АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ 11
1.1 Особая роль социальной защиты в повышении качества жизни населения 11
1.2 Социальная политика и проблемы выбора системы управления качеством
обслуживания населения 18
1.3 Отечественные и зарубежные модели государственного управления повышением качества обслуживания граждан 27
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НОВО-
САВИНОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА КАЗАНИ И АНАЛИЗ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В УЧРЕЖДЕНИИ 41
2.1 Основные положения Отдела 41
2.2 Информационные технологии и административные методы в управлении
качеством обслуживания 48
2.3 Оценка использования экономических и социально-психологических
методов управления качеством 52
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ 57
3.1 Рационализация социально-психологического аспекта в управлении 57
3.2 Предложения по административным, экономическим и инженерно-техническим методам повышения качества 64
3.3 Прогнозные параметры и основные направления повышения качества
обслуживания в сфере социальной защиты 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Стремительное развитие сферы услуг и сервисных технологий в современном мире показывает, что успешная деятельность организаций во многом зависит от умелого и грамотного управления качеством обслуживания. Применительно к государственным и муниципальным услугам проблема качества стоит в настоящее время довольно остро. Подобная ситуация во многом обусловлена тем, что в течение продолжительного времени вопросы качества государственных и муниципальных услуг и степени удовлетворенности потребителя практически не ставились. Следовательно, ни процедуры, ни сроки, ни условия, ни результаты оказания услуг потребителей часто не устраивали. В то же время, обоснованным жалобам потребителей на неудовлетворительное состояние дел по указанным позициям уделялось мало внимания.
Актуальность исследования. Опыт развитых стран показывает, что без организационного, контролируемого государством развития социальной сферы, науки и образования, разработки и внедрения в производство новых технологий социальной защиты населения динамичное развитие экономики и обеспечение высокого уровня жизни невозможны.
Российской Федерацией, как социальным государством, в 7 статье Конституции РФ провозглашено: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Однако сама по себе декларация о социальном государстве не превращает Россию в таковое автоматически. Для его формирования, прогрессирования и укрепления нужно теоретическое обоснование концептуальных основ развития эффективной рыночной экономики и социальной политики, обеспечивающих занятость, заработную плату, развитое социальное страхование, социальную поддержку и защиту семьи, материнства и детства, одиноких престарелых граждан и инвалидов за счет разработки комплексных программ и механизмов их реализации на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления. По этой причине анализ тенденций роста экономики и совершенствования отраслей соцзащиты является мотивом создания научных концепций прогнозирования вариантов или альтернатив развития сферы социальных услуг.
Наравне с этим значима роль и высока ответственность органов социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания за уровень жизни населения страны, так как они являются одним из исполнителей и одновременно с этим координатором деятельности других ведомств, общественных формирований и негосударственного сектора экономики, направленного на развитие социальных институтов.
Одним из основных аспектов процесса развития социальной сферы выступает активное внедрение самых современных технологий во все отрасли социальной защиты населения, государственного управления и совершенствования на этой основе рынка предоставляемых услуг с параллельным улучшением качества обслуживания населения. Главной задачей при этом может быть создание новой концепции повышения доступности, качества социальной защиты населения через реформу нормативно-правовой базы и структуры учреждений, повышение эффективности социальных расходов и развитие социального партнерства.
Самым проверенным способом воздействия на рынок услуг является прогнозирование его составляющих. В то время как в научных исследованиях данный метода применяется довольно обширно, в сфере услуг социальной защиты населения его использование диктует основательных изысканий и разработок. Это, во-первых, предопределено сложностью, многогранностью и спецификой области исследования, которая требует реформирования методологических и организационных подходов к становлению единой системы прогнозов рынка услуг.
В связи с этим проблемы формирования и совершенствования механизма управления качеством обслуживания в сфере социальной защиты населения исследованы в дипломной работе с позиций всестороннего анализа и оценки эффективности действующих институтов. Отдельно затронута тема значимости сферы соцзащиты в повышении уровня и качества жизни населения.
