Введение 3
Глава 1. Понятие благотворительной деятельности и ее правовое регулирование 7
§ 1. Понятие благотворительной деятельности 7
§2. Формы благотворительной деятельности 16
§3. Законодательство о благотворительной деятельности 23
Глава 2. Организационно-правовые формы благотворительных организаций 32
§1. Понятие и виды благотворительных организаций 32
§2. Место благотворительных организаций в системе некоммерческих организаций 43
§3. Создание, реорганизация и ликвидация благотворительных организаций 52
Глава 3. Состав и правовой режим, источники формирования имущества благотворительных организаций 62
§ 1. Источники формирования имущества благотворительных организаций 62
§2. Состав и правовой режим имущества благотворительных организаций 69
Заключение 75
Список использованных источников и литературы 78
Актуальность исследования проблемы гражданско-правового положения некоммерческих организаций в сфере благотворительной деятельности как субъекта гражданского права обусловлены важностью данного института для совершенствования правовых и законодательных основ функционирования гражданского общества. Развитая система благотворительных организаций в правовом демократическом государстве указывает на высокую правовую активность граждан в решении своих социальных проблем и на их правовую культуру.
Об актуальности и социальной значимости благотворительных организаций в современных условиях свидетельствует повышенное внимание к ним законодателя. Некоммерческие организации в сфере благотворительной деятельности - это сложное, многогранное, многоаспектное явление. Правовой институт благотворительных организаций - суть механизм реализации гражданских инициатив в обществе и вместе с тем есть отражение социальной политики, проводимой государством. Будучи важным правовым институтом, благотворительные организации одновременно являются инструментом государства и общества, который способствует достижению социальных, социально значимых благ. Отсюда вытекает, что взаимоотношения благотворительных организаций и государства должны строиться на началах равенства и социального партнерства. В этой связи наиболее актуальной, важной сего-дня представляется разработка системной законодательной регламентации деятельности благотворительных организаций, в частности, их взаимоотношений с государственными и муниципальными органами власти.
Масштабность социальных проблем, стоящих перед обществом, побуждает государство к стимулированию деятельности благотворительных организаций как института гражданского общества. Это касается, в первую очередь, поддержки малообеспеченных и нуждающихся слоев населения: инвалидов, безработных, жертв репрессий, лиц, пострадавших в результате стихийных бедствий, национальных конфликтов и т.д. В отличие от государственных структур с их бюрократическими издержками и недостаточностью финансирования, благотворительные организации способны быстро реагировать на запросы таких слоев населения и оперативно оказывать помощь там, где она действительно необходима, тем, кто в ней остро нуждается. На пути к гражданскому обществу роль, место и значимость этих организаций неуклонно возрастает. Именно поэтому исследование вопросов, касающихся гражданско-правового положения благотворительных организаций как субъекта гражданского права, в последнее время становится особенно актуальным.
Между тем, при целом ряде федеральных законов, посвященных деятельности благотворительных организаций, где достаточно четко прописаны организационные процедуры создания, регистрации, управления и реорганизации участников благотворительного процесса, нет полной ясности по целой совокупности важнейших вопросов. И, в частности:
1. Чем принципиально отличается роль благотворительной организации в благотворительном процессе от роли других некоммерческих организаций, в уставе которых предусмотрена статья о благотворительной деятельности?
2. Каким образом статус благотворительной организации «увязан» с налоговыми и прочими мерами регулирования благотворительной деятельности? Например, Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» определено, что право на налоговые и иные льготы, установленные законодательством, благотворительная организация получает с момента ее государственной регистрации. Тем не менее, в Налоговом кодексе РФ предоставление определенных льгот, связанных с благотворительностью, никак не увязано со статусом благотворительных организаций.
3. Каким образом законодательство закрепляет различные по функциональному назначению виды благотворительных организаций: с одной стороны, реализующих грантовые программы, а с другой стороны, выступающих грантополучателями в целях проведения собственных благотворительных мероприятий?
4. Являются ли некоммерческие организации участниками благотворительной деятельности?
