Введение 3
Глава 1 - Общие положения о защите конкуренции в сфере
государственного и муниципального заказа 9
§ 1 Понятие и значение государственного и муниципального заказа. Общие вопросы формирования и реализации государственного и муниципального заказа 9
§ 2 Система источников правового регулирования отношений в
сфере государственного и муниципального заказа 21
Глава 2 - Основные направления правовой защиты конкуренции в сфере государственного и муниципального заказа 31
§ 1 Правовая защита конкуренции в сфере государственного и
муниципального заказа в рамках антимонопольного регулирования 31
§ 2 Правовая защита конкуренции в сфере государственного и
муниципального заказа уголовно-правовыми средствами 57
Заключение 69
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов
судебной практики и специальной литературы
Институт торгов издревле применялся в качестве средства привлечения капиталов предпринимателей к обеспечению потребностей государства, однако в отличии от мирового опыта в России первые прообразы публичных и конкурсных торгов вошли в практику только к ХУП веку. Получив свое основное развитие во времена Российской империи, данный институт был выхолощен и превращен в подобие плановых заданий в советской России. Однако в новейшей истории с возвращением к экономическому укладу капиталистического типа торги как институт гражданского права вновь стали актуальны. В настоящее время данный институт рассматривается в гражданском праве как один из способов заключения договора. Торги все шире применяются не только в общеторговой практике, но и для реализации имущества должника, при процедуре банкротства и в других сферах.
Институт торгов по праву можно назвать одним из самых эффективных и наиболее простых для понимания его сущности и предназначения способов заключения договора.
Однако сама система проведения торгов в силу своих внутренних свойств, не позволяет полностью регламентировать алгоритм действий заказчиков и поставщиков в процессе осуществления государственного и муниципального заказа. Поскольку свободный рынок предполагает вариантность поведения обеих сторон, добиться досконального соблюдения процедуры порой не представляется возможным и не требуется.
В данном случае требуется несколько иной вид защиты, связанный с надзорной деятельностью антимонопольной службы и правоохранительных органов. Указанная форма деятельности позволяет настолько, насколько это возможно оперативно реагировать на нарушения в рамках проведения торгов в форме электронных аукционов посредством размещения заказов в сети «Интернет».
Антимонопольный орган, обладая широким спектром средств по указанному вопросу, в рамках переданных ему Правительством Российской Федерации полномочий, осуществляет контрольно-надзорные функции в рамках поступающих обращений граждан и информации от органов, осуществляющих координацию деятельности электронных площадок, посредством которых осуществляется размещения заказов и предложений в сети «Интернет».
Автором в процессе исследования в качестве основы был избран новейший временной этап, связанный со вступлением в силу Федерального закона от 05 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» , Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». Выбор данного временного периода связан в первую очередь с тем, что актуальное законодательство в рамках системы проведения торгов концептуально отличается от действовавшего ранее, оно более детализировано, что, однако, не мешает тому, что оно вызывает массу вопросов в отношении практической составляющей. Законодателем ранее было заявлено, что актуальное законодательство было принято в силу того, что ранее действовавшее оказалось настолько устаревшим, что значительно затрудняло гражданский оборот. Видя бурное реформирование данной области в течение года, можно прийти к выводу, что законодатель на данный период времени занят в первую очередь устранением пробелов, а во-вторых - актуализацией законодательства и подготовкой его к работе в будущем.
Степень разработанности темы исследования. Несмотря на высокую значимость рассматриваемой темы, комплексных исследований по вопросам правового регулирования отношений по защите конкуренции в сфере государственного и муниципального заказа в России практически нет. Как правило, в юридической литературе рассматриваются отдельные проблемы правового регулирования отношений по закупке товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Вместе с тем, вопросы размещения публичных заказов в достаточной степени проработаны в экономической науке.
Значительный, интерес для раскрытия темы настоящего исследования составили работы представителей теории права, а также гражданского, предпринимательского, административного и финансового права. Анализ основных понятий понятий, а также исследование правового регулирования отношений по формированию, размещению и исполнению государственных и муниципальных заказов в разное время проводили: Алехин А.П., Андреева J1.B., Астафуров. Н.В., Балакин В.В., Белов В.Е., Белых B.C., Беляева O.A., Борисов Д.Ю., Брагинский М.И., Быков А.Г., Вайпан В.А., Ванин В.В., Витрянский В.В., Власов В.А., Волков К.Н., Гладков B.C., Гончаров А.И., Горбунова Л.В., Гребенщикова Я.Б., Губин Е.П., Дойников И.В., Жилинский С.Э., Заботина H.H., Ивлиева М.Ф., Кармолицкий A.A., Калмыков Ю.Х., Коваленко С.П., Козлов Ю.М., Корнилов П.Н., Кузнецов В.И., Кузнецов К.В., Кукла М.Е., Лахно П.Г., Лаптев В.В., Лунц Л.А., Любимов А.П., Новицкий И.Б., Пермяков Л.Е., Пугинский Б.И., Савина C.B., Сафиуллин Д.Н., Сахабутдинова Д.Н., Сокол П.В., Соломонов Е.В., Сухадольский Г.А., Тарабаев П.С., Тихомиров A.C., Тихомиров Ю.А., Турсунова Ю.С., Халфина P.O., Шевченко Л.И., Шерстобитов А.Е., Яровой A.B. и др.
