Прокурорский надзор за соблюдением законодательства о несовершеннолетних и молодежи
|
Введение 2
Глава 1. Сущность, направления прокурорского надзора в РФ
1.1. Понятие и направления прокурорского надзора в РФ 6
1.2. Сущность, задачи и правовая основа прокурорского надзора
за соблюдением законодательства о несовершеннолетних и молодежи 9
Глава 2 Основные права несовершеннолетних и молодежи, установленные
законодательством РФ. Прокурорский надзор за их соблюдением.
2.1. Защита трудовых прав несовершенннолетних 15
2.2. Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, жилищные права несовершеннолетних и молодежи 22
2.3 Право несовершеннолетних и молодежи на образование. Защита иных неимущественных прав 28
2.4 Надзор за соблюдением прав несовершеннолетних правонарушителей, профилактика безнадзорности. Надзор за законностью привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности 39
Глава 3. Организация прокурорского надзора за соблюдением прав
несовершеннолетних и молодежи.
3.1 Пределы и специфика прокурорского надзора за исполнением
законодательства о несовершеннолетних и молодежи 50
3.2 Правовые средства прокурорского надзора за исполнением
законодательства о несовершеннолетних и молодежи 60
Заключение 67
Список использованной литературы
Глава 1. Сущность, направления прокурорского надзора в РФ
1.1. Понятие и направления прокурорского надзора в РФ 6
1.2. Сущность, задачи и правовая основа прокурорского надзора
за соблюдением законодательства о несовершеннолетних и молодежи 9
Глава 2 Основные права несовершеннолетних и молодежи, установленные
законодательством РФ. Прокурорский надзор за их соблюдением.
2.1. Защита трудовых прав несовершенннолетних 15
2.2. Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, жилищные права несовершеннолетних и молодежи 22
2.3 Право несовершеннолетних и молодежи на образование. Защита иных неимущественных прав 28
2.4 Надзор за соблюдением прав несовершеннолетних правонарушителей, профилактика безнадзорности. Надзор за законностью привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности 39
Глава 3. Организация прокурорского надзора за соблюдением прав
несовершеннолетних и молодежи.
3.1 Пределы и специфика прокурорского надзора за исполнением
законодательства о несовершеннолетних и молодежи 50
3.2 Правовые средства прокурорского надзора за исполнением
законодательства о несовершеннолетних и молодежи 60
Заключение 67
Список использованной литературы
Согласно Конвенции о правах ребенка 1989 г. ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях прав ребенка» (ред. от 28.11.2015) ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия).
Дети, безусловно, одна из наиболее социально неадаптированных и не защищенных групп населения, которая нуждается в контроле за строгим соблюдением законодательства о несовершеннолетних. Прокурорский надзор является одной из самых действенных и основных гарантий защиты прав несовершеннолетних граждан. Прокуратура осуществляет не только надзор за соблюдением законности, но и реагирует на поступающие сигналы о нарушениях прав детей.
С определением понятия «молодежи» дела обстоят сложнее. В разных законах, а также в разных регионах отличается трактовка понятия «молодежь», в том числе в части возрастных границ. Указанный вопрос был частично урегулирован в Распоряжении Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» . Согласно документу «молодежь» - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Эта группа включает лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, - до 35 и более лет, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающих за рубежом (граждане Российской Федерации и соотечественники).
Согласно данным, опубликованным Министерством труда и социальной защиты РФ в прошедшем году в стране родилось 1 млн 947 тысяч детишек. Глава министерства отметил, что в стране третий год подряд рождаемость сохраняется на уровне 1,9 млн детей.
