Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ

Работа №86994

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы85
Год сдачи2016
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
212
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 1
1. Правовое закрепление этических категорий в гражданском законодательстве 8
1.1 Соотношение этических категорий и норм гражданского
права 8
1.2 Нравственно-правовые принципы в гражданском праве 15
2 Содержание отдельных этических принципов в гражданском
праве 23
2.1 Справедливость и гуманизм 23
2.2 Добросовестность 33
2.3 Разумность 41
3 Функции этических категорий в гражданском праве 55
3.1 Функции, выполняемые этическими категориями в процессе
гражданско-правового регулирования общественных отношений 55
3.2 Перспективные направления изучения роли нравственно-этических
категорий в гражданском праве 66
Заключение 71
Список использованной литературы

Вопросы взаимодействия нравственных и правовых норм подробно рассматриваются в отечественной и зарубежной философии права, общей теории права, в науке уголовного права. В гражданско-правовой науке разработка проблемы соотношения норм нравственности и гражданско- правовых принципов началось относительно недавно. Имеются лишь несколько научных работ, посвященных отдельным аспектам указанной проблемы. В частности, можно выделить работы Ю.А. Гусенковой, С.А. Ивановой, Д.Л. Кондратюк, А.С. Рясиной. Вместе с тем появление новых имущественных отношений, подлежащих правовому регулированию, сопровождается многочисленными конфликтами между нормами общественной нравственности и положениями действующего законодательства. В связи с этим в настоящее время возникла потребность в системном научном анализе проблем реализации нравственно-этических категорий в нормах гражданского права.
Первостепенно, этические принципы, что заключено уже в самом их наименовании, должны обеспечить лучшую взаимосвязь между правом и нравственностью, содействовать заполнению пробелов в правовом регулировании отношений, возникающих в обществе. Этические принципы должны являться руководящим ориентиром в правотворческой и правоприменительной деятельности, должны обслуживать нормальное и единообразное развитие и работу гражданско-правовой системы и т.д.
В связи с этим, изучение и исследование этических категорий в гражданском праве в данной работе должно выявить и дать определение их сущности, установить уровень и специфику взаимосвязи между этическими принципами и другими принципами, существующими в гражданском праве Российской Федерации, исследовать позиции различных ученых и правоприменителей к изложенным вопросам.
Далее, что в достаточной степени связано с первым положением, несмотря на весомую роль этических принципов в механизме гражданско- правового регулирования, к изучению следующих научных категорий не обращается необходимого, по важности вопроса, внимания, не выказывается должного интереса в теории гражданского права. Учеными исследуются принципы по отдельности, в частности, не рассматриваются этические принципы как общее целое.
Следует обратить внимание и на то, что взгляды ученых-цивилистов на этические принципы, по большей части, опираются скорее не на исследования в юридической науке, а на философские воззрения и науку философии, а то и вовсе строятся на тезисах, обозначенных в публицистической литературе. Кажется очевидным, что сложившуюся ситуацию можно назвать удручающей, что и побудило меня к разработке именно данной тематики, в ходе которой я постараюсь раскрыть сущностные характеристики этических категорий, изложенных по большей части в принципах, именно с учетом специфики гражданского права.
Также важность изучения этических категорий в гражданском праве обусловлена существенными сущностными переменами в российском обществе и его социальных институтах: расщепление единого пространства духовной жизни, отсутствие единственного основания для построения в обществе нравственных постулатов, этическая деградация, и т.д.
Происходящие перемены взывают к повышению внимания в сторону этики, нравственности, и ее связи с законодательством. Думается, что пренебрежительное, сугубо практическое отношение к этической природе права вполне способно повлечь за собой неэффективность работы всех элементов правовой системы, что, определенно, негативно влияет на всестороннее развитие российского общества.
Необходимо отметить и то, что этические категории, а значит нравственно-правовые принципы, которые являются их прямым выражением, представляют собой задний план, среду, которые предписывают рождение, реализацию и изменение правовых норм в гражданском праве. Поведение сторон общественно-правовых связей, впрочем, как и закрепленные в гражданском законодательстве нормы, порой отходят от этических принципов.
