Проведено экспериментальное исследование.
Выборка: 40 человек. Экспериментальный класс – 8 класс «А», контрольный – 8 класс «Б».
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название, то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложения (результаты экспериментального исследования в табличном виде и методические материалы).
Есть доклад и презентация к защите.
Введение 3
Глава 1 Общетеоретические предпосылки к исследованию 6
1.1 Сущность активизации познавательной деятельности в научной литературе 6
1.2 Особенности познавательной деятельности учащихся основной школы 11
1.3 Условия и методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности 20
Глава 2 Экспериментальная апробация обучения в микрогруппах с адресным делегированием заданий 30
2.1 Описание методики и процедуры исследования 30
2.2 Система работы по созданию условий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности 35
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования 51
Заключение 60
Список использованных источников 62
Приложения 70
Цель исследования – изучить возможности активизации познавательной деятельности обучающихся основной школы в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности.
Гипотеза исследования: если на уроках основ безопасности жизнедеятельности систематически применять активные методы обучения, в том числе и технологию обучения в микрогруппах с адресным делегированием заданий по В.Ф. Шаталову, то это позволит активизировать познавательную деятельность учащихся, повысит уровень их знаний и процент качественной успеваемости по предмету.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности.
2. Раскрыть условия и методы активизации познавательной деятельности обучающихся основной школы на уроках основ безопасности жизнедеятельности.
3. Разработать и апробировать на практике уроки по основам безопасности жизнедеятельности с применением активных методов обучения.
4. Выявить влияние уроков ОБЖ с применением активных методов обучения на активизацию познавательной деятельности обучающихся.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы.
2. Педагогический эксперимент, анализ и обобщение данных.
3. Тестирование.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, выводов, списка использованных источников, приложений.
Анализ психолого-педагогической литературы, проведенное исследование дают возможность сделать вывод, что эффективность процесса активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности зависит от создания соответствующих педагогических условий. Так как эти условия содержат в себе возможности для формирования совокупности познавательных мотивов учения, а именно: интерес к учению, чувство удовлетворения от выполненного задания, преодоление отставания. Основным методом активизации познавательной деятельности обучающихся является использование на уроках основ безопасности жизнедеятельности технологии обучения в микрогруппах с адресным делегированием заданий по В.Ф. Шаталову.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы было организовано и проведено экспериментальное исследование. Анализ результатов констатирующего этапа опытной работы выявил проблемы в развитии познавательной деятельности у обучающихся 8-го класса применительно к урокам основ безопасности жизнедеятельности.
Результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента послужили основанием для разработки и проведения цикла уроков ОБЖ для обучающихся 8-го класса с использованием технологии обучения в микрогруппах с адресным делегированием заданий по В.Ф. Шаталову. Были проведены уроки ОБЖ по следующим темам «Причины дорожно-транспортных происшествий», «Оказание первой помощи утопающим», «Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия», «Пищевые отравления», «Наводнения», «Лесные пожары» и т.д.
Результаты повторной диагностики свидетельствуют о повышении уровня качества обученности учащихся экспериментального класса на 30%, о повышении уровня развития познавательной активности обучающихся экспериментального класса, повысился уровень познавательной деятельности. В контрольном классе качество обученности повысилось только на 5%, прослеживается повышение уровня развития познавательной активности и познавательной деятельности у 1 (5%) обучающегося.
Общим выводом является то, что в экспериментальной группе, где апробировалась технология обучения в микрогруппах с адресным делегированием заданий по В.Ф. Шаталову, получены статистически значимые различия между результатами констатирующего и контрольного этапов при уровне значимости р<0.01. В контрольной группе результаты констатирующего и контрольного этапов различий не имеют (уровень значимости р>0.05). Следовательно, технология обучения в микрогруппах с адресным делегированием заданий по В.Ф. Шаталову, используемая на уроках ОБЖ, оказывает влияние на активизацию познавательной деятельности.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ // СПС «Консультант плюс». [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 01.11.2019 г.).
2. Абаскалова, Н. П. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе [Текст] / Н. П. Абаскалова, Л. А. Акимова, С. В. Петров. – Новосибирск : АРТА, 2011. – 302 с.
