Проведено экспериментальное исследование.
Выборку составили 20 детей старшего дошкольного возраста – от 5 до 6 лет.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложения (результаты эксперимента в табличном виде).
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения особенностей развития воображения у детей дошкольного возраста 5
1.1 Сущность воображения как психического познавательного процесса 5
1.2 Виды и функции воображения 8
1.3 Особенности развития воображения в дошкольном возрасте 13
Выводы по первой главе 18
Глава 2 Диагностика воображения детей старшего дошкольного возраста 19
2.1 Процедура диагностики 19
2.2 Анализ результатов исследования 22
Выводы по второй главе 28
Заключение 29
Список использованных источников 31
Приложение 34
У дошкольника познание действительности происходит не в понятийной, а в наглядно-образной форме, усвоение которой подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствующей развитию у него воображения. Воображение является одним из основных новообразований дошкольного возраста. Особенно активно, оно начинает развиваться в старшем дошкольном возрасте. Воображение складывается в процессе жизни ребёнка, в его деятельности, под определяющим влиянием условий жизни, обучения и воспитания.
Степень изученности проблемы. Сущность воображения раскрыта в научных трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, В.Д. Щадрикова и др. Виды и функции воображения охарактеризованы в работах Н.Ф. Блехер, А.В. Запорожца, Е.П. Ильина и др. Проблема развития воображения в дошкольном возрасте проанализирована в исследованиях Т.В. Панченко, Е.С. Карташовой и др.
Цель исследования – изучить особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста и провести диагностическое исследование.
Задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты развития воображения у детей дошкольного возраста.
2. Подобрать диагностические методики по определению уровня развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Применить в работе с детьми старшего дошкольного возраста подобранные диагностические методики и проанализировать полученные результаты в рамках исследования.
Гипотеза исследования: предполагается, что у детей старшего дошкольного возраста воображения развито в основном на среднем и низком уровне, что требует специальной развивающей работы.
Объект исследования – воображение дошкольников.
Предмет исследования – изучение особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений, использовались следующие методы исследования: теоретические – изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; эмпирические – наблюдение; беседа; методы обработки данных эксперимента; методы качественного анализа и методы количественной обработки результатов исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- подходы к воображению как психическому познавательному процессу – Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн и др.;
- подходы к развитию воображению у детей дошкольного возраста– Н.Ф. Блехер, Д. Дьюи, В.Д. Щадриков и др.
Выборка: экспериментальную выборку составили 20 детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.
В ходе исследования было установлено, что под воображением понимают психический познавательный процесс, направленный на создание новых образов и идей, он непосредственно связан с любой формой творческой и мыслительной деятельностью человека, и его поведением в целом.
Как и все психические процессы, воображение является продуктом коры головного мозга. Воображаемые образы появляются благодаря работе правого и левого полушарий. Воображение можно разделить на активное и пассивное в зависимости от характера возникновения. Если мы не ставим никаких целей, а просто что-то придумываем и создаем случайные образы фантазии – это воображение будет пассивным. На действие это не повлияет. Если мы намеренно используем свою волю и энергию, чтобы ставить цели и фантазировать, такие продукты фантазии называются активным воображением. Одной из основных форм этого является творческое воображение.
Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, занимает большое место в его жизни, хоть и развито слабее, чем у взрослого. Сложность воображения, трудность предсказания его содержания заранее, связь воображения с настроением позволяют предположить, что механизмы воображения находятся не только в коре головного мозга, но и в самых глубоких, узких отделах мозга.
Воображение дошкольника отличается от той же функции у взрослого. Это связанно с меньшим количеством рамок, которые накладываются на фантазию в дошкольном возрасте. Особенности воображения дошкольника заключаются в том, что ребенку просто отойти от действительности, чтобы объяснить непонятный факт или явление. Это та основа, которая заполняет пока еще имеющие пробелы в знаниях и помогает лучше познать мир. В старшем дошкольном возрасте развитие воображение обусловлено интенсивным развитием мышления и других интеллектуальных процессов, существенным изменением мотивационной сферы, ориентацией на социальные отношения в мире взрослых. Как результат происходит становление особой деятельности воображения – фантазирование, ребенок осваивает приемы и средства создания новых образов, воображение приобретает произвольный характер, предполагающий создание замысла, его планирование и реализацию, воображение переходит во внутренний план, так как отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.
