Объект исследования - ООО «Связьстрой» (Московская область, г. Балашиха,).
Основной вид деятельности - деятельность в области связи на базе проводных технологий.
Проведен анализ деятельности за 2018-2020 годы.
Сделан анализ конкурентной среды и конкурентных преимуществ предприятия.
Проведена оценка эффективности управления конкурентоспособностью.
Указаны пути совершенствования управления конкурентоспособностью.
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы управления конкурентоспособности предприятия 6
1.1 Теоретические методологические аспекты управления конкурентоспособности предприятия 6
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия 13
1.3 Методика оценки конкурентоспособности фирмы 19
Глава 2. Анализ управления конкурентоспособностью в 28
ООО «Связьстрой» 28
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Связьстрой» 28
2.2 Анализ конкурентной среды и конкурентных преимуществ предприятия 36
2.3. Оценка эффективности управления конкурентоспособностью 43
ООО «Связьстрой» 43
Глава 3. Совершенствование управления конкурентоспособностью 52
ООО «Связьстрой» 52
3.1 Пути повышения уровня конкурентоспособности ООО «Связьстрой» 52
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 57
Заключение 60
Список литературы 62
Приложения 67
Цель данной выпускной квалификационной работы – оценить уровень конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Связьстрой» и предложить пути её повышения.
Исходя из целей выпускной квалификационной работы требуется решить следующие задачи:
- изучить понятие конкурентоспособности и факторы, влияющие на её состояние;
- рассмотреть методы оценки конкурентоспособности;
- рассчитать анализ конкурентоспособности;
- проанализировать пути повышения уровня конкурентоспособности.
Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Связьстрой».
Предметом конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Связьстрой».
Теоретической и методологической основой исследования послужили научные исследования известных экономистов, в трудах которых подобным образом рассматриваются процессы развития мировой экономики – это П. Хейне, К.Р. Макконелл, М. Портер, Й.А. Шумпетер, Ф. Найт, С.Л. Брю и другие.
Данная выпускная квалификационная работа объемов 75 страниц, состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
При выполнении работы будут использоваться следующие методы:
- анализ литературы;
- анализ интернет - источников;
- первичные документы ООО «Связьстрой»;
- прогнозирование.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Причины низкой конкурентоспособности Российских фирм кореняется еще в командной экономике, в которой не было внутренней конкуренции и, соответственно, перед предприятиями не стояла проблема сохранения и повышения своей конкурентоспособности. Реформирование российской экономики в 1990-е гг. не способствовало росту конкурентоспособности бизнеса. Российские фирмы оказались в неравных условиях конкурентной борьбы с опытными рыночными игроками.
Рыночный механизм немыслим без конкуренции. Потому в процессе формирования рыночных отношений в России одной из важнейших проблем становится обеспечение конкурентоспособности фирм. Конкурентоспособность фирмы - это сохранение или увеличение доходов и капитала.
К числу важнейших факторов, позволяющих фирмам быть конкурентоспособными, относятся: новые технологии, производственные факторы, факторы маркетинга, новые, или изменившиеся запросы потребителей, факторы менеджмента.
Конкурентность фирмы – это не раз и навсегда приобретенное качество, оно привязано к временным условиям и обусловлено конкретными причинами. Конкурентоспособность фирмы, в отличие от конкурентных преимуществ, испытывает на себе сильное влияние стратегических и тактических изменений на рынке, не связанных с деятельностью предприятия (изменения спроса, демографические сдвиги, природные явления и т.д.). Поэтому конкурентоспособность предполагает умелое маневрирование в рыночном пространстве, во времени и максимальный учет требований и возможностей конкретных групп покупателей.
На данный момент конкурентоспособность страны и фирм определяется главным образом интенсивностью применений инноваций. Инновационная деятельность предприятий влияет на конкурентоспособность бизнеса, способствуя повышению качества продукции, позволяя расширять номенклатуру и обновлять ассортимент продукции, а так же, снижая издержки производства продукции.
Конкурентоспособность фирмы может быть только оценена путем объемов продаж, динамики прибыли, увеличения коэффициента использования производственных мощностей хозяйственных субъектов, роста заказов на продукцию.
