Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МОЛОДЕЖНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «СӘЛӘТ»)

Работа №86896

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы81
Год сдачи2016
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
179
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Раздел I Теоретико-методологические основы исследования социальной профилактики межличностных конфликтов в организации 8
Раздел II Сущность и механизмы реализации социальной профилактики .. 20
Раздел III. Социальная профилактика межличностных конфликтов (на примере молодежной организации «Сэлэт» 40
Заключение 57
Список литературы 63
Приложения


На протяжении всего существования общества людей окружают конфликты. Проявляются конфликты в деятельности всех социальных институтов и социальных групп, в отношениях между людьми, в жизни самого человека, семьи, общества и государства.
Хотя социальная жизнь характеризуется вечной борьбой людей за свои потребности и нужды, нужно стремиться, чтобы противоречий было меньше, а в случаях столкновений уметь приходить к общему решению.
У людей настолько разное восприятие ситуаций, что эти различия приводят к тому, что люди не могут прийти к соглашению друг с другом в решении каких-то вопросов. Это несогласие приводит к тому, что ситуация приобретает конфликтный характер. Определяется конфликт тем, что человек сознательно вступает в противоречие с интересами другого человека. Большинство конфликтов могут возникать вопреки желанию участников ситуации. Причиной этому может служить то, что многие люди не имеют элементарных представлений о конфликтах, либо не придают им значения.
Актуальность темы исследования. Тема социальной профилактики межличностных конфликтов в молодежной среде не достаточно широко освещена в научных работах исследователей, что дает широкую возможность для научного переосмысления проблемы и разработки собственного проекта по социальной профилактике. Социальная профилактика является довольно распространенной практикой для корректировки девиантного поведения. Для расширения возможностей преодоления различных конфликтов в молодежной среде, будет уместным проведение профилактических мероприятий, что позволит избежать деструктивного поведения в коллективе организации. Социальная профилактика проводится не только на уровне государства, также этим вопросом занимаются различные организации.
В настоящее время назрела необходимость в научном переосмыслении феномена социальной профилактики межличностных конфликтов. В силу незащищенности молодежи, выявлена необходимость в снижении конфликтности в молодежной среде, недопущения экстремизма и ксенофобии. Так же выявлена необходимость в снижении агрессии, которая часто проявляется у молодежи и искоренения самоубийств среди подростков.
Степень научной разработанности.
Создание организационно-методических и технологических средств по урегулированию конфликтных ситуаций на примере прикладной конфликтологии в научных трудах отечественных ученых С.М. Емельянова, Л.В. Цой, технологий социального управления рассматриваются в работах Н.В. Гришиной, Н.С. Данакина, В.И. Андреева, О.Н. Громовой.
Большой интерес представляют работы зарубежных специалистов.
К. Томас и Р. Киллмен являются создателями «Двухмерной модели стратегии поведения личности в конфликтном взаимодействии. Авторы пришли к такому выводу, что соперники в конфликте соотносят свои интересы с интересами соперника.
Р. Блейк, У. Мастенбрук разработали модель ведения переговоров. Л. Крисберг затрагивает вопросы теории в сфере урегулирования политических и социальных конфликтов.
Тему социальной профилактики рассматривают следующие авторы: Р. Бернс в своей работе «Я концепция и воспитание» рассматривал аспекты влияния социальной профилактики при работе с детьми, Ю.Р. Вишневский в своей книге «Социология молодежи» рассмотрел модели социальной профилактики и ее применение в молодежной среде, В.Т.Шанко в своих трудах затрагивает поведение людей, а в дальнейшем и его корректировку с помощью социальной профилактики, В.И. Дерюгин, И.Г. Зайнышев рассмотрел различные технологии социальной профилактики1.