Учитывая все вышеизложенное, отметим, что становление и прогрессирование рыночных отношений, демократизация общества, новые социально - экономические условия жизни населения страны, стремительное развитие новых сервисных технологий, появление возможности осознания и оценки реальных жизненных стандартов, которые достигаются в странах с рыночной экономикой, диктуют усиленного внимания ученых-теоретиков к тотальному и более детальному исследованию социально - экономических задач развития услуг в сфере социальной защиты населения. Это и послужило основанием для выбора темы дипломной работы и предопределило актуальность настоящего исследования.
Степень изученности проблемы.
Разработка механизма управления качеством обслуживания населения в сфере социальной защиты - это достаточно сложный и разносторонний процедура, которая охватывает различные сферы экономической и социальной деятельности, связанные с предоставлением населению каких-либо социальных гарантий. В исследования по проблемам качества обслуживания населения внесли огромный вклад такие зарубежные и отечественные ученые и специалисты, как В.И. Анисимов, В.Г. Асеев, И.Н. Бондаренко, В.И. Воропаев, A.B. Госпорьян, В.В. Глущенко, B.JI. Жуков, Л.Ф. Лаврентьева, Н.Д. Матрусов, А.Л. Посадский, В.И. Франчук, С.И. Чобринский, Г. А. Червякова и другие.
Среди зарубежных авторов можно отметить работы таких исследователей, как Беркс, Дж. Грейсон - младший, О' Дейл, Т. Саати, Де Джон Н., Иденбург Ф. и других. В работах этих ученых всесторонне анализируются альтернативы должного управления качеством обслуживания с использованием инновационных методов и технологий в области обслуживания граждан.
В последние годы в печатных изданиях также появляются новые публикации, которые посвящены изучению различных сторон функционирования рынка услуг в сфере социальной защиты населения.
Стремительное развитие социальных услуг, прибавление все новых видов, настоятельно требует тотального и целостного анализа всех сторон, объектов и субъектов сферы социального обслуживания населения. До сих пор остается много дискуссионных вопросов, связанных с определением основных элементов механизма управления качеством обслуживания в сфере социальной защиты населения.
Недостаточно полно исследованы организационно-экономические аспекты регулирования системы социальной защиты населения, формирования и реализации программ социальной защиты населения. Недостаточно улучшены на сегодняшний день принцип адресности для улучшения результативности и качества социального обслуживания населения в стране. Необходимость решения этих проблем обусловила и предопределила цель, задачи и направления настоящего исследования.
Целью исследования является определение и разработка приоритетных направлений совершенствования системы управления качеством в сфере социальной защиты.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
1) выявление особой роли социальной защиты населения в повышении качества жизни;
2) изучение социальной политики при выборе управляющей системы качеством обслуживания населения;
3) сравнение и анализ зарубежной и отечественной модели государственного управления повышением качества услуг в системе соцзащиты населения;
4) рассмотрение экономических, социально-психологических, административных и инженерно-технологических методов и технологий управления качеством обслуживания;
5) на примере Отдела социальной защиты рассмотрение структуры управления и анализ применения методов управления качеством в учреждении;
6) предложение новых альтернатив повышения качества обслуживания в Отделе;
7) выдвижение рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования органов социальной защиты с целью повышения качества обслуживания;
8) определение прогнозных параметров и основных направлений повышения качества в сфере социальной защиты.
Объектом исследования являются сфера социальной защиты населения, в частности - Государственное казенное учреждение «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» (далее - РЦМП) Отдела социальной защиты в Ново-Савиновском районе города Казани, ее структура и система управления, повышение качества и улучшение процедур работы, а также инфраструктура обслуживания рынка услуг.
Предметом исследования являются пути совершенствования методов управления качеством РЦМП.