Важными для целей настоящей работы были работы ученых, посвященные вопросам участия публично-правовых образований в гражданских и иных правоотношениях (Андреев В.К., Андреев Ю.Н., Абдулвагапова P.P., Гришаев С.П., Медведев Д.А., Пятков Д.В., Суханов Е.А., Чиркин В.Е. и др.).
Объектом данного исследования является общественные отношения, возникающие в процессе организации, проведения и нормативного регулирования государственного и муниципального заказа. Следует отметить, что данные отношения не являются однородными по характеру и состоят из нескольких отдельных блоков, включающих в себя различных субъектов правоотношений, а, соответственно, и различный набор правовых регуляторов.
Предмет исследования- нормативно-правовое регулирование обеспечения защиты конкуренции в сфере государственного, муниципального заказа.
Целью данного исследования является формирование целостного научного представления о правовом обеспечении защиты конкуренции в рамках размещения государственного и муниципального заказа.
Для достижения данных целей необходимо решить следующие задачи:
• изучить правовую природу института государственного и муниципального заказа и отразить характерные черты правового регулирования института;
• раскрыть систему источников правового регулирования обеспечения защиты конкуренции в вышеуказанной сфере;
• выявить особенности правовой защиты конкуренции в сфере государственного и муниципального заказа в рамках антимонопольного регулирования;
• раскрыть наиболее характерные особенности уголовно-правовой защиты конкуренции в вышеуказанной сфере.
Теоретические и методологические основы исследования.
Теоретическую основу исследования составили работы дореволюционных ученых и советских цивилистов, среди которых труды С.Н. Братуся, В.П. Грибанова, O.A. Красавчикова, JI.A. Лунца, Н.О. Нерсесова, И.Б. Новицкого, К.П. Победоносцева, В.А. Рахмиловича, А.Н. Варламовой, С.А. Паращука, P.O. Халфиной, П.П. Цитовича.
Нормативную основу исследования состаляют Гражданский кодекс Российской Федерации , Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», иные федеральные законы и ряд Постановлений Правительства Российской Федерации.
Эмпирическую основу исследования составляют официальные статистические данные, представленные на информационном портале Федерального Казначейства «Единая информационная система в сфере закупок» zakupki.gov.ru, а также на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торговtorgi.gov.ru. Также в качестве эмпирического основания исследования была использована региональная судебная практика, а также практика органов государственной власти в рамках реализации правовой защиты конкуренции в сфере государственного и муниципального заказа.
Методологическую основу исследования составляют основные общенаучные методы, в частности, диалектический метод познания, метод системного анализа, исторический и статистический методы, метод сравнений и аналогий, методы обобщения, синтеза, индукции и дедукции. Кроме того, при решении поставленных задач использовались также следующие частнонаучные методы: нормативно-логический и сравнительно-правовой. Многие проблемы исследовались как междисциплинарные, существующие на стыке юридической науки и экономики, что было обусловлено задачами комплексного анализа отношений в рамках рассматриваемой темы.
Следует дополнительно отметить системность правовой природой объекта исследования. Само развитие торгов и государственного и муниципального заказа в частности предполагает двойственную природу разрешения вопросов, возникающих в рамках заявленной тематики: данный институт может предполагать как тесное взаимодействие частноправовых форм с публично-правовыми образованиями, так и осуществляться внутри, в рамках частноправовой сферы. Вышеуказанные причины определили необходимость использования междисциплинарного подхода в рамках изучения указанной тематики.
Заявленные цели и задачи определили содержание данной дипломной работы, состоящей из введения, двух глав и заключения.
Государственные и муниципальные закупки являются одним из важнейших рыночных институтов современности, позволяющим в условиях здоровой конкуренции заключать гражданско-правовые договоры. В качестве основы правового регулирования в данной сфере выступает предоставление реальных преимуществ в развитии и поддержке бизнеса в Российской Федерации, очевидным следствием которых является развитие собственных производств и наращивание экономической мощи государства в целом.
