Введение 2
Глава 1. Теоретический подход к изучению креативных пространств 6
1.1. Понятия: «креативные пространства» и «творческие индустрии» 6
1.2. Составные формы существования креативного пространства
современного города 15
1.3. Креативные пространства Казани, потенциал развития креативных
индустрий города 18
Глава 2. Российский и зарубежный опыт в освоении пространства 24
2.1. Российский опыт в освоения пространства на примере Санкт -
Петербурга 24
2.2. Зарубежный опыт в освоении пространства на примере Лондона 33
2.3. Зарубежный опыт в освоении пространства на примере Берлина 33
2.4. Зарубежный опыт в освоении пространства на примере Нью-Йорка 47
Глава 3. Обучение школьников понятиям: «Креативные пространства» и «Творческие индустрии», чтение курса: «Освоение пространства» 60
3.1. Открытая лекция на тему: «География креативных индустрий» 60
3.2. План маршрута по креативным пространствам Казани 65
Заключение 68
Список использованной литературы 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 76
Пространство — философская категория, отражающая свойства материальных явлений: где-то находиться, как-то располагаться, обладать какой-то формой, выражающая способ существования материи. В XXI веке актуальность приобретает новый социально-философский феномен — формирование креативного пространства городов. Вопросы креативного управления городами и креативной организации городской среды впервые рассматриваются в книге английского исследователя Ч. Лэндри «Креативный город» [1]. Ч. Лэндри считает, что интерес девелоперского сообщества к созданию так называемых «креативных пространств» — проектов, рассчитанных на привлечение творческого сообщества и реализацию на своих территориях всевозможных арт-замыслов в условиях глобализации современного общества постоянно возрастает.
Человечество сегодня вступило в период, когда знание и информация становясь важным экономическим ресурсом, действуют не просто на обогащение, а становятся залогом инновационного отношения к окружающему миру. Благодаря этому, в том числе создаются условия для развития креативного города. В благоприятной талантливой среде рождается готовность поделиться этим знанием. И город, будучи местом концентрации социокультурных трансформаций, активно этому способствует. Выразителем этих трансформаций является активный социум, объединяющий различные сообщества и субкультуры. Культурное пространство города поддерживает и активизирует жизнедеятельность урботерриторий, наполняет жизненный мир горожан особым смыслом и ценностными ориентациями, направленными на реализацию жизненных планов и стратегий в городской среде.
Развитие городского культурного пространства легко отследить по ряду показателей: культурная идентичность города, маркетинг и брендинг города, развитость и «здоровье» городской среды, духовное развитие горожан.
Любые масштабные социальные преобразования требуют артикулированных целей развития, рассчитанного во времени проекта реформ и их субъекта — мотивированной амбициозной социальной группы, класса, этноса или иного сообщества. При этом субъект реформ должен обладать соответствующим мировоззрением, волей, экономической и политической заинтересованностью, а также опираться на достаточные ресурсы и возможности.
Без любого из этих компонентов преобразования невозможны в принципе, таким образом, движущей силой формирования общенациональных ценностей в креативных пространствах выступит креативный класс [2].
Россия, имеющая, безусловно, весомые конкурентные преимущества в области развития креативных пространств, осознав их значение, может сделать ставку на превращение в мирового лидера.
Рост значения творчества и креативности, их места в экономике страны ведет к серьезным социальным сдвигам в обществе. Прежде всего, стимулирует развитие креативного класса и делает его классом, определяющим будущее государства.
Объект исследования: процессы развития современных городов, а также творческие индустрии как основной элемент в создании этих городов.
Предмет исследования: креативные индустрии как определяющий фактор инновационного развития современного города.
Целью исследования выпускной квалификационной работы является изучение феноменов «креативный город» и «творческие индустрии» путем анализа их развития в теории и на практике, а также попытка оценки их эффективности в культурном, экономическом и социальном аспектах, провести анализ истории появления креативных индустрий, российского опыта по развитию сфер креативной экономики и на основании уже имеющихся исследований показать перспективность этого направления для республики Татарстан, в частности - города Казани.