В связи с этим представляется важной задачей исследовать данные принципы, только так будет сформирован единый, целостный подход к пониманию их содержания и роли на законодательном, правоприменительном и правореализационном уровнях.
В данный момент развитие, эволюционное движение юриспруденции в России должно характеризоваться в том числе и рассмотрением правовых явлений со стороны этических категорий. Данное положение будет способствовать поступательному преодолению доминирующего в науке и обществе подхода к праву в общем и к гражданскому в особенности исключительно как к волюнтаристическому продукту деятельности государственно-властных структур. Особенно отмечу, что каждое действие на пути повышения этической обоснованности права, утверждения его морально-нравственных оснований в силах приблизить российский социум к совершенно новому ценностному мировоззрению не только в юридической сфере, но и повсеместно, подводить наше общество к так называемому “духовному возрождению”.
Особенно подчеркивает необходимость проведения данного исследования новизна ряда этическо-правовых начал в гражданском праве, а именно принципов разумности, добросовестности, справедливости и т.д., неполномерной разработанностью их сущности и роли в гражданском праве, а также необходимостью единообразия в их использовании и понимании в их практической реализации.
Рассмотрение судебной практики сообщает о том, что судьи, производя ссылки на какие-либо статьи гражданского права, допускающие свободу усмотрения сторон или правоприменителя, и используя при этом, скажем, принципы добросовестности и разумности, из раза в раз принимают такие решения, которые не столько идут в разрез с последними, сколько вообще им не соответствуют. Случаи такого разряда, количество которых, к несчастью, достаточно значительно, будут использованы и в тексте данной работы. Отсюда следует вывод, что органы судебной власти должны быть заинтересованы не только в правоприменении, но и в теоретико-правовых исследованиях, которые раскрывают полноту содержания и роли нравственно-правовых начал, этических категорий, дающих возможность верно воспринимать сущность последних и, соответственно, уже тогда применять их на практике.
Данные обстоятельства сообщают о безусловной актуальности, правовой значимости разработки темы этических категорий, нравственно-правовых начал в гражданском праве России.
Полному пониманию этической природы принципов, сушествующих в гражданском праве России, способствует ознакомление с тем, как роль нравственно-правовых принципов понимали в своих работах ученые С.С. Алексеева, С.Н. Братуся, В.В. Болговой, В.М. Ведяхина, В.В. Лазарева, В.П. Грибанова, О.С. Иоффе, Ю.Х. Калмыкова, Н.И. Матузова, А.В. Малько, Ю.К. Толстого, JI.C. Явича и др.
На самом деле рассмотрение этических категорий в гражданском праве по существу, сравнительно с другими, более практическими, гражданско- правовыми вопросами, не проводилось ни в советский, ни в постсоветский периоды развития цивилистической науки. Говоря о гражданском праве, следует упомянуть, что в нем преимущественно исследовались единично взятые этические принципы, - справедливости, добросовестности,
разумности, гуманизма и др. (Ю.В. Виниченко, В.И. Емельянов,
Л.В. Волосатова С. А. Иванова, Т.В. Дроздова и др.).
Целью дипломной работы является получение целостного научного представления об этических категориях в гражданском праве, их влиянии на регулирование гражданских отношений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— проанализировать и обобщить существующие в науке подходы к понятию этических категорий и этических принципов в гражданском праве;
— раскрыть роль этических категорий и исходящих из них этических принципов в гражданском праве;
— обосновать этическую природу справедливости, гуманизма, разумности и добросовестности в гражданском праве;
— показать место этических принципов справедливости, гуманизма, разумности и добросовестности в системе принципов гражданского права и их значение;
— раскрыть понятие и содержание этических принципов справедливости, гуманизма, разумности и добросовестности в гражданском праве;
— охарактеризовать формы, а также выявить правовые факторы, препятствующие реализации нравственно-правых принципов - гуманизма, справедливости, разумности и добросовестности в гражданских правоотношениях и российской судебной практике;
— сформулировать предложения и рекомендации, направленные на обеспечение соблюдения этических принципов в гражданском праве.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Завершая работу, представляется целесообразным изложить ее основные и наиболее значимые, на наш взгляд, выводы и предложения.
