География креативной индустрии
|
Введение 2
Глава 1. Теоретический подход к изучению креативных пространств 6
1.1. Понятия: «креативные пространства» и «творческие индустрии» 6
1.2. Составные формы существования креативного пространства
современного города 15
1.3. Креативные пространства Казани, потенциал развития креативных
индустрий города 18
Глава 2. Российский и зарубежный опыт в освоении пространства 24
2.1. Российский опыт в освоения пространства на примере Санкт -
Петербурга 24
2.2. Зарубежный опыт в освоении пространства на примере Лондона 33
2.3. Зарубежный опыт в освоении пространства на примере Берлина 33
2.4. Зарубежный опыт в освоении пространства на примере Нью-Йорка 47
Глава 3. Обучение школьников понятиям: «Креативные пространства» и «Творческие индустрии», чтение курса: «Освоение пространства» 60
3.1. Открытая лекция на тему: «География креативных индустрий» 60
3.2. План маршрута по креативным пространствам Казани 65
Заключение 68
Список использованной литературы 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 76
Глава 1. Теоретический подход к изучению креативных пространств 6
1.1. Понятия: «креативные пространства» и «творческие индустрии» 6
1.2. Составные формы существования креативного пространства
современного города 15
1.3. Креативные пространства Казани, потенциал развития креативных
индустрий города 18
Глава 2. Российский и зарубежный опыт в освоении пространства 24
2.1. Российский опыт в освоения пространства на примере Санкт -
Петербурга 24
2.2. Зарубежный опыт в освоении пространства на примере Лондона 33
2.3. Зарубежный опыт в освоении пространства на примере Берлина 33
2.4. Зарубежный опыт в освоении пространства на примере Нью-Йорка 47
Глава 3. Обучение школьников понятиям: «Креативные пространства» и «Творческие индустрии», чтение курса: «Освоение пространства» 60
3.1. Открытая лекция на тему: «География креативных индустрий» 60
3.2. План маршрута по креативным пространствам Казани 65
Заключение 68
Список использованной литературы 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 76
Пространство — философская категория, отражающая свойства материальных явлений: где-то находиться, как-то располагаться, обладать какой-то формой, выражающая способ существования материи. В XXI веке актуальность приобретает новый социально-философский феномен — формирование креативного пространства городов. Вопросы креативного управления городами и креативной организации городской среды впервые рассматриваются в книге английского исследователя Ч. Лэндри «Креативный город» [1]. Ч. Лэндри считает, что интерес девелоперского сообщества к созданию так называемых «креативных пространств» — проектов, рассчитанных на привлечение творческого сообщества и реализацию на своих территориях всевозможных арт-замыслов в условиях глобализации современного общества постоянно возрастает.
Человечество сегодня вступило в период, когда знание и информация становясь важным экономическим ресурсом, действуют не просто на обогащение, а становятся залогом инновационного отношения к окружающему миру. Благодаря этому, в том числе создаются условия для развития креативного города. В благоприятной талантливой среде рождается готовность поделиться этим знанием. И город, будучи местом концентрации социокультурных трансформаций, активно этому способствует. Выразителем этих трансформаций является активный социум, объединяющий различные сообщества и субкультуры. Культурное пространство города поддерживает и активизирует жизнедеятельность урботерриторий, наполняет жизненный мир горожан особым смыслом и ценностными ориентациями, направленными на реализацию жизненных планов и стратегий в городской среде.
Развитие городского культурного пространства легко отследить по ряду показателей: культурная идентичность города, маркетинг и брендинг города, развитость и «здоровье» городской среды, духовное развитие горожан.
Любые масштабные социальные преобразования требуют артикулированных целей развития, рассчитанного во времени проекта реформ и их субъекта — мотивированной амбициозной социальной группы, класса, этноса или иного сообщества. При этом субъект реформ должен обладать соответствующим мировоззрением, волей, экономической и политической заинтересованностью, а также опираться на достаточные ресурсы и возможности.
Без любого из этих компонентов преобразования невозможны в принципе, таким образом, движущей силой формирования общенациональных ценностей в креативных пространствах выступит креативный класс [2].
