ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ…………………………………………………..8
1.1. Понятие средств массовой информации. Законодательство о средствах массовой информации: состав и содержание……………………….8
1.2. Сущность прокурорского надзора за исполнением законодательства о средствах массовой информации (краткая характеристика)………………..21
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ…………………………………………………31
2.1. Прокурорский надзор в сфере свободы средств массовой информации (в сфере свободы слова и независимости журналистов)………31
2.2. Прокурорский надзор за средствами массовой информации в аспекте информационной безопасности….……………………………………………..36
2.3. Прокурорский надзор за средствами массовой информации в период избирательных (предвыборных) компаний……………………………………41
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ…………………………………………………………………62
3.1. Проблемные вопросы прокурорского надзора за исполнением законодательства о средствах массовой информации ………………………..62
3.2. Способы решения проблем прокурорского надзора за исполнением законодательства о средствах массовой информации и возможные пути совершенствования законодательства………………………………………….69
3.3. Тенденции и перспективы дальнейшего развития прокурорского надзора за исполнением законодательства о средствах массовой информации………………………………………………………………………74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...80
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ……83
Цель исследования – изучить прокурорский надзор за исполнением законодательства о средствах массовой информации.
Задачи исследования:
– рассмотреть понятие средств массовой информации. Законодательство о средствах массовой информации: состав и содержание;
– изучить сущность прокурорского надзора за исполнением законодательства о средствах массовой информации (краткая характеристика);
– рассмотреть прокурорский надзор в сфере свободы средств массовой информации (в сфере свободы слова и независимости журналистов);
– рассмотреть прокурорский надзор за средствами массовой информации в аспекте информационной безопасности;
– изучить прокурорский надзор за средствами массовой информации в период избирательных (предвыборных) компаний;
– проанализировать проблемные вопросы прокурорского надзора за исполнением законодательства о средствах массовой информации;
– изучить способы решения проблем прокурорского надзора за исполнением законодательства о средствах массовой информации и возможные пути совершенствования законодательства;
– проанализировать тенденции и перспективы дальнейшего развития прокурорского надзора за исполнением законодательства о средствах массовой информации.
При проведении исследования автор руководствовался общенаучными методами исследования, в частности, сравнения, историческим, логическим, методом анализа, специальными юридическими методами, а именно: методом юридического анализа и сравнительно-правовым методом.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и источников.
В настоящее время средствам массовой информации принадлежит значимая роль ввиду их воздействия на социальные, экономические и политические процессы общества. Ввиду своей значимости СМИ могут использоваться и в качестве инструмента манипулирования индивидуальным и общественным сознанием, формирования общественного мнения как своеобразной «инстанции» разного рода политических спекуляций. Очевидно, что свобода СМИ, как и любая другая свобода, не может быть абсолютной.
Рассмотрев специфику прокурорского надзора за средствами массовой информации в аспекте информационной безопасности, в качестве основных задач государственной политики в сфере информационной безопасности и противодействии распространению экстремистской идеологии предлагается выделить: проведение активных мероприятий по доведению антиэкстремистских идей до населения; создание и использование государственных регулирующих структур в религиозной сфере, нацеленных на информационное противодействие радикализации российской молодежи; привлечение к процессу информационно-идеологического противодействия институтов гражданского общества.
Проведенный анализ вопросов и форм организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о выборах позволяет нам констатировать факт, что данный вид надзора является одним из самых сложных, многоплановых и значимых, поскольку преследует цели укрепления законности и защиты избирательных интересов и прав граждан в сфере правоотношений, устанавливаемых Конституцией РФ и иными многочисленными нормативно-правовыми актами о выборах, осуществляемый как в период избирательных кампаний, так и между ними.
Стабильное состояние законности в период избирательной кампании и в день выборов во многом зависит от надлежащим образом организованной работы органов прокуратуры Российской Федерации.
Рассмотрев проблемы прокурорского надзора за исполнением законодательства о средствах массовой информации, отметим основные проблемные вопросы: упрочение взаимодействия государственной и муниципальной власти и гражданского общества; проблема информационной безопасности; наличие пробелов в организации проведения общественной экспертизы. Анализ законодательных актов позволил предложить способы решения выделенных проблем, в качестве которых отметим: необходимость проведения деятельности учебно-просветительского характера; личные встречи руководителей прокуратур с редакциями ведущих периодических изданий, электронных средств массовой информации, информационных агентств, журналистами, творческой интеллигенцией; совершенствование законодательства.