Теоретическую основу исследования составили различные макроэкономические теории рынка услуг, основные теории развития социального общества, методологические и практические разработки отечественных и зарубежных ученых по проблемам социальной защиты населения. В процессе исследования использовались разработки и рекомендации отечественных и зарубежных специалистов по вопросам повышения качества обслуживания в системе социальной защиты населения, материалы научно-практических конференций, научных разработок и докладов академических учреждений РАН, других научных заведений.
В процессе исследования применялись различные методы научного познания: системный анализ и синтез, динамические ряды, обобщения, сопоставления, методы экономико-математического моделирования и другие общенаучные методы.
При написании дипломной работы информационную базу исследования составили принятые Правительством Российской Федерации программные и концептуальные решения в области социальной защиты населения; аналитические и информационные материалы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации; законодательные акты, регулирующие положение органов местного самоуправления в системе государственной власти, порядок управления муниципальными предприятиями, Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, Постановления, а также научные статьи в периодических изданиях; обобщенные и обработанные автором статистические данные, а также данные, полученные с различных информационных сайтов, экспертные оценки ведущих ученых; фактический материал по исследуемой проблеме, опубликованный в монографиях и периодической печати.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что полученные теоретические выводы и предложения могут быть использованы в качестве методической базы при разработки и внедрения основных направлений повышения качества обслуживания в сфере социальной защиты населения, формировании оптимальной инфраструктуры рынка услуг и используемых форм и методов социальной поддержки граждан.
Полученные научные результаты могут быть использованы органами государственного и муниципального управления при разработке и корректировке основных направлений социальной политики государства в области социальной защиты населения и отдельных категорий граждан.
Данная работа включает в себя 3 части. В первой рассмотрены теоретико-методологические основы систем управления качеством и специфика использования методов в сфере социальной защиты, а также роль социальной политики в повышении качества жизни населения. Подробно описаны модели государственного управления повышением качества обслуживания граждан, механизмы и технологий реализации программ социальной защиты населения.
Вторая часть представляет собой характеристику Отдела социальной защиты населения Ново-Савиновского района города Казани, на примере которого анализируется применение методов управления качеством обслуживания и степень их функционирования в учреждении. И, наконец, в третей части разностороннее рассмотрены пути совершенствования системы управления качеством в федеральном уровне и, в частности, в вышеуказанном учреждении. Предложены альтернативы рационализации и реформирования системы управления качеством обслуживания в социальной сфере страны.
Муниципальная служба является сложным социально-правовым институтом, который представляет собой систему правовых норм, регламентирующих права и обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, порядок возникновения и прекращения служебных отношений.
В нашей стране в приоритетном порядке социальными услугами обеспечиваются те граждане, которые находятся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с федеральными законами «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Проводимые для обеспечения жителей услугами социальной защиты мероприятия являются частью осуществления государственной социальной политики, являются показателем социального прогресса, методом предотвращения риска бедности, методом улучшения общественной безопасности и показателей социального здоровья.
Модернизация нынешней системы социальной защиты населения, которая предполагает структурные и качественные улучшения, должна быть ориентирована на повышение объемов и качества определенных социальных мер и на предоставление возможности их выбора без сокращения числа получателей социальных гарантий.
В связи с этим, руководством страны взят курс на ускоренное развитие соцзащиты и поддержки населения. Так, в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 мая 2005 года указывается в обязательном порядке поддерживать нетрудоспособных и малоимущих граждан - инвалидов, пенсионеров, сирот, чтобы условии этих людей были достойными, а основные блага - доступными. Решение данной проблемы заключается в предоставлении общедоступных и качественных социальных услуг населению [46].
В Программе социально - экономического развития РФ приоритетными направлениями выделено формирование эффективной системы предоставления социальных услуг, создающей благоприятные условия для развития «человеческого капитала», и модернизация механизмов социальной поддержки, которые способствуют снижению социального неравенства и численности бедного населения. Так же эффективная система предоставления социальных услуг как со стороны федерации, так и регионов, должен обеспечивать улучшение качества жизни граждан из групп риска путем расширения рынка услуг и повышения качества обслуживания с целью обеспечить свободу выбора граждан в пользовании бесплатными или финансируемыми социальными услугами.
