Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Прокурорский надзор за исполнением законодательства о средствах массовой информации (Тульский государственный университет)

Работа №86985

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

прокурорский надзор

Объем работы88
Год сдачи2022
Стоимость2200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
172
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ…………………………………………………..8
1.1. Понятие средств массовой информации. Законодательство о средствах массовой информации: состав и содержание……………………….8
1.2. Сущность прокурорского надзора за исполнением законодательства о средствах массовой информации (краткая характеристика)………………..21
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ…………………………………………………31
2.1. Прокурорский надзор в сфере свободы средств массовой информации (в сфере свободы слова и независимости журналистов)………31
2.2. Прокурорский надзор за средствами массовой информации в аспекте информационной безопасности….……………………………………………..36
2.3. Прокурорский надзор за средствами массовой информации в период избирательных (предвыборных) компаний……………………………………41
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ…………………………………………………………………62
3.1. Проблемные вопросы прокурорского надзора за исполнением законодательства о средствах массовой информации ………………………..62
3.2. Способы решения проблем прокурорского надзора за исполнением законодательства о средствах массовой информации и возможные пути совершенствования законодательства………………………………………….69
3.3. Тенденции и перспективы дальнейшего развития прокурорского надзора за исполнением законодательства о средствах массовой информации………………………………………………………………………74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...80
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ……83


Цель исследования – изучить прокурорский надзор за исполнением законодательства о средствах массовой информации.
Задачи исследования:
– рассмотреть понятие средств массовой информации. Законодательство о средствах массовой информации: состав и содержание;
– изучить сущность прокурорского надзора за исполнением законодательства о средствах массовой информации (краткая характеристика);
– рассмотреть прокурорский надзор в сфере свободы средств массовой информации (в сфере свободы слова и независимости журналистов);
– рассмотреть прокурорский надзор за средствами массовой информации в аспекте информационной безопасности;
– изучить прокурорский надзор за средствами массовой информации в период избирательных (предвыборных) компаний;
– проанализировать проблемные вопросы прокурорского надзора за исполнением законодательства о средствах массовой информации;
– изучить способы решения проблем прокурорского надзора за исполнением законодательства о средствах массовой информации и возможные пути совершенствования законодательства;
– проанализировать тенденции и перспективы дальнейшего развития прокурорского надзора за исполнением законодательства о средствах массовой информации.
При проведении исследования автор руководствовался общенаучными методами исследования, в частности, сравнения, историческим, логическим, методом анализа, специальными юридическими методами, а именно: методом юридического анализа и сравнительно-правовым методом.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время средствам массовой информации принадлежит значимая роль ввиду их воздействия на социальные, экономические и политические процессы общества. Ввиду своей значимости СМИ могут использоваться и в качестве инструмента манипулирования индивидуальным и общественным сознанием, формирования общественного мнения как своеобразной «инстанции» разного рода политических спекуляций. Очевидно, что свобода СМИ, как и любая другая свобода, не может быть абсолютной.
Рассмотрев специфику прокурорского надзора за средствами массовой информации в аспекте информационной безопасности, в качестве основных задач государственной политики в сфере информационной безопасности и противодействии распространению экстремистской идеологии предлагается выделить: проведение активных мероприятий по доведению антиэкстремистских идей до населения; создание и использование государственных регулирующих структур в религиозной сфере, нацеленных на информационное противодействие радикализации российской молодежи; привлечение к процессу информационно-идеологического противодействия институтов гражданского общества.
Проведенный анализ вопросов и форм организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о выборах позволяет нам констатировать факт, что данный вид надзора является одним из самых сложных, многоплановых и значимых, поскольку преследует цели укрепления законности и защиты избирательных интересов и прав граждан в сфере правоотношений, устанавливаемых Конституцией РФ и иными многочисленными нормативно-правовыми актами о выборах, осуществляемый как в период избирательных кампаний, так и между ними.
Стабильное состояние законности в период избирательной кампании и в день выборов во многом зависит от надлежащим образом организованной работы органов прокуратуры Российской Федерации.
Рассмотрев проблемы прокурорского надзора за исполнением законодательства о средствах массовой информации, отметим основные проблемные вопросы: упрочение взаимодействия государственной и муниципальной власти и гражданского общества; проблема информационной безопасности; наличие пробелов в организации проведения общественной экспертизы. Анализ законодательных актов позволил предложить способы решения выделенных проблем, в качестве которых отметим: необходимость проведения деятельности учебно-просветительского характера; личные встречи руководителей прокуратур с редакциями ведущих периодических изданий, электронных средств массовой информации, информационных агентств, журналистами, творческой интеллигенцией; совершенствование законодательства.
Современное состояние развития прокурорского надзора за исполнением законодательства о средствах массовой информации позволяет сделать вывод о том, что последующее эффективное развитие деятельности прокуратуры за соблюдением законодательства о СМИ возможно при пересмотре своих надзорно-контрольных функций. Иными словами, важно исключить возможность дублирования полномочий органов контроля федерального, субъектного и муниципального уровня, так как, это, что очевидно, значительно увеличивает административную нагрузку на предпринимателей. Также реформирование правоохранительных органов предусматривает необходимость использования в ходе реализации проблемно-ориентированного подхода, согласно которому анализируются и диагностируются главные проблемы и системные причины, формирующие их, а далее предлагается совокупность мер, ориентированная на ликвидацию причин и решение обнаруженных проблем.
Немаловажным, считаем проведение мероприятий по следующим направлениям: введение современных принципов организации государственной службы; создание новой системы квалификационных требований к должностям государственной службы; увеличение качества отбора для замещения должностей государственной службы; введение общей оценки государственных служащих; обеспечение стабильного профессионального развития государственных служащих; развитие многогранной системы мотивации государственных служащих; введение антикоррупционных кадровых технологий на государственной службе.
Итак, поставленная в работе цель достигнута, а задачи выполнены.



