Проведен анализ деятельности Правительства Санкт-Петербурга за 2018-2020 годы.
Сделана оценка эффективности организации государственно-частного партнерства как инструмента инвестиционной активности.
Предложены мероприятия по совершенствованию государственно-частного партнерства, как инструмента инвестиционной активности Санкт-Петербурга.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА, КАК ИНСТРУМЕНТА ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ РЕГИОНА 6
1.1. Сущность, содержание и механизмы организации государственно-частного партнерства региона 6
1.2. Методологические аспекты проведения анализа эффективности организации государственно-частного партнерства, как инструмента повышения инвестиционной активности региона 12
1.3. Анализ международного опыта применения частно-государственного партнерства 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА, КАК ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 24
2.1. Общая характеристика деятельности Правительства Санкт-Петербурга 24
2.2. Оценка эффективности организации государственно-частного партнерства как инструмента инвестиционной активности Санкт-Петербурга 32
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА, КАК ИНСТРУМЕНТА ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 38
3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию государственно-частного партнерства, как инструмента инвестиционной активности 38
3.2. Оценка эффективности мероприятий по совершенствованию государственно-частного партнерства, как инструмента инвестиционной активности Санкт-Петербурга 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
Непрерывный процесс изменения роли административно-правовых механизмов в экономических процессах страны отражает процессы трансформации самого характера государственного участия в проектах с привлечением частных инвестиций. Также меняются методы применения властных полномочий. До определенного времени государство отвечало, прежде всего, за координацию работы и выступало буфером, сглаживая несовершенство рыночного механизма.
Реализация ряда крупных проектов в области социально-экономического развития страны тесным образом была связна с проблемами бюджетного дефицита и ограниченными финансовыми возможностями государства. Дополнительно к финансовым проблемам сегодня государству приходиться решать вопросы, связанные с растущими требованиями населения к качеству предоставляемых государством услуг и надежности объектов инфраструктуры.
С учетом таких социально-экономических вызовов необходимо искать новые формы модернизации инструментов управления, которые способны оказывать максимальный положительный эффект на экономику. При этом целесообразно использовать адаптированные подходы для существующих условий социально-экономического развития, которые могли бы эффективно заменять прямое регулирование.
В мировой практике механизмы государственного и частного партнерства используются для привлечения частных компаний с целью долгосрочного финансирования и управления объектами инфраструктуры и отраслями экономики. Выбор направления сотрудничества зависит от уровня социально-экономического развития и приоритетности задач определенной страны или региона.
Основной причиной партнерских отношений государства, муниципалитета и бизнеса является решение проблем в социальной и экономической сферах, обусловленных нехваткой бюджетных средств.
В зарубежных странах финансовые проекты ГЧП, как показал анализ, реализуются в различных сферах. В высокоразвитых странах наибольший удельный вес имеют социально ориентированные проекты. А в странах с низким уровнем социальной защиты, неразвитой инфраструктурой преимущественное внимание уделено проектам в сфере дорожного хозяйства, электроэнергетики и тому подобное. В то же время в последние годы даже в развитых странах доминируют инфраструктурные проекты.
В общем, мировая практика свидетельствует о четырех основных направления реализации проектов ГЧП: энергетика, телекоммуникации, транспорт, водоснабжение и водоотведение. В мировой практике партнерство государства, региональных властей, муниципалитета и предпринимательских структур является перспективным и продуктивным направлением реализации государственных функций. Наряду с тем его эффективность зависит от поставленных целей участниками партнерства, точности прогнозирования социально-экономических результатов, создания законодательных, институциональных, финансовых предпосылок такого сотрудничества. Основными задачами заключения контрактов между государством и бизнесом является развитие частной инициативы и системы внебюджетного финансирования, получения доступа к новому оборудованию или оказанию услуг для содействия государственным службам в выполнении их функций.
Основными проблемами развития ГЧП в РФ, как показал анализ, являются следующие:
- отсутствие нормативно-правовой базы регулирования отношений между субъектами ГЧП;
- наличие рисков при софинансировании проектов ГЧП и отсутствие надежной системы их страхования;
- неразвитость системы защиты прав частных инвесторов;
- низкий уровень осведомленности частного сектора о возможности участия в реализации инфраструктурных проектов на местах.
