Современные проблемы признания государств в международном праве
|
Введение 3
Глава 1.Институт признания в международном праве, его юридическая природа 7
1.1. Определение понятия признания в международно-правовой доктрине 7
1.2. Признание государств как юридический акт, создающий правовую базу
для участников международных правоотношений 17
ГЛАВА 2. ВОЗНИКНОВЕНИЯ НОВЫХ ГОСУДАРСТВ В СОВРЕМЕННОМ МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ 29
2.1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НОВЫХ ГОСУДАРСТВ 29
2.2. Способы и критерии признания новых государств в международных
отношениях 36
Глава 3. Юридические последствия признания и непризнания новых государств 48
3.1. Юридическое значение признания новых государств 48
3.2. Доктрина непризнания 53
Заключение 62
Список использованных источников и литературы
Глава 1.Институт признания в международном праве, его юридическая природа 7
1.1. Определение понятия признания в международно-правовой доктрине 7
1.2. Признание государств как юридический акт, создающий правовую базу
для участников международных правоотношений 17
ГЛАВА 2. ВОЗНИКНОВЕНИЯ НОВЫХ ГОСУДАРСТВ В СОВРЕМЕННОМ МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ 29
2.1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НОВЫХ ГОСУДАРСТВ 29
2.2. Способы и критерии признания новых государств в международных
отношениях 36
Глава 3. Юридические последствия признания и непризнания новых государств 48
3.1. Юридическое значение признания новых государств 48
3.2. Доктрина непризнания 53
Заключение 62
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы исследования. Современный этап развития международных отношений характеризуется стремительным ростом общего количества вооруженных конфликтов, активным противодействием терроризму, динамичной борьбой за мировую гегемонию, утверждением примата общечеловеческих ценностей как отражения фундаментальных прав и свобод человека. На этом фоне происходят процессы, связанные с применением силы, попытками реализации народами (нациями) права на сецессию, проявлениями территориальных споров.
В настоящее время произошли некоторые изменения в содержании признаков и характеристик государств. Особое внимание современные страны уделяют интенсивному развитию взаимоотношений, стремясь усилить сотрудничество. Глобализация не обошла стороной различные стороны общественных отношений: создаются международные организации,
государства принимают на себя всё больше обязательств, суверенитет все больше подвергается ограничениям путем вхождения стран в интеграционные сообщества. Несмотря на обозначенную изменчивость, факт международного признания государства является устойчивым, позволяя государству развиваться и утверждаться. Исследуя акт признания государства, необходимо проанализировать правовой статус государства как универсальной организации. Понимание государства является актуальным для разрешения вопроса о правовом статусе так называемых «самопровозглашенных государств» таких, например, как Абхазия, Приднестровская Молдавская республика, поскольку в современной международно-правовой практике вопрос об их правовом положении остается нерешенным.
Данные принципы могут быть реализованы только в процессе признания, собственно, самих государств. На международном уровне всегда существовали проблемы установления границ, признания целостности и независимости народов и наций. Сегодня это приобретает особое, актуальное значение.
Именно на изучение и определение проблем признания государств и направлена цель данного диссертационного исследования. Причинами желания государств признать их таковыми могут являться многие факторы, в большинстве своем они сводятся к игнорированию суверенитета и независимости, целостности и неприкосновенности территорий. Большое количество военных конфликтов и усиление военных действий подорвали сегодня принцип признания государств. Поэтому международное общество прикладывает максимум усилий к объединению государств к достижению единой цели уважения и признания государств, не только тех, которые долгое время существуют, но и тех, которые совершенно новые, что вынуждает их терпеть несправедливое отношение к себе.