1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2020). // Российская газета, N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 08.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.12.2020). // Российская газета, N 249, 22.12.2001
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 04.02.2021). // Российская газета, N 256, 31.12.2001.
5. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 08.12.2020). // Российская газета, N 49, 11.03.2015.
6. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 30.12.2020) "О средствах массовой информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021). // "Российская газета", N 32, 08.02.1992.
7. Федеральный закон от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» (ред. от 12.03.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации, 16.01.1995, №3, ст. 170.
8. Федеральный закон от 17.11.1995 «О прокуратуре Российской Федерации» N168 ФЗ // Российская газета, N229, 25.11.1995г.
9. Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». // Российская газета. – №147. – 05.08.1998.
10. Федеральный закон от 25.07.2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (ред. от 08.12.2020). // Российская газета. 30.07.2002 г. N 138-139.
11. Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ (ред. от 03.04.2020) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». // Российская газета. – №165. – 29.07.2006.
12. Федеральный закон от 27.07.2006 №152-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О персональных данных». // Российская газета. – №165. – 29.07.2006.
13. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О противодействии коррупции". // Российская газета", N 266, 30.12.2008
14. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ред. от 11.06.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации, 29.12.2008, №52 (часть I), ст. 6249.
15. Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". // Российская газета, N 297, 31.12.2010.
16. Федеральный закон от 28.12.2013 №398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». // Российская газета. – №295. – 30.12.2013.
17. Федеральный закон от 05.05.2014 №97-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей. // Российская газета. – №101. – 07.05.2014.
18. Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21.07.2014 № 212-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации, 28.07.2014, № 30 (часть I), ст. 4213.
19. Приказ Генпрокуратуры РФ от 07.12.2007 №195 (ред. от 21.06.2016) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина». // Законность. – №3. – 2008.
20. Приказ Генпрокуратуры России от 21.03.2018 № 156 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности» // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_298172. 10.02.2022.
21. Приказ Генпрокуратуры России от 17.05.2018 №296 «О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации и общественностью» (ред. от 28.09.2021) // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_300438. 10.02.2022.
22. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 24.02.2005 №3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц». // Российская газета. – №50. – 15.03.2005.


