Международно-правовая и внутригосударственная защита персональных данных человека
|
Введение 3
1. Понятие и сущность персональных данных человека 10
1.1. Понятие института защиты персональных данных человека 10
1.2. Право на защиту персональных данных как неотъемлемая часть
фундаментальных прав человека 16
2. Международно-правовая защита персональных данных человека 21
2.1. Универсальные и региональные акты в сфере защиты
персональных данных человека 21
2.2. Международные механизмы защиты персональных данных
человека 30
3. Внутригосударственная защита персональных данных человека 43
3.1. Национальное законодательство в сфере защиты персональных
данных человека 43
3.2. Национальные механизмы защиты персональных данных 49
3.3 Проблемы взаимодействия норм международного и внутри-государственного права по защите персональных данных человека 61
Заключение 66
Список используемых нормативно-правовых актов, материалов судебной
практики и специальной литературы
1. Понятие и сущность персональных данных человека 10
1.1. Понятие института защиты персональных данных человека 10
1.2. Право на защиту персональных данных как неотъемлемая часть
фундаментальных прав человека 16
2. Международно-правовая защита персональных данных человека 21
2.1. Универсальные и региональные акты в сфере защиты
персональных данных человека 21
2.2. Международные механизмы защиты персональных данных
человека 30
3. Внутригосударственная защита персональных данных человека 43
3.1. Национальное законодательство в сфере защиты персональных
данных человека 43
3.2. Национальные механизмы защиты персональных данных 49
3.3 Проблемы взаимодействия норм международного и внутри-государственного права по защите персональных данных человека 61
Заключение 66
Список используемых нормативно-правовых актов, материалов судебной
практики и специальной литературы
Информация - неотъемлемая часть жизни любого человека. В современном обществе стремительно растет значение информации, так как наша жизнь теснейшим образом связана с получением, переработкой и обменом информацией из окружающего мира. Современное гражданские общество постепенно превращается из информированного в информационное, поэтому информация приобретает глобальный характер. В условиях построения правового государства информация, становится важнейшим ресурсом общества, приобретает все большее значение и требует гражданско-правовой защиты.
В настоящее время возросла роль информации и информационных технологий, открывающих новые возможности для граждан к доступу информации, обмену знаниями. Однако, появились новые угрозы, исходящие от граждан, использующих новые возможности и преимущества информационного общества и осуществляющие незаконную деятельность, нарушая безопасность и естественные права и свободы граждан.
Актуальность и значимость выбранной темы опосредована тем, что институт защиты персональных данных сегодня уже не является той категорией, которую можно регулировать только национальным правом. Важнейшей особенностью современных автоматизированных
информационных систем является «наднациональность» многих из них, «выход» их за пределы границ государств, развитие общедоступных мировых информационных сетей, таких, как Интернет, формирование единого информационного пространства в рамках таких международных структур. Создаются международные банки данных, в связи с чем персональные данные граждан, а также их право на невмешательство в частную жизнь оказываются под угрозой, в связи с этим возникают проблемы с урегулированием таких вопросов, как, например, трансграничная передача персональных данных. Именно совокупность данных
обстоятельств определяет выбор темы исследования, ее актуальность и
значимость, как с теоретических позиций, так и с точки зрения необходимости взаимодействия норм как международного, так и внутригосударственного права различных стран по защите персональных данных граждан.
Актуальность и злободневность темы исследования позволяют определить цель работы - проанализировать механизмы защиты персональных данных на международном и национальным уровнях, сформировать комплексную концепцию взаимодействия норм международного права с нормами внутригосударственного права нашей страны в области защиты персональных данных.
Данная цель достигается решением следующих задач:
1) анализ понятия «персональные данные» в контексте международного и внутригосударственного права Российской Федерации, установление общих юридически значимых признаков сведений, охватываемых данным понятием;
2) выявление информационных прав человека, требующих защиты при регулировании персональных данных;
3) изучение института защиты персональных данных: сущность и этапы становления;
4) анализ международного законодательного, правоприменительного и судебного опыта в сфере защиты персональных данных;
5) анализ национальной нормативно-правовой базы, регулирующей правовые основы защиты персональных данных;
6) выявление существующих механизмов по защите персональных данных в международном правовом пространстве, а также в рамках национального права;
7) анализ применения зарубежного правового опыта при защите персональных данных в Российской Федерации.