К тому же, отношение населения к государству и муниципалитету чаще всего складывается от осведомлённости о социальных услугах, в которых нуждаются люди и которыми воспользовались их социальное окружение.
Принимая во внимание, что предоставление социальных услуг помогает достижению социальной сплоченности, стабильности общества, экономическому развитию, в дипломной работе проведен основательный анализ ситуации по обеспечению граждан социальными услугами с обоснованием практических предложений, реализация которых могла бы способствовать повышению их доступности и качества.
В работе были рассмотрены процессы и механизмы совершенствования системы управления качеством социальной защиты и поддержки населения в государственных (муниципальных) учреждениях. Данные исследования теоретической, методологической и практической проблемы позволило получить следующие немаловажные результаты.
Во первых, выделена особая роль социальной защиты населения в повышении качества жизни населения и определены ключевые сферы, способствующие формированию социального государства. Среди них поддержка занятости; проведение политики доходов; совершенствование системы социальной защиты граждан за счет разработки и реализации государственных программ борьбы с бедностью, комплексной защиты населения.
Во вторых, доказана необходимость совершенствования структуры управления качеством обслуживания населения, которая значима в выполнении государственной социальной политики, и определено, что эта структура должна быть устойчивой, тесно взаимодействовать с различными государственными и общественными структурами; иметь нормативно-правовую регламентацию; последовательно увеличивать число учреждений, стационарных и нестационарных видов обслуживания; разрабатывать и внедрять новые, наиболее востребованные формы обслуживания и типов учреждений.
В третьих, в качестве стратегической задачи повышения качества обслуживания в сфере социальной защиты населения предложены механизмы, опирающиеся на эффективное взаимодействие федеральных и региональных органов власти, а также органов местного самоуправления. Так же предложены разработки принципиально новых схем построения социальной защиты населения, в частности, предоставления социальных пособий и выплат с учетом встречных обязательств граждан, связанных с их готовностью повышать свои доходы через занятость.
Далее сформулированы принципы государственного регулирования и реорганизации модели управления социальным обслуживанием исходя из следующих вариантов:
1) построение вертикали управления социальным обслуживанием (передача муниципальных органов управления и учреждений социального обслуживания в ведение органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
2) наделение (на определенный период) органов местного самоуправления функциями по социальному обслуживанию с одновременным финансовым обеспечением передаваемых полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации.
Сформулированы следующие ключевые цели, достижение которых в полном объеме позволит говорить о существенных достижениях в повышении качества социальной защиты населения в Российской Федерации:
- улучшить демографическую ситуацию и положение семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- повысить качество и доступность медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения, обеспечить санитарно- эпидемиологическое благополучие;
- повысить эффективность системы социальной защиты и социального обслуживания граждан, в первую очередь пожилых граждан и инвалидов;
- содействовать полной занятости населения, обеспечить защиту прав граждан в области труда;
- повысить благосостояние населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения.
При этом в качестве еще одного подхода к регулированию системы социальной защиты населения рассмотрено участие негосударственных компаний в проведении социальной политики.
В первой главе дипломной работы предложено использование концепции универсальной модели социальной защиты населения, для которой характерно сочетание в себе свойств как европейской модели контроля за сокращениями с элементами либерализма, так и американской системы децентрализованных программ. И в результате этого определены критерии для выработки новой модели государственного управления повышением качества обслуживания населения в сфере соцзащиты. Варианты этих моделей:
- альтернативная и учитывающая специфические региональные особенности современная модель развития социального обслуживания;
- адресный характер объема и формы предоставления социальных услуг;
- применение расчетов потребных сумм для основных социально - демографических групп населения, а не денежные стандарты для всех регионов Российской Федерации, а расчеты;
- единая государственная система социального обслуживания граждан, исходящая из потребности обеспечения приемлемого уровня жизни для малоимущих слоев населения, обеспечивающая получение социальных услуг непосредственно на дому для отдельных групп населения.
