Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Институт правопреемства в международном праве

Работа №87045

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международное публичное право

Объем работы75
Год сдачи2017
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
169
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение..……………………………………………………………………...3
Глава 1. Международно - правовые аспекты правопреемства государств…………………………………………………………………………………6
§1. Понятие и сущность правопреемства в международном праве………………………………………………………………………………………6
§2. Правовые основания возникновения правопреемства государств…………………………………………………………………………..........15
§3. Объекты государственного правопреемства…………………………..23
Глава 2. Особенности правопреемства государств СНГ в связи с распадом
СССР…………………………………………………………………………...……33
§1. Правопреемство в отношении международных договоров СССР....33
§2. Правопреемство в отношении государственной собственности, государственных архивов и внешнего государственного долга СССР ..............……42
§3 Правопреемство территории бывшего СССР в отношении гражданства..…………………………………………………………………….……………...52
Заключение…………………………………………………………………..62
Список используемой литературы

Проблема правопреемства государств существует в международном праве уже множество столетий. В наши дни правопреемство никуда не делось, оно
существует и активно используется в современном мире.
В силу того, что на смену старых государств приходят новые, или же несколько государств объединяются в одно, в зависимости от вида правопреемства – этот правовой институт будет существовать и активно использоваться еще
очень долго. Тенденция к самоопределению наций и народов, что
лежит, как правило, в основе государственно-территориальных изменений, может стать, как полагают учёные, преобладающей. Проблема правопреемства государств всегда была одной из самых сложных, во многом – нерешённой.
На фоне частого применения данного института и интересов новообразующихся и старых государств появляются противоречия между
прописанными в конвенциях нормами правопреемства и удовлетворением конкретных интересов определенного числа международных субъектов. А так как
само государство – это огромная организация, обладающая суверенитетом и
собственной внутренней правовой базой, то прописанные в международных
конвенциях нормы порой могут трактоваться государствами в пользу национальных интересов вопреки международным, или же эти нормы могут вовсе
игнорироваться, это и обуславливает актуальность данной темы.
Правопреемство государств – это переход с учетом основных принципов
международного права и норм о правопреемстве определенных прав и обязательств от одного государства-субъекта международного права к другому.
Несмотря на то, что процесс преобразования государств для мировой
истории явление, скорее, обычное, чем экстраординарное, вопрос правового
регулирования перехода прав и обязанностей от правообладателя к
правопреемнику до настоящего времени признается одним из самых спорных
и неоднозначных во всей системе международного права. Неоднозначность
эта обусловлена следующими обстоятельствами:
а) традиционным переносом в международно-правовую сферу
представлений о сущности правопреемства, господствующих в частном5
праве и обоснованных еще римскими юристами в отношении института
наследования (и соответствующим романо-германской системе
правопонимания);
б) привнесением в трактовку практических аспектов перехода права англосаксонской традиции разделения правопреемства на фактическое (изменения
территории) и юридическое (переход прав и обязанностей от одного государства к другому); как следствие, термин «правопреемство» в международном праве воспринимается сразу в двух значениях.
в) несогласованностью в определении оснований и содержания
правопреемства.
Выражением сущности правопреемства государств в
международно-правовой доктрине считается переход ответственности за
определенную территорию (включая имеющиеся у нее права и обязательства)
от одного государства к другому. Данная территория выступает объектом
правопреемства.
Соответственно принципиальным условием, принимаемым во
внимание в связи с переходом права от предшествующего субъекта
международного права к его правопреемнику, является разрешение вопроса о
территории нового субъекта и ее признании в качестве самостоятельной
политической единицы. Признание является средством, с помощью которого
уже существующие государства реагируют на появление новых субъектов
международного права.
Однако именно здесь и начинаются основные проблемы, т.к. институт признания в международном праве до сих пор остается
некодифицированным. Признавая основой правопреемства юридический
факт возникновения нового государства, международное сообщество не
выработало эффективных норм установления критериев прекращения одних
государств и возникновения других. Этот вопрос фактически каждый раз
решается заново с учетом конкретных обстоятельств и мнения
доминирующих государств.6
Объектом данной работы является совокупность общественных отношений, которые складываются по поводу правопреемства в международном праве.
Предметом же являются нормы правовых источников, договоров, конвенций и материалы литературных источников.
Целью данной работы является рассмотрение института правопреемства
в международном праве.
В ходе написания дипломной работы нами использовалась такие методы
научного исследования, как анализ, в том числе и документальный, изучение
материалов научных и периодических изданий по данной проблеме, классификация, обобщение и т.д.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


