Проведено экспериментальное исследование.
Выборка: 40 человек. Экспериментальный класс – 8 класс «А», контрольный – 8 класс «Б».
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название, то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложения (результаты экспериментального исследования в табличном виде и методические материалы).
Есть доклад и презентация к защите.
Введение 3
Глава 1 Общетеоретические предпосылки к исследованию 6
1.1 Сущность активизации познавательной деятельности в научной литературе 6
1.2 Особенности познавательной деятельности учащихся основной школы 11
1.3 Условия и методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности 20
Глава 2 Экспериментальная апробация обучения в микрогруппах с адресным делегированием заданий 30
2.1 Описание методики и процедуры исследования 30
2.2 Система работы по созданию условий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности 35
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования 51
Заключение 60
Список использованных источников 62
Приложения 70
Цель исследования – изучить возможности активизации познавательной деятельности обучающихся основной школы в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности.
Гипотеза исследования: если на уроках основ безопасности жизнедеятельности систематически применять активные методы обучения, в том числе и технологию обучения в микрогруппах с адресным делегированием заданий по В.Ф. Шаталову, то это позволит активизировать познавательную деятельность учащихся, повысит уровень их знаний и процент качественной успеваемости по предмету.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности.
2. Раскрыть условия и методы активизации познавательной деятельности обучающихся основной школы на уроках основ безопасности жизнедеятельности.
3. Разработать и апробировать на практике уроки по основам безопасности жизнедеятельности с применением активных методов обучения.
4. Выявить влияние уроков ОБЖ с применением активных методов обучения на активизацию познавательной деятельности обучающихся.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы.
2. Педагогический эксперимент, анализ и обобщение данных.
3. Тестирование.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, выводов, списка использованных источников, приложений.
Анализ психолого-педагогической литературы, проведенное исследование дают возможность сделать вывод, что эффективность процесса активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности зависит от создания соответствующих педагогических условий. Так как эти условия содержат в себе возможности для формирования совокупности познавательных мотивов учения, а именно: интерес к учению, чувство удовлетворения от выполненного задания, преодоление отставания. Основным методом активизации познавательной деятельности обучающихся является использование на уроках основ безопасности жизнедеятельности технологии обучения в микрогруппах с адресным делегированием заданий по В.Ф. Шаталову.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы было организовано и проведено экспериментальное исследование. Анализ результатов констатирующего этапа опытной работы выявил проблемы в развитии познавательной деятельности у обучающихся 8-го класса применительно к урокам основ безопасности жизнедеятельности.
Результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента послужили основанием для разработки и проведения цикла уроков ОБЖ для обучающихся 8-го класса с использованием технологии обучения в микрогруппах с адресным делегированием заданий по В.Ф. Шаталову. Были проведены уроки ОБЖ по следующим темам «Причины дорожно-транспортных происшествий», «Оказание первой помощи утопающим», «Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия», «Пищевые отравления», «Наводнения», «Лесные пожары» и т.д.
Результаты повторной диагностики свидетельствуют о повышении уровня качества обученности учащихся экспериментального класса на 30%, о повышении уровня развития познавательной активности обучающихся экспериментального класса, повысился уровень познавательной деятельности. В контрольном классе качество обученности повысилось только на 5%, прослеживается повышение уровня развития познавательной активности и познавательной деятельности у 1 (5%) обучающегося.
Общим выводом является то, что в экспериментальной группе, где апробировалась технология обучения в микрогруппах с адресным делегированием заданий по В.Ф. Шаталову, получены статистически значимые различия между результатами констатирующего и контрольного этапов при уровне значимости р<0.01. В контрольной группе результаты констатирующего и контрольного этапов различий не имеют (уровень значимости р>0.05). Следовательно, технология обучения в микрогруппах с адресным делегированием заданий по В.Ф. Шаталову, используемая на уроках ОБЖ, оказывает влияние на активизацию познавательной деятельности.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.