Эстетическое воспитание учащихся средствами природы на уроках биологии (Методика обучения и воспитания по профилю Биология, Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет)
Работа носит методический характер.
Есть приложения (методические материалы).
Введение 3
Глава 1 Теоретическое обоснование эстетического воспитания школьников на уроках биологии 5
1.1 Понятие об эстетическом воспитании в практике современной школы 5
1.2. Эстетическое воспитание в курсе школьного биологического образования 11
Выводы по первой главе 17
Глава 2 Методические аспекты эстетического воспитания на уроках биологии 18
2.1 Средства эстетического воспитания на уроках биологии 18
2.2 Методы и приемы, применяемые на уроках биологии для развития эстетического сознания учащихся 22
Выводы по второй главе 30
Заключение 31
Список использованных источников 32
Приложение 35
Каждый учебный предмет решает задачи эстетического воспитания учащихся своими специфическими средствами. Своеобразную и ничем не заменимую роль в данном процессе играют биология, объектом изучения которой является живая природа во всех её многогранных связях и проявлениях. Во время школьного образования ученики должны удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы. В этот период должны сформироваться условия для самореализации личности. Роль педагогики для установления психики детей и подростков определяется становлением психических процессов, формированием деятельности и сознания. Это важно в построении учебной работы, а также в системе массового эстетического воспитания. Дети и подростки должны быть способны не только оценивать эстетические черты отдельного явления, но и пробуждать эстетический вкус процесса познания, многообразия деятельности, связанной с природой. При обучении биологии важно привлекать внимание к охране природы и улучшению окружающей среды. Для формирования духовного мира учащихся важно использовать в учебном процессе средства архитектуры, ландшафтного и паркового искусства. Сказанное актуализирует проблему организации эстетического воспитания учащихся на уроках биологии.
Степень изученности проблемы. Понятие «эстетическое воспитание» раскрыто в научных трудах А.Ш. Исеновой, Т.К. Короткиной, С. Кудрявцевой и др. Необходимость организации эстетического воспитания на уроках биологии обоснована в работах Е.Л. Прасоловой, А.А. Семенова и др. Средства, методы и приемы эстетического воспитания на уроках биологии охарактеризованы в исследованиях В.Г. Умный, Е.С. Цикало, Р.О. Юрчик и др.
Цель исследования – изучить организацию эстетического воспитания учащихся средствами природы на уроках биологии.
Задачи:
1. Раскрыть понятие об эстетическом воспитании в практике современной школы.
2. Охарактеризовать эстетическое воспитание в курсе школьного биологического образования.
3. Описать средства эстетического воспитания на уроках биологии.
4. Определить методы и приемы, применяемые на уроках биологии для развития эстетического сознания учащихся.
Объект исследования – эстетическое воспитание в образовательном процессе средствами природы.
Предмет исследования – организация эстетического воспитания учащихся средствами природы на уроках биологии.
Методы исследования: анализ научных источников, изучения опыта работы практикующих учителей биологии, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщения.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
На основе разработки научных представлений и обобщения передового опыта сложилась характеристика эстетического воспитания в современной общеобразовательной школе, как целенаправленного процесса формирования творчески активной личности ребенка, способного с позиций доступного ему понимания идеала воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное, другие эстетические явления в жизни, природе, искусстве.
При эстетическом воспитании учащихся используется весь арсенал форм обучения биологии и экологии. К ним относятся уроки, домашние работы, экскурсии, внеурочные работы, внеклассные работы и общественно-полезный труд. Методами эстетического воспитания выступают рассказ, беседа, убеждение, метод положительного примера, демонстрация натуральных и изобразительных пособий, метод приучения, метод одобрения и осуждения. С целью реализации системно-деятельностного подхода к эстетическому воспитанию в обучении биологии и экологии первостепенное значение имеют практические методы обучения биологии и экологии, такие как наблюдение, распознавание и определение объектов, эксперимент.
При осуществлении эстетического воспитания важно учитывать следующие условия:
- непосредственное общение с природой;
- изучение живой природы не только с целью познания, но и для любования, формирования эстетических чувств;
- использование в обучении биологии и экологии различных произведений искусства (литературы, музыки, живописи);
- организация художественно-прикладной деятельности школьников не только для изучения объектов живой природы, но и для её эстетического восприятия;
- тесная связь биологии и экологии с предметами гуманитарно-эстетической направленности (литература, история, музыка) и т.д.