При рассмотрении правопреемства государств, несмотря на множественность субъектов этого правоотношения, всегда выделяется государство – предшественник, которому на смену приходит новый носитель ответственности за
международные отношения, и государство–приемник, к которому эта ответственность переходит. В настоящее время, определение государственного правопреемства содержится в Венской Конвенции 1978 года о правопреемстве государств в отношении договоров и в Венской Конвенции 1983 года о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных
архивов и государственных долгов. Они являются основными нормативноправовыми актами, содержащими нормы о правопреемстве. Правопреемством
государств в них определяется как смена одного государства другим в несении
ответственности за международные отношения какой-либо территории.
При детальном рассмотрении нужно заметить особенность, которая состоят в делении самого понятия государственного правопреемства на две его
части – это юридическое и фактическое правопреемство.
Ключевое место в Венских конвенциях занимают положения, которые устанавливают порядок урегулирования возникающих по вопросам правопреемства государств споров.
Заключения взаимных соглашений - самый подходящий и простой путь,
решающий все вопросы правопреемства государств.
Говоря о правопреемстве, нельзя не упомянуть про юридические факты,
или иначе говоря, фактические ситуации, которые влекут за собой юридическое
правопреемство, и как следствие изменение суверенитета одного государства
над определённой территорией суверенитетом другого государства.
Наука международного права включает в себя несколько разных теорий
о правопреемстве государств - теорию универсального правопреемства, негативную теорию и т.д.62
При переходе имеющихся прав и обязанность от одного субъекта к другому, требуются качественные изменение передающего данные полномочия
субъекта права
Этими самыми качественными изменениями могут являться прекращение
существования, объединение с другим субъектом права, или же образование
нового путем его разделение на два или более новых субъектов.
На сегодняшний день существует довольно распространенная позиция,
которая говорит о том, что тот объем прав и обязанностей, который переходит
от одного государства к другому, будет зависеть от множества факторов и обстоятельств, которые требуется принимать во внимание.
По общему правилу и сложившейся обширной международной многолетней практике, главными субъектами правоотношений, когда речь заходит о
правоотношениях, связанных с правопреемством, являются государства. Объем
прав и обязанностей, который переходит от одного государства к другому, будет зависеть от множества факторов и обстоятельств. Не считаются правопреемством случаи аннексии, или же захвата чужой территории.
Новые государства могут возникнуть, в конечном счете, при социальных
революциях, национально-освободительной борьбы, объединения, или же наоборот, разделения государств, а также отделения части или же частей отдельно взятой территории государства.
Понятие объекта правопреемства довольно многогранно, и включает в
себя территорию, международные соглашения и договоры, собственность государства, при их наличии государственные архивы и государственные долги, а
также членство в международных организациях.
В ходе передачи части территории переход государственной собственности будет регулироваться соглашением между предшественником и преемником
1) недвижимая государственная собственность, находящаяся на территории, являющейся объектом преемства, переходит к государству - преемнику;63
2) движимая государственная собственность, связанная с деятельностью
государства - предшественника в отношении данной территории переходит к
государству - преемнику.
При разделении территории государства и образовании нескольких государств - преемников недвижимая государственная собственность предшественника переходит к преемнику, на территории которого находится (если она находится за пределами территории предшественника - переходит к преемникам в
справедливых долях).
В учредительных актах государства — участники СНГ гарантировали
выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего СССР. Государства также согласились, чтобы членство СССР в
ООН было продолжено Российской Федерацией.
Особенностью процесса правопреемства в связи с прекращением существования СССР был континуитет России, то есть признание России продолжателем международно-правовой личности СССР.
Что же касается остальных международных договоров бывшего СССР,
представляющих взаимный интерес, то государствам-участникам Содружества
предстояло пройти довольно сложный процесс выявления тех международных
прав и обязательств бывшего СССР, осуществление которых было непосредственно связано с их территорией, и соответствующего юридического закрепления этих прав и обязательств.
Федерация стала стороной всех действующих международных договоров
вместо Союза ССР. На основе этого договоры, не представляющие интерес для
государств-участников СНГ, оставались в наследство России, как «государствапродолжателя СССР».
В контексте правопреемства под государственной собственностью понимаются имущество, права и интересы, которые в момент их передачи государству-преемнику принадлежали государству-предшественнику согласно его
внутреннему праву.64
Как видно из соглашений и решений, принятых в рамках СНГ по вопросам правопреемства в отношении государственной собственности бывшего
СССР, предметом урегулирования стала прежде всего та часть этой собственности, которая находится за рубежом.
В Соглашении 1992 года оговорено, что его участники исходят из взаимозависимости между обязательством участвовать в погашении и несении расходов по обслуживанию государственного внешнего долга бывшего СССР в долях, указанных выше, и возможностью реализации права собственности каждого из них на причитающуюся долю собственности Союза за границей.
На практике, однако, для подавляющего большинства бывших союзных
республик оказалось непосильным участвовать в расходах по погашению и обслуживанию внешнего долга распавшегося СССР, и дело кончилось тем, что их
доли в заграничной собственности были ими переданы России в обмен на ее согласие принять на себя их доли по долговым обязательствам.
Что касается государственного имущества бывшего Союза внутри страны, то еще до его распада входившие в его состав союзные республики, провозглашая суверенитет, обратили в свою собственность практически все объекты
союзного значения, находившиеся на их территории.
Под государственными архивами государства-предшественника понимается совокупность документов любой давности и рода, произведенных или
приобретенных этим государством в ходе его деятельности, которые на момент
правопреемства принадлежали ему согласно его внутреннему праву и хранились им под его контролем в качестве архивов для различных целей.
Судьба государственных архивов СССР была урегулирована в связи с его
распадом между возникшими в пределах его территории государствами СНГ.
Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего
Союза ССР от 6 июля 1992 г., заключенное между этими государствами, исходит из принципа целостности и неделимости фондов, образовавшихся в результате деятельности высших государственных структур бывших Российской империи и Союза ССР и хранящихся в государственных архивах за пределами государств - участников Соглашения. Государства - участники Соглашения не
претендуют на право владения этими комплексами документальных материалов.