8) выявление правовых коллизий и пробелов в национальном законодательстве по поводу регулирования отношений, связанных с защитой персональных данных.
Объектом исследования являются, прежде всего, информационные права человека, требующие защиты в рамках регулирования отношений, связанных с пользованием, хранением, распространением персональных данных человека как на международном уровне, так и национальном. В работе исследуются следующие вопросы, образующие предмет исследования: правовое определение понятия «персональные данные», «информационные права человека», нормативно-правовое регулирование области защиты персональных данных, основные механизмы защиты информационных прав человека в рамках регулирования международно-правовых отношений, связанных с персональными данными.
Методологическую основу исследования составляет комплекс следующих методов: общенаучные методы (индукция, дедукция, анализ, синтез, метод комплекстого подхода и др.) и специальные научные методы (историко-правовой, системный, логический, формально-юридический, сравнительно-правовой).
Проблемы защиты прав личности, взаимодействия международного и внутригосударственнoго права дoстаточно ширoко исследуются как в общей теории права, так и в науке международного права. Вместе с тем, нужно отметить тот факт, что научная разработанность выбранной темы диссертационного исследования носит фрагментарный характер и состоит в основном из трудов зарубежных ученых в ебласти информационной открытости, доступа к информации и защите персональных данных: P. Airons, U. Barton, R.M. Chepov, G.Willner, W. Wiewiorowski, M. Prelesnik, Z.Petrovic, J. Sziklay, S. Bozianu, G. Busia, V. Tselkov, A.Tomsic, A. Zawita- Niedzwiecka.
Защите прав человека уделено внимание в трудах известных отечественных ученых в области гражданского, информационного, трудового, международного частного права: А.Х Абашидзе, И.С. Ашманова, Н.Г. Беляева, В.В. Гаврилова, А.А. Жарова, В.А. Карташкина, А. Климчика, Ю.Е. Контемиров, М.А. Лихачева, Б. Н. Мамедов, JI.X. Мингазова, А.Я. Островского, И.И. Салихова, Ю.В. Самовича, А. В. Соколова, Г.В. Солдатовой, Ю.И. Стецовского, C.B. Черниченко, A. А. Чертова.
Нормативную основу диссертации составили международно-правовые и иные документы - международные соглашения, акты международных организаций, решения международных судебных органов, а также национально-правовые акты - отечественные и зарубежные, статистические данные правозащитных организаций.
Научная новизна диссертационного исследования определяется поставленными в нем целью и задачами, выбранным подходом автора к разработке, недостаточно изученной в международной и отечественной науке права темы, сосредоточением внимания на наиболее важных и актуальных вопросах. В диссертации на основе комплексного научного исследования определены особенности международно-правовой защиты персональных данных человека в условиях стремительной глобализации.
Автор, опираясь на работы видных юристов-международников, занимающихся проблемами защиты прав граждан от нарушений в области персональных данных, гарантированных многочисленными универсальными международными актами, развивает идеи взаимного сотрудничества и имплементации норм международного права в право национальное.
Научная новизна данной работы состоит также в сравнительном исследовании механизмов, моделей и способов защиты персональных данных граждан разных стран, рассмотрении правового явления «больше персональные данные» в рамках существующей нереугулированности данного правового явления, а также в проведении комплексного сравнительного анализа практики применения норм, направленных на защиту персональных данных стран ЕС, отдельных механизмов США, Канады и РФ.
Практическая значимость результатов диссертационного исследования определяется приобретающей всю большую актуальность необходимость по защите прав граждан в области персональных данных ввиду стремительного развития информационных отношений: распространения информации в СМИ, хранения личных данных при регистрации в социальных сетях на серверах, осуществления платежных операций.
