создает популярность определенного объекта рекламирования, однако реклама не всегда является надлежащей. Ненадлежащая реклама может не только нанести ущерб конкуренции, рынку, но также способна ввести потребителей в заблуждение, причинить вред их здоровью, имуществу, окружающей среде. Поэтому, как и всякий институт права, реклама нуждается в правовой регламентации. Существует перечень правовых норм, с помощью которых возможно признать рекламу ненадлежащей, приостановить ее распространение и воздействие на потребителей; а также применить меры ответственности за несоблюдение законодательства о рекламе, дабы пресечь нарушение норм в будущем, наказать правонарушителя и компенсировать причиненный рекламой ущерб.
Таким образом, вышеизложенное указывает на актуальность выбранной мною темы. С развитием рынка возрастает значимость и важность регулирования рекламы в современном обществе.
Цель дипломной работы заключается в формировании целостного представления о ненадлежащей рекламе как о специфической правовой категории, об особенностях ее правовой природы, в рассмотрении подходов к видам ненадлежащей рекламы, а также изучении юридических нюансов привлечения к ответственности субъектов за ее использование.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. определить понятие, признаки, виды рекламы;
2. обозначить систему правового регулирования рекламы;
3. раскрыть понятие ненадлежащей рекламы, ее правовую и экономическую характеристики;
4. рассмотреть требования, предъявляемые к рекламе;
5. раскрыть сущность недобросовестной рекламы;
6. рассмотреть особенности недостоверной рекламы;
7. рассмотреть гражданско-правовую ответственность,
устанавливаемую за нарушение законодательства о рекламе;
8. раскрыть публично-правовую ответственность за нарушение требований законодательства о рекламе.
При написании дипломной работы были использованы методы: системно-структурный анализ, сравнения, системный, обобщения, индукции, дедукции.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся по поводу ненадлежащей рекламы.
Предметом исследования выступает законодательство Российской Федерации, иные нормативно-правовые акты, материалы судебной и административной практики, специальная литература, регулирующие правовую природу ненадлежащей рекламы.
При написании дипломной работы автор опирался на нормативно-правовые акты, труды российских правоведов: Ершовой И. В., Отнюковой Г. Д., Жилинского С. Э., Беляевой, О. А., Алексеевой Д. Г., Андреевой Л. В., Тотьева К. Ю., Гущина В. В.; Дмитриева Ю. А., Кислицына А. А., Куликовой Ю. С., Мишиной Ю. Ю. и материалы судебной и административной практики.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной и административной практики и специальной литературы.
В первой главе были рассмотрены понятие, признаки, виды и система правового регулирования рекламы, а также понятие, правовая и экономическая характеристика ненадлежащей рекламы.
Во второй главе были рассмотрены особенности, присущие недобросовестной рекламе, и характерные особенности недостоверной рекламы.
В третьей главе были рассмотрены гражданско-правовая ответственность за ненадлежащую рекламу и публично-правовая ответственность за ненадлежащую рекламу.
Подводя итог сказанному, хотелось бы в очередной раз отметить важность регулирования института рекламы и установления рекламных требований для пресечения и превенции ненадлежащей рекламы.
Проанализировав содержание данной работы, приходим к следующим основным выводам:
1. Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, направленная на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования, создание или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Законодатель установил, какая информация даже при наличии всех вышеуказанных выше признаков не может быть признана рекламой. Также ВАС РФ в своем постановлении были даны разъяснения на этот счет. Реклама может делиться на виды по различным основаниям, например, на надлежащую и ненадлежащую.
2. Реклама регулируется такими нормативно-правовыми актами, как: Конституция РФ, федеральные законы, акты Президента РФ и Правительства РФ, акты ведомств, нормативно-правовые акты судов, законы субъектов РФ, акты органов местного самоуправления. Основным законом, регулирующим рекламу, признается ФЗ № 38-ФЗ «О рекламе».
3. Ненадлежащая реклама - реклама, не соблюдающая требования рекламного законодательства РФ. Законом установлены общие и специальные требования относительно рекламы, а также отдельно оговорены требования добросовестности и достоверности рекламы.