Нормативные правовые акты и иные официальные документы1
1. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. //
Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных
СССР с иностранными государствами. – 1956. – Вып. XII.
2. О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений : конвенция Организации Объединенных Наций от 10 июня 1958
г., для СССР вступила в силу с 22 ноября 1960 г. // Вестник ВАС РФ. – 1993. –
№ 8.
3. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. – 1995. – № 67.
4. О дипломатических сношениях : конвенция от 18 апреля 1961 г. //
Ведомости ВС СССР. – 1964. – № 18. – Ст. 221.
5. О праве международных договоров : конвенция от 23 мая 1969 г. //
Работа комиссии международного права. – 1988. – Изд. IV.
6. Об экономических, социальных и культурных правах : международный пакт от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. –
№ 12.
7. О гражданских и политических правах : международный пакт от 16
декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. – № 12.
8. О правопреемстве государств в отношении договоров : конвенция
от 23 августа 1978 г. // Работа комиссии международного права. – 1988. – Изд.
IV.
9. О правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов : конвенция от
08 апреля 1983 г. // Работа комиссии международного права. – 1988. – Изд. IV.
1 В связи с наличием многочисленных изменений и дополнений в нормативных актах, используемых в работе, в
списке указаны их первые официальные источники опубликования.68
10. О праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями : конвенция от 21 марта 1986 г. // Работа комиссии международного права. – 1988. – Изд. IV.
11. О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам : конвенция от 22 января 1993 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – №17. – Ст. 1472.
12. О международных обязательствах в области прав человека и основных свобод : декларация глав государств - участников Содружества Независимых Государств от 24 сентября 1993 г. // Бюллетень международных договоров.
– 1994. – N 9.
13. О правах и основных свободах человека : конвенция Содружества
Независимых Государств от 26 мая.1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – № 13. - Ст. 1489.
14. Мирный договор между Союзными и Объединившимися державами и Германией от 28 июня 1919 г. // Версальский мирный договор. – М. : Литиздат НКИД. – 1925.
15. О запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой : договор от 05 августа 1963 г. // Ведомости ВС
СССР. – 1963. – № 42. – Ст. 431.
16. О нераспространении ядерного оружия : договор от 01 июля 1968 г.
// Собрание постановлений Правительства СССР. – 1968. – № 13. – Ст. 88.
17. Об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) : договор
между СССР и США от 26 мая 1972 г. // Ведомости ВС СССР. – 1972. – № 45. –
Ст. 420.
18. О ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности :
договор между СССР и США от 08 декабря 1987 г. // Сборник международных
договоров СССР. – 1990. – Вып. XLIV.
19. О правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и
активов Союза ССР : договор от 04 декабря 1991 г. // Правопреемство государ69
ственной собственности бывшего Союза ССР. – Минск: Исполнительный Секретариат Содружества Независимых Государств. – 1996.
20. О создании Содружества Независимых Государств : соглашение от
08.12.1991 г. // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1991. – № 51. – Ст. 1798.
21. О совместных мерах в отношении ядерного оружия : соглашение от
21 декабря 1991 г. // Дипломатический вестник. – 1992. – № 1.
22. О собственности бывшего Союза ССР за рубежом : соглашение
глав государств Содружества Независимых Государств от 30 декабря 1991 г. //
Дипломатический вестник. – 1992. – № 1.
23. О продолжении осуществления прав и выполнении обязательств,
вытекающих из международных договоров и соглашений, заключенных СССР :
нота Министерства иностранных дел РФ от 13 января 1992 г. № 11/Угп // Дипломатический вестник. – 1992. – N 2.
24. О сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений : протокол к Договору между СССР и США от 23 мая 1992 г. – Международные отношения. – 2001.
25. О распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом : соглашение от 06 июля 1992 г. // Бюллетень международных договоров. –
1993. – № 8.
26. О правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего
Союза ССР : соглашение от 06 июля 1992 г. // Бюллетень международных договоров. – 1993. – № 8.
27. О взаимопонимании по вопросу правопреемства в отношении договоров бывшего Союза ССР, представляющих взаимный интерес : меморандум
от 06 июля 1992 г. // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество» . – 1992. – № 6.
28. О взаимном признании прав и регулировании отношений собственности : Соглашение стран СНГ от 09.10.1992 [с изм, вступ. в силу 24.12.1993] //
Бюллетень международных договоров. – 1993. – № 10.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