ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
1.1 Альтернативные подходы к содержанию стратегии территориального
развития
1.2 Анализ инструментария стратегического планирования
1.3 Становление системы стратегического планирования территориальных
образований в современной России
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ
2.1 Необходимость разработки стратегий муниципального развития в РФ и их содержание
2.2 Анализ нормативно-правового регулирования стратегического
планирования муниципального развития в РФ
2.3. Проблемы внедрения инструментов стратегического планирования муниципального развития в Российской Федерации
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПОСЕЛКОВ ГОРОДСКОГО ТИПА НА ПРИМЕРЕ ПГТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
3.1 Основные этапы стратегического планирования и факторы развития
поселков городского типа Республики Татарстан
3.2 Конкурентные преимущества поселков городского типа Республики
Татарстан
3.3 Разработка и внедрение инструментов стратегического планирования муниципального развития (на примере поселка городского типа Республики Татарстан Кукмор)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Одним из важнейших направлений развития в мировой практике управления муниципалитетами является быстро растущая конкуренция городов. Важный вопрос о привлекательности города решают заинтересованные лица, а именно жители, предприниматели, инвесторы, посетители. Они, так называемые "потребители" городов (реальные и потенциальные) предъявляют достаточно высокие требования к качеству среды их жизнедеятельности. Эта тенденция требует уделять больше внимания от органов местного самоуправления вопросам социально-экономического развития.
Муниципальное образование - сложная социально-экономическая система, должно одновременно обладать и устойчивостью к внешним неблагоприятным воздействиям, и нацеленностью на благоприятные изменения, на устойчивое развитие [14]. Управление состоянием муниципального образования позволяет поддерживать на достигнутом уровне все его системы жизнеобеспечения, объемы, качество муниципальных услуг. Такого рода управление развитием нацелено на повышение уровня развития при заданной генеральной цели муниципальной деятельности: повышение качества жизни населения.
У муниципального управления имеются две взаимосвязанных стороны - управление состоянием и управление развитием [20].
Таким образом муниципалитеты получили высокую степень свободы в поиске эффективных путей решения своих проблем и выборе оптимального способа развития. Однако на практике эта свобода существенно ограничена дефицитом имущественных и финансовых ресурсов, вызванным недостаточной регулировкой отношений между уровнями публичной власти. Развитие российских проходило именно в этих рамках - между законодательно определенными широкими полномочиями и недостатком реальных управленческих рычагов. На первых порах, а также и в дальнейшем ходе развития основным направлением была рутинная работа по осуществлению институциональных преобразований, а также реформированию самой системы муниципального управления.
В период реформ актуален анализ нынешнего положения и разработка стратегии развития поселков городского типа.
В развитии поселков городского типа начинается новый этап, поэтому актуальность изучения современного состояния управления комплексным социально-экономическим развитием муниципальных образований в России очень велика.
Уточнение общих принципов организации местного самоуправления признано важной задачей государства в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в 2013 году. В местном самоуправлении за долгие годы накопились проблемы, на которые было предложено еще раз взглянуть со всех сторон, чтобы наконец привести ситуацию в соответствие со здравым смыслом и требованиями времени. Взгляд государства на эти проблемы и будущее местного самоуправления ярко отражает содержание изменений, внесенных в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в мае 2014 года.
Поселок городского типа районного подчинения - территориальная единица с численностью населения не менее трех тысяч человек, на территории которой имеются промышленные организации, объекты строительства,
железнодорожные узлы и другие объекты производственной инфраструктуры (рабочий поселок), или же основным назначением которой является обслуживание санаторными услугами или организация летнего отдыха населения (дачный поселок). В отдельных случаях к поселкам городского типа могут быть отнесены населенные пункты с более малой численностью населения, но перспективные в плане дальнейшего экономического развития и роста численности населения.
Степень изученности темы представлена достаточно широким выбором научных работ отечественных и зарубежных авторов, но принципиально новые направления развития до сих пор не составлены, а имеющиеся данные в печатных и интернет изданиях, а также государственных проектах не раскрывают суть всех имеющихся проблем, что сказывается на достаточно поверхностном изучении, без подробного углубления.
Цель данной работы - обосновать теоретические и методические подходы к разработке стратегии развития муниципальных образований и сформулировать практические рекомендации адаптации инструментов стратегического планирования к поселкам городского типа (на примере Республики Татарстан).
