Введение 3
Глава 1. Система поддержания мира до создания Организации
Объединенных Наций 9
Глава 2. Обеспечение мира - одно из основных направлений деятельности Организаций Наций 21
2.1 Превентивная дипломатия 23
2.2 Миротворчество (содействие миру) 27
2.3 Постконфликтное миростроительство 29
2.4 Принуждение к миру 33
2.5 Поддержание мира 35
Глава 3. Правовые основы деятельности Организации Объединенных
Наций в сфере поддержания мира 43
Глава 4. Поддержание мира в различных регионах 59
4.1 В Африке 59
4.2 В Азиатско-Тихоокеанском регионе 63
4.3 В Европе 67
4.4 На американском континенте 71
4.5 На Ближнем Востоке 73
Заключение 76
Список использованной литературы
Организация Объединенных Наций появилась на свет в 1945 году после опустошительной Второй мировой войны. Поэтому основной целью ее создания было поддержание международного мира и безопасности, что и закреплено в преамбуле и статье 1 Устава ООН. Новая организация должна была помочь мировому сообществу создать систему коллективной безопасности и послужить гарантом недопущения развязывания новой мировой войны.
Организация Объединенных Наций добивается осуществления своей главной цели путем предотвращения конфликтов, оказания содействия сторонам конфликта в примирении, осуществления миротворческой деятельности, а также создания условий, способствующих установлению и укреплению мира. Для достижения большей эффективности, ООН необходимо применять все эти инструменты в совокупности, в дополнение друг к другу или одновременно.
Главная ответственность за поддержание международного мира и всеобщей безопасности была с самого начала возложена на Совет Безопасности ООН. Тем не менее, Генеральная Ассамблея и Генеральный секретарь играют не менее важные и взаимодополняющие роли наряду с другими органами и учреждениями Организации Объединенных Наций.
Объектом данного исследования является право международной безопасности в аспекте деятельности Организации Объединенных Наций по обеспечению международного мира и всеобщей безопасности в историческом контексте и в настоящее время, включая инструменты, используемые Организацией для достижения этой цели. Акцент, в частности, делается на операции ООН по поддержанию мира на протяжении всей истории существования Организации.
Предмет диссертационного исследования составляют конфликты нового поколения и способы их разрешения, а также эволюция деятельности Организации Объединенных Наций в их урегулировании.
Основными целями исследования являются всесторонний юридический анализ деятельности ООН по обеспечению международного мира и безопасности для прослеживания эволюции миротворческого механизма Организации, и определения его основных характеристик на современном этапе развития.
Для достижения поставленных целей в исследовательской работе предполагается решение следующих задач:
- рассмотреть международно-правовые и концептуальные аспекты функционирования механизма миротворчества Организации Объединенных Наций на протяжении всей истории ее существования;
- проанализировать теоретическую (правовую) основу и практическую сторону деятельности ООН по поддержанию мира и урегулированию конфликтов с точки зрения эволюционного процесса развития;
- охарактеризовать осуществляемые под эгидой Организации миротворческие операции и оценить эффективность их деятельности;
- выявить и проанализировать основные этапы процесса эволюции операций ООН по поддержанию мира;
- определить содержание современной концепции обеспечения международного мира и безопасности.
Методы, используемые в диссертационном исследовании.
В связи с актуальностью и трудностью выбранной тематики, невозможно ограничиться несколькими методами исследования. Поэтому мною был применен комплекс различных методов, как на общетеоретическом и общеправовом, так и на межотраслевом и отраслевом уровнях.
В данном исследовании мною были использованы методы анализа и синтеза и логический метод.
При рассмотрении проблемы в историческом контексте я применила исторический метод, а при анализе международно-правовых источников использовался сравнительно-правовой метод.
При формулировании практических выводов исследования я опиралась на метод моделирования и социального опроса: «Считаете ли вы
эффективными операции ООН по поддержанию мира в различных регионах?».
Теоретическая основа диссертационного исследования.
Тема миротворческой деятельности Организации Объединенных Наций и проблематика поддержания международного мира и всеобщей безопасности актуальна не только для специалистов в политологии и международных отношениях, но и для юристов-международников. В связи с чем в работе использован междисциплинарный подход.