Ступень научной разработанности . Доктрина международного права предлагает широкий спектр исследований посвященных вопросу признания принципов территориальной целостности и самоопределения народов. Среди представителей советской, затем российской школы международного права значительное внимание заслуживают работы выдающегося ученого- международника, основателя Казанской школы международного права- профессор Д. И. Фельдмана, а также труды Г. И. Курдюкова, С. Бабурина, Ю. Барсегова, В. Зайцевой, Б. Клименко, И. Конюхова, И. Лукашука, В. Мазова, В. Маммадова У.Ю., Мелкова, Л.Х. Мингазова, Н. Миронова, В. Муравского, В. Пустогарова, А. Талалаева, Б. Тузмухамедова и других юристов- международников, в которых рассматриваются отдельные теоретические аспекты правосубъектность государств, принципы территориальной
целостности и самоопределения народов, отдельные проблемы института признания. Значительная часть этих исследователей рассматривает указанные принципы в основном с позиций анализа основных исторических этапов их формирования, определения особенностей их кодификации в международном праве и установления нормативного содержания принципов. При этом другие актуальные вопросы, в частности исследование функционирования механизма признания государств в контексте принципов территориальной целостности и самоопределения народов, как правило, продолжают оставаться значимыми и актуальными.
Цель исследования заключается в системном анализе сущности и правовой природы акта признания государств сквозь призму действия, развития и укрепления принципов территориальной целостности и самоопределения народов и особенностей реализации этих норм в современных международно - правовых отношениях.
Поставленная цель определяет необходимость решения следующих научных задач:
- проанализировать юридическую сущность международно-правового признания государств;
- раскрыть понятие международно-правового признания государств;
- выяснить юридическое значение международно-правового признания
государств;
- исследовать доктрину непризнания государства.
Объект исследования - международно-правовые отношения, складывающиеся при признании государства на мировой арене.
Предмет исследования - правовые нормы, регулирующие признание государств в современном международном праве, а также доктрина международного права по данной проблемы.
Методы исследования. При установлении объективности и обоснованности научных положений, выводов и рекомендаций, использован комплекс общенаучных и специально-научных методов - исторический, сравнительно-правовой, диалектический, эмпирический метод, метод анализа и синтеза. Теоретическая база и масштабная нормативная база позволит установить значение и сущность процесса признания государств в системе международного сообщества, и при правильном воплощении в жизнь данного принципа позволит государствам сотрудничать и существовать в мире, а не воевать друг с другом.
Структура исследования обусловлена целью и поставленными задачами работы. Исследование состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
В настоящее время произошли некоторые изменения в содержании признаков и характеристик государств. Особое внимание современные страны уделяют интенсивному развитию взаимоотношений, стремясь усилить сотрудничество. Глобализация не обошла стороной различные стороны общественных отношений: создаются международные организации,
государства принимают на себя всё больше обязательств, суверенитет все больше подвергается ограничениям путем вхождения стран в интеграционные сообщества. Несмотря на обозначенную изменчивость, факт международного признания государства является устойчивым, позволяя государству развиваться и утверждаться. Исследуя акт признания государства, необходимо проанализировать правовой статус государства как универсальной организации. Понимание государства является актуальным для разрешения вопроса о правовом статусе так называемых «самопровозглашенных государств» таких, например, как Абхазия, Приднестровская Молдавская республика, поскольку в современной международно-правовой практике вопрос об их правовом положении остается нерешенным.
Данные принципы могут быть реализованы только в процессе признания, собственно, самих государств. На международном уровне всегда существовали проблемы установления границ, признания целостности и независимости народов и наций. Сегодня это приобретает особое, актуальное значение.
Именно на изучение и определение проблем признания государств и направлена цель данного диссертационного исследования. Причинами желания государств признать их таковыми могут являться многие факторы, в большинстве своем они сводятся к игнорированию суверенитета и независимости, целостности и неприкосновенности территорий. Большое количество военных конфликтов и усиление военных действий подорвали сегодня принцип признания государств. Поэтому международное общество прикладывает максимум усилий к объединению государств к достижению единой цели уважения и признания государств, не только тех, которые долгое время существуют, но и тех, которые совершенно новые, что вынуждает их терпеть несправедливое отношение к себе.
