Развитие у детей 5–6 лет умения сравнивать в процессе рассматривания иллюстраций к литературным произведениям (Дошкольное образование, Вятский Государственный Университет)
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: Пришкольный детский сад МБОУ «ШИСОО» г. Тарко–Сале Пуровского района Ямало–Ненецкого автономного округа.
Выборка: 40 детей подготовительной группы: 20 детей в контрольной группе и 20 детей в экспериментальной группе.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде и методические материалы.)
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития у детей старшего дошкольного возраста умения сравнивать в процессе рассматривания иллюстраций к литературным произведениям 8
1.1 Особенности развития умения сравнивать у детей старшего дошкольного возраста 8
1.2 Методика рассматривания иллюстраций к литературным произведениям с детьми старшего дошкольного возраста 20
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию у детей 5–6 лет умения сравнивать в процессе рассматривания иллюстраций к литературным произведениям 30
2.1 Выявление первоначального уровня умения сравнивать
у детей 5–6 лет в процессе рассматривания иллюстраций к итературным произведениям .…………………………………………………..30
2.2 Педагогические условия развития у детей 5–6 лет умения сравнивать в процессе рассматривания иллюстраций к литературным произведениям 44
2.3 Динамика уровня развития умения сравнивать у детей 5–6 лет в процессе рассматривания иллюстраций к литературным произведениям 52
Заключение 63
Библиографический список 67
Приложение А результатов исследования по проблеме развития у детей 5–6 лет умения сравнивать в процессе рассматривания иллюстраций к литературным произведениям 72
Приложение Б Результаты первичной диагностики уровня развития у детей 5–6 лет умения сравнивать в процессе рассматривания иллюстраций к литературным произведениям 73
Приложение В Фотоматериалы формирующего этапа эксперимента, направленного на развитие у детей 5–6 лет умения сравнивать в процессе рассматривания иллюстраций к литературным произведениям 75
Приложение Г Результаты вторичной диагностики уровня развития у детей 5–6 лет умения сравнивать в процессе рассматривания иллюстраций к литературным произведениям 76
Цель исследования: выявление педагогических условий, эффективно влияющих на развитие у детей 5–6 лет умения сравнивать в процессе рассматривания иллюстраций к литературным произведениям.
Объект исследования: процесс развития умения сравнивать в процессе рассматривания иллюстраций к литературным произведениям детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития у детей 5–6 лет умения сравнивать в процессе рассматривания иллюстраций к литературным произведениям.
Гипотеза исследования: развития у детей 5–6 лет умения сравнивать в процессе рассматривания иллюстраций к литературным произведениям будет эффективно, если:
– соотнесение картинку с текстом произведения;
– соотнесение картинку и жанр литературного произведения;
– сравнение иллюстраций разных художников к одному произведению.
– познакомить дошкольников с творчеством художников–иллюстраторов, особенностями книжных иллюстраций и их значения для восприятия литературных произведений.
– проводить беседы по содержанию литературного произведения с рассматриванием иллюстрации; организовывать выставки работ художников–иллюстраторов;
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности развития умения сравнивать у детей старшего дошкольного возраста;
2. Определить методику рассматривания иллюстраций к литературным произведениям с детьми старшего дошкольного возраста;
3. Разработать и апробировать мероприятия с использованием рассматривания иллюстраций к литературным произведениям для развития умения сравнивать у детей 5–6 лет.
Теоретико–методологической основой выступили работы следующих ученых: Л.В.Глаголева, Г.Д Кириллова, Т.Д. Рихтерман, И.М. Сеченова, К.Д. Ушинского и т.д.
Выбор методов исследования определяется характером решаемых задач:
а) теоретические методы: изучение и анализ теоретической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение материала, полученного в наблюдениях, беседах, т.е. эмпирическим путём;
б) эмпирические: наблюдение; беседа; изучение опыта работы воспитателей, педагогический эксперимент.
Методы исследования:
Теоретический анализ психолого–педагогической литературы; метод обобщения; беседа; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы математической обработки данных.
Теоретическая значимость исследования дана характеристика особенности развития умения сравнивать у детей старшего дошкольного возраста; определены возможности рассматривания иллюстраций к литературным произведениям в развитии умения сравнивать у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации мероприятий, направленных на развитие у детей 5–6 лет умения сравнивать в процессе рассматривания иллюстраций к литературным произведениям.