При написании данной работы были использованы труды как российских, так и зарубежных юристов-международников, политологов, социологов и специалистов по международным отношениям.
В отечественной литературе большое количество работ затрагивают лишь отдельные аспекты деятельности Организации Объединенных Наций по обеспечению международной безопасности и практически нет работ, описывающих деятельность ООН в этой области в целом.
Например, в работах Г.И. Морозова проанализированы общие теоретические проблемы деятельности ООН, а в его публикациях и периодических изданиях рассмотрены конкретные миротворческие операции, в частности, операция по пресечению агрессии Ирака против Кувейта. Значительное внимание участию ООН в решении современных проблем войны и мира уделено в работах В.Н. Федорова. Общетеоретические вопросы деятельности ООН исследованы в монографиях Э.С. Кривчиковой и Е.А. Шибаевой.
Действия по поддержанию мира, которые осуществлялись Организацией Объединенных Наций в 70-е годы XX века, рассмотрены Э.С. Александровой. В работах B.C. Семенова проанализирован опыт применения в первых
операциях ООН по поддержанию мира вооруженной силы и участие военных и полицейских сил. Также мною было обращено пристальное внимание на фундаментальные труды Бекяшева К.А., Валеева Р.М., Игнатенко Г.В., Колосова Ю.М., Курдюкова Г.И., Лукашука И.И., Марочкина С.Ю., Мингазова Л.Х., Тиунова О.И., Тункина Г.И., Ушакова Н.А., Фельдмана Д.И., Черниченко C.B. и многих других ученых, которые глубоко изучали право международной безопасности и деятельность ООН в этой сфере.
Зарубежная литература по проблематике темы настоящей работы огромна по объему и крайне разнообразна по содержанию. Особенно следует отметить отсутствие единства в научных взглядах отечественных и зарубежных авторов на рассматриваемую проблематику.
В зарубежной литературе аспекты международно-правового регулирования операций по поддержанию мира ООН исследовались на протяжении XX века достаточно активно в трудах таких ученых, как: Э. X. Де Аречага, Маррак Гоулдинг, Эрик Давид, Алан Джеймс, Майкл Лунд, Люк Рейхляр, Тания Пафенцхольц.
В рамках рассматриваемой темы особый интерес представляют диссертационные исследования отечественных авторов: Андреева М.В., Насыровой A.M., Горбачева А.Л., Снегиной С.Н.
Также анализу был подвергнут широкий круг документальных источников, который включает международно-правовые акты, документы Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, Совета Безопасности и других органов ООН, доклады Генерального Секретаря, а также законодательство Российской Федерации.
Актуальность темы диссертационного исследования.
На протяжении XX века основополагающей целью всего мирового сообщества являлось установление прочного мира и создание системы коллективной безопасности, которая помогла бы избежать развязывание новой войны.
Ядром современной системы международных отношений и гарантом обеспечения мира во всем мире является Организация Объединенных Наций. Именно она стала тем универсальным международным органом, обладающим эффективным механизмом поддержания мира и всеобщей безопасности. Одним из основных действенных инструментов этого механизма являются операции по поддержанию мира и миротворческие миссии в рамках ООН.
В 2018 году операциям Организации Объединенных Наций по поддержанию мира исполнится 70 лет. ООН стала первой межправительственной организацией, которая начала проводить миротворческие операции. В знак признания заслуг миротворцев Организации Объединенных Наций в 1988 году они были удостоены Нобелевской премии мира.
Правительства государств все чаще и чаще обращаются к Организации Объединенных Наций с просьбой о помощи в урегулировании межнациональных и межэтнических конфликтов, вспыхивающих во многих регионах мира после окончания «холодной воины». Так, за первые 40 лет миротворческой деятельности ООН было учреждено всего 13 операций, но уже с 1988 года было развернуто 35 новых миссий. В кульминационный период, который пришелся на 1993 год, общая численность военного, полицейского и гражданского персонала Организации Объединенных Наций из 77 стран достигла более 80 000 человек .
Вооруженные Силы Российской Федерации также участвуют в миротворческой деятельности ООН.
Практическое участие на тот момент еще СССР в операциях ООН по поддержанию мира началось с октября 1973 года, когда Организация направила на Ближний Восток первую группу военных наблюдателей.