Современное состояние развития прокурорского надзора за исполнением законодательства о средствах массовой информации позволяет сделать вывод о том, что последующее эффективное развитие деятельности прокуратуры за соблюдением законодательства о СМИ возможно при пересмотре своих надзорно-контрольных функций. Иными словами, важно исключить возможность дублирования полномочий органов контроля федерального, субъектного и муниципального уровня, так как, это, что очевидно, значительно увеличивает административную нагрузку на предпринимателей. Также реформирование правоохранительных органов предусматривает необходимость использования в ходе реализации проблемно-ориентированного подхода, согласно которому анализируются и диагностируются главные проблемы и системные причины, формирующие их, а далее предлагается совокупность мер, ориентированная на ликвидацию причин и решение обнаруженных проблем.
Немаловажным, считаем проведение мероприятий по следующим направлениям: введение современных принципов организации государственной службы; создание новой системы квалификационных требований к должностям государственной службы; увеличение качества отбора для замещения должностей государственной службы; введение общей оценки государственных служащих; обеспечение стабильного профессионального развития государственных служащих; развитие многогранной системы мотивации государственных служащих; введение антикоррупционных кадровых технологий на государственной службе.
Итак, поставленная в работе цель достигнута, а задачи выполнены.
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2020). // Российская газета, N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 08.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.12.2020). // Российская газета, N 249, 22.12.2001
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 04.02.2021). // Российская газета, N 256, 31.12.2001.
5. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 08.12.2020). // Российская газета, N 49, 11.03.2015.
6. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 30.12.2020) "О средствах массовой информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021). // "Российская газета", N 32, 08.02.1992.
7. Федеральный закон от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» (ред. от 12.03.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации, 16.01.1995, №3, ст. 170.
8. Федеральный закон от 17.11.1995 «О прокуратуре Российской Федерации» N168 ФЗ // Российская газета, N229, 25.11.1995г.
9. Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». // Российская газета. – №147. – 05.08.1998.
10. Федеральный закон от 25.07.2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (ред. от 08.12.2020). // Российская газета. 30.07.2002 г. N 138-139.
11. Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ (ред. от 03.04.2020) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». // Российская газета. – №165. – 29.07.2006.
12. Федеральный закон от 27.07.2006 №152-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О персональных данных». // Российская газета. – №165. – 29.07.2006.
13. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О противодействии коррупции". // Российская газета", N 266, 30.12.2008
14. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ред. от 11.06.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации, 29.12.2008, №52 (часть I), ст. 6249.
15. Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". // Российская газета, N 297, 31.12.2010.
16. Федеральный закон от 28.12.2013 №398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». // Российская газета. – №295. – 30.12.2013.
17. Федеральный закон от 05.05.2014 №97-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей. // Российская газета. – №101. – 07.05.2014.
18. Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21.07.2014 № 212-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации, 28.07.2014, № 30 (часть I), ст. 4213.
19. Приказ Генпрокуратуры РФ от 07.12.2007 №195 (ред. от 21.06.2016) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина». // Законность. – №3. – 2008.
20. Приказ Генпрокуратуры России от 21.03.2018 № 156 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности» // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_298172. 10.02.2022.
21. Приказ Генпрокуратуры России от 17.05.2018 №296 «О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации и общественностью» (ред. от 28.09.2021) // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_300438. 10.02.2022.
22. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 24.02.2005 №3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц». // Российская газета. – №50. – 15.03.2005.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авакьян С.А. Конституционное право России: учеб. курс. 5-е изд., перераб. и доп.: в 2 т. М.: Инфра-М, 2018. Т. 2. 200 с.
2. Агапов П.В., Борисов С.В., Васнецова А.С. Экстремизм: стратегия противодействия и прокурорский надзор: монография. Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. // М., - 2017. – 428 с.
3. Аксенова Г.Н. Правовой нигилизм: причины возникновения и пути преодоления // Правоприменение в публичном и частном праве. – Омск, – 2020. – С. 7-13.
4. Алексеев С.С., Архипов С.И. Теория государства и права. - М.: Норма, 2017. – 496 с.
5. Алимханов А.А. Перспективы развития прокурорского надзора за исполнением законодательства // Молодой ученый. – Казань, – 2019. – № 18 (256). – С. 212-214.
6. Ануфриева Ю. Б. Основные функции и задачи прокурорского надзора за деятельностью полиции // Молодой ученый. – Казань, – 2018. – № 16 (202). – С. 183-185.
7. Байдина О.Ю. Взаимодействие прокуратуры и избирательных комиссий // Законность. 2018. N2. 37 с.
8. Байдина О.Ю. Деятельность прокурора по обеспечению законности при проведении выборов в органы местного самоуправления: дис. ... канд. юрид. наук. Москва. 2017. 250 с.