В этом полагаем актуальность данного исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Значительный вклад в изучение гражданско-правового положения некоммерческих организаций в сфере благотворительной деятельности внесли такие учёные-правоведы, как Е.А. Абросимова и О.А. Чернега . Также выделим труды О.Б. Ивковой, С.В. Лукьяновой, О.П. Кашковского. Различные аспекты правового положения отдельных видов некоммерческих организаций исследовались А.В. Барко-вым, А.С. Еганяном, Ю.Г. Лесковой.
Объектом настоящего исследования являются гражданско-правовые отношения, возникающие между субъектами гражданского права в ходе осуществления благотворительной деятельности.
Предметом исследования является действующее законодательство, которое регулирует гражданско-правовое положение благотворительных организаций, а также практика его применения.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в выявлении особенностей гражданско-правового положения благотворительных организаций как субъектов гражданского права и разработкой предложений по совершенствованию действующего законодательства в данной области.
Основные задачи выпускной квалификационной работы:
1) раскрыть понятие благотворительной деятельности;
2) изучить формы благотворительной деятельности;
3) рассмотреть законодательство о благотворительной деятельности;
4) проанализировать понятие виды благотворительных организаций;
5) выявить место благотворительных организаций в системе некоммерческих организаций;
6) охарактеризовать создание, реорганизацию и ликвидацию благотворительных организаций;
7) проанализировать состав и правовой режим, а также источники формирования имущества благотворительных организаций.
Методологическую основу исследования составили такие общенаучные методы, разработанные философской наукой, и апробированные юридической практикой, как формально-логический, анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, индукция, дедукция.
Структура дипломной работы: введение, три главы, заключение, список использованных источников, материалов судебной практики и специальной литературы. В первой главе дипломной работы дана общая характеристика благотворительной деятельности и ее правового регулирования. Во второй главе дипломной работы проанализированы организационно-правовые формы благотворительных организаций . В третьей главе рассмотрены вопросы состава и правового режима, а также источников формирования имущества благотворительных организаций.
По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.
Под благотворительной деятельностью следует понимать добровольную деятельность граждан и юридических лиц по безвозмездной передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, а также по безвозмездному выполнению работ, предоставлению услуг, иных способов оказания помощи.
В основание деления российских юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации не могут быть положены такие критерии, как, например, характер деятельности, организационно-правовая форма, порядок распределения прибыли. Благотворительные организации должны сосредотачивать свою деятельность на достижение своих уставных - именно благо-творительных - целей.
Считается, что благотворительная деятельность может быть реализована в рамках таких форм, как дарение (пожертвование); гранты; добровольческий труд; гуманитарная и техническая помощь; целевые перечисления собственников (регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов). Данные виды деятельности могут попадать одновременно под определения нескольких законов и в каждом случае по-своему трактуют цели, направления и статус участников данного вида благотворительной деятельности. К примеру, грант может быть отнесен к категории пожертвований в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным за-коном «О науке и государственной научно-технической политике». Грантами признаются денежные средства или иное имущество, передача которых удовлетворяет определенным условиям, но уже оговоренным Налоговым кодек-сом РФ.
В российском законодательстве в целом не закреплены правовые особенности различных НКО как участников благотворительного процесса, прежде всего, это касается такой организационно правовой формы НКО как фонд. То есть, федеральным законом «О некоммерческих организациях» выделяются 3 самостоятельные разновидности фондов: «общественный фонд» (разновидность общественных объединений), «фонд» (самостоятельная организационно-правовая форма) и «негосударственный пенсионный фонд» (самостоятельная организационно-правовая форма). Несмотря на ряд отличий в их правовом статусе (деятельность общественных фондов регулируется так¬же Федеральным законом «Об общественных объединениях», а негосударственных пенсионных фондов - Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах»), с точки зрения благотворительной деятельности трудно выделить какие-либо существенные различия при данной классификации фондов.