Так же в первой главе исследования с позиций всестороннего анализа причин, условий и результатов рассмотрены перспективы и возможности преобразований в системе социальной защиты, которые должны быть направлены на повышение эффективности социальных программ и совершенствование механизмов предоставления социальной помощи за счет усиления адресности, как основного принципа повышения качества социальной защиты населения. Данные задачи результативно могут решиться путем создания некого документа «социальный паспорт гражданина» или путем применения индивидуального учета граждан, который является основополагающим современной социальной политики.
Одновременно с этим, предложено к внедрению система предоставления сертификатов (по аналогии предоставления родовых сертификатов) на социальное обслуживание пожилых граждан и инвалидов, которая, скорее всего, будет способствовать повышению адресности оказания социальных услуг, а следовательно, скажется на улучшении качества в системе социальной защиты населения.
Вторая часть дипломной работы представляет собой характеристику Отдела социальной защиты населения Ново-Савиновского района города Казани, на примере которого были проанализировано применение методов управления качеством обслуживания и степень их функционирования в учреждении. Здесь были рассмотрены структура организации Отдела социальной защиты Ново-Савиновского района города Казани, основные его положения, внутренняя и внешняя среда организации.
В третей части дипломной работы обобщены и сформулированы основные цели и главные направления в области повышения уровня и качества системы социальной защиты населения, в числе важнейших из которых можно назвать:
а) повысить материальный уровень жизни населения и уровень здоровья населения;
б) обеспечить потребности в социальном обслуживании, социальной
поддержке;
в) обеспечить полную занятость и достойные условия труда и развивать потенциал трудовых ресурсов;
г) решить демографические проблемы на основе повышения рождаемости и сокращения смертности;
д) реализовать приоритетные национальные проекты в сфере здравоохранения в целях повышения доступности и качества медицинской помощи.
Так же здесь разностороннее рассмотрены пути совершенствования системы управления качеством в федеральном уровне и, в частности, в ОСЗ города Казани. Предложены альтернативы рационализации и реформирования системы управления качеством обслуживания в социальной сфере страны.
Обобщив перспективы развития сферы социальной защиты населения предложены к реализации мероприятия, направленные на повышение доступности и качества социальных услуг, в числе которых:
- повысить гарантии стабильности бюджетного финансирования учреждений социальной защиты населения;
- совершенствовать правовое регулирование и управление качеством социальных услуг;
- стандартизировать сферу социального обслуживания;
- разрабатывать и внедрять систему индивидуальной оценки нуждаемости;
- совершенствовать структурную модель оказания социальных услуг;
- содействовать участию семьи в обеспечении нуждающихся лиц социальными услугами и долговременным уходом;
- укреплять материально - техническую базу учреждений социального обслуживания;
- повысить инновационный потенциала системы социальной защиты населения.
Так же можно отметить, что доступность и качество услуг в сфере социальной защиты выполняются только тогда, когда услуги высоко потребны в обществе и соответствуют их ожиданиям. В итоге именно потребители услуг могут ответить на вопрос, доступны ли для них услуги и достаточны ли они по объему и качеству.