Начиная с 1991 года, участие Российской Федерации в таких операциях стало постоянным: после окончания войны в Персидском заливе, была направлена группа российских военных наблюдателей ООН в район ирако- кувейтской границы. С начала 1992 года сфера деятельности российских военных наблюдателей распространилась на такие государства, как Югославия, Камбоджа и Мозамбик, а позднее и на Руанду. Российские военные участвовали (и участвуют) под эгидой ООН в урегулировании конфликтов в Грузии, Анголе, Гватемале, Восточном Тиморе и других государствах.
Главной нормативно-правовой основой деятельности ООН в области поддержания и укрепления мира является Устав Организации. Его важнейшие положения посвящены системе мер, направленных на охрану международной безопасности. В их числе предусмотрены как мирные средства урегулирования конфликтов, так и принудительные меры с применением вооруженных сил ООН.
Рассматриваемая деятельность и право международной безопасности, как подотрасль международного права, основана и на основополагающих принципах международного права, закрепленных как в Уставе ООН, так и в Декларации о принципах международного права и Заключительном акте СБСЕ. Все принципы взаимосвязаны между собой и тем или иным образом касаются вопроса поддержания мира и всеобщей безопасности. Более других данной цели отвечают 2 принципа: принцип мирного урегулирования международных споров; принцип неприменения силы или угрозы силой.
На становление механизма международного миротворчества ООН значительно повлияли и нормы «мягкого права», принимаемые органами ООН в процессе деятельности.
Все это указывает на то, что рассматриваемый вопрос регулируется на различных правовых уровнях, хотя до сих пор и не имеет четких границ, терминологии и единодушия взглядов.
Деятельность Организации Объединенных Наций в области поддержания мира является многогранным комплексным механизмом, который остается актуальным и эффективным и в наши дни, хотя и имеет немало теоретических и практических проблем.
Мировая история являет нам немало примеров того, что развитие человечества развивается отнюдь не мирным путем.
Желание групп людей процветать и развиваться пересекалось с необходимостью сосуществования с другими группами людей, которые говорят на разных языках, имеют отличные традиции и верования.
Разница в культуре и амбиции, ограниченность территории и исчерпаемость природных ресурсов делали крайне трудным мирное сосуществование всех зарождающихся народностей.
Конфликты между различными сообществами людей становились неизбежными.
Война считается древнейшим и наиболее эффективным способом разрешения конфликтов (сначала межплеменных, а затем и межгосударственных) и самым результативным методом осуществления внешней политики государства.
Проблема поддержания мира и безопасности на планете была актуальной на протяжении многих веков и остается таковой и поныне. Однако, к сожалению, далеко не все политики и сообщества готовы оказаться от агрессивных, но эффективных методов разрешения споров.
Тем не менее, с развитием и становлением международного публичного права количество попыток обеспечить безопасность и мир в межгосударственных отношениях только возрастает.
Этот длительный процесс до сих пор не окончен. Однако уже в наши дни можно наблюдать внушительную систему как универсальных, так и региональных международных организаций, международных договоров и процедур, регулирующих наиболее спорные и критические вопросы международных отношений и международного права.
Таким образом сложилась значительная политико-правовая концепция - система коллективной международной безопасности, главную роль в которой играет непосредственно Организация Объединенных Наций.
В данной исследовательской работе были рассмотрены различные аспекты поддержания мира и всеобщей безопасности: робкие попытки создания системы безопасности до учреждения ООН, правовую базу и относительный успех деятельности Организации Объединенных Наций в рассматриваемой сфере, инструменты и способы, применяемые для поддержания мира, а также конкретные примеры урегулирования конфликтов в различных регионах нашей планеты.
На основании изложенного в данной работе можно сформулировать некоторые выводы.
Операции ООН по поддержанию мира являются наиболее распространенным инструментом Организации в данной области. Миссии и операции прошли долгий путь становления от простейших наблюдательных миссий до сложных многоступенчатых комплексных мероприятий.