Зарубежные авторы Andreas von Hirsch, David Garland, Alison Wakefield в своей книге «Ethical and Social Perspectives on Situational Crime Prevention» рассматривают этические и социальные перспективы профилактики преступности, другие авторы Elizabeth M. Vera Maureen E. Kenny в работе «Social Justice and Culturally Relevant Prevention» рассматривают социальную профилактику с учетом культурных особенностей людей.
Объектом исследования являются межличностные конфликты в организации.
Предмет исследования - сущность и механизмы социальной профилактики межличностных конфликтов (на примере молодежной организации «Сэлэт»).
Целью исследования является выявление сущности и механизмов социальной профилактики межличностных конфликтов (на примере молодежной организации «Сэлэт»).
В соответствии с указанной целью поставлены следующие исследовательские задачи:
1) выявить основные теоретико-методологические подходы к
исследованию социальной профилактики межличностных конфликтов в организации;
2) определить сущность социальной профилактики;
3) рассмотреть механизмы и способы социальной профилактики;
4) рассмотреть общую характеристику деятельности молодежной организации «Сэлэт»;
5) провести диагностику межличностных конфликтов в молодежной организации «Сэлэт»;
6) на основании проведенного эмпирического исследования выявить причины возникновения межличностных конфликтов в молодежной организации «Сэлэт»;
7) разработать рекомендации по социальной профилактике межличностных конфликтов в молодежной организации «Сэлэт».
Научная новизна данного исследования состоит в том, что автор на основании собственного эмпирического исследования проводит диагностику межличностных конфликтов в организации, а также выявляет механизмы и способы социальной профилактики межличностных конфликтов на примере молодежной организации, и предлагает собственные рекомендации в области предупреждения межличностных конфликтов в молодежной среде.
Методология исследования. В ходе написания курсовой работы автор использовала системный, структурно-функциональный и процессуально-динамический подходы, традиционный анализ документов, а также применила общелогические методы исследования (синтез, анализ, индукция и дедукция).
Системный метод позволил рассмотреть социальную профилактику как систему взаимосвязанных элементов, в полной мере помог раскрыть проблематику социальной профилактики.
Структурно-функциональный подход сориентировал автора на рассмотрение межличностного конфликта как совокупности взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет определённую функцию.
В рамках процессуально-динамического подхода автор определила основные этапы развития межличностного конфликта, его специфику и динамику процесса социальной профилактики.
Автором примы эмпирические методы исследования: метод статистики, метод сбора информации - анкетный опрос, экспертный опрос в виде полуформализованного интервью.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы определяется возможностью использования результатов исследования в разработках теоретических курсов по данной проблеме, например в таких дисциплинах как: «Социальное партнерство», «Проектная деятельность в организации», «Субкультура и конфликты в молодежной среде», а также при составлении программ проведения профилактических мер в данной области.
Особую значимость приобретают результаты исследования для дальнейшей работы общественных организаций в направлении социальной профилактики межличностных конфликтов в молодежной среде.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, включающей в себя три раздела, в которых решаются поставленные исследовательские задачи, заключения и списка литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Социальная жизнь характеризуется вечной борьбой людей за свои потребности и нужды, нужно стремиться, чтобы противоречий было меньше, а в случаях столкновений уметь приходить к общему решению.
У людей настолько разное восприятие ситуаций, что эти различия приводят к тому, что люди не могут прийти к соглашению друг с другом в решении каких-то вопросов. Из-за чего вспыхивают различные конфликты.
На основании существующего множества определений конфликта, автором сформулировано следующее определение конфликта.
Конфликт - трудноразрешимое противоречие, которое связано с сильными эмоциональными переживаниями человека, столкновение противоположных мнений и интересов. Каждая из конфликтующих сторон, делает все возможное, чтобы его точка зрения была принята как правильная.
Исходя из определения конфликта, вытекает понятие межличностный конфликт.
Межличностный конфликт - это обстоятельства, при которых возникают противоречия между участниками данного противоборства, это обусловлено несовпадением целей, интересов, мотивов, позиций и ценностных ориентаций.