Итак, в заключение можно сделать вывод о результатах исследования:
1) установлено, что качественные изменения в экономике в полной мере содействуют проведению государственной социальной политики, в том числе в отношении отдельных категорий граждан и на этой основе обоснована необходимость совершенствования структуры управления качеством обслуживания в сфере социальной защиты;
2) исследованы особенности формирования и развития социально-ориентированного государства, отражающие взаимосвязь и различия основных составляющих социально-экономического развития общества с позиций их всестороннего анализа и определения уровня способности сферы социальной защиты населения удовлетворять потребности населения в качественных социальных услугах;
3) систематизированы и уточнены принципы государственного регулирования органов социальной защиты населения, направленные на эффективное использование имеющихся ресурсов в сфере услуг и на этой основе обозначена система программно-целевого, экономического и организационного регулирования, включающая в себя соответствующие регуляторы и механизмы информационной поддержки;
4) разработаны методические подходы к анализу и оценке развития сети учреждений социальной защиты населения и качества предоставляемых ими услуг, опирающиеся на методы экономико-математического моделирования, и 83
отражающие структурные параметры и условия, формирующие социальный и экономический спрос на услуги сферы социальной защиты;
5) предложены концептуальные модели управления улучшением качества обслуживания в системе социальной защиты на основе оценки действующих методов и социального спроса населения на услуги в целях повышения уровня и качества жизни населения в целом и отдельных маргинальных групп;
6) на основе анализа сложившегося уровня социального обслуживания выделены основные направления и стратегические цели развития сферы социальной защиты населения, направленные на укрепление системы государственной социальной поддержки граждан, нуждающихся в особой заботе государства;
7) определены основные принципы и механизмы формирования про - грамм социальной защиты населения с учетом проведенного анализа использования имеющихся ресурсов и резервов, включающие тактические задачи и первоочередные организационные меры, направленные на дальнейшее развитие качества услуг в отраслях социальной защиты, повышения адресности мероприятий по социальной поддержке населения.
1. Измерения в социальной работе. Энциклопедия социальной работы в 3 т [Электронный ресурс]. - М., 2013.
2. Чобринский, С. И. Социальная работа и социальные программы [Текст] / С. И. Чобринский. - М., 2013.
3. Госпорьян, А. Анализ практики социального обслуживания населения [Текст] / А. Госпорьян, М. Новикова // Социальное обеспечение, 2014, №11.
4. Анисимов, В. М. Социальное государство: от декларации к воплощению [Текст] / В. М. Анисимов. - М.: Человек и труд, 2013.
5. Мексон, М. Х. Основы менеджмента [Текст] / М. Х. Мексон. - М.: Дело, 2011.
6. Конституция Российской Федерации [Текст] (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
7. Мониторинг реализации в субъектах Российской Федерации положений Федерального закона от 28 декабря 2014 г. № 442-ФЗ «О социальном обслуживании граждан в Российской Федерации». - 2016.
8. Асеев, В. Г. Нормативное управление социальным развитием [Текст] / В. Г. Асеев. - М., 2009.
9. Лаврентьева, Л. Ф. Совершенствование государственной социальной политики / Л. Ф. Лаврентьева // Оказание социальных услуг гражданам: стратегия перемен. -М., 2009.
10. Пантелеева, Т. С. Экономические основы социальной работы [Текст] / Т. С. Пантелеева, Г. А. Червякова. - М.: Владос, 2012.
11. Доклад Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «О результатах и основных направлениях деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации как субъекта бюджетного планирования на 2007 год и на период до 2009 год».
12. Виленский, А. Система социальной поддержки населения: уроки кризиса и региональный опыт [Текст] / А. Виленский, И. Домнина // Вопросы экономики. - 2009, №2.
13. Абчук, В. А. Менеджмент [Текст] / В. А. Абчук. - СПб.: Мысль, 2012.
14. Сонина, В. А. Государственная политика в сфере бесплатного обслуживания: уроки и перспективы [Текст] / В. А. Сонина. - М., 2008.
15. Ляшенко, А. И. Организация и управление социальной работой в России [Текст] / А. И. Ляшенко. - М., 2010.
16. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131 (ред. от 15.02.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
17. Сафонов, А. Политика доходов и борьба с бедностью [Текст] / А. Сафонов // Человек и труд. - 2009, № 4.
18. Любушин, Н. П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия [Текст] / Н. П. Любушин. - М.: Юнити-Дана, 2011.
19. Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122 - ФЗ (ред. от 26.04.2016) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
20. Заславская, Т. Анализ системы социального обслуживания населения [Текст] / Т. Заславская // Социальное обеспечение. - 2010, № 11
21. Афонин, И. В. Управление развитием предприятия [Текст] / И. В. Афонин. - М.: Дашков и Ко, 2013.