Прокурорский надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних в Федеральном законе от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» не закреплен в качестве особой государственной функции, однако эта сфера деятельности является для прокуроров приоритетной. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26.11.2007 N 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» предписывает прокурорам субъектов РФ, городов и районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур поставить дело таким образом, чтобы прокурорский надзор обеспечивал максимальное исполнение законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи, пресечение и предупреждение преступности несовершеннолетних. Указанный приказ предусматривает конкретные направления деятельности органов прокуратуры по защите прав несовершеннолетних, в нем указывается широкое поле деятельности органов прокуратуры, куда входит пресечение фактов жестокого обращения с детьми, забота о нравственном воспитании детей, обеспечение надзора за деятельностью органов опеки и попечительства, регулирование деятельности органов и учреждений в сфере образования, своевременное реагирование на нарушения жилищных и имущественных прав несовершеннолетних, привлечение специалистов из Федеральной службы по труду и занятости к проверкам исполнения в отношении несовершеннолетних трудового законодательства и т.д.
Значимость и масштабы проблем в области охраны детства требуют от прокуроров адекватного и своевременного реагирования на факты нарушений прав и законных интересов детей. В связи с этим прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних приобретает особое значение.
В наибольшем контроле со стороны органов прокуратуры нуждается соблюдение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Часто их права нарушаются органами исполнительной власти, а ведь иных законных представителей у таких детей просто нет. На особом контроле должны находиться неблагополучные семьи с детьми, несовершеннолетние правонарушители. Согласно статистике, опубликованной в официальном источнике Уполномоченного при президенте Российской Федерации по правам ребенка в 2015 г число несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, составляло 159 348.
Вопросу защиты прав несовершеннолетних и молодежи посвящено множество работ, в том числе труды Бережковой Н.Ф. , Боголюбовой Т.А. , Бессарабова В.Г. Винокурова Ю.Е., Винокурова А.Ю.Пи др.
Цель настоящей магистерской диссертации - провести теоретическое и практическое исследование вопроса прокурорского надзора за защитой прав несовершеннолетних и молодежи в РФ.
В рамках поставленной цели решаются такие задачи, как:
-изучается понятие и направления прокурорского надзора в РФ, сущность, задачи и правовая основа прокурорского надзора за соблюдением законодательства о несовершеннолетних и молодежи.
- анализируются основные права несовершеннолетних и молодежи, установленные законодательством РФ, изучается вопрос защиты трудовых прав несовершенннолетних, защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилищные права несовершеннолетних и молодежи, защита прав несовершеннолетних и молодежи на образование, иных неимущественных прав, надзор за соблюдением прав несовершеннолетних правонарушителей, профилактика безнадзорности, надзор за законностью привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности.
- анализируется порядок организации прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних и молодежи, пределы и специфика прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи, правовые средства прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи.
Указанные цель и задачи имеют непосредственное отражение в структуре работы.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере защиты прав несовершеннолетних и молодежи органами прокуратуры РФ. Предмет исследования - нормы законодательства, материалы теоретических исследований в этой области, материалы судебной и правоприменительной практики.
Основными методами исследования явились изучение и анализ научной литературы, изучение и обобщение отечественной практики, сравнительно-правовой, метод анализа и синтеза.
Структура работы включает в себя введение, три главы, разбитые на параграфы, заключение и список использованной литературы.
В первой главе рассматриваются понятие и направления прокурорского надзора в РФ, сущность, задачи и правовая основа прокурорского надзора за соблюдением законодательства о несовершеннолетних и молодежи. Вторая глава посвящена основным права несовершеннолетних и молодежи, установленным законодательством РФ. Третья глава посвящена порядку организации прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних и молодежи, пределам и специфике прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи, правовым средствам прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи.
Дети, безусловно, одна из наиболее социально неадаптированных и не защищенных групп населения, которая нуждается в контроле за строгим соблюдением законодательства о несовершеннолетних. Прокурорский надзор является одной из самых действенных и основных гарантий защиты прав несовершеннолетних граждан. Прокуратура осуществляет не только надзор за соблюдением законности, но и реагирует на поступающие сигналы о нарушениях прав детей.