Межличностный конфликт может по-разному проявляться, все зависит от конкретной ситуации. Чаще, межличностный конфликт обусловлен борьбой за ограниченные ресурсы, такие как: капитал, рабочая сила, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из участников межличностного конфликта полагает, так как ресурсы ограничены, он должен сагитировать вышестоящее руководство выделить ему эти ресурсы, а не другому участнику.
Профилактика межличностных конфликтов - это один из видов управленческого воздействия. До сих пор учеными конфликтологами не выделено строгого разделения таких понятий как: «профилактика конфликта» и «предупреждение конфликта». Профилактика рассматривается как более широкое понятие, а предупреждение - как частный вид профилактики. Профилактика межличностных конфликтов направлена на четкую организацию жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения и деструктивного развития противоречий между ними.
Важно отметить, что существуют негативные и позитивные функции межличностных конфликтов. Признание позитивных функций не означает, что необходимо целенаправленно создавать конфликт. При наличии конфликта необходимо не подавлять, а решать его. Учиться через конфликт регулировать достижение полезных целей.
Также стоит отметить, что люди в условиях конфликта ведут себя по-разному: одни избегают вступать в конфликт, другие относятся к ним адекватно, а третьи конфликтуют при малейших сложностях в отношениях. Поведение людей в условиях конфликта может быть показателем его личных качеств характера. Разрешить межличностный конфликт — значит ликвидировать конфликтную ситуацию, либо исчерпать инцидент.
На основе изученного материала было дано определение, что социальная профилактика - это осознанная, целенаправленная, организованная деятельность, направленная на предотвращение возможных социальных, психологических, педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата.
Основной целью профилактической деятельности в социальной работе является выявлении причин и условий, которые ведут к отклонениям в поведении социальных объектов.
Существует 7 этапов социальной профилактики:
1) ранняя профилактика, направленная на устранение причин возникновения проблемных ситуаций;
2) ранняя профилактика, объединяющая в себе социальную помощь и корректирующее воздействие;
3) непосредственная профилактика;
4) профилактические меры при непосредственной опасности возникновения проблемы;
5) пресечение социальных проблем на начальной стадии;
6) законодательные меры профилактики по различным проблемам;
7) профилактические меры рецидива социальной проблемы.
Автором рассмотрено 3 метода индивидуальной социальной профилактики: убеждение, оказание помощи, принуждение. И через систему, каких методов происходит их реализация.
Необходимо подчеркнуть, что социальная профилактика направлена на ряд мер: ограничение и в последующем ликвидацию нарушений социальных норм, преодоление негативных сторон общественного развития, способствующих социальным отклонениям, устранение условий для социальных отклонений, недостатков и просчетов в деятельности органов управления, повышение уровня сознательности и организованности граждан, воспитание экологической дисциплины.
Успешно реализовать профилактические программы возможно лишь при: высокой внутренней мотивации участников программы, психологической и педагогической компетентности специалистов. При координировании деятельности различных государственных служб.
Еще один вывод гласит о том, что для эффективной организации профилактических мероприятий необходимо учитывать типы, уровни и подходы к построению системы профилактической работы.
Необходимо добавить, что социальная профилактика включает следующие основные направления: минимизация и нейтрализация отклоняющегося поведения; сокращение виктимизацию детской среды; активизация и развитие позитивной социальной личности; обеспечение коррекции и реабилитации дезадаптированных несовершеннолетних.
При обобщении всех видов профилактических мероприятий можно выделить: нейтрализующие, компенсирующие, предупреждающие. При возникновении обстоятельств, ведущих к социальным отклонениям, устраняющие эти обстоятельства, мероприятия последующего контроля над проведенной профилактической работой. Из чего следует, что профилактические мероприятия должна проводиться в форме программных, запланированных действий, которые направленны на достижение желаемого результата, предупреждение возможных проблем и наблюдение за последующим состоянием социального объекта.
