Введение 3
1. Понятие и сущность персональных данных человека 10
1.1. Понятие института защиты персональных данных человека 10
1.2. Право на защиту персональных данных как неотъемлемая часть
фундаментальных прав человека 16
2. Международно-правовая защита персональных данных человека 21
2.1. Универсальные и региональные акты в сфере защиты
персональных данных человека 21
2.2. Международные механизмы защиты персональных данных
человека 30
3. Внутригосударственная защита персональных данных человека 43
3.1. Национальное законодательство в сфере защиты персональных
данных человека 43
3.2. Национальные механизмы защиты персональных данных 49
3.3 Проблемы взаимодействия норм международного и внутри-государственного права по защите персональных данных человека 61
Заключение 66
Список используемых нормативно-правовых актов, материалов судебной
практики и специальной литературы
Информация - неотъемлемая часть жизни любого человека. В современном обществе стремительно растет значение информации, так как наша жизнь теснейшим образом связана с получением, переработкой и обменом информацией из окружающего мира. Современное гражданские общество постепенно превращается из информированного в информационное, поэтому информация приобретает глобальный характер. В условиях построения правового государства информация, становится важнейшим ресурсом общества, приобретает все большее значение и требует гражданско-правовой защиты.
В настоящее время возросла роль информации и информационных технологий, открывающих новые возможности для граждан к доступу информации, обмену знаниями. Однако, появились новые угрозы, исходящие от граждан, использующих новые возможности и преимущества информационного общества и осуществляющие незаконную деятельность, нарушая безопасность и естественные права и свободы граждан.
Актуальность и значимость выбранной темы опосредована тем, что институт защиты персональных данных сегодня уже не является той категорией, которую можно регулировать только национальным правом. Важнейшей особенностью современных автоматизированных
информационных систем является «наднациональность» многих из них, «выход» их за пределы границ государств, развитие общедоступных мировых информационных сетей, таких, как Интернет, формирование единого информационного пространства в рамках таких международных структур. Создаются международные банки данных, в связи с чем персональные данные граждан, а также их право на невмешательство в частную жизнь оказываются под угрозой, в связи с этим возникают проблемы с урегулированием таких вопросов, как, например, трансграничная передача персональных данных. Именно совокупность данных
обстоятельств определяет выбор темы исследования, ее актуальность и
значимость, как с теоретических позиций, так и с точки зрения необходимости взаимодействия норм как международного, так и внутригосударственного права различных стран по защите персональных данных граждан.
Актуальность и злободневность темы исследования позволяют определить цель работы - проанализировать механизмы защиты персональных данных на международном и национальным уровнях, сформировать комплексную концепцию взаимодействия норм международного права с нормами внутригосударственного права нашей страны в области защиты персональных данных.
Данная цель достигается решением следующих задач:
1) анализ понятия «персональные данные» в контексте международного и внутригосударственного права Российской Федерации, установление общих юридически значимых признаков сведений, охватываемых данным понятием;
2) выявление информационных прав человека, требующих защиты при регулировании персональных данных;
3) изучение института защиты персональных данных: сущность и этапы становления;
4) анализ международного законодательного, правоприменительного и судебного опыта в сфере защиты персональных данных;
5) анализ национальной нормативно-правовой базы, регулирующей правовые основы защиты персональных данных;
6) выявление существующих механизмов по защите персональных данных в международном правовом пространстве, а также в рамках национального права;
7) анализ применения зарубежного правового опыта при защите персональных данных в Российской Федерации.
8) выявление правовых коллизий и пробелов в национальном законодательстве по поводу регулирования отношений, связанных с защитой персональных данных.
Объектом исследования являются, прежде всего, информационные права человека, требующие защиты в рамках регулирования отношений, связанных с пользованием, хранением, распространением персональных данных человека как на международном уровне, так и национальном. В работе исследуются следующие вопросы, образующие предмет исследования: правовое определение понятия «персональные данные», «информационные права человека», нормативно-правовое регулирование области защиты персональных данных, основные механизмы защиты информационных прав человека в рамках регулирования международно-правовых отношений, связанных с персональными данными.