Задачи работы:
- рассмотреть необходимость стратегического планирования на муниципальном уровне,
- проанализировать порядок разработки концепции и стратегического плана социально-экономического развития муниципального образования,
- рассмотреть инструменты привлечения инвестиций в муниципальное образование.
- проанализировать основные этапы планирования и факторы развития поселков городского типа Республики Татарстан,
- рассмотреть конкурентные преимущества ПГТ Республики Татарстан,
- провести анализ состояния и сформулировать направления развития поселка городского типа Кукмор.
В качестве объекта исследования выступают поселки городского типа Республики Татарстан.
Предметом исследования являются инструменты реализации стратегии муниципального развития (на примере поселков городского типа Республики Татарстан).
Теоретической и методологической основой исследования стали концепции и гипотезы, обоснованные и представленные в современной экономической литературе, которые посвящены принципам теории регионального управления, геополитики, размещения производительных сил, теории систем. Был использован комплекс научных методов исследования, включающий общенаучные и специфические методы, среди которых методы сравнительного, эконометрического, рейтингового, статистического, картографического, графического анализа, системный и сценарный подходы, методы технико-экономического анализа, экспертной оценки и другие. Каждый из перечисленных методов применялся адекватно его функциональным возможностям, что позволило обеспечить аргументированность и достоверность обобщений, выводов и положений выпускной квалификационной работы.
Информационной базой исследования послужили материалы научно-информационного направления, сведения федеральных органов государственной статистики Российской Федерации и их территориальных управлений, материалы специализированных аналитических компаний, прогнозы развития региональной экономики, информационные ресурсы всемирной сети Интернет и т.д.
Нормативно-правовую базу представляют законодательные акты и подзаконные документы по вопросам прогнозирования социально-экономического развития РФ и ее регионов, в том числе Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Закон Республики Татарстан №40-ЗРТ «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года», а также локальные акты администрации муниципального образования Кукморский район и иные документы.
Структура работы представлена тремя главами, 9 параграфами, введением, заключением и списком литературы.
Необходимость стратегического планирования комплексного социально-экономического развития муниципальных образований все больше осознается органами местного самоуправления. Однако недостаток опыта стратегического планирования, комплексного подхода к определению целей и приоритетов перспективного развития муниципальных образований создает почву для неэффективных управленческих решений. Вследствие слабой научной и организационно-методической обеспеченности стратегического планирования разработанные концепции и стратегические планы зачастую носят декларативный характер, отсутствуют механизмы их реализации.
Инвестиции помогут расширить производственную базу, укрепить инфраструктуру, создать новые рабочие места.
ПГТ Кукмор для привлечения инвестиций обладает высоким экономическим и трудовым потенциалом, выгодным территориальным положением
Анализ стратегии развития поселков городского типа РТ позволил разработать новую стратегию развития одного из таких поселков - пгт. Кукмор Кукморского муниципального района. На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Нормативно-правовое регулирование стратегического планирования на муниципальном уровне представлено принятым в 2014 году законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации», в соответствии с которым органы местного самоуправления получили возможность разработки стратегии социально-экономического развития в пределах установленных полномочий. Однако принятие закона породило множество противоречий с региональными стратегиями и планами.
Этапами стратегического планирования на уровне муниципальных образований являются стратегический анализ, целеполагание, непосредственно планирование и организация. Как показал проведенный анализ стратегической целью большинства ПГТ РТ было определено повышение качества жизни населения.
На территории Республики Татарстан находится 19 поселков городского типа. Среди конкурентных преимуществ поселков городского типа республики стоит выделить намного больший, по сравнению с городами республики, резерв территорий для размещения новых и модернизации существующих функций, более привлекательная стоимость земли и объектов недвижимости, здоровая среда обитания за счет меньшего негативного воздействия на экологический каркас поселка, высокий потенциал развития сельскохозяйственной деятельности и внедрения инновационных разработок.
В ходе выявления проблем развития стратегического планирования в муниципальных образованиях в РФ были выявлены следующие:
1. Проявление «стратегического оппортунизма» и «туннельный кругозор» ответственных работников
2. Недостаток заинтересованности муниципальных образований в результатах стратегического планирования
3. Недостаток знаний и умений муниципальных служащих и членов представительных органов в применении методов стратегического планирования
4. Недостаток каналов воздействия органов местного самоуправления на социально-экономическое развитие муниципального образования
5. Отсутствие собственных источников финансирования стратегии и муниципальных программ
6. Горизонты планирования, устанавливаемые для разрабатываемых документов, являются взаимно несоответствующими или излишне длительными
Остановимся на проблемах внедрения инструментов стратегического планирования в ПГТ РТ. Главная проблема стратегического планирования в ПГТ - это недостаточно высокое качество разрабатываемых стратегий. Следующая проблема: сжатые сроки подготовки стратегий. Еще одна проблема стратегического планирования в ПГТ - непубличный характер.
