Эстетическое воспитание учащихся средствами природы на уроках биологии (Методика обучения и воспитания по профилю Биология, Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет)
Работа носит методический характер.
Есть приложения (методические материалы).
Введение 3
Глава 1 Теоретическое обоснование эстетического воспитания школьников на уроках биологии 5
1.1 Понятие об эстетическом воспитании в практике современной школы 5
1.2. Эстетическое воспитание в курсе школьного биологического образования 11
Выводы по первой главе 17
Глава 2 Методические аспекты эстетического воспитания на уроках биологии 18
2.1 Средства эстетического воспитания на уроках биологии 18
2.2 Методы и приемы, применяемые на уроках биологии для развития эстетического сознания учащихся 22
Выводы по второй главе 30
Заключение 31
Список использованных источников 32
Приложение 35
Каждый учебный предмет решает задачи эстетического воспитания учащихся своими специфическими средствами. Своеобразную и ничем не заменимую роль в данном процессе играют биология, объектом изучения которой является живая природа во всех её многогранных связях и проявлениях. Во время школьного образования ученики должны удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы. В этот период должны сформироваться условия для самореализации личности. Роль педагогики для установления психики детей и подростков определяется становлением психических процессов, формированием деятельности и сознания. Это важно в построении учебной работы, а также в системе массового эстетического воспитания. Дети и подростки должны быть способны не только оценивать эстетические черты отдельного явления, но и пробуждать эстетический вкус процесса познания, многообразия деятельности, связанной с природой. При обучении биологии важно привлекать внимание к охране природы и улучшению окружающей среды. Для формирования духовного мира учащихся важно использовать в учебном процессе средства архитектуры, ландшафтного и паркового искусства. Сказанное актуализирует проблему организации эстетического воспитания учащихся на уроках биологии.
Степень изученности проблемы. Понятие «эстетическое воспитание» раскрыто в научных трудах А.Ш. Исеновой, Т.К. Короткиной, С. Кудрявцевой и др. Необходимость организации эстетического воспитания на уроках биологии обоснована в работах Е.Л. Прасоловой, А.А. Семенова и др. Средства, методы и приемы эстетического воспитания на уроках биологии охарактеризованы в исследованиях В.Г. Умный, Е.С. Цикало, Р.О. Юрчик и др.
Цель исследования – изучить организацию эстетического воспитания учащихся средствами природы на уроках биологии.
Задачи:
1. Раскрыть понятие об эстетическом воспитании в практике современной школы.
2. Охарактеризовать эстетическое воспитание в курсе школьного биологического образования.
3. Описать средства эстетического воспитания на уроках биологии.
4. Определить методы и приемы, применяемые на уроках биологии для развития эстетического сознания учащихся.
Объект исследования – эстетическое воспитание в образовательном процессе средствами природы.
Предмет исследования – организация эстетического воспитания учащихся средствами природы на уроках биологии.
Методы исследования: анализ научных источников, изучения опыта работы практикующих учителей биологии, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщения.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
На основе разработки научных представлений и обобщения передового опыта сложилась характеристика эстетического воспитания в современной общеобразовательной школе, как целенаправленного процесса формирования творчески активной личности ребенка, способного с позиций доступного ему понимания идеала воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное, другие эстетические явления в жизни, природе, искусстве.
При эстетическом воспитании учащихся используется весь арсенал форм обучения биологии и экологии. К ним относятся уроки, домашние работы, экскурсии, внеурочные работы, внеклассные работы и общественно-полезный труд. Методами эстетического воспитания выступают рассказ, беседа, убеждение, метод положительного примера, демонстрация натуральных и изобразительных пособий, метод приучения, метод одобрения и осуждения. С целью реализации системно-деятельностного подхода к эстетическому воспитанию в обучении биологии и экологии первостепенное значение имеют практические методы обучения биологии и экологии, такие как наблюдение, распознавание и определение объектов, эксперимент.
При осуществлении эстетического воспитания важно учитывать следующие условия:
- непосредственное общение с природой;
- изучение живой природы не только с целью познания, но и для любования, формирования эстетических чувств;
- использование в обучении биологии и экологии различных произведений искусства (литературы, музыки, живописи);
- организация художественно-прикладной деятельности школьников не только для изучения объектов живой природы, но и для её эстетического восприятия;
- тесная связь биологии и экологии с предметами гуманитарно-эстетической направленности (литература, история, музыка) и т.д.
1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // Собрание законодательства РФ. – 2021. – №2. – Ст. 5478.
2. Алексеева, Л. М. Организации и проведение экскурсий в природу / Н. А. Антонова // Концепт. – 2018. – №2. – С. 263-266.