Методологическую основу исследования составляет комплекс следующих методов: общенаучные методы (индукция, дедукция, анализ, синтез, метод комплекстого подхода и др.) и специальные научные методы (историко-правовой, системный, логический, формально-юридический, сравнительно-правовой).
Проблемы защиты прав личности, взаимодействия международного и внутригосударственнoго права дoстаточно ширoко исследуются как в общей теории права, так и в науке международного права. Вместе с тем, нужно отметить тот факт, что научная разработанность выбранной темы диссертационного исследования носит фрагментарный характер и состоит в основном из трудов зарубежных ученых в ебласти информационной открытости, доступа к информации и защите персональных данных: P. Airons, U. Barton, R.M. Chepov, G.Willner, W. Wiewiorowski, M. Prelesnik, Z.Petrovic, J. Sziklay, S. Bozianu, G. Busia, V. Tselkov, A.Tomsic, A. Zawita- Niedzwiecka.
Защите прав человека уделено внимание в трудах известных отечественных ученых в области гражданского, информационного, трудового, международного частного права: А.Х Абашидзе, И.С. Ашманова, Н.Г. Беляева, В.В. Гаврилова, А.А. Жарова, В.А. Карташкина, А. Климчика, Ю.Е. Контемиров, М.А. Лихачева, Б. Н. Мамедов, JI.X. Мингазова, А.Я. Островского, И.И. Салихова, Ю.В. Самовича, А. В. Соколова, Г.В. Солдатовой, Ю.И. Стецовского, C.B. Черниченко, A. А. Чертова.
Нормативную основу диссертации составили международно-правовые и иные документы - международные соглашения, акты международных организаций, решения международных судебных органов, а также национально-правовые акты - отечественные и зарубежные, статистические данные правозащитных организаций.
Научная новизна диссертационного исследования определяется поставленными в нем целью и задачами, выбранным подходом автора к разработке, недостаточно изученной в международной и отечественной науке права темы, сосредоточением внимания на наиболее важных и актуальных вопросах. В диссертации на основе комплексного научного исследования определены особенности международно-правовой защиты персональных данных человека в условиях стремительной глобализации.
Автор, опираясь на работы видных юристов-международников, занимающихся проблемами защиты прав граждан от нарушений в области персональных данных, гарантированных многочисленными универсальными международными актами, развивает идеи взаимного сотрудничества и имплементации норм международного права в право национальное.
Научная новизна данной работы состоит также в сравнительном исследовании механизмов, моделей и способов защиты персональных данных граждан разных стран, рассмотрении правового явления «больше персональные данные» в рамках существующей нереугулированности данного правового явления, а также в проведении комплексного сравнительного анализа практики применения норм, направленных на защиту персональных данных стран ЕС, отдельных механизмов США, Канады и РФ.
Практическая значимость результатов диссертационного исследования определяется приобретающей всю большую актуальность необходимость по защите прав граждан в области персональных данных ввиду стремительного развития информационных отношений: распространения информации в СМИ, хранения личных данных при регистрации в социальных сетях на серверах, осуществления платежных операций.
Общие теоретические выводы, полученные в результате проведенного исследования, могут быть использованы российским законодателем при внесении изменений и уточнений в национальные законы о персональных данных или послужить основанием для уточняющих статей. Кроме того, полученные результаты и выводы могут также явиться предпосылками для разработки мeждународных актов и нормативных документов мeждународными институтами, действующими в рамках мeждународного пространства.