Установлено, что успешность проекта ГЧП зависит от оптимального соотношения ряда параметров: ожидаемой доходности для частного партнера при реализации проекта и как следствие срока, на который заключается соглашение; возможного уровня и применимых форм государственного участия в финансировании реализации проекта ГЧП; распределения рисков между сторонами; гарантий, которые должны быть предоставлены финансирующим организациям.
1. Федеральный Закон от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные Акты РФ ".
2. Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
3. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
4. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. №1514 "О порядке проведения уполномоченным органом оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества".
5. Приказ Минэкономразвития России от 30 ноября 2015 г. № 894 «Об утверждении Методики оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества».
Учебная литература
6. Бакланов А. О. Определение фактов, влияющих на результаты инновационной деятельности в промышленно развитых странах // Вестник ИНЖЭКОНА. - 2016. - Вып. 2(11). - С. 24-35
7. Бахуринский М. Сравнительный анализ правового регулирования процедуры выбора частного партнера на условиях ГЧП на примере Польши. Хозяйство и право, 2017. № 5. С. 81-85
8. Булавинец В. М. Роль государственно-частного партнерства в развитии современной местной инфраструктуры // Эффективная экономика, 2016. № 11. – С. 42
9. Ващенко Н. Сущность инноваций торгового предприятия // Теоретические и прикладные вопросы экономики. - 2017. - № 1 (28). - С. 369-381
10. Государственно-частное партнёрство в России 2016-2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов // Исследование, 2017. – 128 с.
11. Джамалудинова М. Юн., Борисова Ю. А. Государственная поддержка развития социального предпринимательства в России // РППЭ. 2018. №12 С. 12-15
12. Докунина К. И. Порядок формирования экономического механизма энергосбережения на предприятиях ЖКХ. Проблемы системного подхода в экономике: сб. науч. тр, 2017. С. 72-78
13. Дудин М.Н., Лясников Н.В. Современное российское предпринимательство. Роль малого и среднего предпринимательства в экономике страны // Креативная экономика. - 2017. - № 5 (17). - С. 83-90
14. Захарина А.В., Симоненко Л.И., Сайкевич М.И. Публично-частное партнерство как механизм развития инфраструктуры региона. Государственное управление: совершенствование и развитие. 2018. - № 2. - С. 31-37
15. Инновации и экономический рост / Отв. ред. К. Микульский. - М.: Наука, 2016. – 580 с.
16. Исследование «Развитие государственно-частного партнерства в России в 2015–2016 годах. Рейтинг регионов по уровню развития ГЧП» / Ассоциация «Центр развития ГЧП», Министерство экономического развития Российской Федерации. – М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016. 210 с.
17. Исследование «Инвестиции в инфраструктуру 2016+. Вступая в новую реальность» / Первая инфраструктурная компания «INFRAONE», 2016. - 64 с.
18. Кальницкая, И.В., Жакупов А.А. Информационное наполнение анализа эффективности деятельности организации//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2020. - № 8 (55). - С. 34-42
19. Компаниец В.В., Дейч М. Е. Факторы формирования и стимулирования социально ответственного поведения личности, бизнеса, общества, государства. Вестник экономической науки. - 2018. - № 2 (24). - С. 30-36
20. Концессионное соглашение: правовая природа, сфера применения, порядок заключения и исполнения. Руководство для практикующих юристов, государственных и муниципальных служащих / Под общей ред. Ю.Е.Туктарова, С.В. Дубинчиной. – М.: Статус, 2016. – 319 с.
21. Косякова И.В., Чебыкина М.В., Шаталова Т.Н. Перспективы государственно-частного партнерства в инновационной сфере // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. - № 1-2. - С. 164-166.
22. Кошулько А. П. Взаимосвязь человеческого и интеллектуального капиталов и их значение для экономического подъема предприятий / Кошулько А. П., Сладкий С. В. // Экономика. Финансы. Право. - 2018. - № 11. - С. 6-9
23. Курбанов С. А., Хамурадов М. А. Риски и их роль в государственно-частном партнерстве. Политика, экономика и социальная сфера: проблемы взаимодействия. 2016. - № 8. - С. 16-22
24. Мартыненко В. Ф. Современная парадигма государственного управления общественным развитием // Актуальные проблемы государственного управления, педагогики и психологии. - Сб. науч. работ, 2016. - № 1. – С. 29-47
25. Мацкуляк И.Д. Экономика: научные статьи. Изд. 2-е доп. и перераб. Изд-во РАГС, 2016. - 239 с.