Стоит отметить, что под профилактической работой понимают научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, которые направленны:
Во-первых, на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих социальные отклонения негативного характера;
Во-вторых, на предотвращение вероятных физических, психических и социокультурных девиаций у различных индивидов и социальных групп.
В-третьих, на сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья людей.
Подводя итоги исследовательской работы, важно отметить, что целью исследования было выявление механизмов и способов социальной профилактики межличностных конфликтов в молодежной организации «Сэлэт». Данная цель выпускной квалификационной работы была достигнута. Для ее реализации были решены изначально поставленные задачи.
Проведенное автором исследование среди членов организации «Сэлэт», показало, что большинство опрошенных довольно часто демонстрирует конфликтное поведение и достаточно часто попадает в разнообразные конфликтные ситуации, а профилактическая работа по урегулированию возникающих столкновений как таковая не ведется.
В целом, возраст играет высокую роль в конфликтности личности. Чем люди моложе, тем они более активны, возбудимы, больше проявляют стремления к лидерству, пренебрегая интересами окружающих, так как еще только учатся взаимодействовать в обществе. Молодые люди вступают в конфликт, демонстрируя свое негативное отношение к тому, кто их обидел или не разделяет их жизненную позицию.
В ходе анкетирования было выявлено, что молодежь в основном направлена на противоборство, конкуренцию в ходе конфликта, что в целом не совсем плохо, ведь здоровая конкуренция еще никому не вредила.
Также установлено, что причиной конфликтности личности является: низкий уровень воспитания и образования, отсутствие профилактических мероприятий по регулированию конфликта имеет второстепенное значение.
Анализируя проведенное интервью с руководителем проекта и руководителями летних программ, мы пришли к следующим выводам:
1. Конфликты в молодежной организации являются распространенным и неизбежным явлением.
2. Конфликты в молодежной среде возникают от недостатка воспитания и образования, а так же из-за эмоциональной неустойчивости молодёжи.
3. При проведении профилактических мероприятий многие конфликты можно было бы избежать или научиться находить правильное решение.



1. Алексеева Л. С. Проблемы жесткого обращения с детьми в семье // Педагогика./ Л.С Алексеева - 2006. - №55. - 74 с.
2. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов / В.И. Андреев - М.: Народное образование, 1995. - 128 с.
3. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. / С.А. Биличева - М.: Редакионно-издательский центр Консорциума Социальное здоровье России, 2009. - 354 с.
4. Бернс Р. Развитие Я — концепции и воспитание./ Р Бернс - М, 2004. - 333 с.
5. Бессчетнова О. В. Проблемы жесткого обращения с детьми в современной российской семье // Социальная и демографическая политика. / О.В. Бессчетова - 2007.- №6.- С.25-29.
6. Гришина Н.В. Опыт построения социально-психологической типологии производственных конфликтов // Психология - производству и воспитанию. - Л.: изд-во ЛГУ, 1977. - С. 19 - 24.
7. Громова О.Н. Конфликтология: Курс лекций. / О.Н. Громова - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство «ЭКМОС», 2000. - 320 с.
8. Грызунова Г.В. Межличностный конфликт в сфере управленческой деятельности. / Г.В Грызунова - Москва, 1994. - 20 с.
9. Данакин Н.С. Теоретические и методологические основы проектирования технологий социального управления. / Н. С. Данакин - Белгород: Центр социальных технологий, 1996. - 271 с.
10. Данилова З.А. Методическое пособие по курсу Теория и практика девиантного поведения/ З.А. Данилова Улан-Удэ: ВСГТУ, 2002. - 22 с.
11. Дерюгин В.И. Специальные методы социально-профилактического воздействия и влияния на людей. 3-е изд. / В.И Дерюгин.— Челябинск, 2005. - 389 с.
12. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии 3-е изд., перераб. и доп / С.М. Емельянов -СПб.: Питер, 2009. - 384 с.
13.Зайнышев И.Г. Технология социальной работы. / И.Г. Зайнышев - М, 2004. - 240 с.