Общие теоретические выводы, полученные в результате проведенного исследования, могут быть использованы российским законодателем при внесении изменений и уточнений в национальные законы о персональных данных или послужить основанием для уточняющих статей. Кроме того, полученные результаты и выводы могут также явиться предпосылками для разработки мeждународных актов и нормативных документов мeждународными институтами, действующими в рамках мeждународного пространства.
Проведённое исследование позволяет сформулировать и вынести на защиту следующие положения:
1) Автором представлен самостоятельный подход к пониманию категории сведений, относимых к конфиденциальной информации о гражданах (персональным данным). Формирование данного подхода является одним из ключевых моментов в создании правовой основы, обеспечивающей защиту персональных данных. Это следует из того, что отечественный правоприменитель, не сталкивавшийся ранее с категорией «персональные данные» и не обладая вековой традицией формирования и реализации законодательства через призму обеспечения прав и свобод человека и гражданина, не может обеспечить комплексную защиту персональных данных, исходя только лишь из абстрактных определений.
2) Отсутствие единого универсального определения «персональных данных» человека порождает определенные сложности при непосредственном правоприменении норм права на практике, в частности в процессе защиты прав субъектов персональных данных. Законодательство не содержит определяющие признаки персональных данных, посредством которых можно отличить персональные данные от любой иной информации конфиденциального характера. Автором предлагается следующее определение сущности персональных данных: Персональные данные человека - неотъемлемая и неотчуждаемая информация лично - конфиденциального характера, которая позволяет прямо или косвенно идентифицировать физическое лицо и попадает под область защиты неприкосновенности частной жизни, раскрытие которой производится с согласия такого физического лица и регулируется строго в соответствии с внутригосударственными нормами права с обязательным применением международного опыта регулирования.
3) Обоснование положения о том, что нормы, касающиеся вопросов регулирования конфиденциальной информацией персонального характера, не систематизированы и содержатся только в нескольких федеральных законах. Однако их наличие не решает тех проблем, которые возникают на сегодняшний день в рассматриваемой сфере, так как нормы носят общий, декларативный характер, в связи с чем подлежат дальнейшему развитию и конкретизации.
4) На основании существующих норм направленных на защиту персональных данных, автором доказано, что право на защиту данных о субъекте можно рассматривать как фундаментальное право, которое содержится во всех универсальных источниках международного права, в том числе «Всеобщей декларации прав человека», «Международном пакте о гражданских и политических правах» и иных.
5) Существование института персональных данных связано с
развитием институтов гражданского общества, а эффективные меры правового регулирования - с уровнем разработанности
внутригосударственной нормативно-правовой базы данной области.
6) Автором проанализированы различные механизмы защиты персональных данных как Российской Федерации, так и отдельных зарубежных государств, на основании чего выявлены некоторые проблемы и данной области, а также представлены сферы, которые требуют особого внимания и скорейшего урегулирования.
Апробация результатов проведенного исследования. Диссертация подготовлена на кафедре международного и европейского права Казанского Федерального Университета, где проведены ее обсуждение и рецензирование.
В настоящее время возросла роль информации и информационных технологий, открывающих новые возможности для граждан к доступу информации, обмену знаниями. Однако, появились новые угрозы, исходящие от граждан, использующих новые возможности и преимущества информационного общества и осуществляющие незаконную деятельность, нарушая безопасность и естественные права и свободы граждан.
Актуальность и значимость выбранной темы опосредована тем, что институт защиты персональных данных сегодня уже не является той категорией, которую можно регулировать только национальным правом. Важнейшей особенностью современных автоматизированных
информационных систем является «наднациональность» многих из них, «выход» их за пределы границ государств, развитие общедоступных мировых информационных сетей, таких, как Интернет, формирование единого информационного пространства в рамках таких международных структур. Создаются международные банки данных, в связи с чем персональные данные граждан, а также их право на невмешательство в частную жизнь оказываются под угрозой, в связи с этим возникают проблемы с урегулированием таких вопросов, как, например, трансграничная передача персональных данных. Именно совокупность данных
обстоятельств определяет выбор темы исследования, ее актуальность и
значимость, как с теоретических позиций, так и с точки зрения необходимости взаимодействия норм как международного, так и внутригосударственного права различных стран по защите персональных данных граждан.