С определением понятия «молодежи» дела обстоят сложнее. В разных законах, а также в разных регионах отличается трактовка понятия «молодежь», в том числе в части возрастных границ. Указанный вопрос был частично урегулирован в Распоряжении Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» . Согласно документу «молодежь» - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Эта группа включает лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, - до 35 и более лет, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающих за рубежом (граждане Российской Федерации и соотечественники).
Согласно данным, опубликованным Министерством труда и социальной защиты РФ в прошедшем году в стране родилось 1 млн 947 тысяч детишек. Глава министерства отметил, что в стране третий год подряд рождаемость сохраняется на уровне 1,9 млн детей.
Прокурорский надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних в Федеральном законе от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» не закреплен в качестве особой государственной функции, однако эта сфера деятельности является для прокуроров приоритетной. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26.11.2007 N 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» предписывает прокурорам субъектов РФ, городов и районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур поставить дело таким образом, чтобы прокурорский надзор обеспечивал максимальное исполнение законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи, пресечение и предупреждение преступности несовершеннолетних. Указанный приказ предусматривает конкретные направления деятельности органов прокуратуры по защите прав несовершеннолетних, в нем указывается широкое поле деятельности органов прокуратуры, куда входит пресечение фактов жестокого обращения с детьми, забота о нравственном воспитании детей, обеспечение надзора за деятельностью органов опеки и попечительства, регулирование деятельности органов и учреждений в сфере образования, своевременное реагирование на нарушения жилищных и имущественных прав несовершеннолетних, привлечение специалистов из Федеральной службы по труду и занятости к проверкам исполнения в отношении несовершеннолетних трудового законодательства и т.д.
Значимость и масштабы проблем в области охраны детства требуют от прокуроров адекватного и своевременного реагирования на факты нарушений прав и законных интересов детей. В связи с этим прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних приобретает особое значение.
В наибольшем контроле со стороны органов прокуратуры нуждается соблюдение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Часто их права нарушаются органами исполнительной власти, а ведь иных законных представителей у таких детей просто нет. На особом контроле должны находиться неблагополучные семьи с детьми, несовершеннолетние правонарушители. Согласно статистике, опубликованной в официальном источнике Уполномоченного при президенте Российской Федерации по правам ребенка в 2015 г число несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, составляло 159 348.
Вопросу защиты прав несовершеннолетних и молодежи посвящено множество работ, в том числе труды Бережковой Н.Ф. , Боголюбовой Т.А. , Бессарабова В.Г. Винокурова Ю.Е., Винокурова А.Ю.Пи др.
Цель настоящей магистерской диссертации - провести теоретическое и практическое исследование вопроса прокурорского надзора за защитой прав несовершеннолетних и молодежи в РФ.
В рамках поставленной цели решаются такие задачи, как:
-изучается понятие и направления прокурорского надзора в РФ, сущность, задачи и правовая основа прокурорского надзора за соблюдением законодательства о несовершеннолетних и молодежи.
- анализируются основные права несовершеннолетних и молодежи, установленные законодательством РФ, изучается вопрос защиты трудовых прав несовершенннолетних, защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилищные права несовершеннолетних и молодежи, защита прав несовершеннолетних и молодежи на образование, иных неимущественных прав, надзор за соблюдением прав несовершеннолетних правонарушителей, профилактика безнадзорности, надзор за законностью привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности.
- анализируется порядок организации прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних и молодежи, пределы и специфика прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи, правовые средства прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи.
Указанные цель и задачи имеют непосредственное отражение в структуре работы.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере защиты прав несовершеннолетних и молодежи органами прокуратуры РФ. Предмет исследования - нормы законодательства, материалы теоретических исследований в этой области, материалы судебной и правоприменительной практики.
Основными методами исследования явились изучение и анализ научной литературы, изучение и обобщение отечественной практики, сравнительно-правовой, метод анализа и синтеза.
Структура работы включает в себя введение, три главы, разбитые на параграфы, заключение и список использованной литературы.
