Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы стратегического 6
менеджмента
1.1 Сущность основных понятий 6
1.2 Этапы стратегического менеджмента и роль стратегического 19
контроля
1.3 Методы стратегического контроля 26
Глава 2. Анализ стратегического менеджмента в ООО «Фитнес Спорт» 37
2.1 Анализ отраслевых тенденций 37
2.2 Анализ деятельности организации ООО «Фитнес Спорт» 44
2.3 Характеристика системы стратегического контроля в ООО «Фитнес
Спорт» 59
Глава 3. Практическое применения инструментов оценки и контроля 62
реализации стратегии ООО «Фитнес Спорт»
3.1 Разработка программы оценки и контроля реализации стратегии 62
ООО «Фитнес Спорт»
3.2 Обоснование системы показателей для оценки стратегии 68
3.3 Оценка эффективности рекомендаций 74
Заключение 79
Список использованных источников
Актуальность темы. Стратегическое планирование - важная составляющая любо современного бизнеса. Определение краткосрочных и долгосрочных целей и задач является обязанностью высшего руководства компаний, в то время как на уровне структурных подразделений участие в судьбе компании зачастую ограничивается прямым исполнением обязанностей.
Выбор и контроль реализации стратегии, таким образом, становится некой привилегией топ-менеджмента. Здесь возникает две проблемы, на которых стоит сфокусироваться. Во-первых, выстраивание вертикали «руководство-персонал» требует чёткой постановки задач в виде конкретных установок. Во-вторых, информация, поступающая от сотрудников, должна учитываться в процессе корректировки существующих задач и установления новых. Соответственно, необходим такой инструмент управления, который позволит поддерживать прочные информационные связи внутри компании и при этом оперативно решать тактические и стратегические задачи.
Эффективным инструментарием, позволяющим наполнить процесс принятия решений достаточной и актуальной информацией на все уровнях организации является система ключевых показателей эффективности (или KPI - Key Performance Indicators).
Под KPI в широком смысле понимается система финансовых и нефинансовых показателей, которые влияют на качественное изменение результатов работы каждого сотрудника по отношению к стратегической цели компании. Ключевым качеством KPI является сбалансированность данной системы и её способность адаптироваться к избранной компанией стратегии.
В связи с тем, что KPI в России не только приобрела широкую популярность, но и постоянно переосмысляется соразмерно задачам разных бизнес-процессов, считаем актуальным анализ действующей системы ключевых показателей эффективности на конкретном примере.
Степень разработанности темы можно охарактеризовать как достаточно высокую. Так, в последние годы в отечественной литературе, посвящённой управлению и финансам обозначилось направление к совершенствованию «западной»/«классической» KPI. Российский бизнес несколько отличается от американского или европейского, а потому требует особого подхода. О сущности системы ключевых показателей эффективности, а также специфике применения её на практике пишут такие авторы как: Артаманова М.В., Ашмарина С.И., Василюк Т.Н., Жабин А.П., Кондрашина Е.А., Козлова О.Л., Колосов Р.П., Коротков Э.М., Луданик М.В., Резник С.Д., Румянцева З.П.
Объект исследования - процесс разработки, реализации и контроля стратегии компании.
Предмет - система ключевых показателей эффективности как инструмент контроля реализации стратегии в ООО «Фитнес Спорт».
Цель исследования - разработка теоретических и методических основ, а также практических рекомендаций по совершенствованию контроля стратегии организации на основе системы КР1.
В соответствии с целью, были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть виды стратегий развития коммерческой компании;
2. Рассмотреть методы контроля реализации стратегии;
3. Дать определение понятию KPI;
4. Провести анализ стратегического менеджмента ООО «Фитнес Спорт»;
5. Разработать программу развития и оценки стратегии ООО «Фитнес Спорт».
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых в области стратегического менеджмента. В работе применены следующие методы: обобщения, статистические, экономико-математические, наблюдения и сравнения, эмпирического описания, теории управления и принятия решений.
Для наглядности полученных результатов применялись графические методы изображения данных (таблицы).
Эмпирической базой исследования послужили нормативные и финансовые документы ООО «Фитнес Спорт», регламентирующие деятельность руководства и сотрудников компании, а также отражающие её миссию, долгосрочное и краткосрочное планирование.
Система мотивации на базе KPI (Key Performance Indicator) представляет собой методику определения результатов и создания механизмов определения денежного вознаграждения. Таким образом, KPI - это ключевой индикатор выполнения. KPI связана, в первую очередь, с понятием мотивации. Мотивацию можно понимать как:
• это процесс достижения баланса между целями компании и работника для наиболее полного удовлетворения потребностей обоих;
• процесс побуждения сотрудников к деятельности для достижения целей компании;
• создание условий отождествления интересов организации и
работника, при которых то, что выгодно и необходимо одному, становится столь же необходимо и выгодно другому.
Очень важно, чтобы все сотрудники компании понимали, что только при достижении целей компании могут быть достигнуты цели сотрудника. Прибыль компании является источником выплаты дополнительного вознаграждения. Она может быть частично использована для дополнительного вознаграждения сотрудников, а если прибыль не получена, ничьи интересы не будут достигнуты.
Однако если KPI воспринимается только как система мотивации, а не как система управления по целям, это может привести к негативному упрощению, что недопустимо в условиях работы согласно выбранной стратегии.