26. Моргунов Е. В. Национальная (государственная) ин-новационная система: сущность и содержание // Собственность и рынок. - 2017. - № 7. - С. 10-19
27. Нижник А. А. Анализ подходов к дефиниции термина «государственно-частное партнерство». Экономика и управления на транспорте, 2018. Вып. 5. - С. 59 - 68
28. Новик А.А. Правовое регулирование пассажирских перевозок городским транспортом общего пользования / А.А. Новик // Транспортное право. – 2017. – №1. – С.41-44
29. Новоселова М.А. Сущность и проблемы развития государственно-частного партнерства // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2017. – Т. 14. – № 2-1. – С. 265-277
30. Пикулькин А.В. Система государственного управления: учебник для вузов / А.В. Пикулькин.– 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2016. – 543 с.
31. Пйонтко Н. Б. Государственно-частное партнерство в системе инструментов выравнивания регионального развития. Научные работы НИФИ, 2018. - Вып. 1. - С.43- 58
32. Плахова Е. Н. Социальное предпринимательство, как фактор развития гражданского общества. Современные общественные проблемы в измерении социологии управления: Сборник научных трудов. ДГУ. Том Х Сер. Социология. Д., 2019. - С.55-62
33. Попович Д.В. Концессия как форма государственно-частного партнерства: сущность, преимущества и недостатки применения. Экономика: реалии времени. 2017. - № 1 (17). - С. 49 - 55
34. Посель И. Российские предприятия и возможности ведения эффективного хозяйства//Вопросы экономики – 2016. – № 6.- С.8-10
35. Презентация "Конкурентные процедуры как основа выбора партнера. Анализ и сравнение тендерных процедур по законодательству о госзакупках и ГЧП, судебная и правоприменительная практика", И. Митина, АБ «Качкин и Партнеры», 03.09.2017 г. (Библиотека «ГЧП-Института») – 27 с.
36. Приоритеты национального экономического развития в контексте глобализационных вызовов : монография : в 2 ч. – Ч. 1 [монография] / под ред. В.М. Гаева, А.А. Мазараки. – М. : МНЭТУ, 2017. – 420 с.
37. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления : учеб. пособие для вузов / О.М. Рой .– М/ О.М. Рой .– М.: Питер, 2016.– 336с.
38. Терон И. В. Интеллектуальный капитал как основной источник богатства в постиндустриальном обществе / Терон И. В. // Формирование рыночных отношений. - 2017. - № 7. - С. 90-94
39. Торговля, коммерция, предпринимательство: сборник научных трудов.- ЛКАя, 2017. - Вып. 12. – 187 с.
40. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. - СПб.: Питер, 2016. - С.8-10
41. Хулукшинов Д.Е. Проблемы развития государственно-частного партнёрства в социальной сфере в экономике России (на примере здравоохранения) // Проблемы современной экономики. 2017. №26.- С. 78-84
Источники на иностранных языках
42. Branko Milanovic, Global inequality: A new approach for the age of globalization, Harvard University Press, 2016. – р. 6
43. Diminishing returns: Why investors may need to lower their expectations, McKinsey Global Institute, May 2016. p. 71
44. McKinsey Global Institute analysis // Poorer than their parents? Flat or falling incomes in advanced economies, 2016. p. 24
45. The productivity-inclusiveness nexus, OECD, June 2016. p. 61
Источники в интернете, официальные сайты
46. Библиотека «ГЧП-Института» [Электронный ресурс] // Режим доступа http://p3institute.ru/biblioteka/
47. Главная Ассоциация Центра развития государственно-частного партнёрства [Электронный ресурс] // Режим доступа http://pppcenter.ru/
48. Государственно-частное партнёрство в инфраструктуре [Электронный ресурс] // Режим доступа http://ppi.worldbank.org/
49. Европейский инвестиционный банк [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.eib.org/
50. Электронная версия журнала «ГЧП Журнал» [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.pppjournal.ru/