3. Акимова, Л. Методические аспекты внеурочной работы по ОБЖ [Текст] / Л. Акимова // Основы безопасности жизнедеятельности : информационно-методическое издание для преподавателей. – 2009. – № 10. – С. 36-43.
4. Ананьев, Б. Г. Антропология [Текст] / Б. Г. Ананьев. – Москва : Академия, 2015. – 741 с.
5. Бабичева, Т. А. Проблемное обучение в процессе активизации познавательной деятельности школьников [Текст] / Т. А. Бабичева // Вестник Ставропольского государственного университета. – 2009. – № 6. – С. 12-17.
6. Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (Техносферная Безопасность) : Учебник [Текст] / С. В. Белов. – Люберцы : Юрайт, 2016. – 702 c.
7. Беляков, Г. И. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда : Учебник для бакалавров [Текст] / Г. И. Беляков. – Москва : Юрайт, 2012. – 572 c.
8. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – Москва : Педагогика, 2012. – 214 с.
9. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты на уроках ОБЖ [Текст] : пособие для учителей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – Москва : Айрис-пресс, 2015. – 208 с.
10. Вишняков, Я. Д. Безопасность жизнедеятельности. Теория и практика : Учебник для бакалавров [Текст] / Я. Д. Вишняков. – Люберцы : Юрайт, 2015. – 543 c.
11. Галанин, Ю. Г. Учебно-материальная база ОБЖ [Текст] / Ю. Г. Галанин // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – Москва : Русский журнал, 2011. – № 12. – С. 31-35.
12. Глазунов, С. Н. Метод анализа проблемных ситуаций как способ активизации мыслительной деятельности учащихся / С. Н. Глазунов // Преподавание истории в школе. – 2010. – №6. – С. 52-54.
13. Гафнер, В. В. Культура безопасности: аналитический обзор диссертационных исследований (педагогические науки, 2002–2012 гг.) [Текст] / В. В. Гафнер. – Екатеринбург, 2013. – 200 с.
14. Графкина, М. В. Безопасность жизнедеятельности : Учебник [Текст] / М. В. Графкина, Б. Н. Нюнин, В. А. Михайлов. – Москва : Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 416 c.
15. Данченко, С. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Практические работы на уроках и во внеурочной деятельности. 5-11 классы [Текст] / С. П. Данченко. – Волгоград : Учитель, 2017. – 241 с.
16. Дурнев, Р. А. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности учащихся. 5-11 классы : Методическое пособие [Текст] / Р. А. Дурнев. – Москва : Дрофа, 2008. – 156 с.
17. Дыбина, О. В. Интегрированные формы взаимодействия учителя и учащихся на уроках ОБЖ [Текст] / О. В. Дыбина, В. В. Щетинина, О. А. Еник, С. Е. Анфисова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2017. – № 1. – C. 224-230.
18. Занков, Л. В. Развитие школьников в процессе обучения [Текст] / Л. В. Занков. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2014. – 152 с.
19. Запорожец, А. В. К вопросу о формах и структуре детских эмоций [Текст] / А. В. Запорожец, Я. З. Неверович // Вопросы психологии. – 2014. – Т. 6. – С. 87-92.
20. Идиатулин, В. С. Принцип проблемности в обучении [Текст] / В. С. Идиатулин // Школьные технологии. – 2010. – №4. – С. 29-42.
21. Иовенко, И. В. Теория и практика формирования культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях у учащихся общеобразовательной школы [Текст] / И. В. Иовенко. – Москва : Наука, 2003. – 33 с.
22. Казин, Э. М. Роль предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в формировании безопасного и здорового образа жизни школьников [Текст] / Э. М. Казин, Н. П. Абаскалова // Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: настоящее и будущее. – Казань, 2014. – С. 205–211.
23. Каратаева, Н. Г. Аспекты поискового подхода при решении нестандартных задач в концепции проблемного обучения [Текст] / Н. Г. Каратаева // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2009. – №12. – С. 58-67.
24. Картавых, М. А. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности [Текст] / М. А. Картавых // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – Москва : Русский журнал, 2009. – № 4. – С. 14-21.
25. Киреева, Э. А. Психология и педагогика (для бакалавров) [Текст] / Э. А. Киреева. – Москва : КноРус, 2012. – 496 c.