Ступень научной разработанности . Доктрина международного права предлагает широкий спектр исследований посвященных вопросу признания принципов территориальной целостности и самоопределения народов. Среди представителей советской, затем российской школы международного права значительное внимание заслуживают работы выдающегося ученого- международника, основателя Казанской школы международного права- профессор Д. И. Фельдмана, а также труды Г. И. Курдюкова, С. Бабурина, Ю. Барсегова, В. Зайцевой, Б. Клименко, И. Конюхова, И. Лукашука, В. Мазова, В. Маммадова У.Ю., Мелкова, Л.Х. Мингазова, Н. Миронова, В. Муравского, В. Пустогарова, А. Талалаева, Б. Тузмухамедова и других юристов- международников, в которых рассматриваются отдельные теоретические аспекты правосубъектность государств, принципы территориальной
целостности и самоопределения народов, отдельные проблемы института признания. Значительная часть этих исследователей рассматривает указанные принципы в основном с позиций анализа основных исторических этапов их формирования, определения особенностей их кодификации в международном праве и установления нормативного содержания принципов. При этом другие актуальные вопросы, в частности исследование функционирования механизма признания государств в контексте принципов территориальной целостности и самоопределения народов, как правило, продолжают оставаться значимыми и актуальными.
Цель исследования заключается в системном анализе сущности и правовой природы акта признания государств сквозь призму действия, развития и укрепления принципов территориальной целостности и самоопределения народов и особенностей реализации этих норм в современных международно - правовых отношениях.
Поставленная цель определяет необходимость решения следующих научных задач:
- проанализировать юридическую сущность международно-правового признания государств;
- раскрыть понятие международно-правового признания государств;
- выяснить юридическое значение международно-правового признания
государств;
- исследовать доктрину непризнания государства.
Объект исследования - международно-правовые отношения, складывающиеся при признании государства на мировой арене.
Предмет исследования - правовые нормы, регулирующие признание государств в современном международном праве, а также доктрина международного права по данной проблемы.
Методы исследования. При установлении объективности и обоснованности научных положений, выводов и рекомендаций, использован комплекс общенаучных и специально-научных методов - исторический, сравнительно-правовой, диалектический, эмпирический метод, метод анализа и синтеза. Теоретическая база и масштабная нормативная база позволит установить значение и сущность процесса признания государств в системе международного сообщества, и при правильном воплощении в жизнь данного принципа позволит государствам сотрудничать и существовать в мире, а не воевать друг с другом.
Структура исследования обусловлена целью и поставленными задачами работы. Исследование состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
Материалы исследования дают веские основания для того, чтобы рассматривать процесс самоопределения и целостности в аспекте признания государств, во-первых, как проблему выбора в практической деятельности, во- вторых, как переход от идеального к реальному. В-третьих, это воздействие человека, нации и государства на социальные процессы, на те сферы общественной жизни, где регулируются межличностные, межэтнические и межгосударственные отношения. В-четвертых, самоопределение, как идея, как принцип не может функционировать, если оно не включено в деятельность общественных групп, в массовое поведение людей. И, наконец, в-пятых, процесс самоопределения можно рассматривать как специфическую форму решения социальных противоречий, сложившихся в отношениях между теми или иными субъектами самоопределения.
Обобщение в целом результаты анализа можно сделать ряд других выводов:
1. Особая роль в процессе признания государств принадлежит реализации принципов самоопределения и целостности территорий, которые определяют модель конституционного строя, в рамках которого осуществляют свою жизнедеятельность человек и народ.
2. Концепция национального и государственного фактора должна, по нашему мнению, базироваться на безусловном признании государства и суверенитета каждого отдельного человека.
3. Россия принимает активное участие в формировании фундамента самоопределения народов и признания государств, так Россией были признаны Южная Осетия и Абхазия, но Россия высказалась против признания Косово, хотя мировое сообщество поступило по-другому, и посчитало, что запретить Косово проводить признание нельзя.
