Введение
Глава 1. Освещение вооруженных конфликтов в средствах массовой информации в России.
1.1 Понятие «вооруженный конфликт» и его использование в средствах массовой информации
1.2 Влияние журналистики на динамику развития вооруженных конфликтов
1.3 Роль средств массовой информации в развитии конфликта в Чечне в период с 1994 по 1996 годы.
Глава 2. Журналистская деятельность в условиях вооруженного конфликта
2.1 Свобода слова и журналистской этики в зоне вооруженного конфликта
2.2 Основы информационного управления военным конфликтом. PR-методы управления общественным мнением посредством СМИ
2.2 Основы информационного управления военным конфликтом. PR-методы управления общественным мнением посредством СМИ
Глава 3. Анализ публикаций о первой Чеченской военной кампании 1994-1996 гг. в российских средствах массовой информации
3.1 Редакционная политика отечественных СМИ в период протекания вооруженного конфликта в Чечне
Заключение
Актуальность исследования обусловлена тем, что сейчас настала эпоха, когда информация и знания являются главной ценностью, а роль СМИ в формировании общественных норм, ориентаций и воззрений возросла во много раз. Медиа все глубже стали проникать в жизнь людей и оказывать динамичное и целенаправленное воздействие на массовое сознание.
Конфликты сопровождали человечество испокон веков. Из спора и дискуссий они могут перерастать в свои крайние формы: войны, революции, бунты, зачастую привнося в жизнь людей разрушение и многочисленные смерти, перед лицом которых они оказывались беззащитными. Суровая правда реальности такова, что вооруженные конфликты практически невозможно предотвратить, но есть необходимость защитить общество, минимизируя разрушительные последствия войны.
Следует отметить, что освещение вооруженных конфликтов в СМИ - это один из ключевых социально-политических вопросов, привлекающих внимание среди исследователей. Объяснить повышенный интерес к данной проблеме можно тем, что сегодня средства массовой информации являются одним из рычагов урегулирования или, наоборот, инициирования конфликтов. Автор отмечает, что исход подобного вмешательства СМИ в процесс протекания вооруженных конфликтов может быть противоречив. СМИ могут обострять или сглаживать ход развития конфликтов, способствовать эскалации, напряженности или участвовать в процессе умиротворения и социального восстановления после завершения конфликта. Иными словами, средства массовой информации стали важнейшим оружием в управлении вооруженными конфликтами.
Степень научной разработанности. В представленном исследовании проблему достоверного и объективного информирования аудитории о вооруженных конфликтах можно выделить несколько направлений, представленных работами зарубежных и отечественных авторов. Первая группа работ посвящена анализу фундаментальных проблем теории и практики массовой коммуникации, изучение которых не утратило актуальности.
Базовыми для разработки основных положений выпускной квалификационной работы стали труды специалистов в области теории журналистики (А. А. Грабельниковой1, И. И. Засурского , Я. Н. Засурского, В. Ф. Олешко, А. А. Тертычного, Е. П. Прохорова и др.)
Второй группой для данной работы явились труды, оценивающие роль масс-медиа в разрешении и предотвращении конфликтов (Н. С. Лабуш, Д. М. Фельдман, М. М. Лебедева и др.)
Третью группу представляют исследования отечественных авторов, посвященные изучению политических функций СМИ (С. М. Виноградова, С. Г. Корконосенко и др11.)
В данной работе автор изучал проблему влияния СМИ на динамику развития чеченского конфликта, поэтому для написания были привлечены работы Д. Д. Гакаева, посвященные исследованию войны в Чечне, а также работы авторов, отражающие роль СМИ в урегулировании вооруженных конфликтов.
Объектом исследования влияние СМИ на вооруженные конфликты.
Предмет исследования - роль СМИ в урегулировании вооруженных конфликтов на примере Чеченской войны в период с 1994 по 1996 годы.
Гипотеза исследования. В течение последних десятилетий средства массовой информации СМИ играют важную роль в развитии политической ситуации в стране и урегулированию конфликтов в государстве. Возможность журналистов манипулировать общественным сознанием способна в корне изменить происходящие процессы в обществе. Данную гипотезу автор обосновывает на примере исследования чеченского конфликта, в ходе которого средства массовой информации раскололи общество на два лагеря и значительно снизили уровень доверия населения к правительству страны.
Целью исследования является анализ качества освещения в российских средствах массовой информации протекания чеченского кризиса в период с 1994 по 1996 гг., связанных с вооруженным конфликтом, и выявление влияния информационных каналов на динамику вооруженного противодействия, а также оценить степень адекватности информирования населения.
