Введение..……………………………………………………………………...3
Глава 1. Международно - правовые аспекты правопреемства государств…………………………………………………………………………………6
§1. Понятие и сущность правопреемства в международном праве………………………………………………………………………………………6
§2. Правовые основания возникновения правопреемства государств…………………………………………………………………………..........15
§3. Объекты государственного правопреемства…………………………..23
Глава 2. Особенности правопреемства государств СНГ в связи с распадом
СССР…………………………………………………………………………...……33
§1. Правопреемство в отношении международных договоров СССР....33
§2. Правопреемство в отношении государственной собственности, государственных архивов и внешнего государственного долга СССР ..............……42
§3 Правопреемство территории бывшего СССР в отношении гражданства..…………………………………………………………………….……………...52
Заключение…………………………………………………………………..62
Список используемой литературы
Проблема правопреемства государств существует в международном праве уже множество столетий. В наши дни правопреемство никуда не делось, оно
существует и активно используется в современном мире.
В силу того, что на смену старых государств приходят новые, или же несколько государств объединяются в одно, в зависимости от вида правопреемства – этот правовой институт будет существовать и активно использоваться еще
очень долго. Тенденция к самоопределению наций и народов, что
лежит, как правило, в основе государственно-территориальных изменений, может стать, как полагают учёные, преобладающей. Проблема правопреемства государств всегда была одной из самых сложных, во многом – нерешённой.
На фоне частого применения данного института и интересов новообразующихся и старых государств появляются противоречия между
прописанными в конвенциях нормами правопреемства и удовлетворением конкретных интересов определенного числа международных субъектов. А так как
само государство – это огромная организация, обладающая суверенитетом и
собственной внутренней правовой базой, то прописанные в международных
конвенциях нормы порой могут трактоваться государствами в пользу национальных интересов вопреки международным, или же эти нормы могут вовсе
игнорироваться, это и обуславливает актуальность данной темы.
Правопреемство государств – это переход с учетом основных принципов
международного права и норм о правопреемстве определенных прав и обязательств от одного государства-субъекта международного права к другому.
Несмотря на то, что процесс преобразования государств для мировой
истории явление, скорее, обычное, чем экстраординарное, вопрос правового
регулирования перехода прав и обязанностей от правообладателя к
правопреемнику до настоящего времени признается одним из самых спорных
и неоднозначных во всей системе международного права. Неоднозначность
эта обусловлена следующими обстоятельствами:
а) традиционным переносом в международно-правовую сферу
представлений о сущности правопреемства, господствующих в частном5
праве и обоснованных еще римскими юристами в отношении института
наследования (и соответствующим романо-германской системе
правопонимания);
б) привнесением в трактовку практических аспектов перехода права англосаксонской традиции разделения правопреемства на фактическое (изменения
территории) и юридическое (переход прав и обязанностей от одного государства к другому); как следствие, термин «правопреемство» в международном праве воспринимается сразу в двух значениях.
в) несогласованностью в определении оснований и содержания
правопреемства.
Выражением сущности правопреемства государств в
международно-правовой доктрине считается переход ответственности за
определенную территорию (включая имеющиеся у нее права и обязательства)
от одного государства к другому. Данная территория выступает объектом
правопреемства.
Соответственно принципиальным условием, принимаемым во
внимание в связи с переходом права от предшествующего субъекта
международного права к его правопреемнику, является разрешение вопроса о
территории нового субъекта и ее признании в качестве самостоятельной
политической единицы. Признание является средством, с помощью которого
уже существующие государства реагируют на появление новых субъектов
международного права.
Однако именно здесь и начинаются основные проблемы, т.к. институт признания в международном праве до сих пор остается
некодифицированным. Признавая основой правопреемства юридический
факт возникновения нового государства, международное сообщество не
выработало эффективных норм установления критериев прекращения одних
государств и возникновения других. Этот вопрос фактически каждый раз
решается заново с учетом конкретных обстоятельств и мнения
доминирующих государств.6
Объектом данной работы является совокупность общественных отношений, которые складываются по поводу правопреемства в международном праве.
Предметом же являются нормы правовых источников, договоров, конвенций и материалы литературных источников.
Целью данной работы является рассмотрение института правопреемства
в международном праве.
В ходе написания дипломной работы нами использовалась такие методы
научного исследования, как анализ, в том числе и документальный, изучение
материалов научных и периодических изданий по данной проблеме, классификация, обобщение и т.д.
При рассмотрении правопреемства государств, несмотря на множественность субъектов этого правоотношения, всегда выделяется государство – предшественник, которому на смену приходит новый носитель ответственности за
международные отношения, и государство–приемник, к которому эта ответственность переходит. В настоящее время, определение государственного правопреемства содержится в Венской Конвенции 1978 года о правопреемстве государств в отношении договоров и в Венской Конвенции 1983 года о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных
архивов и государственных долгов. Они являются основными нормативноправовыми актами, содержащими нормы о правопреемстве. Правопреемством
государств в них определяется как смена одного государства другим в несении
ответственности за международные отношения какой-либо территории.