4. Недобросовестная реклама по закону раскрывает через требования, предъявляемые в рекламе, указанные в ч. 2 ст. 5 ФЗ № 38-ФЗ. Недобросовестная реклама - это реклама, создающая безосновательное преимущество рекламируемого объекта перед иными объектами на рынке путем некорректного сравнения объектов, ухудшения деловой репутации иного лица, подмены собой рекламой иного объекта и так далее.
5. Недостоверная реклама также раскрывается через требования. Они обозначены в ч. 3 ст. 5 ФЗ № 38-ФЗ. Такая реклама содержит: информацию не в полном объеме; не соответствующую действительности; вводящую в заблуждение относительно характеристик объекта и так далее.
6. За нарушения требований законодательства о рекламе может
устанавливаться гражданско-правовая и публично-правовая
(административно-правовая) ответственности.
7. Обращаться за применением мер гражданско-правовой ответственности могут физические и юридические лица. Мерами, применяемыми к нарушителю, признаются публичное опровержение недостоверной рекламы (контрреклама), возмещение убытков (возмещение морального вреда, взыскание упущенной выгоды, возмещение вреда, причиненного здоровью или имуществу лица).
8. Административно-правовую ответственность осуществляет Федеральная Антимонопольная Служба Российской Федерации. Деятельность ФАС России подробно регламентирована федеральными законами, регламентами и положениями. Непосредственно само дело о нарушении рекламой требований рассматривает Комиссия по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе под руководством Председателя Комиссии.
9. КоАП РФ содержит в себе статьи, при нарушении которых к нарушителю применяются меры ответственности. Меры ответственности устанавливаются в отношении рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя и к ним могут быть отнесены: контрреклама, административный штраф, арест, приостановление деятельности и другие. В ходе дела учитываются смягчающие и отягчающие обстоятельства, а также правонарушение может быть признано малозначительным.
10. Все решения, действия (бездействие), осуществляемые в ходе рассмотрения и разрешения дела о нарушении рекламой требований, возможно обжаловать в досудебном (внесудебном) либо в судебном порядке.
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской
федерации [Текст]// Российская газета. - 1993.
2. Российская Федерация. Законы. "О рекламе". [Текст]: [федеральный
закон: 13.03.2006 N 38-ФЗ] // Российская газета, 2006. - N 51.
3. Российская Федерация. Законы. "О рекламе". [Текст]: [федеральный
закон: 18.07.1995 N 108-ФЗ] // Российская газета, 1995. - N 142.
4. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. [Текст]: [федеральный закон: от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ] // Собрание Законодательства РФ, 1994. - N 32. - Ст. 3301.
5. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. [Текст]: [федеральный закон: 26.01.1996 N 14- ФЗ] // Собрание Законодательства РФ, 1996. - N 5. - Ст. 410.
6. Российская Федерация. Законы. "О защите прав потребителей". [Текст]: [закон: 07.02.1992 N 2300-1] // Российская газета, 1996. - N 8.
7. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации. [Текст]: [федеральный закон: 13.06.1996 N 63-ФЗ] // Собрание Законодательства РФ, 1996. - N 25.- Ст. 2954.
8. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. [Текст]: [федеральный закон: от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ] // Собрание Законодательства РФ, 1994. - N 32. - Ст. 3301.
9. Российская Федерация. Законы. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. [Текст]: [федеральный закон: от 24.07.2002 N 95- ФЗ] // Российская газета, 2002. - N 137.
10. Российская Федерация. Законы. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. [Текст]: [федеральный закон: от 14.11.2002 N 138- ФЗ] // Российская газета, 2002. - N 220.
11. Российская Федерация. Законы. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. [Текст]: [федеральный закон: от 30.12.2001 N 195-ФЗ] // Российская газета, 2001. - N 256.
12. Российская Федерация. Законы. О банках и банковской деятельности. [Текст]: [федеральный закон: от 02.12.1990 № 395-1] // Российская газета, 1996. - N 27.