Проблематика определения этических принципов права на данный момент одна из обсуждаемых и острых в науке гражданского права. По моему мнению, понятие таких принципов гражданского права должно быть конкретизировано гражданским законодательством, поскольку на сей день, в условиях современной идеологической среды, принципы, во-первых, не определены в законе в полной мере, а во-вторых, зачастую остаются на субъективное усмотрение участников правоотношений, и их трактовка может быть весьма широка.
Этические принципы следует закрепить не только в отдельно взятых отраслях законодательства, но во всех отраслях, и в том числе в ст. 1 ГК РФ, что четче направит правоприменительную практику на необходимость их соблюдения, а не игнорирования. Помимо этого, закрепление нравственно-правовых принципов в отраслях законодательства и ст. 1 ГК РФ, как это было сделано с принципом добросовестности, предопределяется преобразованием одноименных для всего права или ряда его отраслей принципов в сфере гражданского права.
Этические принципы служат одними из наиболее важных элементов системы принципов гражданского права. Их существование говорит о взаимосвязи этической и правовой сторон в гражданском праве, его нравственно-этическом и общественно-духовном основании, дает возможность улучшить внутреннее отношение к реализации норм, установленных гражданским законодательством, в правовом сознании граждан.
Обособление нравственно-этических принципов в гражданском праве как независимых правовых категорий стало итогом обращения к популярным в прошлом взглядам на естественно-правовую теорию, согласно которым право должно быть этически обоснованным.
Важность естественного права предопределило определение естественных прав и их установление в законе. Самым подходящим способом для реализации данного положения стало закрепление этических категорий через такой элемент правотворческой техники, как правовые принципы, так как таковые являют собой нормативные обобщения более высокого порядка, нежели частные нормы права, а также являются более гибкими и эластичными образованиями позитивного права.
Изучение гражданского законодательства сообщает о постепенной гуманизации отечественного гражданского права и его частей, о растущей роли этических категорий в законодательстве. В наши дни в ГК РФ все чаще находят прямое выражение этические начала, которые в действующем прежде кодифицированном законодательстве не закреплялись. Для лучшего понимания логики воли законотворца при осуществлении, прямой реализации адресаты правовых предписаний должны обращаться к особой сфере общественного сознания — морали.
Этические категории в цивилистике реализуют разнообразные функции, к которым относятся стандартизация правового поведения субъектов гражданско-правовых отношений, установление границ при осуществлении субъективного гражданского права, определительная функция и т.д.
Термин “справедливости” ,будучи сложным этическим аспектом, существует в нескольких отличающихся друг от друга формах. В первую очередь, воспринимается как чувство, отражающее настоящее положение человека в обществе. Во-вторых, справедливость мыслится как идея. В- третьих, чаще всего справедливость рассматривается как оценочная категория, имеющая этико-юридический аспекты, как общеправовой принцип.
В принципе справедливости как общем принципе права выделяют два аспекта: уравнивающий и распределяющий. По своей сути справедливость представляет собой компромисс между ними, поскольку требует, с одной стороны, равенства граждан перед законом и правоприменительным органом, а с другой, - индивидуализации правовых требований соответственно деяниям, поступкам субъектов правоотношения.
Обладая оценочно-нормативным характером, принцип справедливости заложен в содержании гражданского права и воплощается в правах и обязанностях, мерах поощрения и ответственности, и т.д. Ценность права, в частности гражданского, заключается в том, что оно выражает идею справедливости, выступает средством ее закрепления и защиты.
Реализация принципа справедливости в гражданском праве призвана обеспечить: равенство участников соответствующих правоотношений между собой, перед законом и правоприменительными органами; соответствие между предоставленными им правами и обязанностями; индивидуализацию гражданско-правовых мер ответственности с учетом характера деяния и личностных свойств правонарушителя; правильное сочетание реализуемых в гражданском процессе норм материального гражданского права и нравственности.