В первой главе рассматриваются понятие и направления прокурорского надзора в РФ, сущность, задачи и правовая основа прокурорского надзора за соблюдением законодательства о несовершеннолетних и молодежи. Вторая глава посвящена основным права несовершеннолетних и молодежи, установленным законодательством РФ. Третья глава посвящена порядку организации прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних и молодежи, пределам и специфике прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи, правовым средствам прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи.
Прокурорский надзор как вид государственной деятельности — это вид деятельности органов прокуратуры, осуществляемый от имени Российской Федерации в целях соблюдения Конституции РФ и принятия мер к восстановлению нарушенной законности. К основным направлениям прокурорского надзора можно отнести надзор за исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, надзор за исполнением законов судебными приставами, уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным
законодательством РФ, участие прокуроров в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, право прокурора на возбуждение дел об административных правонарушениях. В современной России защита социальных прав граждан, в том числе права на детство, материнство признается одним из приоритетных направлений прокурорского надзора. Социальные права граждан согласно Основному закону страны имеют главенствующую роль по сравнению с иными интересами государства и общества. Огромную роль в защите законных прав и интересов такой категории граждан как несовершеннолетние играют органы прокуратуры Российской Федерации. Выделение прокурорского надзора за соблюдением законодательства о несовершеннолетних и молодежи в качестве самостоятельного направления деятельности обусловлено необходимостью усиления надзорной функции прокуратуры в этой сфере. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи является специфическим направлением надзорной деятельности прокуратуры, являющимся частью отраслей прокурорского надзора и участия прокурора в судах. Задачами прокуратуры в указанной сфере является осуществление прокурорского надзора за обеспечением гарантий, прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи, улучшением работы по борьбе с преступностью и правонарушениями, выявление и устранение причин и условий, им способствовавшие, возвращение к нормальной жизни каждого оступившегося подростка и другие.
Законодательством России установлены отдельные права несовершеннолетних. Так, согласно трудовому законодательству по общему правилу вступать в трудовые отношения могут граждане, достигшие возраста 16 лет. С соблюдением определенных процедур, к работе могут допускаться и лица младшего возраста, для этого требуется разрешение родителей, органа опеки и попечительства. Для выполнения некоторых работ, связанных, например, с кинематографией, могут быть привлечены и работники, не достигшие возраста 14 лет. Все несовершеннолетние лица перед поступлением на работу должны проходить медицинский осмотр. Предоставляемая несовершеннолетним работа не должна приносить вред их здоровью, запрещается работа в ночное время, установлена более продолжительная длительность отпуска и некоторые иные льготы для данной категории граждан. Органами прокуратуры регулярно выявляются нарушения законодательства о труде несовершеннолетних, должностные лица привлекаются к установленной законом ответственности.
Особая категория несовершеннолетних, нуждающаяся в защите, - это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Они являются наиболее социально незащищенной категорией граждан. Учитывая то, насколько часто в нашей стране должностные лица наигрубейшим образом нарушают их права, прокуратура остается чуть ли не единственным органом, способным пресечь нарушения прав таких детей. Причем в особой поддержке нуждаются не только малолетние дети, не способные самостоятельно защитить себя в силу возраста, но и лица, которым уже исполнилось 18 лет, и они «выпущены» детским учреждением во взрослую жизнь. Особо сложный период для таких лиц - вступление в самостоятельную жизнь, где они сталкиваются с решением таких стоящих перед ними задач, как обеспечение жильем, поиск работы, организация быта, питания.