Актуальность и злободневность темы исследования позволяют определить цель работы - проанализировать механизмы защиты персональных данных на международном и национальным уровнях, сформировать комплексную концепцию взаимодействия норм международного права с нормами внутригосударственного права нашей страны в области защиты персональных данных.
Данная цель достигается решением следующих задач:
1) анализ понятия «персональные данные» в контексте международного и внутригосударственного права Российской Федерации, установление общих юридически значимых признаков сведений, охватываемых данным понятием;
2) выявление информационных прав человека, требующих защиты при регулировании персональных данных;
3) изучение института защиты персональных данных: сущность и этапы становления;
4) анализ международного законодательного, правоприменительного и судебного опыта в сфере защиты персональных данных;
5) анализ национальной нормативно-правовой базы, регулирующей правовые основы защиты персональных данных;
6) выявление существующих механизмов по защите персональных данных в международном правовом пространстве, а также в рамках национального права;
7) анализ применения зарубежного правового опыта при защите персональных данных в Российской Федерации.
8) выявление правовых коллизий и пробелов в национальном законодательстве по поводу регулирования отношений, связанных с защитой персональных данных.
Объектом исследования являются, прежде всего, информационные права человека, требующие защиты в рамках регулирования отношений, связанных с пользованием, хранением, распространением персональных данных человека как на международном уровне, так и национальном. В работе исследуются следующие вопросы, образующие предмет исследования: правовое определение понятия «персональные данные», «информационные права человека», нормативно-правовое регулирование области защиты персональных данных, основные механизмы защиты информационных прав человека в рамках регулирования международно-правовых отношений, связанных с персональными данными.
Методологическую основу исследования составляет комплекс следующих методов: общенаучные методы (индукция, дедукция, анализ, синтез, метод комплекстого подхода и др.) и специальные научные методы (историко-правовой, системный, логический, формально-юридический, сравнительно-правовой).
Проблемы защиты прав личности, взаимодействия международного и внутригосударственнoго права дoстаточно ширoко исследуются как в общей теории права, так и в науке международного права. Вместе с тем, нужно отметить тот факт, что научная разработанность выбранной темы диссертационного исследования носит фрагментарный характер и состоит в основном из трудов зарубежных ученых в ебласти информационной открытости, доступа к информации и защите персональных данных: P. Airons, U. Barton, R.M. Chepov, G.Willner, W. Wiewiorowski, M. Prelesnik, Z.Petrovic, J. Sziklay, S. Bozianu, G. Busia, V. Tselkov, A.Tomsic, A. Zawita- Niedzwiecka.
Защите прав человека уделено внимание в трудах известных отечественных ученых в области гражданского, информационного, трудового, международного частного права: А.Х Абашидзе, И.С. Ашманова, Н.Г. Беляева, В.В. Гаврилова, А.А. Жарова, В.А. Карташкина, А. Климчика, Ю.Е. Контемиров, М.А. Лихачева, Б. Н. Мамедов, JI.X. Мингазова, А.Я. Островского, И.И. Салихова, Ю.В. Самовича, А. В. Соколова, Г.В. Солдатовой, Ю.И. Стецовского, C.B. Черниченко, A. А. Чертова.
Нормативную основу диссертации составили международно-правовые и иные документы - международные соглашения, акты международных организаций, решения международных судебных органов, а также национально-правовые акты - отечественные и зарубежные, статистические данные правозащитных организаций.
Научная новизна диссертационного исследования определяется поставленными в нем целью и задачами, выбранным подходом автора к разработке, недостаточно изученной в международной и отечественной науке права темы, сосредоточением внимания на наиболее важных и актуальных вопросах. В диссертации на основе комплексного научного исследования определены особенности международно-правовой защиты персональных данных человека в условиях стремительной глобализации.