Предпринятое экспериментальное исследование позволило заключить, что у детей старшего дошкольного возраста воображение развито в основном на среднем и низком уровнях. Это обуславливает планирование и проведение специальной работы по развитию воображения старших дошкольников в разных видах деятельности творческого характера.
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Абакумова, А.А. Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста / А.А. Абакумова // В книге: Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием: в 4 ч. Новосибирский государственный педагогический университет, Институт детства. – 2019. – С. 3-4.
2. Блехер, Ф.Н. Психолого-педагогические основы развития креативности / Ф.Н. Блехер. – СПб.: СПГУТД, 2016. – 563 с.
3. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская; Психологический институт РАО. – Самара: Фёдоров, 2009. – 414 с.
4. Буркова, М.А. Роль воображения в современном знании / М.А. Буркова // Аллея науки. – 2018. – Т. 4. – № 4 (20). – С. 394-396.
5. Вахрушева, Л.Н. Развитие воображения у детей дошкольного возраста / Л.Н. Вахрушева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 20. – С. 7–11.
6. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление / М. Вертгеймер. – М.: АСТ, 2015. – 352 с.
7. Вишнякова, Н.Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения / Н.Ф. Вишнякова. – Минск: Поли Биг, 2015. – 240 с.
8. Выготский, Л.С. Общая психология/ Л.С. Выготский. – М.: Академия. 2016. – 847 с.
9. Гребенюк, О.С. Основы педагогики индивидуальности: учебное пособие / О.С. Гребеннюк. – Калининград: КГУ, 2017. – 572 с.
10. Данилова, А.Н. Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста / А.Н. Данилова // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 3. – С. 89.
11. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления / Пер.с англ. Н.М. Никольской. – М.: Лабиринт, 2013. – 471 с.
12. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.voppsy.ru/issues/1988/886/886052.htm (дата обращения: 26.01.2022 г.)
13. Запорожец, А.В. Игра и развитие ребенка. Психология и педагогика игры дошкольника / А В. Запорожец. – М.: Академия, 2016. – 294 с.
14. Запорожец, А.В. Путь к развитию творчества / А. В. Запорожец // Вопросы психологии. – 2012. – №11. – С. 32-38.
15. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одарённости / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2011. – 448 с.
16. Карташова, Е.С. Роль творческих способностей в развитии личности старшего дошкольника // Психологические исследования. – 2013. – №6. – С. 74-77.
17. Кузмицкая, Ю.Л. Теоретические и методологические основы общей психологии: учеб.-метод. пособие / Ю.Л. Кузмицкая, Е.Д. Мишина. – Гродно: ГрГМУ, 2013. – 149 с
18. Меерович, М.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие / М.И. Меерович, Л.И. Шрагина. – Минск: Харвест, 2013. – 432 с.
19. Панченко, Т.В. Психологические аспекты формирования творческого воображения в старшем дошкольном возрасте / Т.В. Панченко // В сборнике: Актуальные проблемы психологии в образовании. сборник научных статей. –2015. – С. 39-46.
20. Пиаже, Ж. Интеллект и сенсомоторные функции / Ж Пиаже // Избранные психологические труды: пер. с англ. и фр. – М.: Международная педагогическая академия, 2012. – 680 с.
21. Полунина, Я.И. Исследование уровня развития воображения дошкольников / Я.И. Полунина // Вестник современных исследований. – 2018. – № 10.7 (25). – С. 96-97.
22. Пронина, С.А. Возможности развития воображения детей 5 лет с общим недоразвитием речи в конструировании из бросового материала / С.А. Пронина // В сборнике : Университет XXI века : научное измерение. Материалы научной конференции научно-педагогических работников, аспирантов и магистрантов ТГПУ им. Л.Н. Толстого. – 2019. – С. 104-106.
23. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. –СПб.: Питер, 2015. – 705 с.
24. Саблина, Т.А. Развитие воображения у дошкольников в различных видах деятельности / Т.А. Саблина // В сборнике: Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен. материалы V Международной научной конференции. – 2019. – С. 344-349.
25. Ставиская, О.В. Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста / О.В. Ставиская // Столица науки. – 2020. – № 8 (25). – С. 139-146.
26. Шадриков, В.Д. Введение в психологию: способности человека / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 2002. – 160 c.
27. Шаудинис, И.В. Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / И В. Шаудинис // Вестник экспериментального образования. – 2017. – № 1. – С. 24-34.