Проведённое исследование позволяет сформулировать и вынести на защиту следующие положения:
1) Автором представлен самостоятельный подход к пониманию категории сведений, относимых к конфиденциальной информации о гражданах (персональным данным). Формирование данного подхода является одним из ключевых моментов в создании правовой основы, обеспечивающей защиту персональных данных. Это следует из того, что отечественный правоприменитель, не сталкивавшийся ранее с категорией «персональные данные» и не обладая вековой традицией формирования и реализации законодательства через призму обеспечения прав и свобод человека и гражданина, не может обеспечить комплексную защиту персональных данных, исходя только лишь из абстрактных определений.
2) Отсутствие единого универсального определения «персональных данных» человека порождает определенные сложности при непосредственном правоприменении норм права на практике, в частности в процессе защиты прав субъектов персональных данных. Законодательство не содержит определяющие признаки персональных данных, посредством которых можно отличить персональные данные от любой иной информации конфиденциального характера. Автором предлагается следующее определение сущности персональных данных: Персональные данные человека - неотъемлемая и неотчуждаемая информация лично - конфиденциального характера, которая позволяет прямо или косвенно идентифицировать физическое лицо и попадает под область защиты неприкосновенности частной жизни, раскрытие которой производится с согласия такого физического лица и регулируется строго в соответствии с внутригосударственными нормами права с обязательным применением международного опыта регулирования.
3) Обоснование положения о том, что нормы, касающиеся вопросов регулирования конфиденциальной информацией персонального характера, не систематизированы и содержатся только в нескольких федеральных законах. Однако их наличие не решает тех проблем, которые возникают на сегодняшний день в рассматриваемой сфере, так как нормы носят общий, декларативный характер, в связи с чем подлежат дальнейшему развитию и конкретизации.
4) На основании существующих норм направленных на защиту персональных данных, автором доказано, что право на защиту данных о субъекте можно рассматривать как фундаментальное право, которое содержится во всех универсальных источниках международного права, в том числе «Всеобщей декларации прав человека», «Международном пакте о гражданских и политических правах» и иных.
5) Существование института персональных данных связано с
развитием институтов гражданского общества, а эффективные меры правового регулирования - с уровнем разработанности
внутригосударственной нормативно-правовой базы данной области.
6) Автором проанализированы различные механизмы защиты персональных данных как Российской Федерации, так и отдельных зарубежных государств, на основании чего выявлены некоторые проблемы и данной области, а также представлены сферы, которые требуют особого внимания и скорейшего урегулирования.
Апробация результатов проведенного исследования. Диссертация подготовлена на кафедре международного и европейского права Казанского Федерального Университета, где проведены ее обсуждение и рецензирование.
Защиту информации следует рассматривать как систему мер по созданию, обеспечению или способствованию обеспечению создания оптимальных условий прохождения всех информационных процессов (хранения, обработки, распространения), связанных с этой информацией. Создание оптимальных условий - это соответствующее совершенствование не только самих информационных процессов, но и других процессов, связанных с производством и использованием информации, т.е. проведением работ по оптимизации окружающей информационной среды в соответствии с требованиями информационной безопасности.
Проведенное диссертационное исследование в соответствии с поставленными целями и задачами, позволило сделать ряд выводов и предложений теоретического и практического характера. Полученные в результате исследования выводы сводятся к следующему.
Отсутствие единого универсального определения «персональных данных» человека порождает определенные сложности при непосредственном правоприменении норм права на практике, в частности в процессе защиты прав субъектов персональных данных. Законодательство не содержит определяющие признаки персональных данных, посредством которых можно отличить персональные данные от любой иной информации конфиденциального характера.
Поэтому автор, проанализировав международные документы и существующие акты национального права, предлагает рассматривать понятие «персональные данные» как неотъемлемую и неотчуждаемую информацию лично-конфиденциального характера, которая позволяет прямо или косвенно идентифицировать физическое лицо и попадает под область защиты неприкосновенности частной жизни, раскрытие которой производится с согласия такого физического лица и регулируется строго в соответствии с внутригосударственными нормами права с обязательным применением международного опыта регулирования.
