Введение 2
Глава 1. Межпредметные связи в преподавании географии 4
1.1. История возникновения и развития понятия «межпредметные связи» в
отечественной и зарубежной педагогике 9
1.2. Понятие «Метапредметность» в современной педагогике 15
1.3. Межпредметные связи школьных курсов географии и биологии 19
Глава 2. Содержание понятия «Биосфера» 23
2.1. Содержание и формирование понятия «Биосфера» в школьном курсе
географии 39
2.2. Содержание и формирование понятия «Биосфера» в школьном курсе
биологии 46
Глава 3. Межпредметные связи биологии и географии в преподавании понятия «Биосфера» 50
3.1. Методика проведения интегрированного урока по географии и
биологии 53
3.2. Методика проведения интегрированного внеклассного мероприятия по
географии и биологии 69
Заключение 76
Список использованных источников 76
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Наиболее крупным определением в совокупности наук о планете Земля (география, биология, геология) является учение о биосфере, написанное отечественным ученым Владимиром Ивановичем Вернадским. Будучи геологом, Вернадский начал научную работу с изучения осадочных пород земной коры. По завершению долгих лет кропотливой работы Владимир Иванович определил важную роль живых организмов в сложнейших геолого-химических процессах Земли. В 1926 году была выпущена его книга под названием «Биосфера». В ней были проанализированы отношения между неживой природой и живыми организмами на Земле. Эта работа шла впереди прогресса и не была принята во внимание, и только во второй половине XX века, на фоне повышения внимания к проблемам экологии, данный труд о биосфере был оценен по достоинству.
Впервые данный термин «биосфера» был использован Жаном Батистом Ламарком в начале XIX века. Позже «биосфера» была упомянута в работе Эдуарда Зюсса, австрийского геолога, в 1875 г. Однако тогда понятие обозначало лишь область жизни на Земле без конкретики. И только в работах Владимира Ивановича данный термин впервые был подвергнут детальному и тщательному анализу, и ему было дано новое определение: «Сфера, в которой присутствует живое вещество, то есть биосфера есть «оболочка жизни» на нашей планете.»[1]Изначально «биосфера» подразумевала совокупность всех живых организмов нашей планеты. Однако сейчас «биосферой» называют те области геосфер Земли, которые заселены живыми существами и подвергались в течение геологической истории их воздействию.
Живые организмы распространены во всех геологических оболочках Земли: литосфере, гидросфере и атмосфере. Поэтому биосфера сейчас включает верхнюю часть литосферы, всю гидросферу и нижнюю часть атмосферы.
В данной работе рассмотрены и изучены методики подачи информации о понятии «Биосфера» учащимся. Целью работы является исследование межпредметных связей географии и биологии в формировании представления о биосфере. В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
■ изучить литературу, источники;
■ ознакомиться с разработками учителей;
■ изучить конспекты уроков по географии по изучению понятия биосферы;
■ изучить конспекты уроков по биологии по изучению понятия биосферы;
■ выявить связи географии и биологии в изучении понятия биосферы;
■ конструктизировать полученные данные;
■ разработать методику обучения формирования понятия биосферы с использованием межпредметных связей.
Объект -учебный процесс при обучении географии и биологии.
Предмет - межпредметные связи в приложении к формированию понятия биосферы.
Практическая значимость данной работы: разработанная методика может быть использована в школе, как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях, а также на основе данного исследования возможен выпуск методической литературы.
Межпредметные связи в школьном курсе способствуют наиболее полному усвоению знаний, наилучшему формированию научных понятий и законов. Они способствуют учебно-воспитательному процессу и его оптимальной организации, совершенствуют формирование мировоззрения у детей и подростков, понимание взаимосвязи явлений в природе и обществе. А также повышают научный уровень знаний учащихся, развитие логического мышления и их творческих способностей. Все это играет немалую роль в воспитании и обучении школьников.