Поскольку эффективность бизнеса не всегда означает его конкурентоспособность, в качестве измерителя последней следует применять рыночный индикатор конкурентоспособности.
В данной выпускной квалификационной работе рассматриваются теоретические аспекты конкурентоспособности, понятие и сущность конкурентоспособности товара и организации, приводятся факторы и критерии влияющие на конкурентоспособность предприятия, приводятся и раскрываются методики оценки конкурентоспособности фирмы.
Организация ООО «Связьстрой» имеет устойчивое положение на рынке среди компаний с оптовыми продажами, его конкурентоспособность занимает среднею позицию способствующею расти и развиваться.
Таким образом, представленные цели данной выпускной квалификационной работы – оценить уровень конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Связьстрой» и предложить пути её повышения – достигнуты, задачи – выполнены.
1. Алексейчева Е. Ю. Экономика организации (предприятия): Учебник для бакалавров / Е. Ю. Алексейчева, М. Д. Магомедов, И. Б. Костин. – 5е изд., стер. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2021. – 290 с.
2. Авдокушин Е. Ф. Новая экономика: теория и практика / Е. Ф. Авдокушин. – М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М. – 2018. – 368 с.
3. Асаул А. Н. Формирование конкурентного преимущества субъектов предпринимательства в строительстве / А. Н. Асаул, Ш. М. Мамедов, Е. И. Рыбнов, Н. В. Чепаченко; под ред. заслуженного деятеля науки РФ, д-ра экон. наук, профессора А. Н. Асаула. – СПб.: АНО «ИПЭВ», 2018 г. – 240 с.
4. Борисов Е.Ф. Основы экономики, 7-е издание / г. Москва, Юрайт 2019 – С. 92-121
5. Басовский Л. Е. Экономический анализ (Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности): Учебное пособие / Л.Е. Басовский, А.М. Лунева, Е.Н. Басовская и др. - М.: Инфра-М, 2018. - 479 c.
6. Бабич Т. Н. Планирование на предприятии: Учебник / Т.Н. Бабич, Ю.В. Вертакова. - М.: КноРус, 2018. - 799 c.
7. Веснин Р. В. Стратегическое управление: учебник / В. Р. Веснин. – Москва: Проспект, 2018. – 327 с.
8. Владиславлев Д.Н. Энциклопедия банковского маркетинга и менеджмента / Ось-89 – С.20
9. Воронова, Е.Ю. Управленческий учет: Учебник для бакалавров / Е.Ю. Воронова. - М.: Юрайт, 2018. - 551 c.
10. Виханский О.С. Стратегическое управление / О.С. Виханский. – М.: МГУ. - 2019. – С.237
11. Веселков С. Н. Стратегический менеджмент. Успешное управление бизнесом в России: Учебно-практическое пособие / С.Н. Веселков, Ю.А. Цыпкин. - М.: Юнити, 2019. - 606 c.
12. Генри Минцеберг. Практика Менеджмента: учебник – Питер, 2017. - С. 15-31
13. Градов С.И. Риск и выбор стратегии в предпринимательстве / С.И. Грдов. – М.: МСХЛ. – 2017. – С. 329
14. Егоров А. Конкуренция и конкурентоспособность предприятий в 2018-2019 годах. Российский экономический барометр (квартальный), 2019, № 3(75), сс. 3-14.
15. Ионов В.М. Технологии обработки денежной наличности. Бизнес-энциклопедия / Синергия, 2019 - С. 134-195
16. Иванова Л.А. Маркетинговые исследования: практика проведения анализа конкурентоспособности организации / Л.А. Иванова // Современное общество и власть. – 2019. — № 7. – С. 67-69
17. Коргова М. А. Менеджмент. Управление организацией. - М.: Юрайт. 2019. 198 с.
18. Кондратьева И. В. Экономика предприятия: Учебное пособие для вузов / И. В. Кондратьева. – 2-е изд., стереотип. – Санкт-Петербург: Издательство «Лань», 2021. – 232 с.
19. Михалкина Е. В. Мотивация, стимулирование и оплата труда: учебник / Е. В. Михалкина, Л. С. Скачкова, Е. П. Костенко [и др.]; под общ. ред. Е. В. Михалкиной; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2019. – 337 с.