Исходя из цели исследования, автором поставлены следующие задачи:
• провести анализ политических событий в Чеченской республике и показать специфику их отражения на страницах российских СМИ;
• выявить ориентации и приоритеты российских СМИ при освещении первого этапа вооруженного противостояния;
• выявить конфликтные факторы искажения информации и причины дезинформации населения о вооруженных конфликтах, ошибки российских СМИ в освещении первой военной кампании;
• определить степень свободы СМИ и проявления журналистской этики в зоне вооруженного конфликта;
• охарактеризовать работу журналистов в зоне вооруженного конфликта, а также проанализировать роль СМИ в информационном обеспечении разрешения чеченского конфликта.
При написании дипломной работы автором использовались такие методы, как структурно - функциональный, метод контент - анализа и сравнительный анализ.
Структурно-функциональный метод позволяет автору рассмотреть
интересующий конфликт в развитии.
Метод контент-анализа направлен на вычленение из основной информационной массы частные сведения, которые необходимы для данной работы. При исследовании деятельности средств массовой информации в условиях вооруженного конфликта на примере конфликта в Чечне автор проанализировал ряд авторитетных источников, среди которых не только академические труды, но и материалы газет, интернет-изданий и архивные программы телепередач.
Сравнительный анализ является основой в исследовании деятельности российских СМИ, так как позволяет определить преимущества и недостатки в работе журналиста в условиях вооруженного конфликта.
Структура работы включает в себя:
- введение, включающее в себя актуальность работы, степень научной разработанности, объект и предмет исследования, цель и задачи, поставленные автором при написании данной работы, используемые методы.
- 3 главы и 6 параграфов, в которых решаются поставленные исследовательские задачи, заключение, список источников и литературы.
Представленная выпускная квалификационная работа посвящена роли средств массовой информации в урегулировании вооруженных конфликтов. Для уточнения и с целью более подробного и точного изучения автор выбрал первую Чеченскую военную кампанию в период с 1994 по 1996 гг. Автор объясняет свой интерес к данной проблеме тем, что сегодня средства массовой информации являются одним из рычагов урегулирования или, наоборот, инициирования конфликтов. СМИ могут обострять или сглаживать ход развития конфликтов, способствовать эскалации, напряженности или участвовать в процессе умиротворения и социального восстановления после завершения конфликта. Иными словами, средства массовой информации стали важнейшим оружием в управлении вооруженными конфликтами.
Обращаясь к цели исследования, - провести анализ качества освещения в российских средствах массовой информации протекания чеченского кризиса в период с 1994 по 1996 гг., связанных с вооруженным конфликтом, и выявить влияния информационных каналов на динамику вооруженного противодействия, а также оценить степень адекватности информирования населения, - можно сказать, что поставленная цель была достигнута. В ходе написания выпускной квалификационной работы автор осветил понятие «вооруженного конфликта» и предоставил рекомендации по работе с понятием, после чего перешел к вопросу влияния СМИ на динамику вооруженного конфликта. Автор уверен, что на данном этапе развития российские граждане обладают недостаточными знаниями в сфере массовых коммуникаций, что заметно облегчает СМИ задачу воздействия на сознание людей. Несмотря на то, что есть определенная законодательная база, касающаяся информационной политики, технологии работают на опережение, что позволяет им успешно обходить разного рода ограничения, связанные с ведением информационных войн.
Работа с источниками показала, что информационные кампании, сопровождающие военные действия, работают в нескольких направлениях, предоставляя СМИ информацию в выгодном для них ключе, оказывают журналистам всяческую необходимую поддержку, при это жестко пресекая любую утечку информацию, которая могла бы навредить, путем давления на тех, кто ее распространяет.
Участие прессы в развитии вооруженного конфликта в Чечне, как показали результаты исследования, оказались колоссальными, однако СМИ не смогли повлиять на урегулирование конфликта и прекращение бомбардировок в городах Чечни. Результаты социологического исследования, который в 1995 году проводил Всероссийский институт печати и массовой информации, чтобы выяснить, как деятельность и публикации журналистов о первой Чеченской военной кампании отразились на восприятии конфликта мирным населением и на его настроениях, показали, что российскому правительству не удалось провести успешную информационную пропаганду, поскольку оппозиционные СМИ оказались сильнее в вопросе информирования и влияния на массовое сознание. Именно поэтому Чеченская война и действия правительства в условиях конфликта воспринимались общественностью негативно.