Система закупок не только стимулирует формирование единого конкурентного пространства в стране, но и способствует росту конкурентной способности на внешних рынках. Конкурсная система закупок потенциально несет большие выгоды, экономя бюджет на всех уровнях. Торги должны быть прозрачными и гарантировать всем участникам равные условия. Для достижения прозрачности торгов во всем мире применяются сходные принципы: эффективная система извещения, публичное вскрытие конвертов с заявками, стандартизированные критерии оценки, а также широкую публикацию результатов всех конкурсов. Должен существовать независимый орган, рассматривающий жалобы участников, и обладающий властью приостанавливать или отменять любой из этапов закупок или весь процесс закупок в целом. Именно по этим критериям международные организации оценивают степень экономической зрелости страны.
Отношения, входящие в предмет гражданско-правового регулирования, динамичны: одни институты устаревают, появляются новые, подход к ряду институтов меняется. Все это требует соответствующей оперативной реакции законодателя, модернизации существующих актов, принятия новых актов.
Таким образом, поставленные цели и задачи исследования достигнуты.
Опираясь на современное законодательство, в данной дипломной работе были раскрыты базовые положения, характеризующие сферу государственных и муниципальных закупок.
Государственные и муниципальные закупки как межотраслевое явление обладают двумя определяющими их правовую природу признаками, характерными и для торгов как гражданско-правового института, это равенство участников торгов и их состязательность друг с другом.
К числу принципов государственного заказа следует отнести принципы транспарентности; подотчетности и соблюдения процедур (ответственности); эффективности; открытой конкуренции; справедливости; недискриминации.
Следует признать и положительную тенденцию в рамках развития института проведения электронных аукционов. Новейшие изменения в законодательство нацелены на создание и проведение аукционов в рамках сети Интернет на максимально прозрачных условиях при учете максимального количества заинтересованных лиц. Кроме того развитие данной системы предоставляет возможность сокращения затрат на организацию и проведение торгов, а следственно существенной экономии бюджетных средств.
Нормативная база для применения системы государственного заказа начала создаваться в России сравнительно недавно, однако следует учитывать тот факт, что степень ее разработанности достаточно высока, и уже сегодня можно признать, что данная сфера разрабатывалась с учетом лучших внутригосударственных и зарубежных практик.
1. Российская Федерация. Конституция Российской Федерации.
[Текст]: [Конституция Российской Федерации принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ] // Собрание законодательства РФ. - 2014. -№9. - ст. 851.
2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. [Текст]: [федер. закон: от 30 ноября 1994 г. №51- ФЗ: по состоянию на 20 июня 2016 г.] // Собрание законодательства РФ. - 1994. - N 32. - Ст. 3301.
3. Российская Федерация. Законы. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: [федер. законот 05 апреля 2013 г. №44-ФЗ ред. от 2 июня 2016 г.] // СПС Консультант Плюс.
4. Российская Федерация. Законы. О защите конкуренции. [Электронный ресурс]: [федер. закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ ред. от 5 октября 2015 г.] // СПС Консультант Плюс.Российская Федерация. Законы.О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации. [Текст]: [федер. закон от 12 марта 2014 г. №35-ФЗ изменения части первой ГК РФ вступают в силу 1 июля 2014 г.] // Российская газета. - 2014. - №59.
5. Российская Федерация. Законы.О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации. [Текст]: [федер. закон от 21 декабря 2013 г. №367-ФЗвступает в силу 1 июля 2014 г.] // Российская газета. - 2013. - №291.
6. Российская Федерация. Постановления Правительства РФ. Об утверждении Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг).[Электронный ресурс]: [постан. от 02 сентября 2015 г. № 926ред. от 11 марта 2016 г.] // СПС Консультант Плюс.
7. Российская Федерация. Постановления Правительства РФ. О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана- графика закупок товаров, работ, услуг.[Электронный ресурс]: [постан. от 05 июня 2015 г. № 554] // СПС Консультант Плюс.
8. Российская Федерация. Постановления Правительства РФ. Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.[Электронный ресурс]: [постан. от 28 ноября 2013 г. № 1085 ред. от 17 марта 2016 г.] // СПС Консультант Плюс.
9. Российская Федерация. Постановления Правительства РФ. О единых требованиях к региональным и муниципальным информационным системам в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.[Электронный ресурс]: [постан. от 28 ноября 2013 г. № 1091] // СПС Консультант Плюс.
10. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.[Электронный ресурс]: [приказ ФАС России от 19 ноября 2014 г. № 727/14 ред. от 17 марта 2016 г.] // СПС Консультант Плюс.