26. Кирилина, М. А. Формирование познавательной активности школьников в процессе реализации технологии проблемного обучения [Текст] / М. А. Кирилина // Вестник Пензенского государственного университета. – 2015. – № 1(9). – С. 31–35.
27. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – Москва : Академия, 2011. – 569 с.
28. Колдаев, В. Д. Методологические аспекты проектирования индивидуальных образовательных маршрутов [Текст] / В. Д. Колдаев // Психологическая наука и образование / Московский городской психолого-педагогический университет. – 2013. – № 4. – С. 15-22.
29. Косолапова, Н. В. Безопасность жизнедеятельности : Учебник [Текст] / Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко. – Москва : КноРус, 2013. – 192 c.
30. Князева, О. Л. Особенности поисковой деятельности школьников при решении наглядно-действенных задач [Текст] / О. Л. Князева // Вопросы психологии. – 2017. – №5. – С. 86–93.
31. Крысько, В. Г. Психология и педагогика : учебник [Текст] / В. Г. Крысько. – Москва : Юрайт, 2013. – 471 с.
32. Кругликов, В. Н. Методы активизации познавательной деятельности [Текст] / В. Н. Кругиликов, Е. В. Платонов, Ю. А. Шаранов. – Санкт-Петербург : Знание, 2016. – 369 с.
33. Кулагина, И. В. Развитие познавательных способностей школьников как способ активизации их учения [Текст] / И. В. Кулагина // Наука и школа. – 2010. – №2. – С. 55-56.
34. Кузнецов, В. С. Методические основы формирования у учащихся практических умений и навыков [Текст] / В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. (Учеба преподавателя) // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2008. – № 12. – С. 34-38.
35. Куликовская, И. Э. Учебные проекты на уроках на уроках ОБЖ [Текст] / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – Москва : АСТ, 2015. – 80 с.
36. Кутищева, Е. М. Проектно-исследовательская деятельность в работе с на уроках ОБЖ [Текст] / Е. М. Кутищева // Молодой ученый. – № 4. – 2016. – С. 113-117.
37. Лекерова, Г. Дж. Активные методы обучения как психологическая основа развития мотивации в процессе обучения [Текст] / Г. Дж. Лекерова // Психология обучения. – 2009. – №6. – С. 17-27.
38. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А. Н. Леонтьев. – Москва : Смысл, 2011. – 635 с.
39. Лучникова, С. В. Развитие познавательной активности субъекта при изучении цикла гуманитарных дисциплин посредством творческих заданий [Текст] / С. В. Лучникова, И. В. Михайлова // Теория и практика общественного развития. – 2012. – №4. – С. 133-137.
40. Маловичко, Д.А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника [Текст] / Д. А. Маловичко // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2010. – №1. – С. 61–67.
41. Маслов, А. Г. Основы безопасности жизнедеятельности. Методическое пособие. К учебнику А. Г. Маслова, В. В. Маркова, В. Н. Латчука, М. И. Кузнецова [Текст / А. Г. Маслов, С. К. Миронов, В. Н. Смагин. – Москва : Дрофа, 2014. – 128 c.
42. Матюшкин, A. M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности [Текст] / А. М. Матюшкин // Вопросы психологии. 2017. – №4. – С. 5–17.
43. Мельникова, Е. Л. Проблемный диалог как технология «открытия» знаний [Текст] / Е. Л. Мельникова // Сибирский учитель. – 2010. – №5. – С. 47-52.
44. Мельникова, Т. В. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся на основе технологии модульного обучения: Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / Т. В. Мельникова. – Санкт-Петербург , 2006. – 18 с.
45. Мельников, А. А. Безопасность жизнедеятельности [Текст] / А. А. Мельников. – Москва : Трикста, 2012. – 332 c.
46. Методика обучения безопасности жизнедеятельности : практикум [Текст] / Авт.-сост. Э. А. Кузнецова. – Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2015. – 110 с.
47. Миленко, В. Проектная деятельность как специфический вид деятельности на уроках ОБЖ [Текст] / В. Миленко, В. Лепепюха // Начальная школа. – 2012. – №1. – С. 25-31.
48. Михнюк, Т. Ф. Безопасность жизнедеятельности [Текст] / Т. Ф. Михнюк. – Минск : ИВЦ Минфина, 2015. – 341 с.