Автор, опираясь на работы видных юристов-международников, занимающихся проблемами защиты прав граждан от нарушений в области персональных данных, гарантированных многочисленными универсальными международными актами, развивает идеи взаимного сотрудничества и имплементации норм международного права в право национальное.
Научная новизна данной работы состоит также в сравнительном исследовании механизмов, моделей и способов защиты персональных данных граждан разных стран, рассмотрении правового явления «больше персональные данные» в рамках существующей нереугулированности данного правового явления, а также в проведении комплексного сравнительного анализа практики применения норм, направленных на защиту персональных данных стран ЕС, отдельных механизмов США, Канады и РФ.
Практическая значимость результатов диссертационного исследования определяется приобретающей всю большую актуальность необходимость по защите прав граждан в области персональных данных ввиду стремительного развития информационных отношений: распространения информации в СМИ, хранения личных данных при регистрации в социальных сетях на серверах, осуществления платежных операций.
Общие теоретические выводы, полученные в результате проведенного исследования, могут быть использованы российским законодателем при внесении изменений и уточнений в национальные законы о персональных данных или послужить основанием для уточняющих статей. Кроме того, полученные результаты и выводы могут также явиться предпосылками для разработки мeждународных актов и нормативных документов мeждународными институтами, действующими в рамках мeждународного пространства.
Проведённое исследование позволяет сформулировать и вынести на защиту следующие положения:
1) Автором представлен самостоятельный подход к пониманию категории сведений, относимых к конфиденциальной информации о гражданах (персональным данным). Формирование данного подхода является одним из ключевых моментов в создании правовой основы, обеспечивающей защиту персональных данных. Это следует из того, что отечественный правоприменитель, не сталкивавшийся ранее с категорией «персональные данные» и не обладая вековой традицией формирования и реализации законодательства через призму обеспечения прав и свобод человека и гражданина, не может обеспечить комплексную защиту персональных данных, исходя только лишь из абстрактных определений.
2) Отсутствие единого универсального определения «персональных данных» человека порождает определенные сложности при непосредственном правоприменении норм права на практике, в частности в процессе защиты прав субъектов персональных данных. Законодательство не содержит определяющие признаки персональных данных, посредством которых можно отличить персональные данные от любой иной информации конфиденциального характера. Автором предлагается следующее определение сущности персональных данных: Персональные данные человека - неотъемлемая и неотчуждаемая информация лично - конфиденциального характера, которая позволяет прямо или косвенно идентифицировать физическое лицо и попадает под область защиты неприкосновенности частной жизни, раскрытие которой производится с согласия такого физического лица и регулируется строго в соответствии с внутригосударственными нормами права с обязательным применением международного опыта регулирования.
3) Обоснование положения о том, что нормы, касающиеся вопросов регулирования конфиденциальной информацией персонального характера, не систематизированы и содержатся только в нескольких федеральных законах. Однако их наличие не решает тех проблем, которые возникают на сегодняшний день в рассматриваемой сфере, так как нормы носят общий, декларативный характер, в связи с чем подлежат дальнейшему развитию и конкретизации.
4) На основании существующих норм направленных на защиту персональных данных, автором доказано, что право на защиту данных о субъекте можно рассматривать как фундаментальное право, которое содержится во всех универсальных источниках международного права, в том числе «Всеобщей декларации прав человека», «Международном пакте о гражданских и политических правах» и иных.
5) Существование института персональных данных связано с
развитием институтов гражданского общества, а эффективные меры правового регулирования - с уровнем разработанности
внутригосударственной нормативно-правовой базы данной области.
6) Автором проанализированы различные механизмы защиты персональных данных как Российской Федерации, так и отдельных зарубежных государств, на основании чего выявлены некоторые проблемы и данной области, а также представлены сферы, которые требуют особого внимания и скорейшего урегулирования.
Апробация результатов проведенного исследования. Диссертация подготовлена на кафедре международного и европейского права Казанского Федерального Университета, где проведены ее обсуждение и рецензирование.
