Введение 3
Глава 1.Институт признания в международном праве, его юридическая природа 7
1.1. Определение понятия признания в международно-правовой доктрине 7
1.2. Признание государств как юридический акт, создающий правовую базу
для участников международных правоотношений 17
ГЛАВА 2. ВОЗНИКНОВЕНИЯ НОВЫХ ГОСУДАРСТВ В СОВРЕМЕННОМ МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ 29
2.1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НОВЫХ ГОСУДАРСТВ 29
2.2. Способы и критерии признания новых государств в международных
отношениях 36
Глава 3. Юридические последствия признания и непризнания новых государств 48
3.1. Юридическое значение признания новых государств 48
3.2. Доктрина непризнания 53
Заключение 62
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы исследования. Современный этап развития международных отношений характеризуется стремительным ростом общего количества вооруженных конфликтов, активным противодействием терроризму, динамичной борьбой за мировую гегемонию, утверждением примата общечеловеческих ценностей как отражения фундаментальных прав и свобод человека. На этом фоне происходят процессы, связанные с применением силы, попытками реализации народами (нациями) права на сецессию, проявлениями территориальных споров.
В настоящее время произошли некоторые изменения в содержании признаков и характеристик государств. Особое внимание современные страны уделяют интенсивному развитию взаимоотношений, стремясь усилить сотрудничество. Глобализация не обошла стороной различные стороны общественных отношений: создаются международные организации,
государства принимают на себя всё больше обязательств, суверенитет все больше подвергается ограничениям путем вхождения стран в интеграционные сообщества. Несмотря на обозначенную изменчивость, факт международного признания государства является устойчивым, позволяя государству развиваться и утверждаться. Исследуя акт признания государства, необходимо проанализировать правовой статус государства как универсальной организации. Понимание государства является актуальным для разрешения вопроса о правовом статусе так называемых «самопровозглашенных государств» таких, например, как Абхазия, Приднестровская Молдавская республика, поскольку в современной международно-правовой практике вопрос об их правовом положении остается нерешенным.
Данные принципы могут быть реализованы только в процессе признания, собственно, самих государств. На международном уровне всегда существовали проблемы установления границ, признания целостности и независимости народов и наций. Сегодня это приобретает особое, актуальное значение.
Именно на изучение и определение проблем признания государств и направлена цель данного диссертационного исследования. Причинами желания государств признать их таковыми могут являться многие факторы, в большинстве своем они сводятся к игнорированию суверенитета и независимости, целостности и неприкосновенности территорий. Большое количество военных конфликтов и усиление военных действий подорвали сегодня принцип признания государств. Поэтому международное общество прикладывает максимум усилий к объединению государств к достижению единой цели уважения и признания государств, не только тех, которые долгое время существуют, но и тех, которые совершенно новые, что вынуждает их терпеть несправедливое отношение к себе.
Ступень научной разработанности . Доктрина международного права предлагает широкий спектр исследований посвященных вопросу признания принципов территориальной целостности и самоопределения народов. Среди представителей советской, затем российской школы международного права значительное внимание заслуживают работы выдающегося ученого- международника, основателя Казанской школы международного права- профессор Д. И. Фельдмана, а также труды Г. И. Курдюкова, С. Бабурина, Ю. Барсегова, В. Зайцевой, Б. Клименко, И. Конюхова, И. Лукашука, В. Мазова, В. Маммадова У.Ю., Мелкова, Л.Х. Мингазова, Н. Миронова, В. Муравского, В. Пустогарова, А. Талалаева, Б. Тузмухамедова и других юристов- международников, в которых рассматриваются отдельные теоретические аспекты правосубъектность государств, принципы территориальной
целостности и самоопределения народов, отдельные проблемы института признания. Значительная часть этих исследователей рассматривает указанные принципы в основном с позиций анализа основных исторических этапов их формирования, определения особенностей их кодификации в международном праве и установления нормативного содержания принципов. При этом другие актуальные вопросы, в частности исследование функционирования механизма признания государств в контексте принципов территориальной целостности и самоопределения народов, как правило, продолжают оставаться значимыми и актуальными.
Цель исследования заключается в системном анализе сущности и правовой природы акта признания государств сквозь призму действия, развития и укрепления принципов территориальной целостности и самоопределения народов и особенностей реализации этих норм в современных международно - правовых отношениях.
Поставленная цель определяет необходимость решения следующих научных задач:
- проанализировать юридическую сущность международно-правового признания государств;
- раскрыть понятие международно-правового признания государств;
- выяснить юридическое значение международно-правового признания
государств;
- исследовать доктрину непризнания государства.