Кроме того, проблема защиты персональных данных связана со степенью развитости институтов гражданского общества. Несмотря на рост в настоящее время вопросы защиты персональных данных обсуждаются и прорабатываются сравнительно небольшой группой специалистов и правозащитных организаций, при этом граждане чаще всего не знают о наличии своих прав, их нарушениях и о том, как можно их защитить, что подтверждается статистическими данными, представленными
Уполномоченным по правам человека в РФ в своём ежегодном обзоре текущих проблем, связанных с защитой прав человека. Согласно данным, % от общего количество обращений в области защиты персональных данных приходится на разъяснение норм законодательства, что свидетельствует, с одной стороны, о правовой безграмотности населения, с другой стороны- о стремлении самостоятельно защитить свои права ввиду роста преступлений, связанных с персональными данными.
Нормативно-правовая база государств сильно разнится, в одних государствах только происходит становление института персональных данных, в других - звучат идеи международного сотрудничества в области обмена данными. Поскольку проблемы разработки надлежащей политики защиты данных в отдельных государствах являются остро актуальными, а так же учитывая oтсутствие единой мировой концепции в отношении защиты персональных данных, существенную рoль в разрешении нарастающих проблем данной области играют международные, региональные и национальные дискуссии.
Необходимо отметить, что в Российской Федерации отсутствует положение определяющего порядок осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных, то есть деятельность государственных органов до сих пор не урегулирована и не регламентирована. На мой взгляд, положения о регламентации деятельности контролирующих органов должны быть разработаны на первоначальном этапе создания механизма защиты персональных данных с целью детального регламентирования прав и обязанностей должностных лиц, предотвращения злоупотребления правом. Учитывая рост вынесенных протоколов (мер административного воздействия), а именно в 2016 году Роскомнадзором было составлено 6930 протоколов об административных правонарушениях, 24 мая 2017г. та федеральном портaле проектов нормативных правовых aктов выложен для обсуждения третий вариант постановления Правительства РФ «О порядке осуществления федерального
государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных». Безусловно, разработка акта такой направленности является огромным прорывом нашего законодательства в данной области, однако возникает вопрос о своевременности принятие данного постановления.
Государства как основные гаранты прав своих граждан должны защитить граждан от сбора их данных, ввести стандарты на хранение и сбор пермсанальных данных, предусмотреть более детальный механизм трансграничной передачи данные, а также добиться использования внутригосударственных средств защиты данных в каналах их передачи, решить проблему иностранных сертификатов шифрования.
В связи с этим для дальнейшего развития информационных технологий необходимо фундаментальное регулирование вопросов информационной безопасности.
1. Устав Организации Объединенных Наций 1945г.;
2. Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;
3. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;
4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.;
5. Декларация об использовании научно-технического прогресса в интересах мира и на благо человечества 1975 г.;
Внутригосударственные акты:
1. Конституция Г ермании 1990 г.;
2. Конституция Российской Федерации 1993 г.;
3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.;
4. Конвенция о защите физических лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера (Страсбург, 28 января 1981 г.);
5. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 24.11.2014) «О средствах массовой информации»;
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ;
7. Директива Европейского Союза № 95/46/ЕС «О защите данных»
1995г.;
8. Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» от
03.04.1995 г.;
9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от
26.01.1996 N 14-ФЗ;
10.Закон Великобритании о защите данных (The Data Protection Act) 1998г.;
11. Хартия Европейского Союза об основных правах 2000 г.;
12. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197- ФЗ - Глава 14 «Защита персональных данных работника»;
13. Директива Европейского Союза № 2002/58/ЕС «О приватности и
электронных коммуникациях 2002г.;
14. Договор, учреждающий Конституцию для Европы. EN Official Journal of the European Union С 310/41.16.12.2004г.;
15. Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 12.03.2014);
16. Федеральный закон от 19 декабря 2005 г. № 160-ФЗ «О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных»;