Принцип справедливости в гражданском праве можно признать критерием, посредством которого оцениваются гражданско-правовые взаимоотношения между людьми, а также поведение субъекта в гражданском обороте. Справедливость заложена в гражданско-правовых нормах, что выражается посредством описания в них деяний, которые в соответствии с нормами морали общества признаны неправомерными. Справедливость в гражданском праве будет иметь место тогда, когда степень ответственности субъекта гражданско-правовых отношений будет адекватна совершенному этим лицом неправомерному действию или бездействию при точном выполнении предписаний гражданско-правовых норм.
Принцип гуманизма в гражданском праве означает юридическое признание высшей ценности человеческой личности, провозглашение и защита ее прав и свобод, обеспечение гарантий их осуществления.
Гуманизм направлен на ограждение граждан от противоправных действий, воспитание личности правонарушителя и других граждан в духе уважения к моральным ценностям, уважения человека, его жизни и здоровья. Применение мер юридической ответственности влияет на сознание и психику правонарушителя, а потому гуманным будет применение, по возможности, не суровых мер и ограничение назначением более мягкого вида наказания. Государство в лице, совершившем преступление, должно видеть не столько правонарушителя, сколько человека, который имеет полное право на охрану и защиту своей чести и достоинства.
Принципу гуманизма в гражданском праве присущи следующие основные функции: 1) функция социальной регуляции, состоящая в направленном воздействии на субъекта, утверждении его как личности, зависящей во многом от активности всех членов общества; 2) функция социальной организации, заключающаяся в обеспечении стабильности общественных отношений, интересов личности и определенных слоев общества с помощью нравственных, правовых и политических норм; 3) воспитательная функция, выражающаяся в воспитании у людей таких качеств, как уважение к себе и окружающим, справедливое отношение к другим людям, отстаивание чести и достоинства человека.
Принципы гуманизма и справедливости тесно взаимосвязаны между собой, дополняют и воздействуют друг на друга. Вместе с тем, каждому из них присущи специфические черты, позволяющие утверждать о том, что каждый из них является нравственно-правовым принципом, имеющим самостоятельное значение.
Разумность и добросовестность в гражданском праве рассматриваются в субъективном и объективном смыслах, в зависимости от их места в механизме реализации права. Разумность в субъективном смысле выступает в качестве внутреннего механизма реализации права и оказывает непосредственное влияние на дееспособность лица в гражданском праве. Разумность в объективном смысле понимается в качестве «внешнего мерила», служащего масштабом оценки действий субъектов, т.е. в качестве принципа гражданского права.
Разумность как принцип гражданского права предполагает правомерность поведения участников гражданских правоотношений, и заключается в необходимости участников при осуществлении гражданских прав и исполнении гражданско-правовых обязанностей сбалансировано соотносить свои действия с целями гражданско-правовых моделей поведения, правами, свободами и законными интересами других лиц, а также общества и государства.
Присутствие в гражданском законе множества терминологических единиц в определении разумности (требование, термин, критерий, принцип и т.д.), в том числе совпадающих по значению, вносят сумятицу в их использование. Потому полагаем необходимым внесение изменений в статьи ГК РФ, в части замены в них терминов «требование», «критерий» и т.д. на термин «принцип».
Добросовестность в субъективном смысле рассматривается как невиновное заблуждение - незнание субъекта относительно противоправности своего поведения. Добросовестность в объективном смысле является принципом гражданского права, направленным на достижение равновесия интересов между субъектами отношений. В содержание принципа добросовестности гражданского права включается обязанность субъекта, приобретающего и реализующего свои права и обязанности, проявлять должную заботливость о правах и интересах других участников гражданского оборота. К наиболее важным функциям принципа доброй совести относится выступление его в качестве оценочного критерия поведения участников гражданско-правовых сделок.
Исследование нравственно-правовых принципов показало, что справедливость, разумность и добросовестность тесно взаимосвязаны. Единство принципов разумности, справедливости и добросовестности в гражданском праве, с нашей точки зрения, обусловлено их нравственным характером, общей направленностью на достижение целей гражданского права, обеспечение установления баланса в интересах участников гражданских правоотношений. Содержание рассматриваемых принципов включает необходимость соблюдения норм гражданского законодательства, правомерность действий участников гражданских правоотношений и др. Вместе с тем обозначенные принципы не являются идентичными и взаимозаменяемыми. Каждый из них характеризуется своим собственным содержанием и имеет в гражданском праве самостоятельное значение.