Эффективное использование нематериальных активов в решении стратегических задач приводит к улучшению показателей внутренних бизнес- процессов, которые, в свою очередь, обеспечивают успешное взаимодействие с клиентами и акционерами.
Сбалансированная система показателей эффективности не просто набор финансовых и нефинансовых показателей, а количественное описание стратегии бизнеса - неотъемлемая составляющая системы управления 81
стратегией компании. Система сбалансированных показателей позволяет связать разработанную стратегию и повседневную деятельность.
Если анализировать существующие в науке и практике методы экономической оценки эффективности стратегии развития, то можно убедиться, что каждый метод имеет характерные особенности и сферы применения, а также недостатки с точки зрения оценки эффективности стратегии инновационного развития. Наиболее приближенными к оценке инновационного развития будут группы оценки, которые не связаны напрямую с классическими расчетными показателями прибыльности, т.е. группы финансовых и управленческих методов оценки эффективности стратегии развития.
Итак, каждый метод и инструмент отвечает определенной цели и потому основан на различных критериях. Поэтому важно интегрировать его в стратегию предприятия в целом, соотносить систему оценки с теми инструментами контроля, которые находятся в вашем распоряжении. Без этого принципа невозможно добиться системного подхода, который является, пожалуй, единственно возможным.
В рамках исследования автором выполнен всесторонний анализ стратегического менеджмента ООО «Фитнес Спорт», связанный с системой ключевых показателей эффективности (KPI).
Разработаны взаимосвязанные по уровням управления показатели системы KPI применительно к новому филиалу сети ООО «Фитнес Спорт». Значимыми при этом являются сформулированные требования к системе KPI, в числе которых:
• объективная оценка результатов трудовой деятельности менеджеров;
• взаимосвязанность по уровням вертикали и горизонтали управления;
• преемственность показателей: показатели низшего уровня
используются при расчете показателей более высокого уровня;
• направленность на решение приоритетных задач;
• простота и доступность расчета и применения;
• понимание сотрудником значимости показателя.
В зависимости от бизнес-процессов для менеджеров каждого из уровней управления и уровней иерархии выделены те результаты трудовой деятельности, которые должны быть достигнуты и которые, в свою очередь, приведут компанию к намеченным целям развития.
Результаты данного исследования могут получить развитие в
практической деятельности ООО «Фитнес Спорт», а также в теории и
методологии реализации стратегии коммерческих компаний.
1. Аакер Д.А. Стратегическое рыночное управление. СПб.: Питер, 2002;
2. Аузан А.А. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория. М.: ИНФРА-М, 2006
3. Архипова Н.И., Поморцева И.М., Седова О.Л. Кадровая политика как фактор стратегического развития университета // Вестник РГГУ. 2013. № 6 (107). С. 43-47
4. Бейкер М. (ред.) Маркетинг. Бизнес-класс. СПб.: Питер, 2002.
5. Бубнов Ю.Т. Моделирование системы обобщающих показателей повышения эффективности производства на предприятии. Саратов.: Изд-во Саратов. ун-та, 1986.
6. Бурков В.Н., Ириков В.А. Модели и методы управления организационными системами. М.: Наука, 1994. 135 с.
7. Годовой бухгалтерский отчёт ООО «Фитнес Спорт» за 2016 г.
8. Гагаринская Г.П., Быкова А.В., Калмыкова О.Ю. Управление человеческими ресурсами организации: формирование конкурентных преимуществ и стратегии предприятий сферы услуг на региональном уровне: монография. Самара: ГОУ ВПО СамГТУ, 2010. 360 с.
9. Гагаринская Г.П., Штрикова Д.Б. Особенности трудовой мотивации на предприятии машиностроения. М.: Машиностроение-1, 2004. 290 с.
10. Гагаринская Г.П., Штрикова Д.Б., Быкова А.В., Калмыкова О.Ю. Управление персоналом: учебник. Самара: НОУ «ПИБ», ГОУ ВПО «СамГТУ», 2008. 262 с.
11. Горфинкель В.Я. (ред.) Инновационный менеджмент: учебник. 2е изд. М.: Вузовский учебник, 2008;
12. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика. Учебное пособие для вузов. M.: Аспект Пресс, 2002.
13. Каплан Р., Нортон Д. Система сбалансированных показателей: От стратегии к действию. М.: Олипм-Бизнес, 2003.
14. Кибанов А.Я., Гагаринская Г.П., Калмыкова О.Ю., Мюллер Е.В. Управление персоналом: учеб. пособ. М.: ИНФРА-М, 2013. 240 с.
15. Кибанов А.Я., Баткаева И.А., Митрофанова Е.А., Ловчева М.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник. М.: ИНФРА-М, 2009. 528 с.
16. Кибанов А.Я., Митрофанова Е.А., Эсаулова И.А. Экономика управления персоналом: учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2013. 427 с.
17. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. М.: Русская деловая литература, 1998
18. Рынок фитнес-услуг 2016 в России: рост вопреки кризису URL: http: //www.buybrand.ru/market-reviews/11989/
19. Составлено автором
20. Траут Дж., Райс Э. Позиционирование: Битва за узнаваемость. СПб.: Питер, 2001.
21. Управление процессами организации трудовой деятельности на предприятии: учеб. пособ. / Э.М. Коротков, Г.П. Гагаринская. Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2004. 260 с.