С помощью многосторонних межпредметных связей не только решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся, а также закладывается фундамент для совокупного видения, подхода и решения затруднительных проблем реальной действительности. Обобщенный характер познавательной деятельности позволяет обширно применять знания и умения в детерминированных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и социальной жизни выпускников средней школы.
Межпредметные связи - один из важнейших принципов в современном обучении. А самой эффективной формой реализации межпредметных связей при изучении комплексной проблемы в школе на сегодняшний день - это интегрированные уроки. Необходимо уделить внимание продуманной методике проведения урока: заранее определяются время и объем на раскрытие материала, последовательность изучения темы. Разные аспекты комплексного обучения в смежных дисциплинах должны предшествовать обобщению, тогда не будет нарушаться логика изучения каждого конкретного предмета. Поэтому уроки необходимо проводить после усвоения учащимися большого раздела курса или в конце учебного года. Данные уроки требуют организации опережающих домашних заданий, предлагаемых отдельным ученикам по одному из предметов или всему классу в целом. Такие домашние задания имеют свою специфику: они задаются сразу по нескольким учебным предметам.
Осуществление межпредметных связей помогает устранить повторения в изучении материала, дает возможность сэкономить время и создает хорошие условия для формирования общеучебных умений и навыков детей, повышается эффективность практической направленности обучения.
Интегрированное обучение необходимо для решения ряда объективных задач, которые возникают в процессе практики в средней школе. Например, в результате проведенного нами анкетирования было выявлено, что важной проблемой является заметное снижение интереса учеников к предметам естественно-научного цикла. Опрос показал, что спад интереса связан с перегрузкой количества информации, которые содержат учебные программы. В данном случае интегрированное обучение является хорошим способом рассмотреть некий объект, в нашем случае биосферу, одновременно с разных точек зрения - глазами географа и глазами биолога.
При выполнении данной работы были изучены методическая литература и наработки учителей, были рассмотрены конспекты уроков по географии и биологии, все это помогло выявить четкую связь между этими предметами при изучении и формировании понятия «Биосфера». Полученные данные были добавлены в исследовательскую работу. Также в результате работы были представлены методика и примеры обучения формирования понятия биосферы при помощи межпредметных связей. Из этого можно сделать вывод о том, что формирование понятия биосферы наиболее эффективно достигается путем применения интегрированных форм и методов обучения. В связи с этим считаю, что поставленная цель, а именно исследование межпредметных связей географии и биологии в формировании представления о биосфере, была достигнута в полной мере.
1. Вернадский, В. И. Биосфера и ноосфера/В. И. Вернадский.- M.: Айрис- пресс, 2004 - 576 с.
2. Баландин Р.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. - М., «Знание», 1979.
3. Дик Ю.И., Пинский А.А., Усанов В.В. Интеграция учебных предметов Советская педагогика. - 1957. - № 9.
4. Коменский А.Я. Избранные сочинения / А.Я. Коменский. М.: Учпедиздат, 1955. - 287 с.
5. Песталоцци И. Г. Избранные педагогические произведения / И. Г. Песталоцци. - М.: Просвещение, 1963
6. Джуринский А.Н. История педагогики / А.Н. Джуринский. М.: ВЛАДОС, 1999. — 432 с.
7. География. Интегрированные уроки. 6 - 10 классы / Сост. Н.В.
Болотникова. - Волгоград: Учитель, 2004. - 100с.
8. Иванова Г.Ф., Костыгова М.Ю. Интеграция в процессе обучения географии и биологии.// География в школе, 1995, № 5,с.60
9. Кленова А. В. И др. Интегрированный урок./ «Учитель», 2001
10. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1: научно- практич. пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов пед. учеб. Заведений, слушателей ИПК. - Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2005. -288 с.
11. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока.- Ростов н/Д: Изд- во "Учитель", 2003.
12. Андреева В.Н. Предметная неделя географии в школе. Ростов н/Д., 2005.
13. Болотникова Н.В. География. Уроки-игры в средней школе. Волгоград, 2004.
14. Бочкарёва Н.Ф. Учителю географии. Методические рекомендации. Калуга, 1995.