Принципы гуманизма, разумности и справедливости, имеющие, по мнению ряда авторов, субсидиарное (не общее) значение в гражданском праве, находят свое отражение не только в случаях прямо предусмотренных в законе, но и во всех иных случаях, когда гражданско-правовой нормой допускается усмотрение.
Реализация нравственно-правовых принципов в деятельности российских судов рассматривается нами с двух позиций. Первая из них характеризует необходимость установления судами (судьями) того, насколько в отношениях сторон были соблюдены принципы справедливости, добросовестности, разумности и гуманизма. Наличие спора между сторонами уже является, по сути, подтверждением того, что данные принципы или хотя бы какой-либо из них одна или обе стороны не учли либо прямо нарушили в отношениях между собой. Задачей же суда в данном случае является, в том числе, обнаружение такого «недочета» или нарушения и правильное реагирование на выявленное обстоятельство. Последнее-то и относится ко второй позиции рассмотрения реализации нравственно-правовых принципов в деятельности российских судов.
Суды (судьи), применяя положения нормативных правовых актов, не должны замыкаться в узком круге формального подхода к разрешению дела. В ходе судебного разбирательства между его участниками складываются специфические отношения, требующие не только неукоснительного следования букве закона, но и должного внимания к нравственной стороне процесса. Кроме того, источники гражданского права далеко не всегда исчерпывающе регламентируют те или иные отношения, возникающие между людьми по поводу материальных и нематериальных благ. Существующие же пробелы суды вынужденно должны восполнять как за счет аналогии закона, так и посредством аналогии права, что также невозможно без опоры на нравственно-правовые принципы. Поэтому в основе деятельности судей всегда должны присутствовать справедливость, добросовестность, разумность и гуманизм.



1. Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года.
2. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года. Consultant.ru
2. Гражданский кодекс от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ.
Consultant.ru
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.05.2016). Consultant.ru
4. О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой
Гражданского кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ // Российская газета. 2013. № 3.
5. Постановление Президиума ВАС РФ от 14 ноября 2006 г. N 8259/06. Consultant.ru
6. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) "О защите прав потребителей". Consultant.ru
7. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "О рекламе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015). consultant.ru
8. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 02.06.2016) "Об акционерных обществах". Consultant.ru
3. Нормативные правовые акты, утратившие силу
1. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. от 20 декабря 1926 г.
2. Закон СССР от 08.12.1961 "Об утверждении Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик" (вместе с Основами законодательства) 8 декабря 1961 г.
3. Гражданский кодекс РСФСР" (утв. ВС РСФСР 11.06.1964) (ред. от 26.11.2001).
4. Материалы судебной практики
1. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15 января 1998 г. № 27 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением норм ГК РФ о банковской гарантии”. Consultant.ru
2. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25 ноября 2008 г. N 127 “Обзор практики применения арбитражными судами ст. 10 ГК РФ”. Consultant.ru
3. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 сентября 2011 г. № 4905/11 по делу № А51 - 23410/2009 // Вестник ВАС РФ. 2011.
4. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 8 февраля 2012 г. № 15АП- 138/ 2012 по делу А 53 - 21188/2011.
Consultant.ru
5. Постановление ФАС Московского округа от 19 февраля 2010 г. N КГ-А40/15451-09П. Consultant.ru
6. Решение по делу 2-2087/2016 ~ М-1888/2016, Кировский районный суд г. Казани. Rospravosudie.com
7. Решение по делу № 2-2530 /10, Бугульминский городской суд республики Татарстан. Rospravosudie.com
8. Решение по делу 33-8617/2016, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан. Rospravosudie.com
5. Специальная литература
1. Adams A. Kenneth Reasonableness and Good Faith in Contracts. April. 25, 2011.
2. Goode R. Commercial law. Penguin Books. Oxford. England. 2004.
3. Jones P. Reasonableness, honestly and Good Faith // International Sales Quarterly. March 1995.
4. Peden E. Implicit Good Faith or Do We Still Need and Implied term of Good Faith // Legal studies Research Paper. January. 2009.