Россия, имеющая, безусловно, весомые конкурентные преимущества в области развития креативных пространств, осознав их значение, может сделать ставку на превращение в мирового лидера.
Рост значения творчества и креативности, их места в экономике страны ведет к серьезным социальным сдвигам в обществе. Прежде всего, стимулирует развитие креативного класса и делает его классом, определяющим будущее государства.
Объект исследования: процессы развития современных городов, а также творческие индустрии как основной элемент в создании этих городов.
Предмет исследования: креативные индустрии как определяющий фактор инновационного развития современного города.
Целью исследования выпускной квалификационной работы является изучение феноменов «креативный город» и «творческие индустрии» путем анализа их развития в теории и на практике, а также попытка оценки их эффективности в культурном, экономическом и социальном аспектах, провести анализ истории появления креативных индустрий, российского опыта по развитию сфер креативной экономики и на основании уже имеющихся исследований показать перспективность этого направления для республики Татарстан, в частности - города Казани.
Проявить интерес школьников к проблемам творческих индустрий и вовлечь их в жизнь города путем экскурсий по заданным маршрутам креативных пространств.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть города как социокультурное пространство;
-проанализировать влияние креативных индустрий на развитие современных городов за рубежом и в России;
-рассмотреть конкретные примеры работы креативных предприятий;
-проанализировать возможность влияния творческих кластеров на развитие и культурное обогащение школьников.
Объектом изучения является - Казань.
Предметом изучения является география креативных индустрий.
Методологической базой для выполнения исследования послужили работы следующих авторов: Зеленцова Е.В., Лэндри Ч., Флорида Р., Хаям Т.
Научная новизна: Рассмотрены перспективы развития кластеров в сфере культуры на территории республики Татарстан, оценены перспективы формирования данной структуры с позиций становления позитивного имиджа региона.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения,3 глав, заключения, списка литературы из 52 источников.
Человечество сегодня вступило в период, когда знание и информация становясь важным экономическим ресурсом, действуют не просто на обогащение, а становятся залогом инновационного отношения к окружающему миру. Благодаря этому, в том числе создаются условия для развития креативного города. В благоприятной талантливой среде рождается готовность поделиться этим знанием. И город, будучи местом концентрации социокультурных трансформаций, активно этому способствует. Выразителем этих трансформаций является активный социум, объединяющий различные сообщества и субкультуры. Культурное пространство города поддерживает и активизирует жизнедеятельность урботерриторий, наполняет жизненный мир горожан особым смыслом и ценностными ориентациями, направленными на реализацию жизненных планов и стратегий в городской среде.
Развитие городского культурного пространства легко отследить по ряду показателей: культурная идентичность города, маркетинг и брендинг города, развитость и «здоровье» городской среды, духовное развитие горожан.
Любые масштабные социальные преобразования требуют артикулированных целей развития, рассчитанного во времени проекта реформ и их субъекта — мотивированной амбициозной социальной группы, класса, этноса или иного сообщества. При этом субъект реформ должен обладать соответствующим мировоззрением, волей, экономической и политической заинтересованностью, а также опираться на достаточные ресурсы и возможности.
Без любого из этих компонентов преобразования невозможны в принципе, таким образом, движущей силой формирования общенациональных ценностей в креативных пространствах выступит креативный класс [2].
Россия, имеющая, безусловно, весомые конкурентные преимущества в области развития креативных пространств, осознав их значение, может сделать ставку на превращение в мирового лидера.
Рост значения творчества и креативности, их места в экономике страны ведет к серьезным социальным сдвигам в обществе. Прежде всего, стимулирует развитие креативного класса и делает его классом, определяющим будущее государства.
Объект исследования: процессы развития современных городов, а также творческие индустрии как основной элемент в создании этих городов.
Предмет исследования: креативные индустрии как определяющий фактор инновационного развития современного города.
Целью исследования выпускной квалификационной работы является изучение феноменов «креативный город» и «творческие индустрии» путем анализа их развития в теории и на практике, а также попытка оценки их эффективности в культурном, экономическом и социальном аспектах, провести анализ истории появления креативных индустрий, российского опыта по развитию сфер креативной экономики и на основании уже имеющихся исследований показать перспективность этого направления для республики Татарстан, в частности - города Казани.