Объект исследования - международно-правовые отношения, складывающиеся при признании государства на мировой арене.
Предмет исследования - правовые нормы, регулирующие признание государств в современном международном праве, а также доктрина международного права по данной проблемы.
Методы исследования. При установлении объективности и обоснованности научных положений, выводов и рекомендаций, использован комплекс общенаучных и специально-научных методов - исторический, сравнительно-правовой, диалектический, эмпирический метод, метод анализа и синтеза. Теоретическая база и масштабная нормативная база позволит установить значение и сущность процесса признания государств в системе международного сообщества, и при правильном воплощении в жизнь данного принципа позволит государствам сотрудничать и существовать в мире, а не воевать друг с другом.
Структура исследования обусловлена целью и поставленными задачами работы. Исследование состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
Материалы исследования дают веские основания для того, чтобы рассматривать процесс самоопределения и целостности в аспекте признания государств, во-первых, как проблему выбора в практической деятельности, во- вторых, как переход от идеального к реальному. В-третьих, это воздействие человека, нации и государства на социальные процессы, на те сферы общественной жизни, где регулируются межличностные, межэтнические и межгосударственные отношения. В-четвертых, самоопределение, как идея, как принцип не может функционировать, если оно не включено в деятельность общественных групп, в массовое поведение людей. И, наконец, в-пятых, процесс самоопределения можно рассматривать как специфическую форму решения социальных противоречий, сложившихся в отношениях между теми или иными субъектами самоопределения.
Обобщение в целом результаты анализа можно сделать ряд других выводов:
1. Особая роль в процессе признания государств принадлежит реализации принципов самоопределения и целостности территорий, которые определяют модель конституционного строя, в рамках которого осуществляют свою жизнедеятельность человек и народ.
2. Концепция национального и государственного фактора должна, по нашему мнению, базироваться на безусловном признании государства и суверенитета каждого отдельного человека.
3. Россия принимает активное участие в формировании фундамента самоопределения народов и признания государств, так Россией были признаны Южная Осетия и Абхазия, но Россия высказалась против признания Косово, хотя мировое сообщество поступило по-другому, и посчитало, что запретить Косово проводить признание нельзя.
4. Самоопределение нации, являясь важной составной государственной политики, должно стать одной из магистральных линий государственного реформирования как отражение изменения подхода к этничности, ее роли в системе международных и национальных отношений. Именно такой подход включает проблематику признания государств в контекст основополагающих ценностей демократии и гражданского общества, вписываясь в мировой процесс государственной мобилизации за счет поиска определенных организационных форм национального самоопределения нации и государства. В свою очередь, освобождение национального фактора от монопольного влияния государства и его органов значительно расширяет горизонт человека в реализации гражданских и национальных прав.
5. Международно-правовое признание государства - это односторонний добровольный акт государства, в котором оно прямо или косвенно заявляет о том, что рассматривает другое государство как субъект международного права и намерено поддерживать с ним официальные отношения.
Признание государства как субъекта международного права одновременно означает и признание его правительства. Если в акте, оформляющем признание, говорится о признании правительства, то это означает и признание государства.
6. Учитывая вышеприведенное, хотелось бы предложить наряду с омбудсменом по правам человека ввести такой институт как омбудсмен по правам народов (этносов), при котором можно реализовать установки мирового сообщества - защищать этническую, культурную, языковую и религиозную самобытность национальных меньшинств на своей территории и создавать условия для поощрения этой самобытности.
1. Устав Организации Объединенных Наций, принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945 г. // СПС «Консультант Плюс».
2. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам от 14 декабря 1960 года // Международные акты о правах человека. Сб. документов. - М., 1998. - С. 100.
3. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, принята 24.10.1970 г. Резолюцией 2625 (XXV) на 1883-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. - М.: БЕК, 1996. - С. 2-8.
4. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 года. Часть I. // Международное право в документах. - М., 1997. - С. 20.
5. Всеобщая Декларация прав народов от 4 июля 1976 г. / под ред. А.П. Мартыненко / Права народов в современном международном праве. - М., 1993. - С. 142-145.
6. Венская конвенция о представительствах государств в их отношениях с международными организациями универсального характера от 14 марта 1975 года, по состоянию на 30 августа 2006 года / Комментарий к УПК РФ / под ред. А.В. Смирнова. - СПб, 2003. - Ст. 82.
7. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров, 6 ноября 1996, доступ по следующему адресу: http://www.refworld.org.ru/docid/4c0f46b82.html [последняя дата доступа 8 мая 2017];
8. Vienna Convention on Succession of States in Respect of State Property,
Archives and Debts, 8 April 1983, Art. 17, 30, 40, available at
http://untreaty.un.org/ilc/texts/instruments/english/conventions/3 3 1983.pdf
9. ООН, Подборка замечаний общего порядка и общих рекомендаций,
принятых договорными органами по правам человека , 27 мая
2008, HRI/GEN/1/Rev.9, доступ по следующему адресу:
http://www.refworld.org.ru/docid/545a2a534.html [последняя дата доступа 14 мая 2017]
10. Управление Верховного комиссара ООН по правам человека, Права
человека - Сборник международных договоров - универсальные договоры. Том I (части первая и вторая) , 22 апреля 2015, ISBN 92-1-454003-4, доступ по следующему адресу:
http://www.refworld.org.ru/docid/5537a5e04.html [последняя дата доступа 14 мая 2017]
11. Reference Re Secession of Quebec [1998] 2 S.C.R. 217; 1998 CanLII 793 (S.C.C.); (1998), 161 D.L.R. (4th) 385; (1998), 55 C.R.R. (2d) 1
12. Legal Consequences for States of the Continued Presence of South Africa in Namibia (South West Africa) notwithstanding Security Council Resolution 276 (1970), Advisory Opinion, I.C.J. Reports 1971, pp. 31-32, paras. 52-53;
13. East Timor (Portugal v. Australia), Judgment, I.C.J. Reports 1995, p. 102, para. 29
14. Legal Consequences of the Construction of a Wall in the Occupied Palestinian Territory, Advisory Opinion, I.C.J. Reports 2004 (I), pp. 171-172, para. 88)
15. Соответствие одностороннего провозглашения независимости
Косово нормам международного права (Консультативное
заключение), Международный Суд, 21 июля 2010, п. 81, доступ по следующему адресу:
http://www.refworld.org.ru/docid/538d921a0.html [последняя дата доступа 15 мая 2017]
16. Montevideo Convention on the Rights and Duties of States, Dec.1969, Counsil of Foreign Relations, 15 May 2017
17. European Community: Declaration on Yugoslavia and on the Guidelines on the Recognition of New States // International Legal Materials. 1992. Vol. 31. N
6. P. 1485 - 1487
Специальная литература
18. Абашидзе А.Х. Вопросы о юрисдикции, применимом праве,
признании и использовании в сотрудничестве государств в отношении родительской ответственности и мер по защите детей // Актуальные проблемы современного международного права: Материалы XI ежегодной
международной научно-практической конференции. - М., 2014. - С. 458-461.
19. Александрова Н.В. Признание государства как субъекта международно-правовых отношений // Право и государство: теория и практика. - 2008. - № 3. - С. 119-124.
20. Альтерматт У. Этнонационализм в Европе. - М.: Юридическая литература, 2004. - 210 с.
21. Ашавский Б.М., Бирюков М.М., Бордунов В.Д. и др. Международное право: учебник; отв. ред. С.А. Егоров. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Статут, 2014. - 640 с.
22. Васильева Л.Н. Проблема сохранения самобытности
русскоязычными соотечественниками за рубежом // Журнал российского права. - 2005. - № 5. - С. 55-58.
23. Гассиев М.В. Актуальность критериев Монтевидео для исследования института признания государств в международном праве // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. - 2014. - № 3. - С. 94¬97.
24. Гассиев М.В. Юридическая природа акта признания государств как субъектов международного права // Закон и право. - 2014. - № 9. - С. 124-127.
25. Гасымов Ф.Р. Признание государств и правительств. Современная международно-правовая теория и практика: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - Казань, 2005. - 25 с.
26. Гречкина М.Н. Современные проблемы признания государств в
международном праве // Актуальные проблемы международного права: Материалы международной научно-практической конференции
преподавателей и студентов. - Владимир, 2014. - С. 143-151.
27. Ильяшевич М.В., Хахина А.А. К вопросу о международно-правовом признании государств // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2014. - № 1. - С. 237-241.
28. Клещева И.А. Унификация права, регулирующего вопросы признания юридических лиц другими государствами // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2013. - № 5 (94). - С. 130-136.
29. Крылов А. Сепаратизм: истоки и тенденции развития. - М., 1990. - 155 с.
30. Маммадов У. Ю., Некоторые вопросы теории и практики признания государств в современном международном праве, "Российский юридический журнал", 2012, N 6
31. Мамонов В.В. Конституционные гарантии национальной безопасности России. - Саратов, 2004. - 420 с.