Права детей на образование закреплено в Конституции России, международных актах, федеральном и региональном законодательстве. Основным законом, регламентирующим порядок получения образования является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который урегулировал отношения в сфере образования, закрепил основы правового регулирования системы образования в нашей стране исходя из приоритета прав и свобод человека, обеспечения государственных гарантий прав граждан в сфере образования. Прокуратура является одним из самых действенных органов по контролю за соблюдением законодательства в сфере права на образование несовершеннолетних и молодежи. Органами прокуратуры регулярно проводятся проверки, выявляются нарушения законодательства, связанные с правом на получение дошкольного образования, отсутствие мест в детских садах, включение в плату за государственные детские сады дополнительных взносов., не предусмотренных законодательством, нарушения при проведении единого государственного экзамена, множество нарушений, связанных с получением высшего образования, как в государственных, так и в негосударственных вузах. Семейным Кодексом установлены также иные неимущественные права детей. К ним можно отнести право ребенка жить и воспитываться в семье, право ребенка на общение с родителями и другими родственниками, право ребенка на защиту, право ребенка выражать свое мнение, право ребенка на имя, отчество и фамилию.
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26.11.2007 N 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» также предписывает органам
прокуратуры поставить дело таким образом, чтобы прокурорский надзор
обеспечивал пресечение и предупреждение преступности
несовершеннолетних, органам прокуратуры приказано регулярно проверять исполнение законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделениями по делам несовершеннолетних и др. Особенности привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности и назначения им наказания или применения мер воспитательного характера установлены уголовным и уголовно-процессуальным законодательством.
Основными направлениями применения прокурором надзорных полномочий, определяющих пределы осуществления прокурорского надзора за защитой прав несовершеннолетних и молодежи, являются надзор за исполнением законов о социальной защите несовершеннолетних, надзор за исполнением законов органами опеки и попечительства, надзор за исполнением законов, регламентирующих условия содержания, воспитания и обучения детей, защиту личных имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, финансирование и целевое расходование средств в учреждениях органов здравоохранения образования и социальной защиты населения, надзор за исполнением законодательства об образовании, надзор за соблюдением прав органов и учреждений по делам молодежи, молодежных и детских общественных объединений, надзор за исполнением требований закона о воинском учете граждан, подлежащих призыву, надзор за исполнением законов о несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве и др. При планировании проведения прокурорских проверок, уполномоченные лица определяют перечень вопросов, подлежащих выяснению, круг субъектов, проводящих проверку, план проверки. Прокуроры активно используют полномочия по защите прав несовершеннолетних в судебном порядке, что позволяет повысить результативность принимаемых мер, по отдельным категориям дел, связанных с защитой прав несовершеннолетних, участие прокурора является обязательным. Правовые средства реализации полномочий прокуратуры - это
используемое прокурором в соответствии со своей предметной и иерархической компетенцией в целях установления нарушений или несоблюдения Конституции РФ и федеральных законов, прав и свобод человека и гражданина акты прокурорского надзора. Такими актами могут являться протест, постановление, представление, предостережение,
заявление прокурора в суд, указание прокурора, требование об устранении нарушений федерального законодательства в уголовном судопроизводстве и др. Результативными являются принятие прокурорами комплексных мер реагирования, когда наряду с протестами вносятся представления, предъявляются иски, объявляются предостережения. В 2016 году, как заявил в своем выступлении Генеральный прокурор Российской Федерации Юрия Чайки на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации об итогах работы органов прокуратуры в 2016 г. и задачам по укреплению законности и правопорядка в 2017 г. 14 марта 2017 г, прокурорами в сфере соблюдения прав и интересов детей в общей сложности выявлено 720 тыс. нарушений законов, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 165 тыс. виновных, возбуждено более 3 тыс. уголовных дел, по фактам халатности должностных лиц органов системы профилактики следствием возбуждено 132 уголовных дела
Безусловно, прокуратура должна быть одним из наиболее эффективных и действенных органов государственной власти по защите прав и интересов несовершеннолетних. В связи с чем, целесообразным видится внесение некоторых поправок в законодательство Российской Федерации. Так, в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ возможно дополнительно закрепить право прокурора обращаться в суд с заявлением о защите прав несовершеннолетних даже при наличии у него законных представителей. Равно как и в Семейном Кодексе РФ наделить прокурора полномочиями по представлению в суде интересов несовершеннолетних в случае действий родителей, направленных против интересов детей.