В отличие, например, от бизнес-структур, для которых благотворительность - это дополнительная деятельность, не связанная напрямую с существованием самой компании, для благотворительных фондов - это есть основная деятельность. Можно сказать, что благотворительные фонды профессионально занимаются благотворительностью, и ничем больше. Источником средств в большинстве случаев выступают частные и корпоративные безвозмездные пожертвования, иногда фонды обладают и свои капиталом, ряд фондов существует на проценты с капитала или ценных бумаг (их называют фондами местного сообщества), некоторые создают собственные фонды.
Между тем, во многих странах в рамках развитой благотворительности особенности функционирования и условия создания фондов, разных по формам, целям и функциям закреплены законодательно. Фонды выделены по функциональному критерию (грантодающие, фандрайзинговые, операцион-ные), в зависимости от учредителей и целей (частные, публичные, корпоративные), юридического статуса (независимые и неавтономные) и пр. Так же зарубежное законодательство по-разному формализует особенности функционирования различных фондов (в виде отдельных законов, отдельных статей налогового законодательства или прочих законов и нормативов), но общей тенденцией является их достаточно четкое организационно-правовое и налоговое выделение.
В качестве предложений по совершенствованию действующего законодательства сформулируем следующие.
1. Для организации благотворительной деятельности и достижения благотворительных целей целесообразно использовать договор доверительного управления имуществом. Об этом свидетельствуют особенности этого договора, который представляет собой публичный договор, а имущество, передаваемое по договору доверительного управления на благотворительные цели, находится в общей совместной собственности учредителя или учредителей благотворительной организации, если таковых несколько. С учётом особенностей правового регулирования договора доверительного управления имуществом, как формы организации благотворительной деятельности, автор делает вывод о необходимости внесения соответствующих дополнений в Федеральный закон о благотворительной деятельности.
2. Для достижения благотворительных целей рекомендуется осуществлять социальное взаимодействие (сотрудничество) государства и субъектов гражданского права путём: а) размещения социального заказа для государственных и муниципальных нужд (договор об оказании социальных услуг); б) предоставления государственных и муниципальных грантов (договор о гранте); в) заключения концессионных соглашений по объектам социальной инфраструктуры. В связи со значимостью социального взаимодействия (сотрудничества) государства и субъектов гражданского права для достижения благотворительных целей полагаем, что необходимо принять специальный федеральный закон, который регулировал бы договорные обязательства та-кого взаимодействия. Особенностью договорных обязательств, возникающих в результате социального взаимодействия государства и субъектов гражданского права, является их публичный характер, а также то, что они заключаются на основе конкурса.
3. На основе анализа содержания и практики применения действующего законодательства о благотворительности предлагаем внести изменения и дополнения в ст. 7 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и сформулировать её следующим образом: «Благотворительные организации создаются в форме юридического лица, в частности: общественных организаций, фондов, учреждений и ассоциаций (союзов) благотворительных организаций».
1. Российская Федерация. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г. (с изм. от 8 марта 2015 г.) // Российская газета. -
1993. - 25 дек.; 2015. - 11 марта. - №6620.
2. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят Резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. // Международные акты о правах человека. Сборник докумен-тов. - М.: Юрлитинформ, 2010.
3. Российская Федерация. Законы О референдуме Российской Федерации [Текст]: [федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5- ФКЗ с изм. от 6 апреля 2015 г.] // Собрание законодательства Россий-ской Федерации. - 2004. - № 27. - Ст. 2710.
4. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Фе-дерации. Часть первая [Текст]: [федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ с изм. от 30 марта 2016 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
5. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Фе-дерации. Часть вторая [Текст]: [федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ с изм. от 30 марта 2016 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
6. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Феде-рации [Текст]: [федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ с изм. от 30 декабря 2015 г.] // Собрание законодательства Российской Феде-рации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
7. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Феде-рации. Часть 1 [Текст]: [федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146- ФЗ с изм. 29 декабря 2015 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - №31. - Ст.3824.
8. Российская Федерация. Законы. Кодекс Российской Федерации об ад-министративных правонарушениях [Текст]: [федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ с изм. от 30 декабря 2015 г.] // Российская га-зета от 31 декабря 2001 г. №2868.
9. Российская Федерация. Законы. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях [Текст]: [федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ с изм. от 5 мая 2014 г.] // Собрание законода-тельства Российской Федерации. - 1995. - № 33. - Ст. 3340.