Проблема журналистской этики была одной из ключевых в данной работе, потому что в условиях военных действий средства массовой информации становятся тем звеном, которое ответственны за общественное мнение и настроения граждан, а данные критерии, в свою очередь, влияют на ход развития вооруженного конфликта. Именно поэтому к работе журналиста предъявляются особые этические требования, помогающие избежать негативных последствий публикации некачественных и категоричных материалов, освещающих военные события. Этические нормы никак не могут быть регламентированы законодательно и для любого человека являются лишь поводом к их соблюдению или несоблюдению в реальной жизни. Однако, в журналистском сообществе на протяжении нескольких десятилетий активно разрабатывается документальная база, в которой содержатся основные принципы работы журналиста, которые де- факто признаются практическими всеми журналистскими организациями.
В свою очередь, автор считает, что за интерпретацией фактов стоит ряд объективных и субъективных причин, таких, как экономическое обеспечение прессы в условиях вооруженного конфликта, отсутствие достоверной информации и источника, который мог бы снабжать ею журналистов, не имеющий доступа к важным сведениям; политические, поскольку конфронтация средств массовой и информации и правительства государства и силовых структур, а также отсутствие поддержки с их стороны существенно усложняет работу журналиста в реалиях военного противостояния. Стоит отметить также, что и личные мотивы журналистов или редакционного руководства могут сыграть ключевую роль в качестве информации, доносимой до аудитории.
Автор проанализировал ряд отечественных изданий, занимающихся освещением заданного конфликта, среди которых «Новая газета», «Известия», «Комсомольская правда», «Российская газета», «Независимая газета», «Общая газета», «Московские новости», «Лента.ру» и выявил, что данный военный конфликт сопровождался затяжной информационной войной.
Методы, применяемые СМИ, для управления общественным сознанием не значительно отличаются от методов PR-кампаний, направленных на внедрение в умы населения необходимой информации, мифов, стереотипов, показывающих противника в образе страшного врага, что позволяет расставить акценты на выгодные позиции с точки зрения «заказчика». Информационные кампании, которые всегда предшествуют началу военных столкновений между государствами, делятся на два направления: в первом случае СМИ информируются заблаговременно и снабжаются необходимыми материалами, оказывается всевозможная поддержка журналистам, выраженная, как правило, в денежном эквиваленте, а во втором случае идет направленная борьба на распространителей отрицательных материалов и информации, которая может противоречить той, что навязывается населению. Известны случаи, когда журналисты, оказывающие сопротивление политическому режиму и пытавшиеся уличить правительство во лжи и «открыть людям глаза на правду», подвергались жестокому давлению со стороны правительственных организаций.
Освещение конфликта в Чеченской республике в прессе стало особым компонентом самой войны. Журналисты приковали к себе внимание общественности, произошел резкий скачок роста аудитории, которой были необходимые новые сведения о происходящем. Однако у происходящего на информационной арене была и другая сторона, которая наглядно демонстрировала существующие, но до этого не осознаваемые проблемы внутри журналистского сообщества.
Война послужила толчком для того, чтобы пресса осознала свое место в этой войне и свою позицию по отношению к ней, которые могли повлечь за собой как положительные, так и негативные последствия.
Автор данной выпускной квалификационной работы считает, что, несмотря на расхождение во мнениях и конфронтацию официальной прессы и независимой, в условиях вооруженного конфликта, когда настроения в обществе нестабильны, обе стороны должны следовать основным морально-этическим принципам журналистской деятельности. Свобода слова и самовыражения - важный критерий в работе СМИ, однако ни то, ни другое не должны наносить вред морально-психическому здоровью граждан.
Хочется отметить, что в период второй военной кампании, которую автор проанализировал дополнительно, правительство России действовало более осознанно и целенаправленно в отношении прессы. Новое направление в государственной политике, в рамках которой власть ужесточила контроль за сообщениями в СМИ и публикациями, освещающими вооруженный конфликт. Это, несомненно, свидетельствует о тщательно проделанной работе, о том, что вышестоящие лица обратили внимание на колоссальное влияние прессы на гражданское самосознание, на то, что открытая и агрессивная конфронтация со СМИ может привести к ухудшению имиджа страны, потому что журналисты могут применять различные техники манипулирования общественным сознанием.
Результаты проведенного исследования могут использовать в работе специалисты-конфликтологи. Работа так же может быть применена в учебном процессе в рамках преподавания таких дисциплин, как «Конфликтология», «Политология», «Средства массовой информации и конфликты», «Связи с общественностью», «Технологии урегулирования конфликтов».