Проявить интерес школьников к проблемам творческих индустрий и вовлечь их в жизнь города путем экскурсий по заданным маршрутам креативных пространств.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть города как социокультурное пространство;
-проанализировать влияние креативных индустрий на развитие современных городов за рубежом и в России;
-рассмотреть конкретные примеры работы креативных предприятий;
-проанализировать возможность влияния творческих кластеров на развитие и культурное обогащение школьников.
Объектом изучения является - Казань.
Предметом изучения является география креативных индустрий.
Методологической базой для выполнения исследования послужили работы следующих авторов: Зеленцова Е.В., Лэндри Ч., Флорида Р., Хаям Т.
Научная новизна: Рассмотрены перспективы развития кластеров в сфере культуры на территории республики Татарстан, оценены перспективы формирования данной структуры с позиций становления позитивного имиджа региона.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения,3 глав, заключения, списка литературы из 52 источников.
В условиях глобальных трансформационных процессов и сложившихся тенденций урбанизации релевантным является повышение конкурентоспособности городов как социально-экономических систем. Проблемы перехода на инновационный вектор развития повышают необходимость изменений фундаментальных основ функционирования городов как центров, экономической, производственной социальной и культурной активности. Все процессы конвергенции сегодня обуславливают формирование нового взгляда на культуру [48], которая признается фактором развития городов, создания рабочих мест и улучшения облика города.
Все большее значение в эволюции городов сегодня приобретают креативные индустрии как ядро формирования инновационно - креативных современных городов, суть концепции которых заключается в том, что любое поселение - в какой бы оно ни находилось стране, - может вести свои дела с большим воображением и новаторским настроем [49] .
Чтобы город вступил на этот путь, должны быть созданы условия, позволяющие им думать, планировать и действовать творчески. Одним из условий создания инновационно - креативных информационных городов являются творческие индустрии. Примеры из опыта Хельсинки, а также Манчестера и других традиционно-индустриальных городов показывают, что в современном городе ключевым фактором оздоровления городской экономики становятся креативная экономика и творческие (креативные) индустрии, благодаря которым у городов появляются новые возможности для развития [51]. Далее в ходе работы была изучена история возникновения творческих индустрий в России и их текущее состояние в Казани, проанализировано возникновение феноменов творческие индустрии и креативный город в теории и на практике, обозначены проблемы, характерные для данного сектора в нашей стране.
В качестве примера креативного города в России мной была рассмотрена Казань. В ходе исследования были изучены существующие и разрабатывающиеся государственные программы, направленные на увеличение предложения качественного и доступного всем жителям города культурного продукта, на развитие творческого предпринимательства, на поддержание творческой активности населения, на обустройство общественных территорий и создание благоприятных пространств для комфортной жизни и творческой самореализации жителей.
Анализируя развитие творческих индустрий в Казани и ее трансформацию в креативный город, мной сделан вывод, что несмотря на увеличивающееся внимание столичных властей к культуре, на множество предпринятых шагов для развития творческого предпринимательства, остается еще ряд важнейших условий для строительства креативного города.
В Казани существует множество мест для творческой самореализации и активного отдыха. К сожалению, население Казани, а особенно школьники, мало ознакомлены с картой креативных пространств города, поэтому мной была поставлена и выполнена задача по созданию доступной карты креативных пространств как для взрослой аудитории, так и детей.
Итогом моей работы стало создание карты креативных пространств Казани для лучшего усвоения школьниками информации о городе и творческих индустриях, целью которой являлось проведение экскурсий для школьников и вовлечение их в интересный мир урбанистики.
Мы предлагаем ввести внеурочное занятие на тему «Креативные индустрии города». Эта исследовательская работа расширит кругозор, а также поможет в выборе будущей профессии. Занятия «включат» в процесс развития Казани учащихся, которые в дальнейшем станут полноправными участниками усовершенствования своего родного города.
В ходе работы мною был также составлен глоссарий, составленный с привлечением следующих информационных ресурсов (источников):
Е.В. Зеленцова, Н.В. Гладких. Творческие индустрии: теории и практики; Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее; Свободная Энциклопедия Википедия; Национальная Экономическая Энциклопедия; Национальная Социологическая Энциклопедия; В.В. Бочаров, В.Е. Леонтьев. Корпоративные финансы; Издательский словарь; Словарь Экономики: [Приложение 6].