Важно дать ряд рекомендаций. В первую очередь, несмотря на требования законодательства, следует выстраивать работу с подрядчиками на разработку стратегий, планов и программ так, чтобы добиться строгой временной и содержательной интеграции всех разрабатываемых документов. От консультантов требуется не только умение разрабатывать стратегические документы, но и организовывать работу так, чтобы сократить общий объем рабочих заданий и время их исполнения. Следует отказываться от мероприятий, которые не являются значимыми для содержания стратегий и планов. Например, стратегические сессии нужно проводить как можно реже, а выдачу рабочих заданий сотрудникам администраций следует строго регламентировать.
Целесообразно в этом случае проводить обучение муниципальных служащих до начала процесса стратегического планирования. Важно обучать не только методам планирования, но и способам организации взаимодействия в рамках проекта. Служащие должны понимать не только то, что нужно делать, но и как взаимодействовать с консультантами и между собой. Обучение методам стратегического планирования должно входить в программу комплексной подготовки и повышения квалификации муниципальных служащих. Руководителей нужно мотивировать на поддержку процесса стратегического планирования и деятельное участие в нем.
В настоящее время пгт. Кукмор не имеет узконаправленных подробных планов и стратегии развития. Мы предлагаем разработать стратегический план развития пгт. Кукмор. Стратегический план развития пгт. Кукмор рассчитан на длительный срок, который мы оцениваем в 5-7 лет. Каждое конкретное его направление имеет самостоятельные адресные программы, которые будут выполняться за счет собственных и привлеченных средств. По мере накопления опыта, эти программы будут дополняться и уточняться, координироваться друг с другом. При реализации стратегического плана ожидается существенное изменение в росте социального, культурного и жизненного уровня населения пгт. Кукмор.
1. Авдеева Т.Т. Развитие конкурентоспособности регионов на основе использования инструментов стратегического планирования // Теория и практика общественного развития. 2014. № 14. С. 70-72.
2. Астафичев П.А. Городской округ с внутригородским делением как новый вид муниципального образования в современной России // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 6. С. 60 - 62.
3. Баженова О.И. Об участии муниципальных образований в управлении развитием территории в контексте реформы городских округов // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 3. С. 49 - 55
4. Беликов П.П., Гребенникова А.А., Зюзин С.Ю., Мокеев М.М., Наумов С.Ю., Свищева В.А., Шишелова С.А. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (постатейный) / под ред. Л.П. Жуковской // СПС КонсультантПлюс. 2015.
5. Белицкая А.В. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2016. 156 с.
6. Васильев В.И. Муниципальное право России: Учебник. 2-е издание, переработанное и дополненное "Юстицинформ", 2012
7. Васильева Н.В. Публичные доходы - новая категория финансового права // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2015. N 3. С. 30 - 38.
8. Вильчинская О.В. Некоторые аспекты стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. № 1. С. 9-14.
9. Винник Н.В. Проблемы территориальной организации местного самоуправления в России // Административное и муниципальное право. 2014. N 11. С. 1206 - 1210.
10. Грушевая Е.П. О деликатных исках муниципальных образований в связи с исполнением ими федеральных полномочий по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями // Социальное и пенсионное право. 2015. N 3. С. 29 - 32.
11. Доклад главы администрации муницпального образования Кукморский район.
12. Закон Республики Татарстан №40-ЗРТ «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года»
13. Ирхин И.В. Правовой статус главы муниципального образования: актуальные проблемы поиска оптимума // Журнал российского права. 2016. N 3. С. 18 - 27.
14. Комарова В.В. Муниципальное образование и государственная власть субъекта - сферы взаимодействия // Политико-правовые проблемы взаимодействия муниципальных образований с различными уровнями власти. Материалы VII Международной научно-практической конференции аспирантов, преподавателей, практических работников, посвященной 150-летию Земской реформы. Саратов: Саратовский источник, 2014. Вып. 7. С. 67 - 70.
15. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Официальный интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, дата обращения 01.04.2016.