Апробация исследования – выступление на методическом мероприятии в Пришкольном детском саду МБОУ «ШИСОО» г. Тарко-Сале Пуровского района Ямало-Ненецкого Автономного Округа на тему: «Методика ознакомления детей с книжной иллюстрации в 5-6 лет»
База эмпирического исследования: Пришкольный детский сад МБОУ «ШИСОО» г. Тарко–Сале Пуровского района Ямало–Ненецкого Автономного Округа.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из содержания, введения, основной части из двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Работа представлена на 77 страницах (включая приложения), содержит 8 таблиц, 10 рисунков. Библиографический список включает 46 источников.
Определены возможности рассматривания иллюстраций к литературным произведениям в развитии умения сравнивать у детей старшего дошкольного возраста: дети 5–6 лет осознанно подходят к процессу рассматривания иллюстраций. Это обусловлено развитием психических процессов, приобретенным опытом познания окружающей действительности, формированием образных представлений в различных играх, конструировании, рисовании, лепке, аппликации. Рассматривая иллюстрацию, дети старшего дошкольного возраста не только эмоционально откликаются на цвет и форму, но и осмысливают то, что изображено. Средства художественно–образной выразительности (линия, форма, цвет, композиция), помогают детям узнавать содержание картинки. Они эмоционально воспринимают образ, проявляют желание еще раз рассмотреть изображение. Сравнение картин помогает детям увидеть, что различные позы, движения, жесты по–новому раскрывают образ и передают различные моменты из жизни героя. С детьми старшего возраста возможно сравнительное рассматривание иллюстраций к одному и тому же произведению, выполненных разными художниками или разными полиграфическими способами (черно–белые, цветные), а также сравнение изображаемых предметов (по форме, цвету, композиции и т.д.), поскольку оно ведет к пониманию ребенком средств выразительности языка графики, способствует выявлению своеобразия приемов того или иного иллюстратора.
Было разработано и проведено исследование по изучению влияния занятий на рассматривание иллюстраций к литературным произведениям на развитие умения сравнивать у детей 5–6 лет.
Педагогический эксперимент проводился в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Эксперимент проводился в Пришкольном детском саду МБОУ «ШИСОО» г. Тарко–Сале Пуровского района Ямало–Ненецкого автономного округа. На констатирующем этапе полученные результаты исследования показали, что у детей экспериментальной группы достаточно низкие результаты, дети испытывают трудности в умении сравнивать в процессе рассматривания иллюстраций к литературным произведениям, что может в дальнейшем негативно сказаться на их учебной деятельности.
На формирующем этапе работа велась по следующим направлениям: соотнесение иллюстрации с текстом произведения; соотнесение иллюстрации с жанром данного литературного произведения; сравнение иллюстраций, отражающих разные образы героев; сравнение эмоционального настроения персонажей в иллюстрации (радость, удивление, печаль), выраженное жестами, мимикой, позой; сравнение манеры письма художника–иллюстратора (графический язык: жест, поза, мимика, рисунок, цвет, композицию); сравнение иллюстраций разных художников к одному произведению.
Исследование на контрольном этапе показало, что проведенная работа с детьми экспериментальной группы по развитию умения сравнивать в процессе рассматривания иллюстраций к литературным произведениям дает положительные результаты. После формирующего эксперимента уровень развития у детей 5–6 лет умения сравнивать в процессе рассматривания иллюстраций к литературным произведениям у экспериментальной группы изменился и стал выше по всем компонентам: соотносить иллюстрации с текстом произведения; соотносить иллюстрации с жанром данного литературного произведения, сравнивать иллюстрации, отражающие разные образы героев; сравнивать эмоциональное настроение персонажей в иллюстрации (радость, удивление, печаль), выраженное жестами, мимикой, позой; сравнивать иллюстрации разных художников к одному произведению; сравнивать манеры письма художника–иллюстратора (графический язык: жест, поза, мимика, рисунок, цвет, композицию). У детей контрольной группы результат изменился незначительно. Следовательно, работа формирующего этапа по развитию у детей 5–6 лет умения сравнивать в процессе рассматривания иллюстраций к литературным произведениям была эффективной.