Все большее значение в эволюции городов сегодня приобретают креативные индустрии как ядро формирования инновационно - креативных современных городов, суть концепции которых заключается в том, что любое поселение - в какой бы оно ни находилось стране, - может вести свои дела с большим воображением и новаторским настроем [49] .
Чтобы город вступил на этот путь, должны быть созданы условия, позволяющие им думать, планировать и действовать творчески. Одним из условий создания инновационно - креативных информационных городов являются творческие индустрии. Примеры из опыта Хельсинки, а также Манчестера и других традиционно-индустриальных городов показывают, что в современном городе ключевым фактором оздоровления городской экономики становятся креативная экономика и творческие (креативные) индустрии, благодаря которым у городов появляются новые возможности для развития [51]. Далее в ходе работы была изучена история возникновения творческих индустрий в России и их текущее состояние в Казани, проанализировано возникновение феноменов творческие индустрии и креативный город в теории и на практике, обозначены проблемы, характерные для данного сектора в нашей стране.
В качестве примера креативного города в России мной была рассмотрена Казань. В ходе исследования были изучены существующие и разрабатывающиеся государственные программы, направленные на увеличение предложения качественного и доступного всем жителям города культурного продукта, на развитие творческого предпринимательства, на поддержание творческой активности населения, на обустройство общественных территорий и создание благоприятных пространств для комфортной жизни и творческой самореализации жителей.
Анализируя развитие творческих индустрий в Казани и ее трансформацию в креативный город, мной сделан вывод, что несмотря на увеличивающееся внимание столичных властей к культуре, на множество предпринятых шагов для развития творческого предпринимательства, остается еще ряд важнейших условий для строительства креативного города.
В Казани существует множество мест для творческой самореализации и активного отдыха. К сожалению, население Казани, а особенно школьники, мало ознакомлены с картой креативных пространств города, поэтому мной была поставлена и выполнена задача по созданию доступной карты креативных пространств как для взрослой аудитории, так и детей.
Итогом моей работы стало создание карты креативных пространств Казани для лучшего усвоения школьниками информации о городе и творческих индустриях, целью которой являлось проведение экскурсий для школьников и вовлечение их в интересный мир урбанистики.
Мы предлагаем ввести внеурочное занятие на тему «Креативные индустрии города». Эта исследовательская работа расширит кругозор, а также поможет в выборе будущей профессии. Занятия «включат» в процесс развития Казани учащихся, которые в дальнейшем станут полноправными участниками усовершенствования своего родного города.
В ходе работы мною был также составлен глоссарий, составленный с привлечением следующих информационных ресурсов (источников):
Е.В. Зеленцова, Н.В. Гладких. Творческие индустрии: теории и практики; Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее; Свободная Энциклопедия Википедия; Национальная Экономическая Энциклопедия; Национальная Социологическая Энциклопедия; В.В. Бочаров, В.Е. Леонтьев. Корпоративные финансы; Издательский словарь; Словарь Экономики: [Приложение 6].
Подобные работы
- Вовлечение креативных пространств в туристские маршруты Санкт-Петербурга для диверсификации туристских потоков
Бакалаврская работа, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021 - Политика развития креативных пространств и кластеров в мегаполисе (на примере Санкт-Петербурга)
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - Механизмы реализации проектного подхода в управлении творческим кластером
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ВЛИЯНИЕ КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ НА ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018 - Вовлечение креативных пространств в туристско-рекреационную деятельность Санкт-Петербурга
Бакалаврская работа, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2022 - Креативные пространства как фактор развития туризма
(на примере г.Калининграда)
Магистерская диссертация, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2016 - Креативные пространства как фактор развития туризма (на примере г. Калининграда)
Магистерская диссертация, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2016 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В
УПРАВЛЕНИИ ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИЕЙ
Дипломные работы, ВКР, гостиничное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - PR - коммуникации отечественных брендов повседневной одежды в современных условиях (Санкт-Петербургский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023