17. Федеральный закон от 27 июля 2006 № 149-ФЗ «Об информации,
информационных технологиях и о защите информации»;
18. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;
19. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О лицензировании отдельных видов деятельности";
20. Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2011 г. N 261- ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных "Федеральный закон от 30.12.2015 № 439-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях";
21. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 06.04.2015) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.05.2015);
22. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 242-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях»;
23. Указ Президента Российской Федерации от 06 марта 1997 № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»;
24. Постановление Правительства Российской Федерации от 03 ноября 1994 № 1233 «Об утверждении положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти»;
25. Распоряжение Президента Российской Федерации от 10 июля 2001 № 366-РП «О подписании Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных»;
26. Приказ ФСБ России от 09 февраля 2005 № 66 «Об утверждении
Положения о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации. Положение ПКЗ 2005)»;
27. Указ Президента Российской Федерации от 30 мая 2005 г. № 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела»;
28. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 августа
2007 № 1055-Р «О плане подготовки проектов нормативных актов,
необходимых для реализации Федерального закона «О персональных данных»;
29. Указ Президента Российской Федерации от 17 марта 2008 № 351 «О
мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно¬
телекоммуникационных сетей международного информационного обмена»;
30. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября
2008 № 687 «Об утверждении положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;
31. Постановление Правительства Российской Федерации от 06 июля 2008 № 512 «Об утверждении требований к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных»;
32. Постановление Правительства РФ от 4 марта 2010 г. N 125 "О перечне персональных данных, записываемых на электронные носители информации, содержащиеся в основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию";
33. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2012
года № 211 «Об утверждении перечня мер, направленных на
обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных
Федеральным законом "О персональных данных" и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами»;
34. Постановление Правительства Российской Федерации от 01 ноября
2012 № 1119«Об утверждении требований к защите персональных
данных при их обработке в информационных системах персональных данных»;
35. Приказ Роскомнадзора от 5 сентября 2013 г. № 996 «Об утверждении требований и методов по обезличиванию персональных данных»;
36. Приказ ФСТЭК России от 18 февраля 2013г. № 21 «Об утверждении положения о методах и способах защиты информации в информационных системах персональных данных»;
37. Распоряжение Губернатора Саратовской области от 28.12.2007 N 1109¬р «О реализации Федерального закона "О персональных данных».
Специальная литература:
1. Алексенцев А.И. «О составе защищаемой информации - Безопасность информационных технологий».-2003г.-№ 2 - 6с.
2. Бабкин С.А. «Право применимое к отношениям, возникающим при использовании сети Интернет: Основные проблемы» / С.А. Бабкин. Учебно-консультативный Центр «ЮрИнфоР», 2006. - с. 67.
3. Важорова М. А. «История возникновения и становления института персональных данных» [Текст] // Государство и право: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 185.
4. Вельдер И.А. «Система правовой защиты персональных данных в Европейском союзе»: Автореф. дис. канд. юрид.наук. Казань. 2006. с.27.
5. Винер Н. «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине». / Пер. с англ. И.В. Соловьева и Г.Н. Поварова / Под ред. Г.Н. Поварова. / 2-е издание 2009г. с. 236.
6. Всестороннее исследование проблемы киберпреступности и ответных мер со стороны государств-членов, международного сообщества и частного сектора // UNODC/CCPCJ/EG.4/2013/2. Дата обращения: 15.05.2017г.;
7. Гаврилина А.К., Чиканова Л.А. Трудовой договор. Комментарий к разделу III Трудового кодекса Российской Федерации (Серия "Полный постатейный комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. Комментарий, разъяснение, практика") (под общ. ред. профессора Ю.П. Орловского) - Юридическая фирма "Контракт", 2011 г.
8. Грунин О.А., «Экономическая безопасность организации»: Учебное пособие / О.А. Грунин, С.О. Грунин. СПб.: Питер, 2011. - 160 с.