5. Peden E. When common law trumps equity: The rise of Good Faith and Reasonableness and the Demise of Unconscionability // Legal studies Research Paper. November. 2006.
6. Агарков М.М. Проблема злоупотребления правом в советском гражданском праве // Избранные труды по гражданскому праву: В 2 т. М., 2002. Т. 2, с. 375-376.
7. Алексеев С.С. Общая теория права. В 2-х т. Т. 1. - М.: Юридит. лит., 1981.
8. Бекназар-Юзбашев Г. Т. Злоупотребление правом и принцип доброй совести в гражданском праве России и Германии: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук, Москва, law.edu.ru, 2013 г.
9. Белов В.А. Добросовестность, разумность, справедливость как принципы гражданского права // Законодательство. 1998. № 8.
10. Большой энциклопедический словарь. - М., 1998.
11. Братусь С.Н. Принципы советского гражданского права // Советское государство и право. 1960. №1; Предмет и система советского гражданского права. Красноярск, 1985.
12. Васьковский Е.В. Руководство к толкованию и применению законов. — М., издательство Бр. Башмаковых, 2002.
13. Виниченко Ю.В. О значении категории "разумность". М.: Статут, 2011.
14. Виниченко Ю.В. Разумность в гражданском праве Российской Федерации: Дис. . канд. юрид. наук. Иркутск, 2003. law.edu.ru
15. Власенко Н.А. Разумность и право: связь явлений и пути исследования // Журнал российского права. 2011.
16. Волков А.В. Злоупотребление гражданскими правами. Проблемы теории и практики. М., Волтерс Клювер, 2009.
17. Волосатова Л.В. Принцип разумности в реализации субъективных гражданских прав: Дис. канд. юрид. наук. М., 2005. Law.edu.ru
18. Вороной В. Добросовестность как гражданско-правовая категория // Законодательство. 2002. № 6. С. 29.
19. Галаган И.А. Административная ответственность в СССР. - Воронеж: Изд-во Воренж. ун-та, 1970.
20. Грибанов В.П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав. - М.: Рос. право, 1992.
21. Грибанов В.П. Принципы осуществления гражданских прав//Осуществление и защита гражданских прав. М., Статут, 2000.
22. Гусенкова, Ю. А. Недействительность сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка и нравственности: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук, Москва, 2013. Law.edu.ru
23. Дождев Д.В. Добросовестность (bona fides) как правовой принцип // Политико-правовые ценности: история и современность / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2000 г. igpran.ru
24. Дроздова Т.В. Добросовестность в российском гражданском праве: Дис. . канд. юрид. наук. Иркутск, 2004. Law.edu.ru.
25. Ем В.С. Осуществление и защита гражданских прав // Гражданское право: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2004.
26. Емельянов В.И. Разумность, добросовестность и
незлоупотребление гражданскими правами. М., Лекс-книга, 2002.
Т1. Емельянов В. И. Недопустимость злоупотребления гражданскими правами по российскому законодательству: Дис. канд. юрид. наук. М., "Юрист", 2013, N 5.
28. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., Статут, 1998.
29. Иванова С.А. Некоторые проблемы реализации принципа социальной справедливости, разумности и добросовестности в гражданском праве // Законодательство и экономика. 2005. № 4. С. 31.
30. Иванова, С. А. Принцип справедливости в гражданском праве России: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук, Москва, 2005. law.edu.ru.
31. Калмыков Ю.Х. Принципы советского гражданского права // Правоведение. 1980. №3
32. Комаров С.А. Общая теория государства и права: учеб. - М.: Юрайт, 2004.
33. Кондратюк Д.Л. Нравственно-правовые принципы в гражданском праве России: на примере справедливости, гуманизма, разумности и добросовестности: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук, Москва, Вестник экономики и права, 2006.
34. Краснова С.А. Определение понятия "добросовестность" в российском гражданском праве // Журнал российского права. 2003. № 3. С. 34.
