Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие позитивного самоотношения у студентов с различной гендерной идентичностью (Кемеровский государственный университет)

Работа №87137

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы42
Год сдачи2022
Стоимость650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
152
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


проведено эмпирическое исследование
База исследования : Кемеровский государственный университет.
Выборка: 100 студентов 2-3 курсов, 50 юношей и 50 девушек.
Если в данной работе изменить название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде).

Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения проблемы самоотношения и гендерной идентичности личности 5
1.1. Теоретические подходы к изучению вопроса развития самосознания личности в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Структура и функции самоотношения 10
1.3. Особенности гендерной идентичности личности: основные понятия 14
2. Эмпирическое исследование самоотношения студентов с разной гендерной идентичностью 19
2.1. Организация и методика исследования 19
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 21
Заключение 35
Список литературы 37
Приложение 41


Формирование нового уровня самоотношения в период обучения в вузе обусловлено общим психическим ростом в этом возрасте, физическим и психологическим созреванием, совершенствованием интеллектуальных процессов, расширением социальных связей, «врастанием» в культуру (Н.Н. Васягина, К. Гольдштейн, В.Г. Казаков и др.), изменениями в содержании деятельности, общественном положении и структуре социальных ролей, переменами в структуре общения и «значимых других», повышением требований со стороны окружающих, появлением интереса к «Я» (В.М. Козубовский, К.Н. Кригер, В.В. Столин и др.).
Среда как пространство личностного становления, социализации и социальной адаптации, фактор формирования гендерной идентичности рассматривается в трудах Д.А. Леонтьева, Ю.А. Моховой и др. Анализ концептуальных основ и практики средового подхода в формировании самоотношения представлен в исследованиях М.С. Раевой, Л.Н. Собчик и др.
Анализ научных источников свидетельствует о существовании противоречий, которые заключаются, в том, что в психологии и педагогике разработаны теоретико-методологические основы, которые могут быть положены в основу создания эффективной системы психолого-педагогического сопровождения развития и становления адекватного самоотношения у студентов. В то же время недостаточно исследованными остаются особенности формирования самоотношения у студентов с разной гендерной идентичностью.
Цель исследования – выявить, теоретически обосновать, эмпирически проверить особенности развития позитивного самоотношения студентов с разной гендерной идентичностью.
Объект исследования – самоотношение студентов.
Предмет исследования – особенности развития позитивного самоотношения студентов с разной гендерной идентичностью.
Гипотеза исследования: студенты с диффузным типом гендерной идентичности имеют более низкий уровень самоотношения, студенты с таким типом гендерной идентичности, как мораторий и пвсевдоидентичность, имеют более позитивное самоотношение.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы самоотношения и его структуры в психолого-педагогической литературе.
2. Описать основные понятия изучения гендерной идентичности личности.
3. Определить эмпирическим путем особенности позитивного самоотношения студентов с разной гендерной идентичностью.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; эмпирические – тестирование, количественный и качественный анализ результатов исследования; методы математической статистики.
База исследования и выборка: Исследование проводилось на базе КемГУ (г. Кемерово). В исследовании приняло участие 100 студентов 2-3 курсов.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Гендерная идентичность – это внутреннее самоощущение индивида в качестве представителя того или иного гендера (например, мужчина, женщина, а также представитель другой категории). Это ощущение связано с социальными и культурными стереотипами, которые сложились в отношении качеств представителей того или иного биологического пола.