10. Российская Федерация. Законы. Об общественных объединениях [Текст]: [федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ с изм. от 31 ян¬варя 2016 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. -
1995. - № 21. - Ст. 1930.
11. Российская Федерация. Законы. Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления [Текст]: [федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ с изм. от 4 июня 2014 г.] // Собрание законо-дательства Российской Федерации. - 1996. - № 49. - Ст. 5497.
12. Российская Федерация. Законы. О некоммерческих организациях [Текст]: [федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ с изм. от 30 марта 2016 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. -
1996. - № 3. - Ст. 145.
13. Российская Федерация. Законы. О свободе совести и о религиозных объединениях [Текст]: [федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ с изм. от 30 марта 2016 г.] // Собрание законодательства Рос-сийской Федерации. - 1997. - № 39. - Ст. 4465.
14. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Текст]: [федераль-ный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ с изм. от 5 октября 2015 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. -№ 40. - Ст. 3822.
15. Российская Федерация. Законы. О рекламе [Текст]: [федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ с изм. от 8 марта 2015 г.] // Собрание зако¬нодательства Российской Федерации. - 2006. - № 12. - Ст. 1232.
16. Российская Федерация. Законы. О порядке формирования и использо-вания целевого капитала некоммерческих организаций [Текст]: [феде-ральный закон от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ с изм. от 23 июля 2013 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 1 (часть I). - Ст. 38.
17. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федера-ции [Текст]: [федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ] // Собрании законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 53 (часть I). - Ст. 7598.
18. Российская Федерация. Письмо Минфина от 19 июля 2006 г. № 03-03-04/4/124 [электронный ресурс]. - Доступ: http://www.consultant.ru.
II. Специальная литература:
1. Абросимова Е.А. Благотворительные организации в Российской Феде-рации (гражданско-правовые аспекты). Дис. ... канд. юрид. наук. - М.,
1994. - 224 с.
2. Барков А.В., Лихотникова Е.П. Гражданская правосубъектность и пра-во собственности некоммерческих организаций. - М.: Городец, 2014. - 251 с.
3. Беляев К.П. О делении юридических лиц на коммерческие и некоммер-ческие в гражданском законодательстве // Актуальные проблемы граж-данского права / Под ред. С.С. Алексеева. - М.: Проспект, 2010. - 380 с.
4. Благотворительность./ Под общ. ред. Минервина И.Г.; сост. Р.Б. Авто-номов, Е.П. Балюк - Южно-Сахалинск, 2010. - 194 с.
5. Евграфов П.Б. Соотношение структуры права и структуры законода-тельств. - М.: ПРИОР, 2013. - 186 с.
6. Заец А.П. Система законодательства (Проблема согласованности). - М.: Контракт, 2009. - 260 с.
7. Ключевский В.О. Добрые люди Древней Руси (изд. 1892 г.). - М.: Юрайт, 2011. - 188 с.
8. Кожевников О.А., Шашкова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (постатейный). - М.: Юрайт, 2015. - 165 с.
9. Комментарий к Федеральному закону «О некоммерческих организаци-ях» Под ред. М. Ю. Тихомирова. - М.: Юрайт, 2014. - 187 с.
10. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ / Под ред. В. Д. Карповича. - М.: Контракт, 2015. - 961 с.
11. Кулакова О.С., Новикова Н.А. Комментарий к Федеральному закону от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотво-рительных организациях». - М.: Инфора-М, 2015. - 183 с.
12. Кумаритова А.А. Государственные и муниципальные гранты: возник-новение, становление и перспективы развития в российском граждан-ском праве // Журнал российского права. - 2013. - № 7. - С.36-41.
13. Лавриненко Л. Я. Благотворительная деятельность в сфере образования
дореволюционной России: исторические и культурно¬
просветительские аспекты / Л. Я. Лавриненко/ / Образование и обще-ство. - 2014. - № 1. - С. 86-92.