4. Самоопределение нации, являясь важной составной государственной политики, должно стать одной из магистральных линий государственного реформирования как отражение изменения подхода к этничности, ее роли в системе международных и национальных отношений. Именно такой подход включает проблематику признания государств в контекст основополагающих ценностей демократии и гражданского общества, вписываясь в мировой процесс государственной мобилизации за счет поиска определенных организационных форм национального самоопределения нации и государства. В свою очередь, освобождение национального фактора от монопольного влияния государства и его органов значительно расширяет горизонт человека в реализации гражданских и национальных прав.
5. Международно-правовое признание государства - это односторонний добровольный акт государства, в котором оно прямо или косвенно заявляет о том, что рассматривает другое государство как субъект международного права и намерено поддерживать с ним официальные отношения.
Признание государства как субъекта международного права одновременно означает и признание его правительства. Если в акте, оформляющем признание, говорится о признании правительства, то это означает и признание государства.
6. Учитывая вышеприведенное, хотелось бы предложить наряду с омбудсменом по правам человека ввести такой институт как омбудсмен по правам народов (этносов), при котором можно реализовать установки мирового сообщества - защищать этническую, культурную, языковую и религиозную самобытность национальных меньшинств на своей территории и создавать условия для поощрения этой самобытности.
Обобщение в целом результаты анализа можно сделать ряд других выводов:
1. Особая роль в процессе признания государств принадлежит реализации принципов самоопределения и целостности территорий, которые определяют модель конституционного строя, в рамках которого осуществляют свою жизнедеятельность человек и народ.
2. Концепция национального и государственного фактора должна, по нашему мнению, базироваться на безусловном признании государства и суверенитета каждого отдельного человека.
3. Россия принимает активное участие в формировании фундамента самоопределения народов и признания государств, так Россией были признаны Южная Осетия и Абхазия, но Россия высказалась против признания Косово, хотя мировое сообщество поступило по-другому, и посчитало, что запретить Косово проводить признание нельзя.
4. Самоопределение нации, являясь важной составной государственной политики, должно стать одной из магистральных линий государственного реформирования как отражение изменения подхода к этничности, ее роли в системе международных и национальных отношений. Именно такой подход включает проблематику признания государств в контекст основополагающих ценностей демократии и гражданского общества, вписываясь в мировой процесс государственной мобилизации за счет поиска определенных организационных форм национального самоопределения нации и государства. В свою очередь, освобождение национального фактора от монопольного влияния государства и его органов значительно расширяет горизонт человека в реализации гражданских и национальных прав.
5. Международно-правовое признание государства - это односторонний добровольный акт государства, в котором оно прямо или косвенно заявляет о том, что рассматривает другое государство как субъект международного права и намерено поддерживать с ним официальные отношения.
Признание государства как субъекта международного права одновременно означает и признание его правительства. Если в акте, оформляющем признание, говорится о признании правительства, то это означает и признание государства.
6. Учитывая вышеприведенное, хотелось бы предложить наряду с омбудсменом по правам человека ввести такой институт как омбудсмен по правам народов (этносов), при котором можно реализовать установки мирового сообщества - защищать этническую, культурную, языковую и религиозную самобытность национальных меньшинств на своей территории и создавать условия для поощрения этой самобытности.
Подобные работы
- Признание государств в современном международном праве
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРОБЛЕМЫ НЕПРИЗНАННЫХ И ЧАСТИЧНО ПРИЗНАННЫХ ГОСУДАРСТВ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Проблемы непризнанных государств на постсоветском пространстве
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2023 - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ В СОВРЕМЕННОМ
МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
Дипломные работы, ВКР, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Признание в международном праве
Бакалаврская работа, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Феномен непризнанных и частично признанных государств
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ПРИЗНАНИЯ
ГОСУДАРСТВ
Дипломные работы, ВКР, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2016 - Защита прав человека в ситуации вооруженных конфликтов»
(на примере Ирака)
Магистерская диссертация, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2017 - Институт правопреемства в международном праве
Дипломные работы, ВКР, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017