Поэтому сейчас при организации и проведении сложных по своему характеру миссий, предусматривающих ведение работы одновременно в политической, военной и гуманитарной областях, используется опыт, накопленный непосредственно при проведении «традиционных» операций Организации Объединенных Наций по поддержанию мира, которые, как правило, были нацелены на решение военных задач, (наблюдение за прекращением огня, разъединение противоборствующих сил и создание буферных зон).
Постепенно в процессе эволюции к выполняющим функции миротворцев Организации Объединенных Наций военнослужащим присоединялись сотрудники гражданской полиции, общественность, наблюдатели за проведением выборов, наблюдатели за соблюдением прав человека и другие гражданские специалисты. Диапазон их задач достаточно широк — от обеспечения охраны при доставке гуманитарной помощи и самой ее доставки, до оказания бывшим противникам помощи в осуществлении сложных по своему характеру мирных соглашений и построению нового миропорядка, а также восстановлению инфраструктуры государств.
Генеральными Секретарями ООН неоднократно подчеркивалась необходимость изыскания новых инструментов, способствующих своевременному урегулированию конфликтов. Поэтому вслед за развитием института миротворческих операций в рамках ООН была разработана концепция превентивной дипломатии, постконфликтного миростроительства. К сожалению, ситуацию осложняет отсутствие в рамках Организации Объединенных Наций универсальной и общепринятой международной концепции по обеспечению мира и всеобщей безопасности.
С одной стороны ООН обладает определенной гибкостью и потенциалом развития в данной области, а с другой - отсутствие единых доктринальных воззрений среди участников ООН значительно затрудняет осуществление миротворческой деятельности Организации в целом.
В ходе исследования также выяснилось, что наиболее значительную роль в борьбе с развязыванием конфликтов и актами агрессии в рамках ООН играют, как ни странно, именно нормы «мягкого права», не являющиеся обязательными в общем смысле, но распространяющих свое условно императивное действие на участвующий контингент и стороны конфликта.
Однако и нормативно-правовые акты играют далеко не последнюю роль. Не обделены вниманием в настоящей работе Устав ООН, источники, закрепляющие 10 общих принципов международного права и некоторые многосторонние конвенции, заключенные в рамках различных межправительственных организаций, так или иначе касающихся рассматриваемого вопроса.
Например, из 25 миссий ООН, учрежденных с начала 1992 года, 15 были связаны с внутригосударственными конфликтами и только 2 представляли собой классические операции по поддержанию мира . Вместо наблюдения за ходом примирения конфликтующих сторон миротворцам пришлось взять урегулирование конфликтов на себя с применением силовых средств, что неразрывно связано с соблюдением Женевских конвенций 1949 года и Дополнительных протоколов к ним.
Нельзя не отметить, что не все операции ООН заканчивались успешно и всегда достигали поставленных целей, но тем не менее, положительных моментов значительно больше.
Вместе с тем нельзя не обратить внимание и на отрицательные моменты развития операций по поддержанию мира, которые выражаются в том, что наметилась тенденция обобщения под понятием операций ОПМ и миротворчества ООН иных способов урегулирования конфликтов (например, принуждения к миру и коалиционного миротворчества).
В отечественной литературе такие ошибки встречаются при классификации миссий и операций ООН.
Не существует единого акта, который собрал бы воедино разрозненные доктрины, существующие в области поддержания мира, и выработал бы единый подход к пониманию и осуществлению миротворческих операций. Такой международный акт необходим, чтобы обеспечить единообразие в деятельности Организации по обеспечению мира во всем мире.
Тем не менее, миротворческая деятельность ООН и по сей день остается актуальной во всем мире.
Вооруженные конфликты по-прежнему возникают в силу самых разных причин: от неспособности политических структур обеспечить эффективную упорядоченную систему власти в государствах до разочарования населения во властных структурах и борьбе за контроль над ресурсами.
Поэтому для государств во всем мире, в которых производится развертывание операций Организации Объединенных Наций по подражанию мира, их легитимность и универсальность значит очень многое:
- стимулирует диалог между конфликтующими сторонами;
- помогает остановить разрастающийся конфликт и не дать ему перейти в острую фазу;
- играет огромную роль в восстановлении постконфликтного мира и повышает жизнеспособность государств путем оказания помощи в экономической, социальной и политической сферах и многое другое.