Защиту информации следует рассматривать как систему мер по созданию, обеспечению или способствованию обеспечению создания оптимальных условий прохождения всех информационных процессов (хранения, обработки, распространения), связанных с этой информацией. Создание оптимальных условий - это соответствующее совершенствование не только самих информационных процессов, но и других процессов, связанных с производством и использованием информации, т.е. проведением работ по оптимизации окружающей информационной среды в соответствии с требованиями информационной безопасности.
Проведенное диссертационное исследование в соответствии с поставленными целями и задачами, позволило сделать ряд выводов и предложений теоретического и практического характера. Полученные в результате исследования выводы сводятся к следующему.
Отсутствие единого универсального определения «персональных данных» человека порождает определенные сложности при непосредственном правоприменении норм права на практике, в частности в процессе защиты прав субъектов персональных данных. Законодательство не содержит определяющие признаки персональных данных, посредством которых можно отличить персональные данные от любой иной информации конфиденциального характера.
Поэтому автор, проанализировав международные документы и существующие акты национального права, предлагает рассматривать понятие «персональные данные» как неотъемлемую и неотчуждаемую информацию лично-конфиденциального характера, которая позволяет прямо или косвенно идентифицировать физическое лицо и попадает под область защиты неприкосновенности частной жизни, раскрытие которой производится с согласия такого физического лица и регулируется строго в соответствии с внутригосударственными нормами права с обязательным применением международного опыта регулирования.
Кроме того, проблема защиты персональных данных связана со степенью развитости институтов гражданского общества. Несмотря на рост в настоящее время вопросы защиты персональных данных обсуждаются и прорабатываются сравнительно небольшой группой специалистов и правозащитных организаций, при этом граждане чаще всего не знают о наличии своих прав, их нарушениях и о том, как можно их защитить, что подтверждается статистическими данными, представленными
Уполномоченным по правам человека в РФ в своём ежегодном обзоре текущих проблем, связанных с защитой прав человека. Согласно данным, % от общего количество обращений в области защиты персональных данных приходится на разъяснение норм законодательства, что свидетельствует, с одной стороны, о правовой безграмотности населения, с другой стороны- о стремлении самостоятельно защитить свои права ввиду роста преступлений, связанных с персональными данными.
Нормативно-правовая база государств сильно разнится, в одних государствах только происходит становление института персональных данных, в других - звучат идеи международного сотрудничества в области обмена данными. Поскольку проблемы разработки надлежащей политики защиты данных в отдельных государствах являются остро актуальными, а так же учитывая oтсутствие единой мировой концепции в отношении защиты персональных данных, существенную рoль в разрешении нарастающих проблем данной области играют международные, региональные и национальные дискуссии.
Необходимо отметить, что в Российской Федерации отсутствует положение определяющего порядок осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных, то есть деятельность государственных органов до сих пор не урегулирована и не регламентирована. На мой взгляд, положения о регламентации деятельности контролирующих органов должны быть разработаны на первоначальном этапе создания механизма защиты персональных данных с целью детального регламентирования прав и обязанностей должностных лиц, предотвращения злоупотребления правом. Учитывая рост вынесенных протоколов (мер административного воздействия), а именно в 2016 году Роскомнадзором было составлено 6930 протоколов об административных правонарушениях, 24 мая 2017г. та федеральном портaле проектов нормативных правовых aктов выложен для обсуждения третий вариант постановления Правительства РФ «О порядке осуществления федерального
государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных». Безусловно, разработка акта такой направленности является огромным прорывом нашего законодательства в данной области, однако возникает вопрос о своевременности принятие данного постановления.
Государства как основные гаранты прав своих граждан должны защитить граждан от сбора их данных, ввести стандарты на хранение и сбор пермсанальных данных, предусмотреть более детальный механизм трансграничной передачи данные, а также добиться использования внутригосударственных средств защиты данных в каналах их передачи, решить проблему иностранных сертификатов шифрования.
В связи с этим для дальнейшего развития информационных технологий необходимо фундаментальное регулирование вопросов информационной безопасности.
Проведенное диссертационное исследование в соответствии с поставленными целями и задачами, позволило сделать ряд выводов и предложений теоретического и практического характера. Полученные в результате исследования выводы сводятся к следующему.