20. Камаев В.Д. Ильчиков М.З., Борисовская Т.А., Экономическая теория. Краткий курс. Учебник / КноРус, 2019 – С.30-52
21. Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года (одобрена распоряжением Правитель¬ства Российской Федерации от 02.09.2003 г № 1265-р) [Электрон¬ный ресурс] / Министерство сельского хозяйства РФ: официальный интернет-портал. - URL: http://www.mcx.ru/documents/document/ show/6409.191.htm (дата обращения 14.01.2022).
22. Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент / А.Н. Люкшин. – М.: МГУ. – ЮНИТИ-ДАНА. – 2017. – С. 323
23. Немогай Н. В. Конкурентоспособность предприятия: учебник / Н. В. Немогай, Н. В. Бонцевич. – Минск: Республиканский институт высшей школы, 2019. – 522 с.
24. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: Указ №120 [Принят Президентом Российской Федерации 30.01.2010 г.]: [Электронный ресурс]: Консультант: [Электронная правовая система]. – М. Режим доступа: (22.01.2022), свободный.
25. Пелиха А.С. Экономика предприятия/ Ростов-на-Дону, Феникс, 2018 – С. 53-75
26. Рыжикова Т.Н., Анализ деятельности конкурентов / Инфра, 2017 С. 2019-230
27. Реброва, Н. П. Стратегический маркетинг: учебник и практикум для вузов / Н. П. Реброва. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 186 с.
28. Ружанская Л. С. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Л. С. Ружанская, Е. А. Якимова, Д. А. Зубакина; [под общ. ред. д-ра экон. наук Л. С. Ружанской]; Мин-во науки и высш. образования РФ. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 112 с.
29. Сидоров М. Н. Стратегический менеджмент: учебник для вузов / М. Н. Сидоров. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 158 с.
30. Савицкая, Г.В. Экономический анализ: учебник для студентов вузов / Г. В. Савицкая. - 14-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2019. – С. 649
31. Старцев П.В. Анализ подходов к сущности понятий «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентное преимущество» // Российское предпринимательство. – 2019. – Том 15. – № 16. – с. 4-15.
32. Соколинский В.М., Грязнова А.Г Экономическая теория. Учебное пособие для бакалавриата / КноРус, 2018 – С. 80
33. Сидова С.А. К вопросу о повышении конкурентоспособности промышленных предприятий / С.А. Сидова // ХГУ имени ак.Б.Гафурова. – 2019. – С. 163-167
34. Савицкая Г. В. Анализ эффективности предприятия. Методические аспекты. – М.: Новое знание, 2019.
35. Саакян В. А. Сущность и типология стратегий предприятий // Молодой ученый. - 2018. - № 15. - С. 415-419.
36. Тебекин А. В. Стратегическое управление персоналом. М.: КноРус, 2020, с. 283.
37. Троенко В. О. Разработка стратегии развития организации / В. О. Троенко // Молодой ученый. – 2019. – № 41 (279). – С. 204-207.
38. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент: учебник / Р.А. Фатхутдинов. – 2-е изд., доп. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел- Синтез», 2019. – 416 с.
39. Фролов Ю. В. Стратегический менеджмент. Формирование стратегии и проектирование бизнес-процессов: учебное пособие для вузов / Ю. В. Фролов, Р. В. Серышев; под редакцией Ю. В. Фролова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 154 с.
40. Царев В. В., Кантарович А. А., Черныш В. В. Оценка конкурентоспособности предприятий. Теория и методология: учебное пособие / Юнити-Дана 2020 – С.106-127
41. Экономика организации: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. А. Чалдаева [и др.]; под редакцией Л. А. Чалдаевой, А. В. Шарковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 344 с.
42. Югов Е. А. Современные проблемы оплаты труда и основные пути их решения / Е.А. Югов // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. - 2018. -№ 3-4. - С. 63-72.
43. Яркина, Н. Н. Экономика предприятия (организации) / Н. Н. Яркина. – Керчь: ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет», 2020. – 445 с.
44. Годовые отчеты деятельности / ООО «Связьстрой» – 2018, 2019,2020.
45. Уставные документы ООО «Связьстрой»