Организация Объединенных Наций, являющаяся уже на протяжении без малого семи десятилетий основой и гарантом международного правопорядка, была и остается центральным звеном международных отношений в области поддержания мира и безопасности.
Сегодня ООН сталкивается с новыми задачами, связанными с различными аспектами глобализации международной жизни, находящими свое проявление в новых вызовах и угрозах международному миру. Необходимость коллективного разрешения наиболее значимых вопросов (борьба с терроризмом, черные рынки оружия массового уничтожения, пиратство, транснациональная организованная преступность, незаконный оборот наркотиков и прочее) заставила международное сообщество иначе посмотреть на систему коллективной безопасности, в том числе на роль Совета Безопасности и других органов ООН в деле эффективного разрешения международных конфликтов и разрешения кризисных ситуаций в различных сферах жизни.
Таким образом, за почти 70 лет миротворческая деятельность Организации Объединенных Наций претерпела множество изменений, находила и поддержку и откровенную неприязнь, пережила и взлеты и падения. Путем проб и ошибок Организация Объединенных Наций смогла подтвердить эффективность проводимых ею операций и миссий и встать на путь разработки единого механизма и формирования единой концепции миротворчества ООН.
1. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 года//Международное публичное право. Сборник документов/сост. Бекяшев К.А., Бекяшев Д.К.. — М.: Проспект, 2009.
2. Устав Лиги Наций от 10 января 1920 года// Международное публичное право. Сборник документов/сост. Бекяшев К.А., Бекяшев Д.К.. — М.: Проспект, 2009.
3. Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, 1946 год. Информационный ресурс:
http: //www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/privileg.shtml
4. Конвенция о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала, 1994 год.
Информационный ресурс:
http: //www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/un personnel safety.s html
5. Факультативный протокол к Конвенции о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала, 2005 год.
Информационный ресурс:
http: //www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/prot safetypersonal .s html
6. Пакт Бриана-Келлога, 1928 год.
Информационный ресурс:
http: //arhiv.inpravo .ru/data/base260/text260v717i488.htm
7. Договор об Антарктике, 1959 год.
Информационный ресурс:
http: //www.un.org/ru/documents/decl conv/conv1946. shtml
8. Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, 1963 год.
Информационный ресурс:
http://arhiy.inpravo.ru/data/base304/text304v479i228.htm
9. Договор о нераспространении ядерного оружия, 1968 год.
Информационный ресурс:
http: //www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/npt.shtml
10. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 год.
Информационный ресурс:
http: //www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/outer space governin g.shtml
11. Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны, 1949 год.
Информационный ресурс:
http: //www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/geneva civilian.shtml
12. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, 1970 год.
Информационный ресурс:
http://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/intlaw principles
13. Манильская декларация о мирном разрешении международных споров, 1982 год.
Информационный ресурс:
http://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/manila declaration.sh tml
14. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам, 1960 год.
Информационный ресурс:
http://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/colonial.shtml
15. Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств, 1981 год.
Информационный ресурс:
http://www.un.Org/ru/documents/decl conv/declarations/internal affairs decl.s html
16. Декларация об установлении фактов Организацией Объединенных Наций в области поддержания международного мира и безопасности, 1991 год.
17. Хельсинкский заключительный акт СБСЕ, 1975 год.
Информационный ресурс:
http://www.osce.org/ru/mc/39505?download=true
18. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 3314 (ХХ!Х) «Определение агрессии», 1974 год.
Информационный ресурс:
http://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/aggression
19. Резолюция Совета Безопасности ООН 1509 (2003), 2003 год.
Информационный ресурс:
https://documents-dds-
ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N03/525/72/PDF/N0352572.pdf?OpenElement
20. Резолюция Совета Безопасности ООН 1528 (2004), 2004 год.
Информационный ресурс:
https://documents-dds-
ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N04/253/22/PDF/N0425322.pdf?OpenElement
21. Резолюция Совета Безопасности ООН 2155(2014), 2014 год.
Информационный ресурс:
https://documents-dds-
ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N14/411/29/PDF/N1441129.pdf?OpenElement
22. Резолюция Совета Безопасности ООН 1704 (2006), 2006 год.