13. Российская Федерация. Законы. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации. [Текст]: [федеральный закон: от 02.05.2006 N 59-ФЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации, 2006. - N 19. - Ст. 4196.
14. Российская Федерация. Законы. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. [Текст]: [федеральный закон: от 29.12.2010 N 436-ФЗ] // Российская газета, 2010. - N 297.
15. Российская Федерация. Законы. О государственном языке РФ. [Текст]: [федеральный закон: от 01.06.05 № 53-ФЗ] // Российская газета, 2005. - N 120.
16. Российская Федерация. Законы. О защите конкуренции. [Текст]:
[федеральный закон: от 26.07.2006 №135-ФЗ] // Российская газета, 2006. - N 162.
17. Российская Федерация. Законы. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях. [Текст]: [федеральный закон: от 11.08.1995 №135-ФЗ] // Собрание Законодательства РФ. - 1995. - N 33. - Ст. 3340.
18. Российская Федерация. Постановления. Об утверждении Положения о государственном надзоре в области рекламы [Текст]: [постановление Правительства: от 20.12.2012 N 1346] // Российская Газета. - 2012. - 298.
19. Российская Федерация. Постановления. Об утверждении Правил
рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. [Текст]: [постановление Правительства: от 17.08.2006 N 508] //
Российская Газета. - 2006. - 185
20. Российская Федерация. Указы. О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы. [Текст]: [указ Президента РФ: от 17.02.1995 N 161] // Российская Газета. - 1995. - 39.
21. Российская Федерация. Положения. О Федеральной антимонопольной службе. [Электронный ресурс] : утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 331 // СПС «Консультант Плюс». (Дата обращения 14.05.2016).
22. Российская Федерация. Положения. О территориальном органе
Федеральной антимонопольной службы.[Электронный ресурс] : утв. приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 // СПС «Консультант Плюс». (Дата обращения 14.05.2016).
23. ГОСТ Р 52044-2003. Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения [Текст]. - Введ. 2003-04-22. - М.: Изд-во стандартов. - 2003.
24. Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе [Текст] : утв. Правительством РФ 17.08.2006. - Российская газета. - 2006. - N 185.
25. Регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению
государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. [Текст] : (от 23.11.2012 N 711/12) "Бюллетень нормативных актов
федеральных органов исполнительной власти", N 26, 01.07.2013
26. FTC Policy Statement on Unfairness. [Electronic resource]. - URL:
https://www.ftc.gov/public-statements/1980/12/ftc-policy-statement-unfairness.(Дата обращения 14.05.2016).
27. Решение Казанской городской Думы от 26.11.2009 №9-44 «О размещении
рекламных конструкций в городе Казани» - URL:
http://www.kzn.ru/old/page13967.html(Дата обращения: 27.04.16).
28. Письмо ФАС России от 28.08.2012 N АК/27944 "О защите детей в рекламе" / СПС «Консультант Плюс»
29. Письмо ФАС России от 05.04.2010 N АК/9402 "О разграничении понятий вывеска и реклама" / СПС «Консультант Плюс».
II. Материалы судебной и административной практики.
30. Постановление Конституционного Суда РФ № 4-П "По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 года "О рекламе" // Российская газета. - 1997.
31. Определение Конституционного Суда РФ от 06.03.2003г. № 119-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лазарева Владимира Ивановича на нарушение его конституционных прав положениями статей 28 и 292 Гражданского кодекса Российской Федерации". [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://base.garant.ru, свободный. (Дата обращения 11.05.2016).
32.Определение Верховного Суда РФ от 18.04.2016 № 302-КГ16-2589 по делу № А19-5881/2015. [Электронный ресурс] / Режим доступа: СПС «Консультант Плюс». (Дата обращения 11.05.2016).
33. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 № 16 (ред. от 09.02.2012) "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" // Российская Газета. - 2010. - № 132.
34. Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.04 № 10 "О некоторых
вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях". [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://rospravosudie.com, свободный. (Дата обращения
11.05.2016).
35. Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" // Вестник ВАС РФ. - 2012. - № 12.
36. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" // "Вестник ВАС РФ". - № 2. - 1999.
37. Решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 15.10.2012 по
делу № 33а-12/496/2012. [Электронный ресурс] / Режим доступа:
https://rospravosudie.com, свободный. (Дата обращения 11.05.2016).
38. Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 29.05.2012 по делу
№77-678/2012. [Электронный ресурс] / Режим доступа:
https://rospravosudie.com, свободный. (Дата обращения 11.05.2016).
39.Обобщение судебной практики по рассмотрению споров, связанных с применением положений Федерального закона «О рекламе», утвержденное постановлением Президиума Арбитражного Суда Республики Марий Эл от 14 мая 2012 года № 23/12. [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.mari-el.arbitr.ru, свободный. (Дата обращения 11.05.2016).
40. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказскогоокруга от 09.08.10 по делу №А63-19829/2009. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://tppchr.ru, свободный. (Дата обращения 11.05.2016).
41. Постановление Федерального Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 декабря 2010 г. по делу № А63-5083/2010. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://rdelo.ru, свободный. (Дата обращения 11.05.2016).
42. Постановление Одиннадцатого Арбитражного Апелляционного Суда от
24.12.2012 по делу № А65-24653/2012. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://rospravosudie.com, свободный. (Дата обращения
11.05.2016).
43. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от
06.02.2009 по делу №А56-27621/2008. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://resheniya-sudov.ru, свободный. (Дата обращения
11.05.2016).
44. Постановление Одиннадцатого Арбитражного Апелляционного Суда от
01.12.2011 по делу №А55-8744/2011. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://rospravosudie.com, свободный. (Дата обращения
11.05.2016).
45. Постановление Восемнадцатого Арбитражного Апелляционного Суда от
09.03.2011 по делу № А07-20618/2010. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://rospravosudie.com, свободный. (Дата обращения
11.05.2016).
46. Апелляционное определение Волгоградского областного суда от
09.07.2015 по делу № 33-7623/15. [Электронный ресурс] / Режим доступа: СПС «Консультант Плюс». (Дата обращения 11.05.2016).
47. Решение Арбитражного Суда Свердловской области от 30.01.2007 по делу
№ А60-1177/07-С9. [Электронный ресурс] / Режим доступа:
https://rospravosudie.com, свободный. (Дата обращения 06.05.2016).
48. Решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.01.2009 по делу № А76-28159/2008-53-711/72. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://zakon-region.ru, свободный. (Дата обращения 11.05.2016).
49. Решение Арбитражного Суда Республики Татарстан от 03.09.2012 по делу №А65-19639/2012. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://rospravosudie.com, свободный. (Дата обращения 06.05.2016)
50. Решение Арбитражного Суда Алтайского Края от 27.09.2012 по делу№ А03-7483/2012. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://rospravosudie.com, свободный. (Дата обращения 06.05.2016).
51. Решение Арбитражного Суда Ставропольского Края от 21.10.2014 поделу№ А63-9114/2014. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://rospravosudie.com, свободный. (Дата обращения 06.05.2016).
52. Решение Арбитражного Суда Самарской Области от 07.07.2014 по делу №А55-10627/2014. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://rospravosudie.com, свободный. (Дата обращения 06.05.2016).
53. Решение Арбитражного Суда Саратовской Области от 02.09.2015 по делу №А57-12104/2015. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://rospravosudie.com, свободный. (Дата обращения 11.05.2016).
54. Решение Арбитражного Суда Волгоградской Области от 26.11.2013 по
делу № А12-26373/2013. [Электронный ресурс] / Режим доступа:
https://rospravosudie.com, свободный. (Дата обращения 06.05.2016).
55. Решение Арбитражного Суда Республики Саха от 08.02.2011по делу №А58-76082010. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://rospravosudie.com, свободный. (Дата обращения 06.05.2016).
56. Решение Арбитражного Суда г. Москвы от 05.08.2013 по делу № А40-
108922/2013. [Электронный ресурс] / Режим доступа:
https://rospravosudie.com, свободный. (Дата обращения 06.05.2016).