14. Лихотникова Е.Н. Некоммерческие организации: правосубъектность и право собственности: Дис. ... канд. юрид. наук. - Коломна, 2004. - 225 с.
15. Лукацкий М. А. Благотворительность: за и против. Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой о нравственных основаниях феномена филантропии./ М. А. Лукацкий/ / Образование и общество. - 2015. - № 5. - С. 103-109.
16. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. - М.: Дашков и К, 2014. - 335 с.
17. Научно-практический комментарий части первой Гражданского кодек¬са РФ/ Под ред. В. Д. Карповича. - М.: Контракт, 2015. - 695 с.
18. Основы социальной работы: Учебник. 2-е изд. / Отв. ред. П.Д. Павле- нок. - М.: Контракт, 2015. - 374 с.
19. Покотилова Т.Е. Благотворительность в социальной истории дорево-люционной России: Мировоззрение и ист. Опыт. - Спб.: Питер, 2012. - 233 с.
20. Соколов А. Р. Российская благотворительность в XVIII- XIX вв. (к во-просу о периодизации и понятийном аппарате) / А. Р. Соколов / / Оте-чественная история. - 2015. - № 6. - С.147-153.
21. Справочник некоммерческих организаций Санкт-Петербурга. Помогай себе и другим / Ред. А. Клецина, А. Орлова, А. Скворцова, М. Журав-лева. - Санкт-Петербург: «Центр РНО», 2012. - 192 с.
22. Теория социальной работы: Учеб. пособие. / М. В. Ромм, Е. В. Андри-енко, Л. А. Осьмук, И. А. Скалабан.; Под ред. М. В. Ромма. - Новоси-бирск: Изд-во НГТУ, 2010. Ч. II. - 371 с.
23. Фирсов М.В. Технология социальной работы: учеб. пособие. - М.: Про-спект, 2013. - 315 с.
24. Фомин Э. Благотворительность: дискуссионное поле и исследователь-ские задачи // Благотворительность в России. Социальные и историче-ские исследования / Под общ. ред. О. Лейкинда. СПб.: Лики России, 2011. - 296 с.
25. Циткилов П.Я. История социальной работы. Учебное пособие для студ. вузов. - ьРостов н/Д: Феникс, 2014. - 358 с.
26. Чернега О.А. Правовая модель благотворительности и благотворитель-ных организаций: Гражданско-правовой и социологический аспекты. Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1998. - 231 с.
27. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Энциклопедически словарь (в 86 томах). Томъ I (1): А - Алтай / Мод ред. И.Е. Андриевска- го. - М.: Статут, 2008. - 810 с.
III. Материалы юридической практики:
1. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 апреля 1997 г. № 13 «Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 1997. - № 7.
2. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 14 июля 1999 г. № 45 «Об обращении взыскания на имущество учреждения». // Вестник ВАС РФ. - 1999. - № 11.
3. Определение Верховного Суда РФ от 15.01.2012 № 56-Г11-28 [элек-тронный ресурс]. - Доступ: http://www.consultant.ru.
4. Определение Верховного Суда РФ от 02.08.2014 № 45-Г14-39 [элек-тронный ресурс]. - Доступ: http://www.consultant.ru.
5. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17
февраля 2011 г. № 3637/10 [электронный ресурс]. - Доступ:
http: //www. consultant.ru.
6. Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2011. № 6609/11 // Вест-ник ВАС РФ. - 2003. - №1.
7. Постановление Президиума ВАС РФ от 17.02.2012. № 3637/12 // Вест-ник ВАС РФ. - 2013. - № 5.
8. Постановление ФАС Поволжского округа от 21 марта 2013 г. по делу
№ А55-2450/2012-30 [электронный ресурс]. - Доступ:
http://www.consultant.ru.
9. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 5 сентября 2015 г.
№ А11-9785/2014-К1-1/472 [электронный ресурс]. - Доступ:
http://www.consultant.ru..
10. Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 октября 2014 г. № 19АП-5583/14 [электронный ресурс]. - Доступ: http://www.consultant.ru.
11. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22 февраля 2015 года
№ А66-9108/2014 [электронный ресурс]. - Доступ:
http: //www. consultant.ru.