Информационный ресурс:
https://documents-dds-
ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N06/479/04/PDF/N0647904.pdf?OpenElement
23. Резолюция Совета Безопасности ООН 762 (1992), 1992 год.
Информационный ресурс:
https://documents-dds- ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/012/69/IMG/NR001269.pdf?OpenElement
24. Резолюция 2043 (2012), 2012 год.
Информационный ресурс:
http://www.peacemaker.un.org/sites/peacemaker.un.org/files/SY 120421 SCR esolution2043%282012%29%28ru%29.pdf
25. Федеральный закон РФ от 23.06.1995 № 93-ФЗ «О порядке
предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности».
Электронный ресурс. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
Учебная литература.
26. Абугу Антони Ифеаничуку. Превентивная дипломатия и ее реализация в современном международном праве. Дисс. .канд. юрид. наук. М., 2000. 141 с.
27. Братерский М.В. , Батюк В.И., Ананьева Е.В. Словарь «Что есть что в мировой политике» // Изд. дом Высшей школы экономики. 2016. 368 с.
28. Брынкина Я.А. Участие России в миротворческих операциях ООН: конец XX - начало XXI вв. дисс., канд. истор. Наук. 07.00.02. Москва. 2007. С. 239
29. Валеев P.M., Курдюков Г.И.. Международное право. Общая часть. Учебное пособие. — М., 2011. Электронный ресурс. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
30. Валеев P.M., Курдюков Г.И.. Международное право. Особенная часть. Учебное пособие. — М., 2010. Электронный ресурс. Доступ из справочно¬правовой системы «КонсультантПлюс»
31. Вылегжанин А.Н. Международное право: учебное пособие. — М., 2009. — 1012 с.
32. Галенская Л.Н.. Энциклопедия международных организаций. Том 1. — СПбГУ, — 2006.
33. Гроций Г. О праве войны и мира: Репринт с изд. 1956 г. - М.: Ладомир, 1994. - 868 с.
34. Игнатенко Г.В. Международное право. Учебное пособие. — М.: Высшая школа, — 1995.
35. Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. Международное право: Учебник/Р.А. Каламкарян, Ю.И. Мигачев. 3-е изд. — М.: Эксмо, — 2010.
36. Колосов Ю.М., Кузнецов В.И.. Международное право: Учебник. — М, 1996. — 608 с.
37. Перевалов В.Д. Политология : Учеб. Для вузов // М.: Изд-во НОРМА, 2003. - 384 с.
38. Снегина С.Н. Эволюция деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию международного мира и безопасности. дисс.. канд. юрид. Наук. 12.00.10. Казань. 2006. С. 188
39. Цыганков П.А. Международные отношения: Учебное пособие. — М.: Новая школа, 1996. — 320 с.
40. Шибаева Е.А. Право международных организаций: Вопросы теории. Монография. — М.: Международные отношения, 1986 — 160 с.
Специальная и иностранная литература.
41. Письмо Генерального секретаря ООН Совету Безопасности ООН (S/2012/618), 2012 год.
Информационный ресурс:
https://documents-dds-
ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N12/460/44/PDF/N1246044.pdf?OpenElement
42. Доклад Генерального секретаря ООН «Повестка дня для мира. Превентивная дипломатия, миротворчество и поддержание мира», 1992 год.
Информационный ресурс:
http://www.un.org/ru/siteindex/agenda forpeace.pdf
43. Бюллетень Генерального секретаря ООН «Соблюдение силами ООН норм международного гуманитарного права», 1999 год.
Информационный ресурс:
http: //humanrts. umn. edu/russian/instree/Runobservanceofinthumanitlaw.html
44. Дополнение к «Повестке дня для мира», подготовленное Генеральным секретарем ООН, 1994 год.
Информационный ресурс:
http://www.un.org/ru/siteindex/agenda forpeace.pdf
45. Доклад Генерального секретаря ООН «Цели развития тысячелетия», 2000-2015 годы.
Информационный ресурс:
http://www.un.org/ru/millenniumgoals/mdgreport2015.pdf
46. «Peace operations 2010», 2010 год.
Информационный ресурс:
http://www.un.org/en/peacekeeping/documents/po2010.pdf
47. Итоговый документ Всемирного саммита 2005 года, 2005 год.