16. Косинский П.Д. Преобразование муниципальных образований как способ выравнивания бюджетной обеспеченности // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2015. N 2. С. 6 - 10.
17. Копыченко Г.С. Стратегия социально-экономического развития как инструмент развития конкурентного потенциала города // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. 2014. № 1. С. 51-54.
18. Магданов П.В., Падей В.Ю. Проблемы стратегического планирования социально-экономического развития региона // Ars Administrandi. 2011. № 3. С. 67-79
19. Магданов П.В. Проблемы и трудности стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований // ВУЗ. XXI век. 2015. № 1 (47). С. 41-53.
20. Мамон Н.В., Тушминцева Т.В. Стратегическое планирование в
муниципальных образованиях: проблемы и рекомендации по
совершенствованию // Тренды развития современного общества: управленческие, правовые, экономические и социальные аспекты: материалы 3¬й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Горохов А.А.. 2013. С. 200-204. - С. 201.
21. Мункодугарова А.Б., Бабуева Н.А. Проблемы программно-целевой составляющей стратегического планирования муниципальных образований // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2015. № 18. С. 100-103.
22. Мурзин А.Д. Формирование законодательных основ устойчивого развития муниципальных территориц=й // Science Time. 2015. № 5 (17). С. 283 - 288.
23. Муниципальное право России: Учебник (3-е издание, переработанное и дополненное) под ред. Н.В. Постового. "Юриспруденция", 2015
24. Михеева Т.Н. Новеллы в правовом регулировании местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 9. С. 65 - 68.
25. Орлянская А.А., Ильяева Ю.М. Совершенствование системы стратегического планирования социально-экономического развития
муниципального образования // Г осударственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2015. № 19. С. 108-112. Лисица В.Н. Инвестиционное право. М-во образования и науки РФ; Новосибирский нац. исслед. гос. ун-т. Новосибирск, 2015. 568 с.
26. Официальный сайт Кукморского муниципального района РТ // http: //kukmor.tatarstan.ru
27. Петрусева Н.А., Коржов В.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2014.
28. Постовой Н.В., Таболин В.В., Черногор Н.Н. Муниципальное право России: учебник / под ред. Н.В. Постового. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юриспруденция, 2015. 448 с.
29. Помещикова С.А. Об образовании городских округов с внутригородским делением // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 2. С. 69 - 71.
30. Правила застройки и землепользования пгт. Кукмор Кукморского муниципального района
31. Правила благоустройства и содержания территории пгт. Кукмор Кукморского муниципального района
32. Рой О.М. Роль стратегического планирования в развитии муниципальных образований // Проблемный анализ и государственно¬управленческое проектирование. 2015. № 4. С. 71-79.
33. Сергеев Л.И., Клочко С.Н. Обобщение проблем формирования стратегий и программ социально-экономического развития муниципальных образований // Балтийский экономический журнал. - 2010. - Т.3. - № 1.
34. Сурнина Н.М., Шишкина Е.А. Развитие методологии регионального стратегического планирования: повышение согласованности и результативности // Управленец. 2013. № 1 (41). С. 56-63.
35. Терехова Е.В. Инвестиционное право: публично-правовые начала: учебное пособие. М.: РГУП, 2015. 294 с.
36. Уксусов В.В. Особенности бюджетно-правового положения муниципальных образований // Ленинградский юридический журнал. 2015. N 4. С. 286 - 296
37. Устав муниципального образования пгт. Кукмор
38. Чернышев А.И. Актуальные вопросы управления имуществом муниципального образования // Административное и муниципальное право. 2014. N 10. С. 1025 - 1030.
39. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" // СПС «Гарант»
40. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. от 02.06.2016) // СПС «Гарант»
41. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации".
42. Филатова О.С. Стратегическое планирование развития муниципальных
образований: проблемы, направления совершенствования // Актуальные
проблемы инновационного развития системы бухгалтерского учета, налогообложения и финансов сборник статей международной научно¬практической конференции. 2016. С. 97-100.
43. Шестак О.И. Проблемы стратегического планирования в муниципальных образованиях на примере Хабаровска и Владивостока // Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 4. - С.119¬134.
44. Шамарова Г.М. Правовое регулирование муниципальной службы в современных условиях развития муниципальных образований // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. N 3. С. 38 - 43.
45. Шевелева Р.Н. Стратегический подход к управлению муниципальными образованиями неурбанизированных территорий // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. N 10. С. 37 - 40.