Проявить интерес школьников к проблемам творческих индустрий и вовлечь их в жизнь города путем экскурсий по заданным маршрутам креативных пространств.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть города как социокультурное пространство;
-проанализировать влияние креативных индустрий на развитие современных городов за рубежом и в России;
-рассмотреть конкретные примеры работы креативных предприятий;
-проанализировать возможность влияния творческих кластеров на развитие и культурное обогащение школьников.
Объектом изучения является - Казань.
Предметом изучения является география креативных индустрий.
Методологической базой для выполнения исследования послужили работы следующих авторов: Зеленцова Е.В., Лэндри Ч., Флорида Р., Хаям Т.
Научная новизна: Рассмотрены перспективы развития кластеров в сфере культуры на территории республики Татарстан, оценены перспективы формирования данной структуры с позиций становления позитивного имиджа региона.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения,3 глав, заключения, списка литературы из 52 источников.
В условиях глобальных трансформационных процессов и сложившихся тенденций урбанизации релевантным является повышение конкурентоспособности городов как социально-экономических систем. Проблемы перехода на инновационный вектор развития повышают необходимость изменений фундаментальных основ функционирования городов как центров, экономической, производственной социальной и культурной активности. Все процессы конвергенции сегодня обуславливают формирование нового взгляда на культуру [48], которая признается фактором развития городов, создания рабочих мест и улучшения облика города.
Все большее значение в эволюции городов сегодня приобретают креативные индустрии как ядро формирования инновационно - креативных современных городов, суть концепции которых заключается в том, что любое поселение - в какой бы оно ни находилось стране, - может вести свои дела с большим воображением и новаторским настроем [49] .
Чтобы город вступил на этот путь, должны быть созданы условия, позволяющие им думать, планировать и действовать творчески. Одним из условий создания инновационно - креативных информационных городов являются творческие индустрии. Примеры из опыта Хельсинки, а также Манчестера и других традиционно-индустриальных городов показывают, что в современном городе ключевым фактором оздоровления городской экономики становятся креативная экономика и творческие (креативные) индустрии, благодаря которым у городов появляются новые возможности для развития [51]. Далее в ходе работы была изучена история возникновения творческих индустрий в России и их текущее состояние в Казани, проанализировано возникновение феноменов творческие индустрии и креативный город в теории и на практике, обозначены проблемы, характерные для данного сектора в нашей стране.
В качестве примера креативного города в России мной была рассмотрена Казань. В ходе исследования были изучены существующие и разрабатывающиеся государственные программы, направленные на увеличение предложения качественного и доступного всем жителям города культурного продукта, на развитие творческого предпринимательства, на поддержание творческой активности населения, на обустройство общественных территорий и создание благоприятных пространств для комфортной жизни и творческой самореализации жителей.
Анализируя развитие творческих индустрий в Казани и ее трансформацию в креативный город, мной сделан вывод, что несмотря на увеличивающееся внимание столичных властей к культуре, на множество предпринятых шагов для развития творческого предпринимательства, остается еще ряд важнейших условий для строительства креативного города.
В Казани существует множество мест для творческой самореализации и активного отдыха. К сожалению, население Казани, а особенно школьники, мало ознакомлены с картой креативных пространств города, поэтому мной была поставлена и выполнена задача по созданию доступной карты креативных пространств как для взрослой аудитории, так и детей.
Итогом моей работы стало создание карты креативных пространств Казани для лучшего усвоения школьниками информации о городе и творческих индустриях, целью которой являлось проведение экскурсий для школьников и вовлечение их в интересный мир урбанистики.
Мы предлагаем ввести внеурочное занятие на тему «Креативные индустрии города». Эта исследовательская работа расширит кругозор, а также поможет в выборе будущей профессии. Занятия «включат» в процесс развития Казани учащихся, которые в дальнейшем станут полноправными участниками усовершенствования своего родного города.