Информационный ресурс:
http://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/outcome2005.shtml
48. «A NEW PARTNERSHIP AGENDA», 2009 год.
Информационный ресурс:
http://www.un.org/en/peacekeeping/documents/newhorizon.pdf
49. «THE NEW HORIZON INITIATIVE: PROGRESS REPORT No.1 (OCTOBER 2010), PROGRESS REPORT No. 2 (DECEMBER 2011)».
Информационный ресурс:
http: //www. un. org/en/peacekeeping/documents/newhorizon update01. pdf
http: //www. un. org/en/peacekeeping/documents/newhorizon update02. pdf
50. Saksena K.P. The United Nations and Collective Security: a Historical Analysis. Delhi, 1977
51. The Surge in UN Peacekeeping. Published by the United Nations Department of Public Information. DP/2392. May 2005 - 15C.
52. Africa Very Active in Peacekeeping Operations - UN Official. Luanda. May 10, 2006.
Информационный ресурс:
http://www.angolapress-angop.ao/noticia-e.asp.ID-373236
53. Chapter «Operations» // Great Britain MD. London, 1995.
Периодическая литература.
54. Байрамов Ш.Б., Григолович Я.А. Международное миротворчество: российская историография проблемы. Военно-юридический журнал. 2009. - №7.
55. Гридчин А.А. Актуальные проблемы миротворческой деятельности ООН. Вестник ТГУ. - 2009. - №4 (72) С. 196-201
56. Дадуани А.Г. Комиссия ООН по миростроительству. Вестник российского университета дружбы народов. Серия: юридические науки. - М: РУДН, 2006, №1. - С. 118-127
57. Т. ДЕЙЧ. Миротворчество на Африканском континенте. «Азия и Африка сегодня». - № 1. - Январь 2007, C. 18-23.
58. Заемский В.Ф. Современные проблемы миротворческой деятельности ООН. «Полис». - 2009. - №2. С. 130-138.
59. Зверев П.Г. «Традиционное» и «расширенное» миротворчество и принуждение к миру «Молодой ученый». - 2014. - № 15 (74). - С. 319-321.
60. Зверев П. Г. «Повестка дня для мира» о мерах по повышению эффективности международного миротворчества ООН. Актуальные вопросы юридических наук: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 153-155.
61. Зверев П.Г. Теория миротворчества с позиций ООН: «Повестка дня для мира» // Мировая политика. — 2015. - № 3. - С.52-67.
62. Кашников Б.Н. «Теория справедливой войны» как война и справедливость глобального мира. Военно-юридический журнал. - 2014. - № 3. С. 24-32.
63. Каюмова А.Р. Современные юрисдикционные проблемы операций ООН по поддержанию мира // Российский юридический журнал. - Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2009, № 1 (64). - С. 69-80
64. Корниленко А.В. Феномен миротворчества в современной системе международной безопасности. Вестник РУДН. Серия Политология. - 2014. - №3. С. 128-135
65. Николаев С. Превентивная дипломатия в Центральной Азии. Международная жизнь. - 2009. - № 2-3. С. 96-106.
66. Новикова Л.А. Программы, реализуемые в ходе миротворческих миссий ООН в целях обеспечения прав человека. Военно-юридический журнал.
- 2014. - №3. С. 14-17.
67. Пядышев В.Г. Международно-правовые проблемы преодоления коррупции в составе международных сил ООН при проведении операций по поддержанию мира. Государственная власть и местное самоуправление. 2012. - № 10. С. 43-48.
68. Ржевская В.С. «Единство в пользу мира» и практика Международного Суда ООН. Международное правосудие. - 2014. - № 1. С. 105-114.
69. Ф. Фонтанелли. Временные меры в ситуациях вооруженного конфликта: практика Международного Суда ООН. Международное правосудие.
- 2014. - №4 (12). С. 42-53.
70. Царик Ю. Афганское наркопроизводство как угроза международному миру и безопасности. - Москва: республиканское общественное объединение «Белая Русь» (Беларусь), Институт демографии, миграции и регионального развития (Россия), 2010. - 86 с.
71. Ямчук А.М. «Доклад Брахими» в контексте реформирования миротворческой деятельности ООН». «Studia Humanitatis». - № 3/2013.