законодательством РФ, участие прокуроров в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, право прокурора на возбуждение дел об административных правонарушениях. В современной России защита социальных прав граждан, в том числе права на детство, материнство признается одним из приоритетных направлений прокурорского надзора. Социальные права граждан согласно Основному закону страны имеют главенствующую роль по сравнению с иными интересами государства и общества. Огромную роль в защите законных прав и интересов такой категории граждан как несовершеннолетние играют органы прокуратуры Российской Федерации. Выделение прокурорского надзора за соблюдением законодательства о несовершеннолетних и молодежи в качестве самостоятельного направления деятельности обусловлено необходимостью усиления надзорной функции прокуратуры в этой сфере. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи является специфическим направлением надзорной деятельности прокуратуры, являющимся частью отраслей прокурорского надзора и участия прокурора в судах. Задачами прокуратуры в указанной сфере является осуществление прокурорского надзора за обеспечением гарантий, прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи, улучшением работы по борьбе с преступностью и правонарушениями, выявление и устранение причин и условий, им способствовавшие, возвращение к нормальной жизни каждого оступившегося подростка и другие.
Законодательством России установлены отдельные права несовершеннолетних. Так, согласно трудовому законодательству по общему правилу вступать в трудовые отношения могут граждане, достигшие возраста 16 лет. С соблюдением определенных процедур, к работе могут допускаться и лица младшего возраста, для этого требуется разрешение родителей, органа опеки и попечительства. Для выполнения некоторых работ, связанных, например, с кинематографией, могут быть привлечены и работники, не достигшие возраста 14 лет. Все несовершеннолетние лица перед поступлением на работу должны проходить медицинский осмотр. Предоставляемая несовершеннолетним работа не должна приносить вред их здоровью, запрещается работа в ночное время, установлена более продолжительная длительность отпуска и некоторые иные льготы для данной категории граждан. Органами прокуратуры регулярно выявляются нарушения законодательства о труде несовершеннолетних, должностные лица привлекаются к установленной законом ответственности.
Особая категория несовершеннолетних, нуждающаяся в защите, - это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Они являются наиболее социально незащищенной категорией граждан. Учитывая то, насколько часто в нашей стране должностные лица наигрубейшим образом нарушают их права, прокуратура остается чуть ли не единственным органом, способным пресечь нарушения прав таких детей. Причем в особой поддержке нуждаются не только малолетние дети, не способные самостоятельно защитить себя в силу возраста, но и лица, которым уже исполнилось 18 лет, и они «выпущены» детским учреждением во взрослую жизнь. Особо сложный период для таких лиц - вступление в самостоятельную жизнь, где они сталкиваются с решением таких стоящих перед ними задач, как обеспечение жильем, поиск работы, организация быта, питания.
Права детей на образование закреплено в Конституции России, международных актах, федеральном и региональном законодательстве. Основным законом, регламентирующим порядок получения образования является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который урегулировал отношения в сфере образования, закрепил основы правового регулирования системы образования в нашей стране исходя из приоритета прав и свобод человека, обеспечения государственных гарантий прав граждан в сфере образования. Прокуратура является одним из самых действенных органов по контролю за соблюдением законодательства в сфере права на образование несовершеннолетних и молодежи. Органами прокуратуры регулярно проводятся проверки, выявляются нарушения законодательства, связанные с правом на получение дошкольного образования, отсутствие мест в детских садах, включение в плату за государственные детские сады дополнительных взносов., не предусмотренных законодательством, нарушения при проведении единого государственного экзамена, множество нарушений, связанных с получением высшего образования, как в государственных, так и в негосударственных вузах. Семейным Кодексом установлены также иные неимущественные права детей. К ним можно отнести право ребенка жить и воспитываться в семье, право ребенка на общение с родителями и другими родственниками, право ребенка на защиту, право ребенка выражать свое мнение, право ребенка на имя, отчество и фамилию.