В ходе работы мною был также составлен глоссарий, составленный с привлечением следующих информационных ресурсов (источников):
Е.В. Зеленцова, Н.В. Гладких. Творческие индустрии: теории и практики; Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее; Свободная Энциклопедия Википедия; Национальная Экономическая Энциклопедия; Национальная Социологическая Энциклопедия; В.В. Бочаров, В.Е. Леонтьев. Корпоративные финансы; Издательский словарь; Словарь Экономики: [Приложение 6].
1. Landry C., Bianchini F. The Creative City. A Toolkit for Urban Innovation. — 2000. — NY. — Р. 45-48.
2. Суховская Д. Н. Перспективы развития аграрного туризма в Ставропольском крае // Молодой ученый. 2013. № 2. С. 185-187.
3. Суховская Д. Н. Концепция креативного класса в глобализирующемся обществе // Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции. — 2013. — Т. 25. — № 2. — С. 34-37.
4. Sukhovskaya D. N. Creative XXI Century City Space Formation: Social and Philosophical Aspect // «European Applied Sciences». — 2013. — № 7.
5. The Bishop Arts District [Электронный ресурс]. — URL: http://bishopartsdistrict.weebly.com.
6. Хаям Т. Сессия «Творческие пространства для творческих
предпринимателей» [Электронный ресурс]. — URL:
ww.creativeindustries.ru/rus/news/Creative-spaces.
7. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / Р. Флорида. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2005. - 421с.
8. Дацык А.А. Исследование тенденций креативной экономики в России и
за рубежом// [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
http://econference.ru/blog/conf06/176.html (дата обращения: 14.03.2016).
9. Мелаендер Ш. Креативность в России: результаты глобального
исследования// [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
www.russ.ru/pole/Kreativnost-v-Rossii-rezul-taty-global-nogo-issledovaniya(дата обращения: 26.04.2016).
10. Гуремина Н.В., Асташенко П.В. Проблемы формирования креативного
класса в Российской Федерации// [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.scienceforum.ru/2015/978/12065 (дата
обращения: 31.05.2016).
11. Базарный В.Ф. Почему стандарты знаний ведут к расщеплению
личности? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
http://www.hrono.ru/proekty/bazarny/bzrn_stand.php (дата обращения:
20.04.2016).
12. Гуремина Н.В. Активные методы обучения как инновационный тренд в
сфере профессионального образования// Электронный научный журнал «Человек. Природа. Общество». 2013. № 8 [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: URL: noosphere.esrae.ru/8-48.
13. Шевырёв А.В., Романчук М.Н. Формирование и развитие системно-креативного мышления - базовая стратегия образования в XXI веке//.
14. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.the- village.ru/village/city/interior/111905-kovorkingi-v-peterburge(дата обращения: 27.05.2016).
15. Суховская Д. Н. Реализация творческого потенциала населения через креативные пространства города: лофты, зоны коворкинга, арт- территории // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 650-652.
16. Отчет о деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан за 2015 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.gossov.tatarstan.ru/fs/site(дата обращения: 19.04.2016).
17. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.tripadvisor.ru/(дата обращения: 16.03.2016).
18. Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до
2030 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
http://pravo.tatarstan.ru/rus/file/npa/2015-06/4431/ (дата обращения:
2.05.2016).
19. Зеленцова Е.В. Творческие индустрии: теории и практики: Е.В. Зеленцова, Н.В. Гладких. - М.: Классика - XXI, 2010. - 240 с. - C.9.. [8]Z.H. Tukmanova - assistant; Kazan State University of Architecture and Engineering (KSUAE),COASTAL TERRITORIES - THE RESERVE FOR COMPLETION,OF RECREATIONAL DEFICIENCY OF CITY.
20. Гнедовский М.Б. Творческие индустрии: стратегия инновационного развития/ М.Б. Гнедовский// Творческие индустрии: модель для сборки. - 2005
21. Лэндри Ч. Креативный город /Ч. Лэндри. - М.: Классика-XXI, 2011.
22. Абанкина Т.В. Оптимизация сети. Технологии управления и модели финансирования организаций культуры в свете реформ / Т.В. Абанкина// Справочник руководителя учреждения культуры. - 2006.