Гипотеза данного исследования подтвердилась:
– умение сравнивать иллюстрации к литературным произведениям будем рассматривать по таким признакам: соотнесение иллюстрации с текстом произведения; соотнесение иллюстрации с жанром данного литературного произведения; сравнение иллюстраций, отражающих разные образы героев; сравнение эмоционального настроения персонажей в иллюстрации (радость, удивление, печаль), выраженное жестами, мимикой, позой; сравнение манеры письма художника–иллюстратора (графический язык: жест, поза, мимика, рисунок, цвет, композицию); сравнение иллюстраций разных художников к одному произведению.
– познакомить дошкольников с творчеством художников–иллюстраторов, особенностями книжных иллюстраций и их значения для восприятия литературных произведений.
– проводить беседы по содержанию литературного произведения с рассматриванием иллюстрации; организовывать выставки работ художников–иллюстраторов;
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., 2013. – 29 с.
2. Баранов, С.П. Развитие логики мышления младших школьников [Текст]/ С.П. Баранов, Н.И. Чиркова // Начальная школа. – 2006. – № 12. – С. 22–26.
3. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства[Текст]/ В.Н. Белкина. — М.: Юрайт, 2020. — 171 с.
4. Белошистая, А.В. Развитие логического мышления дошкольников как методическая проблема (Теория и технология) [Текст]/ А.В. Белошистая// Дошкольное воспитание. – 2018. – № 1. – С. 21–29.
5. Белошистая, А.В. Развитие логического мышления дошкольников на вербальном материале [Текст]/ А.В. Белошистая // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 5. – С. 25–29.
6. Белошистая. А.В. Развитие логического мышления дошкольников на вербальном материале [Текст]/ А.В. Белошистая // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 6. – С. 17–22.
7. Блонский, П.П. Память и мышление [Текст] / П.П. Блонский. – СПб. : Питер, 2011. – 364 с.
8. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика[Текст] / Л.Р. Болотина. –М. : Юрайт, 2020. – 219 с.
9. Бондаренко, Е.А. О психическом развитии ребенка[Текст] / Е.А. Бондаренко.– Минск: Минск–пресс, 2010. – 219 с.
10. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика[Текст]:учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. — М.: Юрайт, 2013. — 510 c.
11. Воронина, Л.В. Формирование и развитие у дошкольников логических приемов мышления [Текст]/ Л.В. Воронина // Организация работы с родителями дошкольников в образовательном учреждении: сб. статей: 2 ч. Урал.гос. пед. ун–т. – Екатеринбург, 2008. – 212 с.
12. Габова, М.А. Дошкольная педагогика. Развитие пространственного мышления и графических умений[Текст] / М.А. Габова. — М.: Юрайт, 2020. — 152 с.
13. Гарапучик Е.В. Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями искусства [Текст]/ Гарапучик Е.В., Стрельбицкая И.А., Бокарева Е.В. // Молодой ученый. – 2014. – № 14. – С. 284–286.
14. Гонина, О.О. Психология дошкольного возраста [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / О.О. Гонина. – 2–е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 425 с.
15. Грибовская, А.А. Ознакомление дошкольников с графикой и живописью[Текст] / А.А. Грибовская.– М.; Педагогическое общество России, 2013. – С.52.
16. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности[Текст]:учебное пособие / Г.Г. Григорьева. – М.: Академия, 2000. – 272 с.
17. Данилова, В.В. Обучение математике в детском саду. Практические семинарские и лабораторные занятия[Текст] / Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А.– М.: Академия, 1998. – 158с.
18. Дехтерев, Б. Иллюстрация – произведение художественное [Текст] / Б. Дехтерев // Детская литература. – 1969. – № 4.– С. 77–84.
19. Зенкова, Г.Г. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с книжной иллюстрацией [Текст]/ Г.Г. Зенкова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – № 2 (2). – С. 62–67.
20. Кионова, В.Я. Сравнение иллюстраций как один из путей развития эстетического восприятия у детей 5 – 7 лет[Текст]//Дошкольное воспитание. – 1973. – №2. – С. 29 – 32.
21. Крутецкий, В.А. Психология[Текст]: учебник для учащихся пед. училищ / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1980. – 352 с.
22. Курочкина, Н.А. Детям о книжной графике[Текст] / Н.А. Курочкина. – СПб.: Детство–Пресс, 2004. – 160 с.