9. Евпланов А. «Рунет: вне кризиса. Пользователи Интернета в России прирастут на треть» // Российская газета.19.04.2009.
10. Жинкин С. А. «Некоторые аспекты понятия эффективности норм права» //Правоведение. 2004. № 1. С. 191-196.43.3агородников С. Н., Шмелёв А. А. Организационное и правовое обеспечение информационной безопасности: Учебное пособие. М., 2005.
11. Казанцев С. Я. «Правовое обеспечение информационной
безопасности»: Учебное пособие. М. : ИЦ Академия, 2005. 240 с.
12. Касперская Н.Н.: Persistently Spearheading a Potential Leader in IT Security. — Журнал Insights Success», март 2017 года.
13. Кашкин С.Ю. «Право Европейского Союза» / С.Ю.Кашкин, Москва: Проспект, 2005, с. 19.
14. Кораблева М.С. «Защита гражданских прав: новые аспекты» [Текст] // Актуальные проблемы гражданского права / Под ред. Брагинского М.И. - М., Исследовательский центр частного права. Российская школа
частного права. 2006. - С. 85.
15. Лукашук И.И. «Международное право. Особенная часть»:
Учебник/И.И.Лукашук, Москва: «Бек», 2001, с.11-13
16. Лютов Н.Л. «Защита персональных данных: международные стандарты и внутреннее российское законодательство» - М.: «Трудовое право», № 8, 2010 г.
17. Матненко М.В. «Развитие третейского урегулирования разногласий в трудовых отношениях» // Трудовое право. 2009. N 11. С. 80 - 96.
18. Минбалеева А. В. «Вестник Южно-Уральского государственного университета». Серия: Право. 2013г. №5, C.-32.
19. Молчанов С. В, Нехайчик В. К. «Обеспечение конфиденциальности информации в России и некоторых зарубежных странах: сравнительно¬правовое исследование» // Право и политика. 2008. № 6. С. 1395-1400.
20. Мурзина Л. A. «Экономика будет прирастать Интернетом». — «ComputerWorld Россия», 28 декабря 2015 года.
21. Мухамедшин И.И. «Актуальные проблемы правовой защиты научно¬технического потенциала России». Хозяйство и право, № 9, 2003 г., стр.55
22. Наумов В.Б. «Право и Интернет: очерки теории и практики». / В.Б. Наумов. М.: Книжный дом «Университет», 2011г. - с. 432.
23. Руководящие принципы регламентации компьютеризированных
картотек, содержащих данные личного характера, приняты резолюцией 45/95 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 года. Доступно через: http://www1.umn.edu/humanrts/instree/Rq2grcpd.html. Дата обращения: 15.04.2017г.
24. данные личного характера, приняты резолюцией 45/95 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 года. Доступно через: http://www1.umn.edu/humanrts/instree/Rq2grcpd.html. Дата обращения: 15.04.2017г.
25. Салихов И.И. «Информация с ограниченным доступом как объект гражданских правоотношений» с.39.
26. Савинцева М.И. «Правовая защита персональной информации граждан в России» // Законодательство и практика масс-медиа. - 2006. - № 9.
27. Свердлык Г., Страунинг Э. «Способы самозащиты гражданских прав, их классификация» [Текст]. // Хозяйство и право. - 1999. - №1. - С.40.
28. Смолькова И. В. «Проблемы охраняемой законом тайны в уголовном процессе». М., 1998. 40 с.
29. Статья «Блокировку сайтов с информацией, направленной на
склонение подростков к суициду, предлагают ускорить» // Информационно-правовой портал «Гарант.ру».
www.garant.ru/news/1070992/#1х224У8у Дата обращения: 28.12.2016г.
30. Статья «Большая данность». Источник: Электронный центр
электронного государства от 09.11.2016 г.