23. Зеленцова Е.В. Творческие индустрии: теории и практики: Е.В. Зеленцова, Н.В. Гладких. - М.: Классика - XXI, 2010.
24. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
http://www.zdesarenda.ru/pablic/chto-takoe-dzhentrifikaciya.htm (дата
обращения: 27.03.2016).
25. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
http://www.spiegel.de/international/zeitgeist/leipzig-is-the-new-berlin-a- 863088.html(дата обращения: 06.02.2016).
26. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
http://thenextweb.com/author/edial/ (дата обращения: 24.02.2016).
27. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
http://fb.ru/article/111015/rasshifrovka-yunesko-istoriya-i-zadachi (дата
обращения: 14.04.2016).
28. Ингрид Вальтер: руководит отделом коммуникаций, медиа и культурной
индустрии при ведомстве Берлинского Сената по вопросам экономики, технологии и исследований. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://mba.theoryandpractice.ru/presenters/34398-ingrid-valter(дата
обращения: 15.05.2016).
29. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://das-wilde- dutzend.de/(дата обращения: 18.05.2016).
30. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
http://www.cataloxy.ru/books/author.htm(дата обращения: 27.02.2016).
31. Medienboard Berlin-Brandenburg GmbH, 2015, 34 с.
32. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.airbnb.ru/(дата обращения: 29.04.2016).
33. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
https://ceur.ru/library/articles/obshhie_stati/item196548/ (дата обращения:
31.01.2016).
34. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.creative-city- berlin.de/en/(дата обращения: 14.05.2016).
35. Никольский Владимир Святославович, Журнал: «Высшее образование вРоссии» Выпуск№ 3 / 2010.
36. Zukin, S. (1989). _Loft Living: Culture and Capital in Urban Change_. NewBrunswick: Rutgers University Press.
37. Creative XXI Century City Space Formation: Scott, 2000.
38. Питер Холл: «Города в истории цивилизации». 2005. - 221 с.
39. Креативный класс: люди, которые меняют будущее» Флорида, 2005 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://calvertforum.org/ru(дата обращения: 18.05.2016).
40. «Кто твой город», Florida, 2008.
41. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://madeinkazan.ru/(дата обращения: 12.06.2016).
42. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
http://echo.msk.ru/blog/igeid/1006138-echo/ (дата обращения: 15.06.2016).
43. Шептухина Л. И. Творческие индустрии как сектор новой экономики города / Л. И. Шептухина // Мир современной науки. - 2012. - Т. 4. - С. 76 - 83.
44. Лэндри Ч. Креативный город / Ч. Лэндри ; п ер. с англ. - М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2005. - 421 с.
45. Проблемы развития инновационно-креативной экономики // Сборник докладов по итогам Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 29 марта-09 апреля 2010 г . / п од общ. ред. проф. О. Н. Мельникова . - М.: Креативная экономика, 2010. - 384 с.
46. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://calvertforum.org/ru(дата обращения: 18.05.2016).
47. Творческие индустрии. Модель для сборки: Сб. статей / Сост. Е. В. Зеленцовой. М.: Институт культурной политики, 2005. — 34 с. — (Культурные стратегии: экспертный клуб. Вып. 4).
48. Флорида Р. Креативный класс: Люди, которые меняют будущее / Пер. с англ. М.: Классика-ХХ1, 2005. - 430 с.
49. Creative Industries. Report on the creative industries finance conference. Connecting creativity and capital / Department for culture, Media and sport. London, 2000. - 50 p.
50. Документы ЮНЕСКО по творческим индустриям (http ://www.unesco. org) Сайт Института культурной политикиwww.cpolicy.ru
51. Creative Clusters портал, посвященный творческим индустриям и кластерам (http: //www.creativeclusters .com)
52. Сайт автора книги «Креативный класс» Р. Флориды http://www.creativeclass.org)1.tercultural City Творческие индустрии и развитие городов (http://www.interculturalcity.com)