23. Кусова, М.Л. Использование логических операций в процессе подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте [Текст]/ М.Л. Кусова, Л. В. Воронина // Ученые записки Заб. ГУ. – 2016. – Т. 11. – № 6. – С. 130–137.
24. Лепшоков, Б. Сравнение иллюстраций как один из путей развития эстетического восприятия у детей 5–7 лет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pandia.ru/text/78/564/65989.php
25. Мартыненко И.В. Развитие мышления у детей подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения [Текст]/ И.В. Мартыненко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2016. – № 49–1. – С. 55 – 60.
26. Михайлова, З.А. Логико–математическое развитие дошкольников / З.А. Михайлова, Е.А. Носова. – М. : Детство–Пресс, 2016. – 128 с.
27. Михайлова, З.А. Математика – это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. Диагностика освоенности математических представлений[Текст]/ З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб. : «Детство–Пресс», 2006. – 113 с.
28. Михайлова, З.А. Математика от трех до семи [Текст] / З.А. Михайлова. – С–П.; Детство Пресс, 2010. – 212 с.
29. Мирошкина, Р.А. Формирование выразительности образа в детских рисунках [Текст] / Р.А. Мирошкина // Дошкольное воспитание. – 2014 – № 7 – С. 44–49.
30. Мотошкова, Ю. Ознакомление с художественной литературой в разных возрастных группах. Методика работы с книжными иллюстрациями [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/oznakomlenie–s–hudozhestvenoi–literaturoi–v–raznyh–vozrastnyh–grupah–metodika–raboty–s–knizhnymi–ilyustracijami.html.
31. Немов, Р.С. Общая психология. Воображение и мышление [Текст]/ Р.С. Немов. – М. :Юрайт, 2016. – 226 с.
32. Оболешева,Е.О. Книжная иллюстрация как средство формирования графических навыков детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/631064.
33. Особенности восприятия и понимания иллюстрированной книги детьми трех–пяти лет (результаты междисциплинарного исследования) / Лыкова И.А., Боякова Е.В., Стукалова О.В., Гайсина О.В.// Казанский педагогический журнал. – 2016. – № 6. – С. 113 – 117.
34. Павлова, О.А. Эмпирический подход в познании геометрических свойств объектов окружающего мира детьми дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]/ О.А. Павлова, А.В. Лыфенко, Н.И. Чиркова // Гуманизация образования. – 2016. – № 1. – С. 10–15.
35. Поддьяков, Н.Н. Мышление дошкольника [Текст]/ Н.Н. Поддъяков. – Волгоград, 1995. – 187 с.
36. Подрецкая, Г.Н. Формирование у дошкольников умения сравнивать как компонент школьной готовности [Электронный ресурс] / Г.Н. Подрецкая. – Режим доступа: https://ebooks.grsu.by/evrika2012/23–podretskaya.htm (дата обращения 1.09.2021).
37. Репина, Т.А. Роль иллюстрации в понимании литературного произведения детьми дошкольного возраста [Текст]// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Педагогика, 1999. – 218 с.
38. Решко, Е.Ш. Развитие восприятия ребенком дошкольного возраста действия человека, изображенного на картинке [Текст]: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. (731) / Ленингр. гос. пед. ин–т им. А.И. Герцена. Кафедра психологии. – Ленинград: 1968. – 20 с.
39. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]/ С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2018. – 192 c.
40. Стожарова,М.Ю. Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в математической деятельности [Текст]/ М.Ю. Стожарова, С.Г. Михалева. – М. : ФЛИНТА, 2013. – 128 с.
41. Тихомирова, Л.Ф. Развитие логического мышления детей /Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 96 с.
42. Тихомирова, Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника[Текст] : Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 240 с.
43. Узорова, О.В. Развитие логического мышления [Текст]/ О.В. Узорова. – М.: Малыш, 2014. – 116 с.
44. Узорова, О.В. Уроки математики для дошкольников: 5 лет[Текст]/ О.В. Узорова. – М.: Астрель, 2012. – 80 с.
45. Урунтаева, Г.А. Детская психология[Текст]: учебное пособие / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2013. – 336 с.
46. Шведова, Л. Развитие логического мышления и интеллекта [Текст]/ Л. Шведова. – М.: Рипол Классик, 2013. – 352 с.