57. Решение Арбитражного Суда Удмуртской Республики от 21.11.2008 по
делу № А71-6963/2008. [Электронный ресурс] / Режим доступа:
https://rospravosudie.com, свободный. (Дата обращения 06.05.2016).
58. Решение Арбитражного Суда Удмуртской Республики от 09.10.2014 по делу №А71-9025/2014. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://rospravosudie.com, свободный. (Дата обращения 08.05.2016).
59. Решение Арбитражного Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от
08.07.2013 по делу№ А81-1774/2013. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://rospravosudie.com, свободный. (Дата обращения
08.05.2016).
60. Решение по делу об административном правонарушении Забайкальского Краевого Суда от 16.07.2012 по делу № 7-21-111-2012. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://rospravosudie.com, свободный. (Дата обращения 08.05.2016).
61. Решение Арбитражного Суда Республики Марий Эл от 11.11.2013 по делу№ А38-4113/2013. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://rospravosudie.com, свободный. (Дата обращения 08.05.2016).
62. Решение Арбитражного Суда Ставропольского Края от 07.02.2012 поделу№ А63-7863/2010. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://rospravosudie.com, свободный. (Дата обращения 08.05.2016).
63. Решение Арбитражного Суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 17.08.2011 по делу № А56-25168/2011. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://rospravosudie.com, свободный. (Дата обращения
08.05.2016).
64. Решение Арбитражного Суда Новосибирской Области от 03.02.2009 по
делу № А45-179242008. [Электронный ресурс] / Режим доступа:
https://rospravosudie.com, свободный. (Дата обращения 08.05.2016).
65. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.12.2015 № Ф02-6942/2015 по делу № А19-5881/2015. [Электронный ресурс] / Режим доступа: СПС «Консультант Плюс». (Дата обращения 11.05.2016).
66. Решение Вахитовского районного суда г. Казани от 30.03.2015 по делу №
2-3970/2015. [Электронный ресурс] / Режим доступа:
https://rospravosudie.com, свободный. (Дата обращения 06.05.2016)
67. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.05.2010 по делу № А43- 37594/2009. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://resheniya- sudov.ru, свободный. (Дата обращения 14.05.2016).
68. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.07.2010 по делу № А38- 6363/2009. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://resheniya- sudov5.ru, свободный. (Дата обращения 14.05.2016).
69. Постановление ФАС Уральского округа от 22.06.2010 № Ф09-4745/10-С1 по делу № А50-41541/2009. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://resheniya-sudov.ru, свободный. (Дата обращения 14.05.2016).
70. Постановление ФАС Уральского округа от 14.10.2010 № Ф09-8346/10-С1 по делу № А60-7111/2010-С9. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://resheniya-sudov.ru, свободный. (Дата обращения 14.05.2016).
71. Постановление Управления ФАС по Хабаровскому краю от 24.08.2012 №
87 по делу № 4-05/97. [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://resheniya-sudov.ru, свободный. (Дата обращения 14.05.2016).
72. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.03.2010 по делу № А29- 1325/2009. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://resheniya- sudov.ru, свободный. (Дата обращения 14.05.2016).
73. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 03.06.2010 по делу № А29- 13105/2009. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://resheniya- sudov.ru, свободный. (Дата обращения 14.05.2016).
74. Постановление ФАС Поволжского округа от 28.05.09 по делу №А55- 15547/2008. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://resheniya- sudov.ru, свободный. (Дата обращения 14.05.2016).
75. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.11.2010 по делу № А43-
6803/2010. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://rdelo.ru,
свободный. (Дата обращения 14.05.2016).
76. Постановление Мурманского УФАС РФ от 12.11.2015 по делу № 08-05¬15/29. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://solutions.fas.gov.ru, свободный. (Дата обращения 14.05.2016).
77. Постановление Кировского УФАС России от 29.03.2016 по делу № 38р-
16/75-04-15р. [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://solutions.fas.gov.ru, свободный. (Дата обращения 14.05.2016).
78. Постановление Забайкальского УФАС России от 14.01.2016 по делу № 82/02-06. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://solutions.fas.gov.ru, свободный. (Дата обращения 14.05.2016).
