Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование произвольного внимания у детей дошкольного возраста (Возрастная психология и психология развития)

Работа №87109

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольное образование

Объем работы42
Год сдачи2022
Стоимость800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
141
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
Выборка: два ребенка: один из них в возрасте 5 лет , второй ребенок в возрасте 6 лет .
В данной работе не указано название базы исследования. Если в подставить нужное название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложения (методические материалы).

Введение 3
1 Теоретические основы развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста 5
1.1 Сущность понятия «произвольное внимание» 5
1.2 Особенности развития произвольного внимания детей в дошкольном возрасте 10
Выводы по первой главе: 15
2 Экспериментальное исследование особенностей произвольного внимания у дошкольников 16
2.1 Организация исследования 16
2.2 Анализ результатов исследования 20
2.3 Рекомендации для педагогов по развитию произвольного внимания дошкольников 24
Выводы по второй главе: 33
Заключение 35
Список использованных источников 37
Приложения 39
Приложение А 39
Приложение Б 40
Приложение В 41

Взрослые должны уделять достаточно внимания не только формированию знаний, умений и навыков дошкольника, но и развивать такие важные психические функции, как произвольное внимание, для того, чтобы предоставить ребенку возможность полноценно и с наименьшими трудностями овладеть знаниями и нормами поведения.
В настоящее время наблюдается противоречие между необходимостью развития произвольного внимания старших дошкольников и недостаточной разработанностью методического комплекса для этого. Поэтому данная тема является очень актуальной на сегодняшний день.
Проблема развития произвольного внимания, в силу своей практической значимости, постоянно обращает на себя внимание ученых. Вопросами развития произвольного внимания учащихся школ занимались такие видные ученые, как Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, О.Ю. Ермолаев, В.А. Крутецкий, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и другие.
Новизна исследования заключается в том, что для того, чтобы выявить наиболее результативные методы развития у дошкольников произвольного внимания, был исследован многовековой педагогический опыт и достижения современной педагогики и передовой педагогической практики, а на основе этого, выделены основные аспекты формирования произвольного внимания у старших дошкольников.
Цель работы: рассмотреть особенности развития произвольного внимания у дошкольников.
Задачи:
1. Выявить сущность понятия произвольное внимание.
2. Изучить особенности развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста.
3. Провести экспериментальное исследование особенностей произвольного внимания у дошкольников.
4. Разработать рекомендации для педагогов по развитию произвольного внимания у дошкольников.
Объект исследования ‒ произвольное внимание дошкольников.
Предмет исследования ‒ особенности формирования произвольного внимания у дошкольников.
Гипотеза исследования: внимание дошкольников формируется постепенно, совершенствуется с возрастом и нуждается в развитии.
Теоретическая основа исследования – работы отечественных и зарубежных педагогов и психологов в области теории и практики образования.
Методы, используемые в работе, составили: анализ литературы по теме, обобщение и классификация полученной информации; сравнительный метод исследования; использовались эмпирические методы (наблюдение, тестовый метод), методы обработки научных данных (количественные математико-статистические методы и качественный анализ экспериментальных данных).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Произвольное внимание характеризуется целенаправленным сосредоточением сознания вкупе с усилиями воли. При этом человек, который поставил перед собой определенную цель и сознательно вырабатывает программу по ее достижению, начинает произвольное внимание. По своей природе это не биологические, а социальные причины: они не развиваются и не воспитываются в организме, а формируются у ребенка при его общении с другими людьми.
Возрастные особенности внимания старших дошкольников  это относительно слабое произвольное внимание и его неустойчивость. Возможность волевого регулирования внимания и приемы управления им в данном возрасте еще весьма ограниченны. Еще недостаточна познавательная активность, которая, сочетаясь с быстрой утомляемостью детей серьезно тормозит их развитие и обучение.
Быстрое утомление влечет за собой потерю работоспособности, после этого возникают затруднения усвоения знаний, рассеянности внимания. Важное условие успешной познавательной деятельности и успешного обучения в школе  формирование произвольного внимания при обучении приёмам самостоятельной работы, это связано с развитием умения самостоятельно поставить цель и затем контролировать свои действия.
Исследование было проведено на базе МБДОУ ____. Для участия в эксперименте были приглашены два ребенка: один из них в возрасте 5 лет (Ребенок 1), второй ребенок в возрасте 6 лет (Ребенок 2). Дети здоровы, психическое развитие в норме.
Для исследования особенностей внимания были отобраны следующие методики: «Найди и вычеркни», «Поставь значки» и методика «Запомни и расставь точки».
Из исследования можно сделать вывод, что уровень развития произвольного внимания пятилетнего дошкольника значительно ниже, чем у девочки более старшего возраста.
По результатам проведенного исследования мы можем сказать, что выдвинутая в нашей курсовой работе гипотеза полностью подтвердилась.
Таким образом, проведя экспериментальное исследование, мы можем говорить о том, что внимание дошкольников формируется постепенно, совершенствуется с возрастом и нуждается в развитии.
Для развития уровня произвольного внимания у дошкольников педагогам было рекомендовано использовать систему игр, направленных на развитие произвольного внимания.



1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб. пособие. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003.- 136 с.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: АСТ, Астрель, Люкс, 2005. – 671, [1] с.
3. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. // Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Эксмо, 2004. – 512 с.
4. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. – М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. – 264 c.
5. Дерябин, В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность: Психофизиологические очерки / В.С. Дерябин. – М.: ЛКИ, 2016. – 202 c.
6. Дети с временной задержкой психического развития / Под ред.Т.А. Власовой, М.С. Певзнер.- М.: Педагогика,1971. – 184 с.
7. Дети с задержкой психического развития/Под ред. Г.А. Власовой В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной.- М.,1984. – 256 с.
8. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб: Питер Ком, 2013. – 368 с.
9. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин.. – СПб.: Питер, 2012. – 448 c.
10. Лурия А.Р. Внимание и память. – М.,1975.
11. Мандель, Б.Р Педагогика: Учебное пособие / Б.Р Мандель. – М.: Флинта, 2014. – 288 c.
12. Набиуллина Н. В. Психолого-педагогические основы развития произвольного внимания старших дошкольников [Текст] / Н. В. Набиуллина // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 23 окт. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 3 (8). — С. 120-122.
13. Немов, Р.С. Общая психология в 3х тт. том ii в 4 книгах. книга 2. внимание и память: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Р.С. Немов. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 261 c.
14. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия»,2003. – 480 с.
15. Специальная педагогика: учеб. Пособие для студ.высш. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»,2005.- 400с.
16. Тржесоглава З. «Легкая дисфункция мозга в детском возрасте», М.: издательство «Медицина», 2006. – 256 с.
17. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. - Н-Новгород,1994. ‒ 228 с.
18. Усова, А.В. Как овладеть рациональными умениями и навыками учебного труда: Метод. рекомендации / А.В. Усова, В.А. Беликов. – Магнитогорск, 1990. – Ч.1.- 30 с.
19. Усова, А.В. Как овладеть рациональными умениями и навыками учебного труда: Метод. рекомендации / А.В. Усова, В.А. Беликов. – Магнитогорск, 1990. – Ч. 2. – 39 с.
20. Усова, А.В. Формирование у учащихся учебно-познавательных умений / А.В. Усова. – Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1994. – 23 с.
21. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.В. Шаповаленко. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 576 c.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