Отсутствие единого универсального определения «персональных данных» человека порождает определенные сложности при непосредственном правоприменении норм права на практике, в частности в процессе защиты прав субъектов персональных данных. Законодательство не содержит определяющие признаки персональных данных, посредством которых можно отличить персональные данные от любой иной информации конфиденциального характера.
Поэтому автор, проанализировав международные документы и существующие акты национального права, предлагает рассматривать понятие «персональные данные» как неотъемлемую и неотчуждаемую информацию лично-конфиденциального характера, которая позволяет прямо или косвенно идентифицировать физическое лицо и попадает под область защиты неприкосновенности частной жизни, раскрытие которой производится с согласия такого физического лица и регулируется строго в соответствии с внутригосударственными нормами права с обязательным применением международного опыта регулирования.
Кроме того, проблема защиты персональных данных связана со степенью развитости институтов гражданского общества. Несмотря на рост в настоящее время вопросы защиты персональных данных обсуждаются и прорабатываются сравнительно небольшой группой специалистов и правозащитных организаций, при этом граждане чаще всего не знают о наличии своих прав, их нарушениях и о том, как можно их защитить, что подтверждается статистическими данными, представленными
Уполномоченным по правам человека в РФ в своём ежегодном обзоре текущих проблем, связанных с защитой прав человека. Согласно данным, % от общего количество обращений в области защиты персональных данных приходится на разъяснение норм законодательства, что свидетельствует, с одной стороны, о правовой безграмотности населения, с другой стороны- о стремлении самостоятельно защитить свои права ввиду роста преступлений, связанных с персональными данными.
Нормативно-правовая база государств сильно разнится, в одних государствах только происходит становление института персональных данных, в других - звучат идеи международного сотрудничества в области обмена данными. Поскольку проблемы разработки надлежащей политики защиты данных в отдельных государствах являются остро актуальными, а так же учитывая oтсутствие единой мировой концепции в отношении защиты персональных данных, существенную рoль в разрешении нарастающих проблем данной области играют международные, региональные и национальные дискуссии.
Необходимо отметить, что в Российской Федерации отсутствует положение определяющего порядок осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных, то есть деятельность государственных органов до сих пор не урегулирована и не регламентирована. На мой взгляд, положения о регламентации деятельности контролирующих органов должны быть разработаны на первоначальном этапе создания механизма защиты персональных данных с целью детального регламентирования прав и обязанностей должностных лиц, предотвращения злоупотребления правом. Учитывая рост вынесенных протоколов (мер административного воздействия), а именно в 2016 году Роскомнадзором было составлено 6930 протоколов об административных правонарушениях, 24 мая 2017г. та федеральном портaле проектов нормативных правовых aктов выложен для обсуждения третий вариант постановления Правительства РФ «О порядке осуществления федерального
государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных». Безусловно, разработка акта такой направленности является огромным прорывом нашего законодательства в данной области, однако возникает вопрос о своевременности принятие данного постановления.
Государства как основные гаранты прав своих граждан должны защитить граждан от сбора их данных, ввести стандарты на хранение и сбор пермсанальных данных, предусмотреть более детальный механизм трансграничной передачи данные, а также добиться использования внутригосударственных средств защиты данных в каналах их передачи, решить проблему иностранных сертификатов шифрования.
В связи с этим для дальнейшего развития информационных технологий необходимо фундаментальное регулирование вопросов информационной безопасности.
Подобные работы
- Зашита персональных данных: регулирование России и Германии
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Персональные данные как предмет защиты конституционных прав граждан в Российской Федерации».
Главы к дипломным работам, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ ГОСУДАРСТВ БРИКС
Диссертация , юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2019 - МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Международно-правовой режим киберпространства: позиция США
Диссертация , юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Информационно-правовое обеспечение права на неприкосновенность частной жизни (Московский государственный юридический университет)
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ: проблемы и поиски их решения
Бакалаврская работа, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ЗАЩИТА КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2022 - ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Диссертация , юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2012