3. Алмаева, В. О. Нестандартные методы и приемы обучения на уроках биологии как средство эстетического воспитания школьников / В. О. Алмаева // В сборнике : Методология и методы научных исследований в области естествознания. материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100 летию д.б.н., профессора Л.В. Воржевой. – 2006. – С. 365-373.
4. Беляева, Е. Н. Эмоционально-ценностное отношение учащихся к живой природе как одно из условий развития личности школьника / Е. Н. Беляева // Наука и школа. – 2018. – №1. –С. 81-84.
5. Богомолова, А. А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся / А. А. Богомолова // Биология в школе. – 2016. – № 5. – С. 35-38.
6. Галанжина, Е. Нравственно-эстетическое воспитание / Е. Галанжина. – Москва : LAP Lambert Academic Publishing, 2017. – 348 c.
7. Глазкова, К. Р. Уроки-исследования : формирование творческой, критически мыслящей личности / К. Р. Глазкова, С. А. Живодробова // Физика: изд. дом Первое сентября. – 2016. – № 24. – С. 2-4.
8. Григорьева, Е. В. Методика преподавания естествознания : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е. В. Григорьева. – 2 изд., испр. и доп. – Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 283 с.
9. Гузеев, В. В. Эффективные образовательные технологии : Интегральная и ТОГИС / В. В. Гезеев. – М.: НИИ школьных технологий, 2016. – 208 с
10. Гуревич, П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник / П. С. Гуревич. – Москва : Юрайт, 2019. – 430 с.
11. Исенова, А. Ш. Средства эстетического развития учащихся / А. Ш. Исенова // Альма-Матер. – 2020. – №1. – С. 74-78.
12. Королева, К. П. Межпредметные связи в свете требований ФГОС / К. П. Королева // Пелагические исследования. – 2019. – №3. – С. 62-63.
13. Короткина, Т. К. Эстетическая культура и эстетическое воспитание / Т. К. Короткина. – Москва : Инфра, 2016. – 367 с.
14. Кудрявцева, С. Л. Подходы к понятию «эстетическое развитие» в современной педагогике / С. Л. Кудрявцева // Педагогические исследования. – 2019. – №2. – С. 102-105.
15. Москаленко, А. А. Эколого-эстетическое воспитание обучающихся на уроках биологии / А. А. Москаленко // В сборнике : Современные тенденции развития науки и образования. материалы международной (заочной) научно-практической конференции. Научно-издательский центр «Мир науки». – 2016. – С. 626-629.
16. Пакулова, В. М. Современный урок биологии : учебное пособие / В. М. Пакулова, Т. В. Голикова // Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Изд. 2-е, исп. и допол. – Красноярск, 2019. – 226 с.
17. Пентин, А. Ю. Биология. 5-9 классы. Программа по биологии для основной школы / А. Ю. Пентин, А. А. Елизаров. – Москва : Бином. Лаборатория знаний, 2013. – 184 c.
18. Подласый, И. П. Педагогика. Учебник для СПО. В 2-х томах. Том 1. Теоретическая педагогика. В 2-х книгах. Книга 1. / И. П. Подвласый. – Москва : Юрайт, 2019. – 404 с.
19. Пономарева, И. Н. Методика обучения биологии / И. Н. Пономарева, О. Г. Роговая, В. П. Соломин. – Москва : Academia, 2012. – 368 c.
20. Прасолова, Е. Л. В союзе с красотой (Эстетическое воспитание учащихся во внеклассной работе) / Е. Л. Прасолова. – Москва : Просвещение, 2015. – 240 c.
21. Семенов, А. А. Методические аспекты эстетического воспитания учащихся в обучении биологии и экологии / А. А. Семенов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2019. – Т. 8. – № 3 (28). – С. 247-250.
22. Семенов, А. А. Общая характеристика элементов воспитания при обучении биологии / А. А. Семенов // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2021. – № 1 (82). – С. 183-192.
23. Суртаева, Н. Н. Педагогика. педагогические технологии. Учебное пособие для СПО / Н. Н. Суртаева. – Москва : Юрайт, 2019. – 250 с.
24. Умный, В. Г. Средства эстетического воспитания / В. Г. Умный // Концепт. – 2017. – №4. – С. 245-246.
25. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
26. Усманова, Л. С. Творческое проектирование при обучении биологии / Л. С. Усманова // Биология в школе. – 2017. – № 6. – С. 57-58.
27. Харитонов, Н. П. Учебные исследования школьников в курсе биологии / Н. П. Харитонов. // Школьные технологии. – 2017. – № 3. – С. 116-129.
28. Цикало, Е. С. Биологические экскурсии в школьном образовании / Е. С. Цикало // Биология : газ. издательского дома «Первое сентября». – 2017. – №11. – С. 44-48.
29. Юрчик, Р. О. Эстетическое воспитание средствами экскурсий в природу / Р. О. Юрчик // Педагогика. – 2017. – №4. – С. 74-78.