11. Российская Федерация. Письма. О Рекомендациях по расчету
величины административного штрафа (вместе с «Методическими рекомендациями по расчету величины административного штрафа, рассчитываемого исходя из суммы выручки правонарушителя и налагаемого на юридических лиц, за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1, 14.31.2, 14.32 и 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях»)[Электронный ресурс]: [письмо ФАС России от 19 января 2012 г № ИА/1099]// СПС Консультант Плюс.
12. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации [Текст]: [одобрена Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 7 октября 2009 г.]/ Вестник ВАС РФ. - 2009. - №11.
13. Законопроект № 623906-6 «О внесении изменений в
Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в части регламентации проведения процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме) документ опубликован не был [Электронный ресурс] //
http: //asozd2. duma.gov.ru/main.nsf/%2 8SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=6239 06-6&02(дата последнего обращения 03.06.2016)
14. Российская Федерация. Законы. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. [Текст]:[федер. закон от 21 июля 2005 года №94-ФЗ с изм. и доп] (утратил силу) // Собрание законодательства РФ. - 2005. - №30 (ч. 1). - Ст. 3105.
2. Материалы судебной практики.
1. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.01.2016 N Ф08-10135/2015 по делу N А32-10770/2015 [Электронный документ] // СПС Консультант Плюс.
2. Определение Верховного Суда РФ от 26.01.2016 № 303-ЭС15- 13256 по делу № А51-38337/2013 [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс.
3. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 01.12.2015 N Ф05-11080/2015 по делу N А40-22931/14 [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс.
4. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22.04.2015 № Ф06-22306/2013 по делу № А57-4980/2014 [Электронный документ] // СПС Консультант Плюс.
5. Определение Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2015 г. № 233-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы «Городская клиническая больница N 15 имени О.М. Филатова Департамента здравоохранения города Москвы» на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации», пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 8 статьи 9 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»[Электронный ресурс] // СПС Г арант: http: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70779226/#ixzz3 aam 1 dPw8
6. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.09.2014 N Ф03-3746/2014 по делу N А51-28478/2013 [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс.
7. Постановление Президиума ВАС РФ от 13.05.2014 N 19371/13 по делу А45-27060/2012[Элекстронный ресурс] // СПС Консультант Плюс.
8. Определение Верховного Суда РФ от 14.11.2014 № 306-КГ14- 3545 по делу № А65-18574/2013 [Электронный ресурс] // СПС Консультант плюс.
9. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6274/11 от 10.02.2012 г. [Электронный ресурс] // СПС «Мой арбитр».
10. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 (ред. от 14.10.2010) «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» [Текст] // Вестник ВАС РФ, - № 8, август, 2008. - С.2.
3. Специальная литература.
1. Андреев, И.А.Аюшеева,И.З., Васильев,А.С., Гражданское право.[Текст]:учебник: в 3 т. // И.А. Андреев, И.З. Аюшеева, А.С. Васильев [и др.]; под ред. С.А. Степанова. — М.: Проспект, 2014. — Т. 2. — 712 с.
2. Андреев, И.А. Финансовые услуги для естественных монополистов: конкурсное заключение договора. [Электронный документ] // СПС Консультант плюс.
3. Андреева, Л.В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. [Текст] / Л.В. Андреева - М.: ВолтерсКлувер, 2011. - 310 с.
4. Артемьев, И.Ю. Конкурентное право России. [Текст]: учебник для ВУЗов / Отв. ред. И. Ю. Артемьев, С. А. Пузыревский, А. Г. Сушкевич. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. - 493 с.
5. Белов В. Е. Правонарушения в сфере государственных и
муниципальных заказов [Текст] // Законность. 2010. - № 12. - 42 с.
6. Беляева, О. А. Аукционы и конкурсы. Комментарий судебно-арбитражной практики [Текст] / О. А. Беляева.-М.:Контракт, 2010. - 304 с.
7. Беляева, О. А. Торги: теоретические основы и проблемы правового регулирования. [Текст]:Дис. д-ра юрид. наук 12.00.03 / О. А. Беляева -Москва, 2012. - 423 с.
8. Болдырев, В.А. Конструкция юридического лица несобственника:
опыт цивилистического исследования. [Текст]: монография // В.А.
Болдырев- М.: Статут, 2012. - 366 с.
9. Гафарова, Г.Р. Вопросы государственного регулирования ценообразования в бюджетном праве [Текст]/ Гафарова Г.Р. // Юридический мир. 2012. - № 9. - 64 с.
10. Гладков В.С. Государственный контракт как административный договор [Текст] // Юридический вестник РГЭУ. 2008. - № 2 (40). - 21 с.