ЛИТЕРАТУРА
1. Авакьян С.А. Конституционное право России: учеб. курс. 5-е изд., перераб. и доп.: в 2 т. М.: Инфра-М, 2018. Т. 2. 200 с.
2. Агапов П.В., Борисов С.В., Васнецова А.С. Экстремизм: стратегия противодействия и прокурорский надзор: монография. Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. // М., - 2017. – 428 с.
3. Аксенова Г.Н. Правовой нигилизм: причины возникновения и пути преодоления // Правоприменение в публичном и частном праве. – Омск, – 2020. – С. 7-13.
4. Алексеев С.С., Архипов С.И. Теория государства и права. - М.: Норма, 2017. – 496 с.
5. Алимханов А.А. Перспективы развития прокурорского надзора за исполнением законодательства // Молодой ученый. – Казань, – 2019. – № 18 (256). – С. 212-214.
6. Ануфриева Ю. Б. Основные функции и задачи прокурорского надзора за деятельностью полиции // Молодой ученый. – Казань, – 2018. – № 16 (202). – С. 183-185.
7. Байдина О.Ю. Взаимодействие прокуратуры и избирательных комиссий // Законность. 2018. N2. 37 с.
8. Байдина О.Ю. Деятельность прокурора по обеспечению законности при проведении выборов в органы местного самоуправления: дис. ... канд. юрид. наук. Москва. 2017. 250 с.
9. Балакин А.В. Правовой нигилизм в современной России // Молодой ученый. – Казань, – 2018. – №6 (192). – С. 122-123.
10. Бессарабов В.Г., Какителашвили М.М. Роль российской прокуратуры в обеспечении конституционной законности // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. N5 (37) 2017. С. 45–51.
11. Боровиков В.Б., Боровикова В.В. О некоторых формах участия средств массовой информации в противодействии преступности // Пробелы в российском законодательстве. – М., – 2018. – №6. – С. 157-160.
12. Бурнашев Г.А. Проблемы правового воспитания на современном этапе // Молодой ученый. – Казань, – 2018. – № 48 (234). – С. 117-120.
13. Громыко С.В., Курячая М.М. Основные направления развития системы избирательного законодательства, или Возможен ли в России Избирательный кодекс? // Юридический мир. 2017. N8. 54 с.
14. Гросс Г. Руководство для следователей как система криминалистики. М.: ЛексЭст, 2018. – С.426.
15. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы: хрестоматия 3-е изд. Зерцало, 2018. 269 с.
16. Дмитриев Ю.А. Правоохранительные органы Российской Федерации учебник. Омега-Л, 2018. 237 с.
17. Журналист в поисках информации / отв. ред. А. Симонов. М.: Галерия, 2018. – С.69.
18. Ивлиев П.В., Ананьева Е.О. К вопросу о взаимодействии органов прокуратуры и средств массовой информации // Закон и право. – М., – 2021. №2. – С.55-57.
19. Какителашвили М.М. Конституционно-правовые проблемы финансирования политических партий и избирательных кампаний в Российской Федерации. М.: Галлея Принт, 2017. 264 с.
20. Колесов М.В. О некоторых путях оптимизации деятельности правоохранительных органов по сбору и обобщению статистической информации // Российский журнал правовых исследований. 2017. N3 (12). 290 с.
21. Кукушкина Ю.О. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина // Studium. 2016 .N3-4. 30 с.
22. Макаренко Д.Г. Категория «доверие» в социально-правовом контексте // Вестник Владимирского юридического института. 2017. N4 (45). 231 с.
23. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юрист, 2016. – 512 с.
24. Мельник Г. С., Ким М. Н. Методы журналистики. М.: Изд-во Михайлова В. А., 2018. – С. 158.
25. Михайленко Ю. С. СМИ как особый инструмент вовлечения населения в муниципальное управление // Молодой ученый. – Казань, – 2017. – № 51 (185). – С. 160-162.
26. Пристанская О.В., Сальникова О.В. Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере информационной безопасности несовершеннолетних : методич. пособие. М. : Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2018. – С. 156.
27. Противодействие идеям экстремизма и терроризма в сети Интернет: междисциплинарный анализ: Коллективная монография / Под общ. ред. А.А. Лицука. Нижневартовск: Издательство Нижневарт. гос. ун-та. 2017. 138 с.
28. Сарычева И. В. Роль массмедиа в формировании криминалистически значимой информации // Общество и право. 2019. № 4. С. 263–266.
29. Синяпкин А. Н. Некоторые вопросы использования средств массовой информации в раскрытии и расследовании преступлений // Пробелы российского законодательства. 2019. № 2. 180 с.
30. Сергеев Д.Б. Перспективы совершенствования избирательного законодательства // Вестник Бурятского государственного университета. 2017. N2. 250 с.
31. Сундиев И.Ю. Теория и практика информационного противодействия экстремистской и террористической деятельности: монография. МВД России, ВНИИ МВД России. // М.: Вологда, - 2017. – 237 c.
32. Тишкова А. С. Роль СМИ в формировании гражданского общества // Молодой ученый – Казань, 2019. № 42 (280). С. 159-161.
33. Тонков Е.Е. Правоохранительные органы. Белгород: НИУ БелГУ, 2016. 252 с.
34. Чудинова Е.В., Полякова Е.Н. Информационное воздействие на общество через средства массой информации // Наука и молодежь в XXI веке, – Омск, – 2017, – С.220-224.
35. Хорунжий С.Н. Морально-нравственные ценности доверия к власти и принимаемым решениям // Мониторинг правоприменения. 2017. N4. 10 с.
36. Шобухин В.Ю. Правовое просвещение как перспективное направление прокурорской деятельности // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. – Екатеринбург, – 2016. – С. 100-106.
37. Юрковский А.В., Евдокимов К.Н., Деревскова В.М., Кузьмин И.А. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии экстремизму и терроризму. Учебное пособие / Под ред. А.В. Юрковского. Иркутск, 2018.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