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26.11.2007 N 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» также предписывает органам
прокуратуры поставить дело таким образом, чтобы прокурорский надзор
обеспечивал пресечение и предупреждение преступности
несовершеннолетних, органам прокуратуры приказано регулярно проверять исполнение законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделениями по делам несовершеннолетних и др. Особенности привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности и назначения им наказания или применения мер воспитательного характера установлены уголовным и уголовно-процессуальным законодательством.
Основными направлениями применения прокурором надзорных полномочий, определяющих пределы осуществления прокурорского надзора за защитой прав несовершеннолетних и молодежи, являются надзор за исполнением законов о социальной защите несовершеннолетних, надзор за исполнением законов органами опеки и попечительства, надзор за исполнением законов, регламентирующих условия содержания, воспитания и обучения детей, защиту личных имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, финансирование и целевое расходование средств в учреждениях органов здравоохранения образования и социальной защиты населения, надзор за исполнением законодательства об образовании, надзор за соблюдением прав органов и учреждений по делам молодежи, молодежных и детских общественных объединений, надзор за исполнением требований закона о воинском учете граждан, подлежащих призыву, надзор за исполнением законов о несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве и др. При планировании проведения прокурорских проверок, уполномоченные лица определяют перечень вопросов, подлежащих выяснению, круг субъектов, проводящих проверку, план проверки. Прокуроры активно используют полномочия по защите прав несовершеннолетних в судебном порядке, что позволяет повысить результативность принимаемых мер, по отдельным категориям дел, связанных с защитой прав несовершеннолетних, участие прокурора является обязательным. Правовые средства реализации полномочий прокуратуры - это
используемое прокурором в соответствии со своей предметной и иерархической компетенцией в целях установления нарушений или несоблюдения Конституции РФ и федеральных законов, прав и свобод человека и гражданина акты прокурорского надзора. Такими актами могут являться протест, постановление, представление, предостережение,
заявление прокурора в суд, указание прокурора, требование об устранении нарушений федерального законодательства в уголовном судопроизводстве и др. Результативными являются принятие прокурорами комплексных мер реагирования, когда наряду с протестами вносятся представления, предъявляются иски, объявляются предостережения. В 2016 году, как заявил в своем выступлении Генеральный прокурор Российской Федерации Юрия Чайки на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации об итогах работы органов прокуратуры в 2016 г. и задачам по укреплению законности и правопорядка в 2017 г. 14 марта 2017 г, прокурорами в сфере соблюдения прав и интересов детей в общей сложности выявлено 720 тыс. нарушений законов, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 165 тыс. виновных, возбуждено более 3 тыс. уголовных дел, по фактам халатности должностных лиц органов системы профилактики следствием возбуждено 132 уголовных дела
Безусловно, прокуратура должна быть одним из наиболее эффективных и действенных органов государственной власти по защите прав и интересов несовершеннолетних. В связи с чем, целесообразным видится внесение некоторых поправок в законодательство Российской Федерации. Так, в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ возможно дополнительно закрепить право прокурора обращаться в суд с заявлением о защите прав несовершеннолетних даже при наличии у него законных представителей. Равно как и в Семейном Кодексе РФ наделить прокурора полномочиями по представлению в суде интересов несовершеннолетних в случае действий родителей, направленных против интересов детей.
Подобные работы
- ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И
МОЛОДЁЖИ
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - Охрана прав и законных интересов несовершеннолетних средствами прокурорского надзора
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ПРАВ И ЗАКОННЫХ
ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Конституционно-правовые основы прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере образования
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Прокурорский надзор за исполнением законов и участие прокурора в административно-образовательном процессе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Прокурорский надзор за исполнением законодательства о средствах массовой информации (Тульский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2022 - Прокурорский надзор за исполнением законов и участие прокурора в образовательном процессе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