79. Постановление Ставропольского УФАС РФ от 14.01.2015 по делу №889.
[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://solutions.fas.gov.ru,
свободный. (Дата обращения 14.05.2016).
80. Постановление Краснодарского УФАС РФ от 23.10.2015 по делу № 143 Р- А/2015. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://solutions.fas.gov.ru, свободный. (Дата обращения 14.05.2016).
81. Постановление Мордовского УФАС РФ от 26.04.2016 по делу № 118/4- р/адм. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://solutions.fas.gov.ru, свободный. (Дата обращения 14.05.2016).
82. Постановление Кемеровского УФАС РФ от 24.05.2016 по делу № 152/09-
АДМ-2016. [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://solutions.fas.gov.ru, свободный. (Дата обращения 14.05.2016).
83. Постановление Башкортостанского УФАС России от 16.04.2015 по делу
№ АР-26-15. [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://solutions.fas.gov.ru, свободный. (Дата обращения 14.05.2016).
84. Постановление Мурманского УФАС РФ от 18.11.2015 по делу № 08-05¬15/30. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://solutions.fas.gov.ru, свободный. (Дата обращения 14.05.2016).
85. Постановление Московского областного УФАС России от 06.04.2015 по
делу № 08-28/А81-15. [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://solutions.fas.gov.ru, свободный. (Дата обращения 14.05.2016).
86. Постановление Челябинского УФАС РФ от 17.02.2016 по делу № 05-
14.3ч.1/16. [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://solutions.fas.gov.ru, свободный. (Дата обращения 14.05.2016).
87. Постановление Алтайского краевого УФАС РФ № 54 от 28.08.2015 по делу №155-АД(Р)08-15. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://solutions.fas.gov.ru, свободный. (Дата обращения 14.05.2016).
88. Постановление Челябинского УФАС РФ от 03.12.2015 по делу № 77-
14.3ч.1/15. [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://solutions.fas.gov.ru, свободный. (Дата обращения 14.05.2016).
III. Специальная литература.
89. Алексеева, Д.Г., Андреева, Л.В., Андреев, В.К. Российское
предпринимательское право: учебник / Под ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. [Текст]. - М.: Велби, Проспект. - 2010.
90. Беляева, О.А. Предпринимательское право: учебное пособие / под ред. В.Б. Ляндреса - 2-е изд., испр. и доп. [текст]. - М.: Контракт, Инфра-М. - 2009.
91. Большая Советская Энциклопедия [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://bse.sci-lib.com/article096325.html, свободный. (Дата обращения
26.02.2016).
92. Гущин, В.В.; Дмитриев, Ю.А. Российское предпринимательское право: Учебник. / В.В. Гущин; Ю.А. Дмитриев. [Текст]. - М.: Эксмо. - 2005.
93. Жилинский, С. Э. Предпринимательское право (правовая основа
предпринимательской деятельности): учеб.для вузов [Текст] / С. Э. Жилинский. — 8-е изд., пересмотр, и доп. - М.: Норма. - 2007. - 944с.
94. Ершова, И. В., Отнюкова Г. Д. Российское предпринимательское право: Учебник [Текст] / Отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. - 4-е изд. - М.: Проспект. - 2012.
95. Кислицын, А. А. Ненадлежащая реклама: Статья. / А. А. Кислицын
[Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3050, свободный. (Дата обращения 26.02.2016).
96. Куликова Ю.С. Ненадлежащая реклама как форма недобросовестной конкуренции [Электронный ресурс] :Дис. ... канд. Юрид. Наук : 12.00.03 . -М.: РГБ, 2003 (Из фондов Российской Государственной библиотеки).
97. Мишина, Ю.Ю. Теоретико-методологические проблемы
социологического изучения рекламы в прессе. [Текст] :дисс. ... канд. соц. наук. — М., 1996.
98. Тотьев К. Ю. Статья: Ненадлежащая реклама и недобросовестная конкуренция: коллизия составов и способы ее устранения [Текст]. - М.: Законы России: опыт, анализ, практика. - № 10. - 2009.