9. Балакин А.В. Правовой нигилизм в современной России // Молодой ученый. – Казань, – 2018. – №6 (192). – С. 122-123.
10. Бессарабов В.Г., Какителашвили М.М. Роль российской прокуратуры в обеспечении конституционной законности // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. N5 (37) 2017. С. 45–51.
11. Боровиков В.Б., Боровикова В.В. О некоторых формах участия средств массовой информации в противодействии преступности // Пробелы в российском законодательстве. – М., – 2018. – №6. – С. 157-160.
12. Бурнашев Г.А. Проблемы правового воспитания на современном этапе // Молодой ученый. – Казань, – 2018. – № 48 (234). – С. 117-120.
13. Громыко С.В., Курячая М.М. Основные направления развития системы избирательного законодательства, или Возможен ли в России Избирательный кодекс? // Юридический мир. 2017. N8. 54 с.
14. Гросс Г. Руководство для следователей как система криминалистики. М.: ЛексЭст, 2018. – С.426.
15. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы: хрестоматия 3-е изд. Зерцало, 2018. 269 с.
16. Дмитриев Ю.А. Правоохранительные органы Российской Федерации учебник. Омега-Л, 2018. 237 с.
17. Журналист в поисках информации / отв. ред. А. Симонов. М.: Галерия, 2018. – С.69.
18. Ивлиев П.В., Ананьева Е.О. К вопросу о взаимодействии органов прокуратуры и средств массовой информации // Закон и право. – М., – 2021. №2. – С.55-57.
19. Какителашвили М.М. Конституционно-правовые проблемы финансирования политических партий и избирательных кампаний в Российской Федерации. М.: Галлея Принт, 2017. 264 с.
20. Колесов М.В. О некоторых путях оптимизации деятельности правоохранительных органов по сбору и обобщению статистической информации // Российский журнал правовых исследований. 2017. N3 (12). 290 с.
21. Кукушкина Ю.О. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина // Studium. 2016 .N3-4. 30 с.
22. Макаренко Д.Г. Категория «доверие» в социально-правовом контексте // Вестник Владимирского юридического института. 2017. N4 (45). 231 с.
23. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юрист, 2016. – 512 с.
24. Мельник Г. С., Ким М. Н. Методы журналистики. М.: Изд-во Михайлова В. А., 2018. – С. 158.
25. Михайленко Ю. С. СМИ как особый инструмент вовлечения населения в муниципальное управление // Молодой ученый. – Казань, – 2017. – № 51 (185). – С. 160-162.
26. Пристанская О.В., Сальникова О.В. Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере информационной безопасности несовершеннолетних : методич. пособие. М. : Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2018. – С. 156.
27. Противодействие идеям экстремизма и терроризма в сети Интернет: междисциплинарный анализ: Коллективная монография / Под общ. ред. А.А. Лицука. Нижневартовск: Издательство Нижневарт. гос. ун-та. 2017. 138 с.
28. Сарычева И. В. Роль массмедиа в формировании криминалистически значимой информации // Общество и право. 2019. № 4. С. 263–266.
29. Синяпкин А. Н. Некоторые вопросы использования средств массовой информации в раскрытии и расследовании преступлений // Пробелы российского законодательства. 2019. № 2. 180 с.
30. Сергеев Д.Б. Перспективы совершенствования избирательного законодательства // Вестник Бурятского государственного университета. 2017. N2. 250 с.
31. Сундиев И.Ю. Теория и практика информационного противодействия экстремистской и террористической деятельности: монография. МВД России, ВНИИ МВД России. // М.: Вологда, - 2017. – 237 c.
32. Тишкова А. С. Роль СМИ в формировании гражданского общества // Молодой ученый – Казань, 2019. № 42 (280). С. 159-161.
33. Тонков Е.Е. Правоохранительные органы. Белгород: НИУ БелГУ, 2016. 252 с.
34. Чудинова Е.В., Полякова Е.Н. Информационное воздействие на общество через средства массой информации // Наука и молодежь в XXI веке, – Омск, – 2017, – С.220-224.
35. Хорунжий С.Н. Морально-нравственные ценности доверия к власти и принимаемым решениям // Мониторинг правоприменения. 2017. N4. 10 с.
36. Шобухин В.Ю. Правовое просвещение как перспективное направление прокурорской деятельности // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. – Екатеринбург, – 2016. – С. 100-106.
37. Юрковский А.В., Евдокимов К.Н., Деревскова В.М., Кузьмин И.А. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии экстремизму и терроризму. Учебное пособие / Под ред. А.В. Юрковского. Иркутск, 2018.