35. Кривцов А.С. Абстрактные и материальные обязательства в
римском и в современном гражданском праве. — М., 2003. С. 165;
Синайский В.И. Русское гражданское право. — М., 2002. С. 62, 88, 320; Чичерин Б.Н. Избранные произведения. — СПб., 1998.
36. Лукьяненко М.Ф. Оценочные понятия гражданского права: разумность, добросовестность, существенность. М., Статут, 2010.
31. Малиновский А.А., Нравственность в гражданском праве,
Нотариус. №5, 2007.
38. Мальцев Г.В. Социальная справедливость и право. — М., 1977.
39. Мамонтов В. А. Правовые средства обеспечения публичных интересов в сфере предпринимательской деятельности. "Арбитражный и гражданский процесс", 2011, N 2.
40. Мейер Д.И. Русское гражданское право. — М., 1997 С. 44;
Хвостов В.М. Система римского права: Учеб. — М., 1996. С. 15.
41. Михайлов, С. В. Правовые ценности: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Ростов-на-Дону, law.edu.ru, 2012.
42. Мордовец А.С. Гуманизм и юридическая ответственность в свете Конституции СССР // Проблемы юридической ответственности и исполнения наказания в свете Конституции СССР. Сборн. науч. тр. - Рязань, 1981.
43. Мэн Г.С. Древнее право, его связь с древней историей общества и его отношение к новейшим идеям. — СПб., 1873.
44. Новицкий И.Б. Принцип доброй совести в проекте обязательственного права // Вестник гражданского права.2006.№ 1.
45. Ожегов С.Н. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999.
46. Осипова М. В. Иерархия юридических ценностей в правовой
системе Российской Федерации: автореферат диссертации на
соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов, law.edu.ru, 2011.
47. Подгаевский А. О. О необходимости закрепления нормы- принципа социальной функции права собственности в законодательстве РФ. "Нотариус", 2011, N 4
48. Р.Г. Орехова. Конституция РФ, комментарий. - М.: Юри-дит. лит., 1994.
49. Рагузина О.В. Гуманизм и справедливость юридической ответственности в публичном и частном праве: Дис. ... канд. юрид. Саратов, law.edu.ru, 2001.
50. Рясина, А. С. Оценочные категории: общетеоретический и
нравственно-правовой аспекты: автореферат диссертации на
соискание ученой степени кандидата юридических наук, Саратов, dissercat.com, 2013.
51. Сарбаш С. Исполнение обязательств // Хозяйство и право. 2009, № 3, с. 26.
52. Свердлык Г.А. Принципы советского гражданского права. - Красноярск, 1985.
53. Синайский В.И. История источников римского права. —
Варшава, 1911.
54. Соловьев В.Н. Социальная функция гражданско-правового регулирования отношений собственности: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук, Москва, Статут, 2013.
55. Т.В. Казанина О правилах морали и нравственности в российском гражданском законодательстве. Ученые записки Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2006. №1(25)-СПб.: РИО СПб филиала РТА, 2006.
56. Тарханов В.А. Ответственность по советскому гражданскому праву. Саратов, dissercat.ru, 1973.
57. Ульянов А. В. Добросовестность в гражданском праве. "Журнал российского права", 2014, N 6.
58. Хамидуллина Ф.И. Концепции правопонимания и морально-этическое обоснование права / Вестник экономики, права и социологии, № 1, 2013 г.
59. Хмелева Т.И., Цыбулевская О.И. Нравственные начала в гражданском праве //Актуальные проблемы частноправового регулирования; Самара, Самарский университет, 2004.
60. Цыбулевская О.И. Категория гуманизма в советском праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, law.edu.ru, 1983.
61. Цыбулевская О.И. Нравственные основания современного рассийского права: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук, Саратов, law.edu.ru, 2004.
62. Чураков А.Н. Принципы юридической ответственности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Волгоград, law.edu.ru, 2000.
63. Шитов А.Н. Моральные основания права. Москва, law.edu.ru1996.
64. Эбзеев Б.С. Ограничения конституционных прав // Теория и практика ограничения прав человека по российскому законодательству и международному праву. — Н. Новгород, 1998.
65. Явич Л.С. Общая теория права. - Л.: Изд-во Ле-ниград. ун-та, 1976.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