14.Златин П.А. Социология и психология труда. / П.А Златин-МГИУ, 2008 - 426 с.
15. Кузнецова Л.П.. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие./ Л.П. Кузнецова - Владивосток: Изд-во ДВГТУ,2002.- 92 с.
16. Мастенбрук В. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации / В. Мастенбрук , - М.: ИНФРА-М, 1996. - 256 с.
17. Метелкина Е. Р. Профилактика межличностных конфликтов в
подростково-юношеской среде в условиях средне-специального образовательного учреждения /Е.Р. Метелкина - Молодой ученый. — 2015. — №3. — 988 с.
18. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными
категориями населения. / П.Д. Павленок - М.: Инфра-М, 2011. - С.272.
19. Преображенский И.Д. Методика социально-психологической
диагностики и группы/И.Д Преображенский. - М, 2005. - 179 с.
20. Сокор Е.М. Проблема психологического изучения социальных
конфликтов в системе непрерывного образования// Психолого-
акмеологическое обеспечение личностного саморазвития в системе непрерывного образования. М.: РАГС, 2002. 54 с.
21. Суслова В. Социальная диагностика: методы и способы ее
осуществления./В. Суслова - М, 2003. - 211с.
22. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии./ Д.И. Фильдштейн - М. 2007. - 390 с.
23. Цой Л. Н. Практическая конфликтология. / Л.Н. Цой - М 2001 - 233 с.
24.Чернецкая А.А. Технология социальной работы: Учебник А.А. Чернецкая —Ростов н/Д: «Феникс». 2006 — 400 с. («Высшее
образование»).
25. Чижов Н.А. Управление корпоративными кадрами. / Н.А Чижов - СПб.: Питер, 2005 - 118с.
26. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога./ М.В. Шакурова - М., 2002. 272 с.
27. Шейнов В. П. Управление конфликтами. / В.П Шейнов - Питер, 2014 г. - 412 с.
28. Шнейдер, Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л. Б. Шнейдер. - М. : Академический проект; Трикста, 2005. - 336 с.
Книги двух или трех авторов
1. Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях / А.Я. Анцупов, С.В.Баклановский, — 2-е изд., перераб. — СПб.: Питер, 2009. — 304 с.
2. Вишневский Ю.Р. Социология молодежи./ Вишневский Ю.Р., Шанко В.Т. - С-Пб, 2005. - 311с.
3. Ромек, В. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / В. Г. Ромек, В. А. Конторович, Е. И. Крукович. - СПб. : Речь, 2005. - 256 с.
4. Филатов В.А. Технология социальной работы Учебное пособие / В. А. Филатов, М. В. Станкова, Т. В. Щитова, Е. М. Кузнецова. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. - 124 с.
Книги зарубежных авторов
1. Andreas von Hirsch Ethical and Social Perspectives on Situational Crime Prevention. / Andreas von Hirsch, David Garland, Alison Wakefield - Bloomsbury Publishing, 2004. - 244 с.
2. Elizabeth M. - Social Justice and Culturally Relevant Prevention. / Elizabeth M., Vera Maureen, E. Kenny -SAGE Publications, 2012. - 72 с.
Описание диссертаций и авторефератов
Дадаева, Ю.В. Социальная профилактика наркотизма в молодежной среде региона: дис. Кан-т соц. наук : 22.00.04 / Ю.В. Дадаева; Саранск. Гос. ун-т. - Саранск , 2012. 173с.
Электронные ресурсы удаленного доступа
Туганбекова К.М.,Мусраунова А.С.Сущность социальной
профилактики в социальной работе // [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusnauka.com/4 SWMN 2010/Pedagogica/58825.doc.htm(дата обращения 16.01.2016).
Дронова Е.Н. Интерактивные методы в профессиональном образовании субъектов системы профилактики // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL:
http://human.snauka.ru/2014/02/5877(дата обращения: 13.11.2015).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