При детальном рассмотрении нужно заметить особенность, которая состоят в делении самого понятия государственного правопреемства на две его
части – это юридическое и фактическое правопреемство.
Ключевое место в Венских конвенциях занимают положения, которые устанавливают порядок урегулирования возникающих по вопросам правопреемства государств споров.
Заключения взаимных соглашений - самый подходящий и простой путь,
решающий все вопросы правопреемства государств.
Говоря о правопреемстве, нельзя не упомянуть про юридические факты,
или иначе говоря, фактические ситуации, которые влекут за собой юридическое
правопреемство, и как следствие изменение суверенитета одного государства
над определённой территорией суверенитетом другого государства.
Наука международного права включает в себя несколько разных теорий
о правопреемстве государств - теорию универсального правопреемства, негативную теорию и т.д.62
При переходе имеющихся прав и обязанность от одного субъекта к другому, требуются качественные изменение передающего данные полномочия
субъекта права
Этими самыми качественными изменениями могут являться прекращение
существования, объединение с другим субъектом права, или же образование
нового путем его разделение на два или более новых субъектов.
На сегодняшний день существует довольно распространенная позиция,
которая говорит о том, что тот объем прав и обязанностей, который переходит
от одного государства к другому, будет зависеть от множества факторов и обстоятельств, которые требуется принимать во внимание.
По общему правилу и сложившейся обширной международной многолетней практике, главными субъектами правоотношений, когда речь заходит о
правоотношениях, связанных с правопреемством, являются государства. Объем
прав и обязанностей, который переходит от одного государства к другому, будет зависеть от множества факторов и обстоятельств. Не считаются правопреемством случаи аннексии, или же захвата чужой территории.
Новые государства могут возникнуть, в конечном счете, при социальных
революциях, национально-освободительной борьбы, объединения, или же наоборот, разделения государств, а также отделения части или же частей отдельно взятой территории государства.
Понятие объекта правопреемства довольно многогранно, и включает в
себя территорию, международные соглашения и договоры, собственность государства, при их наличии государственные архивы и государственные долги, а
также членство в международных организациях.
В ходе передачи части территории переход государственной собственности будет регулироваться соглашением между предшественником и преемником
1) недвижимая государственная собственность, находящаяся на территории, являющейся объектом преемства, переходит к государству - преемнику;63
2) движимая государственная собственность, связанная с деятельностью
государства - предшественника в отношении данной территории переходит к
государству - преемнику.
При разделении территории государства и образовании нескольких государств - преемников недвижимая государственная собственность предшественника переходит к преемнику, на территории которого находится (если она находится за пределами территории предшественника - переходит к преемникам в
справедливых долях).
В учредительных актах государства — участники СНГ гарантировали
выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего СССР. Государства также согласились, чтобы членство СССР в
ООН было продолжено Российской Федерацией.
Особенностью процесса правопреемства в связи с прекращением существования СССР был континуитет России, то есть признание России продолжателем международно-правовой личности СССР.
Что же касается остальных международных договоров бывшего СССР,
представляющих взаимный интерес, то государствам-участникам Содружества
предстояло пройти довольно сложный процесс выявления тех международных
прав и обязательств бывшего СССР, осуществление которых было непосредственно связано с их территорией, и соответствующего юридического закрепления этих прав и обязательств.
Федерация стала стороной всех действующих международных договоров
вместо Союза ССР. На основе этого договоры, не представляющие интерес для
государств-участников СНГ, оставались в наследство России, как «государствапродолжателя СССР».
В контексте правопреемства под государственной собственностью понимаются имущество, права и интересы, которые в момент их передачи государству-преемнику принадлежали государству-предшественнику согласно его
внутреннему праву.64
Как видно из соглашений и решений, принятых в рамках СНГ по вопросам правопреемства в отношении государственной собственности бывшего
СССР, предметом урегулирования стала прежде всего та часть этой собственности, которая находится за рубежом.
В Соглашении 1992 года оговорено, что его участники исходят из взаимозависимости между обязательством участвовать в погашении и несении расходов по обслуживанию государственного внешнего долга бывшего СССР в долях, указанных выше, и возможностью реализации права собственности каждого из них на причитающуюся долю собственности Союза за границей.
На практике, однако, для подавляющего большинства бывших союзных
республик оказалось непосильным участвовать в расходах по погашению и обслуживанию внешнего долга распавшегося СССР, и дело кончилось тем, что их
доли в заграничной собственности были ими переданы России в обмен на ее согласие принять на себя их доли по долговым обязательствам.
Что касается государственного имущества бывшего Союза внутри страны, то еще до его распада входившие в его состав союзные республики, провозглашая суверенитет, обратили в свою собственность практически все объекты
союзного значения, находившиеся на их территории.
Под государственными архивами государства-предшественника понимается совокупность документов любой давности и рода, произведенных или
приобретенных этим государством в ходе его деятельности, которые на момент
правопреемства принадлежали ему согласно его внутреннему праву и хранились им под его контролем в качестве архивов для различных целей.