31. Статья «Исследование Еврокомиссии: 90% европейцев не хотят раскрывать персональную информацию в Интернете». Источник Электронный центр электронного государства от 20.02.2015 г.
32. Статья «Количество пользователей Интернета в России» [Электрон. ресурс]. — Доступно из URL: http://www.bizhit.ru/index/users_count/0- 151. Дата обращения: 15.05.2017г.
33. Статья «В Минкомсвязи разработали новую концепцию безопасного развития интернета». Источник: Роскомсвобода от 17.04.2017 г.
34. Статья «Постановление по контролю и надзору за обработкой персональных данных: третья попытка». Источник: IKSMEDIA.RU: http://www.iksmedia.ru/blogs/post/5410135-Postanovlenie-po-kontrolyu-i- nadzor.html#ixzz4i5jNA6lV. Дата обращения: 24.05.2017г.;
35. Статья «Роскомнадзор опубликовал доклад о результатах надзорной
деятельности». Источник IKSMEDIA.RU.
http://www.iksmedia.ru/blogs/post/5400725-Roskomnadzor-opublikoval- doklad-o.html#ixzz4i6Q536Be. Дата обращения: 18.05.2017г.
36. Статья «Соглашение ЕС и США об обмене данными в коммерческой сфере вступает в силу». Источник: РИА Новости от 01.08.2016г.
37. Статья «США: Конференция Седона начала обсуждение принципов защиты персональных данных в ходе трансграничных расследований». Источник: SecurityLab.ru от 19.05.2017г.
38. Страунинг Э.Л. «Самозащита гражданских прав»: Дис. к.ю.н. М., 1999.
39. Тархов В.А. Гражданское право. [Текст]. Общая часть. Курс лекций. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1997. - 450 с.
40. Травкин Ю. В. «Персональные данные». М.: Амалданик, 2007. - 432с.
41. Федосин А.С. «Защита конституционного права человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни при автоматизированной обработке персональных данных в РФ»: автореферат диссертации кандидата юридических наук - Саранск 2009 - 48с.
42.Чаннов С. Е. «Правовой режим персональных данных на государственной и муниципальной службе» // Российская юстиция. - 2008. - N 1. - С. 21-23.
43. Шалыгина Л.С. «Нормативно-правовое регулирование работы с
информационными системами и персональными данными». - М.:
«Медицинское право», № 2, 2010 г.
44. Энтин М.Л. «Международные гарантии прав человека. Опыт Совета Европы»./М.Л. Энтин, Москва, 1997.
Судебная практика:
1. Кейс «Класс и другие против Федеративной Республики Германии» 1978г.;
2. Кейс «Фернандес-Молина Гонсалес и 370 других заявителей (Fernandez- Molina Gonzales and 370 other applications) против Испании» 2002г.;
3. Кейс «S. и Marper против Соединённого Королевства» 2008г.;
4. Кейс «Pisk-Piskowski против Польши, Matwiejczuk против Польши, Przyjemski против Польши» 2010 г.
5. Кейс «Shimovolos против России» 2011г.;
6. Кейс «Макс Шремс (Max Schrems) против Facebook (Австрия)» 2015г.;
Источники на иностранном языке:
1. Fromholz Julia М. "The European Union data Privacy Directive" / Julia M Fromholz//Berkeley Technology Law Journal,2000,Volume 15,issue 1, c.412
2. Hert, P. (2013) Three Scenarios for International Governance of Data
Privacy: Towards an International Data Privacy Organization, Preferably a UN Agency. Доступно через:
http://moritzlaw.osu. edu/students/groups/is/files/2013/08/7-Hert- Papakonstantinou.pdf.
3. International Principles on the Application of Human Rights to
Communications Surveillance (2014). Доступно через:
https: //www.necessaryandproportionate.net/.
4. Overview of the world’s main privacy and personal data protection regimes. 2010. Sisyphos.
5. Data Protection Laws of the world. 2013. DLA PIPER.