15. Кондратюк Н.Н. Дидактические материалы по географии. Методическое пособие. М., 2003.
16. Перепечева Н.Н. Нестандартные уроки географии. 6 - 7 классы. Волгоград, 2004.
17. Разумовская О.К. Весёлая география. Викторины, ребусы, кроссворды. Ярославль, 1997.
18. Современный урок географии. География в школе. Библиотека журнала. М., 2001. Выпуск 5.
19. Голубчик Л.В., Голубчик М.М. Интеграционный культурологический подход к изучению курсов географии и истории в средней школе//Географическое образование на пороге XXI века. Тезисы Международной научно-практической конференции. М., 1996.
20. Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии. М., 1996.
21. Любарский А.Н., Богомаз Л.С., Воейков В.Н. Уроки-интеграции историко-географических знаний//География в школе №6/2000.
22. Методика обучения общей биологии: Пособие для учителей. Мягкова А.Н., Комиссаров Б.Д.-М.: Просвящение, 1985.
23. Экология. Чернова Н.М., Былова А.М.-М.: Просвещение, 1981.
24. Экология России. Хрестоматия. Кузнецов В.Н.-М.: АО «МДС», 1996.
25. Общая Биология: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учебн. заведений. Захаров В.Б. Мамонтов С.Г., Сонин Н.И.-М.:Дрофа, 2002.
26. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учебник для 9 кл. общеобразоват. учебн. заведений. Каменский А.А, Криксунов Е.А., Пасечник В.В.-М.: Дрофа, 2002.
27. Общая биология: Учебник для 10-11 кл. с углублённым изучением биологии в школе. Высоцкая Л.В., Глаголев С.М., Дымшиц Г.М. и др., под ред. Шумного В.К.-М.: Просвещение, 2001.
28. География 6 класс: География. Физическая география. 6 классАвторы: Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.7-е изд. - М.: Русское слово, 2013. - 232 с.
29. Свободная энциклопедия «Википедия». // 2001 - 2015. URL:
http: //ru.wikipedia.org
30. Ганелин Ш.И, Дидактический принцип сознательности. - М.: Просвещение. 1961.
31. Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // Интернет-журнал «Эйдос». -2012. -No1.-URL: http: //www.eidos.ru/journal/2012/0229-10. htm
32. Герасимов С. 5. Познавательная активность и понимание. Вопросы
психологии. - 1994. - № 3.
33. Данилюк Д. Я. Учебный предмет как интегрированная система.
Педагогика. - 1997. - № 4.
34. Максимов Г. К. К дискуссии об интеграции школьных предметов. Педагогика. - 1996.
35. Максимова В. Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. - М.: Просвещение. - 1904.
36. Разумовский Б.Г. , Тарасов Л.В. Развитие общего образования: интеграция и гуманитаризация. Советская педагогика - 1988 - №7
37. Щукина Г.И. Нормирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения. - М.: Учпедизд. - 1962.
38. Водопьянов П. А. «Устойчивость и динамика биосферы», М: Наука и техника, 1981
39. Воронов А. Г. «Биогеография с основами экологии», издат. МГУ, 1987
40. Второв П. П., Дроздов Н. Н. «Рассказы о биосфере», М.: Просвещение, 1976
41. Гилярова А. М., Фролова Ю. М. «Биосфера», М.: Мир, 1972
42. Дажо Р. «Основы экологии», пер. с фр. М.: Прогресс, 1975
43. Камшилов М. М. «Эволюция биосферы», М.: Наука, 1974
44. Кашапов Р. Ш. «Живая оболочка Земли», М.: Просвещение, 1984
45. Киселев В. Н. «Основы экологии», Мн.: Университетское, 1998
46. Лапо А. В. «Следы былых биосфер», М.: Знание, 1979
47. Лемеза Н. А. «Пособие по биологии», Мн.: Университетское, 1993
48. Маврищев В. В. «Основы общей экологии», Мн.: Высш. шк., 2000
49. Ярыгин В. Н. «Биология», М.: Высш. шк., 1997