С целью определения особенностей позитивного самоотношения у студентов с разной гендерной идентичностью было организовано и проведено эмпирическое исследование на базе КемГПУ (г. Кемерово). Выборку составили 100 студентов 2-3 курсов, из них 50 юношей и 50 девушек.
В ходе анализа результатов, полученных по методикам «Методика исследования гендерной идентичности (МИГИ) в модификации Л.Н. Ожиговой, методике «ОРО» В.В. Столина, С.Р. Пантилеева, был сформулирован вывод о том, что студентов с псевдоидентичностью и части студентов с таким типом идентичностью, как мораторий характерны более высокие показатели в развитии самоотношения, студентов с диффузной идентичностью и части студентов с таким типом идентичностью, как мораторий характерны более низкие показатели в развитии самоотношения.
Средние значения студентов с псевдоидентичностью и части студентов с таким типом идентичностью, как мораторий по шкалам и факторам методики «ОРО» В.В. Столина, С.Р. Пантилеева свидетельствуют о том, что они способны оценить свои личностные характеристики, но при определенных обстоятельствах самооценка бывает несколько завышена. Низкие оценки по шкалам и факторам у студентов с диффузной идентичностью и части студентов с таким типом идентичностью, как мораторий свидетельствуют об искаженном представлении себя, занижении собственных достоинств, негативном отношении к некоторым чертам своего характера и собственной деятельности, воплощение которой, по их ожиданиям не найдет положительного отклика у других.
Высокие значения по шкалам и факторам методики «ОРО» В.В. Столина, С.Р. Пантилеева студентов с псевдоидентичностью и части студентов с таким типом идентичностью, как мораторий показывают, что данная группа студентов склона в высокой степени оценивать ряд своих качеств, а также при некоторых обстоятельствах признавать их неповторимость.
У студентов с диффузной идентичностью одиночества и части студентов с таким типом идентичностью, как мораторий были выявлены низкие значения по ряду факторов («Самопринятие», «Самоинтерес» и др.), что доказывает глубокие сомнения данной группы испытуемых в собственной уникальности. Они демонтируют высокую тревожность, когда им делают замечания окружающие, склоны недооценивать свои личностные качества.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Алексеев, Б. Е. Полоролевое поведение и его акцентуации / Б. Е. Алексеев. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 144 с.
2. Арендачук, И. В. Структурно-функциональный подход к процессу формирования самосознания личности / И. В. Арендачук // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия : Акмеология образования. Психология развития. – 2017. – Т. 6. – № 2. – С. 110-119.
3. Атаманенко, Е. С. Теоретико-психологические аспекты изучения самосознания в связи с эмоциональными особенностями личности / Е. С. Атаманенко // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2015. – Т. 13. – № 2. – С. 12-17.
4. Бернс, Р. Самосознание и саморазвитие личности / Р. Бернс. – Москва : Эксмо, 2013. – 368 с.
5. Болотова, А. К. Развитие самосознания личности / А. К. Болотова // Мир психологии. – 2017. – №2. – С. 46-52.
6. Булгаков, В. М. Направления изучения образа я в структуре самосознания личности / В. М. Булгаков // В сборнике : Проблемы личности в современном мире. Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции. Кафедра социальной психологии и акмеологии института педагогики и психологии Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева. – 2017. – С. 159-162.
7. Бюллер, Ш. Смысл жизни и личностная реализация / Ш. Бюллер. – Москва: АСТ, 2015. – 258 с.
8. Васягина, Н. Н. Самосознание как условие субъектного становления личности / Н. Н. Васягина // Дискуссия. – 2019. – № 4 (34). – С. 96-104.
9. Вахромов, Е. Е. Проблема человека: Самость и Я в психологии / Е. Е. Вахрамов // Мир психологии. – 2002. – № 2. – С. 35.
10. Выготский, Л. С. Общая психология / Л. С. Выготский. – Москва : Академия, 2015. – 458 с.
11. Гаджимурадова, З. М. Самосознание личности : теории, аспекты и методы исследования : Монография. ДГПУ / З. М. Гаджимурадова, Ж. Т. Курбанова. – Москва : Парнас, 2018. – 236 с.
12. Гольдштейн, К. Психология индивидуальности / К. Гольдштейн. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2016. – 523 с.
13. Даниленко, Т. В. Проблема самосознания личности (аксиологический аспект) / Т. В. Даниленко // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. – 2016. – № 23. – С. 130-137.