Судьба государственных архивов СССР была урегулирована в связи с его
распадом между возникшими в пределах его территории государствами СНГ.
Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего
Союза ССР от 6 июля 1992 г., заключенное между этими государствами, исходит из принципа целостности и неделимости фондов, образовавшихся в результате деятельности высших государственных структур бывших Российской империи и Союза ССР и хранящихся в государственных архивах за пределами государств - участников Соглашения. Государства - участники Соглашения не
претендуют на право владения этими комплексами документальных материалов.
Нормативные правовые акты и иные официальные документы1
1. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. //
Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных
СССР с иностранными государствами. – 1956. – Вып. XII.
2. О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений : конвенция Организации Объединенных Наций от 10 июня 1958
г., для СССР вступила в силу с 22 ноября 1960 г. // Вестник ВАС РФ. – 1993. –
№ 8.
3. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. – 1995. – № 67.
4. О дипломатических сношениях : конвенция от 18 апреля 1961 г. //
Ведомости ВС СССР. – 1964. – № 18. – Ст. 221.
5. О праве международных договоров : конвенция от 23 мая 1969 г. //
Работа комиссии международного права. – 1988. – Изд. IV.
6. Об экономических, социальных и культурных правах : международный пакт от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. –
№ 12.
7. О гражданских и политических правах : международный пакт от 16
декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. – № 12.
8. О правопреемстве государств в отношении договоров : конвенция
от 23 августа 1978 г. // Работа комиссии международного права. – 1988. – Изд.
IV.
9. О правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов : конвенция от
08 апреля 1983 г. // Работа комиссии международного права. – 1988. – Изд. IV.
1 В связи с наличием многочисленных изменений и дополнений в нормативных актах, используемых в работе, в
списке указаны их первые официальные источники опубликования.68
10. О праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями : конвенция от 21 марта 1986 г. // Работа комиссии международного права. – 1988. – Изд. IV.
11. О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам : конвенция от 22 января 1993 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – №17. – Ст. 1472.
12. О международных обязательствах в области прав человека и основных свобод : декларация глав государств - участников Содружества Независимых Государств от 24 сентября 1993 г. // Бюллетень международных договоров.
– 1994. – N 9.
13. О правах и основных свободах человека : конвенция Содружества
Независимых Государств от 26 мая.1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – № 13. - Ст. 1489.
14. Мирный договор между Союзными и Объединившимися державами и Германией от 28 июня 1919 г. // Версальский мирный договор. – М. : Литиздат НКИД. – 1925.
15. О запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой : договор от 05 августа 1963 г. // Ведомости ВС
СССР. – 1963. – № 42. – Ст. 431.
16. О нераспространении ядерного оружия : договор от 01 июля 1968 г.
// Собрание постановлений Правительства СССР. – 1968. – № 13. – Ст. 88.
17. Об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) : договор
между СССР и США от 26 мая 1972 г. // Ведомости ВС СССР. – 1972. – № 45. –
Ст. 420.
18. О ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности :
договор между СССР и США от 08 декабря 1987 г. // Сборник международных
договоров СССР. – 1990. – Вып. XLIV.
19. О правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и
активов Союза ССР : договор от 04 декабря 1991 г. // Правопреемство государ69
ственной собственности бывшего Союза ССР. – Минск: Исполнительный Секретариат Содружества Независимых Государств. – 1996.
20. О создании Содружества Независимых Государств : соглашение от
08.12.1991 г. // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1991. – № 51. – Ст. 1798.
21. О совместных мерах в отношении ядерного оружия : соглашение от
21 декабря 1991 г. // Дипломатический вестник. – 1992. – № 1.
22. О собственности бывшего Союза ССР за рубежом : соглашение
глав государств Содружества Независимых Государств от 30 декабря 1991 г. //
Дипломатический вестник. – 1992. – № 1.
23. О продолжении осуществления прав и выполнении обязательств,
вытекающих из международных договоров и соглашений, заключенных СССР :
нота Министерства иностранных дел РФ от 13 января 1992 г. № 11/Угп // Дипломатический вестник. – 1992. – N 2.
24. О сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений : протокол к Договору между СССР и США от 23 мая 1992 г. – Международные отношения. – 2001.
25. О распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом : соглашение от 06 июля 1992 г. // Бюллетень международных договоров. –
1993. – № 8.
26. О правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего
Союза ССР : соглашение от 06 июля 1992 г. // Бюллетень международных договоров. – 1993. – № 8.
27. О взаимопонимании по вопросу правопреемства в отношении договоров бывшего Союза ССР, представляющих взаимный интерес : меморандум
от 06 июля 1992 г. // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество» . – 1992. – № 6.
28. О взаимном признании прав и регулировании отношений собственности : Соглашение стран СНГ от 09.10.1992 [с изм, вступ. в силу 24.12.1993] //
Бюллетень международных договоров. – 1993. – № 10.