32. Валеев Р.М., Курдюков Г.И. Международное право. Общая часть: учебник / отв. Ред. - М.: Статут, 2011. - 411 с.
33. Напсо М.Б. Право на самобытность как основа реализации этнонациональных интересов // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2013. - № 1. - 7 сентября.
34. Рыжов В.Б. Система органов регионального интеграционного объединения // Юрист-международник. - 2006. - № 2. - С. 51.
35. Савчук К.А. Проблема международно-правового признания государств в контексте фрагментации международного права // Российский юридический журнал. - 2013. - № 5 (92). - С. 8-14.
36. Тузмухаметов Р.А. Национальный суверенитет. - М.: ИМО, 1963. - 288 с.
37. Хабриева Т.Я. Основы взаимодействия международного и национального права // Влияние международного права на национальное законодательство / Отв. ред. Т.Я. Хабриева, Ю.А. Тихомиров. - М., 2007. - 155 с
38. Фельдман Д.И. Признание государств в современном праве.- Казань: Изд. Казанского университета 1965 г. - С. 52, 90, 100.
39. Фельдман Д.И. Признание правительств в международном праве. - Казань: Изд. Казанского университета 1961 г. - С. 34-35.
40. Харченко М.П. Роль Организации Объединенных Наций в процессе признания государств. Право народов на самоопределение на примере самопровозглашенных государств постсоветского пространства // Международное публичное и частное право. - 2014. - № 5 (80). - С. 9-12.
41. Шуба Е.С. Признание новых государств: теоретический и
практический аспекты // Актуальные проблемы современного права и политики: сборник научных трудов по материалам Всероссийской
студенческой научной конференции. - 2014. - Вып. 15. - С. 86-89.
42. Юрьев С.С. Правовой статус национальных меньшинств (теоретико¬правовые аспекты). - М., 2004. - 320 с.
43. Ioana Cismas, Secession in theory and practice : the Case of Kosovo and Beyond, Goettingen Journal of International Law 2 (2010) 2, p.537 (Electronic copy available at: http://ssrn.com/abstract=1669324)
44. Nurullah Yamali, What is meant by state recognition in international law, General Directorate of International Laws and foreign affairs, Ministry of Justice, Turkey.
45. T.D. Grant, “ The Recognition of States: Law and Practice in Debate and Evolution”,(Praeger Publishers,Westport, CT.1999)
46. Stefan Talmon, RECOGNITION OF STATES AND GOVERNMENTS IN INTERNATIONAL LAW, AZERBAIJAN IN THE WORLD ADA Biweekly Newsletter Vol. 1, No. 19, November 1, 2008.
47. Georg Jellinek, Allgemeine Staatslehre (General Theory of the State), published in 1900, Berlin
48. M.N. Shaw, International Law, (6th ed., Cambridge University Press, Cambridge 2008), 446
49. David Turns, The Stimson Doctrine of Non-Recognition: Its Historical Genesis and Influence on Contemporary International Law, Chinese Journal of International Law 2 (2003), 105-143
50. Tim Judah, Kosovo: What Everyone Needs to Know 130 (Oxford 2008).
51. Мингазов Л. Х. Членство в Организации Объединенных Наций и проблема признания новых государств :Соотношение международно-правовых институтов : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 716 - Международное право /Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. Юридический факультет. -М,1972.
Дополнительная литература
1. Thawing a Frozen Conflict: Legal Aspects of the Separatist Crisis in Moldova, 61 Rec Assn Bar City NY 196 (2006) (“Moldova Report”)
2.. Словарь современных географических названий. Екатеринбург: У- Фактория, под общей редакцией акад. В. М. Котлякова. 2006. URL:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc geo/4421/Сенегамбия
3. Распад Чехословакии: история, причины и последствия. - Читайте подробнее на FB.ru: URL: http://fb.ru/article/248897/raspad-chehoslovakii-istoriya- prichinyi-i-posledstviya-god-raspada-chehoslovakii
4. URL: http://dmoztools.net/World/Russian/Страны и регионы/Страны/
5. Премьер Сербии не видит решений для Косово, кроме признания независимости. Подробности: https: //regnum.ru/news/polit/2166027. html
6. Южная Осетия и ДНР подписали договор о дружбе и взаимной помощи URL: https://ria.ru/world/20170511/1494077743.html
7. Южная Осетия признала независимость Луганской народной республики URL: https://ria.ru/world/20140618/1012604231.html