11. Гончаров, Е. Ю. История торгов в России XVII - XVIII вв. [Текст] / Е. Ю. Гончаров // Конкурсные торги,1998. -№8. - С. 39-43.
12. Доклад Общественной палаты об эффективности проводимых в Российской Федерации антикоррупционных мероприятий и участии институтов гражданского общества в реализации антикоррупционной политики. - М., Общественная палата Российской Федерации, 2011.
13. Зимин, К.А. Гражданско-правовое регулирование отношений, направленных на удовлетворение государственных и муниципальных нужд [Текст]:автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук. / К.А. Зимин — Краснодар, 2009. - 170 с.
14. Жалинский, А.Э. Уголовное право в ожидании перемен: теоритико - инструментальный анализ. [Текст] // А. Э. Жалинский. - М.: Проспект, 2009. - 210 с.
15. Кичик, К.В. Государственный (муниципальный) заказ России. Правовые проблемы формирования, размещения и исполнения [Текст]: монография. // К.В. Кичик. - М.: Юстицинформ, 2012. - 61 с.
16. Кичик, К.В. Законодательство России о государственных
(муниципальных) закупках: состояние и перспективы (лекция в рамках учебного курса «Предпринимательское право») [Текст] // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом», 2012. - № 1. - 51 с.
17. Копкова, А. П. Историко-правовые аспекты развития института
торгов в России [Электронный ресурс] / А. П. Копкова.
URL:http://pravorggu.ru/2010_17/index.shtml(дата последнего обращения 20.06.2016).
18. Красавчиков, О.А. Гражданские организационно-правовые отношения [Текст]: сборник статей// Антология уральской цивилистики. — 1925 — 1989: Сб. статей. М., 2001. - 168 с.
19. Кудрявцев, В.Н. Криминология: [Текст]: учебник для вузов. // под ред. В. Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. - М.: Юрист, 2005. - 512 с.
20. Маркелов, К.Б. Вопросы соотношения правовых норм, регулирующих государственные и муниципальные закупки и государственные (местные) расходы [Текст] / Маркелов К.Б. // Финансовое право. 2011. - № 2. - 53 с.
21. Маркелов, К.Б. Проблемы реализации правовых норм, регулирующих государственные и муниципальные закупки [Текст] // Юрист. 2011. - № 5. - 33 с.
22. Мицкевич Л.А. Административные договоры в Германии и России [Текст] // Л.А. Мицкевич. Договор в публичном праве: Сборник научн. ст. / Под ред. Е.В. Гриценко. - М.: ВолтерсКлувер, 2009. - 280 с.
23. Пушкарская А. Судить о госзаказе предложено государству // Коммерсантъ - 2015. - № 36.
24. Савостин, А.А. Административные договоры и их реализация в сфере публичного управления [Текст] // Административное и муниципальное право. 2008. - № 1. - 44 с.
25. Синдеева И.Ю. Административный договор как институт административного права [Текст]:Дис. канд. юрид. наук. // И.Ю. Синдеева. — М., 2012. — 111 с.
26. Скосырская Ю. В. Криминологические и уголовно-правовые меры борьбы с преступлениями коррупционной направленности, совершаемыми в сфере государственных закупок [Текст]:автореф. дис. канд. юрид. наук. // Ю.В. Скосырская. — М, 2011. - 211 с.
27. Спиридонов, С.А. Проблемы законодательного разделения нужд Российской Федерации, государственных заказчиков и бюджетных учреждений при заключении государственных контрактов [Текст] / Государственная власть и местное самоуправление. 2013. - № 4. - 47 с.
28. Петросян, Р.А. Вступил в силу первый приговор по статье 178 УК об участии в картеле [Электронный ресурс] // СПС «Право. Ru».URL: http://pravo.ru/news/view/109265/(дата последнего обращения 20.06.2016).
29. Ходаковский К.В. Цель административного договора [Текст] // Административное право и процесс. 2010. - № 4. - 52 с.
30. Чучаев А. И. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный). Исправлен, дополнен, переработан [Текст] // под ред. д-ра юрид. наук, проф. А.И. Чучаева. - М.: КОНТАКТ, 2013. - 672 с.
31. Шевченко Л.И. Проблемы формирования договорных отношений поставки в условиях становления в Российской Федерации рыночной экономики [Текст]: Дис. д-ра юрид. наук. // Л.И. Шевченко. - Кемерово, 2001. — 268 с.
32. Щербакова Л.В. Виды административно-договорных
обязательств: основные критерии классификации [Текст] //
Административное и муниципальное право. — 2013. — № 3. — 219 с.