22. Виханский, О. В. Менеджмент [Текст] / О. В. Виханский, А. И. Наумов. - М.: Экономистъ, 2011.
23. Иванов, В. Г. Информационные технологии в процессе обработки социологической информации: Учеб. пособие [Текст] / В. Г. Иванов, Т. В. Корешова, А. Ф. Харченко. - СПб., 2014.
24. Baltes, P. B. Succesful Aging [Электронный ресурс] / P. B. Baltes, M. M. Baltes. - Кембридж: Cambridge University Press, 2013.
25. Beattie, R. Risky Strategy: Reflections on the World Bank Report Averting the Old Age Crisis [Электронный ресурс] / R. Beattie, W. A McGilivray // International Social Security Review. - 2005.
26. Bromley, D. B. Behavioural Gerontology [Электронный ресурс] / D. B. Brom-ley. - Чичестер: John Wiley Sons, 2004.
27. Ed. Lesnoff-Caravaglia, G. Ageing in Technological Society [Электронный ресурс] / G. Ed. Lesnoff-Caravaglia - Нью-Йорк: Human Science Press, 2014.
28. Milanovic, B. Income, Inequality and Poverty During the Transition. World Bank [Электронный ресурс] / B. Milanovic. - 2007.
29. Scandinavian Journal of Social Welfare [Электронный ресурс]. - 2014, № 2-3
30. Social Protection in Europe [Электронный ресурс]. - Люксембург: Office for Official Publication of the European Communities, 2004.
31. Ed. Johnson, P. Ageing and Economic Welfare [Электронный ресурс] / P. Ed. Johnson, J. Falkingham - Лондон: SAGE Publications, 2004.
32. Де Джон, Н. Работа общинных центров в Голландии [Электронный ресурс] / Н. Де Джон, Ф. Иденбург // Теория и практика социальной работы. Отечественный и зарубежный опыт. Т. 3. - 2011.
33. Шлихтер, А. Государственные социальные программы и местные органы власти США [Электронный ресурс] / А. Шлихтер. - М.: ИМЭО РАН, 2006.
34. Глущенко, В. В. Системы управления организационно-административными непроизводственными структурами / В. В. Глущенко. - СПб., 2010.
35. Гончаров, В. В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала / В. В. Гончаров. - М., 2012.
36. Антропова, Ю. Ю «Разработка государственного стандарта социального обслуживания населения» / Ю. Ю. Антропова. - М.: Социальная работа, 2014.
37. Мисихина, С. Социальные выплаты и льготы: распределение по группам с различным уровнем дохода / С. Мисихина // Вопросы экономики. - 2009, № 2
38. ГОСТ ISO 9001-2011. Системы менеджмента качества. Требования [Текст].
- введ. 2013-01-01. - М.
39. Волков, Е. А. Информатизация управления. Социально-экономический аспект [Текст] / Е. А. Волков. - М., 2013.
40. Бабич, A. M. Экономика и финансирование социально-культурной сферы [Текст] / A. M . Бабич, Е. В. Егоров. - Казань: Издательство КГУ, 2006.
41. Трофимов, Н. С. Современное управление персоналом организации [Текст] / Н. С. Трофимов. - М.: Эксмо, 2012.
42. Ветров, Н. С. Финансирование социальных программ [Текст] / Н. С. Ветров
- М., 2013.
43. Магомедов, O. A. Организационно-экономический механизм социальной защиты малообеспеченного населения в условиях становления рыночной экономики [Текст] / O. A. Магомедов. - М., 2012.
44. Франчук, В. И. Основы современной теории организаций [Текст] / В. И. Франчук. - М.: Институт организационных систем Академии организационных наук, 2010.
45. Бовыкин, В. И. Новый менеджмент. Управление предприятием на уровне высших стандартов: теория и практика эффективного управления [Текст] / В. И. Бовыкин. - М.: Экономика, 2011.
46. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ «О Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2005 год и программе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по его реализации» [Электронный ресурс]. - М., 2005.