49. Мишин, Б. И. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы. Обучение по учебникам под редакцией Ю. Л. Воробьева [Текст] / Б. И. Мишин, М. В. Юрьева. – Москва : АСТ, Астрель, 2014. – 224 c.
50. Морелова, С. Н. Организация рефлексивного пространства как фактор индивидуализации обучения на проблемно-диалогическом уроке [Текст] / С. Н. Морелова // Сибирский учитель. – 2010. – №1. – С. 31-35.
51. Морозова, И. С. Познавательная активность школьников [Текст] / И. С. Штепина, И. С. Морозова // Теория и практика общественного развития. – 2012. – 455 с.
52. Основы безопасности жизнедеятельности : Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы [Текст] / В. Н. Латчук, С. К. Миронов, С. Н. Вангородский. – Москва : Дрофа, 2014. – 112 с.
53. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова ; под ред. Т.С. Паниной. – Москва : Академия. 2016. – 176 с.
54. Петров, С. В. Концепция безопасности образовательного учреждения [Текст] / С. В. Петров // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – № 10. – 2014. – С. 11–16.
55. Радулова, Е. Н. Создание проблемной ситуации [Текст] / Е. Н. Радугова // Открытая школа. –2009. – №6. – С. 51-52.
56. Рослякова, С. В. К вопросу о развитии познавательной активности учащихся в учебном процессе [Текст] / С. В. Рослякова // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2011. – №10. – С. 36–38.
57. Русак, О. Н. Безопасность жизнедеятельности : Учебник [Текст / О. Н. Русак, К. Р. Малаян, Н. Г. Занько. – Санкт-Петербург : Лань, 2012. – 672 c.
58. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения [Текст] / А. И. Савенков. – Санкт-Петербург : Дом Фёдорова, 2016. – 136 с.
59. Сапронов, Ю. Г. Безопасность жизнедеятельности [Текст] / Ю. Г. Сапронов. – Москва : НОРМА-ИНФРА., 2012. – 336 с.
60. Сарбашева, З. М. Проблемное обучение в процессе индивидуализации обучения / З. М. Сарбашева // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – № 7. – С. 44-47.
61. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики : теория и методика воспитания [Текст] / В. С. Селиванов. – Москва : Академия, 2016. – 352 с.
62. Селевко, Г. К. Педагогические образовательные технологии [Текст] / Г. К. Селевко. Москва : НИИ школьных технологий, 2017. 208 с.
63. Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы : Поурочные разработки [Текст] / Российская академия наук, Российская академия образования, под ред. А. Т. Смирнова. – Москва : Просвещение, 2008. – 272 с.
64. Смирнов, А. Т. Роль курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в формировании современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у учащихся общеобразовательных учреждений [Текст] / А. Т. Смирнов // Технологии гражданской безопасности. – 2018. – Т. 5. – № 4. – С. 31–33.
65. Соломин, В. П. Безопасность жизнедеятельности : учебник для вузов [Текст] / Л. А. Михайлов, В. П. Соломин, Т. А. Беспамятных; под ред. Л. А. Михайлова. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 461 с.
66. Топоров, И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях [Текст] / И. К. Топоров. – Москва : Просвещение, 2009. – 93 с.
67. Шацкий, С. А. Работаем по-новому / С. А. Шацкий // Педагогика. – 2015. – №7. – С. 29-32.
68. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников [Текст] / Т. И. Шамова. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2016. – 452 с.
69. Щукина, Г. И. Проблема познавательной потребности в педагогике [Текст] / Г. И. Щукина. – Москва : АСТ, 2013. – 245 с.
70. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
71. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016. – 56 с.
72. Щербаков, А. На занятии – проблемные ситуации [Текст] / А. Щербаков // Учитель. – 2010. – №6. – С. 82-83.
73. Юрченко, Р. Л. Формирование основ пожарной безопасности у школьников при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» [Текст] / Р. Л. Юрченко // Молодой ученый. – 2017. – №3. – С. 112-115.
74. Хуторской, А. В. Ключевые компетентности и образовательные стандарты [Текст] / А. В. Хуторской // Педагогика. – 2015. – №2. – С. 58-61.
75. Яшнова, О. А. Успешность младшего школьника [Текст] / О. А. Яшнова. – Москва : Академический проект, 2013. – 144 с.