14. Дерябин, В. С. Психология личности и высшая нервная деятельность : Психофизиологические очерки / В. С. Дерябин. – Москва : ЛКИ, 2016. – 202 c.
15. Заковоротная, М. В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты / М. В. Заковоротная. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. – 402 с.
16. Ибрагимова, Л. А. Проблема исследования самосознания личности в современной психологии / Л. А. Ибрагимова // В сборнике : Современные проблемы психолого-педагогического образования. Материалы 4-ой Региональной научно-практической конференции (к 100-летию профессионального педагогического образования в Дагестане) : в 5-ти частях. Ответственные редакторы У.К. Аминов, Д.К. Аминова, М.М. Асильдерова. –2017. – С. 135-141.
17. Инина, Н. В Детство в формировании самосознания зрелой личности / Н. В. Инина // В сборнике : Горизонты зрелости. Сборник научных статей. Редакторы: Л. Ф. Обухова, И. В. Шаповаленко, М. А. Одинцова. – 2015. – С. 231-2140.
18. Казаков, В. Г. Познай себя (самооценка и направленность личности) : метод. пособие / В. Г. Казаков. – Москва : ИПК и ПРНО МО, 2013. – 32 с.
19. Козлов, В. В. Гендерная психология / В. В. Козлов, Н. А. Шухова. – Москва: Наука, 2018. – 272 c.
20. Козубовский, В. М. Самооценка личности. Общая психология : личность : Учеб пособие / В. М Козубовский. – Минск : Амалфея, 2020. – 506 с.
21. Кон, И. С. В поисках себя / И. С. Кон. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2018. – 225 с.
22. Кригер, Г. Н. Структура самосознания личности в условиях современного мира / Г. Н. Кригер // Альманах современной науки и образования. – 2013. – № 1 (68). – С. 91-93.
23. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 745 с.
24. Леонтьев, Д. А. Личностное измерение человеческого развития : теоретический аспект / Д. А. Леонтьев // Вопросы психологии. – 2018. – № 3. – С. 67–80.
25. Маралов, В. Г. Основы самопознания и саморазвития / В. Г. Маралов. – Москва: АСТ, 2014. – 369 с.
26. Мохова, Ю. А. К вопросу о структуре самосознания личности / Ю. А. Мохова // Омский научный вестник. – 2012. – № 1 (105). – С. 157-160.
27. Оруджева, С. В. Процесс самосознания личности и его сущность / С. В. Оруджева // Международный научный журнал. – 2019. – № 5. – С. 136-139.
28. Остапенко, А. А. Взросление подростков : нарушения и их преодоление / А. А. Остапенко // Народное образование. – 2012. – № 5. – С. 225–232.
29. Павленко, Н. Н. Психология и педагогика : Учебное пособие / Н. Н. Павленко, С. О. Павлов. – Москва : КноРус, 2018. – 496 c.
30. Пантилеев, С. Р. Самоотношение / С. Р. Пантилеев // Психология самосознания : хрестоматия. – Самара : БАХРАХ-М, 2011. – 623 с.
31. Раева, М. С. Результаты специальной работы по развитию самосознания личности студентов / М. С. Раева // В сборнике : Интеграционные процессы в праве, экономике, культуре и образовании в рамках евразийского пространства таможенного союза. материалы Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 93-99.
32. Римашевская, Н. М. Гендерные стереотипы в меняющемся обществе. Опыт комплексного социального исследования / Н. М. Римашевская. – Москва: Наука, 2017. – 634 c.
33. Роджерс, К. Психология индивидуальности / К. Роджерс. – Санкт-Петербург : Питер, 2019. – 856 с.
34. Спиркин, А. Г. Сознание и самосознание / А. Г. Спиркин. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 456 с.
35. Собчик, Л. Н. Психология индивидуальности / Л. Н. Собчик. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 741 с.
36. Столин, В. В. Самосознание как объект психодиагностики / В. В Столин // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2 : Субъект деятельности. Книга 3. / Отв. ред. В. В Петухов. – Москва : Психология, 2013. – 607 с.
37. Столяренко, Л. Д. Психология личности : учебное пособие / Л. Д. Столяренко. – Ростов на Дону : Феникс, 2017. – 396 c.
38. Тагирова, Р. А. Теоретические подходы к исследованию самосознания личности студентов / Р. А. Тагирова // В сборнике : Формирование личности будущего на основе психолого-педагогического анализа. сборник статей Международной научно-практической конференции. –2017. – С. 102-104.
39. Черносвитов, Е. В. Самосознание в структуре сознания / Е. В. Черносвитов // Философские науки. – 2014. – №4. – С. 150-155.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